Авиастроение в нижнем новгороде кратко

Обновлено: 05.07.2024

Всего за годы своего существования предприятие выпустило более 43500 самолётов.

Первые трудовые победы

В мае 1930 года был заложен фундамент первого корпуса, а феврале 1932 года была пущена первая очередь предприятия: деревообрабатывающий, инструментальный, медно-дюралевый, механический, слесарный и ремонтный цеха, сушилка авиационной древесины.

Первым самолётом, запущенным в производство, стал истребитель-биплан И-5 конструкции Н.Н. Поликарпова, который строился серийно в 1932-1934 годах. За три года предприятие выпустило 661 самолёт И-5, что составило 82,3% от общего количества выпущенных в стране истребителей этого типа. Успехи завода были отмечены правительственными наградами для работников, а само предприятие премировано самолётом Р-5.

В апреле 1934 года под руководством директора завода Евгения Ивановича Мирошникова на предприятии началось освоение ещё одного поликарповского истребителя – И-16 , первые образцы которого испытывал шеф-пилот завода В.П. Чкалов.

Цех сборки истребителей И-16, 30-е годы

Цех сборки истребителей И-16, 30-е годы

В 1936 году завод переходит на поточно-конвейерную систему выпуска самолётов, в результате внедрения которой цикл выпуска самолёта из сборочного цеха сократился с 45-60 до 5 суток , а цикл наземных и летных испытаний в результате перестройки работы аэродрома сократился с 15 до 3 дней . За выдающиеся заслуги в деле снабжения Красного Воздушного Флота скоростными истребителями завод № 21 имени С. Орджоникидзе постановлением ЦИК СССР от 28 декабря 1936 года был награжден орденом Ленина.

В предвоенном 1940 году на заводе организуется производство цельнодеревянного истребителя ЛаГГ-3 конструкции С.А. Лавочкина , В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. В ноябре того же года Семен Алексеевич Лавочкин был назначен главным конструктором завода № 21.

Завод в годы войны

С первых дней войны предприятие перешло на круглосуточный график работы, смена длилась по 12-14 часов, часто приходилось работать, целыми сутками не выходя из цехов. К концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34-38%, темп выпуска достигал до 24 самолётов в сутки.

За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолётов предприятие Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1941 года награждется орденом Трудового Красного Знамени.

В 1942 году в серийное производство запускается Ла-5. В марте 1942 года он впервые был поднят в небо заводским летчиком-испытателем В.Я. Мищенко. В результате совершенствования машины появилась модификация – Ла-5ФН.

В конце 1943 года в ОКБ завода на базе Ла-5ФН был разработан истребитель Ла-7 – один из лучших истребителей периода второй мировой войны.

Цех сборки истребителя Ла-7

Цех сборки истребителя Ла-7

Несмотря на сокращение производственных площадей и количества работающих, объем производства самолётов к концу войны значительно возрос. Это стало возможным благодаря масштабной механизации производства.

Всего за 1941-1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19202 самолёта, каждый третий отечественный истребитель дали фронту горьковчане.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года главному конструктору завода С.А. Лавочкину за выдающиеся заслуги в области создания новых конструкций самолётов-истребителей присвоили звание Героя Социалистического Труда. За период войны коллективу завода как победителю соцсоревнования 25 раз вручалось переходящее Красное Знамя ГКО, которое в 1946 году передали ему на вечное хранение. За самоотверженный труд во имя победы 587 работников завода в 1941-1945 годах были награждены орденами и медалями СССР.

Эра реактивной авиации

В первый послевоенный год завод начал освоение производства цельнометаллических истребителей Ла-9. Его модификацией стал Ла-9М , получивший в серии обозначение Ла-11, который выпускался с 1947 по 1951 год и стал последним советским серийным истребителем с поршневым двигателем. В 1948 году предприятие наладило производство серийного реактивного истребителя С.А. Лавочкина Ла-15.

С 1949 года началось сотрудничество Горьковского авиазавода с ОКБ А.И. Микояна, которое продолжается и до настоящего времени, и предприятие перешло на производство самолёта МиГ-15*.


В начале 1950-х годов в Вооруженных Силах СССР появились первые зенитные ракетные комплексы. Так как специализированных заводов для производства антенных систем комплексов ПВО в стране не было, то предприятию выдали специальное задание на их изготовление. Клепаные конструкции этих систем в то время не имели аналогов. Уникальные образцы новейшей техники требовали высокой точности изготовления, повышенного качества и большой надежности. Специально для этого на заводе построили два новых корпуса, в которых разместились гальванические и термические участки, цеха антенного производства, проверки и настройки радиотехнических параметров антенн. Было создано также специализированное конструкторское бюро (СКБ) антенного производства.

В 1953 году МиГ-17 сменил на заводском конвейере самолёт МиГ-15. В первый год выпуска нового самолёта МиГ-17 было сдано 100 самолётов согласно плану.

С марта 1954 года завод приступил к подготовке производства фронтового истребителя МиГ-19* с двигателями АМ-9, и уже 25 января 1955 года начались летные испытания, а 3 июля 1955 года 48 самолётов МиГ-19 участвовали в воздушном параде в Тушино. Всего до конца года завод выпустил 139 истребителей МиГ-19. Этот самолёт стал первым в мире серийным сверхзвуковым истребителем. Он выпускался по лицензии в Китае и Чехословакии.

mig-19

Следующим самолётом на заводском конвейере стал МиГ-21 – один из самых известных в мире. Самолёт выпускался серийно на горьковском авиазаводе около 30 лет и имел 14 серийных модификаций. Он был технологичен в серийном производстве и имел большие перспективы для последующих модификаций. По оценке эксплуатирующих организаций, серийный самолёт МиГ-21 признали самым технологичным из числа ранее выпускаемых заводом.

В шестидесятые годы директор завода Александр Ильич Ярошенко и главный инженер кандидат технических наук Талгат Фатыхович Сейфи провели настоящую революцию в организационном переустройстве предприятия. Под их руководством создавались такие прогрессивные, научно обоснованные системы организации производства, как ППОРМ (планово-предупредительное обеспечение рабочих мест), КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Система КАНАРПСИ является одной из первых систем управления качеством продукции на всех этапах ее жизненного цикла от проектирования и производства до испытаний и эксплуатации. Обе системы утвердились не только на предприятиях города Горького и области, но и далеко за ее пределами – как на предприятиях авиастроения, так и других отраслей промышленности.

МиГ-21бис

С 1962 по 1986 год завод поставил в 37 стран мира 1812 самолётов МиГ-21(Бис)* различных модификаций. Кроме стран бывшего Варшавского Договора, МиГ-21 можно встретить на аэродромах Вьетнама, Кубы, Финляндии, Египта, Судана, Сомали, Нигерии, Анголы, Афганистана, Бангладеш, Ирака, Сирии, Алжира, Эфиопии, Гвинеи, Индии, Югославии, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Монголии, Уганды, Замбии, Пакистана, Северного и Южного Йемена.

Самолёты высоких скоростей

В начале 1960-х годов решением Министерства авиапромышленности СССР Горьковский авиационный завод имени С. Орджоникидзе был включен в кооперацию по освоению производства опытных самолётов МиГ-25 . Серийное освоение производства МиГ-25 , предрешившее техническую революцию на предприятии, началось в 1965 году. Практически во всех цехах, связанных с изготовлением баковых отсеков фюзеляжа и крыла, пришлось организовывать сварочное производство (до этого самолёты были клепаными), обучать рабочих, конструкторов, технологов новой профессии. Сварочные работы на заводе стали основным технологическим процессом, при изготовлении агрегатов самолёта использовались все виды сварки – как высокопрочных сталей, титана, так и алюминиевых сплавов. Кроме того, на заводе разработали и изготовили десятки установок для автоматической и полуавтоматической сварки, различные манипуляторы, приставки и устройства. Реконструкции и модернизации подверглись механообрабатывающее, кузнечное и литейное производства, заготовительно-штамповочные цехи.

Годы производства МиГ-25 стали самым интенсивным периодом в развитии завода, максимальный темп выпуска достигал 90 самолётов в год. Всего построили 1112 самолётов МиГ-25 всех модификаций . Они состоят на вооружении ряда стран СНГ, Ирака, Сирии, Алжира, Ливии, Индии и Болгарии. В 1974 году группа специалистов завода за освоение производства самолёта МиГ-25 получила Государственную премию СССР.

Сверхзвуковой перехватчик МиГ-25

Сверхзвуковой перехватчик МиГ-25

За достигнутые успехи в 1970 году завод был награжден вторым орденом Ленина.

2 февраля 1982 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги по созданию, производству и испытанию новой авиационной техники завод имени С. Орджоникидзе награжден орденом Октябрьской Революции.

В 1984 году приказом министра авиационной промышленности СССР Горьковское авиационное производственное объединение было включено в государственную программу по выпуску самолётов МиГ-29. Завод приступил к выпуску его учебно-боевой версии – самолёта МиГ-29УБ. Первый МиГ-29УБ производства горьковского авиазавода подняли в воздух в конце 1985 года летчик-испытатель ОКБ им. А.И. Микояна В.Е. Меницкий и летчик-испытатель завода В.А. Херодинов. Всего завод выпустил 274 самолёта МиГ-29УБ .

В дальнейшем на опытном самолёте МиГ-29УБ был реализован комплекс дополнительных конструктивных усовершенствований, в результате чего был создан образец легкого двухместного всепогодного многофункционального ударного самолёта, предназначенного как для завоевания превосходства в воздухе, нанесения ударов по наземным целям, так и для эффективной подготовки летного состава. Модернизированный самолёт получил обозначение МиГ-29УБТ, осуществлялись его экспортные поставки по контрактам с рядом стран Азии и Африки.

Лёгкий учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ

Лёгкий учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ


История авиазавода началась с выпуска авиационной техники, разработанной в опытно-конструкторских бюро Н.Н. Поликарпова (самолеты И-5, И-16) и С.А. Лавочкина (истребители Ла-5, Ла-7). 19,2 тысячи самолетов, выпущенных в 1941-1945 гг., – вклад Горьковского авиазавода в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

С историей нижегородского авиазавода связано имя легендарного летчика-испытателя Героя Советского Союза В.П. Чкалова, который в 1930-е годы был шеф-пилотом завода. Четырежды предприятие отмечалось правительственными наградами: в 1936 и 1970 годах – орденами Ленина, в 1941 г. – орденом Трудового Красного Знамени, а в 1982 г. – орденом Октябрьской Революции.

За время существования предприятия его сотрудники были награждены 2191 орденами и медалями. В разные годы 14 работников завода были удостоены званий Героев Советского Союза и Российской Федерации, 5 работников были удостоены звания Героя Социалистического Труда, более 30 заводчан стали лауреатами государственных премий.

– производство основных агрегатов для истребителя корабельного базирования МиГ-29К/КУБ, истребителя МиГ-29М/М2 для МО РФ и зарубежных заказчиков;

С 2011 года предприятие включено в Федеральную целевую программу (ФЦП) реконструкции предприятий ОПК. В рамках программы ведутся работы по техперевооружению и реконструкции механического и агрегатного производств, летно-испытательного комплекса, производства технологической оснастки и цеха входного контроля.

В ходе реконструкции для механического цеха по обработке корпусных деталей закуплено современное 5-координатное механообрабатывающее оборудование российского производства, что позволило значительно повысить мощности цеха и увеличить объем выполняемых работ.

В агрегатно-сборочном цехе по сборке баковых отсеков и фюзеляжей был возведен новый корпус для участка испытаний баков топливом, в настоящее время полностью укомплектованный новейшим оборудованием. В этот цех, выполняющий сварку агрегатов, также поставлено и высокотехнологичное сварочное оборудование, позволяющее вести сварку в автоматическом режиме под визуальным контролем на мониторе, а также закуплены новые передвижные установки контактной точечной сварки.

В рамках принятой кадровой политики Корпорации сотрудникам предприятия предоставляется полный социальный пакет в соответствии с трудовым законодательством РФ, который включает в себя также ряд дополнительных льгот и гарантий, в том числе негосударственное пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание в заводской поликлинике.

На предприятии действует молодежная политика. Заключаются договоры с нижегородскими учебными заведениями на подготовку необходимых предприятию специалистов, для студентов предусмотрена стипендия и гарантируется трудоустройство. Молодым специалистам устанавливается персональная надбавка к заработной плате. Для выпускников профессиональных училищ при трудоустройстве на рабочие специальности действуют дополнительные льготы.


Избрание Нижнего Новгорода местом строительства было обусловлено стратегическими выгодами географического положения, а также возможностями относительно быстрого обеспечения нового завода кадрами.

В мае 1930 года был заложен фундамент первого корпуса, а феврале 1932 года была пущена первая очередь предприятия: деревообрабатывающий, инструментальный, медно-дюралевый, механический, слесарный и ремонтный цеха, сушилка авиационной древесины.

Первым самолётом, запущенным в производство, стал истребитель И-5 конструкции Н.Н. Поликарпова, который строился серийно в 1932-1934 годах. За три года предприятие выпустило 661 самолёт И-5, что составило 82,3% от общего количества выпущенных в стране истребителей этого типа. Успехи завода были отмечены правительственными наградами для работников, а само предприятие премировано самолётом Р-5.

В апреле 1934 года под руководством директора завода Евгения Ивановича Мирошникова на предприятии началось освоение ещё одного поликарповского истребителя – И-16, первые образцы которого испытывал шеф-пилот завода В.П. Чкалов.

Цех сборки истребителей И-16, 30-е годы

Цех сборки истребителей И-16, 30-е годы

В 1936 году завод переходит на поточно-конвейерную систему выпуска самолётов, в результате внедрения которой цикл выпуска самолёта из сборочного цеха сократился с 45-60 до 5 суток, а цикл наземных и летных испытаний в результате перестройки работы аэродрома сократился с 15 до 3 дней.

За выдающиеся заслуги в деле снабжения Красного Воздушного Флота скоростными истребителями завод № 21 имени С. Орджоникидзе постановлением ЦИК СССР от 28 декабря 1936 года был награжден орденом Ленина.

В предвоенном 1940 году на заводе организуется производство цельнодеревянного истребителя ЛаГГ-3 конструкции С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. В ноябре того же года Семен Алексеевич Лавочкин был назначен главным конструктором завода № 21.

С первых дней войны предприятие перешло на круглосуточный график работы, смена длилась по 12-14 часов, часто приходилось работать, целыми сутками не выходя из цехов. К концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34-38%, темп выпуска достигал до 24 самолётов в сутки.

За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолётов предприятие Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1941 года награждется орденом Трудового Красного Знамени.

Цех сборки истребителя Ла-7

Цех сборки истребителя Ла-7

В 1942 году в серийное производство запускается Ла-5. В марте 1942 года он впервые был поднят в небо заводским летчиком-испытателем В.Я. Мищенко. В результате совершенствования машины появилась модификация – Ла-5ФН.

В конце 1943 года в ОКБ завода на базе Ла-5ФН был разработан истребитель Ла-7 – один из лучших истребителей периода второй мировой войны.

Несмотря на сокращение производственных площадей и количества работающих, объем производства самолётов к концу войны значительно возрос. Это стало возможным благодаря масштабной механизации производства.

Всего за 1941-1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19202 самолёта, каждый третий отечественный истребитель дали фронту горьковчане.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года главному конструктору завода С.А. Лавочкину за выдающиеся заслуги в области создания новых конструкций самолётов-истребителей присвоили звание Героя Социалистического Труда. За период войны коллективу завода как победителю соцсоревнования 25 раз вручалось переходящее Красное Знамя ГКО, которое в 1946 году передали ему на вечное хранение. За самоотверженный труд во имя победы 587 работников завода в 1941-1945 годах были награждены орденами и медалями СССР.

В первый послевоенный год завод начал освоение производства цельнометаллических истребителей Ла-9. Его модификацией стал Ла-9М, получивший в серии обозначение Ла-11, который выпускался с 1947 по 1951 год и стал последним советским серийным истребителем с поршневым двигателем. В 1948 году предприятие наладило производство серийного реактивного истребителя С.А. Лавочкина Ла-15.

С 1949 года началось сотрудничество Горьковского авиазавода с ОКБ А.И. Микояна, которое продолжается и до настоящего времени, и предприятие перешло на производство самолёта МиГ-15.

В начале 1950-х годов в Вооруженных Силах СССР появились первые зенитные ракетные комплексы. Так как специализированных заводов для производства антенных систем комплексов ПВО в стране не было, то предприятию выдали специальное задание на их изготовление. Клепаные конструкции этих систем в то время не имели аналогов. Уникальные образцы новейшей техники требовали высокой точности изготовления, повышенного качества и большой надежности. Специально для этого на заводе построили два новых корпуса, в которых разместились гальванические и термические участки, цеха антенного производства, проверки и настройки радиотехнических параметров антенн. Было создано также специализированное конструкторское бюро (СКБ) антенного производства.

В 1953 году МиГ-17 сменил на заводском конвейере самолёт МиГ-15. В первый год выпуска нового самолёта МиГ-17 было сдано 100 самолётов согласно плану.

С марта 1954 года завод приступил к подготовке производства фронтового истребителя МиГ-19 с двигателями АМ-9, и уже 25 января 1955 года начались летные испытания, а 3 июля 1955 года 48 самолётов МиГ-19 участвовали в воздушном параде в Тушино. Всего до конца года завод выпустил 139 истребителей МиГ-19. Этот самолёт стал первым в мире серийным сверхзвуковым истребителем. Он выпускался по лицензии в Китае и Чехословакии.

Следующим самолётом на заводском конвейере стал МиГ-21 – один из самых известных в мире. Самолёт выпускался серийно на горьковском авиазаводе около 30 лет и имел 14 серийных модификаций. Он был технологичен в серийном производстве и имел большие перспективы для последующих модификаций. По оценке эксплуатирующих организаций, серийный самолёт МиГ-21 признали самым технологичным из числа ранее выпускаемых заводом.

В шестидесятые годы директор завода Александр Ильич Ярошенко и главный инженер кандидат технических наук Талгат Фатыхович Сейфи провели настоящую революцию в организационном переустройстве предприятия. Под их руководством создавались такие прогрессивные, научно обоснованные системы организации производства, как ППОРМ (планово-предупредительное обеспечение рабочих мест), КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Система КАНАРПСИ является одной из первых систем управления качеством продукции на всех этапах ее жизненного цикла от проектирования и производства до испытаний и эксплуатации. Обе системы утвердились не только на предприятиях города Горького и области, но и далеко за ее пределами – как на предприятиях авиастроения, так и других отраслей промышленности.

С 1962 по 1986 год завод поставил в 37 стран мира 1812 самолётов МиГ-21 различных модификаций. Кроме стран бывшего Варшавского Договора, МиГ-21 можно встретить на аэродромах Вьетнама, Кубы, Финляндии, Египта, Судана, Сомали, Нигерии, Анголы, Афганистана, Бангладеш, Ирака, Сирии, Алжира, Эфиопии, Гвинеи, Индии, Югославии, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Монголии, Уганды, Замбии, Пакистана, Северного и Южного Йемена.

В начале 1960-х годов решением Министерства авиапромышленности СССР Горьковский авиационный завод имени С. Орджоникидзе был включен в кооперацию по освоению производства опытных самолётов МиГ-25. Серийное освоение производства МиГ-25, предрешившее техническую революцию на предприятии, началось в 1965 году. Практически во всех цехах, связанных с изготовлением баковых отсеков фюзеляжа и крыла, пришлось организовывать сварочное производство (до этого самолёты были клепаными), обучать рабочих, конструкторов, технологов новой профессии. Сварочные работы на заводе стали основным технологическим процессом, при изготовлении агрегатов самолёта использовались все виды сварки – как высокопрочных сталей, титана, так и алюминиевых сплавов. Кроме того, на заводе разработали и изготовили десятки установок для автоматической и полуавтоматической сварки, различные манипуляторы, приставки и устройства. Реконструкции и модернизации подверглись механообрабатывающее, кузнечное и литейное производства, заготовительно-штамповочные цехи.

Годы производства МиГ-25 стали самым интенсивным периодом в развитии завода, максимальный темп выпуска достигал 90 самолётов в год. Всего построили 1112 самолётов МиГ-25 всех модификаций. Они состоят на вооружении ряда стран СНГ, Ирака, Сирии, Алжира, Ливии, Индии и Болгарии. В 1974 году группа специалистов завода за освоение производства самолёта МиГ-25 получила Государственную премию СССР.

Сверхзвуковой перехватчик МиГ-25

Сверхзвуковой перехватчик МиГ-25

За достигнутые успехи в 1970 году завод был награжден вторым орденом Ленина.

2 февраля 1982 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги по созданию, производству и испытанию новой авиационной техники завод имени С. Орджоникидзе награжден орденом Октябрьской Революции.

В 1984 году приказом министра авиационной промышленности СССР Горьковское авиационное производственное объединение было включено в государственную программу по выпуску самолётов МиГ-29. Завод приступил к выпуску его учебно-боевой версии – самолёта МиГ-29УБ. Первый МиГ-29УБ производства горьковского авиазавода подняли в воздух в конце 1985 года летчик-испытатель ОКБ им. А.И. Микояна В.Е. Меницкий и летчик-испытатель завода В.А. Херодинов. Всего завод выпустил 274 самолёта МиГ-29УБ.

В дальнейшем на опытном самолёте МиГ-29УБ был реализован комплекс дополнительных конструктивных усовершенствований, в результате чего был создан образец легкого двухместного всепогодного многофункционального ударного самолёта, предназначенного как для завоевания превосходства в воздухе, нанесения ударов по наземным целям, так и для эффективной подготовки летного состава. Модернизированный самолёт получил обозначение МиГ-29УБТ, осуществлялись его экспортные поставки по контрактам с рядом стран Азии и Африки.

Лёгкий учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ

Лёгкий учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ

В 1996 году был подписан контракт с правительством Индии на модернизацию 125 самолётов МиГ-21бис, и в конце 2005 года завод полностью выполнил условия этого контракта.

Як-130

В 30-е годы прошлого столетия и в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы серийно выпускались истребители И-5, И-16 КБ Н.Н.Поликарпова, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Ла-11, Ла-15, Ла-17 КБ С.А.Лавочкина.

19,2 тысячи самолетов, выпущенных в 1941-1945 гг., - вклад Горьковского авиазавода в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

В 30-е годы шеф-пилотом завода был легендарный советский летчик Герой Советского Союза Валерий Чкалов.

Главные направления деятельности завода сегодня – разработка, производство, реализация, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники военного и гражданского назначения в интересах государственных и иностранных заказчиков.

В соответствии с государственным оборонным заказом предприятие осуществляет ремонт и модернизацию самолетов МиГ-31 российских ВВС, доработку самолетов в войсковых частях, направленную на улучшение конструкции и повышение эксплуатационной надежности, изготовление деталей и запчастей к самолетам.

Нижегородский авиастроительный завод располагает современной производственной базой, собственным КБ, а также летно-испытательным комплексом, авиационным учебным центром, центром технического обслуживания и ремонта гражданских самолетов, что позволяет создавать передовую авиационную технику, соответствующую международным требованиям.

Одним из приоритетов деятельности является качество выпускаемой продукции. Еще в 60-е годы XX века на предприятии была разработана и внедрена собственная система управления качеством КАНАРСПИ (КАчество, НАдежность, Ресурс, С Первых Изделий. В настоящее время система менеджмента качества КАНАРСПИ сертифицирована на соответствие требованиям стандартов: национальных: ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001, ГОСТ РВ15.002-2003, ОСТ 1.02773-2004; международных: ДИН ЕН ИСО 9001:2000, AS9100/EN9100.

Читайте также: