Бентам введение в основания нравственности и законодательства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Английский либерализм имел своеобразную окраску, значительно отличавшую его от французского. Классическим представителем английского либерализма является И.Бентам.

Некоторые проекты И. Бентама:

• во время Французской революции обратился к Законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности.

По признанию Бентама, наибольшее влияние на его взгляды оказали Ш. Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. Гельвеций.

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – политико-правовое учение, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

• смысл человеческой деятельности в получении удовольствий и исключении страданий,

• основным критерием оценки всех явлений является полезность,

• нравственность создается обществом и ориентирует на обретение наибольшего счастья для наибольшего количества людей,

• цель развития человечества - максимизация общей пользы путем установления гармонии частных и общественных интересов.

Государство. Исходя из того, что люди всегда жили в обществе, Бентам считал такие понятия, как естественное право, естественное состояние и общественный договор, несостоятельными. Теория общественного договора, исходившая из наличия у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, по мнению Бентама, лишена исторических оснований: ведь правление (а значит, и государство) устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы.

Форма правления. Взгляды Бентама на наилучшую форму правления менялись: вначале он одобрял конституционную монархию и отвергал демократию как один из видов анархии. Затем поменял свои взгляды и выступал с резкой критикой монархии, утверждая, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) должна принадлежать народу.

Разделение власти у Бентама практически традиционно:

• законодательная власть (однопалатный парламент, ежегодно избираемый на основе всеобщего, равного и тайного голосования);

• исполнительная власть подчинена законодательной и осуществляется часто сменяемыми должностными лицами;

Существовавшие в его время проекты коммунистического преобразования И. Бентам оценивал отрицательно, считая, что реализация таких замыслов человечеству ничего хорошего не принесет.

Право. Бентам отвергал теорию естественного права, т.к. считал, что содержание его неопределенно и всеми толкуется по-разному. Поведение людей может регламентироваться различными санкциями, в том числе политическими (наказание и награда), моральными (общественное мнение), религиозными. Наказание применяется не для исправления правонарушителя, а для вразумления других, т.е. имеет общественное значение. Бентам был противником смертной казни, утверждая, что неотвратимость наказания важнее его жестокости.

Ученый считал, что есть лишь волеустановленное право, т.е. то, которое установлено государством. Применяя утилитаризм к вопросам права, Бентам приходит к выводам, что права могут быть только конкретными, они должны существовать до тех пор, пока полезны обществу, и упраздняться в случае их бесполезности, а также, что закон сам по себе – зло, поскольку связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его применении возможны ошибки. Тем не менее, закон – зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность.

Бентам уделял внимание и вопросам эффективности применения права. Он считал, что законы должны быть известны каждому адресату (это достигается, прежде всего, тем, если все правовые нормы являются писаными), они должны быть просты настолько, чтобы каждый мог пользоваться ими, не прибегая к постороннему толкованию.

Разработанные им принципы кодификации законодательства использовались в законодательстве многих стран (Франции, Германии, Греции, Индии, Австралии, Канады и др.).

Иеремия Бентам – английский философ и юрист, политический мыслитель, приверженец либерально-политического направления, а также один из создателей теории утилитаризма. Он родился в 1748 г. в Лондоне в достаточно обеспеченной семье. Его отец был крупным землевладельцем.

Бентам обладал невероятным умом и развитым не по годам интеллектом – он в 13 лет сумел поступить в Оксфордский университет. Более того он освоил всю программу обучения за один год и в те же 13 лет окончил университет. В 20 лет Бентам становится адвокатом. За период 1784-1787 гг. он посещает множество стран, среди которых Франция, Италия, Турция, Россия, Пруссия, Голландия. Скончался Бентам в 1832 году в Лондоне.

Философско-политические взгляды Бентама

Бентам посещал Россию несколько раз, и именно в российском обществе он видел возможность реализации своих идей. В 1815 г. Бентам обратился к Александру I с предложением использовать его познания при составлении нового кодекса законов для России. Александр I принял это щедрое предложение. Но планы Бентама провалились, поскольку в тот момент случился новый поворот во внутренней политике русского императора, в связи с чем принят проект М. Сперанского.

Искусство законодателей, по мнению Бентама, состоит в определении такого средства, чтобы вышеуказанное было достижимым. Поэтому автор подчеркивает важность государственной политики, направленной на заботу о благосостоянии людей и их духовном развитии, о сохранении безопасности, свободы и равенства.

На основе этих принципов, а также руководствуясь гражданским кодексом, Бентам и его последователи стали инициаторами создания системы социальной поддержки граждан, а именно:

  • законов о бедности,
  • системы здравоохранения и страхования,
  • реформы тюрем, основная идея которой заключалась в использовании наказаний для предупреждения преступлений в будущем и перевоспитания преступников.

Взгляды на соотношение морали и закона

Рассуждая о границах законодательства и морали, Бентам выделяет два типа морали:

  • общественная мораль,
  • индивидуальная (частная) мораль.

Так как в обществе, по мнению философа, не существует естественных законов, а есть лишь те, которые были приняты суверенной властью, индивиды должны правильно осознавать свое поведение в обществе, понимать свои и чужие интересы.

Вклад Бентама в правовые учения

Бентам считается пионером, пролагавшим путь к качественно иным реформам в Англии во второй четверти XIX в. Философ полагал, что только демократическое государство способно обеспечить успех реформы, в противном случае от любой реформы будет больше вреда, чем пользы.

При этом Бентам выдвигал доктрину о государственном невмешательстве, полагая, что реформы не должны затрагивать частную (в особенности экономическую) сферу и свободу самоопределения, а также личную свободу и частную деятельность граждан.

Учение Бентама о границах законодательства, его минусах и вариантах их устранения серьезно повлияло на представителей либерально-демократического направления.

Political Science Library

Political Science Library

Political Science Library запись закреплена

Иеремия (Джереми) Бентам (1748 - 1832) - английский юрист, один из родоначальников классического либерализма, основоположник утилитаризма.

Deontology or The Science of Morality (1834)

Введение в основания нравственности и законодательства (1789)

Тактика законодательных собраний (1816)

П. Я. Левенсон - Иеремия Бентам, его жизнь и общественная деятельность (1893)

46 Введение в основания нравственности и законодатель ства. — М.: «Российская политическая энциклопедия* (РОССПЭН), 1998. - 415 с.

Иеремия Бентам принадлежит к числу тех классиков западногс общества, о которых отечественный читатель немало слышал, не мало что подлинно знает. Мало знает потому, что труды Бентамг после революции 1917 г. у нас не издавались, а до этого в XIX в. из давались без системы и нередко в весьма купированном виде.

Данное издание наиболее известной и влиятельной работы Бентама представляет собой публикацию расширенного и исправленного ее перевода, напечатанного в 1867 г. В настоящем издании впервые на русском языке приводятся многие пространные сноски Бентама важные для уяснения как его методологии, так и суждений по от­ дельным философским, юридическим, историческим вопросам, опу­ щенные в публикации 1867 г. Вместе с тем сохраняются два фраг­ мента из работы Э.Дюмона, одного из ближайших с п о д в и ж н и к о е

На Западе же спорам о теоретическом наследии Бен­ тама нет конца. Причем полемика ведется на нескольких фронтах: между защитниками и критиками либерализма, между сторонниками утилитаристского либерализма и их либеральными оппонентами, наконец, между привер­ женцами различных версий утилитаризма. И это — ос­ тавляя в стороне собственно историко-философские де­ баты, например, об отношении Бентама к духу эпохи Просвещения, о его рационализме, о влиянии на класси­ ков политэкономии XIX века, о степени оригинальности разработки им самих принципов теории полезности, о

6 Иеремия Бентам

роли в подготовке реформы избирательной системы Бри­ тании, начавшейся в 30-е гг. прошлого века, и т.д. Раз­ ные оценки трудов Бентама, разные взгляды на его твор­ чество неизбежны. Но каких бы взглядов ни придержи­ ваться, ясно одно: речь идет о столь масштабном явле­ нии — будь то в силу собственного вклада в науку или вследствие созвучности с мощными сдвигами в духов­ ной ситуации Запада на рубеже XVIII—XIX веков, опре­ делившими очень многое на столетия вперед, — что оно стало пороговым в эволюции обществознания — и дале­ ко не только англо-американского.

Введение в основания нравственности и законодательства 7

изданию: Bentham J. A Fragment on Government and An Introduction to the Principles of Morals and Legislation / Ed. W.Harrison. Oxford: Basil Blackwell, 1948.

О принципе полезности

Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем де­ лать, и указывать, что мы должны делать. К их престолу привязаны, с одной стороны, образчик хорошего и дур­ ного и, с другой, цель причин и действий. Они управля­ ют нами во всем, что мы делаем: всякое усилие, которое мы можем сделать, чтобы отвергнуть это подданство, послужит только к тому, чтобы доказать и подтвердить его. На словах человек может претендовать на отрицание их могущества, но в действительности он всегда останет­ ся подчинен им. Принцип полезности1признает это под­ чинение и берет его в основание той системы, цель ко­ торой возвести здание счастья руками разума и закона.

1 Примечание автора, 1822 г. К этому обозначению прибавлено было недавно, или заменило его, выражение: принцип в е л и ч а й ш е г о (воз­ можного) счастья или б л а г о д е н с т в и я (greatest happiness or greatest felicity principle) — выражение, употребляемое.для краткости, вместо того чтобы говорить: т о т п р и н ц и п , который полагает величайшее счастье всех тех, о чьем интересе идет дело, истинной и должной целью челове­ ческого действия, целью, единственно истинной и должной и во всех от­ ношениях желательной; и далее целью человеческого действия во всех положениях, и особенно в положении должностного лица или собрания

лиц, пользующихся правительственной властью. Слово

п о л е з н о с т ь

ясно указывает на идеи у д о в о л ь с т в и я и

с т р а д а н и я ,

с ч а с т ь е и б л а г о д е н с т в и е ; притом оно

не ведет также к количественной оценке тех интересов, о которых идет дело; того числа, которое есть обстоятельство, в самых обширных разме­ рах содействующее образованию той меры, о которой здесь речь, именно меры хорошего н дурного, или справедливого и ложного (standard of right and wrong), по которой одной можно справедливо судить о свойстве по­ ведения человека во всех положениях. Это отсутствие достаточно ясной

связи между идеями

с ч а с т ь я и у д о в о л ь с т в и я , с одной стороны,

и идеей п о л ь з ы ,

с другой, я всегда считал весьма значительной поме­

хой к принятию этого принципа, которое иначе могло бы иметь место.

Системы, которые подвергают его сомнению, занимают­ ся звуками вместо смысла, капризом вместо разума, мра­ ком вместо света.

Но довольно метафор и декламации — нравственная наука должна быть совершенствуема не такими средст­ вами.

Принцип полезности есть основание настоящего труда, поэтому будет не лишним в самом начале дать точный и определенный отчет о том, что понимается здесь под этим принципом. Под принципом полезности понимается тот принцип, который одобряет или не одоб­ ряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе кото­ рой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью. Я го­ ворю: какое бы то ни было действие, и потому говорю не только о всяком действии частного лица, но и о вся­ кой мере правительства.

Под полезностью понимается то свойство предмета, по которому он имеет стремление приносить благодея­ ние, выгоду, удовольствие, добро или счастье (все это в настоящем случае сводится к одному), предупреждать вред, страдание, зло или несчастье той стороны, об инте­ ресе которой идет речь: если эта сторона есть целое об­ щество, то счастье общества; если это отдельное лицо, то счастье этого отдельного лица.

Интерес общества есть одно из самых общих выраже­ ний, какие только встречаются во фразеологии нравст­ венного учения: неудивительно, что смысл его часто те­ ряется. Когда это слово имеет смысл, он таков. Общест­ во есть искуственное т е л о , состоящее из индивидуаль­ ных лип. которые рассматриваются как составляющие

Введение в основания нравственности и законодательства 11

его ч л е н ы . Что же такое есть в этом случае интерес общества? Сумма интересов отдельных членов, состав­ ляющих его.

Напрасно толковать об интересе общества, не пони­ мая, что такое интерес отдельного лица. Известная вещь может содействовать интересу или быть в интересах от­ дельного лица тогда, когда она стремится увеличить целую сумму его удовольствий или, что одно и то же, уменьшить целую сумму его страданий.

Поэтому известное действие может называться сооб­ разным с принципом полезности (относительно целого общества), когда его стремление увеличить счастье об­ щества больше, чем стремление уменьшить его.

Известная мера правительства (это только особенный род действия, совершаемого частным лицом или лица­ ми) может быть названа сообразной с принципом полез­ ности или внушенной этим принципом, когда таким же образом стремление этой меры увеличить счастье обще­ ства бывает больше, чем ее стремление уменьшить это счастье.

Когда человек полагает, что известное действие, или, в частности, мера правительства, сообразны с принци­ пом полезности, то, для удобства речи, возможно пред­ положить род закона или правила, называемого законом или п р а в и л о м п о л е з н о с т и , и говорить об этом действии как сообразном с этим законом или правилом.

Известный человек может быть назван последовате­ лем принципа полезности, когда одобрение или неодоб­ рение им какого-нибудь действия или меры определяют­ ся и соразмеряются тем стремлением, какое он предаю-

латает в них к увеличению или уменьшению счастья об­ щества, или, другими словами, когда его одобрение или неодобрение определяются сообразностью или несооб­ разностью этих действий с законами или правилами по­ лезности.

О действии, сообразном с принципом полезности, всегда можно сказать: или что оно таково, что должно быть осуществлено, или по крайней мере, что оно не та­ ково, что не должно быть осуществлено. Можно также сказать, что хорошо было бы его сделать или, по крайней мере, неплохо было бы, если бы оно было сделано; что это хорошее действие или, по крайней мере, что это — не плохое действие. Объясняемые таким образом, слова д о л ж н о , х о р о ш и й , п л о х о й и другие подобные слова имеют смысл; если они объясняются иначе, они не имеют смысла.

Была ли когда-нибудь формально оспариваема вер­ ность этого принципа? Могло бы казаться, что была — теми, кто не знает, что они говорят. Возможно ли для этого принципа какое-нибудь прямое доказательство? Могло бы казаться, что нет, так как то, что служит для доказательства чего-нибудь другого, само не может быть доказываемо: цепь доказательств должна где-нибудь иметь свое начало. Давать такое доказательство невоз­ можно, да и не нужно.

Но, впрочем, нет также или даже не было живого че­ ловеческого существа, как бы оно ни было тупо или из­ вращено, которое бы не ссылалось на принцип полезнос­ ти во многих и, может быть, в большей части случаев своей жизни. По естественному устройству человечес­ кой природы люди в большей части своей жизни вооб­ ще, не думая, принимают этот принцип, если не для оп­ ределения своих собственных действий, то по крайней

Читайте также: