Балет в годы великой отечественной войны кратко

Обновлено: 04.07.2024

Великая Отечественная война застала Московское хореографическое училище врасплох. 21 июня 1941 года состоялся выпускной спектакль, а 22 июня началась война. В Москве была крайне напряженная обстановка, навевали ужас воздушные тревоги и вой сирен. Театр и школа готовились к эвакуации, но далеко не сразу стало известно, куда именно. Об этом ходило множество слухов, которые позже не подтвердились.

Балетный тыл

Училище прибыло в Васильсурск под руководством директора, заслуженного артиста РСФСР Николая Ивановича Тарасова и расположилось в помещениях, которые не были приспособлены к жизни людей. К началу учебного года требовалось наладить питание, проживание, медицинское обслуживание учащихся, заново создать с нуля учебный и воспитательный процесс, чем и занимался весь педагогический коллектив. Несмотря на трудности, учебный год начался 1 сентября 1941 года.

Можно сделать вывод, что при такой вынужденной занятости в условиях военного времени уровень образования существенно снизился. Оставалось время лишь на спец. предметы и концертную деятельность, но никак не на общеобразовательную программу. Но в военное время это ничуть не удивительно и даже нормально: вся страна, включая детей, работала на помощь фронту, забыв о себе.

Концерты на войне

Особой поддержкой для фронтовиков и других эвакуированных школьников были концерты, которые давали в Васильсурске воспитанники хореографического училища. Пригласительные билеты учащиеся сами создавали и подписывали, костюмы и декорации создавались также руками педагогов и учащихся. Выступать приходилось на крошечных площадках, где зрители располагались не в креслах, а прямо на земле или на полу в нескольких шагах от будущих артистов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Реферат по истории балета:

Выполнила ученица 7 а класса

Учитель Зайруллина Л.Г.

пос. Кукуштан , 2016

Пермский академический театр оперы и балета им.П.И. Чайковского - один из старейших театров России. Он создан в 19 веке по инициативе горожан, при участии музыкального любительского кружка, в который входило семейство Дягилевых, подарившее миру одного из талантливейших деятелей культуры – великого импресарио Сергея Дягилева. На протяжении всей своей истории пермский театр неизменно сохраняет репутацию одного из лучших, непохожих на другие театры, музыкальных центров, где совершаются значительные творческие события не только общероссийского, но и мирового масштаба.

7 декабря 2016 года состоятся празднования 75-летия эвакуации ленинградской творческой интеллигенции, прежде всего Театра оперы и балета им. Кирова в Молотове в годы Великой Отечественной войны. Для Пермского театра оперы и балета 75 лет – это ровно полжизни: в эти же дни театр отметил 145-летие. Можно сказать, что оперный театр в Перми рождался дважды: первый раз, когда он открылся 145 лет назад, второй раз – когда приютил ленинградцев.

1.В грозные годы войны

В годы Великой Отечественной войны жизнь и труд всех советских людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели - скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в партизанских отрядах. Вместе с выдающимися мастерами выступала в концертах и молодежь, студенты театральных и музыкальных вузов.

Остававшийся в блокадном Ленинграде во главе с О. Иордан балетный коллектив проявлял примеры мужества и героизма. Несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки артисты балета ни на день не прерывали своих выступлений.

В военных частях особенным успехом пользовались танцы на военную тему и народные танцы. Поэтому в годы войны создается большое количество ансамблей песни и пляски. Каждая воинская часть имела свой коллектив.

Особой популярностью пользовались такие хореографические композиции, как "И кто его знает" А. Радунского, "Девушка и Фриц" Р. Захарова, "Фриц и Ганс, или фашисты под Москвой" и "Пляска всех родов войск", поставленные артистом И. Куриловым, "Казачья пляска" и "Русский перепляс" П. Вирского, "Тачанка" В. Варковицкого, "День на корабле" И. Моисеева. В этих постановках находил отражение героизм советских людей, прославлялись бойцы Красной Армии, высмеивались фашисты.

Оперно-балетные театры России, Украины и Белоруссии во время войны находились в тылу - на Урале, в Сибири, в Казахстане и Среднеазиатских республиках. Но артисты регулярно организовывали бригады для выступлений на фронтах и военных заводах.

Балетмейстеры и артисты балета продолжали обновлять репертуар, ставя уже известные и создавая новые спектакли. Театральные афиши Читы, Уфы, Перми, Иркутска, Фрунзе, Пржевальска, Алма-Аты пополнились такими постановками, как "Бахчисарайский фонтан" и "Коппелия", "Бесованочь" В. Йориша и первое действие "Лилеи", "Лебединое озеро", "Эсмеральда", "Тщетная предосторожность". Этим самым эвакуированные театры сохраняли балеты различных хореографических жанров для мирного времени, знакомили с ними зрителей Урала, Сибири и братских республик. Балетные коллективы республик создавали в свою очередь самобытный репертуар. В Армении хореографами И. Арбатовым и 3. Мурадяном был поставлен балет "Хандут" на музыку из произведений композитора А. Спендиарова. Спектакль на тему армянского героического эпоса стал шагом вперед в развитии армянского национального классического балета.

Балеты, в которых разрабатывалась героическая тема, тема борьбы добра и зла, были поставлены в национальных балетных театрах Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Башкирии и др. Не всегда это были удачи, не все спектакли тех лет сохранились в репертуаре, но важен был эмоциональный отклик на события тех дней.

Продолжали свою работу крупнейшие театры Москвы и Ленинграда: Большой театр - в Куйбышеве, театр им.С.М. Кирова - в Перми, театр им.К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко оставался в Москве.

В военные годы в этом театре были поставлены два балета: "Виндзорские проказницы" В. Оранского (балетмейстеры В. Бурмейстер и И. Курилов) и "Лола" С. Василенко (балетмейстер В. Бурмейстер).

. К 25-й годовщине Октября, в 1942 году, в Перми Театр им.С.М. Кирова показа) балет А. Хачатуряна "Гаянэ" в постановке Н. Анисимовой. Хореографическая партитура Н. Анисимовой включала различные национальные танцы, в ней были тщательно проработаны острые танцевальные характеристики всех героев, было найдено своеобразное пластическое решение для показа трудовых процессов.

2.ПЕРМСКИЙ БАЛЕТ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 год в Молотове и Молотовской области размещались: Ленинградский театр оперы и балета им. С.И. Кирова (прославленная Мариинка, наследница традиций Императорских театров), Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой), известные актеры, писатели, художники – невиданный десант, стимулировавший дальнейшее развитие культурной жизни в Перми.

19 августа 1941 года через два месяца после начала войны из Ленинграда вышел гигантский эшелон 86 вагонов. Он увозил костюмы, декорации, ноты, музыкальные инструменты и три с половиной тысячи человек. Артисты и сотрудники театра оперы и балета им. Кирова отправились в эвакуацию в далекую Пермь, точнее Молотов. Этот город назывался именно так.

Кировский театр прибыл в Пермь 29 августа.

Здесь остановились солисты Кировского: Уланова, Прокофьев, сюда приезжал Хачатурян, а также знаменитые ленинградские писатели: Ю. Тынянов, В. Каверин и М.Слонимский.

Несмотря на тяготы и непривычные условия – маленькая сцена местного театра, отсутствие очевидно необходимых, но недоступных вещей (как например, зеркала в репетиционных залах, качественная танцевальная обувь и т.д.), – балетная жизнь в Предуралье довольно быстро наладилась.

Далёкие от комфорта условия не мешали артистам выступать с полной отдачей сил.

Поражали своим искусством не только прославленные артисты, в эвакуацию приехали учащиеся балетного училища во главе с Агрипиной Вагановой. Выступления детей Ирины Колпаковой, Юрия Григоровича, НинэльКургапкиной стали сенсацией. Вскоре, в училище, был объявлен набор малышей в 1 класс. Так в тяжелые годы войны рождался знаменитый на весь мир Пермский балет. Стремление к прекрасному помогало преодолевать испытание военного времени. В Мариинский театр попасть было практически невозможно. Стояли жуткие морозы, транспорт не ходил, только трамваи по улице Ленина, билеты достать было невозможно. Спрашивали лишний билетик от почты и через весь театральный сад. На Пермской сцене танцевали небожители: Уланова, Дудинская, Вечеслова, Шелест, Зубковский. Они давно ушли из жизни, но ведь звезды продолжают светить и после ухода.

«Главным дирижером и так сказать богом театра был А. В. Пазовский. Это был музыкант не такой, который приходит в оркестр и встаёт за пульт, смотрит в партитуру и начинает дирижировать. Он жил репетицией и жил спектаклем, уже идя по дороге в театр. Оркестранты не боялись, они боготворили его. Он был строгий. Именно в Перми почти 40 лет назад состоялся его дебют, как дирижера, теперь он знаменитый маэстро, почти легенда. В 1943 году его пригласили в Большой театр, а вместо него в театр приехал другой выдающийся дирижер Борис Хайкин.

Великая победа одержана под Ленинградом. Война еще не закончилась, но объявили, что выезжаем в Ленинград. Кировский театр пробыл в Перми три сезона. Ранней весной 44 года артисты собирали чемоданы. Домой вернулись не все. В Пермской земле похоронены балерины ОльгаМунгалова и Евгения Лопухова. Кировская труппа вернулась в Ленинград, но три военных сезона подарили жителям Перми незабываемые встречи с великим искусством, которое продолжает жить в следующих поколениях.

Архивные документы ЦГАЛИ СПб дают представление о том, какое огромное влияние на подъем патриотического настроения и морального духа горожан и защитников Ленинграда оказали деятели искусства. Именно культура в годы Великой Отечественной войны оказалась наиболее востребованной, являлась духовным зарядом по мобилизации на героический труд и ратный подвиг. С самого начала войны основной формой жизни ленинградских артистов, в том числе и артистов балета, стала военно-шефская работа. Все артисты ленинградских театров, оставшиеся в городе, были сформированы в концертные бригады, которые дали за годы войны свыше 56 тысяч концертов, из них 46 тысяч в войсках Ленинградского и Волховского фронтов.

Фронтовая бригада артистов Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова. 1943г. Из фондов Мариинского театра.

Проведение шефских концертов способствовало тесному сплочению деятелей искусства с бойцами и жителями города. Уже в первые дни войны они стали обслуживать сборные пункты, а позднее выезжали во фронтовые подразделения, на боевые корабли, в учебные полки, госпитали, на заводы, в домохозяйства и т. д. .Свидетелями этого являются документы личных фондов артистов балета Н.В. Пельцер и В.С. Костровицкой, оставшихся в осажденном Ленинграде, балетмейстера А.Е. Обранта, который находился на Ленинградском фронте и часто бывал в городе, художницы В.В. Милютиной, оформлявшей костюмы для танцевальных номеров Детской студии художественного движения Дворца пионеров во время блокады, балерин Т.М. Вечесловой, Г.Д. Георгиевской - Кремшевской, эвакуированных вместе с Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета им. С.М. Кирова в Пермь (г.Молотов), но всей душой остававшихся с родным городом, а также документы учреждений: Ленинградского государственного театра музыкальной комедии, Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, Ленинградского хореографического училища.

Благодарность Дома Красной армии артистке балета и педагогу Ленинградского хореографического училища В.С. Костровицкой.1943г .

Артисты балета А. Камков и И.Пельцер исполняют матросский танец в оперетте Ленинградского театра музыкальной комедии "Раскинулось море широко" (авторы - В.Вишневский, В.Азаров, А. Крон, музыка - Н. Минха, постановка - Н.Янета).1942г.

Спектакли и концерты Театра музыкальной комедии пользовались особой популярностью. Оперетта стала любимым жанром ленинградцев и воинов Ленфронта. Музыка, танцы, нехитрый сюжет расслабляли людей, позволяли на некоторое время забыть ужасы войны.

Документы рассказывают о том, что каждый день, проведенный в осажденным городе, был настоящим подвигом для людей, а местные власти делали всё для того, чтобы хоть как-нибудь улучшить их положение. Ярким примером этого является постановление Ленгорисполкома 25 декабря 1941 г., принятое несмотря на жуткую, морозную и голодную зиму 1941-1942 гг., об организации детских новогодних ёлок, так как в городе оставалось около 300 тысяч детей, работало 9 школ. Городские новогодние ёлки для учащихся 7-10 классов проходили в помещениях театров: Театра драмы им. Пушкина, Большого драматического театра и Малого оперного театра. Во всех театрах был электрический свет, играли духовые оркестры, давали представления, были накрыты столы. Детей, участвовавших в праздниках ёлки, кормили обедами, не вырезая талонов из продовольственных карточек. Гостями блокадных ёлок стали около 50 тысяч школьников. Другие дети без внимания также не были оставлены. Новогодние ёлки были даже в бомбоубежищах. Тарелку горячего супа получил каждый. Среди личных документов у балерины Н.В. Пельцер сохранилась благодарность от 8 января 1942 Городской комиссии при Ленгорисполкоме по проведению детской Новогодней ёлки, выданная балерине за активное участие по обслуживанию детей на ёлке, которая проходила. в Театре драмы им. Пушкина, где тогда находился Театр музыкальной комедии.

Благодарность Городской комиссии при Ленгорисполкоме по проведению детской новогодней елке артистке балета Н.В. Пельцер.1942г.

Большая востребованность в искусстве во время войны, в том числе и хореографического, способствовала созданию по заданию Политуправления 55 армии Ленфронта старшим лейтенантом А.Е. Обрантом, ранее руководителем хореографического кружка Дворца пионеров, зимой 1942 г. детского хореографического коллектива при Ансамбле Политуправления из голодных, больных кружковцев, которые после лечения дали первый концерт для воинов 30 марта 1942 г. в с. Рыбацкое, а всего ими было дано 3000 концертов.

Эскиз костюмов В.С. Милютиной для хореографической постановки "Партизанская" в детской студии художественного движения Дворца пионеров (балетмейстер и режиссер А.Е. Обрант).Бумага,акварель.1943г.

В фонде балерины Г.Д. Кремшевской сохранился дневник балетмейстера А.Е. Обранта, руководителя этого коллектива за 3 мая- 14 июня 1945 г. Из которого видно, что коллектив за годы войны сформировался и стал профессиональным, а в первые дни после войны хореографический коллектив ансамбля Политуправления 55 армии Ленфронта был преобразован и вошел в состав Ленконцерта.

Выступление артистов балета Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова . Из фондов Мариинского театра.

Сцена из II акта нового балета А.И Хачатуряна "Гаянэ" Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова в г. Молотове.1943г.

В годы войны параллельно с напряженной производственной работой по текущему репертуару и постановке новых спектаклей интенсивно развивалось военно-шефское обслуживание Красной Армии. На фронт часто выезжали многие бригады театра во главе с ведущими артистами балета Т.М. Вечесловой, А.В. Лопуховыми и другими. Эти бригады обслуживали моряков Балтийского флота и воинов Ленинградского, Волховского, Сталинградского, Донского и др. фронтов. В документах театра сохранились дневники фронтовых бригад, с фамилиями участников, репертуаром и другими записями. В Пермской (Молотовской) области было широко развернуто обслуживание воинских частей и госпиталей. В Пермь было эвакуировано также Ленинградское хореографическое училище, где учились дети из разных регионов страны и на основе которого зародилась Пермская хореографическая студия, которая распоряжением СНК СССР от 2 апреля 1945 г. была преобразована в Пермское хореографическое училище, где со дня основания и на протяжении многих лет художественным руководителем была артистка балета Е.Н. Гейденрейх, танцевавшая в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова с 1915 по 1936 г., а после войны осталась там работать, как и другие ленинградские артисты этого театра. Сейчас Пермское хореографическое училище является одним из ведущих училищ нашей страны, прочно стоящего на традициях классического балета, переданных ленинградцами в годы Великой Отечественной войны.

Балет и Война – трудно представить себе эти слова рядом. Тоненькие грациозные фигурки девушек в прозрачных хитонах и рядом – грохот взрывов, рев танковых моторов, стоны раненых… Кровь и танец – не раз в те тяжелые годы можно было услышать разговоры о том, что танцевать во время войны кощунственно. Но цифры, письма, газетные корреспонденции, приказы отзывы командиров всех частей самых разных рангов говорят о другом.




Документы рассказывают о том, что каждый день, проведенный в осажденным городе, был настоящим подвигом для людей, а местные власти делали всё для того, чтобы хоть как-нибудь улучшить их положение. Ярким примером этого является постановление Ленгорисполкома 25 декабря 1941 г., принятое несмотря на жуткую, морозную и голодную зиму 1941-1942 гг., об организации детских новогодних ёлок, так как в городе оставалось около 300 тысяч детей, работало 9 школ. Городские новогодние ёлки для учащихся 7-10 классов проходили в помещениях театров: Театра драмы им. Пушкина, Большого драматического театра и Малого оперного театра. Во всех театрах был электрический свет, играли духовые оркестры, давали представления, были накрыты столы. Детей, участвовавших в праздниках ёлки, кормили обедами, не вырезая талонов из продовольственных карточек. Гостями блокадных ёлок стали около 50 тысяч школьников. Другие дети без внимания также не были оставлены. Новогодние ёлки были даже в бомбоубежищах. Тарелку горячего супа получил каждый. [5]

Всего за годы войны ленинградские артисты дали свыше 56 тысяч концертов, из них 46 тысяч в войсках Ленинградского и Волховского фронтов. [5] Принимали активное участие в военно-шефской работе и оказали огромное влияние на подъём патриотического настроения и морального духа горожан и защитников Ленинграда.

Балет и Война – трудно представить себе эти слова рядом. Тоненькие грациозные фигурки девушек в прозрачных хитонах и рядом – грохот взрывов, рев танковых моторов, стоны раненых… Кровь и танец – не раз в те тяжелые годы можно было услышать разговоры о том, что танцевать во время войны кощунственно. Но цифры, письма, газетные корреспонденции, приказы отзывы командиров всех частей самых разных рангов говорят о другом.

Документы рассказывают о том, что каждый день, проведенный в осажденным городе, был настоящим подвигом для людей, а местные власти делали всё для того, чтобы хоть как-нибудь улучшить их положение. Ярким примером этого является постановление Ленгорисполкома 25 декабря 1941 г., принятое несмотря на жуткую, морозную и голодную зиму 1941-1942 гг., об организации детских новогодних ёлок, так как в городе оставалось около 300 тысяч детей, работало 9 школ. Городские новогодние ёлки для учащихся 7-10 классов проходили в помещениях театров: Театра драмы им. Пушкина, Большого драматического театра и Малого оперного театра. Во всех театрах был электрический свет, играли духовые оркестры, давали представления, были накрыты столы. Детей, участвовавших в праздниках ёлки, кормили обедами, не вырезая талонов из продовольственных карточек. Гостями блокадных ёлок стали около 50 тысяч школьников. Другие дети без внимания также не были оставлены. Новогодние ёлки были даже в бомбоубежищах. Тарелку горячего супа получил каждый. [5]

Всего за годы войны ленинградские артисты дали свыше 56 тысяч концертов, из них 46 тысяч в войсках Ленинградского и Волховского фронтов. [5] Принимали активное участие в военно-шефской работе и оказали огромное влияние на подъём патриотического настроения и морального духа горожан и защитников Ленинграда.

Читайте также: