Балтийский вокзал история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Архитектура Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге — одна из запоминающихся и покоряющих сердце как гостей города, так и жителей. Сам вокзал находится в почётном возрасте: современное здание вокзала построено в 1855—1858 годах.

Расположен он на одноимённой площади по адресу набережная Обводного канала, 120. Стиль исполнения комплекса зданий — неоренессанс.

Возведение вокзала осуществлялось полностью за счет финансирования барона А. Л. Штиглица. Он вложил в это мероприятие 2 миллиона царских рублей

Комплекс зданий выполнены по проекту архитектора Кракау Александра Ивановича в 1857 г.

Строительство железной дороги было начато в 1853 г., однако работы шли медленно, в частности — из-за идущей тогда Крымской войны. В итоге они были даже приостановлены на один год, но после окончания войны активность процесса резко возросла.

С 1856 года к проектированию искусственных сооружений на Петергофской дороге приступил инженер-мостовик С. В. Кербебедз.

Вокзал был построен для железной дороги из Петербурга в Петергоф, поэтому до 1872 года назывался Петергофским.

Строительство осуществлялось под руководством двух баронов барон Штиглиц и барон Фелейзин. Изначально пользоваться данным вокзалом могли только члены царской династии.

21 июля 1857 года состоялось торжественное открытие Петергофской железной дороги. Состав из 14 вагонов благополучно доставил 300 пассажиров из столицы до Петергофа за 1 час 10 минут.

Управляющим дорогой стал В. И. Бурдо, до этого являвшийся главным производителем работ на ее строительстве.

В 1860—1870 годах частная Петергофская железная дорога была соединена новой линией с Красным Селом, а через него по Балтийской железной дороге — с Гатчиной, Нарвой, Ревелем (ныне Таллин) и Балтийским Портом.

19 декабря 1872 года на вокзал прибыл первый поезд из Ревеля, с этого времени вокзал стал называться Балтийским.

Вокзал по проекту архитектора А. И. Кракау был выполнен по тупиковой схеме. Он расположился на участке набережной Обводного канала по соседству с Варшавским вокзалом площадью около 12 тысяч кв.м.

Современное здание спроектировано архитектором А. И. Кракау в 1857 году.

Прототипом вокзала был Восточный вокзал в Париже. Здание состояло из 3 частей: средней, слегка углубленной и двух флигелей по бокам.

Левый флигель предназначался для императорской семьи. В другом располагались билетные кассы, отделение для хранения багажа и помещения служащих. Оба боковых крыла соединялись крытым дебаркадером, вмещавших два рельсовых пути и три платформы.

Для входа предназначено 5 высоких дверей арочного типа, с двух сторон от которых расположены точно такие же окна.

Наружные подъезды и подходы к зданию вокзала были выполнены в виде двух самостоятельных пандусов с боковыми съездами, позволявшими экипажам въезжать под арочные ризалиты. Пассажиры проходили внутрь через арки-входы.

В 1931-1932г. здание было отреставрировано.

Во время реставрации в 30-х годах из-под купола убрали пути, закрыли дополнительные входы, а центральный сделали на месте трёхарочных окон.

Тогда же у вокзала появился первый электрический путь и вокзал стал работать только на пригородные направления.

Стоит отметить, что вокзал практически не изменился с момента его снования. В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и в апреле 2003 года оснащён автоматической системой контроля оплаты проезда — турникетами.

До 13 декабря 2014 года вокзал не обслуживал поезда дальнего следования, однако в зимний период 2009—2010 г., в связи со снежными заносами части путей Витебского вокзала, некоторые поезда дальнего следования прибывали на Балтийский вокзал (например, из Риги).

С 14 декабря 2014 года по 14 февраля 2015 года вокзал обслуживал поезд дальнего следования Санкт-Петербург—Таллин.

Как и первая в России Царскосельская дорога, Балтийская железная дорога на первых порах носила дворцово-увеселительный характер. И дорога, и вокзал, первоначально назывались Петергофскими. Отсюда пассажирские составы отправлялись до Петергофа – находящейся в 30 км от города царской резиденции, основанной Петром I. Сегодня Балтийский наряду с Ярославским в Москве и Финляндским – входит в тройку самых загруженных по пригородному пассажиропотоку.

Давайте прежде чем сесть в электричку, успеем рассмотреть этот вокзал, который дошел до нас практически в первозданном виде.

Все было впервые и вновь

Владелец Петергофской железной дороги барон Александр Людвигович Штиглиц заказал строительство Александру Ивановичу Кракау.

Не мудрствуя лукаво, Кракау взял за прототип Восточный вокзал в Париже, построенный всего на несколько лет раньше, и творчески переработал проект.

Это было оправдано, поскольку опыт в строительстве вокзалов в России практически отсутствовал. Интересно и то, что Кракау, будучи академиком архитектуры, особо не отметился какими-либо известными сооружениями. Балтийский вокзал – практически единственная его известная работа.

21 июля 1857 года в сторону Петергофа отправился первый 14-вагонный состав, и благополучно прибыл в место назначения через 1 час 10 минут. Это была первая частная и притом коммерчески успешная железная дорога в России. Через 7 лет поезда стали ходить еще дальше – до Ораниенбаума. С Балтийского же вокзала пошел и первый в Ленинградском узле электропоезд, было это в январе 1933 года.

Привокзальная площадь

Неотъемлемая часть любого вокзального комплекса. Расположена между вокзалом и набережной Обводного канала и имеет кольцевую планировку. Во многом это связано с тем, что достаточно долгое время здесь было трамвайное кольцо, одно из первых в Санкт-Петербурге. Оно проработало с 1908 по 1948 год.

Память об этом сохраняет круглый сквер. Сейчас в центре памятник Великой Отечественной войне, но еще в 1950-е годы здесь возвышалась скульптура Сталина.

На открытке заметьте, что суеты у правого входа гораздо больше, чем у левого. Правый вход был для обычной публики, а левый – для императорской семьи. Петергофская железная дорога до революции часто использовалась для поездок августейшей семьи. В левое крыло прибывала царская чета и отсюда уже садилась непосредственно в поезд.

Над входом в Балтийский вокзал – часы фирмы Павла Буре, они здесь находились всегда, правда в наше время переведены на электрический ход.

Павильон метро

Однако из-за дефицита средств оно так и не было построено. Интересно и то, что павильон метро был спроектирован Михаилом Константиновичем Бенуа. Символично, что его прадед Николай Леонтьевич Бенуа создал все великолепные вокзалы Петергофской железной дороги: Лигово, Сергиево, Стрельна и Новый Петергоф. Судьба Михаила Константиновича оказалось трагической, он умер за два месяца до открытия ленинградского метро в возрасте 43 лет.

Всех, кто первый раз на этом вокзале, поражает огромное пространство скрывающее внутри. Это бывший дебаркадер – платформы для прибывающих поездов, перекрытые огромной крышей.

Такой был на всех петербургских вокзалах, но сохранился только на Балтийском. Сейчас пути заканчиваются дальше от вокзала, а дебаркадер используется как гигантское распределительное пространство.

Здесь же под дебаркадером можно увидеть, что левая и правая сторона имеют разное оформление. Левая (если смотреть в сторону путей) имеет огромные световые окна. На самом деле до очередной реконструкции вход на вокзал был с этой стороны, что хорошо видно на сохранившихся чертежах.

Зачем два вокзала рядом?

Да и в пригородной Гатчине существуют – два вокзала: Гатчина-Варшавская и Гатчина-Балтийская, были даже круговые электрички – которые уходили с Балтийского вокзала по одному маршруту, а возвращались по другому. Такое дублирование – следствие того, что многие железные дороги в дореволюционной России были как казенные, так и частные, они иногда конкурировали между собой, развивались стихийно, переходили из рук в руки. Из этой же серии история с Ленинградским и Ярославским вокзалом в Москве.

Депо Балтийского вокзала

После того, как от такой схемы отказались, круговые депо стали разбирать по всей нашей необъятной стране. Но вот на Балтийском вокзале оно сохранилось и даже музеефицировано! Сегодня вокруг него вырос Музей российских железных дорог – один из крупнейших в Европе.

Мы его не рекламируем. Просто очень хотим, чтобы вы там побывали, если любите историю города, страны и ее железных дорог.

История

В 1853 году под руководством двух баронов началось строительство частной железной дороги из Санкт-Петербурга в Петергоф. Первые поезда были отправлены через 4 года, и до 1872 вокзал назывался Петергофским. В то время пользовались им в основном члены царской династии.

Позже появились новые пути до Красного села, Гатчины, а оттуда и до Нарвы и Равеля в Прибалтике. Так вокзал и стал Балтийским

Всем знакомое здание было построено по проекту архитектора А. И. Кракау в 1853-1855 годах. Практически через 100 лет -в 1931-1932 — оно было отремонтировано, а в 1933 году на станцию Лигово пустили пробный электропоезд. Тогда же вокзал стал работать только на пригородные направления. В начале XXI века была проведена очередная реставрация.

Архитектура

Александр Иванович Кракау при проектировании Балтийского вокзала за основу взял Восточный вокзал в Париже. Здание состояло из 3 частей:

  • средней, слегка углубленной
  • двух флигелей по бокам

В одном из них располагались билетные кассы, отделение для хранения багажа и помещения служащих. Другая же часть была предназначена для приема лиц царской династии.


Здание Балтийского вокзала было построено в 1853-1857 годах для железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с Петергофом. Этот железнодорожный узел строился во время Крымской войны. Из-за нехватки государственных средств его возводили на частные деньги. Их выделил барон А. Штиглиц, который надеялся получить в итоге солидную прибыль.

Проект здания вокзала разработал архитектор А. И. Кракау. Он взял за основу часть здания Восточного вокзала в Париже, изменив форму кровли с полукруглой на двускатную. В левом флигеле разместились царские апартаменты, в правом - помещения для обычных пассажиров. Под дебаркадером было обустроено два пути и три платформы. В витраже центрального фасада поместили уличные часы фирмы "Павел Буре".

Планировка левого флигеля создавалась намеренно изолированной от остального пространства станции. Это облегчало охрану царской семьи.

Ширина здания Балтийского вокзала составила 56,6 метров. Расстояние между правым и левым павильоном - 24 метра. К каждому павильону вёл отдельный пандус с въездами под арку.

Открытие движения по новой железной дороге состоялось 21 июля 1857 года. На торжественной церемонии собралась большая толпа, среди участников был и барон Штиглиц. Вокзал был назван Петергофским. 7 июня 1864 года отсюда отправился первый поезд до Ораниенбаума.

В 1860-1870 годах Петергофская железная дорога была соединена с Гатчиной, Нарвой и Ревелем. 19 декабря 1872 года на вокзал прибыл первый поезд из Ревеля, с этого времени вокзал стал называться Балтийским.

Балтийский вокзал стал одним из мест противостояния Военно-революционного комитета и Временного правительства в 1917 году. От ВРК сюда были отправлены 150 солдат Измайловского полка для контроля за отправлением поездов, телефоном и телеграфом. Временное правительство 25 октября отправило к Балтийскому вокзалу юнкеров. После прибытия подкрепления красногвардейцев Путиловского завода и Путиловской верфи атака юнкеров была отбита.

В 1955 году по проекту М. К. Бенуа, А. И. Кубасова и Ф. Ф. Олейника к левому крылу вокзала был пристроен павильон станции метро "Балтийская". Над входами в вестибюль были размещены скульптурные медальоны с изображением флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и С. О. Макарова. Проект предусматривал такой же павильон с правой стороны от вокзала, где планировалось разместить ресторан и ряд других помещений. Но он так и не был реализован.

Читайте также: