Автомобилизация и дорожное движение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Автомобильный рынок — это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.

Энергетический кризис — явление, возникающее, когда спрос на энергоносители значительно выше их предложения. Его причины могут находиться в области логистики, политики или физического дефицита (см. пик нефти).

Дорожный затор, или автомобильная пробка, — скопление на дороге транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка дороги. При образовании затора значительно снижается пропускная способность участка дороги. Если прибывающий поток транспорта превышает пропускную способность участка дороги, затор растёт лавинообразно.

Усто́йчивый тра́нспорт (или зелёный тра́нспорт) — любой способ или организационная форма передвижения, позволяющие снизить уровень воздействия на окружающую среду. К нему можно отнести пешеходное и велосипедное движение, экологичные автомобили, транзитно-ориентированное проектирование, аренда транспортных средств, а также системы городского транспорта, которые являются экономичными, способствуют сохранению жизненного пространства и пропаганде здорового образа жизни.

Автомоби́льная промы́шленность (автомобилестрое́ние) — отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (например, автомобилей, мотоциклов и повозок), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Упоминания в литературе

В регионах наблюдается несоответствие темпов развития автомобильных дорог устойчивому росту автомобилизации , старение основных фондов транспортной инфраструктуры и их неэффективное использование. Весомым фактором, сдерживающим развитие туристской транспортной инфраструктуры, выступает недостаток придорожной инфраструктуры. В большинстве регионов СЗФО данный сектор слабо развит. Существует острая необходимость создания мест для отдыха водителей и пассажиров (питание, ночлег и кратковременный отдых в пути), кемпингов для автомобилистов и др.

Тем не менее, развитие научно-технического прогресса, в том числе автомобилизация общества потребовали не просто регламентации правил движения по дорогам разных государств, но еще и унификации их между собой, что позволило бы облегчить международные перевозки грузов и пассажиров.

Связанные понятия (продолжение)

Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτός — сам и лат. mobilis — подвижной, скорый) — моторное дорожное транспортное средство, используемое для перевозки людей или грузов. Основное назначение автомобиля заключается в совершении транспортной работы. Автомобильный транспорт в промышленно развитых странах занимает ведущее место по сравнению с другими видами транспорта по объёму перевозок пассажиров. Современный автомобиль состоит из 15—20 тысяч деталей, из которых 150—300 являются наиболее важными и требующими.

Компримированный (сжатый) природный газ (КПГ, СПГ или CNG от англ. Compressed natural gas) — природный газ (метан (CH4), сжатый на компрессорной станции до давления 200—250 бар (196-245 кг/см2) для использования в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания. Компримирование газа производится на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), куда газ поставляется от магистральных трубопроводов. Компримированный природный газ используется на легковых автомобилях, пассажирском.

Маятниковая миграция — условное название регулярных (обычно — ежедневных) поездок населения из одного населённого пункта (места жительства) в другой — на работу или учёбу и обратно. Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей. Особенно развита маятниковая миграция в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях, мегаполисах. Маятниковую миграцию не относят к миграции населения.

Безопасность дорожного движения - среда в которой отсутствуют нарушения правил дорожного движения или правонарушения.

Деиндустриализация — процесс социальных и экономических изменений, вызванных снижением или полным прекращением индустриальных активностей в регионе или стране, особенно в тяжелой промышленности и в индустриальном производстве. Деиндустриализация противопоставляется индустриализации.

Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.

Тра́нспортная инфраструкту́ра — разновидность инфраструктуры, совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.

Автомобильный туризм — путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Автомобильные путешествия являются разновидностью туризма.

Территориально завод расположен в г. Сестрорецк, Курортный район Санкт-Петербурга. Это единственное производство компании в России, включающее дилерскую сеть, распределяющую все автомобили выпускаемые заводом. Дилерских центров в СПб — девять, в том числе два на выезде из Курортного района.

Железнодорожный транспорт Великобритании — старейший в мире, первая общественная железная дорога на локомотивной тяге открылась в 1825 году. Практически все железнодорожные пути находятся в управлении Network Rail, которая на 2010 год владела 15 754 километров путей европейской колеи, из которых 5 429 км были электрификацированы. Среди них есть однопутные, двухпутные и четырёхпутные пути. Помимо этой сети в некоторых городах развит железнодорожный общественный транспорт (включая обширную сеть Лондонского.

Автомобильный спорт в СССР — спортивные состязания на автомобилях, проводившиеся в СССР, в период с 1922 по 1991 годы.

О́мский авто́бус — автобусная система, работающая в Омске с 1924 года. Включает в себя муниципальный и коммерческий транспорт.

Большой американский трамвайный скандал (англ. Great American Streetcar Scandal), также известный, как трамвайный заговор General Motors — теория заговора, согласно которой трамвайная сеть США была заменена автобусами в середине XX века в результате действий таких холдинговых компаний, как National City Lines, Pacific City Lines и American City Lines. Эти компании были основаны картелем компаний, в который, кроме General Motors, вошли Firestone Tire, Standard Oil of California и Phillips Petroleum.

Берлинский автобус — один из основных видов общественного транспорта Берлина. Городскую автобусную сеть (наряду с метрополитеном, трамваем и паромом) по договору с Сенатом Берлина обслуживает единственный оператор: BVG.

Сфера услуг — часть экономики России, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Город без автомобилей (англ. carfree city) — это населённый пункт, внутри которого люди передвигаются на общественном транспорте, ходят пешком или ездят на велосипедах, то есть не используют автомобили для передвижения внутри городской территории.

Внедоро́жник — автомобиль, обладающий повышенной проходимостью по бездорожью за счёт высокого клиренса, ведущих передних и задних колёс.

Прокат автомобилей (аренда транспортных средств) — сдача автомобиля без водителя на определённый период времени (от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет).

Городской автомобиль — сверхкомпактный, манёвренный, сравнительно небыстрый автомобиль, предназначенный преимущественно для езды в городе.

Как отмечает специалист по экономике США, доктор экономических наук, профессор, директор Центра социально-экономических исследований Института Северной Америки РАН Людмила Фёдоровна Лебедева, ежегодное количество поездок — в автобусе, метро, трамвае, пригородных поездах и других видах общественного транспорта — в расчете на душу населения наглядно свидетельствует о значении этих видов транспорта в разных странах и городах мира. Народный архитектор СССР, в прошлом Главный архитектор Москвы Михаил.

Авто́бус (сокращение от автомобиль-омнибус) — безрельсовое механическое моторное транспортное средство, технически предназначенное для перевозки девяти и более пассажиров и способное маневрировать на дороге, приводимое в движение источником энергии, запасённым или производимым из топлива, хранящегося на борту (бывают аккумуляторные, суперкондесаторные, дизельные, газотопливные автобусы и автобусы на топливных элементах).

Мотоколя́ска, изначально сокращение от слов моторная коляска — транспортное средство, занимающее промежуточное положение между полноценным автомобилем и мотоциклом.

Микроавтобус или Автобус особо малого класса — автотранспортное средство (автобус) длиной до 5 метров, по другим данным — от 4,5 до 6 метров, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более 8 — 10 пассажирских мест, не считая места водителя, по дту, по другим данным — имеющие 9(10) — 15 мест.

Система совместного использования велосипедов (велопрокат, байкшеринг) — система проката, обычно созданная на некоммерческой основе, позволяющая арендовать велосипед на одной из автоматизированных станций, совершить поездку и вернуть велосипед в любой пункт проката, установленный в этом же городе. Подобные программы успешно существуют во многих городах мира.

Минский автобус — вид общественного транспорта в столице Республики Беларусь городе Минске. До 2014 года автобус перевозил наибольшее число пассажиров, уступив свои позиции метрополитену. Доля пассажиропотока, среди всех видов пассажирского транспорта города — 37,3 % в 2017 году.

Нижегоро́дский авто́бус — система автобусного общественного транспорта Нижнего Новгорода. Представлена сетью маршрутов автобусов большой вместительности и маршрутными такси.

22 сентября — это Всемирный день без автомобиля, в который автомобилистам (и мотоциклистам) предлагается хотя бы на день отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств; в некоторых городах и странах проходят специально организованные мероприятия.

Автомоби́льные доро́ги федера́льного значе́ния России — автомобильные дороги, соединяющие: столицу Российской Федерации — России со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами государства, республиканские и административные центры краев и областей; курорты, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими железнодорожными станциями.

Каирский троллейбус — троллейбусная система в городе Каир (Египет), действовавшая с 1950 по 1981 годы.

Моско́вский авто́бус — сеть автобусных маршрутов города Москвы. Основной вид наземного муниципального общественного транспорта города. Сеть городских автобусов затрагивает не только территорию столицы, но и ряд городов-спутников в Московской области, а также районы Московской области, такие, как Ленинский, Одинцовский, Наро-Фоминский, а также городские округа Домодедово, Химки и Подольск. Также маршрутами охвачен эксклав Зеленоградский округ — маршруты в основную часть Москвы и местные маршруты.

Высокоскоростной наземный транспорт (ВСНТ) — наземный железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение скоростных поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специализированным путям, либо со скоростью более 200 км/ч по существующим путям. Движение таких поездов, как правило, осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям — высокоскоростной магистрали (ВСМ), либо на магнитном подвесе (маглев).

Приднестровье расположено тонкой полоской между Украиной и Молдавией. Транспорт ПМР включает железнодорожный, автомобильный (в том числе общественный), трубопроводный и другие виды. Столица Приднестровья — Тирасполь — является крупным транспортным узлом, так как стоит на пересечении магистральных автодорог Тирасполь — Каменка и Кишинёв — Одесса и железной дороги Одесса — Кишинёв.

Автомобильные дороги России — система автомобильных дорог (автодорог, АД) в Российской Федерации — России.

Общественный (коммунальный) транспорт — разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.

Программа утилизации автомобилей — федеральная программа в России, дающая возможность владельцам старых автомобилей сдать их на утилизацию и взамен получить скидку на покупку нового автомобиля. Эта программа призвана активизировать процесс смены старых автомобилей новыми, тем самым поддержать автомобильную промышленность России, повысить безопасность дорожного движения и улучшить экологическую обстановку. Также в рамках данной программы финансируется создание системы утилизации автомобилей. Программа.

2. Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения.

3. Правила дорожного движения и международные Конвенции по дорожному движению.

4. Управление дорожной полиции Главного управления внутренних дел, службы организации дорожного движения.

Автомобилизация наряду с огромным положительным влиянием на экономику го­сударств, создание удобст­ва и комфорта для людей может вызвать ряд нега­тивных явлений, которые особенно проявились за последние десятилетия в крупных городах развитых капиталистических стран; человеческие жертвы, огромный материальный автомобилей в мире: ущерб в результате дорожно-транспортных происшествий, шум, загазованность воздушных бассейнов го­родов, загромождение улиц стоящими автомобилями и, наконец, транспортные заторы, и резкое снижение ско­ростей движения. В настоящее время в результате до­рожно-транспортных происшествий ежегодно погибают более 250 тыс. чел. и примерно в 30 раз большее число людей получают травмы. Материальный ущерб от до­рожно-транспортных происшествий достиг огромных размеров и по подсчетам специалистов только, напри­мер, в США превысил за 1979 г. 36 млрд. долл. Шум от движения транспортных средств на магистралях больших городов достигает 100 дБ, а в домах, стоящих на этих улицах, - 80 дБ вместо соответственно 50 и 40 дБ, допустимых по нормам. Это отрицательно влияет на здоровье людей, нарушая их отдых, сон, резко по­вышая утомляемость на работе. Содержание окиси уг­лерода в воздухе городов при допустимой норме 3 мг/м 3 на магистралях с наиболее напряженным движением превышает ее в десятки и сотни раз.

1) недостаточная обеспеченность автомобильного транспорта соответствующими по своим параметрам до­рогами;

2) недостаточная изоляция автомобильного движе­ния от других участников дорожного движения;

3) массовость профессии водителя.

Вместе с этим, при современном уровне развития ав­томобильной техники, надежность деятельности водите­лей является решающим фактором безопасности дви­жения. Ведь постоянное следование транспортных средств по необходимой траектории, соблюдение соот­ветствующих дистанций и интервалов между автомо­билями и разрешение возникающих на дороге кон­фликтных ситуаций, возлагается целиком на води­телей.

Таким образом, на дорогах существует сложная ди­намическая система, представляющая собой совокуп­ность движущихся и неподвижных пешеходов и раз­личных типов механических и немеханических транс­портных средств, управляемых людьми и называемая дорожным движением.

Контрольные вопросы:

1. Уровень автомобилизации страны

2. Проблемы организации дорожного движения

3. Перечислите взаимосвязь системы ОДД

4. Назовите взаимосвязь структуры ОДД

5. Назовите функциональные обязанности сотрудников УДП

План лекции

1. Автомобилизация и дорожное движение.

2. Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения.

3. Правила дорожного движения и международные Конвенции по дорожному движению.

4. Управление дорожной полиции Главного управления внутренних дел, службы организации дорожного движения.

Автомобилизация наряду с огромным положительным влиянием на экономику го­сударств, создание удобст­ва и комфорта для людей может вызвать ряд нега­тивных явлений, которые особенно проявились за последние десятилетия в крупных городах развитых капиталистических стран; человеческие жертвы, огромный материальный автомобилей в мире: ущерб в результате дорожно-транспортных происшествий, шум, загазованность воздушных бассейнов го­родов, загромождение улиц стоящими автомобилями и, наконец, транспортные заторы, и резкое снижение ско­ростей движения. В настоящее время в результате до­рожно-транспортных происшествий ежегодно погибают более 250 тыс. чел. и примерно в 30 раз большее число людей получают травмы. Материальный ущерб от до­рожно-транспортных происшествий достиг огромных размеров и по подсчетам специалистов только, напри­мер, в США превысил за 1979 г. 36 млрд. долл. Шум от движения транспортных средств на магистралях больших городов достигает 100 дБ, а в домах, стоящих на этих улицах, - 80 дБ вместо соответственно 50 и 40 дБ, допустимых по нормам. Это отрицательно влияет на здоровье людей, нарушая их отдых, сон, резко по­вышая утомляемость на работе. Содержание окиси уг­лерода в воздухе городов при допустимой норме 3 мг/м 3 на магистралях с наиболее напряженным движением превышает ее в десятки и сотни раз.

1) недостаточная обеспеченность автомобильного транспорта соответствующими по своим параметрам до­рогами;

2) недостаточная изоляция автомобильного движе­ния от других участников дорожного движения;

3) массовость профессии водителя.

Вместе с этим, при современном уровне развития ав­томобильной техники, надежность деятельности водите­лей является решающим фактором безопасности дви­жения. Ведь постоянное следование транспортных средств по необходимой траектории, соблюдение соот­ветствующих дистанций и интервалов между автомо­билями и разрешение возникающих на дороге кон­фликтных ситуаций, возлагается целиком на води­телей.

Таким образом, на дорогах существует сложная ди­намическая система, представляющая собой совокуп­ность движущихся и неподвижных пешеходов и раз­личных типов механических и немеханических транс­портных средств, управляемых людьми и называемая дорожным движением.

Над темой номера работал

Тимур ФАТТАХОВ[1]

История автомобилизации - история ДТП

На всем протяжении истории возникновение всех эпидемий происходило за счет внешних возбудителей, чуждых человеку, главным образом - бактерий и вирусов. Причиной эпидемии дорожно-транспортных несчастных случаев является сам человек. Дорожно-транспортный травматизм стал одной из ключевых проблем общественного здравоохранения в ХХ веке. Автомобилизация и развитие дорожной инфраструктуры на протяжении всего ХХ века выступали критерием модернизации и экономического прогресса. Автомобиль стал непременным атрибутом образа жизни для многих людей. В то же время за благо автомобилизации обществу приходится платить очень высокую цену в виде всевозможных последствий дорожно-транспортных происшествий.

Автомобилизация и ее последствия - это лишь небольшой фрагмент глобального общественного модернизационного процесса, который в XVIII веке начался в Европе, позже переместился в Северную Америку, а к середине ХХ века охватил весь развивающийся мир.

В XIX веке в Европе и Северной Америке в результате индустриализации происходили сложные изменения в социальной сфере, которые выражались в трансформации производства и потребления, изменялся городской и сельский уклад жизни, большие успехи были достигнуты в области медицины и санитарии, улучшалось качество питания, повышался уровень мобильности населения. Все эти причины привели к образованию разрыва между странами в уровне смертности. Впервые за многовековую историю человечества, население Европы и Северной Америки стало ощутимо богаче и здоровее чем люди, проживающие в других частях света[2].

В это время быстрыми темпами развивается транспортная отрасль, строятся железные дороги, развиваются речные и морские средства коммуникаций, в городах развивается экипажное дело. Быстрому развитию транспортной отрасли способствовали усилившаяся в то время миграция населения, военные компании, почтовое дело и торговля.

Дорожно-транспортные происшествия начинают свою историю именно в этот переломный период истории. Они становятся результатом сложного переплетения множества различных факторов, здесь взаимодействуют различные категории участников дорожного движения, транспортные средства, дорожная инфраструктура, пространственная организация, медицинское обслуживание, правовая и материально-техническая база и многое другое. Дорожно-транспортные происшествия являются результатом таких причин, как недостойное индивидуальное поведение различных участников дорожного движения, отсутствие административного контроля и регулирования, низкое качество медицинского обслуживания и т.д.[3]

Европейское сообщество к началу ХХ века уже имело начальное представление о безопасности на железнодорожном транспорте. Но движение появившегося автомобильного транспорта представляло собой более сложную систему, чем движение по железным дорогам, ставшее уже привычным в XIX веке. Отделение железнодорожных потоков от других транспортных, а также пешеходных, потоков вело к снижению смертности уязвимых участников дорожного движения. Такое же разделение для автомобильного транспорта в то время было невозможно. С появлением автомобиля в сознании общества связывались новые страхи.

В ХХ веке процесс автомобилизации затронул весь мир, с 1910 по 2010 год мировой автопарк вырос с 1 млн. до 1 млрд. единиц[4]. В развитых странах количество автомобилей за вторую половину ХХ века выросло в разы. С 1965 по 2010 год в европейских странах автопарк увеличился, в среднем в 2 раза, в Японии и Израиле количество автомобилей выросло в 8 раз, в России - в 10 раз. По данным ВОЗ, существует сильная дифференциация между различными регионами мира в уровне автомобилизации, около 80% всех автомашин в мире принадлежит жителям США, Западной Европы и Японии, которые составляют 15% населения земли[5].

В ХХ веке можно выделить три волны мировой автомобилизации:

  1. 1910-1950 автомобилизация Северной Америки (США, Канада) и Австралии;
  2. 1950-1975 автомобилизация Европы;
  3. 1960 и по сей день автомобилизация остального мира.

Уже в это время, автомобиль становится объектом нападок, но не как транспортное средство повышенной опасности, а как предмет, характеризующий социальную и экономическую неоднородность общества[8].

В 1920-е годы ХХ века в крупных городах США автомобиль начинает приносить все больше неприятностей. В это время жертвами ДТП все чаще становятся пешеходы, которыми в большинстве случаев оказываются дети. Впервые автомобиль начинают воспринимать, как угрозу жизни людей. За 1913-1917 годы на дорогах США погибло 6700 человек, а в 1970 году - уже 54633[9].

Уровень автомобилизации по странам в то время значительно различался. Так, в 1938 году в Португалии на 1000 населения приходилось всего 8 автомобилей, в Испании - 9, во Франции - 70, в Канаде - 127, в США - 231.

С 50-х годов в Европе все больше происшествий стало происходить с участием 2 и более транспортных средств, жертвами которых все чаще становились водители и пассажиры. На фоне роста смертности водителей и пассажиров транспортных средств снижалась пешеходная смертность. С 1947 по 1953 год транспортные риски для пешеходов, в таких странах, как Швеция, Швейцария, Великобритания и Ирландия сократились вдвое[13].

С этого времени Европейская экономическая комиссия начинает публиковать ежегодные статистические отчеты о ДТП по 18 европейским государствам[16]. В 1957 году, в Эйндховене (Нидерланды) состоялся первый Международный конгресс дорожной полиции.

В это время ВОЗ начинает определять ДТП как угрозу здоровью европейского населения. В 1957 году впервые был произведен масштабный сбор данных о ДТП по 47 странам. Выяснилось, что в этих странах от ДТП погибло 102552 человека, из которых 79810 были мужчины. И эти цифры продолжали расти.

В Канаде, США, Австрии, Нидерландах, Новой Зеландии смертность от ДТП в 1958 году превысила смертность от всех форм туберкулеза, полиомиелита, брюшного тифа, дифтерии и сахарного диабета вместе взятых[17]. В Великобритании в том же году от ДТП погибло в 15 раз больше детей, чем от полиомиелита в 1956 году, и вдвое больше, чем от сильнейшей вспышки полиомиелита в 1945 году[18].

В то время было практически невозможно осуществлять международные сравнения, ввиду различий в терминологии и учете. Однако уже было ясно, что существуют гендерные и возрастные особенности в смертности от ДТП. Смертность мужского населения в абсолютных значениях в 3-5 раз превосходила женскую смертность. Среди погибших преобладали пешеходы, значительную долю которых составляли дети в возрасте от 1 до 10 лет и пожилые люди в возрасте 65+[19]. Начинает формироваться точка зрения, что смертность от дорожно-транспортных происшествий, это некая общественная цена, которую платит общество за свое развитие. Относительный показатель в 20 погибших на 100 тыс. населения в то время казался неизбежной ценой за экономическое и индустриальное развитие.

В 1950-е годы разгорается полемика между различными группами экспертов в области здравоохранения, политики, экономики, юриспруденции, общественного сектора, относительно того, является ли цифра в 50 тысяч погибших в ДТП приемлемой ценой за экономическое развитие. Начинают формироваться стандарты для автомобильной промышленности и дорожной инфраструктуры. Особое внимание начинает обращаться на технические характеристики безопасности автомобиля, такие, как ударопрочность, наличие мягкой обивки в салоне, безопасный капот автомобиля и т.д.

В 1970-е годы происходит модернизация транспортной системы городской среды. Городские центры крупных европейских мегаполисов испытывали большую нагрузку в виде заторов и пробок, которые сопровождались большими экономическими, экологическими и социальными издержками. Исследование ОЭСР, проведенное в 1981 году, показало, что в 11 из 12 крупных городов Европы ввели ограничение на парковку, в 8 городах увеличили частоту потоков общественного транспорта, в 10 городах были созданы преференции для общественного транспорта в виде отдельных полос движения, в 10 городах были реформированы пешеходные зоны, в 5 городах созданы велосипедные зоны. Данные мероприятия имели положительный эффект и в отношение смертности от ДТП[20].

В 1970-е годы продолжает меняться отношение ВОЗ к проблеме дорожно-транспортной безопасности. В 1974 году о значимости проблемы уже заявили с высокой трибуны на Всемирной ассамблее здравоохранения[21].

В последние два-три десятилетия начали говорить еще о таких последствиях автомобилизации, как загрязнение окружающей среды, качество жизни в городских и сельских местностях, истощение природных ресурсов и социальная справедливость. Но подобная постановка проблемы озвучивается только развитыми странами с высоким уровнем автомобилизации.

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Структура системыТранспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям

Проблемы автомобилизации в России

Проблемы автомобилизации

Проблемы, связанные с автомобилизацией и дорожным движением, имеют глобальный характер, затрагивают интересы большинства стран мира.

Непосредственно в автомобильном деле (автопромышленность и транспорт) занято около одной десятой всех трудящихся мира. В большинстве стран водитель автомобиля — одна из самых распространенных профессий.

Словом, автомобилизация, дорожное движение наложили печать на весь облик планеты, на все стороны жизни и деятельности людей. И это влияние еще далеко не изучено полностью. Оно проявляется в самых различных и неожиданных областях.

Как сообщала пресса, четверо американских исследователей выдвинули интересную гипотезу. Они считают, что при движении двух встречных потоков транспорта возникают атмосферные возмущения и стремительные ураганы. На эту мысль исследователей натолкнул тот факт, что за последние 40 лет число ураганов в США возросло в 6 раз. Они также обратили внимание на то, что при правостороннем движении встречные потоки машин создают между ними вихри, вращающиеся против часовой стрелки. Ураганы в северном полушарии обычно также вращаются в этом направлении.

В подтверждение гипотезы исследователи приводят данные статистики: за последние 24 года ураганы реже возникают по субботам. Возможно, потому, делают вывод исследователи, что в этот день автомобильный поток заметно слабеет и не создает сильных возмущений. Левостороннее движение в северном полушарии, полагают ученые, может способствовать уменьшению числа “торнадо”.

Дорожное движение, однако, влияет не только на погоду. Автомобиль сыграл не последнюю роль в загрязнении окружающей среды. И речь идет не только о загрязнении атмосферы отработанными газами, окисью углерода, но и о загрязнении почвы и вод. Сегодня все чаще и чаще можно увидеть на берегах рек, озер, на живописных полянах “черные оспины” омертвевшей почвы — пагубные следы слитого на землю масла. А шум бесконечного потока автомобилей в больших городах! К сожалению, перечень этих негативных последствий автомобилизации можно продолжить.

Самой серьезной, поистине глобальной, стала проблема безопасности дорожного движения. Массовый характер и трагизм последствий дорожно-транспортных происшествий приводят некоторых исследователей к выводу о том, что “появление автомобиля явилось трагическим событием”. Видимо, 100 лет назад, когда от автомобиля погиб первый пешеход, трагическая сторона автомобилизации еще не просматривалась. Кстати, этот первый наезд на пешехода произошел в Англии в 1896 г., вскоре же после того, как было отменено правило, по которому перед автомобилем шел человек с красным флажком и извещал окружающих о приближающейся опасности. С тех пор число жертв стало неудержимо расти.

Не умаляя значения технических вопросов, связанных, например, с совершенствованием транспортных средств и дорог, нужно подчеркнуть, что без социализации проблемы обеспечения безопасности дорожного движения было бы невозможно рассчитывать ни на её панорамное видение, ни на понимание ее стержневых вопросов, ни на правильный прогностический взгляд в будущее.

Это объясняется тем, что определяющим звеном в системе человек — автомобиль — дорога является человек. Именно от него, в конечном счете, зависит надежность функционирования каждого элемента и системы в целом. Он же, человек, является основным объектом в цепи негативных последствий дорожно-транспортных происшествий. Не повреждение транспортных средств, грузов и сооружений, не материальный ущерб от ДТП, а вред, причиняемый жизни и здоровью людей — вот что, прежде всего и в основном придает социальную значимость и остроту проблеме безопасности дорожного движения.

Если с учетом сказанного попытаться кратко охарактеризовать основные направления научно-технического прогресса в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе, то следует обратить внимание на следующее:

Первое. Все более широко проводятся работы по дальнейшему повышению активной, а в последнее время и пассивной безопасности автомобилей и дорог. Активная безопасность — это совокупность мер, направленных на предупреждение ДТП, а пассивная — на снижение тяжести последствий ДТП. Предпринимаются запоздалые попытки ликвидировать разрыв между тем, что уже сделано для автомобиля как источника повышенной опасности, способного причинить ущерб, вред, наконец, убить, и тем, что позволяет снизить вероятность ДТП и тяжесть их возможных последствий.

В ряде стран наряду с внедрением целого ряда новых технических решений (уретановые наполнители, повышающие травмобезопасность пассажиров, топливные баки из синтетических материалов и т.п.) предпринимаются попытки сконструировать безопасный автомобиль.

Второе. Расширение социально-экономического содержания проблемы дорожного движения усилило внимание к вопросам расходования топливно-энергетических ресурсов, охраной окружающей среды и др. Сегодня в целом ряде стран на автомобили приходится 40, 50% и более суммарного выброса вредных веществ в атмосферу. В США, например, это составляет около 150 млн. т в год.

Эти вопросы стали активно решаться с помощью нормативного регулирования (требования к конструкции транспортных средств, ограничение скорости движения и т.п.).

Третье. С учетом углубления социализации проблемы во многих странах все более широкое внимание стало уделяться вопросам, связанным с участниками дорожного движения. Получают развитие психологические, социально-демографические, медицинские, криминологические и многие другие исследования, направленные на повышение надежности водителя. Выявляются многочисленные причинно-следственные связи ДТП с личностными качествами водителя (пол, возраст, стаж, правопослушность, темперамент и т.п.), с влиянием социальной сферы на микро- и макроуровнях. Дело доходит до установления связей ДТП с заработком и семейным положением водителя, его телосложением и физическим состоянием, целями поездок и др. Только теперь организаторы дорожного движения серьезно занялись и проблемой алкоголя, которая, совсем недавно была окружена легкомыслием. Соответственно все это потребовало глубокой ревизии, расширения и укрепления нормативно-правовой базы, призванной обеспечить повышение уровня безопасности дорожного движения.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Читайте также: