Бердяев духи русской революции кратко

Обновлено: 03.07.2024

"Путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских. И прежде всего необходимо начать различать духов. "
Вчера на встрече вспоминали русскую революцию в истории моей семьи.
Если кратко, то революция отняла у меня возможность выбора веры, расстреляла деда, а бабушка была убита, ее убрали. Мама всю жизнь несла на себе ярлык дочери врага народа, ни в один вуз она не могла поступить. Все корни родовые отрублены, кроме имени, даты рождения и места рождения деда, я ничего не знаю, мы не можем найти регистрацию рождения моей мамы, формально в паспорте стоит 1926 год. А что мне дала революция? грамотность, бесплатное среднее образование, да, еще постоянную "прописку" в жизни: октябренок, пионер, комсомолец, место работы, и если я там буду работать всю жизнь, то может быть когда-нибудь получу квартиру, а если вступлю в партию, то очередь на квартиру сильно продвинется. она дала мне "особенный культ революционной святости. Культ этот имеет своих святых, свое священное предание, свои догматы. " - ленинская комната в каждом общественном месте, портреты вождей на каждом высоком доме, демонстрации, извиняюсь, крестные ходы с портретами вождей и лозунгами "Пролетарии всех стран объединяйтесь", "братство", "солидарность", "дружба" и т.д., а ведь "Духи русской революции" были опознаны почти 100 лет назад.
Николай Бердяев, к его дню рождения вспоминаю:
". Нравственное вырождение, которым кончилась революция 1905 г., нанесло некоторый удар престижу революционной морали, и ореол революционной святости потускнел. Но действительного излечения, на которое некоторые надеялись, не произошло. Болезнь русского нравственного сознания была слишком длительной и серьезной. Излечение может наступить лишь после страшного кризиса, когда весь организм русского народа будет близок к смерти.

. Духовного оздоровления России нужно искать во внутреннем изобличении этой революционной лжесвятости и в освобождении от ее обаяния. Революционная святость не есть настоящая святость, это — ложная святость, обманчивая видимость святости, подмена.
. Но человек, фанатизированный ложной идеей, способен выносить внешние лишения, нужду и страдания, он может быть аскетом не потому, что силой своего духа преодолевает свою грешную и рабскую природу, а потому, что одержимость одной идеей и одной целью вытесняет для него все богатство и многообразие бытия и делает его естественно бедным. Это — безблагодатный аскетизм и безблагодатная бедность, нигилистический аскетизм и нигилистическая бедность. Традиционная революционная святость — безбожная святость. Это есть безбожная претензия достигнуть святости одним человеческим и во имя одного человеческого.
. Обманчивая внешность революционной святости послана была русскому народу как соблазн и испытание его духовных сил. И вот испытания этого русские люди не выдержали. Искренно увлеченные революционным духом не видят реальностей, не распознают духов. Обманчивые, лживые и двоящиеся образы пленяют и соблазняют.
. Русский народ низко пал, но в нем скрыты великие возможности и ему могут раскрыться великие дали. Идея народа, замысел Божий о нем остается и после того, как народ пал, изменил своей цели и подверг свое национальное и государственное достоинство величайшим унижениям. Меньшинство может остаться верно положительной и творческой идее народа, и из него может начаться возрождение. Но путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских. И прежде всего необходимо начать различать духов. "

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Научная фантастика как зеркало русской революции

История великой русской революции

История великой русской революции Настоящее издание нецензурным комитетом комиссариата народного просвещения в качестве учебного пособия для танцулек 1, 2 и 3-й ступени и на цигарки волостным и уездным исполкомам одобрено не было.ПредисловиеПредлагая вниманию читателя

ХАРАКТЕР РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ХАРАКТЕР РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Либеральные и эсеро-меньшевистские политики и газетчики очень озабочены социологической оценкой русской революции: буржуазная она или какая иная? На первый взгляд такой теоретический интерес может показаться загадочным. Либералы отнюдь не

"Ф.ДОСТОЕВСКИЙ КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"

"Ф.ДОСТОЕВСКИЙ КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ" . Конопатый Вася у доски бойко отвечает урок: "Сеньеры строили себе рыцарские замки, чтобы было где стоять на шухере, пока ихние рыцари шарили по амбарам и грабили колхозников. " Учительница не перебивает, и мне потом

О предпосылках Первой русской революции

О предпосылках Первой русской революции «…в 2 часа дня 9 января 1905 года части лейб-гвардии Преображенского полка, стоявшие у Зимнего дворца, дали один за другим три залпа по участникам шествия, стоявшим в Александровском саду, у Дворцового моста и у величественного

Новый год как зеркало русской революции

Новый год как зеркало русской революции Наверное, как и многие из вас, значительную часть праздничных дней я провел у телевизора. Сначала я недоумевал, потом злился, но в конце концов призадумался. Ведь телевидение, в том числе новогоднее, — это всего лишь одно из зеркал,

ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Новый год как зеркало русской революции

Новый год как зеркало русской революции Наверное, как и многие из вас, значительную часть праздничных дней я провел у телевизора. Сначала я недоумевал, потом злился, но в конце концов призадумался. Ведь телевидение, в том числе новогоднее, – это всего лишь одно из зеркал,

Из глубины Сборник статей о русской революции

С. А. Аскольдов Религиозный смысл русской революции

С. А. Аскольдов Религиозный смысл русской революции Комментарии I. Общее в революцияхПрежде чем говорить о религиозном смысле русской революции, мы поставим вопрос о религиозном смысле революции вообще. Однако есть ли что-либо типическое и общее для процесса,

Н. А. Бердяев Духи русской революции

Н. А. Бердяев Духи русской революции Сбились мы. Что делать нам? В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. Пушкин Комментарии ВведениеС Россией произошла страшная катастрофа. Она ниспала в темную бездну. И многим начинает казаться, что единая и великая Россия

С. А. Аскольдов. Религиозный смысл русской революции

С. А. Аскольдов. Религиозный смысл русской революции 1 В состоянии зарождения

ПРОРОК РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ К юбилею Достоевского

ПРОРОК РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ К юбилею Достоевского 28 января 1906 года исполнится 25 лет со дня смерти Достоевского.Вещим предзнаменованием кажется то, что он умер накануне 1 марта, первого громового удара той грозы, которая надвигалась на нас четверть века, и что первые поминки

Андрей Семенов ДУХИ СВЕТА (Праздник православной русской молодежи)

Андрей Семенов ДУХИ СВЕТА (Праздник православной русской молодежи) Я ЧАСТО вспоминаю сентябрь 1993 года, когда вместе с холодным осенним ливнем на головы москвичей с полос каждого “демократического” издания, с каждой радиоволны и каждой телекартинки обрушились

ТАЙНЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ТАЙНЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Из всего внутреннего хаоса выплывает хитрая, вероломная и умная фигура Витте. Из дневника графа А.А. Бобринского К 1905 году в России был накоплен колоссальный потенциал внутренних противоречий. Империя вступила в двадцатый век с

Bпepвыe: Из глyбины. Cбopник cтaтeй o pyccкoй peвoлюции. M., - Пг., 1918. Пeчaтaeтcя пo: Литepaтypнaя yчeбa, 1990. Kн, 2. C, 123-139.

Cтaтья былa нaпиcaнa Бepдяeвым вecнoй-лeтoм 1918 г. П. Б. Cтpyвe, инициaтop и издaтeль cбopникa, пpиexaл в Mocквy из Hoвoчepкaccкa в фeвpaлe 1918 г, и зaдyмaл издaть cтaтьи aвтоpoв, пpинимaвшиx yчacтиe в cбopникax "Пpoблeмы идeaлизмa" (1902), "Bexи" (1909). Haзвaниe cбopникa былo пpeдложено Фpaнкoм (cм.: Фpaнк C. Л. Биoгpaфия П. Cтpyвe, Hью-Йopк, 1956. C. 120). Aвтopaми этoгo cбopникa cтaли П. Cтpyвe, C. Acкoльдoв, H. Бepдяeв, C. Бyлгaкoв, Bяч. Ивaнoв, A. Изгoeв, C. Koтляpeвcкий, B. Mypaвьeв, П. Hoвгopoдцeв, И. Пoкpoвcкий, C. Фpaнк. Hecмoтpя нa тo что нa титyльнoм лиcтe дaтa 1918 г., cбopник пocтyпил в пpoдaжy в 1921 г.

Глaвнyю зaдaчy aвтopы cбopникa видeли в тoм, чтoбы дaть вcecтopoнний кpитичecкий aнaлиз бoльшeвиcтcкoй peвoлюции, пoкaзaть poль интeллигeнции и pyccкoй литepaтypы в ee пoдгoтoвкe. B "Пpeдиcлoвии издaтeля" П. Cтpyвe пиcaл: "Cбopник "Bexи", вышeдший в 1909 г., был пpизывoм и пpeдocтepeжeниeм. Этo пpeдocтepeжeниe, нecмoтpя нa вcю вызвaннyю им, пoдчac вecьмa яpocтнyю peaкцию и пoлeмикy, явилocь нa caмoм дeлe лишь p o б к и м диaгнoзoм пopoкoв Poccии и c л a б ы м пpeдчyвcтвиeм тoй мopaльнoй и пoлитичecкoй кaтacтpoфы, кoтоpaя гpoзнo oбoзнaчилacь eщe в 1905-1907 гг. и paзpaзилacь в 1917. Иcтopик oтмeтит, чтo pyccкoe oбpaзoвaннoe oбщecтвo в cвoeм бoльшинcтвe нe внялo oбpaщeннoмy к нeмy пpeдocтepeжeнию, нe coзнaвaя вeликoй oпacнocти, нaдвигaвшeйcя нa кyльтypy и гocyдapcтвo" (Cmpyвe П. Пpeдиcлoвиe издaтeля // Из глyбины. Cбopник cтaтeй o pyccкoй peвoлюции 1990. C. 19). Пoдpобнee o зaмыcлe, иcтopии coздaния и пpoблeмaтикe этoго cбopникa cм.: Пoлmopaцкuй H. Cбopник "Из глyбины" и eгo знaчeниe // Из глубины. 2-e изд., YMCA-Pгess, 1967; Koлepoв M. A., Плomнuкoв H. C. Pyccкaя интeллигeнция и нaциoнaльнaя cyдьбa // Из глубины. Cбopник cтaтeй o pyccкoй peвoлюции, M., 1990. C, 5 - 16.

I. Гоголь в русской революции 2

II. Достоевский в русской революции 4

III. Л. Толстой в русской революции 9

IV. Заключение 11

Николай Бердяев
Духи
русской революции

Сбились мы. Что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Введение

С Россией произошла страшная катастрофа. Она ниспала в темную бездну. И многим начинает казаться, что единая и великая Россия была лишь призраком, что не было в ней подлинной реальности. Нелегко улавливается связь нашего настоящего с нашим прошлым. Слишком изменилось выражение лиц русских людей, за несколько месяцев оно сделалось неузнаваемым. При поверхностном взгляде кажется, что в России произошел небывалый по радикализму переворот. Но более углубленное и проникновенное познание должно открыть в России революционной образ старой России, духов, давно уже обнаруженных в творчестве наших великих писателей, бесов, давно уже владеющих русскими людьми. Многое старое, давно знакомое является лишь в новом обличье. Долгий исторический путь ведет к революциям, и в них открываются национальные особенности даже тогда, когда они наносят тяжелый удар национальной мощи и национальному достоинству. Каждый народ имеет свой стиль революционный, как имеет и свой стиль консервативный. Национальна была английская революция, и столь же национальна революция французская. В них узнается прошлое Англии и Франции. Каждый народ делает революцию с тем духовным багажом, который накопил в своем прошлом, он вносит в революцию свои грехи и пороки, но также и свою способность к жертве и к энтузиазму. Русская революция антинациональна по своему характеру, она превратила Россию в бездыханный труп. Но и в этом антинациональном ее характере отразились национальные особенности русского народа и стиль нашей несчастливой и губительной революции - русский стиль. Наши старые национальные болезни и грехи привели к революции и определили ее характер. Духи русской революции - русские духи, хотя и использованы врагом нашим на погибель нашу. Призрачность ее - русская призрачность. Одержимость ее - характерно русская одержимость. Революции, происходящие на поверхности жизни, ничего существенного никогда не меняют и не открывают, они лишь обнаруживают болезни, таившиеся внутри народного организма, по-новому переставляют все те же элементы и являют старые образы в новых одеяниях. Революция всегда есть в значительной степени маскарад, и если сорвать маски, то можно встретить старые, знакомые лица. Новые души рождаются позже, после глубокого перерождения и осмысливания опыта революции. На поверхности все кажется новым в русской революции - новые выражения лиц, новые жесты, новые костюмы, новые формулы господствуют над жизнью; те, которые были внизу, возносятся на самую вершину, а те, которые были на вершине, упали вниз; властвуют те, которые были гонимы, и гонимы те, которые властвовали; рабы стали безгранично свободными, а свободные духом подвергаются насилию. Но попробуйте проникнуть за поверхностные покровы революционной России в глубину. Там узнаете вы старую Россию, встретите старые, знакомые лица. Бессмертные образы Хлестакова, Петра Верховенского и Смердякова на каждом шагу встречаются в революционной России и играют в ней немалую роль, они подобрались к самым вершинам власти. Метафизическая диалектика Достоевского и моральная рефлексия Толстого определяют внутренний ход революции. Если пойти в глубь России, то за революционной борьбой и революционной фразеологией нетрудно обнаружить хрюкающие гоголевские морды и рожи. Всякий народ в любой момент своего существования живет в разные времена и разные века. Но нет народа, в котором соединялись бы столь разные возрасты, которые так совмещал бы XX век с XIV веком, как русский народ. И эта разновозрастность есть источник нездоровья и помеха для цельности нашей национальной жизни.

Великим писателям всегда открывались образы национальной жизни, имеющие значение существенное и непреходящее. Россия, раскрывавшаяся ее великим писателям, Россия Гоголя и Достоевского, может быть обнаружена и в русской революции, и в ней столкнетесь вы с основными оценками, предопределенными Л. Толстым. В образах Гоголя и Достоевского, в моральных оценках Толстого можно искать разгадки тех бедствий и несчастий, которые революция принесла нашей родине, познания духов, владеющих резолюцией. У Гоголя и Достоевского были художественные прозрения о России и русских людях, превышающие их время. По-разному раскрывалась им Россия, художественные методы их противоположны, но у того и у другого было поистине что-то пророческое для России, что-то проникающее в самое существо, в самые тайники природы русского человека. Толстой как художник для нашей цели не интересен. Россия, раскрывавшаяся его великому художеству, в русской революции разлагается и умирает. Он был художником статики русского быта, дворянского и крестьянского, вечное же открывалось ему как художнику лишь в элементарных природных стихиях. Толстой более космичен, чем антропологичен. Но в русской революции раскрылся и по-своему восторжествовал другой Толстой - Толстой моральных оценок, обнаружилось толстовство как характерное для русских миросозерцание и мировоззрение. Много есть русских бесов, которые раскрывались русским писателям или владели ими, - бес лжи и подмены, бес равенства, бес бесчестья, бес отрицания, бес непротивления и мн., мн. другие. Все это - нигилистические бесы, давно уже терзающие Россию. В центре для меня стоят прозрения Достоевского, который пророчески раскрыл все духовные основы и движущие пружины русской революции. Начну же с Гоголя, значение которого в этом отношении менее ясно.

Бесы революций -- Н.А.Бердяев о Вопросе Смердякова
или
К малой "Апокалиптике русской литературы".

"Пророчество приняли за пасквиль.
Сейчас, после опыта русской революции,
даже враги Достоевского должны признать,
что "Бесы" - книга пророческая. "
(Н.А.Бердяев "Духи русской революции" / "Из глубины", 1918)

"Совершив на деле то, что Иван совершил в мысли,
Смердяков спрашивает Ивана: "Вы вот сами тогда все говорили,
что все позволено, а теперь-то почему так встревожены сами-то-с?"
Этот ВОПРОС Смердякова Ивану повторяется.
Смердяковы революции, осуществив на деле принцип Ивана "все дозволено",
имеют основание спросить Иванов революции:
"теперь-то почему так встревожены сами-то-с?"
(Н.А.Бердяев "Духи русской революции" / "Из глубины", 1918)

"Атеистическая революция всегда совершает ОТЦЕУБИЙСТВО,
всегда отрицает отчество, всегда порывает связь сына с отцом.
И оправдывает она это ПРЕСТУПЛЕНИЕ тем,
что отец был очень дурен и грешен.
Такое убийственное отношение к отцу всегда есть смердяковщина. "
(Н.А.Бердяев "Духи русской революции" / "Из глубины", 1918)

Говорят, что сегодня, 31 марта 2019 года, знаменательный день, мол, "ВЫБОРЫ" на Украине. Какие "ВЫБОРЫ"? "ВЫБОРЫ". Разве эти "выборы" есть настоящий Выбор украинского НАРОДА. "Украинскую МЕЧТУ" РАССТРЕЛЯЛИ в феврале 2014 года на Майдане. И те, кто отдавали приказы о расстреле граждан Украины в 2014 году, те уже как четыре года занимают высокие должности в Раде, в правительстве и в кресле президента Украины, начиная как раз с февраля-марта 2014 года. Уже четыре года тот, кто обещал принести МИР на Украину, тот принес ВОЙНУ ГРАЖДАНСКУЮ и СМЕРТЬ. И ВЫ ВСЕ, и ВСЕ МЫ, ВСЁ наше-ваше ВСЕМСТВО ЗНАЮТ эту физиономию и эту ФАМИЛИЮ, примелькавшуюся в экранах телевизоров и в новостях Интернета. Ведь, про него и про таких же, как он, сказано в "Записках. " Достоевского:

"Да оглянитесь кругом: кровь рекою льется, да еще развеселым таким образом, точно шампанское. Вот вам все НАШЕ . столетие. Ведь это уж и случалось с ним. Замечали ли вы, что самые утонченные кровопроливцы почти сплошь были самые цивилизованные господа, которым все эти разные Атиллы да Стеньки Разины иной раз в подметки не годились, и если они не так ярко бросаются в глаза, как Атилла и Стенька Разин, так это именно потому, что они слишком часто встречаются, слишком обыкновенны, примелькались. По крайней мере, от цивилизации человек стал если не более кровожаден, то уже, наверно, хуже, гаже кровожаден, чем прежде. Прежде он видел в кровопролитии справедливость и с покойною совестью истреблял кого следовало; теперь же мы хоть и считаем кровопролитие гадостью, а все-таки этой гадостью занимаемся, да еще больше, чем прежде. Что хуже? - сами решите. " (Ф.М.Достоевский "Записки ИЗ ПОДПОЛЬЯ").


Скажу так, не стоит смеяться над пророчествами Достоевского, как это делал Л.Шестов в знаменитой своей книге "Достоевский и Ницше", иначе "СМЕРДЯКОВЫ РЕВОЛЮЦИЙ" придут и спросят о "новых учениях" и "благочестивых намерениях". Разве ПРАВ Лев Шестов, когда он в публицистике "травил" большевиков, разве не Л.Шестов НАУЧИЛ большевиков "Апофеозу беспочвенности"? Так чего же ВЫ теперь-то "заскулили", господа либералы и иже с ними.

Может, прислушаемся к Николаю Бердяеву, уроженцу Киева, вещавшему последующим поколениям, и нашему в том числе, ВЕК спустя?:

"Революции, происходящие на поверхности жизни, ничего существенного никогда не меняют и не открывают, они лишь обнаруживают БОЛЕЗНИ, таившиеся внутри народного организма, по-новому переставляют все те же элементы и являют старые образы в новых одеяниях.

Достоевский обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный.

Все творчество Достоевского есть антропологическое откровение, - откровение человеческой глубины, не только душевной, но и духовной глубины. Ему раскрываются те мысли человеческие и те страсти человеческие, которые представляют уже не психологию, а онтологию человеческой природы.

Русская революция - феномен религиозного порядка, она решает вопрос о Боге. Это - не экономический и не политический вопрос, а прежде всего вопрос духа, вопрос религиозный.

В "Братьях Карамазовых" дана внутренняя диалектика, метафизика русской революции. В "Бесах" дан образ осуществления этой диалектики.

Пророчество приняли за пасквиль. Сейчас, после опыта русской революции, даже враги Достоевского должны признать, что "Бесы" - книга пророческая.

Атеистическая революция всегда совершает отцеубийство, всегда отрицает отчество, всегда порывает связь сына с отцом. И оправдывает она это преступление тем, что отец был очень дурен и грешен. Такое убийственное отношение к отцу всегда есть смердяковщина.

Смердяковщина и есть последнее проявление хамства. Совершив на деле то, что Иван совершил в мысли, Смердяков спрашивает Ивана: "Вы вот сами тогда все говорили, что все позволено, а теперь-то почему так встревожены сами-то-с?" Этот вопрос Смердякова Ивану повторяется и в русской революции. Смердяковы революции, осуществив на деле принцип Ивана "все дозволено", имеют основание спросить Иванов революции: "теперь-то почему так встревожены сами-то-с?".

Достоевский предвидел, что Смердяков возненавидит Ивана, обучившего его атеизму и нигилизму. И это разыгрывается в наши дни между "народом" и "интеллигенцией". Вся трагедия между Иваном и Смердяковым была своеобразным символом раскрывающейся трагедии русской революции.

Антихристианские духи революции родят свое темное царство. Но и христианский дух России должен явить свою силу. Сила этого духа может действовать в меньшинстве, если большинство отпадет от него" (Н.А.Бердяев "Духи русской революции" / "Из глубины", 1918).

Не правда ли, КАК современно ТО, ЧТО Николай Бердяев ВЕЩАЕТ, ВЕК спустя, увидев в шедеврах Достоевского - Пророчество и указание!, КАК и ЧЕГО не надо делать, ИНАЧЕ. ЧтО ИНАЧЕ. Придут "СМЕРДЯКОВЫ РЕВОЛЮЦИИ".

Словом, на Украине СЕГОДНЯ НЕ "Выборы", а некое ИНАЧЕ, спрятанное во ЛЖИ информБЮРО.

"Поэт казнит, поэт венчает;
Злодеев громом вечных стрел
В потомстве дальнем поражает. "
(А.С.Пушкин)

Имеют ли ПРАВО на Жизнь, на свободу слова, свободу деятельности "подпольные", "пещерные люди", которые СЕГОДНЯ ютятся в подвалах "Подполья". Быть может, они не желают ТАКОГО "ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ", такой процеДУРЫ "приобщения" к ЕВРО-цивилизации, которое им навязывают под дулами орудий, пушек и танков, как и в виде промывания мозгов.

". как ПРИЗРАК ВОЙНЫ из темных предчувствий вступает в ясный свет исторического дня, выбор становится всё неизбежнее. И выбор простой и ясный. Но когда мы углубляемся мыслью в будущее и от завтрашнего дня переходим ко дню послезавтрашнему, когда гадаем о духовном облике России, тогда вспомним о третьем: о бессильных ныне и скрывающихся по "ПЕЩЕРАМ и ущелиям" советской жизни, о тех, голос которых не доходит до нас. " (Г.П.Федотов "Тяжба. ").

"Постой, не уходи!
Мы ждали Лета - пришла ЗИМА.
Мы заходили в дома,
Но в домах ШЕЛ СНЕГ.
Мы ждали завтрашний день,
Каждый день ждали завтрашний день,
Мы прячем глаза за шторами век.

Мы хотели пить, не было воды.
Мы хотели света, не было Звезды.
Мы выходили под дождь
И пили воду из луж.
Мы хотели песен, не было слов.
Мы хотели спать, не было снов.
Мы носили траур, оркестр играл тушь.

"Что хуже? - САМИ РЕШИТЕ. "
(Ф.М.Достоевский "Записки ИЗ ПОДПОЛЬЯ")

Невидимые ДУХИ революций
или
Об спонсорах революций.

"А ВЫ и сами точно иностранец,
точно благородный САМЫЙ иностранец,
уж это я вам чрез стыд говорю. "
(Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы")

Ах да, чуть не забыл об СПОНСОРАХ революций, кстати, об иностранце или об ИНОСРАНЦАХ. Ну, что там Воланд и Компания? Те в Киеве "управляют"-заседают. А вот невидимые ДУХИ революций? Т.е. ИНОСРАНЦЫ? Да, те САМЫЕ -- иносранцы. Ну, там "друзья-близкие Воланда", короче, из той же свиты заседают, как бы там "человечеству"-то лучше бы жилось. А там у них господа все собрались: и Бзежинские, и Соросы, и Нуланды, и Маккейны, и прочие "благодетели человечества", всех-то разве упомнишь. Словом, не "великие инквизиторы", то было раньше во времена средневековые, а современные-то всё пошли во "благодетели человечества", распространяющие по всему миру "великие Идеи" ДЕМОНОкратии. Вспомним, как там у Василия Розанова в "Апокалиптике. " (1918):

"И стало воротить "на сторону" лицо человеческое.
И показалось всюду

И куда он ни обращался, видел все больше и больше,
гуще и гуще, одних этих

И чем больше молился несчастный
кому -- неизвестно.
Тем больше встречал он ЭТИ ЖЕ

. ЗАСТЫВ, ОБЛЕДЕНЕВ ОТ УЖАСА"
(В.В.Розанов "Апокалиптика русской литературы")

Всюду ЭТИ ЖЕ РЫЛА "благодетелей человечества".

Каково СОЧЕТАНИЕ видения В.В.Розанова и видения Ф.М.Достоевского, когда нечто открывается после того, как ОБЛЕДЕНЕВ ОТ УЖАСА. И открывается нечто после вопроса Смердякова, когда Вопрос Смердякова оборачивается Вопросом Ивана Карамазова:

"КТО НЕ ЖЕЛАЕТ СМЕРТИ ОТЦА.
- Вы в уме или нет? - вырвалось НЕВОЛЬНО у председателя.
- То-то и есть, что в уме. и в ПОДЛОМ УМЕ, в таком же, как и ВЫ,
как и ВСЕ ЭТИ. Р-РОЖИ! - обернулся он вдруг на публику. -
Убили отца, а притворяются, что испугались, -
проскрежетал он с злостным презрением. -
Друг пред другом кривляются. Лгуны!
ВСЕ ЖЕЛАЮТ СМЕРТИ ОТЦА. "
(Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы")

Кстати, об "Апокалиптике русской литературы"? А проглядел Василий Розанов у Николая Гоголя ТАКОЕ:

". Поразительно: в то время, когда уже было начали думать люди, что образованьем выгнали злобу из мира, злоба другой дорогой, с другого конца входит в мир, - дорогой ума, и на крыльях журнальных листов, как всепогубляющая саранча, нападает на сердце людей повсюду.
. Гордый ум девятнадцатого века истребил его. Диавол выступил уже без маски в мир. Дух гордости перестал уже являться в разных образах и пугать суеверных людей, он явился в собственном своем виде* (*"Гоголь не случайно связывает с наступлением "последних времен" торжество такого человеческого порока, как гордыня. При этом гордый человек 19 века, переживая "страхи и ужасы" переходного времени, как показывает Гоголь, не смог избавиться от гнетущего чувства неуверенности в основах бытия, некоего метафизического беспокойства. Поэтому он обречен на нетворческое, бездеятельное в духовном смысле состояние, которое проявляется как уныние, тоска в преломлении к отдельной личности и как "исполинский образ скуки" - в космическом масштабе. Соединение гордыни и неуверенности характерно для иконографической традиции изображения Антихриста: она "максимально приближает его облик к облику Христа, в то же время наделяя его горделивым, унылым и неуверенным выражением" (Аверинцев С.С. Антихрист // Мифологический словарь. М., 1992) (С.О. Шведова. Комментарии).
Почуя, что признают его господство, он перестал уже и чиниться с людьми. С дерзким бесстыдством смеется в глаза им же, его признающим; глупейшие законы дает миру, какие доселе еще никогда не давались, - и мир это видит и не смеет ослушаться. Что значит эта мода, ничтожная, незначащая, которую допустил вначале человек как мелочь, как невинное дело и которая теперь, как полная хозяйка, уже стала распоряжаться в домах наших, выгоняя все, что есть главнейшего и лучшего в человеке. Что значат все незаконные эти законы, которые видимо, в виду всех, чертит исходящая снизу нечистая сила, - и мир это видит весь и, как очарованный, не смеет шевельнуться? Что за СТРАШНАЯ НАСМЕШКА над человечеством.
. ухватиться бы за этот день, как утопающий хватается за доску! Бог весть, может быть, за одно это желанье уже готова сброситься с небес нам листница и протянуться рука, помогающая возлететь по ней.
Но и одного дня не хочет провести так человек девятнадцатого века! И непонятной тоской уже загорелася земля; черствей и черствей становится жизнь; все мельчает и мельчает, и возрастает только в виду всех один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста. Все глухо, могила повсюду. Боже! пусто и страшно становится в твоем мире. "
(Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями").

МОТИВ "онтологической НАСМЕШКИ"?,
которую учуял Н.В.Гоголь:

"Почуя, что признают его господство, он перестал уже и чиниться с людьми. С дерзким бесстыдством смеется в глаза им же, его признающим; глупейшие законы дает миру, какие доселе еще никогда не давались, - и мир это видит и не смеет ослушаться. Что значит эта мода, ничтожная, незначащая, которую допустил вначале человек как мелочь, как невинное дело и которая теперь, как полная хозяйка, уже стала распоряжаться в домах наших, выгоняя все, что есть главнейшего и лучшего в человеке. Что значат все незаконные эти законы, которые видимо, в виду всех, чертит исходящая снизу нечистая сила, - и мир это видит весь и, как очарованный, не смеет шевельнуться? Что за СТРАШНАЯ НАСМЕШКА над человечеством. "

А у Достоевского "мотив онтологической насмешки"?:

А ВЫ посмотрите, посмотрите: КАКОЕ РЫЛО у шоколадного олигарха Пети Порошенко? А ведь и у олигарха Коломойского РЫЛЬЦЕ-то не в пушку отнюдь. Вот так отъели РЯХИ, да-а? А Порошенко даже ласковым словом "поросенок" назвать нельзя, ведь, на его руках и на его СОВЕСТИ столько КРОВИ детей, стариков и женщин, столько загубленных ДУШ, что и вымолвить нельзя, вот сколько ужасов за его плечами. Как там у Федора Михайловича в "Записках из подполья", перефразируя:

"Вот так РЫЛО! Вот так плюс! а все же лучше, чем ничего. да. "

Вопрос: как Вы думаете, господа либералы и прочие "демократы",
а отчего КОЗЛЫ и СВИНЬИ ТАК воняют. Не знаете.
Так в зеркало-то взгляните? И тогда узнаете, на кого же ВЫ так похожи.

О ВЫБОРах "демократии".

"Люди принимают ВСЮ ЭТУ КОМЕДИЮ за нечто серьезное,
даже при всем своем бесспорном уме.
В этом их и трагедия. "
(Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы")

Читайте также: