Аврелий августин теологическая теория кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее ярким представителем патристики и всей средневековой западноевропейской философии был Аврелий Августин. Родился 13 ноября 354 г. в г. Тагасте в римской провинции Нумидия в Северной Африке. Отец его был язычник, мать – христианка. Образование получил в г. Мадавре, затем в г. Карфагене в школе риторики. Аврелий Августин – блестящий знаток эллинистическо-римской культуры. На пути к христианскому обращению, которое произошло весной 387 г., Августин испытал сильное влияние стоицизма, манихейства, скептицизма и неоплатонизма. В 396 г. Августин избирается епископом г. Гиппона и остаётся им вплоть до смерти в августе 430 г., последовавшей во время осады города полчищами вандалов.

Опираясь на неоплатонизм, Августин создал влиятельное религиозно-философское учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

1. Идея креационизма – творение мира Богом из ничего. Ни один из философов такой позиции не придерживался. Бог, как творец, осуществляет этот акт по своему усмотрению. Эту идею Августин позаимствовал из иудаизма.

2. Идея богоподобности и греховности человека. Человек наделён душой, которая свободна. И вместе с тем человеческая свобода – это возможность впасть в грех. Этот грех уже был совершён первым человеком, значит человек обременён первородным грехом. Это грех повреждает человеческий разум, и поэтому в своей жизни человеку остаётся надеяться только на Бога.

3. Идея спасения состоит в том, что Бог не просто созерцает греховность людей, но и приходит к ним на помощь. В одной из ипостасей Бог приносит себя в жертву, которая снимает первородный грех. Идея спасения придаёт христианскому мировоззрению человечность. Бог одновременно выступает судьёй и спасителем. Христианство внутренне драматично.

4. Идея откровения. С точки зрения христианства Бог не постижим человеческим разумом, но он открыл себя людям в Священном писании. Христиане убеждены, что они обладают высшим знанием, все остальные знания – это мелочи и суета сует.

Августин не был создателем законченной философской системы, однако ему принадлежит ряд решений некоторых философских проблем. Скептики спрашивали у него: Если Бог сотворил мир и человека, то что он делал до сотворения? А. Августин отвечал, что данный вопрос неправильно поставлен, ибо время началось тогда, когда был сотворён мир. Вообще, тема времени и вечности является одной из центральных в философии Августина. Время выступает как субъективное переживание людей. Время – это символ греха, однако оно есть также способ проявления божьей милости, раскрытия и реализации промысла Божия. Время Августин рассматривает как линейный, а не циклический процесс. История имеет начало, кульминацию и завершение.

Августин также рассуждал о проблеме происхождения греха. Зло в мире не есть что-то самостоятельное, оно напрямую связано с грехом. Зло возникает из-за недостатка добра. Например, прохожий не спас утопающего. Он не совершил добра, т.е. не спас человека, и из-за отсутствия добра пришло зло – смерть.

Божественное предопределение обусловило после грехопадения человека наличие двух царств: Божьего и земного. Земное царство – грешное, злое, держится войной и насилием. Выражением высшего царства, Града Божьего, является церковь, но и она есть только приготовление к небесному царству. Вся история человечества, считал Августин, – это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог – высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе – цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Августин внёс нечто очень человечное в стиль философствования. Его взгляд на человека – это взгляд изнутри. Христианский Бог – это высшая, абсолютная личность, носитель жизни. Он подчиняет весь мир своему контролю. Ни платоновский Демиург, ни аристотелевский Бог-ум, ни плотиновское Единое личностями не являются. Счастье человека, по Августину, состоит в осознании величия Бога и своей полнейшей зависимости от него.




Наиболее ярким представителем патристики и всей средневековой западноевропейской философии был Аврелий Августин. Родился 13 ноября 354 г. в г. Тагасте в римской провинции Нумидия в Северной Африке. Отец его был язычник, мать – христианка. Образование получил в г. Мадавре, затем в г. Карфагене в школе риторики. Аврелий Августин – блестящий знаток эллинистическо-римской культуры. На пути к христианскому обращению, которое произошло весной 387 г., Августин испытал сильное влияние стоицизма, манихейства, скептицизма и неоплатонизма. В 396 г. Августин избирается епископом г. Гиппона и остаётся им вплоть до смерти в августе 430 г., последовавшей во время осады города полчищами вандалов.

Опираясь на неоплатонизм, Августин создал влиятельное религиозно-философское учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

1. Идея креационизма – творение мира Богом из ничего. Ни один из философов такой позиции не придерживался. Бог, как творец, осуществляет этот акт по своему усмотрению. Эту идею Августин позаимствовал из иудаизма.

2. Идея богоподобности и греховности человека. Человек наделён душой, которая свободна. И вместе с тем человеческая свобода – это возможность впасть в грех. Этот грех уже был совершён первым человеком, значит человек обременён первородным грехом. Это грех повреждает человеческий разум, и поэтому в своей жизни человеку остаётся надеяться только на Бога.

3. Идея спасения состоит в том, что Бог не просто созерцает греховность людей, но и приходит к ним на помощь. В одной из ипостасей Бог приносит себя в жертву, которая снимает первородный грех. Идея спасения придаёт христианскому мировоззрению человечность. Бог одновременно выступает судьёй и спасителем. Христианство внутренне драматично.

4. Идея откровения. С точки зрения христианства Бог не постижим человеческим разумом, но он открыл себя людям в Священном писании. Христиане убеждены, что они обладают высшим знанием, все остальные знания – это мелочи и суета сует.

Августин не был создателем законченной философской системы, однако ему принадлежит ряд решений некоторых философских проблем. Скептики спрашивали у него: Если Бог сотворил мир и человека, то что он делал до сотворения? А. Августин отвечал, что данный вопрос неправильно поставлен, ибо время началось тогда, когда был сотворён мир. Вообще, тема времени и вечности является одной из центральных в философии Августина. Время выступает как субъективное переживание людей. Время – это символ греха, однако оно есть также способ проявления божьей милости, раскрытия и реализации промысла Божия. Время Августин рассматривает как линейный, а не циклический процесс. История имеет начало, кульминацию и завершение.

Августин также рассуждал о проблеме происхождения греха. Зло в мире не есть что-то самостоятельное, оно напрямую связано с грехом. Зло возникает из-за недостатка добра. Например, прохожий не спас утопающего. Он не совершил добра, т.е. не спас человека, и из-за отсутствия добра пришло зло – смерть.

Божественное предопределение обусловило после грехопадения человека наличие двух царств: Божьего и земного. Земное царство – грешное, злое, держится войной и насилием. Выражением высшего царства, Града Божьего, является церковь, но и она есть только приготовление к небесному царству. Вся история человечества, считал Августин, – это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог – высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе – цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Августин внёс нечто очень человечное в стиль философствования. Его взгляд на человека – это взгляд изнутри. Христианский Бог – это высшая, абсолютная личность, носитель жизни. Он подчиняет весь мир своему контролю. Ни платоновский Демиург, ни аристотелевский Бог-ум, ни плотиновское Единое личностями не являются. Счастье человека, по Августину, состоит в осознании величия Бога и своей полнейшей зависимости от него.

Теологическая теория государства и права – это гипотеза, согласно которой государство и право – творение Бога, созданное для того, чтобы регулировать поведение людей. Является одной из самых ранних теорий и получила своё наибольшее распространение во времена эпохи феодализма, приблизительно XIII веке. Многие элементы данной концепции зарождались и использовались в таких древних державах как Египет, Шумер, Китай, Индия, Крит, Вавилон, Иудея, а в Ватикане и вовсе является официальной доктриной в настоящее время. В первых государствах теологическая теория имела подкрепление фактами в виде религиозных форм правления, государственная власть обладала авторитетом ввиду божественного права, по этой же причине все решения, принимаемые державой, носили обязательный характер.

Теологическая теория государства и права – основные идеи:

  • 1) власть, государственный порядок и его устройство считаются незыблемыми;
  • 2) все представления и действия государства и его власть имущих не обсуждаются и не осуждаются, так как идут от Бога;
  • 3) человек не имеет права вмешиваться в государственную власть;
  • 4) монарху власть дана свыше, поэтому попытки свергнуть государя приравниваются к противостоянию Богу.

Теологическая теория Фомы Аквинского

Основоположниками концепции принято считать Фому Аквинского (1225 – 1274) и Аврелия Августина (354 – 430).

  • 1) вечный (божественный, естественный) – является первоначалом всех остальных законов, основа всего мирового порядка, общества и природы;
  • 2) естественный (человеческий, естественный) – законы совместного существования, выживания и сохранения рода, иными словами – трактовка вечного закона человеческой сущностью;
  • 3) человеческий (человеческий, положительный) – внушает страх наказания и принуждения, чтобы контролировать и обезвреживать порочных людей, тех, кто не поддается убеждениям и наставлениям;
  • 4) божественный (божественный, положительный) – под этим видом подразумевался закон, данный людям в Священном Писании.

Несоблюдение вышеуказанных постулатов, противоречие предписаниям и вечному божественному закону, согласно взглядам философа, позволяют сопротивляться греховной и незаконной власти, в отдельных случаях даже поощрялось восстание против тиранов, действия которых несут зло и противоречат принципам права народов.

У Аврелия Августина

Вторым основоположником теологической теории является Аврелий Августин. Его работы основывались на понимании государства как наказания людям за их грехопадение, власть досталась монархам не по крови, рождению или выбору, а дана свыше, в отдельных случаях сам Бог выбирал правителя, как это было с Моисеем, правителем Израиля.

Если следовать учению Августина, единственно верной и справедливой формой власти является христианское государство, ведь именно оно предполагает главенство церкви и ее духовных служителей. И поскольку главной целью жизни людей является спасение перед Страшным Судом, то все должны повиноваться исключительно церкви, ведь ее действия – это воля Бога. Из этого следовало, что распространение христианства, а также насильственное обращение в веру – благое дело, ведь этими самыми действиями государство напрямую реализует свои функции: борьбу с еретиками, помощь церкви и защиту граждан, как от внутренних, так и от внешних угроз.

Теологическая теория не основывается на научных фактах, а опирается исключительно на веру, ввиду чего ее невозможно доказать или опровергнуть. На сегодняшний день данную гипотезу возникновения государства поддерживает католическая церковь, но того былого влияния, как в древности и средние века уже нет.

Есть множество гипотез, объясняющих причины и историю образования гражданского общества — одного из важнейших социальных институтов. На протяжении веков учёные, философы, богословы и политики выдвигали и обосновывали различные версии. Теологическая теория происхождения государства является самой старой из всех, которые сейчас существуют. Она основывается на вере в Бога.

Теологическая теория происхождения государства

Главные положения

Теории, опирающиеся на божественное происхождение людей и государства, возникли в эпоху феодализма. Первоначально гипотезу о том, что всё создано Всевышним, выдвинули мыслители Древнего Египта, а немного позже подобные убеждения распространились и стали популярными в Вавилоне. Впоследствии взгляды отдельных учёных получили развитие и сформировались в несколько постулатов и догм.

Фундаментом теологической теории является убеждение, что государство — это структура, предложенная Богом и существующая согласно его воле. Следовательно, простой народ не должен подвергать сомнению целесообразность принимаемых законов и действий правителей. Последние считаются посредниками между Богом и людьми, почти так же, как священнослужители.

Характеристика и сущность теологической концепции появления правового государства:

Главный изъявитель воли Бога на земле — Папа Римский.

  • Государственное устройство незыблемо и вечно, власть и порядок, предложенный ею, существуют по воле Бога.
  • Наука, законы и любые указы, издаваемые правителями, имеют божественную суть. Они не должны подвергаться критике или сомнениям.
  • Главный изъявитель воли Бога на земле — Папа Римский.
  • Государи и другие представители руководящей системы управляют страной, имея на то главное основание — божье волеизъявление. Простые граждане не вправе вмешиваться в политику, так как Бог не наделил их соответствующими полномочиями.
  • Всякий, кто посмеет критиковать, осуждать власть или попытается совершить переворот, идёт против воли Всевышнего, а значит, совершает ужасный грех и будет наказан. С благоговением и почитанием нужно относиться как к монарху, так и к государевым мужьям (чиновникам всех рангов).

Чтобы лучше понять ключевые особенности теологической естественно-правовой концепции, нужно учитывать, что в разное время возникали и развивались другие теории.

Кратко их можно представить в виде перечня:

  • патриархальная;
  • договорная;
  • насильственная;
  • органическая;
  • автоматическая (обусловленная специализацией труда);
  • материалистическая (марксистская);
  • психологическая;
  • патримониальная;
  • спортивная;
  • ирригационная (гидравлическая).

Суть каждой из этих теорий (их часто представляют в виде таблиц) можно понять по тому, как они называются. Очевидно, что ни в одной нет указания на божественное происхождение государственного устройства.

Происхождение и основатели учения

Аврелий Августин и Фома Аквинский

Широкое распространение религиозного обоснования государственности объясняется тем, что вера в существование высших сил возникла задолго до того, как появились какие-либо общественные институты. Изначально отношения между людьми подчинялись обычаям, обусловленным необходимостью выживать.

В XII—XIII вв. в странах Европы возникло ответвление теологической доктрины, известное как теория двух мечей. Истоки этого течения содержатся в Евангелии, где сказано, что ученики принесли Иисусу Христу два меча. Впоследствии эти орудия были истолкованы верховными священнослужителями как олицетворение двух ветвей власти — светской и церковной. Но поскольку религиозные каноны не одобряют насилие, один меч апостолы вложили в ножны, а второй передали монархам. Так государи получили право властвовать, миловать и наказывать простых людей.

Теологическая теория базируется на идее, согласно которой церковь имеет приоритет над гражданской властью, однако она неотделима от государства. Во второй половине XIII получили распространение труды Фомы Аквинского. Итальянский теолог и философ, канонизированный церковью как святой, утверждал, что государство создано по подобию сотворения мира. Монарх сначала продумывает структуру и обустраивает страну, а затем приступает к управлению. Известные труды философа:

В своих исследованиях Фома Аквинский пришёл к выводу, что все законы соединены незримыми божественными нитями, и на самой вершине находится бог-демиург, от которого происходят государственные структуры.

Основные задачи доктрины

Сторонникам теологического подхода к понятию государства было выгодно держать население в страхе и смирении. Помимо основных постулатов, были разработаны подробные положения, поясняющие, почему религиозная теория является истинной. По мнению Аквинского, в мире есть три начала:

  • божественное;
  • позитивное;
  • естественное.

 Фома Аквинский

Над ними находится закон Бога. У каждого начала своя задача. Естественное воплощает человеческий разум и результаты его деятельности, стимулирует продолжать род, оберегать свою жизнь, уважать окружающих и стремиться к познанию всего сущего. Позитивное начало отвечает за добродетель, которая может проявляться и развиваться лишь под страхом наказания. Философы и богословы тех времён полагали, что человек грешен по своей природе, а значит, только воздействие извне может принудить его к благочестивому образу жизни.

Божественное начало дополняет собой позитивное и естественное, потому что одно из них не может полностью искоренить людские пороки, а второе ущербно по своей сути, ведь разум несовершенен. Следовательно, воля творца стоит над всем и обуславливает классовое и социально-экономическое неравенство.

Поскольку государь — божий помазанник, его власть не должна подвергаться критике, а право руководить государством — сомнению. Восхождение на престол подлежит обязательному освящению, после которого монарх приобретает непререкаемый авторитет и становится полновластным представителем Господа на земле. Теологическая доктрина позволяла обосновывать и оправдывать неограниченную власть верховного правителя.

Плюсы и минусы

Современные учёные-политологи называют несколько недостатков теологического обоснования государственности. Первый заключается в том, что доктрина не учитывает исторические закономерности. Она сводит к минимуму значимость социально-экономических отношений и их роль в развитии государства.

Воля Бога

Положительные стороны теологической доктрины:

  • с возникновением государства в нём устанавливается монорелигия, в результате исключены конфликты, обусловленные различиями в вере;
  • монарх и его помощники могут без труда поддерживать порядок, так как подданные боятся божьей кары;
  • теория подходит к тому времени, когда она появилась, так как отражает воззрения большинства людей;
  • благодаря всеобщей вере в божественное происхождение государственного устройства, удаётся избежать передела собственности, гражданских войн, революции насилия.

Теологическая теория создания государства

Минусы и плюсы теологической теории обусловлены её антинаучностью. Никому не удалось доказать или опровергнуть существование Бога, а значит, в основе доктрины лежит вымысел человека. Это обстоятельство приводит к тому, что в кризисных условиях легитимность монаршей власти может быть поставлена народом или его отдельными представителями под сомнение. На практике так и произошло в некоторых странах.


Теологическая теория происхождения государства и права берет за основу религиозные понятия. Теология – учение, объясняющее толкования и появления знаний о Боге. Она восходит к изысканиям ученых начала зарождения мира.


Суть основных положений теории

Институт теоретических идей возник в древних государствах: Вавилон и Египет. Пик популярности теология имела в эпоху развития феодального строя.

  • Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
  • Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки);
  • Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих;
  • Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.

Сторонники теории убеждали людей в том, что божественный продукт – государство – зависит только от религиозных организаций и деятелей, тогда как договорная предлагала изучать появление договорных отношений между людьми, а психологическая – проникать в психику человека.


Основоположники идеологии

У теологической теории два основателя:

Время возникновения и распространения – XIII век. Одним из основоположников является Аврелий Августин. Он предлагал разделять людей на 2 группы:

которые читают вместе с этой




  • живут, выполняя волю Бога;
  • предпочитают придерживаться человеческим законам бытия.

По мнению ученого, человек греховен, не способен изменить свою суть, не в его силах создать на Земле общество, государство с идеальным устройством. Бог – единственный создатель вечного земного порядка и государства, в том числе.

Другой автор – Фома Аквинский. Его труды интересны по распределению линий власти и взаимной подчиненности. Наверху – Бог и им созданный и продиктованный Вечный Закон (послушание). Дальше все акты и указы (низшие законы) делятся на три группы:

  • естественные;
  • позитивные;
  • божественные.

Первая группа (естественные) – это отражение Вечных канонов в человеческом разуме. Они заставляют людей сохранять себя, продолжать человеческий род (думать о потомстве), уважать себе подобных. Позитивный свод правил – путь достижения человеком уровня высокой нравственности. Как объясняет теория приобретение добродетелей? Перед Богом нужно испытывать страх, понимать его силу. Боязнь наказания за нарушение божественных требований – основа духовности и религиозности, на которых держится государство и жизнь в нем. Божественные акты расписаны в Библии. Их характеристика подробна и понятна: забыл, засомневался – книга поможет и наставит на истинный и правильный путь.

Интересно, что оба автора развивают идеи друг друга, хотя их века и знания различны.

Точки зрения и мнения о теологической идее

Минусы:

  • нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории;
  • все основывается на вымысле человека о своем происхождении и появлении общественных объединений;
  • отсутствие научных основ не дает возможности опровергнуть теорию.
  • монорелигия и государство появляются одновременно;
  • теория направлена на укрепление порядка в обществе;
  • объясняет теократические государства – первые виды общественных объединений;
  • является теорией, останавливающей развитие войн, революций, насилий;
  • представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик.

Теологическая теория продолжает находить свое место в современном мироустройстве. Официально признана в Ватикане, распространена в Иране, Саудовской Аравии.

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными положениями теологической теории происхождения государства, ее сути и отличия от других позиций ученых. Изучили кратко идеи основоположников теории. Выяснили, что по теологической идеологии государство – это продукт, созданный силами, неподвластными человеку, – Богом. У теории есть свои положительные моменты, но есть и минусы.

Читайте также: