Бартоломе де лас касас открытия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Бартоломе де лас Касас (1474 или 1484-1566) был испанским энкомендеро, то есть человеком, который из-за его благосклонности испанской короне имел к своим услугам коренные жители. В дополнение к этому он был рукоположен в священники Ордена проповедников или доминиканцев, а также служил епископом, писателем и летописцем.

В качестве писателя и летописца Бартоломе де лас Касас оставил несколько работ для понимания истории. Из его сочинений они выделили: Мемориал средств правовой защиты для Индии, История Индии, Тридцать очень юридических предложений Y Очень краткий отчет об уничтожении Индии.

биография

Рождение и семья

Бартоломе родился в Севилье, Испания.Что касается даты его рождения, некоторые историки установили 1474 год, а другие утверждали, что это было 11 ноября 1484 года. Что касается его семейной жизни, то утверждалось, что он произошел от француза Бартоломе де Казо, который поддержал завоевание Севильи в 1248 году.

Исследования Бартоломе де лас Касаса

Первые годы учебы Бартоломе де лас Касас были в Colegio de San Miguel. В то время у него был контакт с религией из-за постоянных визитов к тете в монастыре Санта-Мария-де-лас-Дуэньяс. Он также вырос, слушая подвиги реквизитов.

Примерно в 1490 году он решил учиться в Университете Саламанки, чтобы специализироваться на каноническом и государственном праве. Примерно в то же время он, возможно, встретил Христофора Колумба в монастыре Сан-Эстебан, где родственник Бартоломе служил священником.

Свидетель достижений Колумба

Бартоломе де лас Касас стал свидетелем возвращения Христофора Колумба в Испанию в 1493 году после возвращения из своего первого путешествия, начатого годом ранее. Экспедиция показала в Севилье индейцев и птиц, которых он привез с собой; его дядя Хуан де ла Пенья участвовал в этом путешествии.

Когда Колумб снова уехал в Индию 25 сентября 1493 года, на борт ушел отец Бартоломе. По возвращении он дал своему сыну индейца, чтобы он сделал ему одолжение; Однако де лас Касас хотел узнать об этом, поэтому он изучил его традиции, язык и культуру.

Де лас Касас и его первая экспедиция в Америку

Бартоломе де лас Касас впервые уехал в Америку в 1502 году, через два года после окончания университета. Есть две версии его намерений в этой поездке: захват бизнеса отца на Карибах или получение кредита, чтобы стать доминиканским монахом.

Де лас Касас прибыл на остров Эспаньола 15 апреля 1502 года. Там он наблюдал за деятельностью местных жителей, которые занимались охотой и рыбной ловлей, чтобы служить своим хозяевам. Испанцы отправились на поиски богатств этих земель, особенно золота.

Бартоломе в войне за Эспаньолу

Бартоломе участвовал в войне, которая произошла в Эспаньоле (остров в Карибском море) после убийства индейцами испанца. Столкнувшись с этим событием, губернатор острова Николас де Овандо направил около трехсот человек, чтобы отомстить. Де лас Касас был одним из них.

Однако настоящий конфликт начался, когда касик Котубано разорвал мирное соглашение, и его племя положило конец жизни восьми человек с противоположной стороны. Война длилась около девяти месяцев; в конце концов они схватили вождя индейцев, и Бартоломе получил энкомьенду в провинции Ла-Вега.

Обратно в Севилью

Поручение, полученное Бартоломе за участие в войне за Эспаньолу, находилось под его руководством до 1506 года. В том же году он уехал в Севилью, чтобы получить священство; четыре года ему пришлось ждать, чтобы провести мессу на американской земле.

Снова в Эспаньоле

В 1508 году Бартоломе де лас Касас вернулся в Эспаньолу, когда правил сын Христофора Колумба Диего. Там он служил и священником, и энкомендеро. Иными словами, к его услугам были представители некоторых коренных народов.

Два года спустя, в 1510 году, на территории острова обосновался Доминиканский Орден, первоначально состоящий из четырех членов. Они стали защитниками туземцев, и их проповеди раздражали Диего де Колона; Столкнувшись с ситуацией, де лас Касас остался в стороне.

Домов на Кубе

Освоение территории Кубы началось в 1511 году по приказу Диего Колона, который послал триста человек под командованием Диего Веласкеса Куэльяра. В следующем году на остров прибыл Бартоломе. Его функция была священником, но он помогал налаживать связи с индейцами.

Его выступления среди индейцев и завоевателей заставили туземцев оценить его как хорошего. Де лас Касас начал проповедовать им Евангелие и заставил их потерять страх перед испанцами, потому что он завоевал их доверие; Кроме того, он начал совершать таинство крещения.

Убийства в Каонао

Испанцы пришли в город Каонао в 1513 году; Хотя индейцы приняли их хорошо, они встревожились и устроили резню. Бартоломе де лас Касас вмешался, чтобы этого не произошло; но испанцы не остановились и положили конец жизни многих туземцев.

Ситуация возмутила священника, поскольку ему уже удалось завоевать доверие индейцев. Однако он снова поговорил с ними, и они пришли к соглашению. Однако испанцы не сообщили Варфоломею о своих военных стратегиях, и это его разочаровало.

Бартоломе и энкомьенды

Бартоломе де лас Касас получил новые заказы в 1514 году за участие в колонизации Кубы. Хотя он великодушно относился к индейцам, его начали рассматривать как амбициозного человека из-за того количества золота, которое он им добыл.

После того, как его партнер Педро де Рентериа уехал на Ямайку в поисках большего богатства, Бартоломе задумался о своей истинной работе в Америке. Это произошло из-за похвалы, которую он получил от доминиканских монахов, прибывших на территорию Кубы, которые отметили его хорошую работу с коренными народами.

Де лас Касас отложил посылки

Размышления Бартоломе заставили его отказаться от всех своих назначений. Итак, во время проповеди в Санкти Спиритус он начал выражать жестокое обращение, которое многие оказывали индейцам. Это многих удивило его статусом энкомендеро.

Затем он отправился к губернатору Кубы, испанцу Диего Веласкесу, и выразил желание, чтобы к его услугам больше индейцев. Он обнародовал свое решение 15 августа 1514 года во время проповеди. Его соратник Педро де Рентериа вернулся с Ямайки, чтобы помочь ему.

Обратно в Севилью

Бартоломе де лас Касас отправился в Севилью в 1515 году в компании брата Антонио де Монтесиноса. Намерение священника состояло в том, чтобы сообщить королю Фердинанду о положении туземцев. Хотя доминиканец Диего де Деза помог ему с монархом, у него было слабое здоровье, и он не мог заботиться о нем.

Наконец, де лас Касас не смог поговорить с королем, потому что он умер. Хотя он разговаривал с духовным лицом Хуаном Родригесом де Фонсека, он не проявил никакого интереса. Однако кардинал Сиснерос, отвечавший за это после отсутствия Фернандо, действительно обратил на его слова особое внимание.

Защитник индейцев

Де лас Касас не останавливался, пока его не заслушала высшая испанская власть. Поэтому он искал встречи с королем Карлом V; Услышав его, монарх поручил ему осуществить проект по завоеванию Тьерра Фирме. Примерно в это же время, в 1516 году, он написалМемориал жалоб, средств правовой защиты и жалоб.

Его миссия защитника индейцев

Работа де лас Касаса как защитника индейцев распространилась по Эспаньоле, Ямайке, Кубе и Сан-Хуан-де-Пуэрто-Рико. Его основная задача заключалась в освещении целостного состояния коренного населения. Все представители короны на американском континенте должны были уважать действия монаха.

Ситуация на Эспаньоле

Бартоломе де лас Касас прибыл в Эспаньолу поздно по сравнению с прибытием монахов иеронимитов из-за поломки его лодки. Когда он прибыл на остров, он понял, что энкомендеро хотели настроить религию против коренных жителей. До этого, год спустя, Бартоломе вернулся в Испанию.

Бартоломе, уже находящийся на испанской земле, хотел проинформировать кардинала Сиснероса о ситуации, но у него было слабое здоровье. Затем драка разработала план завоевания территорий индейцев с помощью испанских крестьян. Он хотел, чтобы колонизация происходила при уважении прав индейцев и в мире.

Против Хуана де Кеведо

План Бартоломе де лас Касаса стал предметом обсуждения, потому что епископ Хуан де Кеведо не считал, что индейцы заслуживают уважения, и думал, что они служат только в качестве рабов. Но монах защищал их, утверждая, что они имеют право быть свободными, потому что Бог благословил их, как и всех остальных людей.

Материализация идеи Варфоломея

Идея Бартоломе о мирном завоевании Америки материализовалась в 1520 году. Совет Кастилии предоставил ему разрешение на создание колонии в Венесуэле, особенно в Кумане, от мира до распространения христианства.

Де лас Касас в доминиканском монастыре

Де лас Касас пережил много событий с тех пор, как начал свой проект мирного завоевания, пока он, наконец, не потерпел неудачу. Поэтому, столкнувшись с разочарованием, он решил поступить в доминиканский монастырь по наставлению брата Доминго де Бетансоса.

В монастыре Бартоломе посвятил себя развитию исследований в области права и законов, а также прав индейцев Америки. Кроме того, он резко критиковал посылки. Кроме того, из-за его ненасытной тяги к учебе его обучали философии и теологии.

На разных территориях Америки

Де лас Касас закончил свой первый год послушничества у доминиканцев в 1523 году, и с тех пор он путешествовал по различным территориям Америки. Он был в Веракрусе, Мексика; затем по пути в Панаму он прибыл в Никарагуа, а после этого путешествия отправился в Гватемалу. Он всегда искал защиты коренного населения.

Партия по новым законам

В 1540 году Бартоломе отправился в Испанию, чтобы сообщить королю Карлосу V о положении индейцев в Америке. Монарх был заинтересован, и два года спустя он утвердил Новые законы с целью улучшения и обеспечения соблюдения прав коренных американцев.

Это принесло де лас Касас большое удовлетворение, потому что индейцы были освобождены от энкомьенд. Кроме того, чтобы войти в их земли, это нужно было сделать мирно, без какого-либо насилия. Примерно в то время драка написала Очень краткий отчет об уничтожении Индии.

Работать епископом в Чьяпасе

30 марта 1544 года Бартоломе был аккредитован в качестве епископа Чьяпаса на церемонии, проведенной в Севилье. К тому времени у некоторых испанцев были индейцы в качестве рабов. Они обратились за помощью в драке, и он помог им в переписке, которую отправил Карлосу V.

Позже он прибыл в Чьяпас в середине января 1545 года. Ситуация в местности была сложной, так как многие испанцы не хотели давать свободу индейцам и отняли у них их земли. Де лас Касас смог заручиться значительной поддержкой короны.

Обратно в Испанию

В 1547 году брат Бартоломе принял решение вернуться на свою землю с целью продолжить борьбу в пользу индейцев из Испании. Три года спустя он официально подал в отставку с поста епископа. В 1551 году он получил наследство, которое позволяло ему безбедно жить до конца своих дней.

Смерть Бартоломе де лас Касас

Бартоломе де лас Касас провел последние годы своей жизни в Мадриде в компании своего друга и духовника Фрая Родриго де Лабрада. Некоторое время он жил в монастыре Сан-Педро-Мартир. Его смерть наступила в июле 1566 года, после чего его тело перевезли в город Вальядолид.

Думал

Мысль Бартоломе де лас Касаса была направлена ​​на установление прав коренных народов Америки по отношению к правительствам и империям Европы. Для этого установление международного права было основано в качестве гарантийной меры для так называемого международного права.

Варфоломей также склонялся к естественному закону, то есть к закону, заложенному в самой природе человека как человеческого существа. Таким образом, его размышления привели его к тому, что он продемонстрировал способность коренных народов осуществлять свободу как неотъемлемое право человечества.

Пьесы

- Мемориал средств для инди (1518). Эта работа также была известна под названием: Пятнадцать средств исправления Индии.

- История Индии (1517).

- Краткая история апологетики (1536).

- Единственное призвание - это режим или единственный способ привлечь все народы к истинной религии (1537).

- Мемориал лечебных средств (1542).

- Изображение императора Карла V (1547).

- Тридцать очень легальных предложений (1548).

- Принципия Куэдам (1552).

- Очень краткий отчет об уничтожении Индии (1552).

- Трактат об индейцах, ставших рабами (1552).

- Восьмое средство (1552).

- Уведомления и правила для духовников (1552).

- Вот спор или противоречие между дракой Бартоломе де лас Касас и доктором Хинесом де Сепульведа (1552 г.).

- Доказательство суверенной империи и вселенского княжества (1553 г.).

- О титуле владычества короля Испании над народами и землями индейцев (1554 г.).

Мемориал-сводка Фелипе II (1556).

- Договор двенадцати сомнений (1564).

- Петиция Бартоломе де лас Касаса Его Святейшеству Пию V о делах в Индии (1566 г.).

- De regia potestate.

-Краткое описание некоторых его работ

История Индии (1517)

Этот труд начал писать де лас Касас после его прибытия в Эспаньолу, и он постоянно совершенствовался, пока он не решил вернуться на свою землю в 1547 году. Священник объяснил в нем различные случаи насилия, которые испанцы имели по отношению к туземцам с американской земли.

Бартоломе намеревался рассказать обо всех событиях, произошедших в Америке в 16 веке; однако известно, что он просуществовал только до 1520 года. Поскольку было выпущено только три тома, некоторые ученые утверждали, что четвертый был утерян и, возможно, на этом история закончится.

Печатное издание

В 1559 году де лас Касас доставил свою оригинальную работу в колледж Сан Грегорио, расположенный в Вальядолиде. Хотя он приказал не публиковать его до начала семнадцатого века, некоторые экземпляры были выпущены как в Испании, так и в Америке.

Спустя почти три столетия, в 1875 году, в Мадриде было опубликовано первое печатное издание максимальной работы Бартоломе. Это издание было разделено на пять томов. Со временем было опубликовано много других. Оригинал находится в Испании, в Национальной библиотеке.

Очень краткое описание разрушения Индии (1552)

Бартоломе де лас Касас написал эту работу как своего рода отчет для тогдашнего принца Фелипе, который отвечал за ситуации, которые происходили в Индии. Намерение священника состояло в том, чтобы будущий король знал о зверствах, совершенных испанцами в Новом Свете.

Хотя драка начала писать эту работу, когда он был в Мексике в 1534 году, именно в Севилье в 1552 году он напечатал ее для публикации. Книга пользовалась полной свободой на территории Испании, несмотря на жалобы на содержание. Затем, в 1554 году, Фелипе II приказал собрать его вместе с другими документами.

Фрагмент

Что защищал Бартоломе де лас Касас?

Бартоломе де лас Касас был величайшим защитником прав коренных народов Нового Света или Америки. Он выступал за то, чтобы они были свободными существами, обладающими свободной волей для принятия своих решений, как человеческими существами, наделенными способностью к рассуждению, как и другие расы.

Священник был непреклонен в стремлении обеспечить качество жизни коренных американцев при равных условиях.Кроме того, с его постоянными разговорами с испанской монархией ему удалось установить законы, гарантирующие уважение индейцев.


Бартоломе́ де Лас Ка́сас (исп. Bartolomé de Las Casas ), (1484 — 17 июля 1566) — испанский священник, доминиканец, первый постоянный епископ Чьяпаса. Известен своей борьбой против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов.

Содержание

Достижения

Представленный королю Испании Филиппу II, Лас Касас объяснил, что поддерживал варварские действия, когда впервые прибыл в Новый свет, но вскоре убедился, эти ужасные деяния со временем приведут к краху самой Испании как божественное возмездие. По мнению Лас Касаса, обязанность испанцев — не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Чтобы избавить их от бремени рабства, Лас Касас предложил вместо них привозить в Америку негров из Африки, хотя впоследствии изменил своё мнение, когда увидел влияние рабства на негров. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.

Биография

Лас Касас родился в Севилье, возможно в 1484 году, хотя традиционно указывается 1474 год. Со своим отцом эмигрировал на карибский остров Эспаньола в 1502 году. Через восемь лет стал священником и работал миссионером в племени араваков (таи́но) на Кубе в 1512 году. Предпринятой им в 1520-1521 годах попытке создать более справедливое колониальное общество в Венесуэле воспрепятствовали соседи-колонизаторы, которые смогли организовать восстание коренного населения против него. В 1522 году он вступил в доминиканский орден.

По некоторым сведениям, Лас Касас происходит из обращённой семьи, то есть, семьи евреев, обращенных в христианство. Умер в Мадриде в 1566 году.

В 2000 году Католическая церковь начала процесс по его беатификации.

Интересные факты

См. также

Ссылки

Дополнительное чтение

  • Мелентьева Е. Бартоломе де Лас-Касас защитник индейцев. Исторический роман. — Ленинград, Издательство "Детская литература", 1966.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Казас, Бартоломео де лас" в других словарях:

Литература Испании — Испанская литература возникла с становлением испанского языка в XII в. Во времена римлян и вестготов в Испании писали на латыни. История испанской литературы разделяется на четыре крупные периода: период зарождения, когда талантливые… … Википедия

Испанская литература — возникла с становлением испанского языка в XII в. Во времена римлян и вестготов в Испании писали на латыни. История испанской литературы разделяется на четыре крупные периода: период зарождения, когда талантливые писатели пробуют свои силы… … Википедия

Индейцы — (краснокожие) I. Общая характеристика, антропологические особенности, разделение на племена и древний период истории И. см. Американская раса и Американские древности. II. История И. С первого же появления европейцев история И. представляет ряд… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Испанская литература — возникает, вместе с испанским языком (см.) в XII ст.; во времена римлян и вестготов в И. писали по латыни. Вся история И. литературы разделяется на четыре крупные периода: период зарождения, когда высокодаровитые писатели пробуют свои силы на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Бартоломе де лас Касас: биография испанского монаха и летописца

Бартоломе де лас Касас родился в Севилье примерно в 1474 или 1484 году, поскольку эта информация различается в зависимости от разных историков, которые собрали информацию о его жизни. Его семья была французского происхождения. Рыцарь Бартоломе поселился в этой области после того, как помог королю Кастилии Фердинанду III отвоевать эти территории.

От этого рыцаря родилась родословная самого Бартоломе де лас Касаса, родившегося двумя веками позже. На протяжении нескольких поколений члены этой семьи имели отношение к знати и даже к различным королям. Считается, что он получил образование в Colegio de San Miguel, где он испытал приближение к религиозному миру.

После завершения первых академических этапов он перешел в Университет Саламанки, где изучал государственное и каноническое право. Именно в монастыре Сан-Эстебан, расположенном в том же городе, что и этот университет, был родственник Бартоломе де лас Касаса, который выступил в качестве связующего звена, чтобы познакомить его с самим Христофором Колумбом, который останавливался там.

Христофор Колумб совершил поездку по полуострову, чтобы показать свои открытия католическим монархам. Во время своей остановки в Севилье Бартоломе де лас Касас сам смог увидеть его и понаблюдать за людьми, приехавшими из Америки, от первого лица.

Отношения с индейцами

Педро де лас Касас, отец Бартоломе, и два его брата присоединились к команде во втором путешествии Колумба. По возвращении корабли вернулись не менее чем с шестьюстами индейцами, с которыми они практически обращались как с рабами. Настолько, что одного из них назначили его слугой к Бартоломе де лас Касасу.

Но Бартоломе предпочел воспользоваться этой возможностью, чтобы изучить особенности этого человека и его культуру. Он попытался сравнить свою религию с христианством и даже попытался выяснить, есть ли связь между его языком и латынью. Таким образом, то, что он сделал, было полноценным гуманистическим исследованием, в котором он попытался выяснить, в чем сходства и различия между двумя человеческими группами.

Тот факт, что экспедиция Колумба вернулась с группой индейцев, имело самые серьезные последствия. Королева Кастилии Изабель ла Католика считала, что жители недавно открытых земель были подданными с теми же правами и обязанностями, что и другие, и поэтому им было строго запрещено превращаться в рабов.

Существуют разночтения относительно того, путешествовал ли Бартоломе де лас Касас в Америку во второй экспедиции Колумба в 1493 году или в третьей в 1498 году. В любом случае, когда он учился в университете, он стал доктринером и присоединился к одной из поездок в Новый Свет.

Хотя он путешествовал в экспедиции Антонио Торреса с Франсиско де Бобадилья на борту, ряд обстоятельств заставил его совпасть в Эспаньоле с четвертой экспедицией Колумба. В результате урагана было потоплено несколько судов, и считается, что Бартоломе де лас Касас был одним из тех, кто заботился о раненых и больных от эпидемии, которая впоследствии разразилась из-за плохих санитарных условий.

В последующие годы произошла серия сражений с группами индейцев, за которыми последовало столько же перемирий. Де лас Касас был награжден благодарностью за заслуги, оказанные в некоторых из этих сражений. Он оставался в Америке до 1506 года, когда вернулся в Испанию, а затем в Рим, чтобы официально стать священником церкви.

Возвращение в Америку

В 1508 году Бартоломе де лас Касас вернулся в Эспаньолу и вскоре после того, как прибыл Доминиканский Орден, который стал ключом к отношениям с индейцами в будущем. С самого начала эти религиозные люди проявляли большой интерес к достойному обращению с жителями Америки. Эта проблема вызвала большие разногласия с некоторыми руководителями, которые не справлялись с задачей выполнить эти требования.

Дискуссия достигла такого уровня, что некоторые даже послали королю Фердинанду католику просьбу об исключении доминиканцев из религиозного ордена, чтобы они не вмешивались в их дела. Король выслушал представителей обеих сторон, и на этих слушаниях были рождены так называемые законы Индии, кодексы поведения для хорошего обращения с коренными народами. Этот документ предполагает основы прав человека, которые мы знаем сегодня, поэтому его важность нельзя недооценивать.

Бартоломе де лас Касас участвовал в завоевании нескольких областей острова Куба, так как он использовал систему, состоящую из отправки индийского эмиссара, который подготовил почву для прибытия испанцев. Все эти народы были христианизированы и присоединены к владениям империи. Главным делом Варфоломея в то время было именно крещение индейцев и передача слова христианского Бога.

Разочарование

Однако после ряда событий, таких как резня в Цаонао, в которой люди Панфило де Нарваэс неоправданно убили группу индейцев, Бартоломе де лас Касас был очень разочарован этими действиями и пригрозил рассказать королю о том, что происходит в Америке.

За свои услуги в различных кампаниях на Кубе де лас Касас получил новые заказы в окрестностях Сьенфуэгоса. Хотя он обращался с индейцами должным образом, в соответствии с законом, и учил их Евангелию, как того требовал его труд, он также использовал их для добычи золота из близлежащих рудников.

Но случилось кое-что, изменившее его взгляды, и это было прибытие другой группы монахов-доминиканцев, которые сообщили Бартоломе де лас Касасу, насколько они восхищаются его репутацией за хорошее обращение с аборигенами. Это заставило его понять, что, хотя он получил эти комплименты, он вел себя несправедливо и что система, которую они разработали, нуждается в изменениях.

Это было на пасхальной мессе, где он произнес важную проповедь, осуждая действия энкомендеро. Этот факт вызвал большие споры. Они критиковали его за нападение на группу, в которую он сам входил. Именно тогда он хотел отказаться от всех своих обвинений, как бы они ни пытались убедить его не делать этого, поскольку это означало отказ от всех богатств, которые должны были прийти.

Защитник аборигенов и последние года

Бартоломе де лас Касас вернулся в Испанию и имел аудиенцию у кардинала Сиснероса, чтобы сообщить ему свои наблюдения. Кардинал доверил ему план колонизации и назначил его универсальным защитником американских индейцев. В 1516 году он снова вернулся в Америку. Отсюда произошла серия драк между теми, кто выступал за соблюдение законов проекции индейцев, и теми, кто был против.

После многих лет упорного труда, проповедования христианства и хорошего обращения с местными жителями в 1540 году Бартоломе де лас Касас вернулся в Испанию и встретился с императором Карлосом I. На этом слушании он смог передать все проблемы, свидетелем которых он был после многих лет службы в Америке. Это слушание закончилось тем, что обнародовали Новые законы, которые освободили всех индейцев от энкомендеро.

Он проведет свои последние годы в Мадриде перед смертью в 1566 году. Бартоломе де лас Касас, известный как Апостол индейцев, покоится в Вальядолиде, как он просил в своем последнем желании.

Бартоломе де Лас Касас был одним из немногих, кто встал на защиту индейцев. Гуманист жестокой эпохи пытался остановить преступления конкистадоров и саму конкисту.

Фото 1.jpg

Лас Касас стал первым аболиционистом Америки. Он верил вслед за богословами-гуманистами и монахами-доминиканцами, что христианизация жителей Нового Света должна быть добровольной, что убийства и порабощение аборигенов не могут быть оправданы с точки зрения веры и что управлять колониями следует так же, как управляются испанские провинции. Он видел в индейцах таких же подданных, какими были сами испанцы. В 1510-е г. Лас Касас начал записывать случаи несправедливого отношения к коренным жителям Америки и делал это несколько десятилетий. К примеру:

Фото 2.1.jpg

6.jpg

Фото 3.jpg

Фото 4.jpg

Фото 5.jpg

История показала правоту Лас Касаса — выгоднее было бы вести конкисту иначе. Жадность и жестокость завоевателей привели затем к индейской демографической катастрофе. Заселённые прежде местности восточного побережья Южной Америки обезлюдели, а многие колонии обнищали. Последствия хищнической и истребительной политики колонизаторов давали о себе знать веками — Испании так и не удалось создать в своих владениях устойчивой и конкурентоспособной экономики, а также политически стабильной системы управления.

Бартоломео де Лас Касас

Родившийся в Севилье около 1474 г. Бартоломе де Лас Касас, должно быть, с детства привык к белым, черным и краснокожим невольникам, которых привозили в Испанию из Леванта, с Берберского побережья, с Канарских островов и из Западной Африки. Позднее, когда он жил среди вест-индских колонистов, ему не раз приходилось бывать на маниоковых плантациях, пастбищах и золотых приисках антильских владений Испании, общаться с индейцами — слугами и батраками, карибами и другими туземцами, обращенными в рабство в результате войн и грабительских набегов испанских колонизаторов.

Что касается порабощения африканцев, то здесь Лас Касас поначалу придерживался иных взглядов. Находясь в Вест-Индии, он полагал, что бедственное положение туземного населения, находившегося на грани полного уничтожения, можно облегчить за счет использования вместо них в качестве рабочей силы вывезенных из Африки аборигенов.

Выступая против обращения в рабство индейцев и африканцев, Лас Касас сформулировал два замечательных определения: одно из них отражает его концепцию человека, другое раскрывает непреходящую ценность свободы.

Более того, Лас Касас верил, что все туземцы способны к восприятию цивилизации, что они могут внести свой вклад в прогресс человечества: необработанная земля не родит ничего, кроме чертополоха да бурьяна, а при надлежащем уходе в силу присущих ей свойств, она способна давать полезные и желанные плоды; точно так не может быть в мире ни людей, как бы ни были они дики и бесчеловечны, народов, кои, получив должное, требуемое естеством человека наставление, не сумели бы стать в большинстве своем разумными гражданами.

Переход Лас Касаса в стан противников рабства был долгим и мучительным, но он все-таки пришел к справедливым выводам, оказавшим немалое воздействие на тех, кто позднее продолжил его дело.

Когда в 1808 г. под влиянием событий, связанных с наполеоновскими войнами, в Южной Америке началась борьба против колониального господства Испании, личность и труды Лас Касаса снова оказались в центре внимания. Его идеи помогали восставшим доказывать пагубность испанского владычества и необходимость покончить с ним. Сочинения Лас Касаса стали настольной книгой для Сервандо Тереса де Мьера в Мексике, Симона Боливара в Каракасе и на Ямайке, Грегорио Фюнеса в Кордове и Тукумане. Вспомнил о нем и Хуан Антонио Льоренте, испанский либерал, находившийся в изгнании во Франции.

Критическое изучение Лас Касасом сложных проблем своего времени заставило его восстать против применения силы в целях подчинения других народов, против рабства и угнетения, неизбежно сопутствующих колониальному правлению. Однако Лас Касас умел критично отнестись и к собственным идеям. Об этом говорит постепенное осознание им несправедливости подчинения индейцев духовной и светской власти Испании без их собственного на то согласия. Столь же самокритично сумел он отнестись и к своим воззрениям на проблему рабства африканцев, придя в итоге к убеждению, что доктрина свободы, которую он отстаивал в отношении индейцев, распространяется на все народы.

Читайте также: