Базилика в архитектуре византии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Когда, благодаря императору Константину, христианство получило статус официальной религии, и у последователей вероучения отпала необходимость скрываться, то перед ними встал вопрос о том, где и как будут проходить их собрания и проводится религиозные обряды.

Катакомбы, которые использовались ранними христианами с этой целью, вскоре уже не могли вмещать всех верующих. Возникла насущная необходимость в храмовой архитектуре, отвечающей двум основным требованиям:

  1. Здание церкви должно быть вместительным для большого количества прихожан;
  2. Конструкция храма должна соответствовать идеологии христианского вероучения;

Форма языческого (античного) храма -святилища была отвергнута христианами, так как она основывалась на принципе калокагатии, когда в бо́льшей степени важна была внешняя составляющая.

В соответствии с изменившимся в период средневековья мировоззрением всё внимание теперь сосредотачивается на внутреннем содержании вещей. Этой идее следует и храмовое зодчество. Часто, внешний вид ранних христианских храмов совсем скромен, в то время как их интерьеры поражают богатством, роскошью и великолепием.

Согласно средневековому мышлению, собор должен был символически отражать божественное устройство мира, где каждая деталь мыслилась как некий символ, причём эта символика, зачастую, была многоуровневой.

I. Космологи́ческая символика – представление о храме, как христианской модели мироздания.

Здание собора всегда было ориентировано по сторонам света таким образом, чтобы главный вход располагался на западе, а священное место – алта́рь – на востоке .

В связи с этими представлениями пространство храма делилось на части следующим образом: притво́р (нарте́кс) – самая западная часть храма, мыслился как преддверие ада. Здесь находились те, чьи души были наиболее уязвимы перед кознями Сатаны – так называемые оглаше́нные - не крещённые, но собирающиеся принять крещение.

Центральная часть собора - наос , вмещающая во время службы всех принявших крещение верующих, символизировала Земной Рай (Эдем), из которого были изгнаны когда-то Адам и Ева за первородный грех.

Самая же важная, священная, часть храма располагалась на востоке. Здесь находится алтарь – место, где, согласно представлениям христиан, происходит таинство пресуществления (превращения) крови и тела Христа в вино и хлеб, и где, во время службы, восседает, как на престоле, сам Бог.

Алтарь был отделён от прихожан, и проходить к нему разрешалось лишь священникам - посредникам между миром небесным и человеческим. В сознании верующих алтарная часть храма символически рассматривалась как Рай Небесный, место, где пребывает сам Бог.

Снаружи алтарная (восточная) часть храма имела выступ, называющийся апси́да .

Таким образом, входящие в храм, совершали символическое движение от тьмы, смерти, безверия, через преодоление первородного греха к Небесному Раю, свету, вечности и спасению души.

Однако движение в здании храма шло не только в горизонтальном направлении с Запада на Восток, но и снизу вверх. Так, квадратное (прямоугольное) основание здания, рассматривалось как символ Земли, в то время как круглая форма купола являлась символом Неба. Столбы и опоры, на которых покоилась купольная сфера, в сознании христиан, уподоблялись святым и подвижникам – столпам веры, на которых держится всё здание Церкви (как организации). Окна, изливающие свет, воспринимались как апостолы и пророки, донесшие до людей свет истины, свет веры христианской.

II. Временна́я символика – воплощение в конструкции здания церкви христианского представления о времени и вечности.

Запад, откуда начиналось движение, символизировал прошлое.

Центр, где верующие отмаливают грехи, происходящие от первородного грехопадения Адама, мыслился как настоящее.

Алтарная же часть, недоступная простым смертным, являлась символом будущего , то есть Царствия Божьего, которое будет установлено после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

I II. Топографи́ческая символика . Все части христианского храма и его детали символически рассматривались как конкретные места, связанные с земной жизнью и смертью Христа.

Полукруглая форма алтарной части храма напоминала о вифлеемской пещере, в которой был рожден Сын Божий, а также о месте его захоронения, где произошло чудо Воскресения. Кроме того, храм также рассматривался как град Небесный – Иерусали́м .

Также церковь служила образом распятия Христова, его спасительной жертвы во имя человечества, поэтому в основании структуры храма, так или иначе была заложена форма креста.

Таким образом, в Византии сложилась не только архитектурная форма христианского храма – места для молений, но и родилось символическое понимание его как дома Божьего, идеального мироустройства и места, где человек ощущает себя неотъемлемой и важнейшей частью божественного замысла, без которого сам Мир и Жизнь теряют смысл.

Сама же Византийская архитектура прославилась созданием центри́чно-ку́польных соборов (иногда такую конструкцию называют купольная базилика ), самым выдающимся, из которых, стал храм Святой Софии (Прему́дрости Бо́жией) в Константинополе. О нём читайте в следующей публикации .

О культуре средневековой Европы читайте в публикациях на моём канале:

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

БАЗИ́ЛИКА [греч. βασίλειον; лат. basilica - царская палата], в эллинистическо-рим. источниках общественная постройка, предназначенная для собраний; в раннехрист. лит-ре храм, церковь; тип прямоугольного, протяженного в плане здания, разделенного рядами опор на 3 или 5 продольных нефов, освещаемых через окна в стене повышенного центрального нефа. Проблема происхождения и развития христ. Б. как архитектурного типа широко обсуждалась в кон. ХIХ - сер. ХХ в. специалистами по христ. археологии и истории церковной архитектуры.

Античность

Базилика имп. Максенция и Константина в Риме. Нач. IV в. Фотография. Кон. XX в.

Древнейшие Б. появились в Риме во II в. до Р. Х.: согласно Титу Ливию (XXXIX.XLIV.7), первая была построена Катоном к западу от курии и комиция (Б. Порция, 184 г. до Р. Х.), за ней Б. Эмилия (179 г. до Р. Х.) и Б. Семпрония (169 г. до Р. Х.). Позже Б. распространились в Италии, зап. провинциях Европы и Сев. Африки.

Б. рим. эпохи различны по формам и функциям, в основном это здания делового назначения, залы для торговых, судебных и иных собраний. Гражданские Б. строили вблизи форума как крытое продолжение (ранние известны в Косе, Юж. Этрурия, сер. II в.; в Помпеях, ок. 120 г.; Ардее и Альбе Фуценс, I в. до Р. Х.). В военных поселениях римлян строились Б. principiorum (как центр лагеря, канцелярия и зал собраний; открыты во мн. укреплениях по окраинам провинций в Европе, Африке и Азии, в т. ч. в Дура-Европос, кон. II в.) и Б. для военных упражнений (exercitatoria). Во дворцах императоров Б. служили залами для приемов, и они сооружались по всей империи от Палатина (дворец имп. Домициана, упом. Плутархом, в Popl. XV) и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приемов дворца имп. Диоклетиана, 300-306) и Трира (зал приемов и Новый зал имп. Константина Великого).

Б. постепенно приобрели нек-рые религ. функции: в Б. principiorum хранились священные штандарты войск; Б. форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествленного императора и его семьи; во мн. итал., европ. и африкан. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна); Зап. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия); Сев. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия)); Б. иногда использовали как культовые здания вост. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в.); подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Из старых, дохрист. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами.

Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Кон. V– VII в. Фотография. XX в.

Раннехристианский период

Б. как церковное сооружение появляется в доконстантиновскую эпоху: древнейшее из специально построенных церковных зданий, храм в Айле (см. Элат), ок. 300 г., имел базиликальный план, ориентацию оси на восток (размер 26 ´ 16 м), прямоугольную апсиду. Массовое возведение Б. началось после Миланского эдикта 313 г. Христиане внесли в архитектуру Б. новые черты, обусловленные потребностями богослужения и христ. символики. Важнейшие из них - устойчивая осевая композиция, т. е. продольная вытянутость здания, подчеркнутая параллельными рядами колонн, акцентированность концов оси, на к-рых располагались противолежащие друг другу вход и апсида. Протяженность обычно подчеркивалась помещавшимися на той же оси двором-атрием и нартексом (композиция, издревле известная в дохрист. архитектуре Ближ. Востока, в т. ч. в близких по времени сооружениях, напр. в большом храме Баальбека). Такой тип постройки отвечал представлениям христиан об устройстве храма: протяженность символизировала корабль спасения; путь от входа к алтарной апсиде прообразовывал собой путь спасения; четырехугольная конструкция и возможность ориентации по сторонам света соответствовали понятиям о порядке мироустройства и т. д. К отличительным архитектурным элементам христ. Б. относится также широкое распространение арок, опирающихся на колонны (в рим. имперском строительстве колонны обычно сочетали с балкой-архитравом, под арки строили кирпичные столбы-пилоны, хотя есть исключения - дворец имп. Диоклетиана в Сплите).

Реконструкция: 1. Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме. Ок. 313–318 гг. 2. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. До 333 г.

Реконструкция: 1. Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме. Ок. 313–318 гг. 2. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. До 333 г.


Реконструкция: 1. Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме. Ок. 313–318 гг. 2. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. До 333 г.

Строя по заказу имп. Константина и его семьи первые крупные христ. храмы в Риме и в Св. земле, зодчие нач. IV в. предпочли базиликальный тип постройки традиц., т. е. языческому, храму, поскольку Б. была религиозно нейтральна и могла вместить большие группы молящихся, ее планировка соответствовала сложившимся формам богослужений христиан. Ранними образцами Б. для Италии стали Сан-Джованни ин Латерано (ок. 313-318) - пятинефное, одноапсидное, сильно вытянутое в длину сооружение, и первый собор ап. Петра в Риме (Сан-Пьетро) (ок. 320-330), также пятинефный, с поперечным членением (трансептом) между нефом и апсидой, в середине к-рого помещалась гробница апостола - композиционный центр храма. В IV-V вв. Б. зачастую превосходили по размерам крупнейшие языческие святилища (длина Б. в Лехеоне (Греция) 186 м). Внутреннее убранство отличалось великолепием: мраморные колонны и капители сложной резьбы, полированная облицовка стен, роскошные ковры мозаичных полов и золотофонные стенные мозаики. Ранние Б. имели свободную ориентацию, их апсиды нередко были направлены не на восток, а на запад (храм св. Гроба Господня в Иерусалиме, ок. 326; собор ап. Петра, Сан-Джованни ин Латерано и Санта-Мария Маджоре в Риме). Стандартный план Б. мог варьироваться: так, к базиликальной ц. Рождества в Вифлееме (до 333) вместо апсиды была пристроена октагональная в плане постройка, Б. в Аквилее (IV в.) не имела апсиды.

Быстрому распространению Б. в христ. мире способствовали стремление подражать образцам, предложенным императором-заказчиком; относительная простота и быстрота возведения; традиционность конструкции, позволявшей перекрывать и освещать огромные пространства; соответствие основным требованиям раннехрист. богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). В конце главного нефа выделялась алтарная часть, или пресвитерий (см. Алтарь, Хор), отделенный балюстрадой солеи. Устойчивыми элементами при входе в Б. стали нартекс, экзонартекс и атрий.

В зачаточном виде раннехрист. Б. содержали мн. элементы, впосл. развившиеся и ставшие традиц. для церковных построек. В большинстве ранних Б. алтарная апсида открывалась непосредственно в неф и отделялась только невысоким барьером, в первых же Б., имевших характер мартириев, появился трансепт. В V в., когда потребовалось дополнительное пространство для духовенства, трансепты умножились и позволили лучше организовать доступ к почитаемым мощам: процессии следовали, не нарушая хода службы в главном нефе, по боковым проходам, к-рые огибали алтарную часть снаружи, образуя амбулаторий (известен в ранних рим. Б., Сан-Себастьяно (312 или 313?) и Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 350)).

Б. развивалась, отражая служебно-литургический строй и общие изменения архитектурных форм. Прежде небольшая алтарная часть постепенно расширилась, в ней сформировались синтрон, киворий над св. престолом, стоящим на платформе-крипиде, и др. устройства для совершения литургии. Изначально равномерно-протяженное пространство получило смысловой и конструктивный центр в пересечении трансепта с главным нефом. Над боковыми нефами стали возводить галереи-хоры (имелась уже в Б. св. Гроба Господня). Постепенно для Б. вырабатывали все более сложные по плану и конструкции варианты (выделяют до 12 основных композиций, среди к-рых крестообразные, дополненные нартексом, обстроенные портиками и внешними атриумами, с поперечным трансептом и др.). Для раннехрист. Б. был характерен экстенсивный путь развития - за счет повторения одних и тех же ячеек или пристройки самостоятельных объемов снаружи.

Б. господствовала как архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов с IV по VI в. Прекращение возведения больших, роскошно отделанных раннехрист. Б. на Западе пришлось на период после распада империи. Отказ от Б. как архитектурного типа затронул и Восток: в К-поле он произошел уже к сер.VI в., однако первые купольные храмы столицы не уступали размерами и убранством Б. V - нач. VI в. В кон. VI-VII в. появились центрально-купольные храмы и Б. практически забываются, в т. ч. и на периферии Византии (напр., в Армении и Грузии). Замена продольных сводчатых композиций на центрально-купольные не была здесь связана ни с политико-экономическими условиями, ни с изменениями церковного ритуала и, вероятно, диктовалась новым литургическим осмыслением храмового пространства.

Тем не менее развитие Б. на Западе и Востоке имело много сходных черт, поскольку определялось общими для раннесредневек. архитектуры творческими принципами: следованием иконографическим образцам (иногда одному и тому же на Востоке и Западе, как, напр., ц. св. Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр. соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения Б. с мартирием. Но различия в литургической и культурной традициях и условиях строительства привели к тому, что пути и методы решения сходных задач с V в. стали реализовываться по-разному, что привело к сложению 2 самостоятельных типов христ. архитектуры.

Византия и Восток (VI-XV вв.)

Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

В IV-VI вв. на визант. территориях в Греции, на островах Вост. Средиземноморья, в М. Азии и на Ближ. Востоке, прежде всего в Св. земле, было возведено огромное количество трехнефных (реже пятинефных) Б. стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атрием по продольной оси. Однако уже они обладали рядом особых свойств: в вост. части Византии Б., как правило, были менее вытянутыми, их чаще строили без клерестория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым); чаще окружали галереями с 3 сторон (ц. св. Феодора Студита в К-поле), дополняли нартексом и атрием (ц. Ахиропиитос в Фессалонике, 450-470). Среди сохранившихся ярких примеров вост. Б.- пятинефная ц. св. Димитрия в Фессалонике, сер. V - нач. VI в.

Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фотография. XX в.

Дальнейшее развитие Б. на Востоке определилось основным движением архитектурной композиции к созданию органически цельного церковного здания, соединявшего свойства 2 пространственных структур, характерных для Б. и мартирия, в едином купольном сооружении (см. Мартирий, Храм, Св. Софии храм в К-поле). В Византии был выработан тип Б. с куполом над пересечением нефа и трансепта, т. н. купольная Б., ранним примером ее является ц. св. Ирины (св. Мира, τῆς Εἰρήνης) в К-поле (после 532; после 740 переоформлена в первую в столичной школе зодчества крестово-купольную структуру благодаря добавке поперечных рукавов). Типологически близкие к ней Б., чьи коробовые своды поддерживают купол с востока и запада, обследованы в Дере-Аши, Мыре, Анкаре, Визе. На Востоке в целом ранние варианты соединения базилики с купольным храмом при преобладании крестово-купольного ядра характерны для Закавказья, не знавшего визант. купольной базилики: он появляется уже с 30-х гг. VII в. в Армении (храмы в Багаване, Мрене, Одзуне, и др., а в зачаточном состоянии - в крестово-купольном храме Текора 80-х гг. V в.) и в Грузии (Цроми, Самшвилде).

План: 1. Базилика св. Ирины (св. Мира) в К-поле. После 532 г. 2. Базилика св. Димитрия в Фессалонике. Сер. V — нач.VI в.

План: 1. Базилика св. Ирины (св. Мира) в К-поле. После 532 г. 2. Базилика св. Димитрия в Фессалонике. Сер. V — нач.VI в.


План: 1. Базилика св. Ирины (св. Мира) в К-поле. После 532 г. 2. Базилика св. Димитрия в Фессалонике. Сер. V — нач.VI в.

После эпохи иконоборчества, по мере ослабления традиций городской жизни, роста влияния монашества, развития архитектуры приходских и частных храмов происходит постепенное оттеснение больших Б. более компактными зданиями с центрическим планом. Уже с VIII в. Б. в Византии не была преобладающим типом, а с выработкой храма крестово-купольного типа окончательно уступила ему первенство. в XI в. на Востоке Б., прежде всего купольные, строят в основном на визант. периферии (исключение - ц. св. Софии в Никее, ок. 1065), в принимавших Крещение странах (трехнефная базилика св. Софии в Охриде, столице новообразованного Болгарского царства, XI в.); на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархал в Тайке (Тао), базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, ок. 1000).

В средне-, поздне- и поствизант. эпохи тип раннехрист. Б. встречается редко. В XIII в. вырабатываются варианты, сочетающие элементы крестово-купольные и базиликальные. На севере Греции распространение получила трехнефная Б. с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте Като-Панагия, 1231-1267/68 гг., и Панагия Влахернитисса, кон. XII - нач. XIII в. (во 2-й пол. XIII в. возведены 3 дополнительных купола); Порта-Панагия вблизи Трикалы, 1238 г. В Мистре в ц. Одигитрии мон-ря Бронтохион, ок. 1310-1322 гг., и мон-ря Пантанассы, ок. 1430 г., были созданы комбинации трехнефной базилики с крестово-купольной галереей. После падения К-поля (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывш. империи продолжали строить повсеместно. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневек. и позднесредневек. (греч. и арм.) строительстве Крыма. Однако среди древнерус. храмов пока не обнаружено ни одного, к-рый можно было бы уверенно считать Б.

Зап. Европа (VI-XII вв.)

Доминирование раннехрист. Б. прекратилось к кон. VI в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестгот. Испания, англо-саксонская Англия и др.). Для возведения огромных Б. не было ни средств, ни строительных артелей, тем более что исчезала и потребность в строительстве Б., т. к. в жизни Церкви все большую роль играло монашество. План западнохрист. Б. приобрел функциональное деление: в главном нефе собиралась община, боковые оставлялись для процессий, направлявшихся к алтарной апсиде, отделенной от нефа не только особым поперечным компартиментом, вимой, но и развитым трансептом.


Равенна, Сант-Аполлинаре ин Классе

Христианская базилика не является случайным изобретением. У нее, очевидно, несколько источников происхождения. Однако можно вполне уверенно предположить, что она не вытекает из греческого античного храма. Ибо его предназначение заключалось в том, чтобы быть домом почитаемого божества, в который входить дозволялось только жрецам.

Простой народ лишь обходил храм во время торжественных шествий и возлагал жертвы на алтарь, расположенный за пределами храма. Первым же христианам нужно было помещение для собраний, в которых участвовали все члены общины — и знать, и простой люд. В первые века они даже хвастались своим строгим отказом от культовых сооружений, алтарей и картин.

Первые живописные изображения в катакомбах относятся к концу II в. Они ограничиваются символическими представлениями главных ожиданий раннего христианства: спасение души и потусторонняя жизнь. Картины в духе Нового завета, например Мария с младенцем, появляются лишь в III в. Богослужения проводятся сначала в частных домах.

Вскоре, в связи с ростом численности общины, начинается поиск подходящих просторных помещений, которые отвечали бы также и требованию однозначной ориентации на алтарь и резиденцию епископа. Хотя у некоторых римских храмов и есть апсида, они не отличаются ступенчатым расположением помещений, типичным для базилики, и лишь изредка имеют несколько параллельных нефов.

Потребностям христиан отвечает скорее т. н. судебная базилика, которая служит в городах в качестве места для рынка и суда: возвышающийся прямоугольный средний неф окаймляют со всех сторон боковые нефы, на которых порой бывают галереи. Определенную исходную ориентацию дает место судьи или смотрителя рынка на возвышенном месте или в апсиде, а также алтарь на торце.

Менее ясно происхождение поперечного нефа, возможно, от античного дома с атрием, в котором первоначально отправлялись богослужения, 42 В его внутренних помещениях с обоими крылами за атрием можно увидеть недоразвитую предшествующую форму христианской базилики с поперечным нефом.

Предполагается и происхождение от императорских форумов Августа и, прежде всего, Траяна. Несмотря на чередование открытых и крытых частей, эта огромная рыночная площадь имеет тем не менее удивительное сходство с планом христианской базилики: вход и расположенное в апсидообразном закруглении святилище находятся напротив друг друга, колоннады сопровождают как боковые нефы прямоугольное центральное помещение, а 2 апсиды по краям базилики Ульпиа образуют вместе с ней своего рода поперечное здание.

Перенос образа бога с императора на монотеистического христианского бога может, очевидно, объясняться и адаптацией христианским церковным строительством императорской архитектуры. В пользу этого говорит также и то, что построенные по указанию Константина крупные церкви имеют поперечные нефы, а у церквей, воздвигнутых без императорского влияния в провинциях Малой Азии и Африки, таких нефов нет.

Базилика появившегося типа имеет от 2 до 4 боковых нефов В, увеличенный по высоте средний неф А, капитальные каменные стены с архитравом или с аркадами и поперечный неф Н. Колонны, капители и антаблемент снимаются непосредственно с античных зданий, насколько это позволяют делать сохранившиеся сооружения, а затем они в основном грубо имитируются или просто создаются вновь.

Родиной капителей чашевидных форм с трапецевидными пятами сводов является Византий. Решение Константина в пользу деревянных плоских перекрытий в течение 700 лет оставляет почти в забытьи римскую технологию возведения сводов крупных сооружений. Открытый атрий на западной стороне с фонтаном и крытыми галереями, нартекс в западной части церкви и окруженные оградами с амвонами хоры указывают путь к алтарю и апсиде с кафедрой. Башни, стоящие в стороне, добавляются несколько позже.

РАВЕННА

1- я фаза: сооружения в Равенне и Западной Римской империи. Гонорий ; Галла Плацидия, правившая за своего сына Валентаниана III.

2- я фаза: сооружения, основанные остготами. Король остготов Теодорих, воспитанный в Константинополе, побеждает по просьбе правителей Восточной Римской империи Одоакра, императора в Равенне. Остготы, исповедовавшие арианство, строят независимые церкви, к которым местные католики относились терпимо.

Базилики: собор Ариана, начат в конце V в.; Сант-Аполлинаре Нуоео ; Сант-Аполлинаре ин Классе, освящен в 549 г.

— 3 нефа, без поперечного нефа, пастофории лишь позднее, средняя апсида

— колонны без энтазиса под архивольтами. Прототипы: Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура, 39, и церкви Восточной Римской империи

— наряду с римской архитектурной традицией видна также и зависимость от Византии: тонкие стены архитектоники, сильно просверленные и прорезанные мраморные капители под трапецевидными пятами свода, 40, конфессио в замке кольцевой крипты под скамьей священника в апсиде и богатое мозаичное украшение

— византийская художественная школа отдает предпочтение базиликам с эмпорами для женщин, и без поперечного нефа. Равенна, приспосабливаясь к западной литургии, отказывается от эмпор. Они встречаются исключительно в женских монастырях

— наружное строение расчленено лизенами и полуциркульными арками

Центрическое сооружение: Санта-Мария ин Козмедин

3- я фаза: Византийский период, с 540 г.

До VIII в. Юстиниан I изгоняет готов из Италии, и Равенна становится экзархатом Восточной Римской империи, однако после захвата ее лангобардами в 751 г. полностью теряет свое значение. Завершение строительства церкви Сан-Витале, 45, и Сант-Аполлинаре ин Классе; впервые башня — как отдельно стоящая кампаниля, но еще не колокольня

Равенна, Сант-Аполлинаре ин Классе — самая большая базилика в 6 км южнее города. 3-нефная колонная базилика с архивольтами, но без поперечного здания. Кольцевая крипта под скамьей священника в средней апсиде. Пастофории появились позже. Атрий в 2 квадратных помещениях сбоку фасада. Богатое мозаичное украшение. Кампаниля X в.

Салоники, базилика Св. Димитрия, начата в 412 г., расширена до 5 нефов в 634 г. Вид на южную часть поперечного здания. Византийская планировка. Отличия от римских сооружений : архитектоническая стяжка элементов конструкции обеспечивает более прочную и монументальную структуру; чередование опор; мозаики покрывают стены, а мраморные инкрустации пол среднего нефа; эмлоры для женщин отвечают канонам византийской литургии

КРУПНОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Самая ранняя большая церковь — Сан-Лоренцо в Милане, находившимся в то время под византийским влиянием : центральный купол опирается на 4 двухэтажные экседры с полу- куполами.

В Сирии есть образцы круглых одноэтажных центрических сооружений с продольными хорами на востоке здания между вспомогательными помещениями и 4 наружными нишами.

Сан-Стефано Ротондо в Риме, по образцу церкви Гроба Господня в Иерусалиме, занимает особое место:

— большое здание и плоское перекрытие

— архитектурный принцип церкви Св. Петра в круглой форме: 2 обхода соответствуют 2 боковым нефам; архитрав между центральным помещением и внутренним обходом, между обходами аркады

— последнее монументальное центрическое сооружение Рима и Западной Римской империи

НЕБОЛЬШОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Такими сооружениями являются не приходские церкви, а баптистерии, со ступенями, спускающимися к углубленной купели, мавзолею, в центре которых находятся саркофаг или алтарь. Это сооружения-памятники над священными местами, Их прототипами являются: античные термы, ступенчато расположенные помещения; перекрыты куполом, с высокими стенами и окнами, опирающимися на архитрав или колонные аркады.

— горизонтальные проекции круглые или многоугольные с круглыми или прямоугольными нишами

— в Восточной Римской империи и в регионах византийского влияния горизонтальная проекция в форме креста с 4 одинаковыми по длине крыла- ми. С VI в. эта форма плана становится образцом для византийских купольных церквей с крестообразным основанием, 47 и след.’.

КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА

Выдающимся примером является храм Айя-София в Константинополе. Центральный купол опирается на паруса между 4 мощными столпами. Боковое смещение сюда нейтрализуется на северном и южном краях системой контрфорсов над боковыми нефами, а на западном и восточном — полусферическими сводами, опирающимися на небольшие полукупола. Базиликальная конструкция продольного здания сочетает в себе характер центрического сооружения. Множество сполий из Эфеса и Ба- альбека.

КУПОЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ С КРЕСТООБРАЗНЫМ ПЛАНОМ

По таким прототипам, как мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, строятся и церкви на плане равностороннего греческого креста Они также являются центрическими сооружениями. Самым выдающимся примером является церковь Апостолов в Константинополе с 5 одинаковыми по высоте куполами.

Путем добавления западного купола и таких традиционных элементов, как нартекс и атрий, план преобразуется в латинский крест.

Купольная базилика и купольная церковь с крестообразным планом — последние ступени развития раннехристианского искусства, которое окончательно разделяется и приводит к каролингской и романской архитектуре.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

В Греции, Сирии и Северной Африке 1-нефные молитвенные дома и небольшие базилики известны еще с III в. Греческие христиане, селившиеся за пределами Византии, и язычники из других стран, обращенные в новую веру, распространяют византийский метод строительства далеко за границы империи.

Базилики встречаются редко. Начиная с VI в., сооружение кубической формы с куполом считается микрокосмическим символом христианского мира. Этому представлению отвечает и иконографически канонизированное расположение произведений на стенах и сводах Из-за технических трудностей сооружения больших куполов все церкви имеют небольшие размеры. Их основная форма — куб с куполом или группой куполов, центральный из которых возвышается над остальными, появляется уже в V в.. Начиная с IX в., их форма установлена навсегда.

Купольная церковь с крестообразным планом:

— купол на парусах или тромпах с 4 или 8 опорами

— к куполу пристраиваются второстепенные купола

— купол между бочарными сводами

— купол между крестовыми сводами

— разная высота барабанов

— разное удлинение плана

— эмпоры между средокрестием и апсидами

— апсида и 2 типа вспомогательных помещений образуют состоящий из трех частей санктуарий

— боковая галерея или обход

— спаренные и тройные окна

— трансенны вместо оконного стекла

— кирпич, особенно в Константинополе, Салониках, Македонии, на западе Малой Азии

Салоники Греция, церковь Апостолов. Обход с боковыми куполами на 3 сторонах ядра здания. Восточный конец с главной и двумя боковыми апсидами. Ячеистые элементы помещения. Окна н декоративные аркады расчленяют фасад и барабаны куполов. Перевязка кладки из тесаного камня и кирпича. Круглые арки на высоких сваях

Стирис/Фокис в Греции, небольшая церковь при монастыре Осиос Лукас, нач. XI в. От средокрестия парусного купола отходят 4 бочарных свода. Над восточными помещениями расположены эмпоры, а перед ними стоит иконостас

— одновременное использование кирпича, тесаного и бутового камня-.

1) горизонтальные ряды кирпича повышают прочность кладки из тесаного камня ;

2) кирпич для арок и куполов; 3) узоры из кирпича; эффектно расположенные на фоне кирпича и светлой штукатурки мотивы, гирлянды и цветы ; 4) зеленая или коричневая люстровая керамика

— изредка рельефы на фасаде

БАЗИЛИКА

В Сирии около 500 базилик и небольших зальных церквей IV—VII вв.

Турманин/Сирия, V—VI вв. Р — пастофории: помещения по обе стороны от хоров

Базилика — также фасад с 2 башнями по краям с нартексом :

— средний неф с колоннами или столбами, архитравами или аркадами

— широкие аркады в северной Сирии с удлиненной до среднего нефа бемой

— санктуарий из 3 частей

— в северной Сирии также членение колоннами перегородки и наружной стены апсиды

— профилированные окна, двери, арки

— в южной Сирии зал с эмпорами с потолком из гранитных плит

Монастыри как объединение переселенцев появились в Северной Африке и Сирии уже в IV в.

Базилика — центр пространственного сооружения, которое преобразуется в ордер средневековых монастырей.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

Армения и Грузия

После VI в. города Малой Азии теряют, наравне с Константинополем, свое значение. Пещерные церкви отшельников с куполами, апсидами, арками и колоннами, а также с замечательными образцами настенной живописи существуют под Милетом и Ургупом, а неподалеку менее крупные церкви с крестообразным основанием.

Начиная с VII в., центрами исключительно бурной строительной активности

становятся Армения и Грузия, которые с X в. развивают собственные формы:

— крестообразные сооружения с 4 конхами

— план с 4 полукругами, б и 8 сегментами, снаружи частично с цилиндрической оболочкой

— внешне большинство зданий имеют четко выраженную направленность

— также базилики или комбинации сооружения с 3 нишами с продольным зданием

— конусообразный купол над средо- крестием

— кладка из литого бетона с облицовкой тесаным камнем

— иногда богатые рельефные украшения и живописные картины

В начале XI в. в Новгороде и Киеве в скромных масштабах появляется собственная византийско-русская архитектура. Оба Софийских собора распадаются на множество мелких помещений между пилонами, как бы противопоставляя себя раннехристианским обширным пространственным размерам.

Крестово-купольные церкви над греческим крестом:

— восточные апсиды вытянуты вверх

— купол над средокрестием

— от 4 до 12 боковых куполов

— высокие цилиндрические барабаны

Эпоха русской архитектуры начинается примерно в 1400 г., когда Москва становится центром государства. Не имеют аналогов в Европе церкви:

— главным образом 5-купольные


Самобытные экстравагантные образцы византийской культуры представлены в музыке, прикладном искусстве и, конечно же, архитектуре. Лучшие структурные достижения эпохи, а также значительное религиозное влияние ортодоксальных канонов христианства нашли свое отражение в неповторимых образах и невероятных произведениях, создаваемых благодаря стремлению прославить государство, императора и Бога.

Особенности византийской архитектуры

Монастырь Святого Лазаря — древнейший образец храма с высокой колокольней, построенный в византийском стиле (Ларнака, Кипр). | Фото: commons.wikimedia.org.

Историческая справка: Наибольшего расцвета Византия, единственная сохранившаяся часть некогда великой Римской империи, достигла в V-VI вв. Экономический взлет повлек за собой небывалое развитие искусства, архитектуры и высоких достижений в строительстве. В произведениях архитектуры, например, органично переплетались самые впечатляющие мотивы различных стилей, начиная с античного и заканчивая элементами ближневосточного зодчества.

Особое внимание уделялось строительству зданий, призванных возвеличивать государство и самого императора, ну и, конечно же, прекрасные культовые сооружения для прославления Бога. Всплеск строительства всего прекрасного и величественного начался во время правления императора Юстиниана. В этот период активно возводились дворцы, храмы, церкви, триумфальные арки и различные инженерные сооружения более высокие и масштабные, чем строили его предшественники.

Удивительной красоты Храм Святых Апостолов в Салониках (Греция). | Фото: uchitelj.livejournal.com.

Благодаря увлечению императора-эстета прекрасным и изысканным в период его правления (527-565 гг.) начали зарождаться основы нового архитектурного направления, в том числе собственный монументальный стиль, характеризуемый сложностью конструкций и впечатляющей эстетикой. Помимо этого, яркими особенностями архитектурного направления Византии являются:

• планирование в греческом стиле , вернее сказать, поэтажные планы похожи на форму греческого креста, отличающийся строгой симметричностью;

• пятикупольная система эффектно возвышается над зданием в форме равностороннего креста. Такая конструкция была очень популярна при проектировании церквей и храмов многие столетия;

• единство материалов . Если возводились здания из кирпича (любого типа), то он использовался во всех элементах конструкции. При строительстве из камня зодчие отдавали предпочтение только натуральным тонам материала. Иногда использовалась комбинированная кладка, ее применяли для усиления декоративного эффекта;

• сводчатые перекрытия . Благодаря инженерным знаниям зодчие могли правильно рассчитать нагрузку (это значимо при возведении куполов), они также изобрели устойчивые угловые пилоны и барабан – промежуточную вставку в виде цилиндра, размещенную между стенами и куполом;

• использование красочных и замысловатых мозаик , изображающих религиозные истории и события, которые окружает более мелкий узор;

• активное использование мрамора , начиная с мозаик и заканчивая массивами в виде напольного покрытия, ступеней, колонн и т.д.

1. Собор Святой Софии в Стамбуле (Турция)

Одним из самых известных образцов византийской архитектуры по праву является величественный собор Святой Софии с его впечатляющими формами и не менее захватывающей истории. За период своего существования, а это 1500 лет(!), культурное достояние всего человечества претерпело не только несколько реставраций и полных реконструкций, но и не одну смену религий. Несмотря на это, воплощенная замысловатость, детализация и драматизм архитектурного стиля сохранились и до наших дней, демонстрируя культурное наследие не одной империи, государства, религии.

Собор Святой Софии – символ межкультурного диалога, разнообразия стилей и многогранности. | Фото: philologist.livejournal.com.

Особенности конструкции: Композиция храма является центричной. Огромных размеров купол, достигающий 33 метров в диаметре, явно увеличен, что позволило создать потрясающий эффект как снаружи объекта, так и внутри. Купол расположен над квадратной основой, вся нагрузка масштабного объекта ложится на четыре мощных пилона высотой 23 м, которые и обеспечивают стабильность.

2. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия)

The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo в 1996 г. внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Равена, Италия). | Фото: orthodoxographia.com.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo) еще одна византийская церковь в Италии, которая занимает важную ступень не только в религиозной жизни жителей города Равенна. Как часть культурного наследия и пример византийской архитектуры она также представляет немалый интерес. Изначально это была часовня Теодориха Великого, но в 561 году император Юнстиниан I сменил ее имя на Sanctus Martinus in Coelo Aureo и приказал полностью обновить. При его правлении появились удивительной красоты иконические мозаики, в которых можно узнать основополагающие сюжеты из Нового Завета, увидеть чудеса и мучения Христа, Святых, пророков, мучеников и ангелов.

В старинном храме можно увидеть примеры многих художественных стилей (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo, Италия). | Фото: orthodoxographia.com.

Главной достопримечательностью базилики Сант-Аполлинаре-Нуово являются восстановленные мозаики (Равена, Италия).

Главной достопримечательностью базилики Сант-Аполлинаре-Нуово являются восстановленные мозаики (Равена, Италия).

3. Базилика Святого Марка в Венеции (Италия)

Базилика Святого Марка – главный собор Венеции, который многие века был центром государственной, общественной и религиозной жизни республики (Италия).

Базилика Святого Марка – главный собор Венеции, который многие века был центром государственной, общественной и религиозной жизни республики (Италия).

Базилика Святого Марка (St. Mark’s Basilica), или Патриарший собор Базилики Святого Марка, – уникальное произведение византийской архитектуры, ставшее ярким примером итальянской интерпретации византийской эстетики. При его проектировании и строительстве, которое началось в 1063 г., зодчие вдохновлялись новаторскими по тем временам формами и убранством Собора Святой Софии. Конструкция базилики, которая осталась неизменной с тех пор, имеет форму греческого креста, покрытой пятью куполами, что соответствует основным правилам византийской архитектуры. Впрочем, как и монументальные резные порталы, мраморные рельефы, украшенные мозаикой, резьбой по дереву, скульптурами и барельефами, красующиеся на фасадах удивительного храма.

Величие и богатство внутреннего убранства поражает St. Mark’s Basilica по сей день (Венеция, Италия).

Величие и богатство внутреннего убранства поражает St. Mark’s Basilica по сей день (Венеция, Италия).

Роскошный интерьер Базилики Святого Марка поражает своей красотой и величием. Ее купола, арки и своды украшены яркими мозаичными полотнами, пол и купель созданы из разноцветного и белого мрамора. Кстати сказать, над оформлением святыни византийские и венецианские мастера трудились на протяжении нескольких столетий.

4. Монастырь Хосиос Лукас в Дистомо (Греция)

Hosios Loukas in Distomo – один из наиболее выдающихся шедевров византийского зодчества (Греция). | Фото: voiotosp.blogspot.com.

Монастырь Хосиос Лукас (Hosios Loukas in Distomo), построенный на западных склонах горы Геликон в Греции, является одним из самых впечатляющих сооружений раннего Средневековья. Духовная святыня признана ярким образцом эпохи византийской архитектуры, она тесно связана с другими монастырями Дафни и Неа Мони на Хиосе, которые построены еще по одному принципу византийской архитектуры – единство материала.

Невероятной красоты внутреннее убранство и уникальные мозаики стали символом духовности и высокой эстетики (Монастырь Хосиос Лукас, Греция). | Фото: odysseus.culture.gr.

Невероятной красоты внутреннее убранство и уникальные мозаики стали символом духовности и высокой эстетики (Монастырь Хосиос Лукас, Греция). | Фото: odysseus.culture.gr.

5. Цистерна базилика в Стамбуле (Турция)

Цистерна Базилика — одно из самых крупных древнейших подземных водохранилищ мира, имеющих высокую культурную ценность (Стамбул, Турция). | Фото: realestateallturkey.com.

Этот образец византийской архитектуры, отличается от богато украшенных церквей, но все же ее предназначение не менее значимо, чем религиозные объекты. Как следует из названия, Цистерна Базилика (Basilica Cistern in Istanbul) – это гигантских размеров подземный резервуар для хранения запасов воды. Как и вышеперечисленные шедевры византийского зодчества, ей присущи основные элементы нового направления в искусстве, появившиеся еще во времена правления Юстиниана I.

 Basilica Cistern – самая уникальная и таинственная достопримечательность, доставшаяся Стамбулу от искусных византийских зодчих (Турция). | Фото: havecamerawilltravel.com.

Культовой конструктивной особенностью этого впечатляющего объекта являются колонны и их основания, выполненные в форме головы Медузы. Как гласят легенды, которые наперебой рассказывают туристам местные жители и экскурсоводы, лицо Медузы повернуто вбок, чтобы не дать ей возможность превращать людей в камень. Хотя эксперты утверждают, что такое расположение увеличивает площадь основания колонны, повышая ее устойчивость. Но, какие бы причины не подвигли на такую установку массивных опор, они все же являются функциональной скульптурой, добавляя особенного колорита к этой византийской работе.

Более подробно узнать, как строился подземный резервуар под Константинополем и почему Цистерна Базилика выделяется из общего ряда древних памятников, можно из нового обзора.

Читайте также: