Бег наперегонки с самим собой лоренц кратко

Обновлено: 30.06.2024

Восемь смертных грехов цивилизованного человечества

Предлагаемая работа была написана для юбилейного сборника, выпущенного к семидесятилетию моего друга Эдуарда Баумгартена. По сути своей она, собственно, не подходит ни к этому счастливому событию, ни к жизнерадостной натуре юбиляра. Это, по существу, иеремиада, призыв к раскаянию и исправлению, обращённый ко всему человечеству, призыв, какого можно было бы ожидать не от естествоиспытателя, а от сурового проповедника, подобного знаменитому венскому августинцу Аврааму из Санта-Клары Мы живём, однако, в такое время, когда некоторые опасности яснее всего видит естествоиспытатель. Поэтому проповедь становится его долгом.

Моя проповедь, переданная по радио, нашла неожиданный для меня отклик. Я случил несметное число писем от людей, желавших иметь её печатный текст, и в конце концов мои лучшие друзья категорически потребовали сделать эту работу доступной широкому кругу читателей.

Наконец, я хотел бы внести небольшую поправку по поводу вражды поколении. Когда нынешние молодые люди не одержимы политическим фанатизмом и вообще способны хоть в чем-нибудь поверить старшим, они готовы прислушиваться к основным биологическим истинам. И вполне возможно убедить революционно настроенную молодёжь в справедливости того, о чем говорится в седьмой главе этой книги.

Было бы высокомерием полагать, что невозможно объяснить большинству других людей то, что мы хорошо знаем сами. Все написанное в этой книге понять гораздо легче, чем, например, интегральное и дифференциальное исчисления, которые должен изучать каждый старшеклассник. Любая опасность становится гораздо менее страшной, если известны её причины. Поэтому я верю и надеюсь, что моя книга в какой-то степени послужит уменьшению угрожающих человечеству опасностей.

Зеевизен, 1972

Конрад Лоренц

Глава 1. Структурные свойства и нарушения функций живых систем.

Этология как отрасль науки возникла тогда, когда при исследовании поведения животных и человека начали применять постановки вопросов и методы, самоочевидные и обязательные со времён Чарльза Дарвина во всех других биологических дисциплинах. Причины такого удивительного запоздания заключаются в истории изучения поведения, которой мы коснёмся ещё в главе об индоктринировании. Этология рассматривает поведение животных и человека как функцию системы, обязанной своим существованием и своей особой формой историческому ходу её становления, отразившемуся в истории вида, в развитии индивида и, у человека, в истории культуры. На вопрос о причине: почему определённая система обладает такими, а не другими свойствами, — правомерным ответом может быть лишь естественное объяснение этого хода развития.

В возникновении всех органических форм наряду с процессами мутации и рекомбинации генов важнейшую роль играет естественный отбор. В процессе отбора вырабатывается то, что мы называем приспособлением: это настоящий познавательный процесс, посредством которого организм воспринимает содержащуюся в окружающей среде информацию, важную для его выживания, или, иными словами, знание об окружающей среде.

Большинство постоянно куда-то бежит. Где остановка то?! Куда бежим? Кому бежим? Перед вами относительно небольшая статья, прочитав которую, вы сможете задуматься о том, почему вы спешите. Кто-то может потом и остановиться. Но для этого надо спокойно сесть, почитать, подумать, а у вас же нет времени. Что ж, эта статья - это ваш шанс. Можно и мимо пробежать .

Эта статья по своей сути - записки на полях нескольких глав книги Лоренца Конрада Захариса Восемь смертных грехов цивилизованного человечества” .

Рефлексия - наше всё

Лихорадочную страсть к шуму, парадоксальную при обычной для современных людей неврастении, можно объяснить только тем, что им необходимо что-то заглушить. Человек, идущий по лесу в наушниках, не боится услышать, как поют птицы, он боится хотя бы на мгновение встретиться с самим собой .

Другими словами, чтобы не быть ни минуты с самим собой человеку надо постоянно куда спешить, постоянно быть занятым .

Обратная связь и равновесие системы

Для поддержания равновесия (steady state) живых систем необходимы циклы регулирования, или отрицательные обратные связи; что касается циклов с положительной обратной связью, то они всегда несут с собой опасность лавинообразного нарастания любого отклонения от равновесия.

Специальный случаи положительной обратной связи встречается, когда индивиды одного и того же вида вступают между собой в соревнование , влияющее на развитие вида посредством отбора. Этот внутривидовой отбор действует совсем иначе, чем отбор, происходящий от факторов окружающей среды вызываемые им изменения наследственного материала не только не повышают перспектив выживания соответствующего вида, но в большинстве случаев заметно их снижают .

Под давлением соревнования между людьми уже почти забыто все, что хорошо и полезно для человечества в целом и даже для отдельного человека. Подавляющее большинство ныне живущих людей воспринимает как ценность лишь то, что лучше помогает им перегнать своих собратьев в безжалостной конкурентной борьбе. Любое пригодное для этого средство обманчивым образом представляется ценностью само по себе. Гибельное заблуждение утилитаризма можно определить как смешение средства с целью .

Страх

Боязливая спешка и торопливый страх в значительной мере повинны в потере человеком своих важнейших качеств. Одно из них рефлексия .

Трагедия “победителей”

Неугомонная потребность

Кроме коммерческого внутривидового отбора на все ускоряющийся темп работы действует и другой опасный циклический процесс, описанный в нескольких книгах Вэнсом Паккардом , — процесс, ведущий к постоянному возрастанию человеческих потребностей .

Дьявольский круг , в котором сцеплены друг с другом непрерывно нарастающие производство и потребление, вызывает к жизни явления роскоши, а это рано или поздно приведёт к пагубным последствиям.

Если прочитав эту статью, вы задумались , то рекомендую начать читать хорошие книги. Их так много, какие из них хорошие? Ответ на этот вопрос вы найдете в моих подборках по разным темам:

Комментируйте, задавайте вопросы, ставьте лайки и дислайки, подписывайтесь на мои Телеграм-каналы Записки аналитика бизнеса и Записки Книжного червя .




В этой работе основоположник науки этологии описал свои взгляды на современность с точки зрения ученого и философа.

Созданная Лоренцом наука изучает генетически обусловленное поведение животных, в том числе людей.

Прошло много лет с момента первой публикации книги, однако, как мы видим, актуальность высказанных в ней мыслей только возросла с течением времени.

Первый грех. Перенаселение


Лоренц описывает парадоксальную ситуацию, при которой все блага, порожденные достижениями техники, физики, химии и медицины, способствуют гибели человечества.

Всё, что облегчает жизнь каждому конкретному человеку, ведет к упадку цивилизации.

Перенаселение, особенно в крупных городах, приводит к ужасным последствиям.

Человечеству теперь грозит то, что почти никогда не случается с другими животными системами, — опасность задохнуться в самом себе.


Как бы ни было высокоморально требование любить всех людей, мы так устроены, что не можем его исполнить. Нам приходится держать многих людей на расстоянии, не вовлекаясь эмоционально в их проблемы.

Однако это приводит к тому чудовищному равнодушию, которое мы наблюдаем на улицах больших городов.

Скученность ведет не только к бесчеловечности и бесчувственности, она самым непосредственным образом вызывает внутривидовую агрессию.


Второй грех. Опустошение жизненного пространства


Казалось бы, общеизвестное утверждение о том, что жизненные ресурсы нашей планеты не безграничны, разделяется всеми людьми.

Но многие ли осознают эти слова?

Сколько тех, кто реально изменил принципы своей деятельности, руководствуясь данной истиной?

Лоренц подчеркивает, что цивилизованное человечество добровольно подготавливает почву для грядущей экологической катастрофы, опустошая и уничтожая живую природу.

Когда человек почувствует экономические последствия разрушительной деятельности, возможно, будут предприняты некие шаги по исправлению ситуации, но весьма вероятно, что уже будет поздно.


Он утверждает, что стремление к индивидуальности — неотъемлемая черта человека, он не может быть, подобно термиту или муравью, анонимным и легко заменимым организмом среди миллионов точно таких же.

У людей, проживающих в подобных условиях, эстетическое и этическое чувства атрофируются.


Третий грех. Бег наперегонки с самим собой


Говоря о третьем смертном грехе, Лоренц утверждает, что внутривидовой отбор и изменения наследственного материала вследствие этого снижают шансы на выживание у всего вида.

Люди ожесточенно соревнуются друг с другом, и под давлением такой конкуренции уже забыто все, что хорошо и полезно для человечества в целом и для каждого индивида в частности.

Большинство современных людей считают ценным только то, что лучше помогает им перегнать своих собратьев в безжалостной конкурентной борьбе, а главным мерилом успеха в соперничестве стали деньги, хотя раньше они были всего лишь средством.

Но Лоренц подчеркивает, что в основе безумной гонки лежит культивируемый СМИ страх.


Боязливая спешка и торопливый страх привели к исчезновению в человеке способности к рефлексии, одному из важнейших человеческих качеств.

Четвертый грех. Тепловая смерть чувства


Для человека естественно желание стремиться к удовольствиям и избегать неудовольствия.

Однако современные СМИ, технологии и, прежде всего, фармакология всячески поощряют стремление избегать неудовольствия.

Пресыщенность удовольствиями приводит к притуплению чувствительности, в то время как чувствительность обостряется ко всем ситуациям, вызывающим неудовольствие.

Это приводит к тому, что люди теряют способность вкладывать тяжелый труд в предприятия, сулящие удовольствия через длительный промежуток времени.

Болезненное уклонение от неудовольствия уничтожает радость.


У людей сформировалась привычка к сильным и постоянно усиливающимся раздражителям, и, следовательно, пресыщенные люди постоянно гонятся за новыми раздражителями.

Пятый грех. Генетическое вырождение


Лоренц объясняет, что детские качества характера являются одной из неотъемлемых черт человека.

Однако есть опасения, что к этому генетически обусловленному явлению присоединились порожденные культурой процессы.

Человек, у которого не созрели нормы социального поведения, застревает в инфантильном состоянии и неизбежно становится в обществе паразитом.

В качестве примера Лоренц рассказывает о слабоумном юноше, убившем свою бабушку, чтобы отобрать у нее несколько марок на кино.

Впоследствии он объяснял свой поступок тем, что он ведь говорил ей, что ему нужны деньги на кино, но она их не дала.

Шестой грех. Разрыв с традицией


Лоренц рассказывает о важности человеческих традиций, возникших в результате многовекового развития.

Он критикует чудовищную недооценку нерациональных знаний, заключенных в сокровищах культуры, и не менее ужасную переоценку научных знаний.


Это приводит к нарастающему конфликту между молодым и старшим поколением.

Возникла ситуация, при которой многие молодые люди относятся с презрением и почти ненавистью к родителям и их взглядам.

Война поколений во многом обусловлена падением авторитета старших, когда СМИ высмеивают ценности взрослых людей, их культуру.

Молодые люди не принимают культурную традицию родителей, так как не чувствуют к ним любви и не ощущают превосходства старших.

Седьмой грех. Индоктринируемость


Всесилие СМИ порождает обостренную внушаемость больших масс людей, постоянное повторение недоказанных гипотез вызывает ощущение истинности спорных утверждений.

Как только большинство людей становятся сторонниками недоказанной гипотезы, так она тут же превращается в их глазах в доктрину, в сакральное знание.

Люди становятся неспособными провести анализ информации, которую получают, и просто принимают ее на веру.

Лоренц критикует подчеркнуто коммерческую направленность современной науки, когда средства выделяются не на самые высокие фундаментальные исследования, а только на перспективные с точки зрения быстрого получения денег.

Восьмой грех. Ядерное оружие



Инфантилизм, неспособность к ответственности за будущее и стремление к немедленному исполнению желаний являются следствием подсознательного вопроса, как долго еще простоит наш мир.

Автор: Владимир Шевелев








Группа противника уничтожена возле села Кальчиновка на юге освобождённой части ДНР. Продолжаю вести хронику денацификации и принуждения Укра.


Человека разумного от бортового самописца или видеокамеры отличает способность не только фиксировать происходящее, но и делать выводы, извлекать уроки. Сегодня мы как раз попробуем перечислить .


Экономист Евгений Ющук в сети Facebook опубликовал пост, в котором назвал ответные действия России на заморозку средств ЦБ и на антироссийские действия в финансовой сфере «ответным ядерным ф.





ЦИТАТА : "Не новость, что Лоренц воевал в немецкой армии на территории СССР и был в плену. Известно также, что он был членом нацистской партии. Это обстоятельство дало карты в руки противников этологии, усмотревших в ней "непавловский" подход к изучению поведения животных. За рубежом это оттолкнуло от этологии часть американцев, работавших в области сравнительной психологии. Кроме того, предвоенные политические симпатии Лоренца совпали с его умозрительными построениями, касавшимися теории доместикации. Известный этолог П. Бейтсон в некрологе писал о нем: "Когда наци пришли к власти, Лоренц поплыл по течению и в 1940 г. написал шокирующую статью, преследовавшую его всю оставшуюся жизнь. Он ненавидел влияние доместикации на виды животных и думал (без каких-либо доказательств), что люди стали жертвами их собственной самодоместикации. Его желание избавить человечество от засорения слишком хорошо соответствовало ужасной идеологии наци. Чтобы получить "наших лучших индивидов, надо установить типовую модель наших людей", а те, кто заметно отклоняется от такой модели, должны бы элиминировать в порядке заботы о народном здоровье. После войны, во время которой Лоренцу пришлось с ужасом открыть для себя полную меру того, что наци реально делали для этого, он предпочитал, чтобы эта публикация была забыта" [1].


1. чревообъядение, 2. любодеяние, 3. сребролюбие, 4. гнев, 5. печаль, 6. уныние, 7. тщеславие, 8. гордость. всё остальное - следствие вышеперечисленного.


Эта работа была написана к юбилею Э. Баумхартена, хотя она вовсе не подходит к жизнерадостной натуре юбиляра. Получилась иеремиада, какая больше подобала бы суровому проповеднику, а не учёному-натуралисту. Но в наше время именно учёным видны опасности, угрожающие человечеству, потому проповедь становится их долгом.

Моя проповедь, переданная по радио, получила неожиданный резонанс. Оказалось, что очень многие и слушают, и понимают меня. Всё больше разумных и ответственных людей включаются в борьбу против опасных тенденций развития человечества, и эта борьба уже начинает приносить первые плоды.

Любая опасность уменьшается, если становятся известны её причины. Поэтому я надеюсь, что эта книжка в какой-то степени послужит уменьшению опасностей, грозящих человечеству.

Но зачем нужны человечеству безмерный рост его численности, безумная конкуренция, всё более страшное вооружение и т. д.? При внимательном исследовании оказывается, что все эти явлении представляют собой нарушения механизмов поведения, которые некогда были необходимы для сохранения вида. Все эти явления – патология.

Анализ органической системы, лежащей в основе социального поведения людей, – невероятно трудная задача. Можно было бы думать, что патологические явления, искажающие поведение, делают эту задачу совершенно невыполнимой, но, к счастью, это не так. Часто именно расстройства органических систем позволяют заметить само их существование. Эндокринная система была обнаружена при неудачных попытках хирургического лечения базедовой болезни.

В живой природе бесчисленное множество циклов регулирования. Циклы с положительной обратной связью – это катастрофические исключения, как, например, лавина или стенной пожар, на которые похожи и многие патологические расстройства социальной жизни людей. Отрицательная обратная связь в цикле регулирования легко выравнивает незначительные отклонения от нормы всех функций, входящих в цикл. Опасное расстройство всей системы может произойти лишь в тех случаях, если величина отдельной функции изменяется настолько, что регулирующий механизм не в состоянии её выровнять или сам этот регулирующий механизм не в порядке. В дальнейшем мы увидим примеры и того, и другого.

В отдельном организме циклов с положительной обратной связью нет. Только жизнь в целом позволяет себе эту роскошь, пока безнаказанно. До сих пор силы неживой природы ограничивали размножение живых организмов; кроме того, и внутри самих видов выработались свои циклы регулирования. Не прогресс техники, химии и медицины привёл к безмерному возрастанию числа людей, и человечеству угрожает опасность задохнуться в самом себе.

Страшно, что в этом апокалиптическом процессе самые высокие и благородные свойства человека обречены, по-видимому, прежде всего на гибель. Все мы, живущие в густонаселённых странах, в больших городах, уже не осознаем, насколько нам не хватает простой человеческой любви. Нужно побывать в безлюдной краю и зайти незваным гостем в какой-нибудь дом, чтобы оценить, насколько человеколюбив человек, если его способность к социальным контактам не подвергается перегрузке.

Но скученность ведёт к бесчеловечности не только косвенно, через распад отношений между людьми, – она самым непосредственным образом вызывает агрессивное поведение. Общее недружелюбие в больших городах возрастает пропорционально плотности скопления людей, на вокзалах Нью-Йорка оно достигает устрашающей степени.

Перенаселённость косвенным образом способствует всем расстройствам и явлениям деградации, о которых будет идти речь.

Широко распространено заблуждение, будто природа неисчерпаема. Каждый организм приспособлен к своему окружению, в частности и к другим организмам, обитающим в том же жизненном пространстве. Это относится и к тем из них, которые, на первый взгляд, друг другу враждебны, как, например, хищник и его добыча. Но если рассматривать их не как отдельные особи, а как биологические виды, оказывается, что они не только не вредят друг другу, я даже объединены общностью интересов. Ясно, что пожиратель жизненно заинтересован в сохранении вида, служащего ему пищей, будь то животное или растение. Когда плотность популяции добычи опускается ниже определённого уровня, хищник гибнет, как это и произошло, к счастью, с большинством китобойных предприятий.

Нередко случается, что пожирающий вид приносит пожираемому явную пользу. Хищники, истребляя быстро размножающихся грызунов, поддерживают плотность их популяции на некоторой средней величине, предотвращая популяционные катастрофы, какие были бы вызваны бескормицей при избыточном размножении. Таким образом, два вида живых существ могут находиться в отношениях, очень похожих на взаимоотношения человека с его домашними животными и культурными растениями. Поэтому и закономерности таких взаимодействий часто напоминают экономику человека. Изучает эти закономерности экология, так что сами термины подчёркивают сходство. Но в экологии нет такого экономического понятия, как хищническая эксплуатация.

Экологическая среда человека изменяется во много раз быстрее, чем у всех других существ, из-за развития техники, которое ускоряется в геометрической прогрессии. Человек резко изменяет, а зачастую и разрушает биоценозы, внутри которых и за счёт которых он живёт.

Цивилизованное человечество готовит себе экологическую катастрофу, варварски опустошая кормящую его природу. Когда оно почувствует экономические последствия этого, будет уже поздно. Но меньше всего человечество замечает, какой ущерб наносит этот варварский процесс его душе. Всеобщее отчуждение от живой природы очерствляет цивилизованного человека. Откуда ему взять благоговение перед чем-либо, если всё, что он видит вокруг, – это дело рук человеческих, и притом весьма убогое, безобразное? Сравните старый центр любого города с его современной окраиной или эту окраину – с ещё не захваченным ею ландшафтом. Сравните затем гистологическую картину любой здоровой ткани с картиной раковой опухоли. Аналогия поражает!

Если перевести это впечатление с языка эстетики на язык науки, то в основе этих различий лежит потеря информации. Раковая клетка лишена генетической информации, необходимой для того, чтобы быть полезным членом сообщества клеток. Она не обладает какой-либо специальной структурой. Аналогия между картинами опухоли и городской окраины основана на том, что в обоих случаях здоровые пространства застраивались по многочисленным специализированным, дополняющим друг друга планам, а пространство, изуродованное опухолью или современной техникой, заполнено немногими, крайне упрощёнными конструкциями.

Фазан аргус привлекает самку разворотом крыльев. Чем больше крылья, тем больше шансов иметь потомство. Крылья уже велики настолько, что самцы почти не способны летать. И окончательно разучились бы, если бы наземные хищники не производили отбор в противоположном направлении.

Что больше вредит душе современного человека – жажда денег или спешка? Во всяком случае, власть имущие всех политических направлений заинтересованы и в том, и в другом и толкают людей к соревнованию. Но весьма вероятно, что кроме стремления к обогащению или к более высокому социальному рангу важнейшую роль в спешке играет страх. Страх отстать в беге наперегонки, страх принять неверное решение, страх разориться. Человек спешит не только из алчности, его что-то подгоняет.

Паническая спешка лишает человека способности к размышлению. В загадочном процессе становления человека решающую роль сыграл, вероятно, тот момент, когда существо, любознательно исследовавшее окружающий мир, увидело в поле своего исследования себя самого, узнало о своём существовании и задумалось над ним. Существо, перестающее задумываться, может утратить все сугубо человеческие свойства и способности. Люди избегают всякой возможности подумать о себе, стремятся заглушить и вытеснить размышление.

Даже если предположить, что перенаселённость Земли не будет возрастать с нынешней быстротой, экономический бег человечества наперегонки с самим собой достаточен, чтобы его погубить. Дьявольский круг непрерывно возрастающего производства и потребления вызывает к жизни явления роскоши и ведёт к изнеженности. Но сверх того эти явления ведут к особому циклическому процессу, который мы рассмотрим в следующем разделе.

Условные рефлексы могут формироваться как стимулами, усиливающими некоторое поведение, так и тормозящими поведение. У человека действие первых стимулов связано с удовольствием, вторых – с неудовольствием. По аналогии те же термины – удовольствие и неудовольствие, вознаграждение и наказание применяются и к высшим животным.

Как и все нейросенсорные системы подобной сложности, механизм удовольствия-неудовольствия подвержен процессу привыкания: любая комбинация стимулов при многократном повторении постепенно теряет свою действенность. Кроме того, этот механизм обладает свойством инертности реакций: внезапное прекращение сильных раздражений, вызывавших неудовольствие, воспринимается как заметное удовольствие.

Тот же механизм в условиях нынешней цивилизации приносит гибельные результаты. Избегая неудовольствий, мы становимся изнежены и зависимы от комфорта. Одновременно с обострением чувствительности к неудовольствию происходит привыкание к удовольствию и снижение его привлекательности. Теряется способность вкладывать усилия в нечто такое, что принесёт удовольствие. Лишь в будущем. Избегая неудовольствия, люди лишают себя радости преодоления трудностей и обрекаются на серое, однообразное существование. Погоня за всё новыми и новыми стимулирующими ситуациями удовольствия мало помогает, но способствует развитию общего безразличия, поскольку всё новое быстро теряет привлекательность из-за привычки.

Причины изнеженности и тепловой смерти чувства ясны, но меры борьбы с этими явлениями трудная проблема. Необходимы естественные препятствия (не нарочно придуманные трудности), преодоление которых закаляет человека и доставляет ему радость победы в случае успеха. Перед человечеством стоит достаточно препятствий, которые ему необходимо преодолеть чтобы не погибнуть; но победа над ними достаточно трудна, чтобы доставить каждому из нас радость преодоления. Но людям необходимо знать об этих препятствиях.

Убеждение, что все люди рождаются равными и что все нравственные пороки преступников надо относить на счёт их воспитателей, которые перед ними грешны, – это убеждение превратилось в религию, приводящую и уничтожению естественного правового чувства. Сам преступник, преисполненный жалости к себе, считает себя жертвой общества, а наше сострадание к асоциальным отщепенцам мешает нам защищать от них нормальных людей.

Чтобы представить себе, какими опасностями угрожает человечеству выпадение унаследованных социальных инстинктов, надо осознать, что в условиях современной цивилизованной жизни нет ни одного фактора, осуществляющего отбор в направлении простой доброты и порядочности, ни одного, кроме нашего врождённого чувства к этим ценностям.

На примере наших домашних животных мы видим, как быстро происходит деградация социального поведения при отсутствии специфического отбора. У многих рыб, воспитывающих потомство, при искусственном разведении в коммерческих целях в течение нескольких поколений настолько разрушается генетический механизм ухода за молодью, что из нескольких десятков с трудом удастся найти одну пару, способную к правильному поведению. Примечательно, что самые специализированные и исторически самые молодые механизмы, культурно обусловленные нормы, очевидно, наиболее уязвимы.

Если, как я опасаюсь, рост инфантильности и юношеской преступности у цивилизованных людей действительно происходит из генетической деградации, то нам грозит серьёзнейшая опасность. Разложение генетически закреплённых форм социального поведения угрожает нам апокалипсисом в самых страшных формах. Но преодолеть эту опасность, пожалуй, проще, чем перенаселённость или дьявольский круг экономического соревнования. Чтобы остановить генетическое вырождение человечества, достаточно лишь выбирать себе порядочных, эмоционально здоровых супругов. Всё, что сказано выше об опасном росте инфантильности, относится лишь к юношеской преступности, но отнюдь не к охватившему весь мир бунту современной молодёжи [речь идёт о волне студенческих беспорядков, прокатившихся по Европе и Америке в конце шестидесятых начале семидесятых годов (примечание переводчика.)]. Я буду энергично возражать против заблуждений, в которые она впадает, но сам её бунт свидетельствует о том, что эта молодёжь никоим образом не страдает отсутствием социальной восприимчивости и слепотой к моральным ценностям.

Но человек не может отождествлять себя с порабощёнными и слабыми, не может позволить таким наставникам предписывать себе нормы поведения. Усвоить культурную традицию другого человека можно лишь тогда, когда любишь его, и смотришь на него снизу вверх.

Последствия отказа от родительской традиции могут стать гибельными дли самой молодёжи. Человек – по природе своей – культурное существо, он может найти себя лишь в какой-то культурной группе. И если рассмотренные выше причины отнимают у него возможность принадлежности к традиционной культуре, то влечение к групповой принадлежности удовлетворяется, как при любом инстинктивном влечении, с помощью замещающего объекта, то есть какой угодно группы, будь то группа преступников, наркоманов или нынешних студентов-бунтарей, ни опровергающих все устои. Трудно доказать тем, кто нас ненавидит, что в наших традициях заключены высокие ценности, без которых культура может угаснуть, как пламя свечи.

Всякое познание начинается с предположения. Затем это предположение сравнивается с опытом – и либо становится знанием, либо отбрасывается как неподтвердившееся. В науке этот процесс называется построением гипотезы и её проверкой.

Однако гипотеза может быть построена так, что все диктуемые ею опыты могут лишь подтверждать её. Например, гипотеза, что только рефлекс заслуживает изучения как элементарный акт центральной нервной системы, вела исключительно к таким опытам, о которых регистрировался ответ па некоторое изменение среды. При такой постановке экспериментов не могло быть обнаружено, что центральная нервная система способна не только пассивно реагировать на внешние стимулы. Доверие к слову учителя при отсутствии творческой фантазии и критичности таит в себе опасность образования доктрины. Слишком большое количество сторонников гипотезы превращает её в доктрину в самом худшем смысле слова. В наши дни распространение любой теории через средства массовой информации легко приводит к тому, что непроверенная научная гипотеза становится общественным мнением.

Поистине дьявольской индоктринация становится тогда, когда огромные массы людей, – быть может, даже всё человечество) объединяются в одном и том же вредном заблуждении.

Когда в конце прошлого века В. Вундт предпринял первую серьёзную попытку превратить психологию в естественную науку, новая экспериментальная психология приняла за образец экспериментальную физику, где как раз в то время утверждалась атомная теория. Новая психология предположила, что повеление живых существ, как и всё в мире, тоже должно состоять из отдельных неделимых элементов. Это привело к тому, что рефлекс стал рассматриваться как единственный составляющий элемент любых, даже самых сложных нервных процессов. В то же время открытия И. П. Павлова создали впечатление, что процесс образования условных рефлексов это физиологический коррелят изученных В. Вундтом ассоциативных процессов. Неудивительно, что эти открытия, действительно составившие новую эпоху и весьма убедительно согласующиеся между собой, ввели в заблуждение не только самих первооткрывателей, но и весь научный мир.

Однако влияние, оказанное ими на общественное мнение, объясняется иной причиной. Дело в том, что вытекающие из них теории весьма удобны в применении к человеку: они рассеивают всякую озабоченность, связанную с существованием в человеке инстинктивных и подсознательных побуждений, утверждая, что человек рождается в виде tabularasa, и всё, что он думает, чувствует, знает, – всё это результат воспитания и обучения.

Такое мнение получило поддержку со всех сторон, даже со стороны религиозных людей. Ведь из него следует, что каждый верующий обязан заботиться о том, чтобы его дитя было воспитано в единственно истинной вере. В результате бихевиористская догма укрепляет каждого доктринера в ею собственных убеждениях, ничего не делая для примирения различных доктрин, и при этом выдаёт себя за демократический принцип.

Что все люди имеют право на равные возможности для развития – это несомненная этическая истина. Но эту истину часто обращают в ложь, утверждая, будто все люди потенциально равноценны. Бихевиористская доктрина утверждает, что все люди были бы равны друг другу, если бы смогли развиваться в одинаковых условиях, и стали бы идеальными людьми, если бы эти условия были идеальны. Таким образом, нам не дозволяется иметь унаследованные свойства, и прежде всею – свойства, определяющие наше социальное поведение.

Заблуждение, будто из человека можно сделать что угодно – и потребовать от него чего угодно, – лежит в основе многих преступлений против природы и человечества. Такие последствия и должны получаться, когда охватившая весь мир идеология и вытекающая из неё политика основаны на лжи. Поскольку одинакова в своей основе целевая установка, повсюду одинаковы и методы, с помощью которых власть имущие стремятся превратить своих подданных в идеальных советских людей, в идеальных представителей американского образа жизни или ещё во что-нибудь идеальное. Побывав в ГДР и СССР, начинаешь понимать, что коммерческая реклама в западных странах отнюдь не аполитична, а выполняет те же функции, что вездесущие лозунги – в восточных. Всё ли, к чему призывают красные плакаты, глупо и плохо, об этом можно спорить. Но выбрасывать едва взятые в употребление вещи ради покупки новых, лавинообразно наращивать производство и потребление ради них самих – это и глупо, и плохо в этическом смысле этого слова.

Человечеству необходимо вырваться из ценен политической демагогии к коммерческого потребительства, а это невозможно без самопознания, свободного от ложных научных догм.

Ядерная угроза очевидна, но столь же очевидно и средство избежать её: надо попросту не производить и не применять ядерное оружие. Что же касается других опасностей, – даже те, кто их ясно видит, не знают, что можно против них предпринять. Ясно одно: без коренной переоценки своих нынешних представлений о самом себе, без кардинального пересмотра нынешних ценностей человечество не сможет выбраться из тупика, ведущего к катастрофе.

Читайте также: