Берлинское интервью а зиновьева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Грустно такое читать, но нужно. Интервью Александра Зиновьева незадолго до его смерти.

Александр Зиновьев: Советская государственность была вершиной эволюции русской идеи.

— Совершенно бесполезные усилия. Если страна пошла в ложном направлении, то, чем успешнее она идет, тем оказывается ближе к гибели и полному исчезновению.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития России в ближайшее столетие?

— Это очень общий вопрос. Никаких обнадеживающих перспектив в истории России я не вижу. Считаю, что России нанесли смертельный удар в конце прошлого – начале нынешнего столетия. Сейчас ее направили на путь деградации и, в конечном счете, полного исчезновения — избытия из человеческой истории.

— Вы хотите сказать, что Россия в ближайшей перспективе исчезнет с политической карты мира?

— Думаю, что исчезнет.

— Иначе говоря, на просторах Евразии столкнутся новые силы. Вы могли бы их назвать?

— Людей, которые ощущают себя русскими.

— Значит, по-вашему, существуют силы, которые инициировали развал России. Вы могли бы их назвать?

— Вы – известный советолог, скажите, с вашей точки зрения, Советский Союз – это хорошо, или плохо?

Поверьте, я отнюдь не апологет коммунизма. Напротив, я известен, как критик советизма. Но сегодня, прежде всего, во мне говорит ученый.

После горбачевско-ельцинского антикоммунистического переворота в истории России наступил спад и теперь идет процесс деградации. Остановить этот процесс в высшей степени сложно. Я, во всяком случае, не вижу сил, способных предотвратить деградацию.

— Вы полагаете, что реставрация могущества России невозможна. Почему?

— Ваш вопрос, при его кажущейся ясности, — многоплановый.

Реставрация советской социальной системы, на мой взгляд, действительно невозможна. И главным образом — в виду отсутствия сил, способных ее восстановить. За последние 15 лет произошли такие перемены, что в стране была уничтожена социальная база возможной реставрации.

Во-вторых, могу сказать, что, если бы даже удалось реставрировать Советский Союз, это был бы не кратковременный акт. Потому что ситуация в мире изменилась настолько радикально, что требуется нечто другое, более серьезное, чтобы повернуть впять энтропийные процессы.

— Человек жив, пока не поверил в безысходность своей судьбы. Вам не кажется, что ваша концепция не оставляет никакой оптимистической перспективы для нового поколения людей, живущих на территории бывшего СССР?

Мне 81 год. Вся советская история – это моя биография. Я вспоминаю начало войны, окружение. Немцев тогда было в десятки раз больше, чем нас. В отличие от нас, они были сыты, обуты, лучше вооружены. Многим из моих сослуживцев казалось, что мы обречены на смерть. И это была безусловная правда. Но вот вопрос: как реагировать на эту правду?

Моя позиция рассчитана на людей умных, мужественных, морально стойких, людей, способных к смертельной борьбе.

Найдутся такие люди в России – Россия выживет и окрепнет. Не найдутся – Россия исчезнет, совсем исчезнет — нас вытрут из анналов истории. Да так, что от России не останется и следа…

падение коммунизма превратилось в развал России.

Вопрос: После краха коммунизма основным предметом Ваших исследований стала западная система. Почему?

Александр Зиновьев: Потому что произошло то, что я предсказывал: падение коммунизма превратилось в развал России.

Вопрос: Выходит, борьба с коммунизмом прикрывала желание уничтожить Россию?

Александр Зиновьев: Совершенно верно. Я это говорю, потому что в свое время был невольным соучастником этого для меня постыдного действа. Российскую катастрофу хотели и запрограммировали здесь, на Западе. Я читал документы, участвовал в исследованиях, которые, под видом идеологической борьбы, на самом деле готовили гибель России. И это стало для меня настолько невыносимым, что я не смог больше находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну. Запад мне не чужой, но я рассматриваю его как вражескую державу.

Вопрос: Вы стали патриотом?

Александр Зиновьев: Патриотизм меня не касается. Я получил интернациональное воспитание и остаюсь ему верным. Я даже не могу сказать люблю я или нет русских и Россию. Однако я принадлежу этому народу и этой стране. Я являюсь их частью. Нынешние страдания моего народа так ужасны, что я не могу спокойно наблюдать за ними издалека. Грубость глобализации выявляет недопустимые вещи.

Вопрос: Тем не менее, сегодня многие бывшие советские диссиденты отзываются о своей прежней Родине как о стране прав человека и демократии. И теперь, когда эта точка зрения стала общепринятой на Западе, Вы её пытаетесь опровергнуть. Нет ли здесь противоречия?

Александр Зиновьев: Во время Холодной войны демократия была оружием в борьбе против коммунистического тоталитаризма. Сегодня мы понимаем, что эпоха Холодной войны была кульминационным моментом в истории Запада. В это время на Западе было все: беспрецедентный рост благосостояния, подлинная свобода, невероятный социальный прогресс, колоссальные научные и технические открытия! Но в то же время Запад незаметно менялся. Начатая в то время робкая интеграция развитых стран была, по сути, предтечей интернационализации экономики и глобализации власти, свидетелями чего мы сегодня являемся. Интеграция может служить росту общего благосостояния и иметь положительные последствия, если, например, она удовлетворяет легитимное стремление братских народов к объединению. Однако та интеграция, о которой идет речь, была с самого начала продумана как вертикальная структура, жестко контролируемая наднациональной властью. И без успешного проведения российской, против Советов, контрреволюции, Запад не смог бы приступить к глобализации.

Вопрос: Значит, роль Горбачева не была положительной?

Александр Зиновьев: Я смотрю на вещи немного под другим углом. Вопреки устоявшемуся мнению, советский коммунизм развалился не в силу внутренних причин. Его развал, безусловно, самая великая победа в истории Запада. Неслыханная победа, которая, я повторюсь, делает возможным установление планетарной власти. Конец коммунизма также ознаменовал конец демократии. Сегодняшняя эпоха не просто пост-коммунистическая, она еще и пост-демократическая! Сегодня мы являемся свидетелями установления демократического тоталитаризма или, если хотите, тоталитарной демократии.

Вопрос: Не звучит ли все это несколько абсурдно?

Александр Зиновьев: Ничуть. Для демократии нужен плюрализм, а плюрализм предполагает наличие, по крайней мере, двух более-менее равных сил, которые борются между собой и вместе с тем влияют друг на друга. Во время Холодной войны была мировая демократия, глобальный плюрализм, внутри которого сосуществовали две противоборствующие системы: капиталистическая и коммунистическая. А также неясная, но все же структура тех стран, которые нельзя было отнести к первым двум группам. Советский тоталитаризм был восприимчив к критике, идущей из Запада. В свою очередь, Запад находился под влиянием СССР, в особенности через собственные коммунистические партии. Сегодня мы живем в мире, где господствует одна-единственная сила, одна идеология и одна про-глобализационная партия.

К сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес"








-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Статистика

ОТВЕТ. Совершенно верно. Внутри Европы есть силы, способные заставить ее действовать против самой себя. Сербию выбрали, потому что она сопротивлялась всё подавляющей глобализации. Россия может быть следующей в списке. Перед Китаем.

ОТВЕТ. Ядерный арсенал России огромен, но он устарел. К тому же русские морально разоружены и готовы капитулировать. Мне кажется, что по чудовищности XXI век превзойдет всё, что человечество видело до этого. Подумайте только о грядущей глобальной войне с китайским коммунизмом. Для победы над такой густонаселенной страной потребуется уничтожить не 10–20 миллионов людей, а где-то 500 миллионов. Сегодня это вполне возможно, учитывая уровень развития достижений пропагандистской машины. Разумеется, во имя свободы и прав человека. Если только какая-нибудь PR-организация не выдумает новую, не менее благородную причину.

ВОПРОС. А Вам не кажется, что у людей может быть собственное мнение, что они могут голосовать и таким образом самовыражаться?

ОТВЕТ. Во-первых, люди уже сейчас голосуют мало, а впоследствии будут еще меньше. Что касается общественного мнения, то на Западе его формируют средства массовой информации. Достаточно вспомнить всеобщее одобрение войны в Косове. Вспомните испанскую войну! Добровольцы съезжались со всего мира, чтобы воевать на одной или другой стороне. Вспомните войну во Вьетнаме. Отныне люди настолько ведомы, что реагируют исключительно так, как того желают хозяева пропаганды.

ВОПРОС. СССР и Югославия были самыми полиэтническими странами в мире, и несмотря на это они были уничтожены. Не видите ли Вы связи между разрушением полиэтнических стран, с одной стороны, и пропагандой полиэтничности – с другой?

ОТВЕТ. Советский тоталитаризм создал подлинное многонациональное и полиэтническое общество. Именно западные демократии приложили сверхчеловеческие пропагандистские усилия для разжигания различных видов национализма, потому что раскол СССР рассматривался ими как лучший способ его уничтожения. Такой же механизм сработал в Югославии. Германия всегда стремилась к ликвидации Югославии. Будучи объединенной, Югославия могла оказывать сопротивление. Суть западной системы заключается в разделении для того, чтобы было легче устанавливать свои законы сразу всем сторонам, а самим выступать в роли верховного судьи. Нет никаких причин предполагать, что подобная технология не будет применена по отношению к расчленению в будущем Китая.

ВОПРОС. Индия и Китай выступили против бомбардировок Югославии. Могут ли они в случае чего сформировать полюс сопротивления? Все-таки 2 миллиарда человек – это что-то!

ВОПРОС. Согласно Марксу, колонизация, кроме насилия и жестокости, несла с собой и блага цивилизации. Может, история человечества повторяется на новом витке?

ОТВЕТ. Действительно, почему бы и нет? Но, увы, не для всех. Какой вклад в цивилизацию внесли американские индейцы? Практически никакой, так как они были раздавлены, уничтожены, стерты с лица Земли. А теперь посмотрите на вклад русских! И вообще сделаю важное замечание: Запад опасался не столько военной мощи СССР, сколько его интеллектуального, артистического и спортивного потенциала. Запад видел, насколько СССР был полон жизни! А это главное, что нужно уничтожать у врага. Именно это и было сделано. Российская наука сегодня зависит от американского финансирования. Она находится в жалком состоянии, так как США не заинтересованы в финансировании конкурентов. Американцы предпочитают давать русским ученым работу у себя в США. Советское кино тоже было уничтожено и заменено американским. С литературой произошло то же самое. Мировое господство прежде всего проявляется как интеллектуальный или, если хотите, культурный диктат. Вот почему в последние десятилетия американцы с таким рвением стараются опустить культурный и интеллектуальный уровень во всем мире до своего собственного, что позволит им осуществлять этот диктат.

ВОПРОС. Советская система была неэффективной. Все ли тоталитарные общества обречены на неэффективность?

ОТВЕТ. Что такое эффективность? В США расходы на похудение превышают госбюджет России. И все равно число толстых граждан растет. Таких примеров – десятки.

ВОПРОС. Можно ли сказать, что усиливающаяся на Западе радикализация приведет к его собственному уничтожению?

ОТВЕТ. Нацизм был уничтожен в ходе тотальной войны. Советская система была молодой и сильной. Она бы продолжала жить, если бы не была уничтожена силами извне. Социальные системы не уничтожают сами себя. Разрушить их может только внешняя сила. Это как катящийся по поверхности шар: только наличие внешнего препятствия может его остановить. Я могу доказать это, как доказывают теорему. Сегодня над нами господствует страна, имеющая колоссальное экономическое и военное превосходство. Новый нарождающийся миропорядок стремится к однополярности. Если, устранив всех внешних врагов, наднациональное правительство добьется этого, тогда единая социальная система сможет просуществовать до скончания времен. Только человек может умереть от собственной болезни. Но группа людей, пусть даже небольшая, уже будет стараться выжить через воспроизводство. А представьте себе социальную систему из миллиардов людей! Ее возможности предвидеть и предотвращать самодеструктивные явления будут неограниченными. В обозримом будущем процесс стирания различий в мире не может быть остановлен, так как демократический тоталитаризм – это последняя фаза развития западного общества, которое началось в эпоху Возрождения.

Известный философ и писатель Александр Зиновьев родился в 1922 году в семье крестьянина. После школы поступил в Московский институт истории философии и литературы, из которого он был исключен без права поступления в другие вузы страны за выступления против культа личности Сталина. Вскоре был арестован, бежал, скрывался от органов госбезопасности. От дальнейших неприятностей его спасла служба в армии, куда он ушел в 1940 году и прослужил до 1946 года. Великую Отечественную войну начал в танковом полку, а завершил в штурмовой авиации, за боевые заслуги награжден орденами и медалями. После войны окончил философский факультет МГУ, одновременно учась на мехмате.

Во второй половине пятидесятых годов для студентов философского факультета МГУ имени Ломоносова имя Зиновьева было символом новых идей, борьбы против догматизма. В 1960 году Зиновьев защитил докторскую диссертацию, вскоре после этого он получил звание профессора и стал заведовать кафедрой логики в Московском университете.

На Западе Александр Зиновьев опубликовал более 40 романов, переведенных на 20 языков, своим творчеством создав новый жанр социологического романа (социологической повести), в котором научно-социологические результаты излагаются в художественной форме. Понятия, утверждения, отчасти даже методы социологии используются как средства художественной литературы, а последние, в свою очередь, применяются как средства науки.

Вернувшись на родину, Александр Александрович продолжил свои социологические исследования и читал лекции в МГУ, публиковал очерки о новой России.


Пророческий взгляд 15-летней давности. В забытом интервью выдающегося философа Александра Зиновьева, в конце 70-х высланного из Советского Союза, звучит сквозная мысль: Запад всегда был противником СССР и продолжает противостоять России.

Уже восемь лет, как философа, логика, социолога Александра Зиновьева нет в живых. Но многие его мысли как будто сегодня вышли из-под пера. "Независимая газета" на неделе опубликовала последнее берлинское интервью Зиновьева для французского издания Figaro.

"Демократия постепенно исчезает из общественной организации стран Запада. Повсюду распространяется тоталитаризм, потому что наднациональная структура навязывает государствам свои собственные законы. Эта недемократичная надстройка отдает приказы, дает санкции, организовывает эмбарго, сбрасывает бомбы, морит голодом. Финансовый тоталитаризм подчинил себе политическую власть. Холодному финансовому тоталитаризму чужды эмоции и чувство жалости. По сравнению с финансовой диктатурой, диктатуру политическую можно считать вполне человечной. Внутри самых жестоких диктатур было возможно хоть какое-то сопротивление. Против банков восставать невозможно!", — говорит он.

21 год в состоянии депрессии — так описывал свою жизнь на Западе Александр Зиновьев. Диссидентом требовал себя не называть. Сам говорил, что вырос на идеалах коммунизма и всегда являлся супер-советским человеком. Строй, в котором невольно очутился, называл западнизмом.

Зиновьев был уверен: борьба с коммунизмом прикрывала желание уничтожить Россию. "Российскую катастрофу хотели и запрограммировали здесь, на Западе. Я читал документы, участвовал в исследованиях, которые под видом идеологической борьбы на самом деле готовили гибель России. И это стало для меня настолько невыносимым, что я не смог больше находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну. Запад мне не чужой, но я рассматриваю его как вражескую державу", — говорил он.

Развал страны, за которую воевал, — Зиновьев начал Великую Отечественную танкистом, а закончил — летчиком-штурмовиком, — ученый сразу назвал катастрофой. Написал тогда: проблема не в том, почему мы рабы, а в том почему мы предпочитаем быть рабами.

"Сколько было в КПСС народу — 18 миллионов. Каждый из них давал слово. Еще в советские годы на пленуме ЦК говорил — клянусь любимому ленинскому ЦК и лично верному ленинцу Брежневу, что я буду последовательно. Прошло немного лет и тот же самый человек мчится в Конгресс США и говорит — даю вам слово, что мы не допустим возрождения монстра коммунизма. А эти 18 миллионов человек испарились как будто их не было", — говорил Александр Зиновьев.

"Особый эпизод в его биографии — когда мы все были в восторге от перестройки, он сказал, что это начало гибели и перестройку назвал катостройкой — и выпустил такую книгу — и сказал, что Горбачев приведет страну к гибели. И он это сказал, когда — в разгар самой перестройки и уже одно это говорит о его предвидении!", — уверен академик, директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов.

Причинам ненависти запада к СССР Зиновьев посвятил десятки работ. Когда в Германии или Нью-Йорке рассказывал об этом журналистам, его не публиковали.
"Запад опасался не столько военной мощи СССР, сколько его интеллектуального, артистического и спортивного потенциала. Запад видел, насколько СССР был полон жизни! В советские годы была создана величайшая культура, на порядок выше, чем все, что на Западе. Все это рухнуло, просто убили!", — считал он.

"Он видел установки — СССР являл опасность состоянием радости — вот это то, что мешало западному миру почувствовать свою полноценность", — вспоминает вдова философа Ольга Зиновьева.

Мировое господство через культурный диктат и перманентное насилие — стоит навязать свою музыку, кино, литературу и это приведет к уничтожению суверенитета. Зиновьев был уверен, что Запад изобрел — миротворческую войну, оружием в которой стали плохое питание, нищета, СПИД и наркотики. И только когда это не помогало достичь господства, в бои шли бомбы и ракеты.

"Запад находился под влиянием СССР, в особенности через собственные коммунистические партии. Сегодня мы живем в мире, где господствует одна-единственная сила, одна идеология и одна проглобализационная партия. Все это вместе взятое начало формироваться еще во время Холодной войны, когда постепенно, в самых различных видах появились суперструктуры: коммерческие, банковские, политические и информационные организации. Несмотря на разные сферы деятельности, эти силы объединяла их транснациональная сущность. С развалом коммунизма они стали управлять миром. Таким образом, западные страны оказались в господствующем положении, но вместе с тем они находятся и в подчиненном положении, так как постепенно теряют свой суверенитет в пользу того, что я называю сверхобществом", — говорил он. Когда произносились эти слова, в Ираке еще правил Саддам, а в Ливии Каддафи, не было Арабской весны и войны в Афганистане. В 99-м сверхобщество бомбило Белград. Зиновьев воспринимал войну против Сербии как войну против Европы."Сербию выбрали, потому что она сопротивлялась все подавляющей глобализации. Россия может быть следующей в списке. Перед Китаем", — говорил он.

Ключевой идеей Запада он называл глобализацию. "Так как эта идея довольно неприятная, ее прикрывают пространными фразами о планетарном единении, о трансформации мира в одно интегрированное целое. В действительности Запад сейчас приступил к структурным изменениям в масштабе всей планеты", — предупреждал он.

Эпоху конца 90-х ученый назвал постдемократической — мы свидетели тоталитарной демократии, рассуждал Зиновьев, а война в Югославии — коллективное наказание под эгидой сверхидеологии. "Западного гражданина гораздо больше оболванивают, нежели когда-то обычного советского человека посредством коммунистической пропаганды. В области идеологии главное — не идеи, а механизмы их распространения. Мощь западных СМИ, например, несравненно выше, чем сильнейшие средства пропаганды Ватикана во времена его наивысшего могущества", — считал Зиновьев.

Зиновьев считал, что только он по-настоящему понял советский строй. В 39-м его едва не расстреляли за заговор против Сталина, Суслов называл ученого сволочью номер один, а Брежнев из Союза выслал. И еще Философ никогда не писал про Украину, хотя по рассказам жены в 60-х интересовался деятельностью пробандеровских группировок. Впрочем считал их мелкой диссидентурой.

"Поразительно, но одним из первых вопросов, который был нам задан, когда нас выставили — как вы относитесь к национальным конфликтам. Он даже опешил — вы знаете, мы никогда и не задумывались. Но это было очевидно — западные журналисты сами проговорились о той самой главной установке которая стояла перед западным миром: национальный вопрос — это та возможность которая позволяет народ разделять — восставшие против друга народы — идеальное поле чтобы добиться окончательной победы", — вспоминает Ольга Зиновьева.

"Я думаю, что наступает такой момент, когда дальнейшая эволюция, к которой призывает Запад, становится главной опасностью существования человечества. Она уже несет в большей степени зло чем добро и нашей стране в особенности", — говорит Зиновьев.

Крупным шрифтом редакция "Независимой газеты" намеренно выделяет дату, когда интервью Александра Зиновьева для Figaro было впервые опубликовано — 24 июля 1999 года. Иначе можно подумать, что разговор состоялся только что.


10 лет назад ушел из жизни Александр Зиновьев, выдающийся философ, писатель и логик, человек редких прозрений и крупных парадоксов. Антисталинист, который позже признал, что XX век был веком Сталина. Критик коммунизма, который был убежден, что именно идея коммунизма превратила Россию в мощнейшую мировую державу. Александр Зиновьев не раз говорил, что считает себя самостоятельным государством в лице одного человека. И он всегда твердо, даже отчаянно защищал свой личный суверенитет. А потому никогда не вписывался в идейные поветрия и господствующие настроения ни в брежневском Советском Союзе, ни на Западе, где прожил в вынужденной эмиграции более 20 лет, ни в современной России, куда он вернулся в 99-м году, чтобы, как он с горечью говорил, умереть вместе с его страной. Я помню, как передергивало от имени Зиновьева политические ничтожества, которые были известны лишь тем, что когда-то что-то советовали Ельцину. Оно и понятно, Ельцина Зиновьев считал для России проклятьем, он говорил, что Ельцин разрушал страну и разрушал ее лучше, чем другие. До этого, когда Зиновьев жил и преподавал в Германии от его имени передергивало и безудержных апологетов с запада, ведь Зиновьев их крайне разочаровал. Они встретили его аплодисментами, как диссидента и врага Советского Союза, но вскоре поняли, что использовать Зиновьева против его собственной страны не удастся. Он не считал Советский Союз царством рабства, а Запад царством свободы, скорее, царством искусной манипуляции и прикрытого, но от этого не менее эффективного политического контроля и не боялся открыто говорить об этом. За что на него пытались даже навесить ярлык агента КГБ.

aak

Александр Зиновьев. Вождь в гуще масс. (Карикатура Ельцина)

Зиновьев очень тяжело переживал за нашу страну, иногда настолько тяжело, что в своих прогнозах часто не оставлял ей никаких шансов на возрождение и спасение. В его последнем интервью Зиновьев остается верным себе, они никогда не пытался нравиться, он всегда старался быть верным своим мыслям и своим убеждениям.

Александр ЗИНОВЬЕВ: К концу столетия наверняка глобализация добьется успеха, желаемого успеха, именно того успеха. Я этим успехом не восторгаюсь, успех ужасный, разрушительный, но по всей вероятности основные задачи глобализации будут решены, и они решаются успешно. Весь доступный мир будет покрыт социальной системой, социальным строем таким, какой желателен глобализаторам, то есть американцам. И он устанавливается, он продуман, он примитивен до ужаса, и он легко устанавливается. В Москве, мы же живем уже не в России, мы живем в московском огромном регионе, а таких регионов не много, Москва имеет огромные перспективы. Я не исключаю, что Москва станет одним из крупнейших мировых центров, я допускаю, но не как национальный русский город, Москва не является уже национальным русским городом. Это международное явление совершенно нового типа.

zinovev_prevyu

Сильной России нет, она была и больше никогда не будет, никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. Такие явления в истории человечества бывают только один раз. Вообще человеческие общества живут один раз, рождаются, расцветают, угасают и погибают. А с Россией поступили особенно жестоко, Россию искусственно убили, искусственно, ее долго убивали. Ее убивали за то, что она в свое время совершила великий эволюционный переворот. То, что она сделала, Россия в советские годы, как бы к этому не относились, она совершила нечто такое, чего в мире в истории еще никто не делал. Русский народ обречен на вымирание и очень активно, он очень активно умирает. И дело тут не только в вымирании, дело в моральном состоянии психологическом состоянии. Русский народ не образует единый целый народ, ведь народ это целостное образование, живущее по своим законам, нечто целостное, понимаете? Этой целостности не существует, он атомизирован, он раздроблен. Вы поедете по России, вы наверняка бывали в разных местах, посмотрите, как люди живут, люди атомизированы.

Доживают век старики, живущие совершенно независимо друг от друга, живут в ужасающих условиях. Вы посмотрите молодежь сейчас как подрастает, молодые люди сейчас подрастают без сознания принадлежности к большому роду, у них нет этого сознания. Они вырастают, можно сказать, эгоистически, для себя. И вот я хочу обратить ваше внимание на один очень-очень важный фактор. Произошел грандиозный перелом в отношении людей ко времени вообще, вообще ко времени, не только в России, но и в Соединенных Штатах и в других странах, произошла утрата времени. Люди перестали относиться ко времени как к чему-то будущему, как к чему-то такому, о чем можно подумать, помечтать, проектировать, что это, понимаете, да? Это исчезает почти полностью. Вот извините, как живут сейчас в США, эта лихорадочная американизация, они живут сию минуту. У них нету буквально, у них сказать, что у них вчерашний хотя бы час, у них нету, они живут, время пролетает, пролетает, пролетает.

Основную задачу в своей жизни я выполнил, то есть больше того, что я сделал, вряд ли кто-нибудь другой сможет сделать. Я бы хотел только одного, чтобы хотя одну сотую долю того, что я сделал люди узнали, чтобы не пропадало даром, понимаете? Ведь, что делают с нами, с русскими, нас выбрасывают из истории, вычеркивают великие русские открытия, безжалостно вычеркивают и вычеркивают люди, вот эти братья американцев, они люди малограмотные, тупые, понимаете? Они не способны на серьезные открытия, они безжалостно расправляются с тем, что мы делали. Попробуйте сохранить что-нибудь.

Так думал Александр Зиновьев о мире и о России, то с социологической отстраненностью, то с горькой страстностью в оценках. Впрочем, сам Зиновьев признавался, что мечтал бы, чтобы его прогноз о будущем России и ее народа оказался неверным…

Читайте также: