Баллада о матери история создания песни кратко

Обновлено: 02.07.2024

История советской эстрадной музыки знает немало плодовитых творческих союзов, чьи произведения, без преувеличения, составили золотой фонд отечественной песни. Один из них – тандем талантливого композитора Евгения Мартынова и прославленного поэта Андрея Дмитриевича Дементьева. Каждый из них сам по себе – фигура, о чьем творчестве можно написать не одну публикацию, они работали с разными соавторами, но в творческом наследии каждого заметное место занимают их совместные песни.

- зов матери, не дождавшейся сына с войны, тронул слушателей до глубины души. Проникновенная песня, от которой наворачиваются слезы, звучала в исполнении разных артистов. В основу её положена реальная история. Находясь в санатории на Кавказе, Дементьев услышал по радио рассказ о судьбе матери из одного грузинского села, чей сын пропал без вести на войне, а спустя годы она увидела свою кровиночку на кадрах кинохроники. Для любого творческого человека, свидетеля военных событий, эта тема – особенная, и поэт не смог пройти мимо этой истории и воплотил услышанный сюжет в щемящих стихах, дав герою одно из самых русских имен. Творчески переработанная поэтом история отразила трагический росчерк войны, оставленный в судьбах многих советских матерей.

Именно с этой песни и началось сотрудничество и дружба Дементьева с молодым автором эстрадных песен Евгением Мартыновым.

Андрей Дементьев рассказывал:

В своих воспоминаниях композитор указывал, что сначала отнесся к этому с недоверием. Ранее композиторы уже предпринимали попытки положить на музыку эти стихи, но поэта они не устроили. Тем не менее, Андрей Дмитриевич решил послушать молодого музыканта, пригласил его вечером к себе домой, где Мартынов и показал ему произведение. Песня Дементьеву понравилась.

По словам Мартынова, приведенным в одной из документальных программ отечественного телевидения, эту песню он начал сочинять, когда в 1972 году приехал на побывку в родной Артемовск.

Работа над песней заняла у него примерно месяц, он показал её коллегам музыкантам, и те посоветовали ему обратиться в редакцию центрального телевидения, а уже после Мартынов решился встретиться с автором стихотворения.

Многие знаменитые песни Евгения Мартынов исполнял сам, также они звучали голосами известных советских певцов.

В том же 1974 году на советском телевидении песня прозвучала в исполнении Аиды Ведищевой.

Лирическая, теплая композиция на стихи Андрея Дементьева пробуждает у слушателя чувство Родины в глубинном, подлинном смысле этого слова, чувство неразрывной связи с семьей, землей, малой родиной. Она была написана в 1976 году.

Кроме Ротару, её исполняли и другие советские певцы. Известен вариант Льва Валерьяновича Лещенко.

Судя по всему, это был один из нечастых случаев, когда поэт Дементьев написал слова на уже готовую музыку. Обычно, именно его стихи становились первоисточником для композитора.

Более известный вариант песни со стихами Андрея Дементьева есть и в авторском исполнении.

Написав стихи, поэт сам подумал о том, чтобы превратить их в песню. Он уже работал со многими знаменитыми композиторами, но это творение он решил показать именно Мартынову, и это было попадание в точку. Кто как не он, проникновенный лирик, мог почувствовать и создать такое чувственное, трогательное музыкальное обрамление к этим стихам.

Есть вариант Ларисы Долиной.

Певец и композитор Евгений Мартынов прожил яркую, но короткую творческую жизнь, он, как лебедь, пролетел на небосклоне советской эстрады и ушел в 1990 году, в возрасте 42 лет, оставив после себя множество песен, вызывающих неподдельные чувства. Недаром его творчество помнят и любят до сих пор.

Андрей Дмитриевич Дементьев – глыба советской поэзии, покинул этот мир совсем недавно, в 2018 году, не дожив 10 дней до своего 90-летия.

К творчеству обоих героев этой статьи я ещё вернусь в следующих публикациях, у каждого из них есть немало знаменитых произведений, написанных с другими соавторами, о которых стоит поговорить в дальнейшем.


Это драматическая история о незаживающих ранах давно отгремевшей войны, крик женщины, увидевшей на миг оживлённого киноэкраном своего навеки потерянного сына.

Это уже история. А начиналось все так.

У песни два автора и два рождения. Автор слов - Андрей Дементьев, музыки - Евгений Мартынов.

Вспоминает Евгений Мартынов:

..Ещё в училище Борис Петрович Ландарь, мой первый преподаватель, советовал мне серьёзно заняться композицией и буквально заставил меня написать несколько инструментальных пьес. Он-то и привил мне вкус к сочинительству.

Вскоре я написал свою первую песню "Берёзка" на слова С. Есенина. Следующей попыткой была песня "Баллада о матери".

Через месяц песня была готова. И когда я проиграл её музыкантам в Донецке, то они в один голос посоветовали показать песню музыкальной редакции Центрального телевидения. Вскоре она прозвучала в исполнении Людмилы Артёменко в телевизионной передаче "Алло, мы ищем таланты!" Однако поставила песню "на ноги" София Ротару.

После визита на Центральное телевидение я решил показать песню "Баллада о матери" автору стихов. Приехал в редакцию журнала "Юность", где Андрей Дмитриевич работает заместителем главного редактора. Зашёл к нему в кабинет и сказал: "Хочу показать песню на ваши стихи". Должен сказать, что Андрей Дмитриевич не проявил особого восторга. Оказалось, что ему уже дважды показывали музыку на эти стихи, и всё было неудачно. А тут я ещё явился в горячую пору: номер сдавали.

Вечером дома у Дементьева я проиграл ему "Балладу" и спел. Ему понравилось. Вот так состоялось наше знакомство, которое вылилось в большую творческую дружбу.

Мартынов воспевает в песне именно это – живое чувство к живой фигуре конкретного живого Алёши. Из конкретного села. Сына конкретной матери. Не из мрамора, а своего сверстника, которому вот такая досталась доля. Это живое чувство к человеку военного подвига, как чувство постоянное, чувство и трагически горькое, и тяжкое, и возвышенное, а стало быть и возвышающее, и всё-таки застенчивое, не показное, не громогласное, есть самое глубокое и лучшее, что живёт в песне, а быть может, и вообще в творчестве Мартынова.




Однажды в каком-то заумно философском споре А. Дементьев заметил: "Все-таки я не согласен с Достоевским. Если что и спасет мир, то это доброта. Хотя бы потому, что красоту можно купить, а доброту - нет".

Андрей Дементьев родился в Твери. Его родители Дмитрий Никитович и Мария Григорьевна жили в самом центре старой Твери в собственном доме на Сенной площади, нынешней площади Славы.

Семья была образованная - дома любили читать, сыну Дмитрий Никитович прочитал всего Жюль Верна. Мама и дед обладали прекрасными голосами. По вечерам в столовой дома на Сенной часто звучали народные песни и русские романсы.

Мария Григорьевна занималась домашним хозяйством. Дмитрий Никитович был на руководящей работе, но беспартийным. Великую Отечественную войну он встретил в должности заведующего отделом колхозного опытничества областной опытной станции полеводства, его 25 июня 1941 г., на третий день войны.

Отец вернулся домой летом 1946 года. Несмотря на серьезные испытания, он прожил очень длинную жизнь. Дождался реабилитации (в 1960 г. его оправдали "за отсутствием состава преступления"), громкой славы сына, наступление новых времен, он застал публикации в "Юности", редактируемой сыном, о репрессиях и лагерях. У Дмитрия Дементьева было большое человеческое счастье - верная жена, с которой он прожил больше 60 лет, и гордость за знаменитого сына. Дмитрий Никитович умер в июле 1990 г., немного не дожив до своего 90-летия.

В 1946 г. Андрей Дементьев окончил школу и поступил в педагогический институт - единственное в то время высшее учебное заведение. Ехать в Москву, может быть, ему и хотелось, но не имело смысла. В большинстве столичных вузов надо было проходить мандатную комиссию, проверявшую анкеты абитуриентов. А в Калинине такой комиссии не было, и детям врагов народа удавалось пробраться в ряды советского студенчества.

В пединституте Андрей проучился три года. По его воспоминаниям, в десятом классе стихи просто обрушились на него. Своими стихами хотелось делиться с окружающими, то есть печататься. В 1948 г. в газете "Пролетарская правда" появилось стихотворение "Студенту" молодого автора Дементьева. А потом стихов стало много, и Андрей Дементьев посылал их в Москву, где его опыты были поддержаны известными поэтами. Сергей Наровчатов и Михаил Луконин рекомендовали калининского поэта к поступлению в Литературный институт, поэтому заканчивать пединститут он не стал и доучивался в Москве. В 1952 г. Андрей Дементьев с дипломом профессионального литератора вернулся в Калинин и поступил в редакцию газеты. Перебравшись затем в Москву, Дементьев все более отдается поэзии. С 1955 г. поэтические сборники молодого автора начинают выходить почти ежегодно. На сегодня их вышло около 40. Один из сборников - "Азарт" был удостоен Государственной премии СССР. Стихотворение, давшее заглавие этому сборнику, - одно из любимых у Андрея Дмитриевича:

"Мы скаковые лошади азарта

На нас еще немало ставят карт.

И, может быть, мы тяжко рухнем завтра,

Но это завтра - а сейчас азарт!"

Особая ритмика и лиризм поэзии Андрея Дементьева позволили ему стать популярнейшим поэтом-песенником, автором стихов широко известных и полюбившихся слушателям песен (“Лебединая верность”, “Натали”, “Созвездие любви”, “Я тебя рисую”, “Монолог любви”, “Я жду тебя”, “Давай попробуем вернуть”). С ним сотрудничали композиторы: Р. Паулс, А. Бабаджанян, Е. Мартынов, О. Фельцман, В. Ивасюк, Е. Дога, П. Аедоницкий, А. Мажуков. Огромная популярность песен на стихи А. Дементьева обусловлена мелодичностью и темпераментом, выразительностью и напевностью его лирических стихотворений. Ярок круг исполнителей (И. Кобзон, С. Ротару, Я. Йоала, К. Готт, Е. Мартынов, В. Мигуля). Значительное место в песенном творчестве поэта занимает гражданственная лирика (“Отчий дом”, “Баллада о матери” и др.).




Евгений Григорьевич Мартынов родился 22 мая 1948 года в городе Камышине Сталинградской /Волгоградской/ области – популярный советский композитор и эстрадный певец. В 1950 году семья Мартыновых возвращается на родину отца, на Украину в Донбасс город Артёмовск /Бахмут/ Донецкой области, где и проходит детство и юность Евгения. Музыкальные способности Евгения проявляются уже в раннем возрасте, слушая мелодии и песни в исполнении отца Григория Ивановича – преподавателя пения в музыкальной школе, музыканта-виртуоза на баяне, аккордеоне, домбре, гитаре, фортепиано. Отец постепенно приобщает сына с

7-летнего возраста к музыке, игре на баяне, аккордеоне. По воспоминаниям Евгения Мартынова, вначале он на слух подбирал полюбившиеся мелодии. На улице устраивали импровизированные концерты, которые собирали соседей отдохнуть, послушать песни, самим попеть, потанцевать.

Когда Жене исполнилось 11 лет, семья Мартыновых приобретает новый аккордеон. Это был настоящий праздник в семье Мартыновых! Со временем, Евгений Мартынов берёт уроки у профессионального учителя, музыканта-аккордеониста. После окончания 8 классов в восьмилетней школе /1963 г/, Евгений поступает учиться в Артёмовское музыкальное училище по классу кларнета, где он познаёт первые азы музыкальной грамоты, добивается больших успехов в учёбе, становится лауреатом училищного конкурса на лучшее исполнение произведений советских композиторов.

В процессе учёбы Евгений добивается значительных успехов в музицировании на фортепиано, инструмент, который становится навсегда его любимым. Пишет ряд инструментальных произведений – скерцо для кларнета, прелюдию для фортепиано, поэму для трубы и фортепиано.

После окончания Артёмовского музыкального училища /1967 г/, Евгений Мартынов успешно поступает учиться в Киевскую консерваторию им. /оркестровый факультет/.

В 1967 году Евгений переводится учиться в Донецкий музыкально - педагогический институт. В Донецке раскрывается многогранно его талант, как музыканта на кларнете, саксофоне, фортепиано. Учась в институте Евгений, берет уроки пения у своих друзей, студентов дирижерско-хорового факультета, факультативно занимается по классу композиции. Здесь же он увлекается эстрадной и джазовой музыкой, впервые берет в руки микрофон. Принимает участие в художественной самодеятельности, руководит эстрадным оркестром и вокальным ансамблем.

Ширится популярность песен написанных молодым композитором Евгением Мартыновым, его песни исполняют и зарубежные исполнители в странах социалистического содружества, а также в США, Канаде, Японии, Англии, Испании, Финляндии и других странах.

В настоящее время выпущено более 12 номерных компакт-дисков с песнями в исполнении любимого кумира – Евгения Мартынова. В городах Москве, Донецке, Артёмовске, Камышине и других, с успехом проводятся концерты, посвящённые памяти композитора и его самобытному, глубоко национальному по своей природе творчеству. На телевидении и радиоэфире продолжает звучать вдохновенная музыка композитора и его неподражаемый голос. включали и включают в настоящее время в свой репертуар многие отечественные, зарубежные артисты, ВИА и другие музыкальные коллективы. А это значит, что Евгений Мартынов жив и живёт среди нас!

Радуга, как будто вдруг упала радуга,

И на земле осталась радуга,

Таким запомню я тебя,

Мой край родной.

Наиболее популярные песни : "Баллада о матери", "Лебединая верность", "Отчий дом", "Яблони в цвету", "Алёнушка", "Я жду весну", "Чайки над водой", "Письмо отца", "Начни сначала", "Я тебе весь мир подарю", "На качелях", "Заклятье", "Натали", "Мамины глаза", "Встреча друзей" ("Посидим по-хорошему"), "Марш-воспоминание", "Соловьи поют, заливаются. ", "Если сердцем молод" ("Я нынче там, где метёт пурга"), "Белая сирень", "Скажи мне, вишня. " пользовались неизменным успехом у любителей эстрадной песни как в нашей стране, так и за её пределами.





Ее отличают прекрасные вокальные данные, выразительность в раскрытии образов исполняемых

ПРАЗДНИК ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ

– Говорит и показывает Хабаровск.

Этими словами диктор Всесоюзного радио и телевидения Светлана Моргунова открыла конкурс эстрадной песни. Сотни хабаровчан пришли во Дворец спорта на встречу с участниками театрализованного турнира эстрадной песни.

На этот раз зрители должны были стать и строгими членами жюри: на специальных билетиках поставить "оценку-балл" каждому исполнителю эстрадных песен.

На сцену один за другим поднимаются солисты. И уже после знакомства с несколькими из них становится ясно: трудно, очень трудно выявить победителей.

Евгений Мартынов из Донецка представил на конкурс песню "Баллада о матери". Он же и композитор, и аккомпаниатор. А артистичность исполнителя, приятный тембр голоса, обаятельная внешность Евгения – всё это заслужило высшую оценку: 20 баллов.

Тихоокеанская звезда". 14 июня 1972 г. (Газета Хабаровского крайкома КПСС и крайсовета народных депутатов)

Вчера под сводами Минского Дворца спорта в последний раз прозвучали позывные Всесоюзного конкурса профессиональных испол-нителей советской песни и вокально-инструментальных ансамблей.

10 дней шла упорная борьба за звание лауреатов Всесоюзного фестиваля советской молодёжи, за право представлять советскую песню на X Всемирном фестивале в Берлине.

Пресс-центр конкурса учредил приз зрителя. Его обладателем должен был стать исполнитель, завоевавший наибольший успех у минского зрителя. Было собрано около 3 тысяч анкет. Судьбу приза определила песня Евгения Мартынова "Баллада о матери", которую он написал на слова поэта Андрея Дементьева. Приз достался автору песни, солисту Росконцерта Евгению Мартынову.

В новой международной программе "Золотая осень-73", премьера которой состоялась в Кремлёвском Дворце съездов, выступили представители Аргентины, Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, Чехословакии, Югославии и Советского Союза.

Прекрасно прозвучала "Баллада о матери", которую исполнил автор, солист оркестра "Советская песня" Евгений Мартынов – лауреат Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни.

«Я благодарю Бога за то, что Он подарил мне Женю Мартынова и его удивительные, чистые песни. Такие песни не забываются, так же как навсегда в моём сердце останутся те тёплые, дружеские отношения, которые связывали нас с ним по жизни.

Для меня Женя - это "Яблони в цвету", "Отчий дом", "Баллада о матери".

Для меня Женя - это моя "Лебединая верность".

Л. Серебренников - постоянный участник фестивалей песни, дней и декад искусств. Он принимал участие в празднованиях 850-летия Москвы, в юбилейных концертах, посвященных Великой Победе. Каждый год артист проводит творческие встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда.








Интересные события, связанные с песней

«Я никогда не забуду первую встречу с Женей Мартыновым, когда он принёс мне песню "Баллада о матери", написанную на мои стихи. Песня взволновала меня, и я спросил Женю, почему он решил написать её именно на мои слова.

Песня как источник воспитания нравственности

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он тебе все объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет тебя охранять от всех бед. Если понадобится, он отдаст за тебя жизнь.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно, как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его - МАМА.

То, что прославляет МАТЬ, то является источником воспитания нравственности

Библиотека им. А. А. Фадеева

Библиотека им. А. А. Фадеева

Библиотека им. А. А. Фадеева запись закреплена

«Это было в Грузии. Пожилая грузинка увидела в кадрах военной кинохроники своего сына. Она увидела его молодым, двадцатилетним. Таким, каким она провожала его на фронт. Он пропал без вести. И уже много лет она все еще надеется увидеть сына.

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

. Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино — и стар и мал.
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:

— Алексей! Алешенька! Сынок!
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась — вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
— Алексей! — кричали земляки.
— Алексей! — просили.— Добеги!

Кадр сменился! Сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.

— Алексей! Алешенька! Сынок!
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино.
Все ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.
1967

  • Андрей Дементьев ~ Никогда ни о чем не жалейте вдогонку…(+ Анализ) - 17.02.2022
  • Андрей Дементьев ~ Всё будет также после нас, а нас не будет… - 05.02.2022
  • Андрей Дементьев ∼ Самое горькое на свете состояние… - 31.01.2022

Баллада о Матери

Баллада о Матери

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…
Кадр сменился. сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить…
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.

p, blockquote 11,1,0,0,0 -->

Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Баллада о Матери

Баллада о Матери

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Баллада о Матери

Трагедия войны нашла отклик в сердцах многих поэтов как того времени, так и многие годы спустя. Это не только ярость защищающих свою страну людей, не только борьба с захватчиками, это еще и боль от потерь – родных, любимых, друзей, семьи. Миллионы легли за то, чтобы небо было мирным. Но нет, наверное, страшнее потери из всех, чем потеря единственного и дорогого сына или дочери.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

p, blockquote 16,0,0,1,0 -->

У войны совсем неженское лицо, и образ матери – заботливой, любящей, ждущей потому что она мать – противопоставляется войне, жестокой, алчной, беспринципной. Нет сердца вернее, чем материнское. Ожидание, терпение – то, на что в первую очередь обращает внимания читателя автор. И все же, даже сила материнской веры — отчасти слепой, безрассудной — не способна преодолеть всепоглощающую силу войны, катком прошедшейся по людским жизням и судьбам.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Описание военных ужасов идет фоном для более четкого отображения чувств женщины. Она забывается, видя на экране его – своего любимого сына, забывает, что это лишь изображение, запечатлевшее ее ребенка еще живым, не раненым, не убитым. Женщина стремится прикрыть его собой, защитить, словно это поможет ему выжить в этой страшной человеческой мясорубке. И ее горестный вскрик только усиливает ощущение безвозвратной потери.

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Алексей изображен как герой, идущий в атаку, что является уделом лишь сильных людей. В памяти земляков он навсегда останется таковым – только вперед, ни шагу назад. Это собирательный образ всех солдат, не страшившихся смерти и смело глядящих в лицо врага.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

И все-таки, даже понимая разумом, что все живые давно вернулись, а сын ее наверняка где-нибудь в безымянной братской могиле, мать слепо верит в чудо. Вдруг придет, постучит в окно? Вдруг он жив, и где-то в госпитале, и скоро вернется? Годы идут, но сына все нет, и матери остается только прокручивать в памяти отрывки из киноленты – там, где Алексей все еще жив, где он – герой. И никогда сердце матери, до самой ее смерти, не примирится с мыслью о его смерти, даже если реальность будет указывать на обратное.

Баллада о Матери

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Читайте также: