Баткин л м итальянское возрождение проблемы и люди м 1995 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пример готового реферата по предмету: История медицины

Реферат по монографии Баткина Л.М.

Культура и общество в эпоху Возрождения

Универсально-человеческое значение гуманистического знания

Природное и культурное

Гуманисты и церковь

Ренессанс и утопия

Выдержка из текста

Основные идеи Возрождения относятся к гораздо более раннему времени, начиная с античности и заканчивая средневековыми традициями, которые были оппозиционными по отношению к традиционной средневековой схоластике. Человек становится интересен Поэтому стремление разобраться в особенностях философской мысли этого временного отрезка вполне адекватный выбор, тем более, что Возрождение не могло не оказать влияние на современную философскую традицию.

Гуревича и Ю. Изучение данной темы является особенно интересным и актуальным, поскольку в эпоху Средневековья произошли значительные изменения в восприятии категорий времени и пространства. Рассмотреть, каким образом представления о времени и пространстве находили отражение в жизни, искусстве эпохи Средневековья.

гуманистические ценности Западной(Европейской) культуры.

Медичи не были художниками, скульпторами, писателями. Некоторые из них пытались творить, но это скорее было увлечение, нежели ремесло. Но они сделали для Ренессанса, не меньше самых гениальных его представителей. Медичи спонсировали по сути каждого талантливого художника, в самом широком смысле слова, во Флоренции. Они делали постоянные заказы на те или иные произведения искусства. Они украшали Флоренцию, превратив ее в столицу искусств. Благодаряним меценатство стало традицией, хорошим тоном в приличном обществе, а искусство политической валютой.

Обычно принято выделять итальянское Предвозрождение (рубеж 13-14 веков), Раннее Возрождение (15 век), Высокое (конец 15 – начало

1. веков) и Позднее Возрождение (16 век).

Южный вопрос в истории Италии

Литература

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. 448 с.: илл.


27.01.2017 // 1 562


Надежда Селунская

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (Центр интеллектуальной истории РАН).

Тема Диалога и различия в концепции Возрождения итальяниста Л.М. Баткина

1. Диалогичность Возрождения и картина Тициана

К сожалению, не так редко случается, что именно смерть ученого или писателя заставляет обратиться к его произведениям еще раз, перечесть некоторые забытые или пропущенные страницы и строки. А это значит вступить в диалог не столько с другим, с ушедшим творцом текста, самим автором, но и со своим собственным первым прочтением его текстов. Одной из важных составляющих исследований итальянского Возрождения в творчестве Л.М. Баткина являлась диалогичность культуры Ренессанса. Диалогичность — действительно важная тема, которая занимает любого исследователя-гуманитария, в т.ч. интересует и меня, но до сих пор мне не приходило в голову собрать вместе те высказывания, те мысли Л.М. Баткина, которые даны под знаком диалога и диалогичности. Вместе же эти высказывания представляют такую картину, которую не прорисовывают взятые по отдельности штрихи-цитаты.

Таким образом, речь ведется о типологии, при этом диалогичность рассматривается на двух уровнях — диалог как свойство универсальное, а также как свойство культуры особого периода. Второе проявление диалогичности, собственно, и занимает историка итальянского Ренессанса. Важная для автора мысль — а именно, тема Диалога и двойственности, — не только теоретически трактуется Л.М. Баткиным на уровне высокой абстракции, но и развивается ярко и даже иллюстративно, путем отсылки к произведению искусства живописи. Примером диалогичности для Баткина служит весьма известная картина венецианской школы живописи, точнее оттенки ее замысла и возможные коннотации.

Как известно, картина была заказана Никколо Аурелио, секретарем влиятельного Совета Десяти Светлейшей — сердца Венецианской Республики, — по случаю собственного бракосочетания. Аурелио женился на вдове по имени Лаура Багаротто, свадьба праздновалась в Венеции 17 мая 1514 года. Такая исходная ситуация заказа определяла многое — вплоть до деталей бытового и смыслового, аллегорического порядка: например, костюм невесты по моде века с непременным богатым поясом, зайчики-кролики в пейзаже как символ фертильности рода, даже угадывающийся герб семьи жениха, но все это не исключало решения мастером собственных эстетических и философских задач.

Однако как же возможно искусство без внимательного и понимающего зрителя? Таким размышляющим зрителем и становится сам историк итальянского Ренессанса Баткин. Изображение-сопоставление земной и сакральной красоты и любви важно историку не само по себе — далее ученый включает в круг обсуждаемых понятий всё новые идеи, выводя их последовательно, чаще попарно, но при этом не используя оппозиции.

Amor sacro e Amor profano — это произведение искусства совсем не для чистого искусства, не для беспримесного эстетического выражения. Без зрительского понимания (и даже проще — одобрения) эта картина не была бы ценна, ведь перед нами свадебный заказ, подарок, который должен понравиться и быть удачным и соответствующим случаю. Да, без зрительского прочтения этого изображения просто не существует: как уже отмечалось, здесь не задан нарратив, но требуется раскрытие символики каждой детали — герба на переднем плане, зверюшек в пейзаже; содержание и смысл определяются именно всеобщим знанием ситуации, поводом к созданию картины и восприятием понятий античного и современного, сакрального и профанного. Фигуры Небесной и земной любви представляются либо как взаимосвязанные, либо противопоставленные или не связанные ничем, в зависимости от ментальности зрителя. Сама же диалогичность противопоставления и разница уровней сакрального и мирского не может быть обеспечена ничем, кроме восприятия зрителя.


2. Диалог и различие

Третий момент — развитие темы взаимосвязи и противопоставления учености и природы, природы и искусства.

Были ли глубоко учеными людьми в собственном смысле слова представители советской многочисленной школы итальянистики, исследователей Ренессанса? Некоторые ученые с дореволюционной выучкой, безусловно, являлись таковыми, однако они быстро уходили. Новое, постреволюционное поколение любителей Ренессанса — притом Ренессанса, понимаемого в качестве передового явления культуры своего времени, — скорее демонстрировало волю, стремление, virtus, или доблестную возвышающую любовь, чем выучку и искусство в процессе исследования.

Баткин, Леонид Михайлович.
Итальянское Возрождение [Текст] : проблемы и люди / Л. М. Баткин. - Москва : Российский гос. гуманит. ун-т, 1995. - 446 с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-7281-0019-8 (В пер.)

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

Культура эпохи Возрождения
Итальянская культура, 14-16 вв.
Шифр хранения:
FB 1 95-8/87
FB 1 95-8/88
CZ3 Т3(0)4/Б28
Читать Электронный заказ

Леонид Баткин - Итальянское Возрождение. Проблемы и люди

В этой книге представлены работы известного специалиста по культуре итальянского Возрождения, написанные в основном в 70-х годах и рассеянные по различным малодоступным изданиям. Собранные произведения обнаруживают продуманный план автора: через судьбы конкретных идей и людей автор стремится прийти к выработке новой общей концепции итальянского Возрождения как исторически неповторимого типа культуры.

Читайте также: