Балластный слой это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Балласт – сыпучий минеральный материал (щебень), заполняющий пространство между нижней постелью шпал или других рельсовых опор и основной площадкой земляного полотна.
Так же балластным слоем производят засыпку за торцами шпал, в шпальных ящиках. Балласт обеспечивает передачу давления от шпал на земляное полотно, распределяя давление равномерно на большую площадь, упругое смягчение ударов движущихся колес, стабилизацию пути в плане и профиле. Так же балластный слой обеспечивает быстрый отвод поверхностных вод. Балластный слой должен обеспечивать достаточную прочность, относительно дешевым, обладать диэлектрическим свойством. Балластный слой не должен крошиться, дробиться или размываться водой.
Балластный материалы это, как правило, щебень, получаемый при дроблении горных пород. На малонагруженных подъездных путях применяют ГПС (гравийно-песчаную смесь) которая образуется в результате естественного разрушения горных пород. Иногда встречаются в виде балластного слоя отходы асбестового производства, представляющие собой мелкие фракции раздробленных пород с небольшим содержанием свободных волокон асбеста.
На щебеночный балластный слой укладывают главные пути, стрелочные горловины и отдельные стрелочные переводы, приемо-отправочные пути, по которым предусмотрен безостановочный пропуск поездов. Щебеночный балласт при эксплуатации засоряется и требует периодической очистки.

Балластная призма

Балластная призма, как правило, отсыпается из ГПС и является элементом верхнего строения пути ВСП. Балластная призма укладывается на земляное полотно для стабилизации рельсо-шпальной решетки при воздействии динамических нагрузок от подвижного состава.
Балластная призма может быть как однослойной так и многослойной.
Однослойная балластная призма сооружается из щебня или ГПС.
Двухслойная балластная призма в нижней части отсыпается, как правило, из ГПС для создания гравийно–песчаной подготовки (подушки). А верхняя состоит из щебеночного балласта. Гравийно-песчаная подушка позволяет экономить более дорогие материалы, а так же предохраняет щебень от загрязнения снизу грунтами, из которых сложено земляное полотно. При сооружении земляного полотна из скальных , крупнообломочных и песчаных грунтов песчаной подушки не требуется.
Однослойная балластная призма устраивается под стационарные пути или под пути с малой грузонапряженностью. Двухслойная балластная призма сооружается на линиях любой грузонапряженности, а так же при реконструкции железнодорожных путей. При этом песчаный балласт , загрязненный и лежащий ниже постели шпал, вырезается из шпальных ящиков, а рельсо-шпальная решетка поднимается на щебеночный балласт.
Для того что бы балластная призма обеспечивала равноупругую передачу на земляное полотно нагрузки от подъездного состава, чтобы не возникали просадки, перекосы и искривление пути в плане, балласт под шпалами и в шпальных ящиках, за торцами шпал и на откосах уплотняют баллансоуплотнительными машинами. В связи с тем что осадка балластной призмы после строительства может вызвать неисправность пути в этот период, необходимо усиленное наблюдением за его состоянием.

Балластное корыто

Балластное корыто – пространство, заполненное балластом , распределяющим давление от подвижного состава, через рельсы и шпалы на главные балки пролетного строения моста. Ширина балластного корыта по верху принимается не менее 3,6 м для пролетных строений под один путь и увеличивается под два пути на расстояние между осями смежных путей. Минимальная толщина балластного слоя от нижней поверхности шпалы до дна балластного корыта составляет не менее 25 см. Это определяется условиями равномерного распределения подвижной нагрузки через балласт на поверхность плиты, условиями подбивки шпал и рихтовки пути во время эксплуатации. Дну балластного корыта придаются уклоны для стока воды к щелям или водоотводным трубкам.

Обследование балластного слоя

Во время эксплуатации железнодорожного пути необходимо производить обследование состояния железнодорожного пути. Целью обследования является получение данных для технического паспорта, назначение планового или предупредительного ремонтов, а так же выявление мест, где необходимо устранить выплески и привести откосную часть балластной призмы в соответствие с нормами. Обследование включает в себя проверку толщины балластного слоя, ширины плеча и крутизны откосов призмы, определение процента загрязненности балластного слоя и количества появившихся выплесков.
Состояние балластной призмы обследуют визуально и инструментально.
Визуальную проверку железнодорожного пути на перегонах проводят сплошь по всем километрам при весеннем и осеннем осмотрах пути.
Инструментальную проверку проводят не реже одного раза в год на двух-трех километрах каждого перегона, наиболее объективно характеризующих состояние балластной призмы. На каждом обследуемом участке толщину балластного слоя определяют в тех местах на разных пикетах, ширину плеча и крутизну откосов призмы – на каждом пикете, процент загрязненности балластного слоя – в трех местах на разных пикетах. При обновлении технического паспорта показания записывают, основываясь на визуальной оценке.
Отступления от норм устраняют при первом же планово-предупредительном ремонте или работах текущего содержания в зависимости от характера неисправности.

Балластный слой — основание для рельсовых опор, балластный слой равномерно распределяет воспринимаемые от опор нагрузки на возможно большую поверхность нижнего строения и препятствует боковым и продольным смещениям шпал под воздействии поездов. Кроме того, балласт амортизирует удары подвижного состава, которые происходят из-за различных неровностей на пути и на поверхности катания колёс. На линиях первой очереди строительства Московского метрополитена в тоннелях, а также на стрелочных переводах и парковых путях в качестве балласта применялся щебень или гравий твёрдых пород. Балласт состоит из гранитного щебня, выдерживающий нагрузку на один кубический сантиметр 1000 кг. Толщина балластного слоя под шпалами не менее 30 см. Поверхность балластного слоя находится на 3 см ниже верхней поверхности шпал.

  • Упругим называется балласт при котором путь, уложен на щебне.

Так как щебёночный балласт с течением времени засоряется и его требуется очищать, а при исправлении пути балласт нужно подбивать под шпалы, то для исключения этих трудоёмких работ, начиная со второй очереди строительства Московского метрополитена, от щебня отказались и заменили его путевым бетоном.

  • Путь на бетонном основании называют жёстким. Бетон на концах шпал ниже на 1 см. Поверхность путевого бетона выравнивают. В поперечном сечении ему придают уклон 0,03 в сторону водоотводящего лотка.

элемент верхнего строения пути, служащий для равномерного распределения давления от шпал по основной площадке земляного полотна, а также для обеспечения упругого взаимодействия пути и подвижного . состава и удержания шпал от сдвига. Форма и размеры Б. с. должны соответствовать утвержденным поперечным профилям (ПТЭ, § 17). Материалом для Б. с. служит балласт.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .

Смотреть что такое "БАЛЛАСТНЫЙ СЛОЙ" в других словарях:

балластный слой — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN body of ballast … Справочник технического переводчика

балластный слой — Дренирующий сыпучий материал, укладываемый на основную площадку земляного полотна и предназначенный для: обеспечения устойчивости рельсошпальной решетки в пространстве под действием сил, действующих на нее, с минимальным накоплением остаточных д … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Балластный слой — один из основных элементов верхнего строения пути (См. Верхнее строение пути) (см. в ст. Балласт) … Большая советская энциклопедия

БАЛЛАСТНЫЙ СЛОЙ — часть верхнего строения пути в виде узкой подушки из сыпучих материалов (щебень, гравий, песок и др.). укладываемых на земляное полотно ж. д. пути. Б. с. служит упругим основанием для шпал, обеспечивая стабильность рельсовой колеи и плавный ход… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Балластный слой заглубленный — Заглубленный балластный слой (призма) балластный слой (призма), уложенный в выемку (корыто) так, чтобы его верх находился в одном уровне с поверхностью прилегающей спланированной территории. Источник: СНиП 2.05.07 91*. Промышленный транспорт… … Официальная терминология

слой балластный — Часть верхнего строения пути в виде узкой подушки из сыпучих материалов, укладываемая на земляное полотно железнодорожного пути [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели,… … Справочник технического переводчика

СЛОЙ БАЛЛАСТНЫЙ — часть верхнего строения пути в виде узкой подушки из сыпучих материалов, укладываемая на земляное полотно железнодорожного пути (Болгарский язык; Български) баластна призма (Чешский язык; Čeština) kolejové lože (Немецкий язык; Deutsch)… … Строительный словарь

СП 119.13330.2012: Железные дороги колеи 1520 мм — Терминология СП 119.13330.2012: Железные дороги колеи 1520 мм: авторский надзор : Совокупность действий представителей генеральной проектной организации, осуществляемых визуально и документально и направленных на определение соответствия решений… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ — часть жел. дор. пути, предназначенная для: 1) направления движения колес подвижного состава, 2) воспринятая давлений от колес подвижного состава, 3) передачи этих давлений нижнему строению. В. с. п. состоит из балластного слоя, шпал, рельсов,… … Технический железнодорожный словарь

Бесстыковой путь — (или Бархатный) условное наименование железнодорожного пути, расстояние между рельсовыми стыками которого знач … Википедия

Верхнее строение пути — это балластный слой, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, шпалы, глухие пересечения, мостовые и переводные брусья. ВСП необходимо для принятия и равномерной передачи на основную площадку земляного полотна динамического воздействия от колес подвижного состава.

Меню страницы:

Верхнее и нижнее строение пути

Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, шпалы, стрелочные переводы, и т.д.) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов — пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели. Для соблюдения машинистами локомотивов и других подвижных единиц требуемых скоростей движения, в том числе на участках производства путевых работ и в местах образовавшихся неисправностей пути, путь оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.

⟦Материалы ВСП⟧

Балластный слой ВСП

Балластный слой — это слой сыпучих материалов (щебня, отходов асбестового производства, гравия, крупно и среднезернистого песка, ракушки). Балластный слой укладывается в виде трапеции на основной площадке земляного полотна.

Рельсы — изготовленные из углеродистой стали балки, укладываемые на специализированных шпалах. Применяются для построения железнодорожных путей различного назначения. Изготовление рельс контролируется различными ГОСТ, для каждого типа, вида рельс.

Рельсы

Рельсовые скрепления

Рельсовые скрепления — это ключевые элементы ВСП (верхнего строения пути) приспособления, соединяющие металлоконструкции между собой и/или с основанием (то есть с деревянными/железобетонными шпалами).

Противоугоны

Стрелочные переводы

Стрелочные переводы — это элементы железной дороги, которые нужны для решения следующих задач: объединение двух или трех колей, идущих рядом; разветвление одной линии на несколько соседних; состыковка параллельно расположенных или пересекающихся путей.

Шпалы — эти брусья уложенные на балластный слой верхнего пути, могут быть деревянными, железобетонными и пластиковыми. Шпалы принимают на себя давление, которое создают рельсы, скрепления промежуточные передают давление на под-шпальное основание.

Деревянные шпалы

Глухие пересечения путей

Глухие пересечения путей — применяются на станциях, промышленно-заводских путях, на перегонах. Когда не требуется переход подвижного состава с одного пути на другой, устраивают глухие пересечения.

⟦Элементы ЖД⟧

На верхнее строение воздействуют такие силы:

  • вертикальные силы от колёс подвижного состава;
  • боковые силы от колёс подвижного состава при повороте его в кривых и при вилянии (поперечном смещении в колее на прямых);
  • продольные силы от колёс вагонов, а также от торможения;
  • продольные силы угона пути;
  • продольные сжимающие или растягивающие силы, возникающие при изменении температуры.

Какие бывают элементы?

Железнодорожный путь это сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй. Железнодорожный путь состоит из различных элементов, и если раньше их было меньше, то с развитием новых технологий элементов становится больше.

Основные элементы:

  • Гидрозапорный бетонный слой;
  • Опорный бетонный слой;
  • Омоноличивающий бетонный слой;
  • Подрельсовые основания (железобетонные шпалы, полушпалы, плиты);
  • Рельсы;
  • Рельсовые скрепления;
  • Стрелочная продукция.

Нижние строение пути

Элементы верхнего строения пути

⟦Типы ВСП⟧

Сочетания составных элементов верхнего строения пути для заданных условий эксплуатации образуют его типы. На магистральных дорогах РФ применяют три типа верхнего строения пути: тяжелый, средний, легкий.

Тяжелый тип верхнего строения пути предусматривает применение самых тяжелых термически упрочненных рельсов типа Р75 и балластного слоя из щебня или асбестовых отходов и предназначен для путей с грузонапряженностью брутто более 80 млн. ткм/км в год.

Средний тип предусматривает укладку термически упрочненных рельсов типа Р65 и предназначен для магистралей со значительной грузонапряженностью брутто (от 25 млн. до 80 млн. ткм/км в год), а также для линий с высокоскоростным движением пассажирских поездов – 39 м/с (140 км/ч) и выше и для участков с особо интенсивным движением пассажирских и пригородных поездов (100 и более пар поездов в сутки).

Легкий тип верхнего строения пути имеет две разновидности: для линий с грузонапряженностью брутто от 5 млн. до 25 млн. ткм/км и менее 5 млн. ткм/км в год. В первом случае укладывают новые рельсы типа Р50 или отремонтированные старогодные типов Р75 и Р65, а во втором – и старогодные рельсы типа Р50.

⟦Купить материалы ВСП⟧

Заготовка под контррельсовый уголок СП 850 1/11 4,662 м — (новая)

Накладка стыковая к рельсу типа Р43 — новая

Стойка трубопровода Тип 1 (МГ-36-63-00) — новая

Упор остряка с мостиком Р65 (новый)

⟦Ремонт ВСП⟧

1. Усиленный капитальные ремонт.
Усиленный капитальный ремонт пути предназначен для полной замены путевой решетки, собранной из новых материалов верхнего строения пути, сопровождаемой очисткой щебня на глубину более 40 см или заменой других видов балласта.

2. Капитальный ремонт пути.
Капитальный ремонт пути предназначен для замены верхнего строения пути на более мощное или менее изношенное, смонтированное либо полностью из старогодных материалов, либо из старогодных в сочетании с новыми, и сопровождается очисткой щебеночного балласта на глубину от 25 до 40 см, а также частичным обновлением других видов балласта.

3. Усиленный средний ремонт пути.
Усиленный средний ремонт пути производится на участках, где:

  • балластная призма достигла предельных размеров;
  • обочина земляного полотна стала менее допустимых размеров;
  • требуется очистка или замена балласта.

4. Средний ремонт пути.
Средний ремонт пути предназначен в основном для оздоровления балластной призмы за счет сплошной очистки щебеночного балласта (или обновления загрязненного балласта других видов) на глубину от 25 до 40 см, зависящую от класса пути и вида балласта. Ремонт назначается на участках, где не требуется изменять отметку пути или ее изменение не потребует срезки балластной призмы.

5. Подъемочный ремонт пути.
Подъемочный ремонт пути предназначен для периодического восстановления необходимой равноупругости и равнопрочности пути за счет проведения сплошной подъемки (до А-5 см) и выправки пути с подбивкой шпал, улучшения дренирующих свойств балласта в местах выплесков и одиночной замены.

6. Сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов.
Сплошная замена рельсов на участках звеньевого пути и бесстыкового пути с безболтовым или бесподкладочным скреплением производится между усиленными капитальными ремонтами с сопутствующими работами в объеме среднего или подъемочного ремонта пути.

7. Планово-предупредительная выправка пути.
Планово-предупредительная выправка пути с применением комплекса машин предназначена для сплошной выправки пути и расположенных на нем стрелочных переводов с подбивкой шпал в промежутках между ремонтами пути с целью создания необходимой равноупругости подшпального основания. При планово-предупредительной выправке пути величина подъемки не должна превышать, как правило, 2 см.

8. Шлифовка рельсов.
Шлифовка рельсов предназначенная для устранения волнообразного износа и коротких неровностей других видов на поверхности катания рельсов для уменьшения вибрационных воздействий подвижного состава на путь.

9. Капитальный ремонт переездов.
Капитальный ремонт переездов, как правило, производится в комплексе с усиленным капитальным, капитальным или средним ремонтом пути.

При капитальном ремонте переездов выполняются следующие работы: замена настила, конструкция которого устанавливается Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов, а также типовыми проектами.

10. Ремонт земляного полотна.
Капитальный ремонт земляного полотна и его сооружений предназначен для восстановления прочности, стабильности и нормальной работоспособности земляного полотна, его водоотводных и укрепительных сооружений.

Читайте также: