Б спиноза метафизика и этика кратко

Обновлено: 30.06.2024

По Спинозе, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Если субстанция есть "то, что в себе и для себя", т.е. нечто, не нуждающееся ни в чем другом для существования, то субстанция совпадает с "причиной самой себя". Божественная субстанция свободна, ибо существует и действует по необходимости собственной природы; она вечна, потому что существование заключено в ее сущности. Все это содержится в восьми определениях "Этики" Спинозы, а вывод таков: Бог является единственно существующей субстанцией, ибо "все, что есть, существует в Нем, а без Бога ни одна вещь не может ни существовать, ни быть понятой", а также "все, что происходит, случается единственно по законам бесконечной Божественной природы и следует из ее необходимой сущности".

Прикрепленные файлы: 1 файл

спиноза.doc

2. Метафизика и этика Б. Спинозы.

Первый эмансипировался от строгих канонов, его отлучили от синагоги, был очень бедным и жил в подвале. У Спинозы движение снизу вверх.

  • Отрицает долмы иудаизма, ветхозаветные чудеса, храмы.

Законы Спинозы в аксиомах:

  1. Все, что существует, существует либо само по мебе, либо в чем-то другом.
  2. Что не может быть представлено через другое, должно быть представлено через само себя.
  3. Из данной определенной причины вытекает действие и наоборот.
  4. Знание действия зависит от знания причины и заключено в себя последнее.
  5. Вещи, не имеющие между собой ничего общего, не могут быть познаваемы одна через другую.
  6. Истинная идея должна быть согласная со своим объектом.
  7. Сущность всего того, что можно мыслить не существующим, не заключенным в себе существование.
  • Этика регулирует отношения между Богом и человеком.
  • Тело - в сфере страстей, они кидают его туда-сюда как волны. Главное - оставаться на плаву.
  • Канатус - тяга к жизни помогает оставаться на плаву.
  • Свободы воли нет. Мудрость Бога исключает случайность. Все Зло мы придумали сами.

По Спинозе, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Если субстанция есть "то, что в себе и для себя", т.е. нечто, не нуждающееся ни в чем другом для существования, то субстанция совпадает с "причиной самой себя". Божественная субстанция свободна, ибо существует и действует по необходимости собственной природы; она вечна, потому что существование заключено в ее сущности.

Все это содержится в восьми определениях "Этики" Спинозы, а вывод таков: Бог является единственно существующей субстанцией, ибо "все, что есть, существует в Нем, а без Бога ни одна вещь не может ни существовать, ни быть понятой", а также "все, что происходит, случается единственно по законам бесконечной Божественной природы и следует из ее необходимой сущности".

Субстанция (Бог), будучи бесконечной, выражает и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов: это "атрибуты". Атрибуты, поскольку каждый из них выражает бесконечность Божественной субстанции, должны восприниматься "сами по себе", иначе говоря, один без помощи другого, но не как то, что существует само по себе (они неслиянны и нераздельны): в себе и сама по себе - только субстанция. Из бесчисленного множества атрибутов мы, люди, знаем только два: "мышление" и "протяженность".

Кроме "субстанций" и "атрибутов" (как сказано выше), существуют "модусы". Спиноза дает следующее определение: "Под "модусом" я понимаю состояние субстанции, т.е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется". Без субстанции и ее атрибутов не было бы "модусов", мы не смогли бы их воспринимать. Точнее, следовало бы сказать, что модусы вытекают из атрибутов и представляют собой определения атрибутов.

На основе вышеизложенного можно заключить, что под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов, бесконечных и конечных. Однако одни без других существовать не могут, следовательно, все неизбежно детерминировано природой Бога, ничто не существует случайно, и мир является необходимым "следствием" Бога.

Знаменитая доктрина Спинозы о трех "родах познания" представляет три "степени познания": мнение и воображение; рациональное познание; интуитивное познание. 1. Первая форма - эмпирическая, т.е. связанная с чувственным восприятием и образами, которые всегда "беспорядочны и неясны". Эта форма познания, теоретически неадекватная по сравнению с последующими формами, тем не менее практически незаменима. Ее "ложность" заключается в недостатке ясности. 2. Познание второго рода - рассудок, является познанием собственно научным, иными словами, такой формой познания, которая находит типичное выражение в математике, геометрии и физике. Тем не менее рациональное познание, в отличие от первого рода познания, ясно и отчетливо улавливает не только идеи, но и их неизбежные связи (можно сказать, что идеи ясны только в том случае, если найдены связи между ними). 3. Третий род познания - интуитивное; он заключается в видении вещей исходящими от Бога. Точнее, так как сущность Бога познается посредством составляющих ее атрибутов, интуитивное познание отталкивается от адекватной идеи атрибутов Бога и приходит к идее сущности вещей. Одним словом, речь идет о Божественном озарении.

В природе, по мнению Спинозы, нет совершенства и несовершенства, "добра" и "зла", так же как не существует целей, поскольку все происходит под знаком самой строгой необходимости. "Совершенное" и "несовершенное" - конечные модусы человеческого мышления, рождающиеся из сопоставления человеком произведенных им предметов с природной реальностью. В результате получается, что "совершенство" и "реальность" - одно и то же. А значит, ни о какой природной реальности нельзя сказать, что она несовершенна. Из всего сущего нет ничего неполноценного, ущербного: все именно таково, каким и должно быть.

Познание как освобождение от страстей и основа добродетели: Возрожденные античные тезисы у Спинозы приобретают новый смысл. "Как только мы сформируем ясную и отчетливую идею", страсть перестает быть страстью. "Поясни свои мысли - и ты перестанешь быть рабом страстей".





книга спинозы этика

Аксиоматический метод

Самуэль Хиршенберг, Спиноза (1907)

Источники вдохновения

Спиноза также использовал по крайней мере один аргумент испанского еврейского философа 15 века Хасдая бен Авраама Крескаса, чья критика Аристотеля была напечатана в середине XVI века на иврите.

Портрет Спинозы Франца Вульфхагена, 1664 г.

Книга является амбициозной и многогранной работой. Она амбициозна, поскольку опровергает все традиционные философские концепции Бога, Вселенной и человека того времени. Метод голландского философа состоит в том, чтобы продемонстрировать правду о Всевышнем, природе, человеке, религии и общем благе, используя определения, аксиомы, следствия и схолии, то есть математически.

Спиноза начинает с определения 8 терминов: причины самого себя, конечного в своем роде, субстанции, атрибута, модуса, Бога, свободы и вечности. Затем следует серия аксиом, одна из которых якобы гарантирует, что результаты логических демонстраций будут истинны в отношении действительности. Спиноза быстро приходит к выводу, что субстанция должна существовать, быть самостоятельной и неограниченной. Из этого он доказывает, что не может быть двух субстанций с одинаковым атрибутом, поскольку тогда бы они друг друга ограничивали. Это приводит к монументальному выводу из теоремы 11 о том, что Всевышний, или субстанция, которая состоит из бесчисленных атрибутов, выражающих бесконечную и вечную сущность, необходимо существует.

спиноза этика о боге

Бог или Природа

Под Всевышним автор подразумевает абсолютно бесконечное существо, субстанцию, которая состоит из бесчисленных атрибутов, выражающих бесконечную, вечную сущность. Бог не имеет предела, необходимо существует и является единственной субстанцией во Вселенной. Во Вселенной одна субстанция – Всевышний, и все есть в Нем.

  1. По природе субстанция к своим состояниям первична.
  2. Субстанции с разными атрибутами ничего общего не имеют.
  3. Если что-то не имеет ничего общего с другим, то они не могут являться причинами друг друга.
  4. Вещи отличаются атрибутами субстанций или модусами.
  5. В природе могут существовать субстанции одинаковой природы.
  6. Субстанция не может производиться из другой.
  7. Субстанции присуще существование.
  8. Субстанция необходимо бесконечна.
  9. Вещь, обладающая большей реальностью или бытием, имеет больше атрибутов.
  10. Атрибуты одной субстанции должны представляться через себя.
  11. Бог, или субстанция, которая состоит из бесконечного количества атрибутов, выражающих вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.
  12. Никакой атрибут субстанции не может быть представлен понятием, из которого следует, что эта субстанция может быть разделена.
  13. Абсолютно бесконечная субстанция неделима.
  14. Никакая субстанция, кроме Бога, не может ни существовать, ни быть представляемой.

Это доказывает, что Создатель бесконечен, необходимо и без причины, в три простых шага. Во-первых, Спиноза утверждает, что две субстанции могут разделять сущность или атрибут. Затем он доказывает существование субстанции с бесчисленными атрибутами. Из этого следует, что ее существование исключает существование любой другой. Поскольку в этом случае должен быть и атрибут. Однако у Бога есть уже все атрибуты. Поэтому помимо Него нет другой субстанции.

Бог – единственная субстанция, поэтому все остальное существует в Нем. Эти вещи, которые находятся в атрибутах Всевышнего, автор называет модусами.

этика нового времени этика спинозы

Суждение 29: В природе ничто не случайно, все определено необходимостью действия и существования природы по известному образу.

Однако существуют различия в том, как вещи зависят от Бога. Некоторые части Вселенной управляются Создателем непосредственно и необходимо: это бесконечные модусы, которые включают в себя законы физики, истины геометрии, законы логики. Индивидуальные и конкретные вещи причинно более далеки от Бога. Конечные модусы – это нарушения атрибутов Всевышнего.

этика личности спинозы

Таким образом, фундаментальная проницательность Спинозы в I части состоит в том, что природа является неделимым целым, без причины, существенным. Вне ее нет ничего, и все, что существует, является ее частью. Уникальная природа, единая и необходимая, – это то, что Спиноза называет Богом. Из-за ее неотъемлемой необходимости во Вселенной нет телеологии: ничто не должно заканчиваться. Порядок вещей просто следует Богу с нерушимым детерминизмом. Все разговоры о планах, намерениях или целях Всевышнего – это просто фикции антропоморфистов.

Спиноза и Декарт

Человек

II часть посвящена этике личности Спинозы, происхождению и природе людей. Два атрибута Бога, которые мы знаем, являются протяжением и мышлением.

Если Всевышний материален, это не означает, что у Него есть тело. Действительно, Бог – это не сама материя, а протяжение ее сущности, поскольку протяжение и мышление – два разных атрибута, которые не имеют ничего общего. Модусы протяжения – это физические органы, а мышления – идеи. Поскольку они не имеют ничего общего, сферы материи и разума являются причинно замкнутыми системами и гетерогенны.

Познание

Человеческий разум, как Бог, имеет идеи. Спиноза подробно анализирует состав человека, поскольку его цель – показать, что он является частью природы, в отличие от тех, кто думает о человеке как об империи в империи. Это имеет серьезные этические последствия. Во-первых, это означает, что люди лишены свободы. Поскольку ум и события в сознании являются идеями, существующими в каузальной серии идей, которые исходят от Бога, наши действия и наша воля необходимо предопределены, как и другие естественные события. Дух намерен пожелать то или иное по причине, которая определяется другой причиной, и так до бесконечности.

метафизика и этика спинозы

Согласно Спинозе, природа всегда одна и та же, и ее сила действовать везде одинакова. Наши чувства, наша любовь, наш гнев, наша ненависть, наши желания, наша гордость управляются одной и той же необходимостью.

Наши аффекты делятся на активные и пассивные состояния. Когда причина события заключается в нашей собственной природе, точнее, в наших знаниях или адекватных идеях, тогда это является действием. Но когда что-то происходит по неадекватной причине (вне нашей природы), тогда мы пассивны. Поскольку Дух активен или пассивен, Спиноза говорит, что ум увеличивает или уменьшает свою способность быть. Он называет конатусом, своего рода экзистенциальной инерцией, нашу тенденцию упорствовать в бытии.

Свобода – это отвержение злых страстей, тех, которые делают нас пассивными, в пользу радостных страстей, которые делают нас активными и поэтому автономными. Страсти связаны со знанием, идеями, достаточными для хранения человеком. Другими словами, он должен освободиться от нашей зависимости от чувств и воображения, от того, что влияет на нас, и полагаться как можно больше на рациональные способности.

Радость усиливает нашу силу действовать. Все человеческие эмоции, поскольку они являются пассивными, направлены наружу. Пробужденные желаниями и страстями, мы ищем или избегаем тех вещей, которым мы приписываем причину радости или печали.

Путь к свободе

Добродетель и счастье

Добродетель, согласно Спинозе, является путем к счастью. Она заключается в том, чтобы жить, познавая природу. Разум живет согласно конатусу и ищет то, что хорошо для нас. Конечное знание, или знание третьего рода, относится к пониманию сущности вещей, не их временного измерения, но с точки зрения вечности. В конечном счете именно знание Бога приводит к счастью, являющемуся целью человека.

спиноза этика содержание

Спиноза появился на свет в век гениев. В XVII веке произошел столь сильный подъем философской мысли, которого не было со времен античности. Философия Бенедикта Спинозы содействовала этому. Рассмотрим кратко несколько фактов из биографии мыслителя.

Он был рожден, в 1632 году в Амстердаме, в семье еврейского купца. Родители бежали в Голландию, спасаясь от португальской инквизиции.

фото 619

Первым учителем Спинозы стал раввин Мортейра, который помог постичь талмуд и каббалу. Пытливый ум будущего философа не желал ограничиваться только ортодоксальными науками. Поэтому он стал изучать латынь. Через своего друга он познакомился с работами Декарта и стал последователем его идей.

В 24 года Спиноза был обвинен иудеями в непризнании бессмертности души. На допросе он не отрекся от своих взглядов и был проклят и изгнан из общины.

Философ поселился в Рейнсбурге, на жизнь зарабатывал, шлифуя линзы. Курфюрст Пфальца приглашал его стать профессором в Гейдельберге, но Спиноза отказался, опасаясь притеснений в своей работе.

Умер от чахотки в феврале 1677 г. Прижизненно издали всего одну его работу.

Монизм

Основу философии голландского мыслителя составляет теория о единой субстанции, мышлении и протяженности. Будучи последователем Декарта, Спиноза тоже искал связь этих атрибутов. Он считал, что все в мире сводится к единой субстанции. Придерживаясь идеи пантеизма, Спиноза отождествлял субстанцию и Бога, субстанцию и природу. У нее нет цели, все в мире происходит не просто так, а в силу необходимости. Творящая и сотворенная природа для него – едины.

Метод познания бытия был построен им на основе математики. Мудрец считал, что именно математика наиболее полно воплощает принципы рационализма. Поэтому он пользовался аксиомами и теоремами, примеряя их не только на физические тела, но и на бытие в целом.

Спиноза считал, что знания обретаются несколькими методами:

  • Произвольные знания, слухи
  • Хаотичное накопление личного опыта
  • Познание о вещи через другую вещь
  • Изучение сущности вещи и ее познание

Он развил дуалистическое учение Декарта и нашел общее у физики и метафизики, выдвинув тезис о единой и абсолютной субстанции, что стало основой монизма.

Этика

В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.

фото 620

Размышления о религии

В данной работе приводится теория существование и взаимодействие трех областей науки. Вначале трактат посвящен богословию. Дальше же государство и связь с религией. В завершении автор выводит тезис свободы мысли.

В своей работе Спиноза продолжил дело Реформации, философ передал царящие тогда настроения: стремление человека к свободе мысли. Ветхий завет открыто критиковался им за то, что утратил свою актуальность после появления Нового.

Государство и церковь, разум и религия должны установить отношения между собой. Мыслитель из Голландии полагал, что церкви следует подчиняться государству, и двум этих институтам не следует объединяться в одно целое, они должны быть отделены друг от друга. Но разделение разума и религии не означает их противоборства. Разум не противится благочестию, а помогает ему.

Суть религии, как считал Спиноза – не слепое соблюдение обрядов, а любовь к Богу, которая проявляется в добродетели.

Теории о государстве

Люди склонны увеличивать свои права и блага за счет других. Но если эти порывы не ограничивать, все люди будут окружены ненавистью и страхом. Поэтому права всех личностей объединили в одно коллективно. Так появилась верховная власть. Она выше эгоцентризма отдельного индивида. Ее назвали государством.

По мнению Спинозы, государство – итог взаимного соглашения людей. Этот договор существует пока приносит пользу. Соблюдается сделка благодаря неограниченной власти государства, которой обладает либо один человек, либо несколько или много. Опора государства – соблюдение его гражданами законов.

Спиноза предполагает, что основа государства – разум. Человек свободен лишь тогда, когда он руководствуется разумом. Пока же им руководят страсти, человек их раб.

Философия Спинозы в России

При жизни Бенедикта Спинозы под его настоящим именем был опубликован лишь один философский трактат. Основные труды философа стали доступны общественности лишь в XIX веке.

После революции новая советская власть не забыла философа, и в 1927 году провела научную сессию, приуроченную к 250-летию со дня смерти этого мыслителя XVII века.

Учение о субстанции

Философствование Спинозы гласит, что субстанция есть сама по себе. Она – своя первопричина. Тема субстанции — главная в работах философа. По его мнению, субстанция уподобляется Богу.

Субстанция формируется атрибутами. Их существует бесконечное количество, но человек способен выявить два. Первым атрибутом становится протяженность. Это телесная субстанция, непризнание пустоты. Второй – мышление. Это определяется человеческим сознанием, включая разум. Связь между двумя этими атрибутами осуществляет Бог. Тот не является конкретной личностью и далек от христианской трактовки. Он – сущность вещей, сама природа: неразделимая, вечная, бесконечная и независимая. Благодаря ей вещи становятся реальными и существуют.

Субстанцию невозможно определить или измерить, но она реальна и совершенна. Она состоит из множества атрибутов, каждый из которых выражает бытие. Вселенная – не создана, а создается. В своих работах Спиноза заменил сотворение мира на его вечное бытие.

Размышления о душе

Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа зависит от тела.

Размышления мыслителя о душе связаны с работами философа об аффектах. Так он называл состояния души и тела, связанные между собой и выделил их несколько:

  • удовольствие
  • неудовольствие
  • желание

Вариантов в реальности много, но все они сводятся к этим. Рабство, по суждениям Спинозы – невозможность победить свои страсти. Свобода – победа над аффектами с помощью познания.

Для Спинозы тело и дух являются двумя сторонами одного понятия. Тело – эта видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух – образ бесконечного мышления. Человек – торжество тела и души. Но при этом не только человек имеет душу. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.

фото 621

Взгляд на общество

Математический подход к философским вопросам привел к тому, что Спиноза приравнивал общество к механизму. И возникновение государства философ выводит из разумной договоренности людей, а не в результате социально-экономических процессов. По его мнению, люди договорились о создании законов, чтобы сдерживать свои страсти и порывы. Общество учреждает государство, а оно создает условия для главенства разума. Это позволяет человеку обрести свободу.

Власть не должна вмешиваться во внутреннюю жизнь людей. Нельзя попирать свободу мысли и слова.

В своих работах мыслитель обосновывал необходимость жизни в обществе, создания различных союзов, таких как брак. Именно всевозможные объединения людей являются, со слов Спинозы, основой любого общества.

Барух (Бенедикт; Benedictus Baruch Spinoza ; 1632, Амстердам, — 1677, Гаага), нидерландский философ.

  1. Биография
  2. Философия Спинозы
    • Метафизика. Учение о субстанции
    • Антропология (учение о человеке)
    • Теория познания
    • Психология
    • Политическая философия
  3. Влияние Спинозы на философию Нового времени

Биография

Х. де Прадо вынудили отречься от своих взглядов; Спиноза отказался последовать его примеру, и 27 июля 1656 г. на него был наложен херем. Документ о хереме был подписан Ш. Л. Мортейрой (см. выше) и другими раввинами. Членам еврейской общины было запрещено какое-либо общение со Спинозой.

В 1673 г. пфальцский курфюрст предложил Спинозе кафедру философии в Гейдельбергском университете, обещая полную свободу преподавания с условием, что он не будет нападать на господствующую религию. Однако Спиноза отверг это предложение, желая сохранить свою независимость и душевный покой. Спиноза отказался и от предложения посвятить свой труд французскому королю Людовику XIV, переданного вместе с приглашением в Утрехт от имени французского командующего принца Л. де Конде. Посвящение королю гарантировало бы Спинозе пенсию, но философ предпочел независимость. Несмотря на это, по возвращении в Гаагу Спиноза был обвинен в связи с неприятелем; ему удалось доказать, что многие из государственных сановников знали о его поездке и одобряли ее цели.

Философия Спинозы

Метафизика. Учение о субстанции

Бог обладает также атрибутом протяжения, однако этот атрибут не тождествен материальному миру, так как материя делима, а бесконечный Бог не может быть разделен на части. Бог обладает протяженностью в том смысле, что Он выражается в самом факте существования материального мира и в закономерности, которой этот мир подчинен. Иная закономерность господствует в области мышления. Каждая из этих областей по-своему бесконечна, однако обе они в равной степени являются атрибутами единого Бога.

В Боге, или субстанции, Спиноза различает два аспекта: природу творящую ( Natura naturans ) и природу сотворенную ( Natura naturata ). Первая — это Бог и Его атрибуты, вторая — мир модусов, бесконечных и конечных. Обе природы, однако, принадлежат единой субстанции, которая является внутренней причиной всех модусов. В царстве модусов господствует строгий детерминизм: каждый конечный модус определяется другим модусом того же атрибута; вся совокупность модусов определяется субстанцией. Крайний детерминизм Спинозы исключает свободу воли; сознание свободы — это иллюзия, вытекающая из незнания причин наших душевных состояний. Детерминизм Спинозы исключает и случайность, представление о которой также является плодом незнания причин того или иного события. Свою этику Спиноза строит на основе строгого детерминизма.

Антропология (учение о человеке)

Человек, согласно Спинозе, — модус, раскрывающийся в двух атрибутах; душа и тело суть разные аспекты одного существа. Душа — это понятие тела, или тело, поскольку оно осознается. Каждое событие в мире одновременно является модусом атрибутов протяжения и мышления. Материальная система — тело — отражается в системе идей — душе. Эти идеи — не только понятия, но и разные психические состояния (чувства, желания и т. д.). Человеку, как и всем другим существам во Вселенной, присуще стремление ( conatus ) к самосохранению. Это стремление выражает бесконечную Божественную силу. Единственный критерий оценки явлений — польза или вред, приносимые ими человеку. Следует отличать то, что действительно полезно человеку, от того, что только кажется полезным. Этика ставится, таким образом, в зависимость от познания.

Теория познания

Психология

Чисто теоретическое знание недостаточно для того, чтобы изменить характер аффекта. Но чем больше человек использует силу своего разума, тем яснее он понимает, что его мысли проистекают необходимым образом из его сущности как мыслящего существа; этим укрепляется его специфическое стремление к существованию ( conatus ), и он становится более свободным. Благо для человека — это то, что способствует раскрытию и укреплению его естественной сущности, его специфического жизненного стремления — разума. Когда человек познает порабощающие его аффекты (которые всегда сопровождаются печалью или страданием), когда он познает их подлинные причины, — их сила исчезает, и с ней исчезает и печаль. На второй ступени познания, когда аффекты познаются как вытекающие необходимым образом из общих законов, господствующих в мире, печаль уступает место радости ( laetitia ). Эта ступень познания сопровождается аффектом, более сильным, чем аффекты, свойственные чувственности, так как предмет этого аффекта — вечные законы реальности, а не частные, преходящие вещи, составляющие объекты первой ступени познания.

Политическая философия

Спинозу обычно считают основателем библейской критики (см. Библия. Толкование экзегезы и критические исследования Библии. Научное исследование и критика Библии). Он пытался найти в самом тексте Библии свидетельства того, что она не является Божьим откровением, превосходящим силы человеческого разума. Спиноза считает, что Библия не содержит доказательств бытия Бога как сверхъестественного существа, однако она показывает, как вселять благотворный страх в сердца простых людей, не способных к отвлеченному мышлению.

Толчок к критическому исследованию Библии дало Спинозе знакомство с сочинением Аврахама Ибн Эзры, который впервые (хотя и в виде намека) высказал сомнение в том, что Моисей был автором всего Пятикнижия. Спиноза утверждает, что определенные части Библии написаны после смерти Моисея другим автором. По мнению Спинозы, и другие книги Библии написаны не теми людьми, которым приписывается их авторство, а жившими позднее. Моисей, по мнению Спинозы, был автором некоторых священных книг, не дошедших до нас. Спиноза считает, что большинство библейских книг (Пятикнижие и исторические книги) было написано во время пленения вавилонского одним автором — Эзрой. Спиноза предполагает, что книгой, которую Эзра читал народу (см. Израиль. Эрец-Исраэль. Исторический очерк. Эпоха Второго храма. Эзра и Нехемия), была книгой Второзаконие.

Прямое или косвенное влияние Спинозы на критические исследование Библии сказалось значительно позднее. Обнаруженное Спинозой различие в именах Бога, встречающихся в книгах Библии, стало одним из главных постулатов библейской критики и легло в основу так называемой документальной гипотезы сложения библейского текста (см. Ю. Вельхаузен). Библейская критика усвоила также идею Спинозы об особенном характере Второзакония, хотя она и отнесла обнародование этой книги к эпохе Иошияху, а Эзре приписала составление так называемого жреческого кодекса ( Priestercodex ). Рационалистический подход Спинозы к Библии, соответствовавший его философским взглядам, сделал его основателем новой научной дисциплины — библейской критики (см. также Наука о еврействе).

Влияние Спинозы на философию Нового времени

Читайте также: