Августин блаженный онтология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина.

Августин (354–430) – выдающийся мыслитель, заложивший своими многочисленными трудами мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.

Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, то есть путем умопостижения, а бытие вещей – из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека – в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека – разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, – не материальная субстанция, отличная от тела, а непростое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма – творения душ новорожденных Богом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава вторая УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Глава вторая УЧЕНИЕ О БЫТИИ Эпикур является преемником и продолжателем великого представителя материалистической мысли Греции Демокрита.Если Демокрит наряду со своим учителем Левкиппом в отличие от первых стихийных диалектиков и наивных материалистов Древней Греции

34. Учение Аристотеля о бытии

34. Учение Аристотеля о бытии Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия.

39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении

39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении Учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении оказало большое влияние на последующую христианскую философию. Суть этого учения состоит в

40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке

40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке Бог, мир и человек . Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром

Блаженный Августин. Об учителе

Блаженный Августин. Об учителе Глава II. О том, что значение слов объясняется опять-таки словами Августин. Итак, мы согласны с тобою в том, что слова суть знаки. Адеодат. Согласны.Августин. А может ли знак быть знаком, если сам он ничего не значит?Адеодат. Нет, не

Первый отдел. Учение о бытии.

Первый отдел. Учение о бытии. § 84. Бытие — это понятие только в себе; определения этого понятия суть сущие определения; в своем различии они иные в отношении друг друга, и их дальнейшее определение (форма диалектического) есть переход в иное. Это дальнейшее определение

Блаженный Августин. Об аде и свойствах вечных мук[163]

Блаженный Августин

Блаженный Августин 354-430 гг. н. э.ИсповедьИсповедь (400) — несомненно, самое известное произведение Блаженного Августина. Но все же по своей значимости в наследии этого философа-теолога она занимает лишь второе место, после трактата О граде Божием, написанном позже (412–427) и

III. УЧЕНИЕ О БЫТИИ

III. УЧЕНИЕ О БЫТИИ Искусство подражает бытию, вещам. Что такое бытие, вещи, по Аристотелю?7. Символизм. Я уже исследовал этот вопрос в специальном изложении[673] , и мне остается сейчас формулировать выводы моего исследования для вскрытия существа эстетического мировоззрения

29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ

29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ Онтология (ontologie; от греч. on — сущее и logos — учение) — наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология — это метафизика бытия.Метафизика — научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.Бытие —

1. Блаженный Августин

1. Блаженный Августин Августин (354–430) — выдающийся, можно даже сказать, гениальный мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской

Глава 9 УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Глава 9 УЧЕНИЕ О БЫТИИ В предыдущем разделе мы вкратце рассмотрели развитие философской мысли начиная с древности до настоящего времени. Нельзя не заметить, что во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ) (354–430)

1.4. Августин Аврелий (Блаженный) (354–430). Язык как средство познания и толкования текстов. Начало герменевтической концепции языка

1.4. Августин Аврелий (Блаженный) (354–430). Язык как средство познания и толкования текстов. Начало герменевтической концепции языка Августин Аврелий (Блаженный) (354–430…), средневековый мыслитель, вначале был сторонником религиозного течения, называемого манихейством, в

· Мы есть (Бог-Отец), мы мыслим (Логос-Сын), мы любим и желаем (воля – Св. Дух) (не совсем знаю что это, но фраза из лекции… возможно, пригодится…)

· Если знание – озарение, то любая душа способна познать истину.

· Но чел. души загрязнены – значит, можем лишь приблизиться, а не познать.

Онтология(доминирует идея божественного творения):

· Бог есть Бытие (отличие от неопл., которые считали, что Высшее благо ВЫШЕ Бытия)

· Бытие – чистая форма без примеси материи

· Люди имеют две природы: божественную и небытийственную (ничтожную)

· Человек ОДНОЙ природы с Богом

· Бог обладает абсолютной волей и создает мир НЕ по необходимости

Нравственное учение (на всякий случай):

· Главное, возлюби Бога и делай, что хочешь

· Наслаждаться можно только высшим благом, а остальным – только пользоваться (закон любви)

· Град – гос-во с множеством людей

· Град Земной – любовь ко всему что угодно в первую очередь

· Град Божий – любовь к Богу – главное, и только потом ко всему остальному

· Куда ты попадешь – нельзя узнать при жизни

· Отдельно выделяет на земле Церковь и Государство

· Лишь в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой

Значение философии Августина Блаженного в том, что им (оставлю, чтобы, если что, наплести…):

• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

• Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства);

• обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в Средние века;

• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех);

• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

Далее Августин пишет о пути к Богу. Пока для него Бог – чистый дух. Перед ним неотступно стоит вопрос о происхождении зла. Августин приходит к выводу, что Бога необходимо полагать абсолютным существом. Все сущее, будучи творением Божьим, является добром. Зло состоит в отходе от Господа. Случайно Августин обращает внимание на одно место в Послании апостола Павла. Это та благодать Господня, которой ему не хватало для того, чтобы сделать последний шаг к обращению. Августин объявляет матери, что готов к обращению.

Далее о его крещении, смерти матери (и ее жизни). В книге десятой Августин анализирует свойства памяти (гносеология). Он считает память тем вместилищем или сокровищницей, где скрыты бесчисленные образы, получаемые нами от внешних чувств. По мысли Августина, в памяти содержатся не только образы вещей, отпечатавшихся в духе, но и сами вещи, которые не могут свестись к образам: научное знание и эмоциональные состояния. Специфическая функция памяти проявляется в приобретении интеллектуального знания. В нем Августин различает чувственный элемент, например, хранящиеся в памяти образы звуков, и объект знания как таковой, который не воспринимается чувствами и, следовательно, не может прийти извне. Понятия вначале содержатся в сердце и в отдаленной области памяти, в разрозненном и беспорядочном состоянии. С помощью рефлексии память их отыскивает, упорядочивает и ими распоряжается. Это и называется знанием.

В книге одиннадцатой Августин обращается к проблеме времени. Он размышляет об акте Творения. Августин утверждает, что невозможно представить себе время, существовавшее до создания мира, потому что Бог создал их вместе. Что же такое время? По Августину, измеримо лишь настоящее. Прошлое и будущее существуют только в нашем представлении. "Есть три времени: настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего". Эти три вида времени нигде не существуют, кроме нашей души. "Настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — его непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание". Во времени Августин видел все же средство измерения движения. Книга двенадцатая "Исповеди" начинается с размышлений о бесформенной материи, существовавшей вне времени. Автор стремится адекватно осмыслить о происхождении человека. Он долго пытается определить свою позицию по отношению к комментаторам Книги Бытия. После долгих размышлений Августин приходит к выводу, что в Священном Писании многое нам недоступно, но в нем содержится истина, а значит, к нему нужно относиться со смирением и благоговением. В завершении книги тринадцатой Августин, размышляя о функциях духовного, предает себя милости Господа, творящего находясь в покое и вне времени.

Использование эллинской философии для понимания основ вероучения возможно, поскольку христианин в этом понимании укреплен истинами Христа. Обладание этими истинами сообщает ему способность противостоять языческой заразе. Эти же истины позволяют ему увидеть всю тщету языческой философии:

Августин обнаружил у неоплатоников многое, что есть в Писании. Но не нашел у них главной истины – Сын Божий умер во искупление грехов человеческих. И это неудивительно – Бог скрыл главную истину от мудрых, чтобы открыть ее кротким и смиренным. К христианству Августина направили не платоники, а Послания апостола Павла и проповеди святого Амвросия. Но платонизмом, после обретения главной истины, пренебрегать тоже не стоит.

Бог нематериален и является сверхприродной сущностью. Он бесконечен, абсолютен, вездесущ, поскольку бестелесен, всемогущ и является творцом не только всего сущего, но и законов, этим сущим управляющих.

Бог не только сотворил мир, но творит его непрестанно – концепция непрерывного творения. Бог является источником любого бытия. Он – само бытие. Соответственно, бытие тварного мира производно от бытия Бога. И без Бога это бытие невозможно. Бытие мира творения настолько несамодостаточно, что оно мгновенно прекратилось бы, если бы Бог непрестанно не поддерживал его. Непрерывное творение осуществляется как по отношению к миру в целом, так и по отношению к отдельным его частям и элементам. Это означает, что за видимыми наблюдателю природными законами в действительности скрывается закон могущества и промысла Божьего:

Бог является творцом и времени. Именно поэтому всякие вопросы о том, откуда взялся Бог и почему Он появился, бессмысленны. Эти вопросы, по сути, проецируют реалии мира творения на Творца, и, в том числе, временность всех вещей этого мира на вечное бытие Бога. Время создано Богом, и оно властно лишь над миром творения. Бог выше времени.

Августин понимает время во многом как субъективный феномен. Время не зависит от движения светил. Об этом свидетельствует эпизод в Ветхом Завете, когда Бог по просьбе Иисуса Навина остановил солнце с тем, чтобы Иисус Навин смог продолжить победоносное сражение. Солнце остановилось – время же не прекращало своего течения. Время составляет меру движения и изменения. Но мера производна от измерения, а измеряет человек. Именно поэтому ни прошлое, ни будущее не существуют реально. Реально существует лишь настоящее. Прошлое существует лишь в нашей памяти, будущее – благодаря нашей надежде. Но если реально существует лишь настоящее, то, следовательно, возможно и видение будущего. Некоторые люди могут видеть будущее, как мы – прошлое, благодаря своей памяти.

Но если реально лишь настоящее, то тогда время оказывается предметом почти непостижимым нашим умом:

Использование эллинской философии для понимания основ вероучения возможно, поскольку христианин в этом понимании укреплен истинами Христа. Обладание этими истинами сообщает ему способность противостоять языческой заразе. Эти же истины позволяют ему увидеть всю тщету языческой философии:

Августин обнаружил у неоплатоников многое, что есть в Писании. Но не нашел у них главной истины – Сын Божий умер во искупление грехов человеческих. И это неудивительно – Бог скрыл главную истину от мудрых, чтобы открыть ее кротким и смиренным. К христианству Августина направили не платоники, а Послания апостола Павла и проповеди святого Амвросия. Но платонизмом, после обретения главной истины, пренебрегать тоже не стоит.

Бог нематериален и является сверхприродной сущностью. Он бесконечен, абсолютен, вездесущ, поскольку бестелесен, всемогущ и является творцом не только всего сущего, но и законов, этим сущим управляющих.

Бог не только сотворил мир, но творит его непрестанно – концепция непрерывного творения. Бог является источником любого бытия. Он – само бытие. Соответственно, бытие тварного мира производно от бытия Бога. И без Бога это бытие невозможно. Бытие мира творения настолько несамодостаточно, что оно мгновенно прекратилось бы, если бы Бог непрестанно не поддерживал его. Непрерывное творение осуществляется как по отношению к миру в целом, так и по отношению к отдельным его частям и элементам. Это означает, что за видимыми наблюдателю природными законами в действительности скрывается закон могущества и промысла Божьего:

Бог является творцом и времени. Именно поэтому всякие вопросы о том, откуда взялся Бог и почему Он появился, бессмысленны. Эти вопросы, по сути, проецируют реалии мира творения на Творца, и, в том числе, временность всех вещей этого мира на вечное бытие Бога. Время создано Богом, и оно властно лишь над миром творения. Бог выше времени.

Августин понимает время во многом как субъективный феномен. Время не зависит от движения светил. Об этом свидетельствует эпизод в Ветхом Завете, когда Бог по просьбе Иисуса Навина остановил солнце с тем, чтобы Иисус Навин смог продолжить победоносное сражение. Солнце остановилось – время же не прекращало своего течения. Время составляет меру движения и изменения. Но мера производна от измерения, а измеряет человек. Именно поэтому ни прошлое, ни будущее не существуют реально. Реально существует лишь настоящее. Прошлое существует лишь в нашей памяти, будущее – благодаря нашей надежде. Но если реально существует лишь настоящее, то, следовательно, возможно и видение будущего. Некоторые люди могут видеть будущее, как мы – прошлое, благодаря своей памяти.

Но если реально лишь настоящее, то тогда время оказывается предметом почти непостижимым нашим умом:

Гносеологическое учение : Познается разум, душа. Познание заключается в суждении. Существует мир разумный и чувственный. Ум постигает истину, чувства- кажущееся. Тело постигает лишь мнения.

Теория иллюминации(озарения): Душа не припоминает, Бог озаряет душу светом изнутри. Познание в самом себе.

Троица-через самого себя, она непостижима, но в самом себе-ее подобие.

Онтологическое учение: Бог есть бытие.(катафатика). Бог всегда подобен самому себе. Он вечен. Не материален. Бог производит из себя сына, а остальное- от себя, творит из ничего. Люди имеют две природы, божественную и небытийственную. Бог сначала творит форму и материю, затем творит по образцам из головы.

Учение о предопределении: Бог определяет человеческую судьбу. Свобода воли есть, но она призрачна.

Учение о двух градах : Град земной и град Божий. Град божий- любят бога. Град земной- любят все остальное. Где эти города? Определить это можно будет только после смерти. Град земной- плотские люди. Град божий- божьи люди. Граждане божьего града будут приняты богом за свои страдания на земле и подлежат вечному спасению.

Цель всякого познания-Бог. Бог-причина всякого блага. О проблеме теодицеи говорит так: зло-отсутствие добра. Бог- не источник зла. Адам совершил грех по своей воле.

Похожие страницы:

Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты

. рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики. 4. Классическая немецкая философия определяет . христианской философской антропологии были: — Августин Блаженный; — Фома Аквинский. Августин Блаженный считал, что человек — .

Философия. Ответы на экзаменационные билеты

. Платона. Разработаны все основные части: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, космология, психология. Идеальное . человеческие свойства (это оспаривал еще и Августин Блаженный). В экзистенциально-феноменологической традиции разум не .

Философия, ее предмет и функции

А. Августин О Граде Божьем

История этики

. Востока, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени . время подлинный путь в блаженное состояние слияния атмана с . не интересовался вопросами онтологии и гносеологии, тем не . христианские теологи и философы (Августин, Фома Аквинский, Эразм .

Читайте также: