Авторитарный режим в болгарии кратко
Обновлено: 04.07.2024
В августе 1922 г. Конституционный блок решил осуществить ряд крупномасштабных акций, направленных против режима БЗНС. На 17 сентября 1922 г. он наметил проведение в Тырново слета своих сторонников. С тем чтобы сорвать акцию Конститу¬ционного блока, БЗНС назначил на тот же день съезд в Тырново крестьян-свеклопроизводителей. Использовав факт имевших место столкновений приверженцев и противников режима, власти аре¬стовали руководителей Конституционного блока.
Сгруппировать вокруг себя все оппозиционные силы, за ис¬ключением БКП (т. с), Народный сговор попытался во время подготовки к выборам в Народное собрание, состоявшимся в апреле 1923 г. Однако введенная правительством А. Стамболийс¬кого мажоритарная система позволила БЗНС, за который прого¬лосовало 52,7% избирателей, получить 87% депутатских манда¬тов и в итоге — право на формирование очередного однопартий¬ного кабинета.
Не имея возможности добиться законными парламентскими средствами смены режима, приобретавшего облик диктатуры, его противники прибегли к незаконным. В ночь с 8 на 9 июня 1923 г. они совершили государственный переворот, ключевую роль в котором сыграло руководство Военного союза.
В мировой историографии уже десятки лет идут острые дискуссии о предыстории второй мировой войны, о том, почему и как, спустя лишь 20 лет после первой мировой войны, началась следующая война, еще более страшная и опустошительная. Было ли развитие событий в это 20-летие фатальным или были совершены непоправимые ошибки, приведшие к трагической развязке? Какие конкретные страны, политические партии и лидеры несут ответственность за возникновение мирового конфликта? Все эти вопросы находятся в центре внимания историков, продолжается издание новых документов, в том числе и архивных, публикуются новые монографии.
В отличие от Германии и Италии, в ряде стран решающая роль в установлении фашистских или полуфашистских диктатур принадлежала внешним силам. Различие между фашистскими группировками нередко определялось их внешнеполитической ориентацией. В странах Юго-Восточной Европы длительное время шла борьба за власть между фашистскими организациями, ориентировавшимися на Францию или Англию. После установления фашистской диктатуры в Германии решающую роль приобрели прогерманские реакционные силы стран этой части континента. Большинство фашистских режимов в малых странах Европы превратилось в прямых союзников и пособников гитлеровской Германии.[3]
В ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы еще в начале 20-х годов установились различного типа консервативные военно-авторитарные режимы, носившие более традиционный характер. Их специфика определялась особенностями социально-экономического развития: незавершенностью буржуазно-демократических преобразований, недостаточной развитостью капитализма, обремененностью пережитками феодализма, сохранением помещичьего землевладения. В ряде стран этого региона (Болгария, Румыния, Венгрия, Югославия, Греция, Албания) сохранилась или была восстановлена форма конституционной монархии довоенного образца.
Буржуазно-парламентские институты в этих странах, не имевшие прочных традиций, переживали перманентный кризис, который усугублялся нерешенностью социальных проблем. Подавляющее большинство граждан было, как правило, отстранено от участия в политической жизни. В некоторых странах возросли милитаристские тенденции и роль армии. В зависимости от расстановки политических сил и исторических традиций правящая элита использовала во внутренней политике, наряду с авторитарно-бюрократическими и профашистскими, также буржуазно-парламентские методы господства. Авторитарные режимы тяготели к фашистским государствам, а последние в свою очередь стремились вовлечь их в орбиту своего влияния.
1 марта 1920 года Национальное Собрание избрало 52-летнего адмирала Миклоша Хорти [10] регентом или правителем Венгрии. Прежде чем согласиться на эту должность, адмирал выдвинул свои условия по расширению полномочий регента, и они были приняты.
Став главой государства, Хорти сохранил за собой пост главнокомандующего армией, но его основными функциями стали представительство страны перед внешним миром, назначение и прием послов. От его согласия зависело утверждение законодательных решений по вопросам войны и мира.[11]
С 1937 года Хорти приобрел право на объявление войны и заключение мира без согласия правительства и парламента. Свои исполнительские функции он реализовывал через назначавшиеся им правительства. Хорти пользовался законодательной инициативой, правом созыва и роспуска парламента. Правом утверждения законов он не обладал, но имел возможность два раза возвращать законы парламента на дополнительное рассмотрение.[12]
Но, по мнению В. Виппермана, несмотря на свои бесспорно националистические, антидемократические, антисоциалистические и антисемитские тенденции и цели, авторитарный режим Хорти все же не был фашистским, поскольку парламентская система не была полностью устранена и поскольку этот режим не мог и не хотел опираться на фашистскую партию. Венгерские фашистские партии не допускались к участию в правительстве, которое, как правило, с ними ожесточенно боролось.[13]
Остальные фашистские группировки, которые также более или менее открыто следовали немецкому образцу и выражали подчеркнуто националистические, антилиберальные, антисоциалистические и — как правило, мотивированные расовой идеологией — антисемитские цели, тоже оставались незначительными. На парламентских выборах 1935 года они получили лишь два места.
После свержения Хорти, заключившего в октябре 1944 года перемирие с Советским Союзом, немцы посадили Салаши на его место в качестве главы правительства. Члены его партии приняли участие в уничтожении венгерских евреев и в обороне страны против наступавшей Красной Армии.
После Первой мировой войны Румыния увеличила свою территорию со 139 000 кв. км до 295 000 кв. км. В качестве члена Малой Антанты и союзника Франции и Польши Румыния представляла собой в 20-е и начале 30-х годов важный политический фактор в Юго-Восточной Европе.
Но эта видимая сила ставила ее в весьма опасное внешнеполитическое положение. Румыния была окружена государствами, которые, за исключением Польши, не были согласны с ее новыми границами и предъявляли к ней определенные территориальные претензии. Это касалось прежде всего Советского Союза и Венгрии. Венгрия, обосновывая свою реваншистскую политику, указывала на присутствие значительного венгерского меньшинства в Трансильвании - 7,9% общего населения. Немецкое меньшинство, также населявшее преимущественно Трансильванию, насчитывало 4,1% румынских граждан [15]. По отношению к этим меньшинствам румынское государство с его централизованным управлением проводило подчеркнуто националистическую политику. Наиболее враждебной была установка правительств, и особенно значительной части румынского народа, по отношению к еврейскому меньшинству.
Румынские евреи, составлявшие 5% общего населения, занимали, однако, нечто вроде монопольного положения в слабо развитых видах деятельности - торговле и промышленности, и притом в коренной румынской части страны. В то время как еврейские торговцы и ремесленники в деревнях и маленьких городах, преимущественно не ассимилированные, вызывали к себе ненависть и презрение крестьянского населения, считавшего их эксплуататорами, румынские преподаватели и студенты боялись конкуренции своих еврейских коллег, составлявших почти половину румынского студенчества. Антисемитизм, который уже в 19-м столетии приводил к погромам, неоднократно вызывавшим протесты и вмешательство великих держав, был широко распространен среди румынского населения. Наряду с религиозным и социальным компонентами он содержал также национальный, поскольку румынские националисты видели в еврейском меньшинстве, в значительной мере не ассимилированном и поддерживаемом из-за границы, инородное тело, нарушавшее национальную и социальную целостность румынского народа. Эту ситуацию могли использовать движения, основанные уже в 19-м веке Константином Стере и А. К. Кузой, выдвигавшие отчетливо выраженные националистические, антисемитские и социально-революционные популистские цели. Эти движения оказывали все большее влияние на студентов и крестьян. В политико-идеологическом и персональном отношении эти популистско-антисемитские организации были прямыми предшественниками румынского фашизма.
По конституции 1923 года Румыния была парламентской монархией. При этом король мог не только использовать, но и расширять предоставленные ему конституцией права. Поскольку он мог в любое время распустить парламент, формирование правительства находилось фактически в его руках. Сверх того, не выборы определяли правительство, а, напротив, исход выборов зависел от того, каким было правительство. Это объяснялось, с одной стороны, незаконными фальсификациями, а с другой — конституционным законом, по которому партии, получившей свыше 40% поданных голосов, доставалось более 50% мест в парламенте, причем этот парламент, состоявший из 380 членов, выбирался непрямым путем. Такой порядок, единственный в Европе того времени, приводил к тому, что победившая партия, как правило, располагала 70% мест, что превращало всю эту парламентскую систему в фарс. Получалось так, что однажды пришедшая к власти партия предсказуемым образом выигрывала выборы, а затем, когда король распускал парламент и назначал новое правительство, столь же предсказуемо их проигрывала. Вследствие этого у власти сменялись партии, почти не отличавшиеся друг от друга ни социальным составом, ни даже программами. Исключение составляли в этом отношении партии национальных меньшинств и социалисты — коммунистическая партия была в 1924 году запрещена и на 20 лет загнана в подполье. Но эти партии оставались крайне слабыми и не могли повлиять на мнимо-парламентскую процедуру. Таким образом, Либеральная партия Иона Брэтиану сменялась в правительстве Национальной крестьянской партией, возникшей из слияния Национальной партии Юлиу Маниу и Крестьянской партии Михалаке, а эта, в свою очередь, сменялась Национальной народной партией Йорги и Авереску. После 1931 года либеральная и Национальная крестьянская партии неоднократно раскалывались, что делало румынскую парламентскую систему еще более необозримой.
В то же время и без того небольшое влияние парламента еще более ограничил король Кароль II [17], вернувшийся в июне 1930 года из изгнания, вызванного его вторым браком с женщиной ненадлежащего сословного положения. Начиная с выборов 20 декабря 1937 года, он назначал только таких премьер-министров, которые имели слабую поддержку населения и поэтому полностью зависели от него. Затем в феврале 1938 года он отменил действовавшую до этого конституцию, еще более усилив позицию короля. Избирательный возраст был повышен до 30 лет, а гражданские права еще больше ограничены.
В годы первой мировой войны экономическое положение Болгарии ухудшилось. Население голодало, распространились эпидемические заболевания. В конце 1917 — начале 1918 в Пловдиве, Сливене, Габрове произошли голодные бунты и демонстрации. Весной и летом 1918 под лозунгом немедленного заключения мира вспыхнули восстания в ряде полков болгарской армии. В Болгарии назревал революционный кризис. В условиях отступления болгарской армии после прорыва войсками Антанты фронта в районе Добро-Поле (14—18 сентября 1918) произошло солдатское Владайское восстание 1918.В ходе восстания 27 сентября 1918 было объявлено в г. Радомире о низвержении Фердинанда и провозглашена республика. Солдаты направились к Софии, но были разбиты правительственными войсками с помощью немецких воинских частей. 3 октября 1918 Фердинанд был вынужден отречься от престола, передав его сыну Борису, и бежать из страны. Ещё 29 сентября 1918 было подписано Салоникское перемирие; по мирному договору, заключённому в Нёйи на очень тяжёлых для Болгарии условиях войска Антанты оккупировали Болгарию.
В обстановке революционного подъёма партия тесных социалистов возглавила массовое движение. В марте 1919 она участвовала в основании Коммунистического Интернационала. В мае 1919 22-й съезд партии тесняков переименовал её в Болгарскую коммунистическую партию (тесных социалистов) — БКП (т. с.). Съезд одобрил разрыв со 2-м Интернационалом и вступление партии в коммунистический Интернационал.
В 1919-1920 гг. в Болгарии сложилась своеобразная обстановка: пролетариат ещё не мог взять власть в свои руки, а силы и политическое влияние буржуазных партий благодаря революционной борьбе трудящихся были настолько подорваны, что буржуазия оказалась вынужденной уступить управление БЗНС. В мае 1920 г. А. Стамболийский, лидер БЗНС, получившего на выборах в марте 1920 г. наибольшее число голосов, сформировал однопартийный кабинет. Руководство БЗНС пыталось осуществить утопическую идею установления в стране самостоятельной крестьянской власти. Реформы Стамболийского — закон о трудовой земельной собственности, устанавливавший земельный максимум в 30 га (25 июня 1921), законы о прогрессивно-подоходном налоге (6—8 июля 1920), о трудовой повинности (28 мая 1920) и др. — носили демократический характер и ущемляли интересы крупной буржуазии, но не затрагивали основ капитализма. В то же время правительство продолжало борьбу против компартии, влияние которой нарастало.
С начала 2-й мировой войны 1939—45 болгарское правительство, несмотря на объявленный нейтралитет Болгарии, усилило сотрудничество с фашистской Германией. 7 сентября 1940 в Крайове был подписан болгарско-румынский договор, в силу которого Южная Добруджа возвращалась Болгарии. Правительство Б. Филова (1940—43) отказалось принять предложение СССР о заключении советско-болгарского договора о дружбе и взаимной помощи. 1 марта 1941 Филов, вопреки национальным интересам страны, подписал Венское соглашение о присоединении Болгарии к блоку фашистских держав; немецкие войска вступили на болгарскую территорию, которую Германия вскоре использовала как плацдарм для нападения на Югославию и Грецию (апрель 1941). После разгрома этих стран фашистской Германией в восточной Сербии, а также в части Македонии и на побережье Эгейского моря была введена болгарская администрация. 13 декабря 1941 Болгария объявила войну Великобритании и США.
Болгарский народ не мирился с преступной политикой фашистских правителей, в трудных условиях на протяжении многих лет вёл антифашистскую борьбу. Широкий размах она приняла после нападения Германии на Советский Союз. Во главе развернувшейся в Болгарии борьбы против фашизма и вовлечения страны в войну с СССР выступила БРП.
Хотя парламентская система Югославии, устраненная в 1929 году сменившей ее диктатурой короля Александра, потерпела полную неудачу в национальном вопросе, она добилась некоторых успехов в решении серьезных экономических и социальных проблем. Сюда относилось развитие промышленности, стимулируемое государственной помощью и инвестициями иностранного капитала, что, впрочем, не могло сгладить различия между значительным индустриальным развитием Словении и преимущественно аграрным хозяйством южных регионов Югославии. Ограниченные результаты принесла и аграрная реформа, введенная после длительных приготовлений 20 мая 1922 года. Эта реформа предусматривала отчуждение, с вознаграждением собственников, всех земельных владений сверх определенной величины, от 100 до 500 гектаров в зависимости от местных условий. Всего было отчуждено 2,5 миллиона гектаров, которые были разделены на участки около 5 гектаров каждый, розданные крестьянам и новым поселенцам. Но даже в 1928 году, когда земельная реформа была в основном завершена, около трети крестьянских хозяйств все еще не имели и 2 гектаров земли, а другая треть дворов имела не больше 5 гектаров. Эти мелкие и карликовые хозяйства не в состоянии были обеспечить устойчивое повышение продуктивности сельского хозяйства. Более эффективны в экономическом отношении были некоторые кооперативы, устроенные на добровольной основе. Но в общем земельная реформа не разрешила проблему перенаселения деревень, тем более что развивавшаяся промышленность не требовала большого притока рабочей силы.
В совместной декларации с фашистскими организациями Венгрии и Болгарии в апреле 1929 Анте Павелич заявил о необходимости свержения белградского режима, после чего обвинен в государственной измене и приговорен в Югославии к смертной казни [22].
Хотя в августе 1932 года восстание усташей было подавлено армией и полицией, террористам этой партии удалось 9 октября 1934 года, после нескольких безуспешных покушений, убить в Марселе короля Александра. Этот акт не привел, как ожидал Павелич, к восстанию в Хорватии, но привел к политическому ослаблению югославской королевской диктатуры, поскольку ввиду несовершеннолетия наследника страной управлял теперь раздираемый противоречиями регентский совет. Все же новому государственному руководству удалось ослабить политическое влияние усташей. Между тем усташи все более ориентировались в идеологическом и организационном отношении на образец фашистской Италии, не прекращая при этом свою насильственную и террористическую борьбу за хорватскую независимость. Казалось, эти две тенденции находились в непреодолимом противоречии, поскольку Италия твердо поддерживала свои притязания на принадлежащее Хорватии далматское побережье. Против этого резко возражала также Хорватская крестьянская партия. Центральное правительство Югославии использовало эти разногласия между националистической Хорватской крестьянской партией и националистической и фашистски ориентированной партией усташей; оно пыталось, не без успеха, побудить Крестьянскую партию отказаться от своего обструкционистского курса, обещая значительную автономию для Хорватии.
После того как 26 сентября 1936 года был издан закон о снятии задолженности с крестьянских хозяйств, удалось преодолеть также последствия мирового экономического кризиса: экономика Югославии была на 75% аграрной. В этом важную роль сыграла Германия, как раз во время кризиса закупавшая сельскохозяйственные продукты Югославии, причем по ценам, отчасти превышавшим существующие на мировом рынке. После заключения некоторых торговых договоров в 1935 году доля Германии в югославском импорте составила уже 16,2%, а в экспорте — 18,7%.[23]
Возникновение и структура хорватского усташского государства опирались, с одной стороны, на поддержку фашистских держав, Германии и Италии, а с другой - на применение неограниченного террора. Конец его был предопределен крахом фашистских держав, и при подавлении усташей также были применены террористические средства.
В ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы еще в начале 20-х годов установились различного типа консервативные военно-авторитарные режимы, носившие более или менее традиционный характер. Их специфика определялась особенностями социально-экономического развития: незавершенностью буржуазно-демократических преобразований, недостаточной развитостью капитализма, обремененностью пережитками феодализма, сохранением помещичьего землевладения. В ряде стран этого региона (Болгария, Румыния, Венгрия, Югославия, Греция, Албания) сохранилась или была восстановлена форма конституционной монархии довоенного образца.
Буржуазно-парламентские институты в этих странах, не имевшие прочных традиций, переживали перманентный кризис, который усугублялся нерешенностью социальных проблем. Подавляющее большинство граждан было, как правило, отстранено от участия в политической жизни.
В некоторых странах возросли милитаристские тенденции и роль армии.
В зависимости от расстановки политических сил и исторических традиций правящая элита использовала во внутренней политике, наряду с авторитарно-бюрократическими и профашистскими, также буржуазно-парламентские методы господства. Авторитарные режимы тяготели к фашистским государствам, а последние в свою очередь стремились вовлечь их в орбиту своего влияния.
Болгария перед Балканскими войнами
Памятник
русскому императору
Александру II,
построенный в 1908 г.
в Софии
Провозглашение полной независимости Болгарии
Национально-освободительная борьба
македонских болгар
Первая Балканская война
Балканские войны
Болгарский царь Фердинанд I
с супругой Марией-Луизой.
Болгария в Первой мировой войне.
Конец эпохи Фердинанда
Вторая Балканская война
Царь Борис Третий
Болгарский солдат на поле боя
поит водой раненого турка.
4 октября 1918 г. после торжественной литургии в софийской церкви Святого Воскресения на голову 24-летнего генерал-майора, князя Тырновского, герцога Саксонского Бориса-Клемента-Роберта-Марии-Пия-Станислава Саксен-Кобург-Готского была возложена болгарская корона, и он стал Борисом III, царем болгар.
По характеру он был полной противоположностью отцу: не любил появляться на публике, всегда носил на мундире только два ордена, не производил себя в новые военные чины. Долгое время он запрещал чеканить на монетах свой профиль, а уж в этом монархи редко себе отказывают. В быту он также отличался скромностью и неприхотливостью.
Но главным было даже не это. Бориса III с детства готовили к участи правителя (он единственный из детей Фердинанда I с детства был православным), что выгодно отличало его от предшественников. С ним занимались лучшие специалисты Болгарии, правда, высшего образования он получить не смог — помешали войны 1912—1918 гг., в которых он участвовал, будучи командиром роты. Все отмечали в нем талант государственного деятеля и интеллигентность, сочетавшиеся, впрочем, с некоторой нерешительностью.
Царь увлекался иностранными языками и биологией, интересовался автомобилями и железнодорожной техникой, любил водить паровоз, со страстью охотился, занимался альпинизмом.
Борис III недаром назывался царем болгар (уместно вспомнить, что Наполеон Первый именовал себя императором французов, а не императором Франции). Не имея в жилах ни капли славянской крови, Борис стал первым болгарским царем после Освобождения, которого народ считал действительно своим правителем, и коронация, проходившая без масштабных торжеств, сопровождалась спонтанными народными гуляньями.
Политика правительства
Александра Стамболийского
Режим Народного согласия
Границы Болгарии
по Нейискому договору 1919 г.,
подписанному
Александром Стамболийским,
премьер-министром Болгарии
в 1919-1923 гг.,
со странами-победительницами
в Первой мировой войне
Профашистский режим в Болгарии и его крах
Храм Александра Невского
в Софии
Список использованной литературы
Гюзелев В., Саздов Д., Спасов Л., Павлов П., Тютюнджиев И., Лазаров И., Палангурски М. История на България. София, 2000.
Лалков М. История на България в живота и делата на владетели и държавници. София, 2000.
Дончев Д., Каракашев Х. Физическа и социално-икономическа география на България. Велико-Тырново, 1999.
Монев Д. Каталог на българските монети. 1881—1998. София, 1998.
Низовский А.Ю. Болгария и семь ее чудес. М., 2001.
Царь Борис не сразу и не легко утвердил свою личную власть. При правительстве Болгарского земледельческого народного союза (1920-1923), возглавлявшемся А. Стамболийским, Борис только царствовал, но не управлял. Стамболийский сохранял монархический институт лишь в угоду державам-победительницам, зажавшим Болгарию в жесткие тиски Нейиского мирного договора 1919 г. Скрепя сердце Борис выполнял роль "послушного монарха". "Я нахожусь, - жаловался он, - в положении хозяина магазина по продаже стеклянных изделий, в который ворвался слон. Приходится постоянно убирать осколки стекла, нести убытки".
Свержение правительства Стамболийского 9 июня 1923 г. создало благоприятные условия для расширения власти Бориса. Ударным кулаком в этом перевороте была болгарская военная верхушка - самая привилегированная, наиболее консервативная и относительно самостоятельная в государственном аппарате сила, формально стоявшая вне политики, но активно вмешивавшаяся в ход событий, когда, по ее мнению, "нарушалось народное единство", "попирались национальные идеалы" и "подрывались устои государства".
Правда, сам Борис в период подготовки и проведения переворота постарался остаться в тени. Зачем, в самом деле, вызывать излишнюю ненависть крестьянских масс, поддерживавших правительство А. Стамболийского! За два дня до его свержения царь отправился на загородную виллу Стамболийского и гостил там почти целый день, всячески показывая свое "дружеское" отношение к популярному болгарскому деятелю, над которым участники переворота вскоре учинили зверскую расправу. Царь предпочитал влиять на заговорщиков в нужном направлении через своих доверенных лиц. Окончательно убедившись, что режим Стамболийского пал, царь подписал указ о передаче власти новому правительству во главе с профашистски настроенным профессором Софийского университета Александром Цанковым.
Однако и после переворота 9 июню1923 г. позиции царя Бориса оставались еще шаткими. В сентябре того же года ему пришлось пережить несколько неприятных для себя дней, очень напоминавших бурное революционное время1918 г. Речь идет об антиправительственном вооруженном восстании, подготовленном и проведенном под руководством болгарской компартии. "Мы переживаем ответственный момент, - обращался он к армии. - Мы поставлены перед дилеммой - быть или не быть". Армия вновь выручила Бориса, подавив восстание.
Усиление роли армии в политической жизни страны вскоре привело к тому, что отдельные высшие офицеры, почувствовавшие вкус к политике, стали претендовать на установление своей диктатуры, замахиваясь при этом и на власть самого царя. Значительно позднее он признавал, что его неудачные заявления, в которых умалялся авторитет военных, дали повод к росту их недовольства. Любой государственный деятель, рассуждал царь, подчеркивающий, что "он один может спасти положение", теряет поддержку армии. "Военные таких вещей не прощают" *.
В этом Борис убедился во время государственного переворота 19 мая1934 г., организованного верхушкой офицерского союза "Военная лига" и тесно с ней сотрудничавшей политической группой "Звено", в которую входили и представители буржуазной интеллигенции. Над Борисом вновь навис дамоклов меч. В кармане одного из деятелей военной оппозиции, приезжавших к Борису утверждать состав нового правительства, лежал указ о его отречении на тот случай, если он не согласится на их требования. Но сравнительно малочисленную группу заговорщиков не поддержала промонархически настроенная основная масса офицерства. Репрессиями и лестью, угрозами и подкупами, закулисными интригами, ловкой игрой на возникших с самого начала противоречиях среди участников переворота царь Борис сумел не только обезопасить трон от покушения со стороны высшего офицерства, но и превратить армию в свою верную опору. Использовав реакционные плоды переворота 19 мая 1934 г.(фактическая отмена Тырновской конституции 1879 г., роспуск политических партий), он проложил путь к установлению единоличной монархической диктатуры, навеянной укрепившимся в Германии гитлеровским режимом.
* Филов Б. Дневник. Под общата редакция на академик Илчо Димитров. София, 1990. С. 489.
Но при этом болгарский монарх подчеркивал, что он против "абсурдных теорий" и "тоталитарных методов "гитлеровцев. Конечно, венценосный потомственный аристократ вряд ли мог питать особые симпатии к бывшему ефрейтору, не пожелавшему к тому же восстановить в Германии столь близкую Кобургам династию Гогенцоллернов и с презрением относившемуся к титулованной знати в своей стране, преследовавшему отдельных ее представителей, в том числе и сестру Бориса - Надежду, герцогиню Вюртембергскую (умерла в 1958 г.). Льстя Гитлеру и его подручным в глаза, царь Борис тем не менее в порыве откровенности не раз высказывал доверенным лицам критические замечания по адресу германского фюрера и других главарей "третьего рейха".
Но при всем том многое в Гитлере привлекало Бориса, и он без какого либо оттенка лести говорил об этом. Нараставшие политические и военные успехи гитлеровцев - вот что определяло отношение болгарского царя и его окружения к ним. Царю, сколько бы он ни говорил о своем неприятии тоталитаризма, несомненно, импонировал принцип авторитарности власти. Политическая действительность Болгарии, особенно конца 30 - начала 40-х гг., свидетельствовала о том, что его помыслы направлялись именно на воплощение в жизнь этого принципа. "Мы имеем царя, - подтверждали его приближенные, - который вникает во все политические дела и в самые малейшие их подробности". "В настоящее время, - сообщал в октябре 1941 г. в госдепартамент американский посланник в Софии Дж. Эрл, - царь обладает абсолютной властью" *.
Правда, царь Борис устанавливал личную диктатуру иначе, чем это делали Гитлер и Муссолини. Болгарский монарх, например, не пошел по пути создания массовой партии. В отличие от германских и итальянских фашистских главарей, ему не надо было захватывать власть с помощью такой партии. В ее существовании Борис видел даже потенциальную угрозу своей власти. Царя больше привлекал "беспартийный" режим. Он предпочитал управлять страной с помощью не принадлежавших к какой-либо партии чиновников и советников из дворцовой камарильи.
* Цит. по: Груев С. Корона от. тръми. София,1991.С.371.
Близко к царю в последние годы его жизни стоял премьер-министр Богдан Филов, с именем которого связаны трагичные страницы истории Болгарии периода второй мировой войны. Начав в 1906 г. служебную карьеру скромным музейным работником в Софии, он затем выдвинулся на научном поприще, стал действительным членом Болгарской академии наук, профессором археологии Софийского университета, получил высокие ученые звания в научных учреждениях Германии, Чехословакии, Австрии. Болгарскому монарху не могло не импонировать, что Филов - убежденный защитник концепции "беспартийного" режима. Этот режим "должен опираться на самых близких сотрудников власти - государственных и муниципальных служащих, на некоторые общественные организации, контролируемые властями и сотрудничающие с ними" *. Такие взгляды Филова вполне устраивали царя Бориса. В результате Филов в ноябре 1938 г. стал министром просвещения, а в феврале 1940 г. - премьер-министром.
Всю деятельность царя Бориса, по свидетельству Рендела, пронизывал страх перед "новой динамичной силой - марксистским коммунизмом". На Западе, полагал Борис, "революционеры были кроткими теоретиками", "респектабельными и подчиняющимися закону людьми". Поэтому революции там "существенно отличались бы" от "красных революций" на Балканах, населенных "буйными и соперничающими" нациями. "Как только закон и порядок будут поколеблены, наступит невообразимый ужас", - говорил царь Борис **.
* Пит, по: Казасов Д. Указ. соч. С . 638.
**Rendel G. Ор . cit. Р. 155.
Он, в отличие от своего отца и воинствующих шовинистов, часто бряцавших оружием, предпочитал добиваться "национальных идеалов" болгарской буржуазии мирным путем, с помощью дипломатии. "То, в чем мы нуждаемся здесь [на Балканах], - говорил Борис, - это длительная эпоха ненарушаемого порядка и мира"***. Болгария, согласно Нейискому договору 1919 г., со странами-победительницами в первой мировой войне была ослаблена в военном отношении, финансовые затруднения также тормозили организацию болгарских вооруженных сил в соответствии с уровнем того времени. Царь Борис вынужден был считаться с этим обстоятельством. Кроме того, болгарский монарх знал, что в стране живы воспоминания о национальной катастрофе в 1918 г. Да и сам Борис никогда не забывало пережитых им в том году событиях. Все это накладывало сильный отпечаток на внешнеполитическую деятельность царя.
Читайте также: