Барьеры восприятия и понимания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.

Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать. Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ей не получает. Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.

Классификация барьеров коммуникации

Второй общий принцип коммуникаций гласит, что барьером коммуникации часто выступает психологический феномен восприятия самого коммуникатора и отношения к нему. Если коммуникатор вызывает чувство недоверия или неприязни, то оно транслируется и на информацию, которую он сообщает. В этом случае, информация не будет восприниматься как значимая. Авторитет коммуникатора в глазах партнёра играет важную роль для возникновения барьера. Если авторитет высокий, то преград на пути к успешной коммуникации и усвоению информации будет меньше, и наоборот, низкий авторитет вызывает нежелание прислушиваться к его мнению.

Кроме тех барьеров, которые были уже названы, в литературе по деловому общению можно найти и другие барьеры.

Барьеры социально-культурного различия

Барьеры непонимания

Барьеры непонимания возникают в ситуациях, когда информация, которую пытался донести коммуникатор, была по каким-либо причинам интерпретирована неправильно. Они состоят из фонетического, стилистического, семантического и логического барьера.

Фонетический барьер

Он связан с недостатками речи, к которым относятся:

Семантический барьер

Стилистический барьер

Ему под силу разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он появляется, когда стиль речь коммуникатора не соответствует ситуации общения или стилю речи и теперешнему психологическому состоянию партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, или официально деловой стиль речи – в ситуации доверительной беседы.

Логический барьер

Собственно психологические барьеры межличностного общения

К ним относятся все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между индивидами, которые вступают друг с другом в психологический контакт. В этой ситуации нужно заметить, что эти препятствия и трудности иногда осознаются, а иногда и не осознаваются самими участниками коммуникаций. Степень и характер их осознания также бывают разными.

Барьеры отношений

Барьеры отношений являются психологическим феноменом, который появляется между участниками в ходе общения. Это может быть чувство неприязни, недоверия к самому партнеру, которое распространяется и на информацию, которую он передаёт. В случае, когда партнеры настроены по отношению друг к другу доброжелательно и с симпатией, то барьеры отношений не возникают, а непонимание всегда получается преодолеть. Людям свойственно больше доверять информации, которая поступает от приятных им других людей.

Барьер отрицательных эмоций

Эмоции являются субъективной реакцией человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющейся в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха, интереса.. Не все эмоции являются препятствиями в общении, но существуют такие эмоций, в результате которых получается такой результат. Эмоциональные барьеры появляются в результате устойчивых отрицательных эмоций. К таким эмоциям относятся страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и плохое настроение в целом. В соответствии с этими эмоциями можно выделить личностные барьеры отрицательных эмоций. К ним относятся следующие барьеры.

Барьер страдания

Этот барьер общения обычно вызван трагическими событиями, физической болью, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т.п. В результате происходит снижение как уровня общительности человека, который переживает страдания, так и тех, кто вступает с ним в контакт.

Барьер гнева

Этот барьер особенно сложен в преодолении, поскольку гнев вызывает действия, которые препятствуют нормальному общению, оскорбления и т.д. Гневу под силу удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее пользуется им в словах или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости

Барьер презрения

Он похож на барьер отвращения. Ему свойственно ограничивать контакты с человеком, который вызывает негативные эмоции. Презрение у людей чаще всего вызывают аморальные поступки человека, его предрассудки, отрицательные черты характера (трусость, скупость), предательство и т.д.

Барьер страха

Этот барьер можно назвать одним из самых труднопреодолимых барьеров в общении между людьми. С человеком, который выступает в качестве источника страха, ни в коем случае не хочется контактировать: его всячески избегают, пытаются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попадаться ему на глаза.

Барьер стыда и вины

Такой барьер появляется, когда осознаётся неуместность происходящего события как реакции на критику, неумеренной похвалы, лести, ухаживания, из страха казаться неловким или быть замеченным, выполняющим какое-либо действие, или от сознания глубокой вины перед кем-либо и т.д. В таких ситуациях люди краснеют, у них изменяется голос, они отводят в сторону взгляд от партнера по общению или же опускают их, стараются уйти от контакта.

Барьер плохого настроения

Плохое настроение часто является источником конфликта. Такое эмоциональное состояние оказывает влияние на партнера, препятствует его желанию общаться. Болгарским психологом Ф. Геновым были исследованы причины возникновения служебных конфликтов. Он установил следующее:

  • уровень эмоциональной уравновешенности у людей, которые заняты административной работой, намного ниже среднестатистического, а с возрастом уменьшается ещё больше;
  • плохое настроение руководителя сильно ухудшает настроение подчиненных.

Важным является не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и, тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.

Психологическая защита, выстраиваемая деловым партнером, - серьезный барьер общения. Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.

Барьер установки. Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись в барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации.

Коммуникативные барьеры.

Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.

Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если Вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что Вы чем-то недовольны.

Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова (подробнее см. Слушание в деловой коммуникации). Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.

Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.

Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что Ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще. Есть и другие способы успокоить возмущенного собеседника:

§ сочувственное отношение к партнеру: помните, что признание правоты собеседника и сочувствие ему обычно гасят огонь возмущения;

§ напряженную обстановку можно разрядить и шуткой, но она даст нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора;

§ прием отстранения: можно ненавязчиво рассматривать кричащего, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи в его костюме или прическе; можно размышлять о его возрасте, семейном положении, любимом занятии; полезно также анализировать речь: особенности произношения слов, богатство лексики, интонации, удачные речевые обороты, ошибки в произношении слов и построении фраз.

Эти приемы позволяют перенести неблагоприятное воздействие без стресса. Разрядившись и не заведя Вас, партнер обычно чувствует себя неловко, а то и испытывает чувство вины. В таком состоянии он готов к продолжению контакта. И теперь все зависит от вашего желания общаться с этим человеком.

Чтобы не возникал барьер невежливости в общении с вами, будьте внимательны к партнеру с первой же минуты разговора.

Как преодолеть барьеры в общении? Прежде всего – вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.

Наши типичные ошибки:

§ неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);

§ нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);

§ не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);

§ если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);

§ мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже.).

Правила убеждения

Для создания благожелательной атмосферы общения важно, чтобы все сказанное звучало убедительно. Наибольшей убедительности говорящий достигает, если соблюдает ряд правил.

1. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные – средние – один самый сильный.

Не количество аргументов решает исход дела, а их надежность. Не следует также начинать с просьбы, надо начинать с аргументов: так как просьба без аргументов имеет наименьшие шансы на положительное решение. Важно учитывать еще одно обстоятельство: один и тот же аргумент для разных людей может быть и сильным, и слабым.

Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие как-то ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Предложите такое решение, которое дает собеседнику возможность с честью выйти из затруднительного положения – это поможет ему принять вашу точку зрения.

4. Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.

Одно дело, когда говорит человек авторитетный, уважаемый, другое – когда незначительный, не принимаемый всерьез. Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи в какой-то области, образованность, признание окружающих, высокие личные качества поднимают статус и имидж человека, а вместе с ними – и вес его аргументов.

Поддержка коллектива также повышает статус индивида. Большинство и мужчин, и женщин считают, что в нашем обществе мужчины имеют более высокий статус, чем женщины. Статус обвиняющего воспринимается как более высокий, нежели статус оправдывающегося. Также понижает имидж участие в конфликте.

5. Не загоняйте в угол себя, не понижайте свой статус.

6. Не принижайте статус и имидж собеседника.

Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику – это покушение на его статус и вызывает негативную реакцию. Указание на ошибку собеседника или его неправоту отрицательно влияет на имидж критикуемого. Посетитель чувствует себя менее значимым, если его кресло стоит далеко от стола хозяина кабинета.

7. К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически.

Приятное впечатление, как известно, создается многими обстоятельствами: уважительным отношением, умением выслушать, грамотной речью, приятными манерами, внешним видом, т.д.

8. Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним.

Пусть это будут даже второстепенные обстоятельства в высказывании собеседника. Каждый из нас с большим удовольствие выслушивает то, с чем он согласен и что не противоречит его взглядам. И наоборот, мы раздражаемся, когда услышанное противоречит сложившемуся у нас мнению. Первое делает говорящего приятным собеседником, второе – неприятным.

9. Будьте хорошим слушателем.

Внимательное слушание – залог вашей убедительности. Никогда не убедишь, если не поймешь ход мыслей собеседника. Кроме того, внимательный слушатель располагает к себе собеседника.

10. Избегайте конфликтогенов.

Конфликтогены – это слова или действия (бездействие), могущие привести к конфликту: грубость, угрозы, насмешки, безапелляционность и т.п. Обычно они не остаются незамеченными, и разговор превращается в препирательство.

11. Проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга?

Многие слова имеют несколько значений в зависимости от контекста. Во многих случаях говорящие просто по-разному понимают тему разговора, и стоит только понять друг друга, чтобы прийти к согласию.

12. Следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.

13. Покажите, что предлагаемое Вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника.

Человек нуждается в удовлетворении многих потребностей: потребности в безопасности, уверенности в будущем, потребность принадлежать к какой-то общности, потребность в уважении, потребность в самореализации, потребность в получении положительных эмоций и др. И все это служит источником для нахождения сильных аргументов.

Кроме перечисленных общих правил можно дать еще несколько частных советов, которые способствуют убеждению.

§ Спрашивайте, а не утверждайте (интересуясь мнением убеждаемого, мы удовлетворяем его потребность в уважении, поднимаем его статус. Будучи хорошим слушателем, мы найдем аргументы, наиболее убедительные именно для данного человека. Став приятным собеседником, мы обеспечим более лояльное отношение к своим аргументам);

§ дайте понять, что идею Вы почерпнули от собеседника (так Вы поднимаете статус собеседника; к своим идеям люди относятся более бережно, чем к чужим);

§ будьте по возможности кратки (не стоит отнимать время у других своим многословием. К тому же многословие – признак неуверенности);

Хорошо проверена (в частности, в рекламном деле) классическая схема последовательного воздействия на сознание человека:

Что такое барьеры общения в психологии

Научно-практической задачей психологической науки является поиск способов получения человеком информации об успешности процесса межличностного и делового общения, осуществления рефлексии и выработки эффективных стилей общения. Одной из основных особенностей человека в данной сфере является способность понимать, распознавать коммуникативные барьеры и эффективно преодолевать их, повышая успешность общения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Какие бывают виды барьеров

Барьеры понимания и восприятия

Механизм психологической защиты неосознанно искажает восприятие действительности и способствует созданию более благоприятного ее и собственного образа. В результате такого искажения смягчается противоречие и снимается или сглаживается внутренний конфликт.

Примеры психологических защит:

  • вытеснение. Направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счет удаления из сознания того, что эти переживания вызывает;
  • проекция. Перенесение чувств, мыслей и желаний на окружающих. Чувствуя вину или стыд, человек проецирует их на других людей. Таким способом он избавляет от переживаний себя, защищает свою психику от травм;
  • рационализация. Защита является попыткой контроля отрицательной или неприемлемой информации через искажение поведения окружающих или самого себя;
  • отрицание. Механизм бессознательного отказа признать некоторые болезненные аспекты внешней реальности или субъективных переживаний, очевидные другим людям;
  • регрессия. Возвращение к более ранним типам поведения (чаще всего, связанных с детством), которые показывают раннее психологическое развитие, инфантилизацию.

Барьеры взаимодействия

  1. Мотивационный. Препятствия в общении могут возникать, если собеседники вступают в диалог с разными целями. Например, один сотрудник компании искренне заинтересован в развитии общего дела, а его коллегу заботит только получение прибыли. Из-за этого работники не могут наладить коммуникацию и принимать совместные решения.
  2. Барьер некомпетентности. Проблема может затронуть каждого профессионала, разбирающегося в каких-либо научных или иных областях. Неприятное чувство, возникающие во время разговора с собеседником, который не понимает предмет разговора, вызывает чувство досады и потерянного времени (в случаях, если коммуникация произошла случайно и не связана с профессиональной областью). Если собеседник заинтересован в развитии в новой деятельности и выполнении новых профессиональных функций, то желательно, при наличии опыта, ввести его в курс дела и помочь освоиться в новой сфере.
  3. Этический. Проблемы этического характера возникают тогда, когда собеседники используют в речи разные стили общения и исходят из разных точек зрения на реальное положение дел. Разные нравственные и мировоззренческие позиции часто являются причиной помех в коммуникации, которые можно преодолеть личной терпимостью к позиции собеседника. Желательно вести диалог только на необходимые темы и не затрагивать личные вопросы, которые могут привести к дискуссии и спору.

Барьеры коммуникации

Качества характера, создающие проблемы

Знание типов барьеров в общении может помочь быстро найти способ его устранения. На возникновение препятствий в коммуникации также влияют личные черты характера собеседника:

  1. Недоброжелательность. Отсутствие способности чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию к собеседнику.
  2. Отсутствие толерантности и терпимости. В случае возникновения трений или конфликтов такие люди не умеют избегать обострения ситуации, выяснять источники разногласий и находить компромисс.
  3. Неопытность. Более опытный и зрелый человек намного быстрее находит подход к собеседнику; в профессиональной сфере данное качество помогает вести продуктивный диалог по необходимой теме.
  4. Отсутствие умения адекватно оценивать свое поведение и речь. Человек, не обладающий этим качеством, не может уверенно держаться в разговоре; его мимика и жесты могут быть не уместны и не всегда понятны.
  5. Крайний индивидуализм и эгоизм. Среди черт характера, выражающих отношение человека к другим людям и способствующих продуктивному общению, выделяется коллективизм. Его отсутствие мешает выражать глубокое уважение к коллективу, стремление помогать людям, участвовать в общей жизни сообщества. Профессиональный диалог относительно помощи в каком-либо вопросе с личностью, заинтересованной только в собственной выгоде, может быть негативным и не нести пользы.

Напряжение во время общения может быть определено с помощью следующих сигналов:

Анализ невербальных проявлений собеседника не может точно говорить о его отношении к разговору. Для получения более точной информации желательно анализировать все доступные факторы (вербальные и невербальные сигналы) комплексно, чтобы не вводить себя в заблуждение и относиться к человеку предвзято.

Как преодолевать психологические барьеры в межличностном общении

Необходимо развивать коммуникативные навыки и учиться выступать хорошим рассказчиком и собеседником. Для этого можно использовать приемы привлечения внимания, развивающие ораторское мастерство, и правила этичного общения, которые позволят избежать конфликтных ситуаций.

Для этого можно использовать следующие приемы привлечения внимания и общения:

    Навязывание ритма. Внимание аудитории постоянно колеблется, и если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время его восстанавливать, то оно будет исчезать и переключаться на что-то другое. Этому отвлечению особенно способствует однообразное и однотонное изложение мыслей. Навязывание ритма заключается в постоянном изменении характеристик голос и речи для того, чтобы задать необходимый ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, выразительнее и нейтрально, говорящий навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания и не дает ему возможности расслабиться и пропустить информацию.

Сочувствие. При ярко ощутимом дискомфорте во время общения желательно попытаться понять положение собеседника и его личные особенности, которые могли повлиять на диалог. Иногда человек может активно использовать психологические защиты в общении, которые трудно сразу заметить. Это может оскорбить других участников беседы, хотя причина возникшей проблемы их совершенно не затрагивает. Понимание психологии и использование правил уважительного общения может помочь избежать ссор и нежелательных дискуссий.

Юмор. Если собеседник уверен, что другой участник диалога склонен позитивно реагировать на юмор, он может разрядить напряженную обстановку уместной шуткой или ироничным высказыванием на актуальную тему.

Отстранение. Иногда разговор может касаться неприятной или остро воспринимаемой конкретным человеком темой, что вызывает бурные эмоции, лишнюю агрессию, которую нежелательно показывать окружающим. В таком случае рекомендуется использовать прием отстранения, когда необходимо сосредоточиться на какой-то детали в образе собеседника (например, пуговице, галстуке, прическе). Также можно на какое-то время погрузиться в размышления о человеке, его жизни, опыте, семейном положении.

Правильные ожидания. Вступая в разговор необходимо помнить, что беседа может пойти в неожиданном направлении, а собеседник может оказаться некомпетентным и невежливым. Устранение личных ожиданий помогает избежать лишних разочарований, а следовательно, негативных эмоций и возникновения барьеров в коммуникации.

Использование в речи приемов привлечения внимания, умение преодолевать коммуникационные барьеры положительно отражается на уверенности в себе и разностороннем развитии в разных областях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована при подготовке к классному часу в старшей школе. Тематика может быть разной: Основы конструктивного общения, Как избежать конфликта и др.

Барьеры восприятия в общении Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер Презентацию подготовила: Носова Татьяна Александровна, учитель, классный руководитель 10 класса МБОУ СОШ №1 г. Белая Калитва

Барьеры восприятия в общении

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер

Презентацию подготовила:

Носова Татьяна Александровна, учитель, классный руководитель 10 класса МБОУ СОШ №1 г. Белая Калитва


" Барьер " общения – это…

психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Барьеры взаимодействия:

  • мотивационный барьер
  • этический барьер
  • барьер стилей общения
  • барьер некомпетентности

Мотивационный барьер … возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт. Например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль.

Мотивационный барьер …

возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт.

Например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль.

Этический барьер … возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.

Этический барьер …

возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.

Барьер стилей общения … зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.

Барьер стилей общения …

зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.

Барьер некомпетентности … возникает в том случае, когда некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.

Барьер некомпетентности …

возникает в том случае, когда некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.

Барьеры восприятия и понимания: эстетический барьер разное социальное положение барьер отрицательных эмоций, барьер состояние здоровья психологическая защита барьер установки барьер двойника. Эстетический барьер … возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе.

Барьеры восприятия и понимания:

  • эстетический барьер
  • разное социальное положение
  • барьер отрицательных эмоций,
  • барьер состояние здоровья
  • психологическая защита
  • барьер установки
  • барьер двойника.

Эстетический барьер …

возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе.

Разное социальное положение партнеров может препятствовать общению, если один из них привык испытывать трепет перед начальством. Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком

Разное социальное положение партнеров

может препятствовать общению, если один из них привык испытывать трепет перед начальством.

Барьер отрицательных эмоций

возникает в общении с

расстроенным человеком

Состояние здоровья человека людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится Психологическая защита вызвана желанием собеседника защититься от вас

Состояние здоровья человека

людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится

Психологическая защита

вызвана желанием собеседника защититься от вас

 Барьер установки возникает, когда деловой партнер обладает негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. Барьер двойника … заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте

Барьер установки

возникает, когда деловой партнер обладает негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь.

Барьер двойника …

заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте

Барьеры восприятия в общении Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое оказаться ошибочным. Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше. Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным. Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, постарению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

Барьеры восприятия в общении

  • Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки.
  • Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое оказаться ошибочным.
  • Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
  • Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
  • Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
  • Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, постарению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

Наши типичные ошибки:

Правила преодоления барьеров в общении:

1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.

2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.

3. Иметь чувство собственного достоинства.

4. Уметь контролировать себя в общении.

5. Строить свое поведение так, чтобы оно уменьшало или устраняло барьер.

Читайте также: