Новая структура власти в 1993 году кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политическая система России в 1990-е гг. претерпела качественные изменения. В эволюции государственного строя Российской Федерации можно выделить два этапа: 1992— 1993 гг. — период сохранения советского типа законодательной (представительной) власти и ее борьбы с президентско-правительственными структурами и период, открытый Конституцией 1993 г., закрепившей политическое доминирование президентской власти, утверждение нового механизма разделения властей.

Государственный строй России в 1992-1993 гг. формировался на основе сосуществования, а затем и противостояния двух ветвей власти. Сохранялись Советы всех уровней. Этот период завершился неудавшейся попыткой силового отстранения Б. Н. Ельцина от власти в октябре 1993 г. и принятием новой Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 октября 1993 г. Одновременно состоялись выборы в новый парламент.

Согласно новой Конституции, Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплялось федеративное устройство страны, основанное на государственной целостности, разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти центра и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. В состав России вошли 89 равноправных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург).

Государственная власть в РФ стала строиться на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществляют государственную власть Президент, двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя — Совет Федерации и нижняя — Государственная Дума), Правительство и суды РФ.

После принятия Конституции 1993 г. произошло обновление государственного законодательства. Практически во всех отраслях права были приняты новые кодексы, принципиально отличавшиеся от кодексов советской эпохи. Среди них: Гражданской кодекс 1994-2001 гг., Уголовный кодекс 1996 г., Семейный кодекс 1995 г., Трудовой кодекс 2001 г. и др.

31 декабря 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о добровольном досрочном уходе со своего поста. Согласно Конституции, исполняющим обязанности президента РФ стал В. В. Путин. На состоявшихся 26 марта 2000 г. выборах, в первом же туре, он был избран Президентом России.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Причиной кризиса 1993 г.г. в российской политике стал конфликт между президентом РФ Борисом Ельциным (исполнительная власть) и Съездом народных депутатов (представительной властью). Противостояние началось еще летом 1990 года на I съезде депутатов РСФСР, после создания Конституционной комиссии. Главным спорным вопросом стал выбор модели государственного устройства страны – президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Б.Н. Ельцин, на тот момент руководитель комиссии, предлагал создать президентскую республику, где вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Верховный совет народных депутатов выступал за сохранение законодательной власти за Советом Федерации.

К осени 1992 года противостояния принимает активные формы. Верховный Совет бойкотирует законы правительства, инициирует проведение референдума об импичменте президенту Ельцину. В ответ президент при поддержке правительства объявляет действия Верховного Совета враждебными интересам государства.

С 20 марта 1993 г. для преодоления кризиса в стране вводится президентский режим управления. Депутаты перешли к открытым обвинениям президента в диктатуре власти. 25 апреля 1993 г. прошел Всероссийский референдум о доверии президенту, где Б. Ельцин получил поддержку более половины голосов выборщиков и смог продолжить проведение конституционной реформы.

12 декабря, в соответствии с ранее изданным указом президента, прошел референдум. Большинство участников референдума одобрили проект конституции. Признаны состоявшимися и парламентские выборы.

Ключевые положения Конституции:

Многопартийность и парламентаризм

После роспуска в 1991 году Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в России начался всплеск активности политических партий. Вновь образованные партии и общественные организации предлагали свои варианты социального, экономического и политического развития государства. Закрепленная Конституцией многопартийность, позволила новым организациям участвовать в выборах в российский парламент первого созыва. В 1993 г. восемь избирательных объединений получили необходимые 5% голосов избирателей и получили депутатские голоса в Государственной Думе:

Эти партии и заняли ведущее положение на политической арене в начале 2000-х годов.

Деятельность Федерального собрания

11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.

На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых и разработанных законодательных документов.

За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем.

В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.

15 мая 1999 г. на повестку в Государственной думе впервые был вынесен вопрос о досрочном прекращении деятельности Б. Ельцина на посту президента. Причиной для отставки стали пять обвинений в его адрес: распад Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; боевые операции в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Для принятия положительного решения об отставке президента должно было быть подано не менее двух третей голосов. Но во время голосования ни один пункт обвинения не набрал необходимого процента. Б. Ельцин, оценив свое положение на должности главы государства, в обстановке строжайшей секретности сам подписал указ о своей отставке. 31 декабря 1999 года вместо привычного новогоднего обращения он объявил о своем уходе. Исполняющим обязанности президента назначался глава правительства В. Путин. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России. Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия.

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения.

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)

Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР.

13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности. В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.

В декабре 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание – новый орган представительной власти, заменивший Верховный Совет.

Одновременно 12 декабря 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, определившая систему государственного устройства в постсоциалистической России.

Новая Конституция закрепила политические изменения, произошедшие в стране, утвердила новые основы социальных, имущественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 1 Основного закона Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 10 Конституции закрепляет демократический республиканский правовой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, по конституции, самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство Российской Федерации;

суды Российской Федерации.

Характер государственной власти, основанный на положениях Конституции, отражает в целом переходный характер государственной власти от авторитарной – к подлинно демократической, переход от тоталитарного общества – к гражданскому.

Деятельность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы, избранной на основе Конституции России 1993 г., позволила в определенной мере стабилизировать политическую обстановку в стране, свести политическую борьбу в значительной степени к парламентским формам.

В 1993 г. в России наблюдался высокий процент инфляции. Экономические проблемы были чрезвычайно сложными. Жизненный уровень населения продолжал падать. Российское правительство в начале 1994 г. стало проводить жесткий антиинфляционный курс.

В этот же период шла приватизация предприятий. Суть ее состояла в стремлении привлечь средства для финансирования промышленности и повысить инвестиции в реальный сектор экономики. Однако эта задача осталась невыполненной. Деньги, полученные за продажу предприятий, стали использоваться для выплаты заработной платы, пенсий, решения других проблем.

И только в 1994–1997 гг. удалось значительно снизить темпы инфляции. Важнейшим результатом приватизации стало радикальное изменение форм собственности в стране.

Однако в этот период при некотором увеличении заработной платы реальная покупательная способность населения снизилась, происходило количественное и качественное ухудшение состояния промышленности и сельского хозяйства.

Высокие темпы инфляции, нестабильность банковской системы потребовали усиления государственного контроля над финансами. Центробанк России отказался от финансирования дефицита государственного бюджета за счет льготных кредитов, был установлен жесткий контроль над денежной массой, что позволило до лета 1998 г. поддерживать стабильный курс рубля относительно доллара. Обратным результатом этих мер стали многомесячные задержки заработной платы бюджетникам, пенсий, недофинансирование государственных расходов.

Для поддержания бюджета государство, Министерство финансов широко использовали внутренние ресурсы. Поиск денег именно на внутреннем рынке не был случайностью. Возможности получать средства извне сократились. В конце 1997 г. началось резкое падение мировых цен на нефть, что, в свою очередь, повлекло снижение цен на те виды сырья, в стоимость которых закладывались большие расходы на энергоносители: медь, никель, алюминий. Для России это означало дополнительное падение доходов от экспорта.

Эти и другие факторы привели к тяжелому экономическому кризису в России в августе 1998 г. Было объявлено о фактическом банкротстве страны. Одно временно Центробанк отказывался поддерживать прежний курс рубля.

Следствием этого стало стремительное подорожание доллара. Далее последовал тяжелейший банковский кризис. Многие частные банки следом за государством стали отказывать своим клиентам в выплате их собственных средств. Осложнилось и внешнеэкономическое положение страны. Западные финансовые институты отказывали России в кредитах.

События 17 августа 1998 г. подвели определенный итог неудачам в проведении реформ в стране в 90-е гг. и вызвали разногласия в вопросе о сущности экономических реформ, их результатах и перспективах.

Правительство, возглавляемое С. Кириенко, было отправлено в отставку. Государственная Дума дважды отклоняла кандидатуру В. С. Черномырдина, предложенную Президентом России на пост премьер-министра. После борьбы за новую кандидатуру премьер-министра правительство возглавил политик, имеющий большой опыт и пользующийся авторитетом, – бывший министр иностранных дел Е. М. Примаков. Е. М. Примаков был первым после 1993 г., кто пользовался поддержкой Федерального Собрания.

Правительство, возглавляемое Е. М. Примаковым, сумело создать условия для экономического роста. Эти тенденции затем приобрели относительно стабильный характер.

В 1996 г. Президент Б. Н. Ельцин был переизбран на второй срок, получив во втором туре 55 % голосов.

В мае 1999 г. ряд фракций Государственной Думы предприняли попытку объявить импичмент президенту Ельцину. Эта попытка провалилась, однако она спровоцировала длительный кризис во взаимоотношениях Президента и руководства Правительства. 12 мая 1999 г. Е. М. Примаков был отправлен в отставку, и на пост премьер-министра назначен С. В. Степашин. 9 августа 1999 г. его сменил В. В. Путин.

31 декабря 1999 г. Президент России Б. Н. Ельцин объявил о том, что он слагает свои полномочия и передает их премьер-министру страны В. В. Путину.

26 марта 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В. В. Путин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Конституция СССР 1924 г. Формирование органов власти

Конституция СССР 1924 г. Формирование органов власти В январе 1923 г. ЦИК СССР из представителей всех республик была образована комиссия по подготовке проекта новой союзной Конституции. Проект Конституции был одобрен ЦИК, и Конституция введена в действие в 1923 г., а текст ее

§2. Революции — утверждение новых институтов

§2. Революции — утверждение новых институтов В XI—XII веке в Западной Европе появились города-государства, отличные от полисов античности, но имевшие представительные собрания, определявшие, как должны собираться налоги, на что должны расходоваться государственные

1. Утверждение власти Гоминьдана и борьба за объединение страны

1. Утверждение власти Гоминьдана и борьба за объединение страны Разрыв единого фронта летом 1927 г. не привел к восстановлению единства Гоминьдана, как на это рассчитывали некоторые гоминьдановские деятели. Скорее наоборот — после изгнания коммунистов ужесточилась

Организация государственной власти

Организация государственной власти Военно-захватническая политика способствовала обогащению и укреплению рабовладельческой аристократии. Но это обогащение знати усилило обострение социальных противоречий. Поэтому, для того чтобы дать возможность рабовладельцам

Организация государственной власти

Организация государственной власти В это время Нижний и Верхний Египет слились, наконец, в одно целое государство. Верхнеегипетское происхождение царей перестало ощущаться, нижнеегипетские боги стали самыми почитаемыми при дворе. Столица была постоянно в Нижнем

С. П. Лолаева, Г. Ю. Черкасов Повседневная жизнь депутатов Государственной думы. 1993–2003

С. П. Лолаева, Г. Ю. Черкасов Повседневная жизнь депутатов Государственной думы. 1993–2003 Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее. Жан Жак Руссо Недавно я провел вечер в одном прославленном законодательном учреждении, где слушал ответы министров на запросы и

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим

78. РЕВОЛЮЦИЯ МЭЙДЗИ В ЯПОНИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1889 г. И УТВЕРЖДЕНИЕ МОНАРХИИ

78. РЕВОЛЮЦИЯ МЭЙДЗИ В ЯПОНИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1889 г. И УТВЕРЖДЕНИЕ МОНАРХИИ В октябре 1867 г. в Японии началась революция Мэйдзи. Во главе движения оказалось низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства:

44. Карамзин, историк русской власти. Трагедия слабой власти в России

1.4. Конституция 1993 г. и ликвидация советской системы

85. УТВЕРЖДЕНИЕ РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И.В. СТАЛИНА

85. УТВЕРЖДЕНИЕ РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И.В. СТАЛИНА Сложившийся в СССР в 1920–1950 гг. строй принято называть авторитарным, т. е. диктаторским, режимом личной власти И.В. Сталина.Одной из причин установления такой диктатуры следует признать наличие в обществе патриархальных,

2. Политическое развитие России в 1993–1996 гг

2. Политическое развитие России в 1993–1996 гг 2.1. Новая Конституция России. Ликвидация советской политической системы. 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голосования была принята новая Конституция России. Российская Федерация объявлялась демократическим федеративным

Августовские события 1991 г., ликвидация СССР выдвинули задачу о формировании основ новой государственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры. Непосредственно президентом формировалось и Правительство России, все назначения проводились по прямому указанию Б.Н. Ельцина, управление осуществлялось на основании указов.

Проведенные изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1977 го­да. Она не предусматривала должности президента и президентских структур власти. В ней отвергалась сама идея разделения властей, говорилось, что вся власть центре и на местах принадлежит Советам народных депутатов. Высшим органом власти был Съезд народных депутатов, а в промежутках между съездами – Верховный Совет РСФСР. Правительство было подотчетно Верховному Совету.

В марте 1993 года Б. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил. В апреле 1993 года был проведен Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии Президенту и поддержании его курса. На основании решений референдума Президент приступил к разработке новой Конституции.

Верховный Совет данный указ президента признал не соответствующим Конституции и, в свою очередь, принял решение о смещении президента, как нарушившего Конституцию. Президентом был избран А.В. Руцкой. Антиконституционными признал действия Б.Н. Ельцина и Конституционный Суд. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и Президента. Он завершился расстрелом Парламента и его роспуском.

Одержав военную победу президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган – Федеральное Собрание, состоящий их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции. За новую конституцию проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (около 30% списочного состава).

Вслед за выборами в Федеральное собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданных вместо распущенных советов.

Согласно Конституции Россия являлась Федеративной демократической Республикой с президентской формой правления. Президент являлся гарантом Конституции, главой государства, Верховным главнокомандующим. Он назначал правительство страны, которое имело ответственность только перед Президентом, Президент обладал правом отлагательного вето, издавать Указы, имеющие силу Закона. Президент имел право роспуска Думы, в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения сил в обществе. Это показали итоги выборов во вторую Государственную Думу, проходившие 17 декабря 1995 года.

Вторая Дума оказалась более оппозиционной правительству и президенту, чем первая.

Сразу же после подведения итогов думских выборов началась борьба за президентский пост. Кандидатами в президенты стали: В. Жириновский (ЛДПР), Г. Зюганов (КПРФ), генерал А. Лебедь, Г. Явлинский, врач-офтальмолог С. Федоров, миллиардер В. Брынцалов, экс-президент СССР М. Горбачев, Б.Н. Ельцин.

Летом 1996 года прошли президентские выборы. За Б.Н. Ельцина проголосовало 53,8% принявших участие в выборах. Переизбрание Б.Н. Ельцина на новый срок не привело к стабилизации в стране.

Престиж власти упал до нуля. Во всех ветвях власти расцвели коррупция, финансовые махинации. Обыденным явлением стали террористические акты, заказные убийства банкиров, предпринимателей, политических деятелей, журналистов.

18 декабря 1999 г. прошли выборы в третью Государственную Думу. Вслед за выборами в Думу 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий Президента действующему Премьеру В. Путину. Согласно Конституции 26 марта 2000 г. были проведены досрочные президентские выборы. Президентом России был выбран В. Путин, премьер-министром стал М. Касьянов.

Читайте также: