Бердяев о природе творчества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философская позиция Бердяева чрезвычайно трудна для последовательного изложения. Его философия – личной духовный опыт мыслителя, извилистый и причудливый путь духовной эволюции. Но в течение достаточно долгой жизни, при частой смене объектов философствования, различных теоретических влияниях и воздействиях, постоянно неизменной оставалась главная установка мыслителя: в центре его построений всегда находился человек, личность, индивид. В этом смысле, философию Бердяева с полным правом можно назвать антропоцентрической. Возможно, именно поэтому философское наследие Бердяева столь близко современному человеку, "отстаивающему" свою самоценность и независимость в мире глобальных перемен. У идей Бердяева оказалась долгая жизнь, они стали неотъемлемой частью русской культуры.

Содержание работы

Н. А. Бердяев (18 марта 1874г. – 23 марта 1948г.) 3
"Смысл творчества" (Опыт оправдания человека) 5
Глава І: Философия как творческий акт. 6
Глава II: Человек. Микрокосм и макрокосм. 6
Глава V: Творчество и бытие. 8
Глава VI: Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм. 9
Глава VII: Творчество и аскетизм. Гениальность и святость. 9
Глава XII: Творчество и общественность. 10
Глава XIII: Творчество и мистика. Оккультизм и магия. 11
Глава XIV: Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение. 11
Выводы 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Бердяев.Смысл творчества.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Калужский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

(КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана)

на тему: “Бердяев. Смысл творчества”

Выполнил студент _____________/ололо/

Н. А. Бердяев (18 марта 1874г. – 23 марта 1948г.) 3

"Смысл творчества" (Опыт оправдания человека) 5

Глава І: Философия как творческий акт. 6

Глава II: Человек. Микрокосм и макрокосм. 6

Глава V: Творчество и бытие. 8

Глава VI: Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм. 9

Глава VII: Творчество и аскетизм. Гениальность и святость. 9

Глава XII: Творчество и общественность. 10

Глава XIII: Творчество и мистика. Оккультизм и магия. 11

Глава XIV: Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение. 11

Список использованной литературы 16

Н. А. Бердяев
(18 марта 1874г. – 23 марта 1948г.)

Николай Александрович Бердяев стал одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины ХХ века, который написал сотни работ, посвященных различным философским, социологическим, политическим проблемам, проблемам искусства, морали.

Философская позиция Бердяева чрезвычайно трудна для последовательного изложения. Его философия – личной духовный опыт мыслителя, извилистый и причудливый путь духовной эволюции. Но в течение достаточно долгой жизни, при частой смене объектов философствования, различных теоретических влияниях и воздействиях, постоянно неизменной оставалась главная установка мыслителя: в центре его построений всегда находился человек, личность, индивид. В этом смысле, философию Бердяева с полным правом можно назвать антропоцентрической. Возможно, именно поэтому философское наследие Бердяева столь близко современному человеку, "отстаивающему" свою самоценность и независимость в мире глобальных перемен. У идей Бердяева оказалась долгая жизнь, они стали неотъемлемой частью русской культуры.

Работы Бердяева, несмотря на идеологические запреты, передавались из рук в руки в советской России, брошенные им афоризмы до сих пор волнуют людей, заставляют их задуматься над своей жизнью.

Свое последнее творение "Самопознание" Н.А. Бердяева трактует как "Опыт философской автобиографии", поскольку автор сам является предметом для исследования с двойственной целью: чтобы разгадать тайну своей личности (не что есть природа человека вообще, а что есть его, Николая Бердяева, личная природа) и чтобы, исходя из этого знания, понять истоки своего творчества ("объяснить связь моего типа философского миросозерцания с типом моей душевной и духовной структуры").

Личность и время, личность и эпоха, личность и её внутренняя свобода - таковы основные темы этой книги.

"Смысл творчества" Н.А.Бердяева является откровением философа. Бердяев утверждал, что он лично пережил откровение творчества, которое есть откровение человека, а не Бога. Содержание этого откровения и стало главной темой его книги "Смысл творчества". Она заключает в себе итог предыдущих исканий Бердяева и открывает перспективу разворачивания уже самостоятельной и оригинальной его философии. Она создавалась в ситуации конфликта с официальной православной церковью. В это же время Бердяев вступает в острую полемику и с представителями православного модернизма – группой Д.С. Мережковского, ориентированной на идеал "религиозной общественности", и "софиологами" С.Н. Булгаковым и П.А. Флоренским.

"Смысл творчества"
(Опыт оправдания человека)

Глава І: Философия как творческий акт.

Мечта новой философии – стать научной или наукообразной. Никто из официальных философов не сомневается серьёзно в верности и законченности этого стремления во что бы то ни стало превратить философию в научную дисциплину. Наука – предмет вечного вожделения философов. Философы верят в познание лишь потому, что существует факт науки: по аналогии с наукой готовы верить они и в философское познание.

Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной. Научность есть исключительное свойство науки и критерий только для науки. Философия – первородное, исконное науки, она ближе к Софии; она была уже, когда науки ещё не было, она из себя выделила науку. А кончилось ожиданием, что наука выделит из себя философию.

Для поддержания жизни в этом мире философия никогда не была необходима, подобно науке – она необходима для выхода за пределы данного мира. Наука оставляет человека в бессмыслице данного мира необходимости, но даёт орудие охраны в этом бессмысленном мире. Философия всегда стремится постигнуть смысл мира, всегда противится бессмыслице мировой необходимости [4; 280]. Искусство философии обязательнее и твёрже науки, первее науки, но оно предполагает высшее напряжение духа и высшую форму общения. Тайна о человеке – исходная проблема философии творчества.

Глава II: Человек. Микрокосм и макрокосм.

Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке. Акт исключительного самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому познанию. Это исключительное самосознание человека не может быть одной из истин философского познания мира, оно как абсолютное a priori предшествует всякому философскому познанию мира, которое через это самосознание и делается возможным.

Познание человека покоится на предположении, что человек – космичен по своей природе, что он – центр бытия. Человек как замкнутое индивидуальное существо не имел бы путей к познанию вселенной.

Человек – малая вселенная, микрокосм – вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав вселенной, все её силы и качества, что человек – не дробная часть вселенной, а цельная маленькая вселенная.

Человек познавательно проникает в смысл вселенной как в большого человека, как в макроантропос. Вселенная входит в человека, поддаётся его творческому усилию как малой вселенной, как микрокосму. Человек и космос меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а не борьба карлика и великана. Человек – точка пересечения двух миров. Об этом свидетельствует двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю его историю. Человек сознаёт себя принадлежащим к двум мирам, природа его двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. И человек с равной силой обосновывает самые противоположные самосознания, одинаково оправдывает их фактами своей природы. Человек сознаёт своё величие и мощь и своё ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознаёт себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости.

Глава III: Творчество и искупление.

Христианская мистерия искупления на известной ступени развития человечества объективируется, представляется внеположной, трансцендентной человеку и его внутреннему духовному пути. Так обретается Христос в объективно- предметном ряде и снимается с человека бремя внутреннего пути Христа как пути Человека, как процесса антропологического. То было материализацией христианства, его инволюцией. Ныне христианство может стоять лишь под знаком эволюции, духовного восхождения. Мистерия христианства переносится внутрь, Христос становится имманентен человеку, человек на себя возлагает все бремя, всю безмерность свободы. Христос перестает быть единственным в объективном ряде, среди других. Он – Всечеловек – становится путем человека, мистерией его духа. Так раскрывается спонтанность и автономность человека в творчестве, свободная активность человека на пути к Христу Грядущему.

Глава V: Творчество и бытие.

Творчество не есть переход мощи творящего в иное состояние и тем ослабление прежнего состояния – творчество есть создание новой мощи из небывшей, до того не сущей. И всякий творческий акт по существу своему есть творчество из ничего, т.е. создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой.

Творчество в мире возможно потому лишь, что мир творим, т.е. тварен. Мир, не сотворённый, не знавший творческого акта прибыли и прироста бытийственной мощи, не знал бы ничего о творчестве и не был бы способен к творчеству. Проникновение в тварность бытия приводит к осознанию противоположности между творчеством и эманацией. Если мир творится Богом, то есть творческий акт и творчество оправдано. Если мир лишь эманирует из Бога, то творческого акта нет и творчество не оправдано.

В подлинном творчестве ничто не убывает, а всё лишь прибывает, подобно тому, как в Божьем творчестве мира не убывает Божественная мощь от своего перехода в мир, а прибывает мощь новая, не бывшая.

Творческий акт предполагает моноплюрализм, т.е. допущение множества свободных и самостоятельных существ наряду с Существом Божьим. Вопрос совсем не в том, что мир и человек внебожественны, а в том, что каждое лицо, каждое существо имеет бытие свободное и самостоятельное.

Глава VI: Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм.

Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается лишь из свободы. Когда мы говорим на нашем несовершенном человеческом языке о творчестве из ничего, то мы говорим о творчестве из свободы.

Творчество – необъяснимо. Творчество – тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы – бездонна и неизъяснима, она – бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества.

В творческой свободе есть неизъяснимая и таинственная мощь созидать из ничего, недетерминированно, прибавляя энергию к мировому круговороту энергии. Творчество есть то, что идёт изнутри, из бездонной и неизъяснимой глубины, а не извне, не из мировой необходимости. Само желание сделать понятным творческий акт, найти для него основание есть уже непонимание его. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность. Желание рационализировать творчество связано с желанием рационализировать свободу.

Глава VII: Творчество и аскетизм. Гениальность и святость.

Во всякой подлинной творческой гениальности накоплялась святость творческой эпохи, святость иная, более жертвенная, чем святость аскетическая и каноническая. Гениальность и есть иная святость, но она может быть религиозно осознана и канонизирована лишь в откровении творчества. Гениальность – святость дерзновения, а не святость послушания.

Творческий путь гения требует жертвы, не меньшей жертвы, чем жертвенность пути святости. На пути творческой гениальности так же нужно отречься от "мира", победить "мир", как и на пути святости. Но путь творческой гениальности требует ещё одной жертвы – жертвы безопасным положением, жертвы обеспеченным спасением. Гениальность непонятна "миру", не относима ни к каким "мирским" дифференциациям человеческой деятельности. Гениальность не может объективироваться в творчестве дифференцированной культуры, она не относится ни к какой специфической форме культуры, не производит никаких специфических ценностей культуры. В гениальности нет ничего специального, она всегда есть универсальное восприятие вещей, универсальный порыв к иному бытию. Гениальный художник соединяет в себе гениальную натуру с художественным талантом. Природа таланта не органическая, не онтологическая, а функциональная. Талант может создавать более совершенные объективные ценности, чем гениальность.


Ключевые слова: творчество, гений, гениальность, свобода, личность

Николай Александрович Бердяев — известный философ, литератор, публицист, общественный деятель.

Бердяев принципиально отвергал универсальные мировоззренческие системы. Идея свободы личности Бердяева содержит противоположные настроения: трагизм и решимость совершить “революцию духа”; одиночество и желание порыва к всеобщему объединению; чувство падения значимости бытия и истории; вера в спасительную силу человеческой свободы. Понятие свобода в некоторых случаях понимается как полное отрицания самой возможности свободного выбора, в других же случаях как обоснование “бегства от свободы”.

Философия Н.А.Бердяева стала выражением духовного драматизма в период смены эпох, когда изжившие себя культурные формы понимались как недостаточные для развития и происходит поиск новых форм и способов воплощения.

Проблема личности и свободы всегда была основополагающей составляющей религиозного мышления. Бердяев определил свою теорию религиозной метафизики как персонализм. Личность, с точки зрения персонализма, реальность духовная, по отношению к которой не применим никакой закон. Личность — сама свобода.

Творчество всегда связано с идеей свободы. Творчество духовной культуры и хозяйственная жизнь страны не могут строится по одному образцу. Не выполнение данного условия приведет к гибели свободы. Творчество и свободу Бердяев не сопоставлял с правом человека или же его желанием. В отличие от свободы, творчество — это обязанность человека перед Богом, требование к человеку продолжить миротворение, которое было ему дано. Творчество, как обязанность, определяет жизненный уклад человека. Не найдя в Священном Писании мыслей, касающихся творчества как такового, Бердяев пришел к выводу, что религиозный смысл творчества от человека был скрыт от человека Богом. Творчество является связующим звеном между человеком и Богом, а потому, новое откровение будет открытием в человеке творческого начала. Тайна необходимости Бога в творчестве человека рассматривается только в духовном опыте человека, и не может быть познана лишь в качестве богословского понимания.

Не теряют актуальности рассуждения Бердяева о гениях и гениальности. Бердяев был противником рассмотрения гениальности как внешней реализации, он относил ее к внутреннему творчеству. Она есть целостное качество каждого человека, а не специальный дар. Гений — соединивший в себе гениальную натуру и большой талант.

Необходимо устранить спор о чистом искусстве для искусства. Творческий гений или талант не находится в пустоте, он является микрокосмосом. Творческие процессы имеют связь с миром и человеческим обществом.

Бердяев подчеркивал недопустимость смешения творческой свободы мыслителя с изоляцией, с равнодушным отношением к судьбе мира. Недопустимо смешивать внутреннюю связь с жизнью народа, с рабством, с насилием над творчеством.

Несоответствие между творческим замыслом и его осуществлением — трагедия творчества. Главная составляющая этой проблемы одиночество творца. Творчество всегда индивидуально, оно не может быть коллективно-всеобщим. Лишь в личном духовном опыте переживается факт несовершенства продукта творчества. Творец одинок, но его творчество имеет мировой характер. Таким образом, творчество есть то, что идет изнутри, а не извне, не из мировой необходимости.

Согласно стилю изложения своих философских мыслей и основных темах, которые в своих произведениях рассматривал Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 годы), его философию можно отнести к новой, неклассической форме разновидности экзистенциальной философии.

Философские воззрения Н. А. Бердяева не образуют целостную законченную систему с выделенным в ней понятийным аппаратом. В качестве особенностей его подхода к философии следует выделить соотнесение определенных идей и паттернов с индивидуальными формами внутреннего опыта, чувствования и переживания действительности.

В качестве основы предмета и задач философского знания, Бердяев выделяет экзистенциально-антропологический подход. Так, философии необходимо определять сущность бытия из личности человека, и с помощью человека, при этом, в качестве собственного содержания выделяя природные и исторические формы мирового устройства.

Дух является свободой и свободной энергией, которая стремится вырваться в природные и исторические формы мироздания. В духовной силе человека, согласно Бердяеву, изначально содержатся не только человеческие, но также и богочеловеческие особенности характера, так как ее основу составляет высшее духовное существо – Бог.

Несмотря на то, что при определении сущности философских задач Бердяев исходит из позиций экзистенциальной философии, его понимание содержит в себя и некоторые смысловые отличия.

Экзистенциализм, согласно Бердяеву, не может трактоваться в качестве нерелигиозной, либо недостаточно религиозной философии. Себя он, в свою очередь, считал представителем религиозной, спиритуальной формы экзистенциализма. В отличие от представителей экзистенциального направления, Бердяев обращает внимание не на особенности трагичности человеческих форм жизнедеятельности, а на личностную свободу человека, совместно с человеческим творчеством.

Жизнь, по Бердяеву, невозможна без существующих в ней творческих, духовных, ответственных и совестных начал. Так, философу необходимо скорее причислить статус философа, обладающего экзистенциальным мышлением, а не звание обычного последователя экзистенциального направления философии, как отдельно сформированного направления, в которой существует отдельная собственная терминология.

Бердяевым был внесен значительный вклад в развитие философии XX века. Не стремясь делать глубокий анализ многообразным формам его размышлений о философии, кратко опишем его вклад в развитие данной отрасли:

  1. Он выдвинул идеи о свободе, как об области, которая предшествует и Богу и бытию.
  2. Он рассматривал идеи о творчестве, основы которого находятся в начальных формах свободы, которые формируют и определяют бытие.
  3. Им была выдвинута и развита антропологическая идея о существовании у человека личности, которая является воплощением непосредственно творческих паттернов свободы.
  4. Им была широко освещена идея об истории, как о форме существования личности с творческими способностями, которая при этом обладает свободой.

В этом и заключаются основные идеи и проблемы, которые он определил перед собой, чтобы в последующем решать на протяжении жизни.

Философия творчества и свободы

Развивая данную идею, которая является одной из главенствующих у него, им признавалось наличие внебожественных источников человеческой свободы. Свобода, согласно Бердяеву, не является божественным созданием, свобода является категорией, которая предшествует Богу, и, следовательно, ее нельзя ограничить, либо сдержать никакими формами чуждого для нее бытия, включая и Божье.

Людям сложно осознать причины того, что Бог не создал идеальный мир, в котором не существует болезней, детский слез и страданий. Ответом на это служит то, что в этом мире не было бы места для свободы, которая составляет основу мироздания, следовательно, Бог не обладает полномочиями в ее ограничении.

Бердяев причислял себя к числу пророков мирового творческого и христианского переустройства. Согласно его позиции, если Боя является Творцом, а человек выступает в качестве образа и подобия Бога, то человека тоже необходимо определять в качестве творца, поскольку в противном случае он не будет оставаться человеком.

Согласно позиции Бердяева, результатом творчества, вне зависимости от того, будет это социальным движением, либо новым направлением искусства, либо научной теорией, является то, что конечный его результат обретает собственную новую жизнь, без привязки к ее создателю. Человек не обладает властью над продуктами собственного творчества, и это составляет человеческую трагедию.

Учение о личности и обществе

Являясь личностью, человек лишь отчасти становится объектом общества и коллектива, поскольку основной его составляющей – личностью, он стремится следовать духовным формам мироустройства и Богу, стараясь найти пути экзистенциальной коммуникации с Ним.

Понимание личности, как высшей ценности стало основой для определения философом соотношения между личностью и обществом. Согласно позиции Бердяева, личность является более приоритетной, нежели общество. Личность определяет собственные формы бытия в качестве высшего смысла мироздания, он намного ценнее как общества, так и целого космоса.

Бердяев пытался донести до людей, что не личность выступает в качестве части общества, а наоборот, общество необходимо рассматривать в качестве части личности. Личность лишь частично может быть соотнесена с обществом, так как личность обладает определенной глубиной, которая никогда не станет доступной для общества.

Проблема смысла истории

Для полного осмысления конечности истории значимым является вопрос соотношения вечности и времени.
Само по себе, течение земного времени является лишь этапом, периодом внутри вечности вселенной, оно расположено в границах вечности и прочно там укреплено.

При выходе за пределы вечности, совместно с осуществлением определенных задач, для нашей истории наступит конец. Процесс течения истории происходит в своем историческом временном периоде, однако история не может не выходить за ее пределы. Имея начало, человеческая история со временем придет к завершению.

В следствии уверенности в конечном существовании истории Земли, и в том, что время, которое является отдельным этапом вечности рано или поздно закончится, формировались взгляды автора и на процессы прогресса. Существование бесконечной истории было бы бессмысленным, и, в случае обнаружения в ней непрерывного прогресса, он являлся бы неприемлемым, так как являлся бы средством отражения становления определенного поколения средством существования для последующих поколений.

Из этого следует, что теории прогресса ложны и безнравственны – говорил в своих работах философ. История не является прогрессом, протекающим по восходящим линиям, также как и не является регрессом, история – это трагическое противостояние противоположных паттернов – полюсов добра и зла.

Однако, если прогресса не существует, значит не существует и идеальных форм существования общества, к которому тянется все человечество. Исходя из этого, верованиям в то, что создание такого Божьего Царства является возможным, в любых его ипостасях – коммунизма, или теократии, не суждено свершиться в человеческой истории.

История является дорогой к иным формам организации мира, следовательно, задачи, сформулированные в истории, могут быть разрешены за пределами ее границ – в сфере метаистории, которая представлена вечностью.

Согласно позиции Бердяева, спасение может приобретать только общие формы, и наступить в том случае, если случатся религиозные изменения в структуре бытия, возможные благодаря творческим усилиям всего человеческого сообщества. В этом случае произойдет падение закрепощающего материального мира.

Исходя из этого, согласно позиции Бердяева, конец необходимо трактовать в качестве преображения, перехода человеческого общества в новые измерения собственного существования, в новую форму – эпоху духа, в которой центральным фактором будет являться любовь, способная творить и преображать.

Судьба России: Русская идея

Мысли о значении и роли, которую играет Россия в своей истории, совместно с ее судьбой и предназначением в контексте мирового человеческого сообщества – то есть область вопросов, которая связана с трактовкой русской идеи, особое значение имела в работах философа.

Он начал задаваться этими вопросами в годы Первой мировой войны, где произошло острое формулирование вопросов касательно русского национального самосознания, и, впоследствии он постоянно обращался к ним в процессе осмысления опыта русской революции и особенностей Второй мировой войны.

Россия, в его понимании, должна выступать в качестве Востоко-Запада, и реализовывать возникновение нового состояния общественного уклада, которое должно появиться в качестве альтернативы буржуазности: «Россия может быть осознанной и находить свою мировую миссию исключительно в рамках проблем Запада и Востока. Россия находится в центре западного и восточного миров, и, следовательно, выступает в качестве Востоко-Запада.

1. ТВОРЧЕСТВО КАК СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

2. ТВОРЧЕСТВО В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

3. ТВОРЧЕСТВО КАК ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА

Бердяев внес свой вклад в прояснение идеи Церкви Третьего Завета, наметив путь духовного делания — индивидуальную духовную практику. Новая Церковь для Бердяева — это прежде всего Церковь, практикующая творчество как религию. Иными словами, Бердяев осмыслил творчество как деятельность мистическую. Мережковский также размышлял о пути Церкви Св. Духа и пришел к мистике влюбленности. Бердяев здесь мыслил шире и включил эрос в творчество. Его учение, несомненно, чище и возвышеннее воззрения Мережковского; в нем многое можно взять на вооружение. Мысль о творчестве как деятельности духовной, религиозной; глубокая и верная интуиция обретения самосознания именно через творчество (а не через медитацию над своими грехами); плодотворная вера в преодоление греха в творческом подъеме, как бы слаб и несовершенен он не был — все это вещи, жизненно открытые Бердяевым, которые имеют всеобщий смысл. Кажется, именно здесь главная ценность его текстов.

4. ПРЕОБРАЖЕНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

1. См.: Бердяев Н. А. Дух и реальность (1937 г.) // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 447.

2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 246.

3. Двадцативековая христианская традиция, основанная на опыте бесчисленных подвижников, учит не доверять экстазам. С этой точки зрения бердяевская философия — несомненно, прельщение. Но лично я благодарна Бердяеву хотя бы за то, что он указал на современные издержки и подводные камни пути православного. Этот древний путь ориентирован на сознание иного типа, нежели современный скептический индивидуализм и, будучи абсолютизирован, действительно заводит в тупики и подавляет человека. Мы адекватно не понимаем древние тексты, ошибаемся, бездумно пользуясь наставлениями святых. В частности, и по этим причинам церковная Реформация, начавшаяся с восстания Лютера против собственного монашества, уже в ХVI веке была делом насущным. Не должен же человек вечно ныть и жаловаться, что не может стать святым, заметил однажды Бердяев.

4. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 355.

6. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. С. 196, 197.

7. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 339.

11. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 445.

15. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 266, 267.

19. Там же. С. 426, 427.

27. Сейчас я вполне солидаризируюсь с оценками П. Гайденко и С. Булгакова.

29. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 280.

33. Бердяев Н. Самопознание. С. 279, 280.

34. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 289.

35. Бердяев Н. Самопознание. С. 235.

36. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 339.

38. Там же. С. 327, 534. Образ этот встречается у Гегеля.

40. Бердяев Н. А. Спасение и творчество // Путь. № 2. Январь 1926. Париж. С. 30.

41. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 336.

43. Бердяев Н А. Спасение и творчество. С. 30.

44. Термин русского святителя и мистика ХIХ века Феофана Затворника (Говорова). Бердяев знал его труды, но резко критиковал Феофана за приспособление — в его наставнической практике — к наличному состоянию мира.

45. Бердяев Н. А. Я и мир объектов // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. С. 259.

46. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 336.

47. Согласно Бердяеву, как уже говорилось, софийна по преимуществу деятельность философа.

48. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Там же. С. 461.

50. Бердяев Н. А. Дух и реальность. С. 461.

53. Шестов Лев. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия (1938) // Н. А. Бердяев: pro et contra. СПб., 1994. С. 414.

Читайте также: