Балтийский флот при петре 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Флот был любимым детищем Петра I. Начав с небольшого ботика на Яузе, он создал грозную силу, покорившую Балтийское море.

Регулярный военно-морской флот был создан Петром I в 1696 году. Той весной в Воронеже было построено 23 галеры, 4 брандера и еще несколько кораблей, предназначенных для осады Азова. Несколько тысяч плотников сооружали 1300 стругов. Размахивал топором и сам царь. Цель — создать флот в сухопутной стране — была выполнена. Новые суда содействовали взятию крепости, и Петр, уверовавший в силу флота, распорядился еще больше расширить его. Тогда же началось строительство Таганрога. К 1700 году на воду было спущено еще 40 парусных кораблей и 113 гребных судов.

Накануне Северной войны Швеция имела первоклассный на то время флот: 42 линейных корабля, 12 фрегатов, 13 тысяч моряков личного состава. Также она могла быстро приспособить для военных действий 900 торговых судов. Швеция господствовала в Прибалтике сто лет. Борьба с таким противником требовала большого количества ресурсов и серьезной подготовки.

2.jpg

1.jpg

Увеличение флота сопровождалось строительством мануфактур, обеспечивавших корабли пушкам. После основания Петербурга любимым местом в городе для царя стала Адмиралтейская верфь, куда он наведывался каждый раз, приезжая в новую столицу. Также он целые недели проводил в Кронштадте, где устраивал смотры и учебные сражения. До Полтавской битвы строились в основном мелкие суда, цель которых заключалась в патрулировании побережья. Балтийский флот, все еще уступая в мощности шведскому, оставался оборонительным. После Полтавы на верфях стали спускать оснащенные пушками линейные корабли. Эти суда уже были рассчитаны на действия в открытом море.

Покупались и готовые корабли за границей. Для этого еще в 1711-м в Европу инкогнито отправился Федор Салтыков. Его миссия была строго засекречена — корреспонденция на родину писалась только шифром. Также за покупки отвечал посол в Амстердаме Борис Куракин.

В финскую кампанию 1712 — 1713 гг. Балтийский флот обеспечил высадку десанта и снабжение армии продовольствием и боеприпасами. Во время одного из таких плаваний, в котором участвовал Петр, разразился шторм, утопивший три галиота. Летом 1714 года была одержана первая крупная победа над шведским флотом в Гангутском сражении. Сегодня 9 августа — День воинской славы России. Эта победа привела шведский двор в ужас — началась его эвакуация из Стокгольма. Через месяц Петербург торжественно встречал Балтийский флот, за которым следовали захваченные шведские корабли.

3.jpg


Создание военно-морского флота при Петре 1 стало одним из ключевых событий его царствования, которое продолжалось с 1689 по 1725 год. В начале правления он получил опыт строительства кораблей на Плещеевом озере, а затем последовало строительство судоверфи на Дону в Воронеже и строительство фрегатов в Архангельске. Однако основным флотом петровского периода стал Балтийский.

Пётр I и кораблестроение

Ещё в период регентства царевны Софьи у Петра I появился интерес к судостроению и кораблям. В 1688 году плавал по реке Яуза на старом английском ботике.

Пётр I

Рис. 1. Пётр I.

К 1696 году в царстве Русском было построено некоторое количество судов по причине похода на турецкую крепость Азов. В нём приняли участие следующие корабли:

  • 1300 стругов;
  • 23 галеры;
  • 4 брандера;
  • 2 линейных корабля.

Местом строительства кораблей стало Адмиралтейство в Воронеже. Из Дона корабли выходили в Азовское море. Азовский флот был ликвидирован после поражения Петра I в Прутском походе 1711 года.

Флот при Петре I

Рис. 2. Флот при Петре I.

Строительство флота на Балтийском море

Особое значение для дальнейшей истории России имел построенный в рамках военной реформы Петра I балтийский флот. В 1702–1704 годах шло строительство галер на реках Луга и Сясь вблизи театра боевых действий Северной войны со Швецией.

В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и он же стал главной базой балтийского флота до 1723 года, то есть до переноса в Кронштадт. В 1721 году война со Швецией завершилась подписанием Ништадтского мирного договора, и новые базы военно-морского флота разместились в портовых городах на присоединённых территориях — Выборг, Ревель, Рига.

На момент смерти императора Петра I, то есть к началу 1725 года, русский флот состоял из 130 парусных судов. В это число входили:

  • линейные корабли — 36;
  • фрегаты — 9;
  • брандеры — 5;
  • шнявы — 3;
  • вспомогательные суда — 77.

Помимо этого, был создан и гребной флот в составе 396 судов, в том числе:

  • галер и скампавей — 253.
  • бригантин — 143.

Высшим органом управления флотом стала созданная в 1718 году Адмиралтейств-коллегия. В 1720 году был составлен морской устав. Первым адмиралом флота стал Фёдор Апраксин. Первые военные победы русского флота относятся к 1714 и 1720 годам, разгром шведов под Гангутом и Гренгамом.

Судоверфи к концу царствования Петра I были в следующих городах: Воронеж, Казань, Архангельск, Олонец, Астрахань, Санкт-Петербург. Всего в Российской империи было 24 верфи. Офицеры военно-морского флота набирались из числа дворян, а матросы, наоборот, из простонародья, как и рекруты. Служба была пожизненной. Местом обучения офицеров стала Навигационная школа основанная в Москве в 1701 году.

Гангутская битва

Рис. 3. Гангутская битва.

Что мы узнали?

Кратко о рождении российского военно-морского флота можно сказать, что это было важным событием в эпоху петровских реформ. К 1725 году русский флот был сильнейшим на Балтийском море. Интересную информацию для детей об этом событии можно оформить в виде доклада или реферата.

Триумф российского флота

Безусловно, Азовский флот нельзя назвать бесполезным. Было отработано много конструкторских и административных решений, проведены успешные боевые операции. Но имя Петра Великого всегда связывали прежде всего с Балтийским флотом. Здесь в суровых условиях закалялись характеры русских флотоводцев, а матросы-балтийцы во все времена были примером мужества для всей армии государства. Именно Балтфлот на протяжении десятилетий стоял на страже северной столицы России. Для Петра Балтика была особенно дорога, как место рождения и становления морского щита Российского государства.

Северная война стала для России важнейшим этапом становления — политического, военного, дипломатического. Именно после победы на Балтике, царь Петр I смог с полным правом провозгласить Россию империей. Ввиду длительности кампании (1700 — 1721 гг.) едва ли возможно подробное изложение одних только морских сражений — подобный объем подойдет скорее для монографии. Поэтому ниже будет рассмотрена одна интересная операция, спланированная и воплощенная в жизнь Петром Великим.

Галера и скампавея

Портрет Петра

Полтавская битва

Адмиралтейство

Вот интересная оценка русского флота на Балтике, данная в 1708 году английским послом Витвортом: 12 линейных кораблей (372 орудия и 1540 человек экипажа), 8 галер (64 орудия и 4 тысячи человек экипажа), 6 брандеров и 2 бомбардирских корабля, более мелких боевых кораблей, судов снабжения, транспортников, воспомогательных кораблей – около 305.

Корабли Балтийского флота

Ниже подана таблица со средними характеристики для разных типов парусных кораблей, строившихся в то время для российского флота:

Таблица основных тактико-технических элементов российских кораблей 1701 — 1725 гг.

План взятия Выборга Петром

Выборгская операция (взятие Выборга) 1710 г.

Взятие Выборга было просто необходимым — эта сильная приморская крепость запирала проход в Финляндию. Имея 151 орудие и 4 тыс. человек гарнизона, крепость успешно выдержала осаду 1706 года, которая потерпела неудачу — русские отступили. Осаждающие отчаянно нуждались в помощи флота и тяжелой осадной артиллерии — у них не было ни того ни другого. Во второй раз Петр подошел к планированию операции с особым старанием.

Рождение Российского флота

Фёдор Матвеевич Апраксина, один из создателей русского флота

Уже 8 мая флот вошел в Выборгский залив. Фрегаты под командованием вице-амирала Крюйса остались у Березовых островов (около 50 км от Тронгзунда). Галеры и транспортники прошли через Тронгзунд (современный Высоцк, на карте — восток острова Урансари). Чтобы обмануть шведов, Петр приказал инсценировать бой галер с русскими береговыми батареями. Уловка удалась блестяще — первое время шведы думали, что к ним прорвался их собственный флот.

Галера Нева

Транспортники, выгрузив войска, артиллерию и продовольствие ушли в Кроншлот. Галеры остались у Выборга для помощи в осаде. Решив обезопасить тыл, царь приказал затопить у Кроншлота несколько транспортников. Началась полномасштабная осада. Петр, наученный горьким опытом неудачных осад Азова и Выборга в этот раз дал Апраксину такую инструкцию:

Петр в 1709 году

Именно с морского направления были сосредоточены основные силы — артиллерия и пехота, которым активно помогала корабельная артиллерия. 16 мая в Выборгский залив вошла шведская эскадра вице-амирала Ватранга в составе 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 мелких судов. Однако увидев, что транспортники русских уже ушли, а галеры вполне способны дать бой, да ещё и при поддержке береговых батарей, Ватранг ушел, так и не сумев помочь осажденным. Штурмы становились все ожесточеннее и в конце концов 13 июня 1710 года гарнизон Выборга капитулировал.

Выборгская операция стала прекрасным доказательством даже не военного, но административного таланта Петра I. Гребной флот, на который так уповал государь с честью выполнил свое задание — доставив необходимый груз, галеры и скампавеи сумели существенно помочь в осаде крепости. Именно сосредоточение русских кораблей у крепости не позволило шведскому флоту сорвать осаду. Кроме того, очевидным был прогресс кадров русского флота — тяжелейший переход во льдах эскадра совершила с минимальными потерями и в максимально короткие сроки. Мастерство, достойное уважения.

Строительство линкора Полтава

Линейный корабль Балтийского флота Полтава

Корабль, построенный по чертежам самого Петра. Ингерманланд — один из лучших линкоров Балтийского флота в истории. Заложен в 1712 году, спущен на воду в 1715 году. Водоизмещение порядка 1800 тонн, длина 46 метров, ширина 12,5 метров, осадка 5,6 метров. Вооружение — 64 орудия, экипаж — 470 человек. Петр так характеризовал линкор:

Парусник Ингерманланд Балтийского флота

Приезд Петра на Неву

Царствие Петра Великого — это особенная веха в истории России. Молодой царь сумел вывести свое государство в лидеры Европы и превратить непонятное для иностранцев Московское царство в Российскую империю. Конечно, преобразования политические, военные, экономические очень важны. Именно они определили облик страны на многие столетия вперед. Но личность Петра не менее важна и не менее интересна. Только изучив характер смелого реформатора, увидев его не только на престоле, а и в повседневной жизни, можно понять насколько невероятными были эти реформы. Правителей-флотоводцев было множество, но едва ли найдется в мировой истории царедворец, умевший не только управлять кораблем, но и построить его. Истинная фанатичность и преданность делу — вот главные черты Петра. И главные его заслуги.

Морским судам быть

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Морским судам быть

Божье провидение

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Читайте также: