Аварии на жд транспорте кратко

Обновлено: 02.07.2024

Железнодорожный транспорт, занимает ведущее место в транспортной системе России, является основным перевозчиком пассажиров и грузов. Протяженность железнодорожных путей в России составляет 122 тыс. км, в том числе общего пользования - 86 тыс. км. и необщего пользования - 36 тыс. км.

Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с ее восточными районами. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Известно, что железные дороги Российской Федерации, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, осуществляют 50% мирового грузооборота, 47% составляет доля перевозок по мировому пассажирообороту. Общее количество перевозимых железными дорогами грузов различного назначения ежегодно составляет более 1 миллиарда тонн и около 1 миллиарда пассажиров. В парке этого вида транспорта насчитывается около 3,6 тысяч грузовых электровозов, 1,2 тысяч грузовых тепловозов, 497 тысяч грузовых и 20,1 тысяч пассажирских вагонов.

Сеть из 17 железных дорог охватывает значительную часть территории России, где круглосуточно работают свыше 5000 станций (узловые, сортировочные, участковые, промежуточные). Крупные станции, как правило, расположены в границах больших населенных пунктов, на них

обрабатываются одновременно множество составов, в том числе с опасными грузами.

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт является одним из самых безопасных, на нем также возможны аварии и катастрофы, связанные с крушениями и столкновениями поездов, а также пожарами. В последнее время участились случаи совершения терактов на пассажирских поездах.

Примеры крупных аварий на железнодорожном транспорте

Проблема обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте появилась одновременно с появлением этого вида транспорта. Так 15 сентября 1830 года, при открытии железной дороги Ливерпуль - Манчестер, депутат английского парламента Уильям Хаскинсон попал под поезд и погиб на месте, после чего стал известен, как первый в мире человек, погибший под колесами поезда.

Наиболее крупными происшествиями и катастрофами на железнодорожном транспорте, которые привели к гибели людей или нанесли значительный материальный ущерб, считаются:

В ночь с 11 на 12 августа 1840 г. близ станции Шушары Царскосельской железной дороги произошло лобовое столкновение двух поездов. Погибли 6 пассажиров, 78 были ранены;

4 сентября 1851 г. произошло крушение в результате лобового столкновения двух пассажирских поездов у станции Клин (Московская область). Погибли 4 человека (члены локомотивной бригады);

В ночь с 29 на 30 июня 1882 г. произошло крушение почтового поезда из-за размыва насыпи близ станции Бастыево Чернского уезда Тульской губернии. Погибло 42 человека, ранено 35;

В ночь с 11 на 12 августа 1840 г. близ станции Шушары Царскосельской железной дороги произошло лобовое столкновение двух поездов. Погибли 6 пассажиров, 78 были ранены;

4 сентября 1851 г. произошло крушение в результате лобового столкновения двух пассажирских поездов у станции Клин (Московская область). Погибли 4 человека (члены локомотивной бригады);

В ночь с 29 на 30 июня 1882 г. произошло крушение почтового поезда из-за размыва насыпи близ станции Бастыево Чернского уезда Тульской губернии. Погибло 42 человека, ранено 35;

27 июня. 1988 г. произошло крушение на Лионском вокзале (Париж). Пригородный электропоезд из-за отключенных тормозов не сумел остановиться на спуске и на большой скорости въехал на Лионский вокзал, где врезался в переполненный электропоезд. Погибли 56 человек, около 50 были ранены;

4 октября 1988 г. произошел взрыв состава, перевозящего взрывчатые вещества на станции Свердловск-Сортировочный. Погибли 4 человека, множество домов на прилегающей территории были разрушены;

4 июня 1989 г. произошла крупнейшая в истории России железнодорожная катастрофа. На перегоне Улу-Теляк - Аила в момент прохождения двух пассажирских поездов произошел мощный взрыв газа, образовавшегося в результате аварии на находящемся рядом трубопроводе. Погибло 575 человек, 181 из них - дети, более 600 человек было ранено. В 1992 г. на месте трагедии был сооружен мемориал в память о жертвах катастрофы;

4 января 1990 г. произошло крушение поезда под Суккуром. Погибли 307 человек и около 700 получили травмы;

17 июля 1992 г. произошло столкновение на переезде грузового автомобиля и электропоезда, повлекшее сход с рельсов электропоезда и его столкновение с платформой Ириновка (Ленинградская, область). В результате у электропоезда были разбиты 3 вагона из 10, погиб помощник машиниста;

8 декабря 1993 г. во время маневровой работы из-за ошибки сцепщика произошел сход с рельсов и опрокидывание маневрового тепловоза с 5 цистернами бензина, 4 цистернами с аммиака и 2 платформами с железобетонными конструкциями. Возник пожар, в результате чего взорвалось 3 цистерны: две с бензином и одна с аммиаком. Погиб машинист;

11 августа 1994 г. на переезде перегона Тополи-Уразово в Белгородской области произошло столкновение электропоезда с цистерной встречного грузового поезда (которая вследствие неисправности колесной пары и удара о бетонный настил переезда вылетела на встречный путь). В результате столкновения погибли 20 человек, более 50 человек получили травмы различной степени тяжести. Кроме того были повреждены пути и подвижной состав;

20 июля 1995 г. близ города Сергач (Нижегородская область) произошло лобовое столкновение почтово-гру-зового и грузового поездов, в результате чего взорвались три цистерны со сжиженным газом. Погибли 6 человек, 20 получили ранения;

31 мая 1996 г. 4 незакрепленные платформы с цементом из-за уклона пути выкатились со станции Литвинове (Кемеровская железная дорога) на перегон, где врезались в пригородный электропоезд. Погибли 17 пассажиров, более 44 были ранены;

12 августа 1996 г. взорвалась бомба, спрятанная под полом второго вагона поезда Волгоград - Астрахань. Погиб 1 человек, 8 пострадали;

Сход с рельсов в мае 1996 г. 24 из 75 вагонов грузового поезда на станции Шумерля Чувашской Республики, после чего возник пожар в 10 вагонах, и на землю вылилось около 2 т фенола. В результате получили отравление около 180 человек, а материальный ущерб составил 58,6 млрд рублей (в ценах 1996 г.);

26 сентября 1996 г. на железнодорожном переезде между Батайском и Сальском произошло столкновение тепловоза с автобусом, перевозящим школьников, в результате чего погибли 22 человека, 21 из них - дети;

17 июня 1997 г. из-за излома одной из тяг стрелочного перевода произошло крушение грузового поезда №2305 на станции Лихославль. Оказали разбиты 24 вагона, 8 повреждены; 3 июня 1998 г. произошло крушение высокоскоростного поезда ICE под Эшеде (на линии Ганновер - Гамбург), в результате которого погиб 101 человек, 88 были ранены;

18 октября 1998 г. крушение на перегоне Танеевка, в результате которого 5 вагонов были разбиты, ещё 12 повреждены;

Наезд в октябре 1998 г. грузовых вагонов на рейсовый автобус на неохраняемом переезде в г. Хабаровске, что привело к гибели 21 человека и травмам у 26 пассажиров;

5 октября 1999 г. в черте Лондона неподалеку от станции Паддингтон лоб в лоб столкнулись два дизель-поезда по вине машиниста одного из них, который проехал на запрещающий сигнал светофора. В результате 31 человек погиб, 227 были госпитализированы;

13 февраля 2001 г. произошло столкновение пригородного поезда с автопоездом на переезде участка Белоостров - Дибуны. Погиб 1 пассажир, 10 получили ранения;

11 ноября 2002 г. в парке отстоя депо Санкт-Петербург - Балтийский неуправляемый пустой электропоезд самопроизвольно пришел в движение и, доехав до Балтийского вокзала, на скорости 41 км/ч врезался в тупиковую призму, после чего выехал на перрон. 4 человека погибли на месте, 9 ранены;

В ноябре 2003 г. на переезде ст. Маслянская в Тюменской области грузовая машина въехала в середину состава грузового поезда. В результате водитель машины погиб, 9 цистерн сошли с рельсов и повредили 250 м полотна и 800 м контактных сетей, из-за чего движение поездов было остановлено на 17 часов;

18 февраля 2004 г. произошло крушение поезда под Нишапуром (Иран). Поезд из 51 вагона, перевозивший груз (бензин, удобрения и серу) взорвался, в результате чего погибли 320 человек;

11 марта 2004 г. в Испании террористами были подорваны 4 пригородных поезда, в результате чего погиб 191 человек, 2 050 человек были ранены;

26 декабря 2004 г. образовавшиеся в результате землетрясения в Индийском океане гигантские волны дошли до юго-западного побережья Шри-Ланки, где уничтожили находящийся близ побережья переполненный пассажирский поезд. Погибли около 1 700 человек;

25 апреля 2005 г. в городе Амагасаки (Япония) пригородный поезд сошёл с рельсов и врезался в здание многоэтажной парковки. Погибли 106 человек, 555 были ранены;

13 сентября 2008 г. близ Лос-Анджелеса пригородный электропоезд не остановился на красный сигнал светофора и врезался в грузовой поезд. Погибли 23 человека;

21 сентября 2009 г. из-за размыва дождями железнодорожного полотна на перегоне Кизилюрт - Махачкала Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги произошел сход с рельсов грузового поезда;

15 февраля 2010 г. произошло столкновение двух поездов в городе Холл (Англия). Погибли 18 человек, 171 были ранены;

13 января 2011 г. на переезде в Иркутской области столкнулись маневровый состав (тепловоз и 5 вагонов с углем) и бензовоз. Из находящихся в автомобиле 5 человек 4 погибли и 1 получил тяжелые травмы;

23 июля 2011 г. произошло крушение скоростного поезда в Вэнъчжоу, Китай: погибли 40 человек, более 190 человек ранены;

13 сентября 2011 г. на железнодорожном переезде в Буэнос-Айресе (Аргентина) автобус столкнулся с двумя поездами. Погибло 7 человек, ранено 100 человек;

22 февраля 2012 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) пассажирский поезд врезался в перрон станции Онсе. Погибло 49 человек, 600 ранено;

9 мая 2013 г. на станции Белам Калитеа Ростовской области Северо-Кавказской железной дороги произошел сход с рельсов локомотива и 51 вагона грузового поезда № 2035 с последующим возгоранием 7 и детонацией 1 цистерны с газом (пропан). В результате схода повреждены 3 секции локомотива и 45 вагонов. В результате пожара и последующего взрыва были разрушены ряд зданий и жилых домов в городе Белая Калитва, пострадало 52 человека, 18 из них были госпитализированы. На время ликвидации последствий сотни жителей были эвакуированы. Причиной крушения стал сон локомотивной бригады, в результате чего состав превысил допустимую скорость на 55 км/час и сошёл с рельсов при въезде на боковой путь станции Белая Калитва на скорости свыше 95 км/час;

23 мая 2013 г. в Златоусте (Челябинская область) произошел сход с рельсов 15 полувагонов грузового состава № 2314, в результате которого были повреждены опора контактной сети и 150 м железнодорожного полотна.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

- при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
- тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
- не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
- запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;
- курите только в установленных местах;
- не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
- не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
- при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии стро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

- при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

- тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

- не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;

- запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;

- курите только в установленных местах;

- не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

- не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

- при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии стро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Железнодорожный транспорт является наиболее популярным, и по сравнению с другими видами транспорта наименее опасным. Его популярность объяснима. Способен обеспечивать массовые перевозки людей и доставку грузов в любое время суток, при любой погоде и при этом транспортировка от пункта А до пункта Б имеет небольшую себестоимость.

Кроме того, железнодорожный транспорт постоянно совершенствуется. Появляются скоростные поезда, позволяющие преодолевать большие расстояние максимально быстро и комфортно. Однако они относятся к общественному виду транспорта, которые обладают повышенной опасностью из-за массового людского потока.

Аварии на железнодорожном транспорте крайне редки, но иметь представление о том, как себя следует вести в таких катастрофах необходимо.

Причины аварии на железной дороге

Передвижение поезда осуществляется по рельсовым путям с использованием локомотивной тяги. Главным недостатком этого транспорта, который может стать причиной для аварии является привязка его к проложенному полотну.

Небольшая неисправность, любой посторонний предмет на ней приведет к тому, что поезд сойдет с рельсов. При этом, учитывая скорость движения состава, не произойдет моментальной остановки.

Часто авария может быть спровоцирована возгоранием, которое способно возникнуть от любой искры из печей, котлов отопления, локомотивов или теплушек. Столкновения составов у поезда возникают и из-за оплошности или рассеянности диспетчеров, машинистов.

В редких случаях причины аварий на железнодорожном транспорте могут заключаться и в таких стихийных явлениях природы, как ураганы, смерчи, землетрясения, завалы, камнепады. Густой туман, ливни ухудшают видимость, что в соединении с человеческим фактором приводят к катастрофе.

При столкновениях или сходе поезда с рельсов сопровождается резкой остановкой и движением по инерции. В результате вагоны переверчиваются, в них возникают пожары и взрывы, травмируется корпус.

Самые негативные последствия аварий на железнодорожном транспорте возникают при перевозке опасных грузов: емкостей с химическими иили радиоактивными веществами, взрывоопасных орудий, топлива. Эти аварии сопряжены с опасностью заражения и отравления большой зоны местности, нанесения значительного вреда экосистеме. Устранить их бывает крайне сложно без последствий, которые дадут о себе знать спустя время.

Для предотвращения катастроф на железной дороге необходимо осуществлять проверку и плановый тщательный осмотр не только подвижного состава, но и вспомогательных устройств, включая противопожарное оборудование и средства защиты. Особую осторожность необходимо соблюдать в тепловозах, электровозах.

Действия при катастрофе или крушении на железнодорожном транспорте

Действия при крушении поездов

Действия при крушении поездов

Обычно экстренное торможение происходит внезапно. Если есть возможность, наименее травмоопасным местом будет сидя на полу. Если вы стоите, то обязательно найдите себе какую-то опору. Упритесь ногами стену или сиденье, руками держитесь за поручень. Мышцы следует напрячь, чтобы избежать повреждения костного аппарата.

Толчков может быть несколько, поэтому не расслабляйтесь, пока не поймете, что движение поезда окончательно прекратилось. Держитесь дальше от окон во время аварии, так как можно получить ранение от осколков.

При покупке билетов, следует знать, что больше всего повреждаются крайние вагоны, в центре – риск получить сильные повреждения минимален. В каждом вагоне имеются аварийные окна. Следует незамедлительно ими воспользоваться, после остановки поезда, так как есть большая вероятность пожара.

Покидая вагон, берите с собой только самое необходимое: документы, деньги. Не ищите свой багаж, он не стоит вашей жизни. Выходите только на полевую сторону, чтобы избежать попадания под идущий по другому пути поезд.

Самая опасная ситуация, в которой вы можете оказаться при возникновении аварии на железнодорожном транспорте – это пожар. От открытого огня следует уходить в другие вагоны, закрывая плотно за собой двери. Большой ошибкой станет открытие окон. Это только усилит возгорание. Токсичный газ – малминит, который выделяется при плавлении вагонов, является опасным для жизни. Не вдыхайте его. Закройте нос и рот любой влажной тканью или предметом одежды.

При движении вагон состава может полностью выгореть в течение получаса. В таком случае эвакуация должна проходить очень быстро и четко. Оказавшись в безопасном месте, начинайте помогать другим пассажирам. Не поддавайтесь паническим настроениям. Выполняйте инструкции проводников и других сотрудников поезда.

Покинув поврежденный поезд, следует отойти от него на длительное расстояние. Если есть задымление и пожар, то впоследствии возможен взрыв. Обеспечить себе защиту при аварии на железнодорожном транспорте от оборванного электропровода можно, если передвигаться маленькими прыжками. Действуя подобным образом, вы сможете избежать попадания под воздействие шагового напряжения. Обычно оно может распространяться до 30 м на влажной земле.

В тех ситуациях, когда двери и аварийные выходы оказались заблокированы камнями, водой, селями, то следует сохранять спокойствие и дать знать о своем местонахождении стуком. Спасательные бригады обязательно придут на помощь ко всем пострадавшим.

Правильные действия проводника в случаи экстренной ситуации

При обнаружении каких-либо признаков внештатной ситуации (дым, запах гари, искрение, перегрев оборудования) на стоянке или во время движение поезда проводник в первую очередь должен действовать по следующей схеме:

  • Обесточить электрооборудование.
  • Доложить о возникшей ситуации начальнику железнодорожного транспорта либо главному электромеханику.
  • Действовать далее в соответствии с их указаниями

Проводники, находящиеся в соседних вагонах, услышав сигнал тревоги, должны незамедлительно подойти к месту возникновения внештатной ситуации. Им следует включиться в оказании необходимой помощи пострадавшим пассажирам, оказывать действия по предупреждению новых несчастных случаев и помогать в устранении аварии и ее последствий.

В случаи возгорания проводник сообщает о ситуации начальнику, затем приступает к эвакуации людей. Помимо этого он организует сохранность служебной документации и материальных ценностей. При ликвидации пожара необходимо использовать подручные или имеющиеся в вагоне средства пожаротушения.

Как правильно должна быть организованна работа проводников в ситуации возникновения пожара во время движения поезда?

Инструкция ОАД РЖД 959Р от 24.05.2007 содержит следующий порядок действий:

  1. Дежурный сотрудник связывается со своим напарником
  2. Воспользовавшись стоп-краном осуществляет аварийную остановку транспорта. Исключением для остановки являются: тоннель, мост, путепровод, акведук. В этих местах будет затруднительно быстро эвакуировать пассажиров и организовать тушение пожара.
  3. По служебной внутренней связи проводник сообщает о ситуации начальнику илибо дежурному механику, также следует известить машиниста.
  4. Объявить пассажирам об эвакуации. Днем следует обесточить вагон полностью, а ночью оставить только аварийное освещение. Открыть все двери в тамбуре и зафиксировать их.
  5. При наличии аварийных окон – открыть их. Если возможность спасения людей через двери тамбура отсутствует, то необходимо разбить окна за очагом возгорания.
  6. Огонь в вагоне всегда распространяется в противоположном движению поезда направлении. Это необходимо обязательно учитывать, организуя эвакуацию пассажиров.
  7. Высадка осуществляется на полевую сторону
  8. Одновременно с эвакуацией должно осуществляться тушение огня. Чтобы не задохнуться следует воспользоваться изолирующими комплектами самоспасателя (СПИ-20) или СИЗОД (средства защиты органов дыхания). Обязательно следует знать и соблюдать указанное время защитного действия и температуру воздействия на комплекты. Такая информация имеется в паспорте к изделию.
  9. Во время тушения огня все торцевые двери тамбуров в соседних вагонах необходимо закрыть.

Ликвидацию пожара можно осуществлять любыми подручными средствами. Если используется песок, то защищайте от него глаза. Для этого лопату не поднимайте слишком высоко. Используя противопожарное полотно (кошму), накрывайте им огонь полностью.

При возгорании одежды на человеке необходимо незамедлительно сбить его, но не голыми руками. Если нет возможности быстро сбросить или сорвать загоревшую часть одежды, то набросьте на пострадавшего любую плотную ткань (брезент, одеяло). Это перекроет доступ кислорода, и огонь погаснет.

При использовании порошковых или углекислотных огнетушителей проводник должен направлять струю пены в противоположную сторону от нахождения людей. При попадании на кожу тушащего состава удалите его любой тканью, а затем промойте тщательно водой.

Такие виды огнетушителей следует использовать при возгорании электрооборудования с рабочим напряжением до 1000 В. Нельзя подносить его к открытому огню ближе, чем на 1 м, а также держаться за раструб.

После снятия напряжения и заземления контактной сети, а также при получении соответствующего разрешения электромеханика можно использовать для тушения воду либо огнетушители на основе пены. Если напряжение снять невозможно, то рядом расположенные с электрооборудованием горящие предметы следует тушить на расстоянии более 7 м. любыми средствами пожаротушения. Однако необходимо контролировать расстояние между струей и частями, находящимися под напряжением. Оно не должно быть меньше 2 м.

Правила поведения при пользовании железнодорожным транспортом

Обезопасить себя можно и заблаговременно, если соблюдать установленные правила поведения во время поездки на поезде.

К ним относятся:

  • При выборе мест отдавайте предпочтение нижним полкам, которые находятся ближе к выходу или аварийным выходам и расположены в центральных вагонах.
  • Во время движения не стойте на подожках
  • Не высовывайте в окна голову или руки
  • Лучше заранее уточнить место нахождения огнетушителей и мест аварийного выхода.
  • Без крайней необходимости не прибегайте к стоп-крану. Помните, что резкое торможение способно привести к травмированию многих пассажиров и сходу поезда с рельсов.
  • Двери в купе фиксируйте, иначе при остановке они придут в движении и могут травмировать человека.
  • Тяжелые вещи, особенно с хрупкими предметами не кладите на верхние полки.
  • Запрещено брать в качестве ручной клади, а также сдавать в багажное отделение взрывоопасные иили легковоспламеняющиеся жидкости.

Придерживайтесь в поездке при общении элементарных правил вежливости. Не употребляйте алкоголь и наркотические вещества, следите за своими ценными вещами.

Ликвидация последствий аварии

При катастрофе на железной дороге прибывшие группы спасателей в первую очередь приступают к оценке обстановки. Проводят сбор данных о причинах катастрофы, о возможных рисках и зонах наибольшей опасности.

Следующим этапом является определение границ последствий аварии и оцепление местности. Происходит поиск источника возгораний и тушение его. Из искореженных вагонов извлекаются пострадавшие. При необходимости в вагонах делаются дополнительные люки для более быстрой эвакуации людей. На месте аварии оказывается медицинская помощь пострадавшим.

При разливе топлива или химического вещества происходит его локализация и ликвидацию. Обязательно учитывается возможный вред, причиненный данной местности. В последнюю очередь проводятся работы по восстановлению железнодорожного полотна, электросетей. Более подробно о химических авариях и с планом действия для населения Вы можете ознакомиться в нашей статье.

Читайте также: