Беларусь в межвоенный период кратко

Обновлено: 30.06.2024

Выход Беларуси из событий кровавых военных противостояний Первой мировой войны, гражданской войны и военных интервенций ознаменовал собой начало мирного периода, ко­торый в исторической науке получил название межвоенного (завершился событиями начала Второй мировой войны). Подписание 18 марта 1921 г. делегациями РСФСР и Украины условий мирного договора с Польшей не предполагало присутствия представителей белорусской сторо­ны, интересы которой формально представляла советская делегация. Представителей Рады БНР в Ригу не допустили. Согласно Рижскому мирному договору Польше отошла территория Западной Беларуси с населением около 4 млн человек, просуществовавшая в составе Второй Речи Посполитой вплоть до событий начала Второй мировой войны в Европе и односторонней денонсации действия Договора Советским Союзом.

Установление советской власти на территории Беларуси в ходе событий осени 1917 г. положило начало новому социалистическому этапу преобразований. Реализация вариантов формирования 'елорусской государственности была осуществлена на национально-демократической и со­ветской основах. 9 марта 1918 г. во II Уставной грамоте Исполкома Рады Всебелорусского :ъезда была провозглашена Белорусская Народная Республика (БНР). В свою очередь 1 января

1917 г. в Смоленске Манифестом сформированного Временного рабоче-крестьянского советского правительства было объявлено об образовании Социалистической Советской Республики Беларусь (ССРБ). Последовавшее провозглашение на I Всебелорусском съезде Советов (2—3 февраля 1919 г.) Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси было продик­товано политической целесообразностью создания буферного государства, отмежевавшего тер- эиторию РСФСР от Польши с целью предотвращения открытых военных действий с ней. •Завершение событий советско -польской войны на белорусской территории и освобождение Минска от оккупантов позволили осуществить второе провозглашение ССРБ. Провозглашение 31 июля 1920 г. Декларации о независимости Советской Социалистической Республики Беларусь явилось чрезвычайно значимым актом строительства советской государственности. На этот

момент территория ССРБ включала в себя б уездов Минской губернии (только после вхождения Советской Беларуси в состав СССР и последовавшего в 1924, 1926 гг. укрупнения территория республики увеличилась).

К началу 1920-х гг. социально- чрезвычайной сложностью. Западная Беларусь в соответствии с условиями Рижского мира, заключенного в марте 1921 г., находилась в составе Польши. Если одна часть белорусского народа вместе с народами СССР строила новый уклад жизни в БССР, то другая его часть испытывала национальное угнетение. Ситуация национально-территориальной разделенности белорусского народа стала величайшей исторической несправедливостью, которая требовала своего решения в межвоенный период.

В середине 1920-х гг. в руководстве партии развернулась дискуссия о путях дальнейшего социально-политического развития. Л. Троцкий и его сторонники увязывали возможность социалистического строительства в СССР только с победой пролетарской революции в Европе и США. И. Сталин считал необходимым форсированными темпами решать задачи социалистического строительства в СССР как отдельно взятой стране, находящейся во враждебном окружении капиталистического мира. Руководство СССР отказалось от дальнейшего использования рыночных отношений политики НЭПа. Был осуществлен решительный пово­рот к централизованному плановому руководству экономикой и командно-административным методам управления.

Отказ от многопартийности в СССР ознаменовал установление на рубеже 1920—1930-х гг. однопартийной политической системы. На смену ограниченной демократизации политической жизни периода НЭПа пришла жесткая централизация всех сфер деятельности общества. Властные функции были сосредоточены в руках партийно-государственного руководства. Характерными чертами социалистического общества, построенного в БССР к концу 1930-х гг., стали: государственное директивное планирование развития экономики, социальной сферы и культуры; господство общественной (государственной) собственности на средства произ­водства; отсутствие эксплуататорских классов и капиталистической эксплуатации человека человеком. Мобилизующая социальная политика, проводимая в интересах большинства народа, позволила официально провозгласить о закрытии последней биржи труда и ликвидации безработицы в СССР. Очевидными социальными достижениями стали бесплатное образование и здравоохранение, низкая стоимость жилья и коммунальных услуг, а также возможность трудящихся получать санаторное лечение и путевки в дома отдыха.

В сознании большей части населения утверждалась марксистско-ленинская идеология. В 1930-х гг. в СССР формировался культ личности И. Сталина. Роль руководителя партии большевиков чрезвычайно возвеличивалась. Ему приписывалось определяющее влияние на ход мировой истории. В это время разворачивается борьба с инакомыслием. Набиравшие ход политические репрессии в обществе сочетались с безграничной верой людей в правильность избранного курса и безошибочность политики И. Сталина.

Основные исторические даты: 1921—1939 гг., март 1921 г., 18 марта 1921 г., 1924 г., 1926 г., 1927 г, 1937 г., 1 сентября 1939 г., 17 сентября 1939 г.

§ 15. Беларусь в геополитических условиях межвоенного периода

1. Геополитическое положение Советской Беларуси

В непростых международных обстоятельствах, связанных с началом польской агрессии против Советской России, 16 января 1919 г. ЦК РКП(б) принял решение о включении Смоленской, Витебской и Могилевской губерний в состав РСФСР, а также о создании на основе Минской, Гродненской, Виленской и Ковенской губерний Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел). Предполагалось, что включенные в состав РСФСР Витебская и Могилевская губернии, если другие территории Беларуси будут захвачены Польшей, в будущем смогут стать основой белорусского государства.


Литбел прекратила свое существование в условиях польской оккупации в июле 1919 г. Значимым событием в истории становления белорусской государственности стало второе провозглашение ССРБ 31 июля 1920 г. Беларусь как самостоятельное государство приобрела международную правосубъектность и могла участвовать во всех международных переговорах, в том числе и по урегулированию вопросов относительно собственной территории. Декларацией предусматривалось, что границы с Советской Россией и Украиной должны ­определяться свободным волеизъявлением белорусского народа на уездных и ­губернских съездах Советов и в полном согласии с правительствами России и Украины. Западная граница должна проходить по этнографическим границам между Беларусью и примыкавшими сопредельными государствами. Окончательный их вариант необходимо было определить на переговорах между Польской республикой и ССРБ.

Еще 1 июля 1919 г. состоялось подписание договора о военно-политическом союзе советских республик, который положил начало их политической и экономической интеграции. 16 января 1921 г. между ССРБ и РСФСР был подписан договор о военном и хозяйственном союзе.
Подписанные договоры позволили начать поиск и выработку форм объединения советских республик в одно государство.



30 декабря 1922 г. делегации РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, собравшиеся на I Всесоюзный съезд Советов, подписали Декларацию и Договор о создании СССР. От имени БССР под этими документами поставили свои подписи 25 человек. СССР был создан в соответствии с предложенным В. И. Лениным планом объединения всех советских республик в союзное государство. На съезде был избран ЦИК СССР, в который от БССР вошли А. Г. Червяков (он же стал одним из четырех председателей ЦИК СССР), В. М. Игнатовский и др.

Общесоюзные органы власти должны были решать вопросы о государственных границах, управлении военными, внешнеполитическими, железнодорожными, почтово-телеграфными делами, общем планировании народного хозяйства и руководстве им, утверждении общесоюзного бюджета, установлении единой денежной и кредитной системы, общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, развития народного просвещения и т. д.).

В ноябре 1920 года в нашей стране завершилась гражданская война и начался переход к мирному строительству.
К началу мирного строительства территория страны равнялась 21,7 млн. кв. км. Численность населения составляла 136,8 млн. человек, из них почти 116 млн. — сельского. За время первой мировой и гражданской войн страна понесла огромные материальные и людские потери. С 1914 г. погибло более 20 млн. человек, почти 4,5 млн. человек в возрасте от 16 до 49 лет стали инвалидами. Общий ущерб, нанесенный интервентами и белогвардейцами народному хозяйству, равнялся 39 млрд. золотых руб. — более одной четверти всего довоенного богатства страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Причины перехода к НЭПу. Политика и практика НЭПа в Беларуси……. 4
Политика белорусизации: успехи, просчеты и уроки………………………13
Свертывание НЭПа. Становление тоталитаризма. Массовые репрессии как инструмент тоталитарного режима…………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………………………… ..26

Прикрепленные файлы: 1 файл

История Беларуси ГОТОВО.docx

Большинство современных исследователей НЭПа приходят к выводу, что его свертывание в конце 20-х гг. — это не акт субъективного самоуправства, а закономерное следствие обострения противоречий НЭПа. Отказ от политики был подготовлен сложным взаимодействием экономических, политико-идеологический и социально-психологических причин.

Во-вторых, госпромышленность, хотя и приобрела элементы рыночной конкуренции, в основном продолжала руководствоваться общим государственным планом экономического регулирования. Трестирование было проведено механически, в большинстве случаев не вело к созданию единого хозяйственного организма, повышению технического уровня производства. Тресты стали не итогом естественного развития экономики, а временным объединением национализированных предприятий.

В-третьих, отсутствовал рыночный механизм в отношениях между легкой и тяжелой промышленностью; последняя работала на государственных заказах и дотациях. Оплата труда работников госсектора по-прежнему формировалась с помощью норм, тарифов, причем сдельной форме оплат труда не уделялось должного внимания. Отсутствовала реальная конкуренция между государственными и кооперативными предприятиями.

В-четвертых, не была остановлена инфляционная кредитно-денежная эмиссия, так как государственная банковская система была вынуждена финансировать практически все затраты трестов. Не дала долговременного эффекта и денежная реформа. Твердая валюта продержалась не более двух лет. Слабым местом червонца оказалась недостаточная величина золотого запаса, которая составляла только 1/7 дореволюционного, нереальный курс и недостаточный объем советского экспорта. Уже с марта 1926 г. торговля валютой на фондовых торговых биржах была запрещена, даже частичная конвертируемость червонца была ликвидирована. В-пятых, НЭП осуществлялся при отсутствии нормальных связей с мировой экономикой. Сохранялась монополия внешней торговли, ставшая крупнейшей преградой для расширения внешнеэкономических связей, без которых долговременный экономический подъем был невозможен [1, c. 415].

Таким образом, благодаря НЭПу, сочетавшему государственные и личные интересы, было успешно восстановлено сельское хозяйство республики, промышленность получила стимул для развития, возросла численность промышленных предприятий и работающих на них. Потребительский рынок был наполнен, торговля увеличивала обороты. Но Беларусь всё еще оставалась слабо развитой в индустриальном плане, удельный вес ее в промышленности СССР был крайне низким: в 1923/24 хозяйственном году — 0,7 % в 1925/26 — 0,7 %. Несмотря на бесспорный потенциал для дальнейшего движения вперед, это было невозможно без модернизации экономического комплекса как всего СССР, так и нашей республики. В конце 20-х гг. перед политическим руководством встали нелегкие вопросы выбора путей такой модернизации.

Политическим результатом хозяйственного строительства 20 - 30-х гг. явилось установление тоталитарного режима не только в экономике, но и во всех сферах общественной жизни. Характерными чертами его являлась концентрация власти в руках одной партии, слияние государственных и партийной структур и право властей не отвечать за свою политику, замена выборов назначением и формализация законов, отсутствие свободы информации и изоляция общества, утверждение государственной идеологии. Для утверждения своих позиций тоталитарная система использовала административно-карательный и пропагандистско-идеологический механизмы. Дело в том, что уровень цивилизации нашего общества был недостаточным для того, чтобы противостоять личному режиму Сталина, создать эффективный демократический противовес. Не хватало культуры и образования не только рабочим и крестьянам, но и тому слою коммунистов, которые руководили страной. Более 70% секретарей горкомов и райкомов партии в конце 30 - начале 40-х гг. имели только начальное образование.

Были репрессированы 826 человек, проживавших на территории БССР, которые проходили по списку участников белорусского национального движения 1917-1924 гг. Более половины своего состава в 30-е гг. лишился в результате репрессий Союз писателей Беларуси. Практически полностью была разгромлена Белорусская академия наук. В этот период было репрессировано 26 академиков и 6 членов-корреспондентов Академии. С мая 1937 по сентябрь 1938 гг. было репрессировано около половины командиров полков, почти все командиры бригад, дивизий и корпусов Белорусского военного округа. В июне 1937 г. был расстрелян командующий округом Е.П. Уборевич [4, c. 373].

Репрессии коснулись и партийной организации Беларуси. Во время партийной чистки 1933г. численность ее уменьшилась на 9,7 тыс. членов, что составило более 20,6%. В ходе обмена и проверки партдокументов в 1935-1936 годах из партии было исключено около половины ее состава. В 1937 г. был арестован первый секретарь ЦК КП(б)Б В. Шарангович. Доведенный до отчаяния, во время работы партийного съезда в июне 1937 г. застрелился председатель ЦИК БССР А. Червяков. В это же время в Москве был арестован председатель СНК БССР Н. Голодед (впоследствии покончил с собой, выбросившись из окна НКВД БССР). В 1937-1938 гг. были арестованы и погибли председатели ЦИК и СНК БССР И. Адамович, Д. Волкович, Д. Жилунович, многие их заместители, секретари ЦК компартии Я. Гамарник, Н. Гикало, А. Криницкий и др.

После Первой Мировой войны Беларусь оказалась в глубоком экономическом и политическом кризисе. Война очень сильно оказала влияние на её дальнейшее развитие. В межвоенный период Советская Беларусь оказалась в условиях новой экономической политики, политика белорусизации, индустриализации и коллективизации БССР, а также в период тоталитарного режима и жёстких репрессий. Помимо всего этого западная Беларусь отошла во владение Польши. Но ко всему прочему в Беларуси произошло культурное развитие в период 20-30 годов.

В 20-е годы в Беларуси, как и во всем СССР, сложилась однопартийная система. В марте 1921 г. самоликвидировался Бунд. В декабре 1921 г. распалась Еврейская коммунистическая партия. В феврале 1921 г. была разгромлена Белорусская партия социалистов-революционеров, 860 ее деятелей были арестованы, позже они были освобождены и переправлены на территорию Западной Беларуси. Ликвидация оппозиционных сил в БССР ослабила позиции правительства Белорусской Народной Республики в эмиграции. Сталинское руководство внимательно следило за общественно-политическими процессами в республике и контролировало их, назначая на руководящую работу партийные, советские и хозяйственные кадры. Во второй половине 20-х годов, с целью вовлечения трудящихся в общественно-политическую жизнь, при Советах создавались постоянные комиссии: по сельскому хозяйству, благоустройству, культурно-просветительные, финансовые и др. Стали организовываться депутатские группы. В деле защиты интересов трудящихся все более заметную роль начали играть профсоюзы. Проблемами молодежи активно занимался Коммунистический союз молодежи (Комсомол). В общественную жизнь все активнее стали включаться женщины. Зарождались шефские организации, физкультурные объединения. Все это свидетельствовало об определенном демократизме общественно-политической жизни.

Переход к НЭПу на территории Беларуси имел ряд особенностей: полная разруха, разрыв хозяйственных связей, распыление рабочего класса, малая территория (вся восточная Беларусь находилась в составе России, БССР охватывала лишь шесть уездов Минской губернии), бандитизм.

Переход к НЭПу был достаточно длительным - со второй половины 1921 г. и до конца 1922 г.

После окончания гражданской войны Советское государство оказалось в кризисном состоянии. Страна оказалась в политической изоляции. Быстро росло недоверие к Советской власти. Встал вопрос о дальнейшем развитии страны. Решение было принято на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. с введением новой экономической политики (НЭПа). НЭП существенно повлиял на развитие экономики страны, но так как он осуществлялся без реформирования политической системы, правовой базы, основывался не на объективных экономических законах, а на социальном заказе, волюнтаризме, то советское правительство начало проводить свертывание этой политики.

Благодаря НЭПу уже в начале 1925/26 хозяйственного года объемы сельскохозяйственного производства в основном достигли довоенного уровня. Посевные площади по сравнению с 1913 г. увеличились на 15 %, количество скота - на 27,3 %. По своему типу сельское хозяйство не являлось чисто зерновым и характеризовалось развитием животноводства с молочным и свиноводческим направлениями. Значительные площади занимали посевы технических культур.

Новая экономическая политика позитивно повлияла на развитие промышленности. С введением НЭПа многие крупные предприятия были сняты с госбюджета и переведены на хозрасчет.

В республике довольно активно велись землеустроительные работы. С учетом местных особенностей предпочтение отдавалось развитию двух форм единоличного землепользования - поселков (Гомельский, Могилевский и Минский округа) и хуторов и отрубов (Витебский и Оршанский округа). На нужды хуторизации было израсходовано 4,8 млн. руб., выделено около 6 млн. руб. кредитов. В итоге к середине 20-х гг. около четверти крестьянских хозяйств приходилось на хуторскую и отрубную формы землепользования.

Одновременно в годы НЭПа в республике развивалась сельскохозяйственная кооперация, главным образом кредитная и снабженческо-сбытовая. Она охватила более 85 тыс. человек. Среди членов кооперативов преобладали средние крестьяне, кулачество постепенно вытеснялось.

На освобожденых от немецких войск территориях с осени 1818 г. устанавливались органы советской власти. Еще 31 января этого же года был образован Белорусский национальный комитет (Белнацком) (А. Червяков) при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР, которым руководил Сталин. Он подталкивал советы на территории Беларуси к решению вопроса о белоруской государственности на советской основе, так как Рада БНР была поставлена вне закона. Против этой инициативы выступил Облисполкомзап, который вообще не считал белорусов отдельным народом и не видел надобности в решении национального вопроса. В декабре 1918 было образовано Центральное бюро белорусских коммунистических организаций (Д. Жилунович). Белнацкому и Центральному бюро было поручено подготовить Манифест о белорусском правительстве, и 30 декабря прошел Первый съезд Коммунистической партии большевиков Беларуси, на котором обсуждался вопрос о составе Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси. 1 января 1919 г. было провозглашено о создании Советской Социалистической Республики Беларусь, Облисполкомзап сложил свои полномочия, Западная область РСФСР была упразднена. Однако 16 января ЦК РКП(б) (Российская коммунистическая партия большевиков) принял решение о передаче Смоленской, Витебской и Могилевской губерний в состав РСФСР, а Минской и Гродненской губерниям было директивно рекомендовано создать совместное государство с Литовской Советской Республикой. 2-3 февраля 1919 г. состоялся I Всебелорусский съезд Советов, который принял Конституцию БССР, определил территорию БССР в составе Минской и Гродненской губерний, а также принял решение о создании Литбел. Необходимость объединения и создания буферного государства была обусловлена агрессивностью польских правящих кругов во главе с Ю. Пилсудским. 27 февраля 1919 г. были созданы ЦИК и СНК Литбела, а в состав нового государства вошли Минская, Гродненская, Виленская, Ковенская губернии и часть Сувалковской со столицей в г. Вильно. В августе 1919 г. территория Литбела была захвачена поляками, государство фактически перестало функционировать, однако формально существовало до июля 1920, когда состоялось повторное провозглашение БССР.

В ноябре 1918 г. в результате распада Российской империи и отступления немецких войск было образовано независимое польское государство, которое опиралось на идею возрождения Речи Посполитой в рамках 1772 г. По сути, это означало войну с Советской Россией, к которой польское руководство, используя зарубежную помощь, хорошо подготовилось. В декабре 1918 г. Польша перешла в наступление на белорусские и украинские земли, а к марту 1919 г. польские войска оккупировали ряд белорусских городов. Правительство Литбела не смогло организовать оборону, так как, во-первых, экономика страны была разрушена и не хватало боеприпаов и снаряжения, а, во-вторых, власти не пользовались популярностью у народа (правительство проводило политику военного коммунизма – продразверстка, политические репрессии, отказ от передачи земли крестьянам). 8 августа 1919 г. был захвачен Минск, и осенью фронт установился на р. Березина. На занятых территориях была ликвидирована Советская власть, для руководства районами был создан Генеральный комиссариат во главе с профессором Каланковским. Польские оккупанты проводили очень жесткую политику, только в Минске было арестовано более 1000 человек, 100 из них расстреляли. В ответ коммунисты и эсеры стали организовывать партизанские отряды. Весной 1920 г. поляки вновь начали наступление, которое оказалось успешным, и только летом Красная Армия начала контрнаступление – к августу 1920 г. вся территория Беларуси была занята советскими войсками. 31 июля 1920 г. в Минске была принята декларация, которая повторно провозглашала независимость Социалистической Советской Республики Беларусь. Второй Всебеларусский съезд Советов принял дополнения к Конституции 1919 г., определил органы власти в стране: законодательным органом был съезд Советов, между съездами его обязанности выполнял Центральный исполнительный комитет ССРБ, исполнительным органом являлся Совет Народных Комиссаров ССРБ. Председателем ЦИК и СНК был избран А.Р. Червяков. В конце июля Красная Армия вступила на территорию Польши, однако советское руководство недооценило возможности польской армии и преувеличило возможности советской. В результате Висленской или Варшавской операциии, которая в польской историографии рассматривается как “чудо над Вислой”, Красная Армия потерпела поражние, и в августе польская армия вновь смогла перейти в наступление под Варшавой и вновь занять значительную часть Беларуси. 12 октября 1920 г. в Риге был подписан договор с Польшей о перемирии. Подписание этого документа не остановило военных действий. При поддержке польской стороны в ноябре на территорию Беларуси вошли отряды С. Булак-Балаховича, который объявил себя руководителем белорусского государства, однако после захвата Мозыря, Петрикова, Калинкович эти формирования были разбиты. 18 марта 1921 г. между Советской Россией, Украиной и Польшей был подписан Рижский мирный договор, согласно которому Польша получала западную часть Беларуси с более чем 4 млн. населением. Восточная часть Беларуси оказалась в составе БССР и РСФРС.

Федеративное и унитарное государственное устройство, IV Всебелорусский съезд Советов, I съезд Советов СССР, договор об образовании СССР, вхождение Беларуси в состав СССР, восстановление территории Беларуси, административно-территориальная реформа, политика белорусизации, репрессии на Беларуси.

После образования ССРБ 1 января 1919г. необходимо было решить вопрос об урегулировании взаимоотношений новой Советской республики с РФСР.

Признавалось необходимым провести тесное объединение:

1) военной организации и военного командования;

2) советов народного хозяйства;

3) железнодорожного управления и хозяйства;

5) комиссариатов труда.

В этот период активизировалась деятельность высших органов власти и управления.

18 декабря 1920 г. на первой сессии ЦИК ССРБ был образован Совет Народных Комиссаров, который принимал меры по восстановлению промышленности, сельского хозяйства, реализации программы перехода к новой экономической политике, уделял внимание развитию народного образования, подготовке кадров, стабилизации обстановки, укреплению советской власти.

С целью упрочнения военного и хозяйственного союза правительства обеих республик в Договоре объявляют об объединении наркоматов:

1) военных и морских дел;

2) Высшего Совета Народного Хозяйства;

3) внешней торговли;

6) почт и телеграфов;

В августе 1922 г. ЦК РКП (б) создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях советских республик.

Проходивший 14 декабря 1922 г. IV Всебелорусский съезд Советов принял постановление о необходймості объединения республик на основе взаимного равенства тесных экономических и политических отношений.

30 декабря на I съезде Советов СССР Беларусь была принята в состав Советского Союза. На съезде, в основном, были утверждены проекты Договора об образовании СССР и Декларация об образовании СССР, которые ввиду их чрезвычайной важности передавались на дополнительное рассмотрение республик.

Весной 1923 г. Президиум ЦИК БССР образовал комиссию для изучения проекта Конституции СССР и разработки предложений по его улучшению. Поправки к тексту проекта Конституции СССР были переданы в Конституционную комиссию Президиума ЦИК СССР, которая большую часть поправок включила в текст проекта Конституции СССР. Конституция СССР была принята и введена в действие ЦИК СССР 6 июля 1923 г. который принял постановление дополнительно направите ее на обсуждение в высшие органы советских республик ЦИК ССРБ, его Президиум, СНК ССРБ принимали активное участие в выработке окончательной редакции Конституции СССР.

В январе 1924 г. V Всебелорусский съезд Советов одобрил доработанный текст Конституции СССР, которая была утверждена 31 января 1924 года II Всесоюзным съездом Советов.

В рассматриваемый период одним из важнейших этапов национально-государственого строительства явилась административно-территориальная реформа 1920 1930 гг. Как известно, территория Беларуси, соединяя Россию и Западную Европу, имеет большое стратегическое значение. Как следствие многочисленных войн, Беларусь неоднократно меняла свои границы и административно-территориальное деление. 1 января 1919г. была впервые провозглашена ССРБ в составе Витебской, Гродненской, Смоленской, Могилевской, Минской губерний и белорусских поветов Виленской и Ковенской губерний, со столицей в Минске.

Однако 16 января 1919 г. ЦК РКП(б) принял решение о присоединении к РСФСР Витебской, Могилевской и Смоленской губерний.

Литбел создавалась как противовес в борьбе против БНР и Литовской буржуазной республики за установление своей власти, для предотвращения войны между Польшей и Советской Россией.

ЦК РКП (б) шел на отделение от ССРБ Витебской и Могилевской губерний достаточно продуманно, потому что знал о настроениях Польши, требовавшей возвращения Беларуси с целью воссоздания Речи Посполитой. Поэтому предполагалось, что при захвате Польшей других территорий эти губернии стали бы основой для возрождения белорусской государственности.

В августе 1919 г. территория Литбел была полностью оккупирована польскими войсками и только в июле 1920 г. состоялось вторичное провозглашение БССР.

Осенью 1920 г. было новое наступление Польши, и оккупация значительной части Беларуси. По Рижскому мирному договору (предварительным условиям) Беларусь теряла 108 тыс. кв. км. и 4 млн. человек в пользу Польши.

Фактически после второго провозглашения ССРБ она включала территорию одной Минской губернии. Только образование СССР в 1922 г. и переход к мирному строительству создал благоприятные условия для справедливого решения территориального вопроса. Неоднократно проходили укрупнения БССР (в 1924, 1926 гг.), следствием которых было изменение административно — территориального деления республики. В 1938 г. в БССР было введено областное деление, а в 1939 г. после присоединения Западной Беларуси БССР насчитывала в своем составе 10 областей и 197 районов: Витебскую — 20, Гомельскую — 14, Могилевскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановическую — 26, Белостокскую -24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22 и Пинскую -11.

В 1926 г. прошел I Всебелорусский краеведческий съезд. Всего в Беларуси было 240 краеведческих организаций. Члены этих организаций читали научные доклады, участвовали в экскурсиях и экспедициях, издавали рукописные сборники и журналы, собирали фольклорный материал.

В этот же период времени жили и работали такие выдающиеся представители белорусской культуры, как Тишка Гартны, М. Горецкий, М. Зарецкий, историки В. Игнатовский, В. Пичета, кинорежиссер Ю. Тарич и другие.

В 1925-1926 учебном году в 88 семилетних школах было введено преподавание полностью на белорусском языке, а в 3794 школах — частично. Учителя, обучавшие детей на польском, русском и еврейском языках, проходили подготовку по белорусскому языку в особых секциях института народного образования и на специальных курсах.

Но в конце 20-х годов процесс белорусизации был приостановлен. Тем не менее, белорусизация содействовала развитию национальной культуры, языка, национальному возрождению.

Массовая реабилитация началась в 1954 г., а фактические материалы получили освещение в средствах массовой информации с середины 80-х гг., но даже сегодня цельного исследования по вопросам массовых репрессий нет.

Тоталитарный режим тяжело отразился и на белорусском народе. Особое место в нем занимают политические репрессии 1930-1940-х гг. В их основе лежало ложное теоретическое утверждение Сталина об обострении классовой борьбы. Репрессии направлялись против сотен тысяч людей.

Жертвами репрессий являлись граждане БССР, СССР, иностранных государств, лица без гражданства, привлеченные на территории Белоруссии судебными или несудебными органами по политическим, социальным, национальным и другим мотивам к уголовной ответственности. В общем, в 30-40-е гг. в БССР по политическим мотивам было репрессировано свыше 600 тыс. человек.

Основную часть дел (83,3%) рассматривали внесудебные органы:

Читайте также: