Базаров и народ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наблюдательный Базаров, живя в деревне Кирсановых, а затем у своих родителей, чаще начал встречаться с мужиками. На них он обратил внимание в Марьине. Заинтересовал его крестьянин, гнавший спутанных лошадей в утро перед дуэлью. В деревне у отца Евгений имел возможность чаще общаться с народом. С одной стороны, из сел к Василию Ивановичу привозили больных, и этих людей, несомненно, видел Базаров. С другой, он, как беспокойная и деятельная натура, сам уходил в деревню и лично знакомился с крепостными.

Базаров не понял своего собеседника. Но разве только такие мужики, с которыми он говорил, представляли суть народной жизни? К сожалению, других типов крестьян, подобных тем, которых изображал Некрасов, в романе Тургенева мы не находим. Правда, Тургенев отмечал, что мужики разговаривали с Базаровым, как с барином, с трепетом, робостью и волнением, как школьник перед строгим и требовательным учителем. Между собой же они говорили по-иному, запросто, обнаруживая здравый ум.

БАЗАРОВ И НАРОД.

Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с отцами, мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом. Взаимоотношения эти сложны, в них нелегко разобраться.

Вы помните, как в спорах с Павлом Петровичем и Аркадием Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он выступает не против народа, а против умиления перед его отсталостью, суеверием, невежеством. Базаров убежден, что его собственные взгляды определяются именно потребностями народной жизни. Недаром и речь его так близка к народной. Вы порицаете мое направление,- говорит он Павлу Петровичу,- а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?

Эту точку зрения своего героя разделял и сам Тургенев. Все истинные отрицатели, которых я знал, - без исключения (Белинский. Герцен, Добролюбов. ), идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни,- писал он.

репин отказ от исповеди

Но в романе есть эпизоды, которые могут вызвать недоумение.

Вначале читатель узнает, что Базаров. владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. Слуги чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин. А в конце, казалось бы, совсем по-иному раскрывается отношение народа к герою романа. Обращаясь к мужику, Базаров иронизирует над славянофильскими представлениями о народе: . от вас начнется новая эпоха в истории. Вы нам дадите и язык настоящий и законы. На непонятные ему насмешливые слова Базарова мужик отвечает с патриархально-добродушною певучестью: . а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы отцы наши. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику. Базарову горько слышать эти рабские изъявления покорности и угодливости. Вот почему он презрительно пожал плечами и отвернулся.

Увы! - говорит Тургенев,-презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он был в их глазах все-таки-чем-то вроде шута горохового.

Как же объяснить эту сцену? Здесь трудно дать однозначный ответ. В Марьине Базаров -гость, резко отличающийся своим демократическим обликомот хозяев-помещиков, и там для слуг, для крестьянских мальчишек он свой. Иные чувства у крестьян вызывает Евгений Васильевич, когда он появляется в деревне своего отца. Здесь он в глазах крепостных барин.

Но в этой сцене могло сказаться и авторское отношение к герою романа. Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременность его появления в России, его обреченность, Тургенев хочет показать, какая глубоки пропасть отделяет Базарова от народа.

Иваном Сергеевичем Тургеневым роман "Отцы и дети" был написан в сложное для нашей страны время - в 1861 году. Действие произведения происходит в 1855-1861 гг. В те времена закончилась война с Турцией, которую Россия проиграла, а на смену умершему правителю Николаю I пришел Александр II.

Рассмотрим в этой статье отношение к русскому народу Базарова. Ведь посредством данного героя затрагивается проблема крепостничества, тяжелого положения русского мужика.

базаров отношение к народу

Картины жизни деревни

Главный персонаж романа - разночинец Базаров. Отношение к народу этого героя - важнейшая тема произведения. Начинается повествование невеселыми картинами жизни предреформенной деревни. Обращение к природе неслучайно. Всюду читатель встречает запустение и разруху, бесхозяйственность и нищету. Даже Аркадий Кирсанов признает, что преобразования в деревне просто необходимы. Речь здесь идет о произошедшей в 1861 году реформе, которая, по сути, ничего не изменила в положении крестьян.

Происхождение Базарова

отношение базарова к народу в романе отцы и дети

Ближе всего к крестьянству из всех героев романа - Евгений Базаров. Отношение к народу этого персонажа во многом определяет его происхождение. На протяжении произведения он не раз подчеркивает, что он разночинец, называет себя лекарским сыном, лекарем. В разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым Евгений Базаров отвечает с гордостью, что его дед пахал землю, поэтому мужик, скорее, в нем, нежели в Павле, признает соотечественника. Кирсанов, говорит Евгений, не умеет даже разговаривать с крестьянами. Однако умеет ли это делать сам Базаров? Отношение к народу (цитаты из текста лишь подтверждают это) у этого героя тоже не было простым.

Но Евгений прав. Павел Петрович действительно не только не может общаться со своими мужиками, но и управлять ими.

Максим Горький о Базарове

Как писал Максим Горький, в отношениях Евгения к русскому народу следует заметить прежде всего отсутствие всякой "сладости", "вычурности". Крестьянам это нравится, и поэтому Евгения так любит прислуга и ребятишки, несмотря на то что тот не задаривает их деньгами и подарками. Мужики видят в нем умного и простого человека, но в то же время Евгений для них чужой, ведь он не знает потребностей крестьянства, быта, опасений и надежд, верований, понятий и предрассудков.

Отношение к главному герою крестьян

отношение к русскому народу базарова

Базарова в доме Кирсановых действительно любят. К нему все привыкли, "слуги также привязались", хоть он и подтрунивал над ними. Дуняша охотно хихикала с Базаровым и посматривала на него значительно, искоса, даже Петр - и тот "ухмылялся и светлел", стоило юноше обратить на него внимание. Мальчишки бегали за Евгением, "как собачонки".

Как ведет себя с крестьянами Евгений Базаров?

Не умиление, а лишь гнев вызывает положение крестьян в Базарове. Герой этот трезво оценивает народ, его силы: он видит суеверие, необразованность, недовольство и забитость. В отличие от Павла Петровича, называющего с умилением народ набожным, патриархальным, но нюхающего одеколон при разговоре с ним, Евгений не держит в общении с крестьянами дистанции. Братья Кирсановы, помещики, неспособны вести хозяйство, не умеют наладить в своем имении дела. Хозяйство их скрипело, трещало, "как немазаное колесо".

Отношение к крестьянам Петра Петровича

Если более деятельный Николай Петрович пытается хоть что-то предпринять, то Павел Петрович уклоняется от любого участия в делах, ограничиваясь только денежной помощью. Он считает себя при этом принадлежащим к слою населения, представляющему, по его мнению, основную силу общества - аристократии. Этот человек не понимает, что ведет праздный и паразитический образ жизни, абсолютно ничего полезного не предпринимая и считая, что ношением английского костюма и содержанием в безупречном состоянии ногтей он сохраняет чувство собственного достоинства. Как справедливо заметил Базаров, этот герой считает себя "дельным человеком" лишь потому, что "читает Галиньяшку" и один раз в месяц избавляет мужика "от экзекуции".

Речь героев как свидетельство связи с русским народом

Речь героев служит ярким свидетельством их связи с народом. Так, Павел Петрович использует множество иностранных слов, произнося их на свой манер ("эфтим", "принсипы"), намеренно их искажая. Речь Евгения характеризует меткость, простота, точность выражений, множество поговорок и пословиц ("туда и дорога", "песенка спета" и др.).

Неоднозначность восприятия Базарова крестьянами

Базаров искренне хочет помочь крестьянам. Ему хочется "хоть ругать их", но "возиться" с мужиками. Но Евгений все же не вполне понимает потребности этого слоя населения, доказательством чего является сцена разговора Евгения с мужиком, произошедшая в имении отца, после которой крестьянин так о нем отозвался "так, болтал кое-что". Автор отмечает, что Базаров, умевший говорить с мужиками, даже и не подозревал, что в глазах последних был "чем-то вроде шута горохового". Особое отношение Базарова к народу все же не помогает ему до конца понять крестьян.

Одиночество Евгения

отношение базарова к народу цитаты

Как мы видим, Евгений одинок. В семье Кирсановых его не понимают, отвергает и возлюбленная Одинцова, с родителями герою неинтересно, к этому добавляется и отсечение его от народа. Почему же это произошло, в чем причина одиночества Базарова? Этот человек - один из представителей типа раннего разночинца-революционера, а новому поколению всегда трудно прокладывать путь, потому что его ничего не освещает, приходится идти наугад.

базаров отношение к народу цитаты из текста

Сознание народных масс еще не доросло до понимания революционной идеи нигилистов-разночинцев, и в финале произведения сам Евгений это понимает. Он говорит, умирая, что не нужен России.

Базаров: отношение к народу

Цитаты из произведения, приведенные выше, доказывают, что взаимоотношения Базарова с крестьянами были отнюдь не однозначными. Иван Сергеевич Тургенев, однако, видит главную причину обреченности героя не в умении найти подход к мужику. Она на самом деле в том, что у того нет никакой положительной программы, он лишь отрицает, поэтому еще одна важнейшая причина одиночества - внутренний конфликт, который переживает Базаров. Отношение к народу у этого героя, таким образом, трагично - он видит нужды крестьян, но не может ничего изменить. Но даже перед лицом смерти Евгений остается таким, как был: не боящимся быть слабым, сомневающимся, умеющим любить, возвышенным, и в этом заключается его уникальность и притягательность.

Способность к любви

Способность к настоящей любви Тургенев всегда считал важнейшим критерием оценки человека. Автор показывает, что и здесь этот персонаж выше уездных аристократов, в том числе и своей возлюбленной - эгоистичной и душевно холодной Одинцовой.

Заключение

базаров отношение к народу цитаты

Таким образом, следует сказать, что тему крепостничества поднимает в произведении именно главный герой - Базаров. Отношение к народу этого персонажа следующее: он хоть уважал и любил русского человека, хотел для него лучшей доли, но не верил в душе в народные силы и, что важнее, был чужд народу, не понимал его.

отношение базарова к народу

Тургенев посвятил свое произведение памяти Виссариона Григорьевича Белинского (годы жизни - 1811-1848), великого русского разночинца. Отношение Базарова к народу в романе "Отцы и дети" - это не отношение отдельного человека. В тексте отразилось дыхание эпохи. Автор воспроизводит положение нашей страны накануне реформы, а также изображает нового человека, который в столкновении с обреченным на гибель старым миром доказывает торжество над аристократией демократизма. Отношение Базарова к народу типично для нарождающегося в то время слоя разночинцев-нигилистов.

Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое "разночинское происхождение, называет себя лекарем, лекарским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он "с надменною гордостью отвечает: "Мой дед землю пахал. . Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете. Базаров прав. Павел Петрович не только разговаривать не умеет с ними, но и управлять своими мужиками не умеет.. .М. Горький писал: "В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками. . У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков. Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. Базарова на самом деле любят в доме Кирсановых: "Все в доме привыкли к нему. . Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охотно с ним хихикала и искоса, значительно посматривала на него, пробегая мимо "перепелочкой; Петр, человек крайне самолюбивый и глупый. . -и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за "дохтуром, как собачонки. Положение крестьян вызывает в Базарове не умиление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит необразованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархальным, набожным, но который, разговаривая с мужиками, нюхает одеколон.

Читайте также: