Бехтерев вклад в педагогику кратко

Обновлено: 04.07.2024

Описание процесса зарождения экспериментальной педагогики, её применение и создатели. Сущность и значение дошкольного воспитания. Краткие биографические сведения из жизни Бехтерева. Особенности педагогических исследований ученого, формирование личности.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.04.2016
Размер файла 27,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кафедра педагогики и педагогических технологий

Содержание

    1.Реформаторско- экспериментальная педагогика
  • 2.Биография Бехтерева В. М.
  • 3.Педагогика В. М. Бехтерева
  • Список литературы

1. Реформаторско- экспериментальная педагогика

Кредо антитрадиционализма нашло отчетливое выражение в идеях свободного воспитания, манифестом которого стала книга шведского педагога Эллен Кей (1849--1926) "Век ребенка" (русский перевод в 1905 г .), где предлагалась педагогическая формула-- исходя из ребенка. Приверженцев свободного воспитания объединяло отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.

Заметным событием в антитрадиционном воспитании стало зарождение экспериментальной педагогики. Ее представители -- А. Лай и Э. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), О. Декроли (Бельгия), П. Бове и Э. Клапаред (Швейцария), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др. -- провели исследования, которые, по убеждению А. Бине, позволили "выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить".

Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений выдвинули в качестве основного педагогический принципсаморазвития личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать особенности детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии.

Педагогика прагматизма, или прогрессивизма, получила особое развитие в США. Ее лидер Джон Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка. Д. Дьюи и его последователи (Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е. Коллингс и др.) полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества.

Идеологи функциональной педагогики во Франции и Швейцарии (Э. Клапаред, А. Ферьер, С. Френе и др.) настаивали на внимании воспитателя к ребенку, детской игре как эффективному способу воспитания. Они считали необходимым отказаться от ориентации на "среднего ребенка", опираться в воспитании на интересы каждого школьника.

Можно констатировать, что в России сформировалась научная педология, синтезировавшая психологический, анатомо-физиологический и социологический подходы к развитию ребенка. Преодолев крайности механицизма и позитивизма, русская педология вырабатывала научные рекомендации по всему комплексу проблем, связанных с воспитанием детей, включая профилактику душевных катастроф у юношей и девушек. Обновление педагогической теории за счет новых данных физиологии было проведено П.Э. Лесгафтом (1837-1909), чье имя носит Центральный НИИ физической культуры. Лесгафт выделил пять периодов в развитии человека: 1) хаотический, присущий новорожденному; 2) рефлекторно-опытный (до появления речи); 3) подражательно-реальный (до школьного возраста); 4) подражательно-идейный (до 20 лет); критико-творческий (взрослый период). Лесгафт резко возражал против выдвигавшихся в то время теорий наследственной обреченности развития.

2. Биография Бехтерева В. М.

Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, - вот далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого многогранного ученого. В.М.Бехтерев оставил яркий след в истории отечественной психологии.

В.М.Бехтерев родился 20 января 1857 г. в с. Сорали Вятской губернии в семье служащего. Уже в детские и юношеские годы он увлекался естественными науками, проявлял интерес к натуралистическим наблюдениям природных явлений. По его собственным воспоминаниям, предметом особенно тщательного изучения в школьные годы у него стала теория Ч.Дарвина. В то же время он знакомится с трудами передовых представителей отечественной революционно-демократической мысли: Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского и других, что не могло не отразиться на его мировоззрении.

Став в 1873 г. студентом Петербургской медико-хирургической академии и окунувшись в самую гущу общественно-политической жизни России конца ХIХ века, Бехтерев глубоко прочувствовал остроту социальных противоречий, сам непосредственно включился в студенческое движение.

Уже в студенческие годы проявились такие его личностные качества, как огромная работоспособность и целеустремленность, любознательность, широта интересов. Бехтерев с увлечением занимается физиологией, теорией глазных болезней и акушерства. К четвертому курсу он принимает окончательное решение о будущей своей профессиональной специализации, остановив выбор на изучении нервных и душевных болезней. Непосредственным наставником В.М.Бехтерева в выбранной им профессии стал И.П.Мержеевский, руководитель кафедры и клиники душевных и нервных болезней академии, известный русский ученый психиатр, преемник И.М.Балинского. педагогический личность бехтерев

В 1878 г., блестяще выдержав выпускные экзамены и получив звание военного врача-докторанта, Бехтерев остается в клинике душевных и нервных болезней академии, где продолжает работать под руководством И.П.Мержеевского.

Говоря о Бехтереве как об ученом, следует иметь в виду, что главной отличительной особенностью его научной программы были ее системность и комплексность. По существу, комплексность стала тем базовым принципом, который являлся стержнем всего научного творчества ученого, последовательно реализовывался им на всех этапах и уровнях его развития. Заложив основы интегрального целостного исследования человека в системе наук, Бехтерев значительно опередил свое время и как никто из его современников и в теории и в практике приблизился к воплощению идеи создания Института человека.

Чем же было обусловлено формирование комплексной стратегии как основы научного творчества Бехтерева? Первая и исходная причина кроется в самой научной биографии ученого, его творческом пути. В науку он пришел, имея за плечами опыт врачебной деятельности, где объектом его воздействия являлись реальные люди, отличающиеся определенными свойствами, соматическими и психическими характеристиками. Это и определило естественнонаучную направленность его взглядов, обусловило выделение в качестве предмета исследования человека во всей его целостности, в нерасчлененном единстве всех его сторон как полиструктурного, многоуровнего образования.

В 1908 возглавил созданный им Психоневрологический институт, где объединил значительный , коллектив передовых учёных и педагогов. С 1918 директор Институт по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде.
Научные исследования В. М. Бехтерева охватывают чрезвычайно широкий круг вопросов. Он крупнейший представитель науки о структуре и функциях мозга, клиники невропатологии и психиатрии. В трудах В. М. Бехтерева "Проводящие пути спинного и головного мозга" (1893), "Основы учения о функциях мозга" (в. 1-7, 1903-07) обобщены результаты его исследований по морфологии и физиологии нервной системы. Клинические работы В. М. Бехтерева, посвящённые вопросам невропатологии и психиатрии, имеют важное значение для диагностики нервных и психических болезней и методов их лечения. Психологические исследования В.М.Бехтерева тесно связаны с его психиатрическими и патопсихологическими работами. В лаборатории В.М.Бехтерева при психиатрической клинике Военно-медицинской академии были выполнены многие экспериментально-психологические исследования, сыгравшие большую роль в развитии экспериментальной психологии в России, в становлении её как самостоятельной науки. В. М. Бехтерев выступал против теории и методов господствовавшей субъективной психологии и стремился построить естественно- научное психологическое учение, основанное на объективных методах исследования. Свою систему психологических воззрений В. М. Бехтерев называл объективной психологией (с 1904), а затем - психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917).

Теория В. М. Бехтерева представляет собой попытку реализовать рефлекторный принцип в понимании психических явлений. В. М. Бехтерев трактовал психологию как науку о поведении - совокупности врожденных и индивидуально приобретённых "сочетательных рефлексов" (аналогичных условным рефлексам И. П. Павлова), считая необходимым отказаться от изучения сознания. Эти его воззрения близки теории бихевиоризма. По мнению В. М. Бехтерева, рефлексология - особая наука, отличная как от физиологии, так и от психологии, и призвана заменить последнюю. Отвергая психологические понятия, В. М. Бехтерев игнорировал те реальные психические явления, которые находили отражение в этих понятиях. Взгляд на деятельность человека как на простую совокупность рефлексов В. М. Бехтерев распространил на общество в целом. Рефлексология В. М. Бехтерева подвергалась серьезной научной критике за отождествление законов физико-механических, биологических и социальных явлений (в особенности в связи с выходом книги "Коллективная рефлексология", 1921).
В.М.Бехтерев - один из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, создатель ряда научно-педагогических учреждений в Петербурге. Педагогические взгляды В.М.Бехтерева связаны с идеями К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и др. отечественных педагогов и основываются на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребёнка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет). В.М.Бехтерев подчёркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание "социального героизма", трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание "привычек в сфере физической, нравственной и умственной". По В.М.Бехтереву, только гармоническое сочетание физического и психического развития обеспечивает совершенствование личности. Выступая против формального обучения, он основную задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания ученый относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение, несколько преувеличивая роль гипноза ("Внушение и воспитание", 1923).

3. Педагогика В. М. Бехтерева

Как и многие другие ученые, и педагоги, В.М. Бехтерев выступал за введение в учебный план общеобразовательной школы трудового обучения, полагая, что только социально-трудовое воспитание позволит преодолеть противоречия между требованиями к человеку общества и его индивидуальными интересами и потребностями.

В формировании личности, по В.М. Бехтереву, играют важную роль все аспекты воспитания, каждый из них способствует развитию определенных качеств и черт ребенка. В его трудах четко прослеживается мысль о необходимости взаимосвязи социально-трудового, умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Одним из первых В.М. Бехтерев поставил вопрос о половом воспитании, под которым понимал всю сумму медико-педагогических воздействий, обеспечивающих здоровое половое поведение подростка. Во взаимосвязи семейного и общественного воспитания В.М. Бехтерев видел огромные резервы для всестороннего развития личности и ее социализации.

В.М. Бехтерев был одним из первых педагогов, разрабатывавших проблемы воспитания детей младшего возраста. Рассматривая жизненный опыт ребенка, его практическую деятельность в качестве основы его сенсорного и умственного развития, В.М. Бехтерев особое внимание уделял развитию анализаторов, умению наблюдать, выявлять специфические особенности предметов, линий, красок и звуков, овладению различными формами движения. Наиболее доступной деятельностью для ребенка раннего возраста является игра, в процессе которой активно происходит умственное и физическое развитие детей, формируются их активность и самодеятельность. Умственное развитие в раннем детском возрасте зависит от общения с взрослыми, от их умения правильно подбирать сказки, детские стихи, рассказывать детям, учить их запоминать и пересказывать прослушанное. В общении с взрослыми ребенок начинает усваивать, что такое добро, человечность, правдивость, искренность.

Важную роль в развитии органов чувств детей играет эстетическое воспитание. В связи с этим необходимо не только ознакомление ребенка с доступными его пониманию видами искусства, но и эстетикой быта, одежды и особенно природы. Накопление эстетических впечатлений будет способствовать развитию в ребенке потребности в самостоятельном творческом выражении в рисовании, музыке и т. д.

Воспитание разносторонне развитой личности требовало совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы. Важнейшими из них В.М. Бехтерев считал внушение, пример, поощрение, убеждение и в редких случаях наказание, раскрывая при этом психофизиологическую природу воздействия отдельных методов.

В данной связи он специально разрабатывает проблему воспитания в младенческом возрасте и формулирует ряд важных положений значимых и для современной дошкольной педагогики. Важнейшим принципом воспитания в раннем возрасте В. М. Бехтерев считал отсутствие насилия над ребенком и использование его естественных склонностей. Большое внимание уделялось также физическому воспитанию, правильному и систематическому воспитанию органов чувств. Бехтерев предложил оригинальную программу воспитания органов зрения, слуха, осязания и др.

1. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 2010.

2. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. -- М.: Изд-во МГУ, 2009.--367 с.

5. Никифоров А.С. В.М.Бехтерев. - М.: Просвещение, 2012. -127 с.

6. Осипов В.П. Бехтерев. - М.: Медгиз, 2012. - 92 с.

7. Каннабих Ю. История психиатрии. - М.: ЦТР МГП ВОС, 2014. - 528 с.

8. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.: Наука, 2011. - 465 с. \\ Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева. Б.Ф.Ломов. В. А. Кольцова. Е. И. Степанова стр.424-444.

9. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние проблемы\\ вестник московского университета. Серия 14. психология. 2011 №2.

Подобные документы

Практическое применение учительницей Юлией Фаусек педагогики М. Монтессори в условиях российского дошкольного образования. Организация трудового воспитания детей. Развитие индивидуальных особенностей детской личности, формирование ее мотивационной сферы.

контрольная работа [34,4 K], добавлен 20.08.2017

Общие тенденции современной западной педагогики. Сущность вальдорфской педагогики в Германии. Теория Ж. Пиаже как ведущая теория дошкольной педагогики Франции. Особенности дошкольного образования Великобритании, США. Применение методов М. Монтессори.

реферат [28,8 K], добавлен 29.03.2010

История педагогики как науки о воспитании и обучении человека. Становление дошкольных учреждений. Функции и понятийный аппарат дошкольной педагогики, её связь с другими науками. Признаки и специфика воспитания. Логика научно-педагогических исследований.

реферат [36,8 K], добавлен 23.04.2017

История выделения педагогики раннего возраста в самостоятельную область знания. Особенности естественного и гуманистического воспитания. Новаторские идеи дошкольного воспитания Монтессори. Значение работ Коменского и Ушинского в развитии педагогики.

реферат [46,7 K], добавлен 04.03.2013

Система педагогического знания. Предмет и понятие педагогики. Связь педагогики с другими науками. Цели образования и воспитания. Определение педагогических способностей. Основные составляющие педагогического процесса в современной системе образования.

курсовая работа [41,8 K], добавлен 02.05.2009

Педагогика как наука о воспитании. Ее истоки, возникновение и этапы развития. Основные категории педагогики: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Система и связь педагогических наук. Развитие педагогической теории и практики.

контрольная работа [35,1 K], добавлен 18.06.2008

Разные задачи и социальные роли народной педагогики и научной педагогики. Значение родителя как участника воспитательного процесса. Способы получения и передачи житейских (народных) и научных педагогических знаний, сравнение их характера и структуры.


Личности

Какой вклад Бехтерева в психологию, Вы узнаете из этой статьи.

Владимир Бехтерев вклад в психологию

Владимир Михайлович Бехтерев — русский психиатр, невролог, физиолог и морфолог нервной системы. Он занимался построением концепции объективной психологии, исследуя душевную жизнь человека.

Бехтерев вклад в педагогику

Владимир Михайлович также занимался изучением личности, трактуя ее как интегративное целое. Он даже создал Педологический институт, который стал центром изучения личности как основы воспитания. Ему принадлежит введение в психологию таких понятий как: индивидуальность, личность, индивид. Кстати личностная социальная сфера надстраивается над индивидом. Именно это стало основой для дальнейших педагогических разработок об индивидуализации учебного процесса.

Огромное значение для психологии имеют исследования о структуре личности. В ней Бехтерев выделил активную, пассивную, бессознательную и сознательную ее части. Он был первым, кто отметил доминирующую роль бессознательного мотива в гипнозе или сне. В ходе экспериментов он обнаружил явления конформизма и группового давления, которые в западной психологии стали изучаться намного позднее.

Говоря о его вкладе в психологию, нельзя не упомянуть об исследовании важности влияния коллектива на личность. Бехтерев доказал, что оно не всегда является благотворным: коллектив может нивелировать личность, сделать ее шаблонной. Бытующие общественные стереотипы и обычаи существенно ограничивают личность и лишают ее возможности проявлять самостоятельно свои потребности. Таким образом, общественная необходимость и личная свобода, социализация и индивидуализация являются главной силой социальной эволюции. И можно утверждать, что психолог заложил основы отечественной теории развития личности не только в психологии, но и педагогике.

Возвращаясь к медицине, отметим, что он занимался исследованиями функций мозга и открыл в нем проводящие пути и ядра. Также создал учение о функциональной анатомии мозга и проводящих путях спинного мозга. Им было обнаружено центры секреции и движения внутренних органов в коре головного мозга.

  • альгезиметр – измеряет болевую чувствительность
  • барэстезиометр – измеряет чувствительность к давлению
  • миоэстезиометр – измеряет чувствительность

Ученый разработал методы изучения нервного и психического развития детей, выявил связь между психическими болезнями и нервными. Он описал патогенез и клинику галлюцинаций, циркулярный психоз и психопатию, формы навязчивых состояний и психического автоматизма. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии был во многих аспектах первопроходцем, в то время как подобные идеи и исследования только-только стали зарождаться на Западе.

Надеемся, что и этой статьи Вы узнали, какой вклад в психологию сделал Бехтерев.

Один из составителей атласов мозга, потративший на них всю сознательную жизнь, немецкий ученый Копш как-то сказал:

Бехтерев собрал и систематизировал общие положения о деятельности мозга, описал ряд неизвестных до него мозговых образований, ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека

Бехтерев собрал и систематизировал общие положения о деятельности мозга, описал ряд неизвестных до него мозговых образований, ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека

Владимир Михайлович проводил реформацию психологии и разработал собственное учение, которое изначально называл объективной психологией, затем — психорефлексологией, но в итоге остановился на рефлексологии. Ученый всегда ориентировался на совместное изучение проблем мозга и человека, уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки, описывающей одновременно и человека, и общество, и пытался заменить ею психологию.

В. М. Бехтерев смог побороть неоднозначное и скорее враждебное отношение к гипнозу как методу лечения

В. М. Бехтерев смог побороть неоднозначное и скорее враждебное отношение к гипнозу как методу лечения. Именно благодаря его работе в этом направлении и положительным результатам лечения неврозов и алкоголизма удалось официально закрепить эту методику как способ лечения различных недугов

Профессор Бехтерев первым в России читал лекции о лечении психических расстройств гипнозом, хотя к воздействию внушением в то время в России относились с подозрением.

Бытовало мнение, что состояние гипноза — ненормальное, нездоровое и даже опасное для мозга. Поэтому Бехтерев сильно рисковал, уже только пропагандируя его. Однако уверенность в собственной правоте, неустанная работа, чтение лекций на эту тему и примеры удачно вылеченных пациентов помогли гипнозу официально получить статус обыкновенного метода лечения различных недугов.

Коллективную психотерапию алкоголиков под гипнозом в России ввел именно Бехтерев.

Бехтерев кардинально изменил ситуацию, создав русскую школу психиатрии, кузницу русских врачей-психиатров. На фото — портрет работы И. Репина

До В. М. Бехтерева в России в психиатрии практически не было русских врачей. Истории болезней писались на немецком языке. Бехтерев кардинально изменил ситуацию, создав русскую школу психиатрии, кузницу русских врачей-психиатров. На фото — портрет работы И. Репина

Конечно, со временем разработанная им методика претерпела некоторые изменения, но до сих пор применяется повсеместно. Чтобы более полно описать состояние психиатрии в России, следует упомянуть тот факт, что в то время среди врачей-психиатров почти не было русских, а истории болезней писались по-немецки.

Работая в Казани, Бехтерев много сил отдал организации и строительству клиники для лечения нервных заболеваний. Врачи со всей России приезжали туда учиться. А больные первого в мире нейрохирургического отделения занимались трудотерапией, например, работали на огородах, шили, что полностью исключало любые формы насилия над пациентами. В Казани Бехтерев читал лекции по психиатрии, которые были столь увлекательны, что их посещали не только студенты. Среди постоянных слушателей был и Максим Горький.

Метод сравнения последовательных срезов замороженного мозга, предложенный В. М. Бехтеревым, позволил более подробно узнать о строении главного органа человека

Метод сравнения последовательных срезов замороженного мозга, предложенный В. М. Бехтеревым, позволил более подробно узнать о строении главного органа человека. Мозг до сих пор исследуют по тому же принципу — только изображения его слоев получают при помощи метода магнитной томографии

Опираясь на этот труд, впоследствии были составлены современные атласы мозга, поэтому можно с уверенностью сказать, что профессор Копш был прав, сравнивая ученого со Всевышним.

Владимир Бехтерев с женой

В 1918 году Бехтерев создал Институт мозга и был его директором вплоть до смерти, обстоятельства которой так до конца и не выяснены. Впоследствии это учреждение получило название Государственный рефлексологический институт по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.

Памятник В. М. Бехтереву у Музея уездной медицины, Елабуга

Поэтому абсолютно все психологические процессы должны сопровождаться рефлекторными двигательными реакциями, которые можно наблюдать воочию или регистрировать с помощью особых приборов.

Марка, выпущенная в честь 25-летия со дня смерти В. М. Бехтерева, 1952 год, СССР

К источникам психической энергии Бехтерев причислял пищу, зрение, вкус, слух и прочие. На основании исследований он описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, расстройств и синдромов: боязнь покраснеть, боязнь опоздать, навязчивую ревность, навязчивую улыбку, неудержимый смех и многие другие. Для регистрации и оценки симптомов Владимир Бехтерев создал специальные приборы, например, альгезиметр, измеряющий болевую чувствительность.

Психиатр первым предложил использовать научный подход в воспитании детей раннего возраста и трудных подростков, показал, что формирование личности начинается уже в первые месяцы жизни. Благодаря Бехтереву сегодня мы немало знаем о младенческом периоде созревания человека. Любопытству ученого не было предела. Вместе с известным дрессировщиком Дуровым он ставил вполне успешные опыты мысленного внушения собакам определенных действий.

Фамилию ученого носит не только созданный институт, но и открытая им болезнь (анкилозирующий спондилоартрит — хроническое прогрессирующее воспалительное заболевание суставов), некоторые рефлексы и даже микстура, широко использовавшаяся как успокоительное средство.

Краткая биография

Владимир Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857г. в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого государственного служащего. В августе 1867г. он начал занятия в Вятской гимназии, а поскольку Бехтерев еще в юности решил посвятить свою жизнь невропатологии и психиатрии, после окончания семи классов гимназии в 1873г. он поступил в Медико-хирургическую академию.

В 1878г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у И. П. Мержеевского. В 1879г. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров.




В 1894г. Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895г. он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

Вообще, работы Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной психологии Его, в частности, интересовал ход отдельных пучков в центральной нервной системе, состав белого вещества спинного мозга и ход волокон в сером веществе, и вместе с тем на основании произведенных опытов ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия).

Занимаясь непосредственно функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомофизиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д.

Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах. Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева.

Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д ).

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.

В 1908г. Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918г. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектоло-гическим институтом по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.

В 1921г. академик В. М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В. Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В. Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б. Б. Кажинского.

Уже к началу 1921г. в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их. Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки.

В 1927г Бехтереву было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Умер великий ученый 24 декабря 1927г.

Владимир Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857г. в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого государственного служащего. В августе 1867г. он начал занятия в Вятской гимназии, а поскольку Бехтерев еще в юности решил посвятить свою жизнь невропатологии и психиатрии, после окончания семи классов гимназии в 1873г. он поступил в Медико-хирургическую академию.

В 1878г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у И. П. Мержеевского. В 1879г. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров.

В 1894г. Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895г. он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

Вообще, работы Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной психологии Его, в частности, интересовал ход отдельных пучков в центральной нервной системе, состав белого вещества спинного мозга и ход волокон в сером веществе, и вместе с тем на основании произведенных опытов ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия).

Занимаясь непосредственно функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомофизиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д.

Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах. Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева.

Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д ).

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.

В 1908г. Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918г. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектоло-гическим институтом по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.

В 1921г. академик В. М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В. Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В. Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б. Б. Кажинского.

Уже к началу 1921г. в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их. Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки.

В 1927г Бехтереву было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Умер великий ученый 24 декабря 1927г.

Читайте также: