Балансирование на грани войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теория домино, теория падающего домино или эффе́кт домино́ — политическая теория, которая заключается в том, что какое-либо изменение влечёт за собой линейный ряд других изменений, аналогично тому, как падают косточки домино, выстроенные в ряд.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Доктрина Эйзенхауэра (англ. Eisenhower Doctrine) — внешнеполитическая программа (доктрина), объявленная президентом США Д. Эйзенхауэром в послании Конгрессу США 5 января 1957-го года.

Сде́рживание (англ. deterrence, containment) — геополитическая теория, разработанная американским дипломатом Джорджем Кеннаном в 1940-х. Теория сдерживания неразрывно связана с концепцией взаимно-гарантированного уничтожения, которая обеспечивает поддержание мира на основе неизбежности тотального возмездия противника в случае нанесения по нему первого удара. Эта теория легла в основу советско-американских отношений и мировой политики как таковой во второй половине XX века. Основные положения теории.

Массированное возмездие — понятие ядерной стратегии, подразумевающее массированный ответный удар, превосходящий по разрушительной мощи первый.

Стратегия национальной безопасности — стратегия борьбы с терроризмом в Соединённых Штатах Америки в 2002 и 2006 годах.

Моральное равенство (англ. moral equivalence) — приём в политических дебатах. Сводится к утверждению невозможности доказательства морального превосходства одной из сторон в отношении действий, тактики и т.п. Впервые был упомянут в работе Уильяма Джеймса The Moral Equivalent of War (1906). Применяется для оправдания собственных неблаговидных действий за счёт указания на предположительно такие же действия противной стороны. Этот термин имел некоторое хождение в дискуссиях, касательно Холодной войны.

Политический капитал — политический термин, который означает доверие, репутацию и влияние, которыми располагает политик в своих отношениях с обществом и другими политическими деятелями. Репутация (гудвилл) — это своего рода валюта, которую политики могут использовать для мобилизации электората или на проведение политических реформ.

Двойная лояльность — этико-политический термин, означающий одновременную лояльность к двум отдельным, зачастую противоположным интересам, следствием которой является конфликт интересов.

Унилатерализм — любая доктрина или программа, которая поддерживает односторонние действия. Такие действия могут пренебрегаться другими участниками, или, в знак приверженности направлению, другие участники могут выражать согласие с ними. Унилатерализм является неологизмом (но, несмотря на это, часто используемым) созданным в качестве антонима для мультилатерализма — учение, которое утверждает выгоду от участия столь многих сторон, насколько это возможно.

Принцип невмешательства — международное обязательство не вмешиваться в вопросы, относящиеся исключительно к внутренней компетенции независимой страны. Эта обязанность соотносится с понятием суверенитета и выражает основные практические последствия суверенитета для других государств.

Найти и уничтожить (англ. Search and destroy или англ. Seek and destroy) — наступательная стратегия, разработанная в середине 1960-х годов в начале Вьетнамской войны главнокомандующим американскими силами Уильямом Уэстморлендом.

Второй удар (Удар возмездия) — понятие ядерной стратегии, обозначающее массированный ответный ядерный удар по агрессору.

Вьетнамизация (англ. Vietnamization) — название политики администрации Никсона в отношении войны во Вьетнаме, сформулированной в 1969 году.

Дипломатия канонерок (англ. gunboat diplomacy) — военно-политический курс, при осуществлении которого используется демонстративная проекция силы с применением военно-морского флота.

Удар по вторым эшелонам, иногда также атака войск второго эшелона, концепция борьбы со вторыми эшелонами или концепция поражения войск второго эшелона (англ. Follow-On Forces Attack или FOFA) — оперативная концепция ведения боевых действий странами блока NATO, возникшая в конце 70-х годов XX века в связи с растущими наступательными способностями войсковых соединений стран Варшавского договора. Основой концепции на европейском театре военных действий стала ставка на дальнобойные системы неядерных.

Стратегические бомбардировки — военная стратегия в стиле тотальной войны, целью которой является уничтожение экономической способности страны вести войну. Проводится путём систематически продуманных воздушных бомбардировок территории противника.

Криптокоммунизм — это (др.-греч. κρυπτός — скрытый; от лат. commūnis — общий) теоретический общественный и экономический строй, под которым подразумевается секретная поддержка или тайное восхищение коммунизмом. Термин используется для обозначения деятельности человека или группы людей, которые, поддерживая коммунизм, стремятся избежать политического и иного преследования.

Мультилатерали́зм — организация международных внешнеэкономических отношений, основанных на механизмах, позволяющих каждой стране пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнёрами.

Наступательный реализм (англ. Offensive realism) — структурная теория международных отношений, одно из направлений школы политического реализма. Основная идея теории заключается в представлении современных международных отношений как анархичной системы, внутри которой государства действуют агрессивно, исходя из своих национальных интересов. Впервые данная теория была выдвинута Джоном Миршаймером, впоследствии его идеи развивались такими политологами, как Роберт Гилпин, Фарид Закария, Эрик Лабс.

Теорема Коуза (теорема Коуза — Стиглера) — положение новой институциональной экономики, согласно которому при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.

Республика Польша — государство в Центральной Европе, являющееся членом Европейского союза и НАТО. За последние годы Польша значительно расширила свою роль и укрепила позиции в отношениях со странами Европы и Запада, поддерживая и устанавливая дружественные отношения, как с Западным миром, так и с другими европейскими державами.

Превенти́вная война́ (фр. préventif, от лат. praevenio — опережаю, предупреждаю) — война, которую начинают, считая, что будущий конфликт неизбежен, и основная цель которой — опередить агрессивные действия со стороны противника.

Подрывная деятельность (ПД) — действия, направленные на незаконное изменение установленного общественного порядка, государственного устройства и/или существующих структур власти и общества.

История США (1980—1991 гг.) — период истории этой страны, начинающийся с победы Рональда Рейгана на президентских выборах 1980 г. и продолжающийся до окончания холодной войны и распада СССР, главного геополитического противника США во второй половине XX в. В 1980 г. президент Картер потерпел сокрушительное поражение, и новый президент Рейган серьёзно изменил направление как внутренней, так и внешней политики США. Его программа экономических реформ включала стимулирование производства, сокращение.

Ядерный шантаж — внешнеполитическая доктрина, в которой государство-обладатель ядерного оружия путём запугивания и угрозы применения ядерного оружия пытается добиться от противника определенных действий в свою пользу.

Эффект сплочения (или эффект объединения вокруг флага, эффект ралли вокруг флага, англ. Rally `round The Flag) — это один из феноменов политической социологии, заключающийся в резком росте поддержки и одобрения действий национального лидера во время международных конфликтов или кризисов. Изначально использовался в контексте реалий политической жизни США середины XX века для объяснения резкого, но краткосрочного повышения рейтингов американских президентов во время войны или появления любой внешней.

Сверхдержа́ва — независимое государство с колоссальным политическим, экономическим, культурным и военным (обязательно включая стратегическое ядерное оружие в современном мире) превосходством над большинством других государств (в том числе над прочими великими державами и ядерными державами).

Сою́з госуда́рств, Коали́ция — политический, военно-политический или экономический союз нескольких государств, создаваемый для защиты общих интересов, обеспечения совместной безопасности, коллективной обороны или для согласованной подготовки и ведения коалиционной войны. Образуется на основе двусторонних или многосторонних соглашений, договоров, пактов.

Эскала́ция (англ. escalation, букв. восхождение с помощью лестницы( отсылка к английскому ошибочна SCALA - итальянский корень и - zione, фр. -tion - это суффиксы романских языков. В английском они вторичны, как и в русском) — постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, коррупции во власти, или эскалация войны); наращивание (вооружений и т. п.), распространение (конфликта и т. п.), обострение (положения и т. п.).

Меньшее зло (меньшее из зол) — этическое понятие, связанное с ситуацией выбора из двух альтернатив, каждая из которых не представляется привлекательной.

Нападе́ние — выступление против кого- или чего-нибудь с целью сокрушить (нанести поражение), уничтожить или нанести ущерб.

Асимметричная война — война между противниками, в военных силах которых имеется существенный дисбаланс (асимметрия) либо которые применяют кардинально различные стратегии и тактику.

Британская пропаганда в Первой мировой войне носила преимущественно антигерманский характер. Р. Зульцман отмечает, что именно в годы Первой мировой войны имело место первое систематическое применение пропаганды, причем Германия была ошеломлена этим фактом.

Холо́дная война́ — политологический термин, используемый в отношении глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния в период с 1946 года до конца 1980-х между двумя блоками государств, центром одного из которых был СССР, а другого — США. Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социалистической моделями государственного.

Конференция по сокращению и ограничению вооружений была провальной попыткой членов Лиги Наций актуализировать идеологию разоружения. Конференция проходила в швейцарском городе Женева с 1932 по 1934 год.

Правосудие переходного периода — научная дисциплина, охватывающая судебные и несудебные процессы и механизмы, связанные с попытками общества преодолеть наследие крупномасштабных нарушений прав человека. К их числу относятся действия по судебному преследованию, репарации, комиссии по установлению истины и реформы институтов, в том числе люстрации.

Первый удар — понятие ядерной стратегии, которое подразумевает нанесение по противнику внезапного массированного ядерного удара.

Brinkmanship (также brinksmanship) - это практика попыток достичь выгодного исхода, подталкивая опасные события на грань активного конфликта. Это происходит в международной политике, внешней политике, трудовых отношениях, и (в современных условиях) военной стратегии, включающей в себя угрозу ядерного оружия, и высокие ограничения. Этого можно добиться дипломатическим образом, создав впечатление, что человек готов использовать крайние методы, а не уступать. Термин холодно ассоциируется с американским госсекретарем Джоном Фостером Даллесом, в первые годы администрации президента США Дуайта Д "Энхауэра (1953 - 1956). Даллес стремился сдержать агрессию Советского Союза, предупреждая, что ценой может стать массированный ответный удар по советским целям.

Истоки

Бринкманство - это очевидная эскалация угроз для достижения своих целей. Вероятно, слово было придумано американским Адлаем Стивенсоном в его критике философии, описываемой как "идущий на грань" в интервью госсекретарю США Джону Фостеру Даллесу при администрации Ченхауэра, во время холодной войны. В статье, написанной в журнале Life корреспондентом Джеймсом Р. Шепли, Даллес определил свою политику бринкманства в таких терминах: "Способность добраться до грани, не ввязываясь в войну, является необходимым искусством" Во времена холодной войны это использовалось как политика США по принуждению Советского Союза к королю в военном отношении. В конце концов, угрозы могут стать настолько огромными, что они станут неуправляемыми, и в этот момент обе стороны, вероятно, отступят. Так было во время холодной войны; эскалация угроз ядерной войны, если она будет осуществлена, скорее всего, приведет к взаимным гарантиям (MAD).

Критические угрозы

Для того чтобы отношения между сторонами были эффективными, стороны постоянно провоцируют свои угрозы и действия. Однако угроза является неэффективной, если только в какой-то момент агрессивной стороне возможно, не придется доказать свою приверженность действиям.

Вероятность выхода вещей из-под контроля часто используется сама по себе как инструмент наведения мостов, потому что она может обеспечить коварность для невероятной угрозы в остальном. Кубинский Миссильский кризис представляет собой пример, в котором противоборствующие лидеры, а именно президент США Джон Кеннеди и советский лидер Никита Крущев, постоянно издают, с возрастающей силой, о готовящихся ядерных обменах, не утверждая при этом своих заявлений. Пионер игры художник Томас Шеллинг назвал это "угрозой, которая оставляет что-то на произвол судьбы".

Холодная война

Бринкманшип был эффективной тактикой во время холодной войны, потому что ни одна из сторон конфликта не могла противостоять взаимным гарантиям в ядерной войне, выступая в качестве ядерного сдерживания как для стороны, угрожающей нанести ущерб, так и для страны на "принимающей стороне". В конечном итоге это ухудшило отношения между USSR и США.

Концептуализация

В условиях холодной войны концепция бринкманства предполагала использование Западом и Советским Союзом тактики страха и интримации в качестве стратегии, направленной на то, чтобы вернуть противоборствующую фракцию. Тем не менее, в период холодной войны обе стороны столкнулись с разрушительными последствиями, поскольку угрозы ядерной войны были неуправляемыми в любой ситуации. Усиливая угрозы ядерной войны и массированные ответные меры, обе стороны были вынуждены ответить большей силой. Принцип этой тактики заключался в том, что каждая сторона предпочитала бы не склоняться к другой; однако, одна сторона должна была бы просто склоняться, поскольку, если бы ни одна из сторон не уступила, исход был бы самым худшим из возможных для обеих сторон. Проблема, однако, заключалась в том, что отжатие привело бы к тому, что его стали бы называть слабее двух стран, а в период холодной войны и Советский Союз, и Соединенные Штаты имели бы репутацию, позволяющую как их населению, так и соседним с ними странам или аллиям, что делало бы отношения между ними абсолютно безграничными. Поскольку ни одна из стран не сдвинется с места, единственным способом избежать взаимных гарантий (MAD) был компромисс. Британский философ, чикан и интеллектуальный Бертран Желл сравнил его с игрой в чикен:

С тех пор как ядерная тупиковая ситуация стала очевидной, правительства Востока и Запада приняли политику, которую г-н Даллес называет "brinksmanship." Это политика, адаптированная к спорту, который, как мне говорят, практикуется некоторыми зловещими дегенератами. Этот вид спорта называется "Чиккен!".

Контекстуализация

Советский Союз и Запад провели почти 50 лет на грани войны. Во время, подобных кубинскому Миссильскому кризису, напряженность обострилась до такой степени, что казалось, будто холодная война превратится в настоящую войну с оружием. Бринкманшип был одним из шагов до начала войны.

В конфликте между двумя странами, которые были столь идеологически противоположны, казалось, что драматическая политика, такая как brinkmanship, является единственным способом прийти к любому чувству согласия. И Соединенные Штаты, и Советский Союз проводили жесткую политику не для того, чтобы ответить на военные угрозы в настоящее время, но, сделав возможность войны все более вероятной, две страны смогли добиться значительного прогресса в дискуссиях и мире.

Политика Кенгауэра "Новый взгляд"

Политика нового взгляда президента США Дуайта Д. Хренхауэра возродилась до прежнего представления о том, что они могут сдерживать Советский Союз, предполагая, что советский премьер Никита Крущев по-прежнему стремится к дальнейшему расширению влияния Советского Союза. Эта тактика должна была изолировать Советский Союз, чтобы коммунизм не мог распространиться и рухнул на себя. Для реализации этой тактики они создали множество связей со странами, которые считались бы находящимися в советском центре влияния. Как теперь было известно, иец обладал ядерным оружием, которое стояло перед США и Россией на более ровном игровом поле. Для борьбы с этой проблемой Энхауэр пригрозил использовать весь свой арсенал, если Хец предпримет наступательные меры. Это было движение Болд, как он установил стейки, чтобы быть чрезвычайно высоким, так как это действие может вызвать массовые для любой стороны. Эта угроза вызвала рост и нарастание напряжения, ни один не тянуть на другой, опасаясь, что реакция может быть.

Гибкий ответ Кеннеди

См. также: Гибкий отклик. Гибкий отклик - оборонная стратегия, выполненная Джоном Кеннеди в 1961 году. Его цель состояла в том, чтобы снять скептицизм администрации президента Кеннеди по отношению к "Новому взгляду" президента Ченхауэра, в частности его политику массированных ответных мер. Гибкое реагирование требует взаимного сдерживания на тактическом, стратегическом и условном уровнях, что дает Соединенным Штатам возможность реагировать на агрессию по всему спектру Symmetrical Conventional Warfare and Nuclear Warfare.

Гибкое реагирование требовало постоянного присутствия значительных конвойных сил. Силы должны были служить двум целям: действовать как сдерживающий фактор и вести ограниченные войны. Кеннеди надеялся сдержать все войны независимо от их природы. Хотя и Ченхауэр, и Даллес хотели достичь целей, аналогичных целям Кеннеди, они были, скорее, больше озабочены стоимостью. Чтобы избежать как эскалации, так и унижения, Кеннеди важность адекватности способности и игнорируемых затрат. До ядерной войны Кеннеди wi для увеличения диапазона доступных вариантов. Он также считал, что европейские лжи должны вносить больший вклад в их собственную оборону. Принципиально понятие гибкого реагирования заключалось в том, чтобы "повысить способность ограничивать ответ неядерным оружием".

Практика и последствия холодной войны

Корейская война (1950 - 1953)

Корейская война - военный конфликт между Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической Республикой (ДПРК). Он начался 25 июня 1950 года, а вооруженные отношения закончились 27 июля 1953 года Соглашением о перемирии в Корее, однако это прекращение огня не было договором по международному праву. То есть и Коалиционные силы ООН, и ДПРК остаются в техническом состоянии войны. Соединенные Штаты возглавили Коалицию ООН и Резолюцию-82, поддерживающую Республику Корея, а Советский Союз и Китайская Народная Республика, поддерживающая ДПРК, Корейская война была первым вооруженным конфликтом, или Проксской войной, холодной войны, обострившей напряженность между Западом и коммунистическими державами. В сентябре 1949 года USSR испытал свой первый атомный бомбардировщик, сделав виртуально невозможной "ограниченную войну."

Фёф коммунизма возрос после Второго Красного Страха, возглавляемого сенатором от штата Винс Джозефом Маккарти, призвав к политике ограничения коммунистической угрозы: NSC 68. В соответствии с докладом NSC68, в котором говорилось, что вся коммунистическая деятельность контролируется Жозефом Сталином, лидером USSR, и содержался призыв к оказанию военной и экономической помощи любой стране, считающейся последней в коммунистических угрозах, Соединенные Штаты направили войска в Южную Корею, когда она была вторгнута на Север 25 июня 1950 года. В то время как в докладе говорится о том, что Соединенные Штаты вновь находятся в состоянии войны (в докладе говорилось, что Соединенные Штаты должны избегать войны), президент Гарри Труман фа "эффект домино", и хотел предотвратить распространение коммунизма, заявляя: если мы подведем Корею, Сиец будет продолжать идти и проглатывать один кусок Азии за другим. Если бы мы отпустили Азию, Ближний Восток рухнул бы и не сказал, что произойдет в Европе. Корея похожа на Грецию Дальнего Востока. Если мы будем достаточно жесткими сейчас, если мы будем противостоять им, как это было три года назад в Греции, они больше не предпримут никаких шагов.

Когда США бойкотировали Совет Безопасности ООН (потому что США отказали коммунистическому Китаю во вступлении), Организация Объединенных Наций, поддержанная Соединенными Штатами, свободно приняла резолюцию, требующую военных действий против Северной Кореи. Во главе с генералом. Дуг Макартур, Силы ООН прибыли вместе с Силами США 1 июля 1950 года. В то время как Труман считал, что северокорейская атомная угроза была "угрозой, основанной на упорном планировании использования бомба, а не на том, что так много считают" (и, таким образом, не только "бринкманство");, он постоянно делал выбор в пользу ограниченной войны. Его белы в прекращении огня и миротворчестве между Севером и Югом были причиной большого конфликта с Макартуром, который стремился к тотальной войне. Макартур считал, что США должны воспользоваться возможностью навсегда искоренить коммунизм, прежде чем он разрастется, используя все свое оружие, превращая войну в ядерную войну. Макартур был уволен в результате его постоянной деканации Труману и другим 11 апреля 1951 года, после того, как он направил ультиматум китайской армии без согласия Трумана.

Как отметил историк Брюс Камингс, Корейская война напугала холодную войну, приблизив обе страны к ядерной войне. Соединенные Штаты хотели добиться того, чтобы Организация Объединенных Наций не потерпела крах, как это было с Лигой Наций, и поэтому хотели показать миру свою мощь. Кроме того, она хотела показать, что все еще может укротить коммунистическую угрозу, которая сейчас также присутствует в Азии. Подобно этому, Советский Союз хотел продемонстрировать США свою недавно построенную военную мощь.

Берлинский кризис

В период с 1950 по 1961 год "поток беженцев продолжался со скоростью от 100 000 до 200 000 человек в год", и люди переезжали с востока на запад. Экономические условия были лучше в Западном Берлине, чем в Восточном Берлине, и поэтому больше молодых рабочих. Пытаясь найти способ остановить переезд людей, президент Восточной Германии ИУлбэ оказал давление на Советский Союз, с тем чтобы он помог решить проблему Берлина и эмиграции. Крущев хотел, чтобы Западная Аллия либо покинула Берлин, либо подписала сепаратный мирный договор с Восточной Германией, предполагая, что Западная Германия будет экономически и политически превосходить Восточную Германию, в свою очередь подрывая Warsaw пакт, который доминировал в Советском Союзе.

10 ноября 1958 года Никита Крущев выступил с речью, в которой потребовал, чтобы западные державы в течение полугода вытащили из Западного Берлина. Кроме того, Хрущев заявил, что Восточная Германия должна взять под контроль все линии связи и поэтому Западный Берлин будет доступен только по разрешению Восточной Германии. Интерпретируя выступление Хрущева как ультиматум, США, Франция и Великобритания отказались от ультиматума и заявили, что останутся в Западном Берлине.

В 1959 году "большая четвёрка" провела конференцию в Геневе, где министры иностранных дел попытались договориться о Берлинском соглашении. Однако конференция не сделала многого, кроме открытых переговоров между Советским Союзом и Соединенными Штатами. США хотели, чтобы западные державы вышли из Западного Берлина в попытке вновь объединить Берлин. США отказались отказываться от Вест А. В 1961 году Хрущев встретился с Кеннеди и они продолжили решать вопрос по Берлину. Вновь Крущев направил ультиматум США, попросив их покинуть Вест А. В результате Кеннеди увеличил военные и оборонные расходы.

13 августа 1961 года Хульбёр отдал приказ о барбе между Восточным и Западным Берлином. Барбед е позже был заменён на цементные стены. Это предотвратило движение между двумя сторонами. Разделение между двумя Х было известно как "Берлинская стена". Соединённые Штаты тяжело сняли Берлинскую стену и ответили размещением войск на западногерманской стороне. За их действиями последовал Советский Союз, когда они разместили свои войска и танки на восточногерманской стороне. Это привело к иконическому изображению танков, обращённых друг к другу на "Checkpoint Charlie", что разделение восточной и западной частей Германии.

Любые действия, предпринятые любой из войск, имели возможность вылиться в ядерную войну между USSR и US. В результате летом 1961 года Кеннеди встретился с Крущевым в Вене, чтобы попытаться найти решение относительно проблемы Берлина. Кеннеди предложил Хрущеву убрать советские войска, после чего США уберут их войска. Однако они не нашли решения, поскольку ни одна из сторон не была готова пойти на уступки. Конференция завершилась тем, что Хрущев выдал США очередной ультиматум, дав им полгода на то, чтобы выбраться из Берлина. В результате Кеннеди отказался отступить и вместо этого подготовился к военным действиям, приведшим к дальнейшей военной эскалации со стороны Хрущева.

Кризис кубинской миссии

Ярким примером brinkmanship во время холодной войны был кубинский Миссильский кризис (15.10.62 - 28.10.62), 13-дневный конфликт между США, USSR и Cuba. США и USSR, каждый из которых вооружен ядерным оружием, во время этого конфликта практиковали взаимодействие. Кризис в кубинской Миссиле был не только самым близким к вооруженному конфликту США и США во время холодной войны, но и, по сей день, "самым близким миром стала [полномасштабная] ядерная война."

Кризис был вызван размещением советского ядерного оружия в Кубе, острове, который находился в пределах "Sphere of Influence" и пусковой дистанции США. Возможно, это был акт бринкманства со стороны USSR, подталкивающий США оружием внутри региона. США отреагировали на присутствие оружия блокированием Cuba. Кубинская блокада также была актом brinkmanship, так как США, вместо того, чтобы поддаться давлению со стороны USSR, решили посмотреть, как будут реагировать на США, чтобы их суда вошли в Cuba.

Гонка вооружений

США наращивали свои миссилы, а президент Энхауэр издал в 1958 году Закон об образовании в области национальной обороны, который был попыткой ликвидировать разрыв между минами и минами. Она предоставила средства американским школам, чтобы начать больше исследований, чтобы американские военные могли догнать советские технологии. Ченхауэр также начал NASA из NACA, нескольких исследовательских лабораторий и частей армейского агентства BalliedMissile, см. Создание NASA.

Последствия кризиса кубинской миссии

Он был начат Ричардом Никсоном, избранным президентом Соединенных Штатов в 1968 году, и его советником по национальной безопасности, Генри Киссинджером и продолжался до 1980 года и начала "второй холодной войны". Он был сосредоточен на "философском углублении" американской внешней политики, и он был направлен против того, чтобы, используя свой внешнеполитический приказ, сориентировался на изменение интернациональной войны.

Рональд Рейган и окончание холодной войны

20 января 1981 года Рональд Рейган был освобождён от должности президента США. Его идея о том, как ядерные отношения, с самого начала, сильно отличалась от цели "стабильности." Он фактически покончил с ранее принятым соглашением Mutully Assured между USSR почти сразу же увеличив темпы строительства оружия в США до непредусмотренной ставки. Кроме того, были усовершенствованы военные технологии, а также строительство обычных вооружений. С введением ste bomber и нейтронного бомбардировщика США вновь начали оттягиваться от Советского Союза. Но самой пивотальной среди них была Стратегическая оборонная инициатива, которая, хотя позже была названа "Звездными войнами" из-за своей невероятности, одновременно поставила США на грань войны с USSR, поскольку SDI свела на нет идею MAD, а также ввела переговоры о вооружении между Рейганом и Хэйлом Горбачевым, лидером USSR R.

Дональд Трамп и Северная Корея

Северокорейский ядерный кризис 2017 - 2018 годов охарактеризован как репрезентация бринкманства между президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом и северокорейским лидером Ким Чен Ыном. За ядерным кризисом последовал мирный процесс, результаты которого были неоднозначными.


Для наблюдателя, у которого имеется достаточно времени и терпения следить за политико-дипломатическим марафоном, запущенным декабрьской инициативой России по гарантиям безопасности, текущая ситуация близка к сюрреалистичной. С одной стороны, имеются многочисленные признаки того, что добиться значительных достижений и договоренностей дипломатическим путем вполне возможно. Однако в глазах широкой общественности такая возможность практически сводится к нулю из-за информационной войны и демонстрации силы всеми сторонами.

Для наблюдателя, у которого имеется достаточно времени и терпения следить за политико-дипломатическим марафоном, запущенным декабрьской инициативой России по гарантиям безопасности, текущая ситуация близка к сюрреалистичной. С одной стороны, имеются многочисленные признаки того, что добиться значительных достижений и договоренностей дипломатическим путем вполне возможно. Однако в глазах широкой общественности такая возможность практически сводится к нулю из-за информационной войны и демонстрации силы всеми сторонами.


С момента проведения саммита в Женеве в июне 2021 г. между Владимиром Путиным и Джозефом Байденом многое удалось сделать для того, чтобы позволить дипломатам выполнять свою работу. Двусторонние диалоги по будущему стратегической стабильности и кибербезопасности продвигались с умеренным успехом, и к концу 2021 г. появились реальные надежды на дальнейшее развитие этих направлений. В составе делегаций были сформированы рабочие группы, готовые заняться обсуждением дальнейших деталей. Сотрудничество между российскими и американскими киберспециалистами позволило приступить к пресечению действий хакеров, в том числе тех, кто мог участвовать в атаке на SolarWinds.

На январских консультациях в Женеве и заседании Совета Россия–НАТО в Брюсселе в текущем году сторонам ожидаемо не удалось добиться сближения позиций по многим вопросам, однако определенные важные сигналы доброй воли были посланы. Конечно, эти сигналы были окутаны плотной завесой стандартных упреков и взаимных обвинений, однако возможные прорывы по отдельным направлениям уже просматривались. Жесткая политико-дипломатическая позиция России позволила всего за два месяца открыть перспективу переговоров о моратории на размещение в Европе ракет наземного базирования средней и меньшей дальности. Москва выступила с этой инициативой еще в 2019 г., но Запад до недавнего времени ее игнорировал. Кроме того, США и НАТО дали понять, что готовы серьезно обсуждать дальнейшие меры по предотвращению военных инцидентов и укреплению мер доверия. Россия получила письменный ответ на свои предложения 27 января. Смысл ее первой официальной реакции заключался в том, что американский документ содержит ряд важных положений для будущих обсуждений.

В совокупности эти события свидетельствуют о том, что у сторон есть потенциал продолжить переговоры.

Большинство предложений вращается вокруг трех идей, которые могут помочь достичь компромиссов:

— ввести мораторий на расширение НАТО на значительный срок (20–25 лет);

— использовать позитивный опыт неприсоединения к военным блокам и различных вариантов нейтралитета по примеру Австрии, Финляндии, Швеции или Швейцарии.


Конечно, все описанные варианты не снимают озабоченностей о возможности двусторонних договорённостей военного характера между теми или иными странами (например, США — Украина, США — Польша, США — прибалтийские страны, США — Румыния, Россия — Беларусь и т.д.). Решением этого вопроса могли бы стать существенные ограничения на размещение вооружений и военных сил во всём Балтийском регионе при сохранении нынешних конфигураций членства в военных союзах или интеграционных объединениях с военной составляющей (НАТО, Союзное государство, ОДКБ). Такие ограничения могли бы быть согласованы в рамках переговоров о наследнике Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ).

Несмотря на декларируемую Западом абсолютную неприемлемость вышеизложенных вариантов, они рациональны и основаны на прагматичном понимании того, что Россия вправе ставить вопрос о неделимости безопасности. Действительно, и хельсинкский Заключительный акт 1975 г., и Парижская хартия 1990 г., и Основополагающий акт Россия-НАТО 1997 г., и Кодекс поведения ОБСЕ 1994 г., и Хартия европейской безопасности 1999 г., и Астанинская декларация 2010 г. ставят во главу угла принцип неделимости безопасности и равной безопасности, дополненный обязательством не укреплять безопасность одного государства за счет безопасности другого. До сих пор Запад игнорировал взаимосвязанность принципа свободы выбора военных союзов с принципом неделимости безопасности. Однако такая позиция малоубедительна. В настоящее время Москва проявила готовность дать своим партнерам дополнительное время, чтобы вновь обратиться ко всему комплексу обязательств, которое государства-подписанты взяли на себя в перечисленных соглашениях, и прояснить своё отношение к ним. Министр иностранных дел России Сергей Лавров направил соответствующий запрос всем членам ОБСЕ 28 января.


Также важно прояснить вопрос о том, почему Москва выдвинула свои предложения по гарантиям безопасности именно в декабре 2021 г. Его часто задают западные коллеги. Начнём с того, что уже более 30 лет, с 1990 года, СССР, а затем Россия последовательно выступали против расширения НАТО на восток. К настоящему времени ситуация достигла стадии, требующей принятия решительных мер. Окно возможностей по изменению ситуации в сфере европейской безопасности с учетом законных интересов России сужается.

Ключевые выводы

  • Brinkmanship – это стратегия ведения переговоров, которая включает в себя выдвижение ряда требований и их соблюдение, даже с риском полной потери сделки.
  • Бринкманство может быть использовано для получения более выгодных условий в коммерческой сделке, но рискует оттолкнуть контрагентов.
  • Структура рынка, существующие экономические отношения, доступные альтернативы и время – вот факторы, которые следует учитывать при выборе того, стоит ли вступать в баланс.

Понимание умения балансировать на грани

Риски балансирования на грани

Бринкменство столь же спорно, сколь и рискованно. Хотя иногда это может приводить к более благоприятным условиям на некоторых переговорах, это также может вызвать долгосрочное недовольство среди деловых партнеров и сотрудников. Это особенно может стать проблемой, когда со временем происходят повторяющиеся взаимодействия между одними и теми же сторонами в рамках нескольких сделок или когда проводятся аналогичные переговоры с несколькими сторонами. Сторона переговоров может заработать репутацию человека, придерживающегося стратегии балансирования на грани войны. Это может даже зайти так далеко, что оттолкнет противную сторону и приведет к провалу переговоров, в которых ни одна из сторон не ведет дела, и деловые отношения не могут быть сохранены в течение многих лет.

Экономика балансирования на грани

Обратите внимание, что эти условия также применяются в обратном порядке. Сторона, не обладающая рыночной властью, чей контрагент обладает рыночной властью или которая активно инвестирует в активы, связанные с конкретными отношениями, будет менее успешна в реализации стратегии балансирования на грани войны и сама будет более уязвима для балансирования.

Советы по игре на грани

Даже если балансирование на грани войны является агрессивной практикой, она может принести результат агрессору. Главное – снизить вероятность нанесения непоправимого вреда деловым отношениям из-за их использования. При ведении переговоров с продавцом или поставщиком, использующим балансирование на грани войны, агрессор должен убедиться, что у них есть запасной план на случай, если продавец или поставщик решит прекратить сотрудничество. Бринкмансер также следует применять в начале переговоров; если его использовать ближе к концу переговоров, это будет демонстрировать недобросовестность и неизменно рассердить другую сторону. Бринкменство следует использовать только тогда, когда отношения уже налажены; его слишком раннее использование заставит любого потенциального делового партнера или поставщика уйти, потому что они еще не вкладывают время или усилия. Переговорщики также должны быть реалистами; просить у поставщика огромную скидку может быть для них экономически невыгодно и может привести к полному прекращению переговоров.

Читайте также: