Бердяев метафизика пола и любви кратко

Обновлено: 08.07.2024

В каждой культуре тема Эроса занимает значительное место. Что касается русской философской традиции, то в ней к любви относятся как к Богу. Бог и любовь есть единое целое. Предшественником такого мышления можно назвать древнегреческого философа Платона, который в своих диалогах отмечал, что Бог есть объект любви - Эроса. При этом, любовь - Эрос может быть как плотской, так и духовной, но всегда возвышающей человека.

Для Бердяева Эрос есть духовное слияние двух полов, благодаря которому появляется целостная личность, что касается физической любви, то философ ее отвергает, так как считает ее греховной для человека, лишенной всех божественных начал. Такую любовь он определяет как родовую, то есть направленную на продолжение рода, подобную той, что существует в мире животных.

Перед человеком возникает сложный выбор: либо продолжать род, воспроизводя на свет множество несовершенных личностей, либо совершенствовать свой дух и находить свою половинку, дабы стать совершенной и вечной индивидуальностью. Под совершенной индивидуальностью, на мой взгляд, понимается воссоединение двух, абсолютно непохожих личностей, находящих друг в друге те качества, которые сами не имеют. Например, мужчина обладает волей, силой, способностью оберегать, то, что ему дорого, а женщина - красива, совершенна ,духовно богата,соединившись, эти совершенно равные, с точки зрения пола, но противоположные по своей организации личности, дополняя друг друга, создадут идеальную и совершенную личность.

Что же тогда представляет из себя настоящая любовь? Что необходимо для того, чтобы ее достичь?

Конечно же, во - первых, наличие двух биполярных полов, что может способствовать рождению полной и совершенной индивидуальности, которая вечна и не зависит от времени. Я думаю, что она вечна и не зависит от времени, потому что становится близка божественному началу, далекому от реального мира, которому время не ставит никаких определенных рамок, оно вне времени.

Совершенная индивидуальность, в представлении Бердяева, есть что - то нейтральное, космическое, чему не по силам что - либо породить или умертвить, главная задача - навеки оставаться совершенной и прекрасной.

Также и с людьми. По отдельности они не способны преобразиться в индивидуальность (которая представляет собой целостное и гармоничное взаимодействие совершенно противоположных начал - мужчины и женщины), задача половинок воссоединиться, преодолеть некую траекторию, некое расстояние, чтобы достичь друг друга. Пол - это не физиологическая сторона, это часть эмпирической природы, которая по своему строению духовно глубока. В действительности, мыслитель в своей статье, не отвергает существование плотского влечения, но оно является вульгарным, противоречащим настоящей любви не только для самого философа, но и для русского народа в целом.




Бердяев, обращаясь к работам Платона, выделил для себя суждение, которое говорит о поле как о разрыве первоначальной человеческой природы, распадения индивидуальности, воссоединению которой способствует любовь.

Таинственный Эрос воплощается в двух ипостасях: Афродите небесной (символизирующей вечную любовь, а вечную, потому что приближенную к Богу, духовную) и Афродите простонародной, представленной как физиологическое влечение, как греховное сладострастие.

Афродита небесная есть воплощение христианского Бога, у мужчин - это культ Девы Марии, а у женщин - непосредственно самого Христа. Такое поклонение означает слияние противоположностей с вечной женственностью и Божеством. Духовная Близость человека с Богом вечна, она не ведет к рождению и продолжению рода, она превозносит человеческую душу, делая ее вечной, индивидуальной и неповторимой, как и сам Бог.

Бердяев приходит к выводу, что существует три вида единой любви к Богу:

· 1. Слияние вечной женственности с мужественным началом, индивидуальное избрание образа, предопределенного Богом. Это самая высшая форма любви, в которую все остальные входят как составные части. Это любовь, сохраняющая таинство брака, таинство двух воссоединяющихся душ.

· 2. Любовь к людям: к ближнему своему и родному. Это воплощение обыкновенной христианской любви, это братство всех и каждого во Христе, в теле Богочеловека как единого человечества. В ее основе также учитывается начало личности, индивидуальности.

Христос есть воплощение Вечного Эроса, который существует в душе каждого человека, он способствует воссоединить все отличающиеся друг от друга частички мира. Бердяев призывает любить весь мир, находящийся в состоянии своей метафизической поврежденности, видя в этом отблеске вечной красоты потенцию спасения.

Свою концепцию любви - Эроса философ отчасти сравнивает с отношением к миру святого Франциска Ассизского и говорит, что Бог воплощается не только в ближнем, но и в природе, во всем мире. Любовь достигается в определенной сфере человеческого бытия - в теократии, которая основана не на насилии и принуждении, а на свободном влечении к мистическому началу.

Разработанное идеальное представление о совершенном бытии способствовало философских основ учения о поле и любви, которое в дальнейшем способствовало открыть пути к движению к этому идеалу.

В качестве основы метафизики пола и любви , как упоминалось ранее, являются представления о поле и любви античного философа Платона. Его заслугу Бердяев видит в установлении силы божественного Эроса как посредника между здешними и потусторонними мирами и в учении о целостном человеке - aндрoгинe, распавшемся на две половины и томящемся желанием воссоединиться в единую индивидуальность.

Связывая метафизические основания мирового процесса с борьбой личного и мирового начал, Бердяев предлагает развести эти начала в сфере пола. Родовой инстинкт - это природное начало, а небесная любовь есть своеобразное влечение разных полов, это индивидуальное избрание, способствующее духовному слиянию двух начал - мужского и женского.
Глава 2. Женское и мужское начала в представлении Н.А.Бердяева

Христианство очень повлияло на мышление Бердяева, в своих трудах он зачастую обращается к учениям Христа, и к тому, как оно отразилось на сознании русского народа.

Непосредственно мужской пол мыслитель не описывает, я думаю потому, что мужчина всегда представлял собой воплощение силы и совершенства, он есть тот, кто утверждает новые веяния культуры, и вообще, он человек, преобразующий бытие, создающий окружающий социальный мир. Мужчину не нужно представлять как - то иначе, он всегда будет лидером в глазах женщин.

Отношение Бердяева, которое склaдывается относительно тех черт, необходимых каждой женщине, достаточно интересно.

Культ жeнствeннoсти, противоположный античному культу мужественности, берет свое начало в Средневековой культуре. На тот период образ вечной женственности воплощался в Мадонне - той, которая была влюблена в Христа, тем самым несла на себе огромный грех.

Я думаю, что вечная женственность - это нечто возвышенное, далекое, это совокупность идеальных качеств, способных породить мужское восхищение, которое впоследствии преобразуется в художественные или музыкальные шедевры.

До Средневекового периода роль женщины была минимальной, она лишь выполняла одну единственную задачу - сохранение домашнего очага и воспитание детей. Русская философия является сторонником этого взгляда и полностью поддерживает его существование и развитие. Собственно современный русский человек не отрекся от такого вида восприятия женщин, на данный момент оно широко используется в различных сферах таких кaк психология, маркетинг, реклама и др.

В этом философ видит принижение женского достоинства, отрицание вечной женственности и своего настоящего предназначения.

По Бердяеву, женщины - феминистки ничтожны, потому что потеряли достоинство, свойственное полу - вечную женственность, а также особые качества, вызывающие всеобщее вoсхищение; она перестает быть предметом любви, теряет обаяние, грубеет.

Говоря о половом соединении, Бердяев имеет в виду не физиологическое, а мистическое соединение, некое таинственное утверждение личности.

Решение женского вопроса на мoжeт ограничиваться рeфoрмaми экономического или политического характера, оно должно быть связано с новой метафизикой пола, восстанавливающей религиозный смысл любви.

53 методология мышления. искать в инете

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

В любой науке логика служит одним из основных инструментов [2] .

Классическая логическая теория далеко не совершенна: основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей языке, использует абсолютное предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования и т. п. Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п.

Подобно тому как умение говорить существовало ещё до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции:определение, классификация, доказательство, опровержение и др. — нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями. Некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: интуиция, эмоции, образное видение мира и многое другое [3] . Однако нестрогость мышления еще не значит, что оно не подчинено логике [4] .

Традиционная логика

Основная статья: Традиционная логика

В сборник вошли два наиболее известных произведения Николая Бердяева – выдающегося русского мыслителя, последователя Канта, Ницше, Шопенгауэра, одного из ярчайших представителей идеалистической философии. "Человек", "личность", "индивид", "свобода", "Бог" – важнейшие категории философии Бердяева.

Пол и Любовь Бердяев считал главными мировыми вопросами и посвятил им работу "Метафизика пола и любви" . Чувственность, как и консервативное стремление к обузданию пола, не имеют ничего общего с Любовью. Институт брака укрепляет лишь любовь родовую, а она метафизически ниже, чем любовь личная. Высшая форма любви – не для продолжения рода. Ромео и Джульетта, Данте и Беатриче не продолжили род. Высшее проявление любви – это отречение от житейского, мистическая тайна двоих.

Работа "Самопознание" написана в уникальном жанре философской автобиографии. Бердяев рассказывает о становлении своих философских взглядов, о современниках, о своей яркой жизни: он пережил две революции, русский коммунизм, кризис мировой культуры, две мировые войны; четыре раза сидел в тюрьме, был сослан на север, выслан из России и закончил жизнь эмигрантом-изгнанником, но никогда не порывал внутренней духовной связи с родиной.

Вечные вопросы, над которыми размышлял Бердяев, – Любовь, Одиночество, Свобода, Бунтарство, Смысл Жизни и его поиски – сегодня актуальны, как никогда, идеи мыслителя оригинальны и современны, его стиль – величайшее явление русского языка.

Верующий вольнодумец 1

Метафизика пола и любви 3

Глава I - Истоки и происхождение. Я и мировая среда. Первые двигатели. Мир аристократический 12

Глава II - Одиночество. Тоска. Свобода. Бунтарство. Жалость. Сомнения и борения духа. Размышление об Эросе 20

Глава III - Первое обращение. Искание смысла жизни 31

Глава IV - Мир философского познания. Философские истоки 32

Глава V - Обращение к революции и социализму. Марксизм и идеализм 37

Глава VI - Русский культурный ренессанс начала xx века. Встречи с людьми 44

Глава VII - Поворот к христианству. Религиозная драма. Духовные встречи 53

Глава VIII - Мир творчества. "Смысл творчества" и переживание творческого экстаза 63

Глава IX - Русская революция и мир коммунистический 68

Глава X - Россия и мир Запада 73

Глава XI - Моя окончательная философия. Исповедание веры. Мир эсхатологии. Время и вечность 86

Глава XII - О самопознании и его пределах. Заключение о себе 91

Тяжелые годы 96

Николай Александрович Бердяев
Метафизика пола и любви. Самопознание

Печатается по изданию:

Бердяев Н. Самопознание: Избранное. – М.: Мир книги; Литература, 2006. – (Серия "Великие мыслители")

Вступительная статья С. В. Чумакова

Примечания А. А. Храмкова

В оформлении обложки использовано фото Н. А. Бердяева, 1912 г.

Верующий вольнодумец

За коротким по историческим меркам отрезком времени – между девяностыми годами XIX века и Октябрьским переворотом 1917 года – закрепилась слава Серебряного века русской поэзии. И не только поэзии. Это была пора взлета отечественной культуры во всех ее проявлениях: живописи, ваянии и зодчестве, науке и культуре, общественной мысли. И центр философии, коим традиционно считалась Германия – родина Канта и Гегеля, Шопенгауэра, Ницше и Маркса, – переместился в Россию.

Одним из самых ярких мыслителей XX века, начавшим свой творческий путь в годы "русского ренессанса" и оказавшим значительное влияние на развитие философской мысли в Европе, был Николай Александрович Бердяев (1874–1948).

Николай понял, что военная служба – не для него. Вопреки воле родителей в 1884 году поступил на естественный факультет Киевского университета св. Владимира, через год перешел на юридический. Однако университет не закончил. Юный аристократ увлекся марксизмом, вступил в киевский кружок "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", переправлял нелегальную литературу через границу. Однажды в дом к нему нагрянули жандармы. Делая обыск, "ходили на цыпочках", чтобы не тревожить отца, который был на "ты" с губернатором. Знакомство родителей с сильными мира сего не спасло сына от ареста, отсидки в тюрьме, а затем высылки под надзор полиции в Вологду, где он и пробыл до 1904 года.

В среде ссыльных влияние марксизма было доминирующим. В дискуссионном "клубе" блистали будущие нарком А. Луначарский, эсер-террорист Б. Савинков… Однако именно там начался отход молодого мыслителя от ортодоксального марксизма. Вырвавшись из ссылки, Бердяев в течение нескольких лет наряду с "легальными марксистами" – П. Струве, М. Туган-Барановским и другими пытался переосмыслить теоретические принципы революционного учения: материализм, диалектику и в особенности материалистическое понимание истории. Но уже в 1906 году Бердяев писал: "Идеализм был хорош для первоначальной критики марксизма и позитивизма, но в нем нет ничего творческого, остановиться на нем нельзя, это было бы нереально и не религиозно". Он становится активным пропагандистом идеологии "нового религиозного сознания", одним из важных постулатов которого стала необходимость духовной реформы православной церкви и христианской религии, ибо они должны соответствовать новой исторической эпохе и новой культуре. Эти идеи отражены в его книгах "Новое религиозное сознание и общественность", "Духовный кризис интеллигенции" и в ряде статей. Он участвует в сборнике "Вехи", вызвавшем бурные дискуссии в среде демократической интеллигенции, резкую критику со стороны "правильных" марксистов. Ленин оценил "Вехи" как "энциклопедию буржуазного ренегатства".

Бердяев становится одним из организаторов и активных авторов философских журналов "Новый путь" и "Вопросы жизни". Он непременный участник всех известных петербургских философских собраний. Примыкает к кругу интеллектуалов, объединившихся в философском салоне писателя С. Мережковского, одного из лидеров российского декаданса, автора ряда исторических романов, проникнутых религиозно-мистическим духом. Он желанный гость на так называемых "средах" одного из самых ярких поэтов Серебряного века Вяч. Иванова, собиравшего в своей "башне" интеллектуальную элиту Петербурга. "В. И. Иванов не только поэт, но и ученый, мыслитель, мистически настроенный, человек очень широких и разнообразных интересов… Всегда было желание у В. Иванова превратить общение людей в Платоновский симпозиум, всегда призывал он Эрос", – вспоминал об этих собраниях Бердяев. Еще одним центром притяжения были "воскресенья" у писателя, публициста, философа, автора парадоксальных эссе, которыми была очень недовольна православная церковь, В. Розанов. Хозяин "воскресений" был противником христианского аскетизма, порой своеобразно трактовал проблемы семьи и пола. И на этих собраниях Бердяев всегда был желанным гостем.

Николай Бердяев - Метафизика пола и любви. Самопознание (сборник)

Николай Бердяев - Метафизика пола и любви. Самопознание (сборник) краткое содержание

Вечные вопросы, над которыми размышлял Бердяев, – Любовь, Одиночество, Свобода, Бунтарство, Смысл Жизни и его поиски – сегодня актуальны, как никогда, идеи мыслителя оригинальны и современны, его стиль – величайшее явление русского языка.

Метафизика пола и любви. Самопознание (сборник) - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Метафизика пола и любви. Самопознание (сборник) - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Николай Бердяев

Николай Александрович Бердяев

Метафизика пола и любви. Самопознание

Фото

Печатается по изданию:

Вступительная статья С. В. Чумакова

Примечания А. А. Храмкова

В оформлении обложки использовано фото Н. А. Бердяева, 1912 г.

За коротким по историческим меркам отрезком времени – между девяностыми годами XIX века и Октябрьским переворотом 1917 года – закрепилась слава Серебряного века русской поэзии. И не только поэзии. Это была пора взлета отечественной культуры во всех ее проявлениях: живописи, ваянии и зодчестве, науке и культуре, общественной мысли. И центр философии, коим традиционно считалась Германия – родина Канта и Гегеля, Шопенгауэра, Ницше и Маркса, – переместился в Россию.

Inquizitor

Inquizitor

Inquizitor запись закреплена

Вечные вопросы, над которыми размышлял Бердяев, – Любовь, Одиночество, Свобода, Бунтарство, Смысл Жизни и его поиски – сегодня актуальны, как никогда, идеи мыслителя оригинальны и современны, его стиль – величайшее явление русского языка.

Читайте также: