Баухауз стиль это кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

Здесь преподавали звезды: художники Поль Клее, Василий Кандинский, Ласло Мохой-Надь, хореограф и скульптор Оскар Шлеммер, дизайнер Марсель Брейер, безумный, лысый, вечно пахнущий чесноком спиритуалист Йоханнес Иттен в мантиях. Художник в школе Баухаус обязательно должен был быть и ремесленником — этого требовал основатель школы, архитектор Вальтер Гропиус, — и его ученики дружно лепили горшки и переплетали книги, осваивали рекламу и типографию, а также йогу. Все напоминало безумие по расписанию: немаловажным было веселье и яркие костюмированные вечеринки.

Баухауз — самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века. За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.

Баухауз в Веймаре 1919-1925

Здание Баухауз в Вемайре

Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Баухауз

Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

студенты школы Баухауз

студенты школы Баухауз

студенты школы Баухауз

студенты школы Баухауз

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Баухауз

Баухауз

Баухауз

Баухауз, Gerhard Marcks

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом — занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.

Баухауз

Диаграмма Гропиуса

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.

Студенты Баухауз

Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.

баухауз

баухауз

баухауз

баухауз

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 — художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.

Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923

Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923

Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.

Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Баухауз, Театральный курс

Баухауз, Театральный курс

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы — все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже рассказывали о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.

Студенты Баухауз

Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Баухауз в Дессау 1925-1931

Здание школы со стороны входа Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа





Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год — к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.

Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало — в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.

Bauhaus, Баухауз

Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Закрытие Баухауза

Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял Людвиг Мис ван дер Роэ .

Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Почему Баухауз так важен?

Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.

Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше

Смотреть

Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:

на английском

— Документальный фильм DW Documentary 2019 года. Три сорокаминутные серии рассказывают о применении идей Баухауза его последователями в современном мире;

Читать

— Книги и журналы Баухауза в открытом доступе ;

— Наша статья про историю Баухауза и культовые объекты, созданные в его стенах;

— Биография Людвига ван дер Роэ , выдающегося архитектора и последнего директора Баухауза;

— Интервью директора Фонда Баухауза в Дессау Филиппа Освальта . О работе Фонда, популяризации и осмыслении идей Баухауза в контексте современной культуры;

на английском

Баухаусом называлась сначала Высшая школа строительства и художественного конструирования (1919–1933), потом — революционное направление в архитектуре и дизайне.

Чем же Баухаус был революционным?

Представьте начало XX века, когда Европа только начала приходить в себя после Первой мировой. Все хотят перемен, рушатся старые каноны, модернизм становится повсеместным.

Студенты и преподаватели Баухауса мечтают переделать мир полностью. Начиная от зданий и заканчивая стульями и чайниками. Они понимают, что пришла новая эра, которая требует новых форм и новых решений для жизни.


Архитектура

Для строительства домов у Баухауса имелось свежее предложение, которое сейчас покажется очевидным, а потому абсурдным. Здание должно соответствовать своим функциям и предназначению. Пространство — быть прозрачным, воздушным, сияющим. Жилье — массовым, типовым, в котором высокие стандарты жизни будут доступны всем слоям населения.


Дизайн

В то время было принято разделять искусство и ремесло — высшую форму эстетической деятельности, обеспечивающую бытовые потребности. И вот школа Баухаус предлагает их объединить.

Главный принцип Баухауса — интуитивный дизайн. В базовом курсе студентам преподавали основы искусства и ремесла. Швейцарский художник Иоганнес Иттен предлагал студентам не следовать слепо канонам, а работать интуитивно, экспериментировать с цветом, формой и материалами.

Спроектированные объекты должны быть такими, чтобы их можно было быстро и дешево производить. Основная цель — сделать хороший дизайн доступным.


Гендерная политика

В 1919 году Веймарская республика приняла Конституцию, которая расширила права женщин на учебу и трудоустройство. Баухаус — одно из первых учебных заведений, где женщины учились и работали вместе с мужчинами.

Но не все так гладко, девушек вытесняли в текстильное направление и керамику.


Как отличить баухаус от остального?

В архитектуре

Прямые линии, чистые геометрические формы, легкие и гладкие поверхности из стекла и металла. Любимый материал — железобетон.

В дизайне

Trademark Баухауса — это три базовых цвета: желтый, красный и синий, а также геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.





Кто это все придумал?

Идея принадлежит сооснователю и директору Баухауса — архитектору Вальтеру Гропиусу. Именно при нем школа стала греметь, а после его ухода с поста главы плавно прекратила существование.

По проекту Гропиуса построили здание школы Баухаус в Дессау, интерьеры и мебель придумали студенты и преподаватели.

Гропиус разработал модель дверной ручки, которая стала самым коммерчески успешным продуктом Баухауса. Впервые ее ввели в массовое производство в 1923 году.


Какие еще имена, связанные с Баухаусом, нужно знать?

Гропиус тщательно подходил к подбору персонала. В школе Баухаус работали именитые художники и дизайнеры. Вот несколько примеров их работ, ставших знаковыми для Баухауса.

Василий Кандинский


Марсель Бройер

Создал легендарный стул Wassily (в честь Кандинского, конечно), вдохновленный велосипедным каркасом. Первым решил использовать гнутые трубки для изготовления мебели.



Оскар Шлеммер

Преподавал скульптуру и организовывал вечеринки в Баухаусе. Родоначальник геометрического театра.

Реконструкция балета Шлеммера, оригинальных видеозаписей нет.
Йоханесс Иттен

Разработал так называемый форкурс — учебный курс Баухауса, который до сих пор берут за основу преподавания в начальных художественных учебных заведениях.

Также был главным по цвету. Разработал цветовой круг (теперь названный его именем), которым пользуются как указателем правильного сочетания цветов.


Что случилось со школой Баухаус?

Вальтер Гропиус и Марсель Брейер (тот самый, который создал стул Wassily) в 1937 году эмигрировали в Америку. Там они стали профессорами Высшей школы дизайна Гарвардского университета. Гропиус, будучи председателем департамента архитектуры, в конце 1940-х годов спроектировал образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже, известный также как комплекс Гропиуса. Сегодня это здание используется как студенческий центр и общежитие для Гарвардской юридической школы.

Ну а в Германии сегодня действует Университет Баухаус-Веймар, который обучает студентов по четырем направлениям: архитектура и урбанизм, строительная инженерия, искусство и дизайн, медиа.

Стиль баухауз в интерьере: описание и фото

Стиль баухауз учит выбирать комфорт вместо десятков ненужных вещей. Название стиля произошло от одноименной немецкой школы, существовавшей в середине прошлого века - Bauhaus.

Баухауз смело можно назвать самым индивидуальным из существующих сегодня стилей. Он создается под каждого человека, с учетом его личных пожеланий и особенностей. Главный ориентир стиля не эстетика, а комфорт, поэтому в помещении, оформленном в стиле баухауз всегда максимально удобно жить.

Гостиная в доме

Общие сведения о стиле баухауз

В начале 20-го века Вальтер Гропиус - архитектор из Германии - положил начало развитию нового стиля баухауз. Он принял участие в создании школы с таким же названием и заложил в нее философию, которая наполнила стиль баухауз: ремесло и искусство должны идти рука об руку.

Именно после этого дизайн начал работать для общества и удовлетворять его потребности, перестав быть чем-то элитарным и недостижимым для широких масс.

Гостиная в стиле баухауз

Главные принципы баухауза:

  • эргономичность предметов - пожалуй наиболее важный пункт при выборе мебели, будь то комод или диван. Она должна быть удобной и это ставится на первый план;
  • урбанистичность. Баухауз создан с расчетом на городскую спешку и динамику жизни, поэтому черты урбанизма наполняют такой интерьер;
  • доступность. Любой желающий может позволить себе оформить интерьер в стиле баухауз. И это отличает его от других существующих стилей;
  • технологичность - элементы обстановки и мебель просты для создания и последующего ремонта;
  • геометрия и асимметрия в меблировке и оформлении помещения. Никаких причудливых форм. Только прямоугольник или квадрат, круг или ромб и прочие.

Каноны баухауза

Стиль подчеркивает современность и функциональность сегодняшней реальности. Его идея заключена в машинном производстве удобной и лаконичной мебели. Минимализм, встроенные шкафы и техника, свободное пространство и простота форм - основные черты, отличающие баухауз от других стилей.

В отделке пола приветствуют матовость и однотонность. Без пестрых узоров и излишнего блеска. Хотя и допускают покрытие имитирующее металлическую поверхность. Потолки делают высокими и часто многоуровневыми - натяжными или навесными.

Кухня-гостиная

Гостиная - место для отдыха и не предполагает лишних бессмысленных перегородок или массивных шкафов. Отлично подойдут встроенные. Полки можно оставить открытыми, но при этом не перегружать обилием декора. Если гостиная и кухня совмещены то зонирование выполняют с помощью барной стойки  удобно и практично.

Внешний вид мебели и элементов декора не должен отвлекать от их функциональности и назначения. Поэтому баухауз приветствует гладкие поверхности, без ярко выраженных текстурных черт.

Вся бытовая техника должна быть современной. Ультратонкие телевизоры, современные искусственные биокамины, в общем то, к чему пришел технологический прогресс.

Просторная гостиная баухауз

Материалы

Чтобы воспроизвести баухауз стиль в интерьере совсем не обязательно использовать дорогое натуральное дерево или камень. Их заменяют пластик, стекло и металл, сочетаясь с любой древесиной, кожей и плотными тканями.

Дизайн интерьера гостиной в стиле баухауз

Стены обычно штукатурят либо оклеивают однотонными обоями. Иногда с простым мелким рисунком разбросанным по полотну. Такой орнамент визуально расширяет комнату. В последнее время при отделке стен предпочтение отдают декоративной штукатурке.

На пол кладут линолеум подбирая древесные оттенки, ламинат, паркет или плитку. Важно, чтобы оттенок напольного покрытия гармонировал с оттенком стен.

Потолок чаще оштукатуривают или окрашивают в белый. При выборе натяжного потолка отдают предпочтение светлым матовым или глянцевым оттенкам.

Читайте также: