Аугсбургское вероисповедание это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аугсбургское исповедание (лат. Confessio Augustana) – самый ранний из официальных протестантских вероисповедных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания веры Лютеранской церкви, представленное Карлу V на Аугсбургском сейме 25 июня 1530 г.
Аугсбургское исповедание состоит из двух частей. Первая (21 тезис) содержит в себе учение Евангелической церкви, в которой разногласия с католическим учением выражены весьма осторожно. В ней описаны основные вероучительные положения: вера в Бога, вера во Христа, грех, оправдание, христианская жизнь, Церковь, служение, таинства, гражданское управление, свобода воли, вера и добрые дела, Страшный суд.
Вторая часть (7 тезисов) говорит о злоупотреблениях, сделавших реформу необходимой. Это статьи о Причащении под двумя видами, о возможности брака для духовенства, о мессе, Исповеди, посте, монашеских обетах и епископской власти.

Аугсбургский рейхстаг

А́угсбургское испове́дание (лат. Confessio Augustana , нем. Augsburger Bekenntnis ) — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, вошедшем в историю как Аугсбургский рейхстаг. Католики в ответ написали папское опровержение (Confutatio Pontificio), а от лица православных ответил Константинопольский патриарх Иеремия II [1] .

В ответ на опровержение (Confutatio) впоследствии была написана Апология Аугсбургского исповедания.

Аугсбургское вероисповедание было составлено ближайшим другом и сподвижником Мартина Лютера Филиппом Меланхтоном и подписано целым рядом князей и городских советов, вставших на сторону Реформации. Оно было представлено на рейхстаге в Аугсбурге, созванном императором Карлом V в 1530 г. с целью предотвратить церковный раскол, угроза которого возникла в ходе реформации. Раскола, однако, избежать не удалось, и вскоре Аугсбургское вероисповедание стало важнейшим вероисповедным текстом Евангелическо-лютеранской Церкви, каковым оно остается и по настоящее время. Но необходимо помнить и о его первоначальной цели: предотвращение раскола и поиск путей к согласию с Римско-католической Церковью. Таким образом Аугсбургское вероисповедание является экуменическим документом, что придает ему особое значение в наши дни, когда христиане различных конфессий напряженно ищут лучшего взаимопонимания и более тесной общности друг с другом. Аугсбургское вероисповедание состоит из двух частей: в первой на основе Священного Писания и вероисповедания древней Церкви формулируются основные положения вероучения реформаторов, а во второй описываются причины отмены некоторых обычаев средневековой Церкви в реформированных приходах. Эта вторая часть приводится здесь с сокращениями (опускаются главным образом развернутые доказательства своей позиции с использованием многочисленных цитат из Библии, отцов Церкви и указаний на исторические факты). Составлено Аугсбургское вероисповедание было на латинском и немецком языках. Настоящий русский перевод приводится по изданию Союза Мартина Лютера. При воспроизведении текст был отредактирован и сокращен.

Далее мы учим, что после грехопадения Адама (Быт 3) все естественно рождаемые люди зачинаются во грехе, т. е. что все они с материнской утробы склонны ко злу и по своему естеству не могут иметь страха Божия и истинной веры в Бога. Кроме того, мы учим, что это прирожденное зло, этот первородный грех есть истинно грех и посему он обрекает всех, не получивших второго рождения через Крещение и Святого Духа, вечному гневу Божию. Тем самым отвергаются пелагиане и все, не признающие первородный грех грехом и утверждающие возможность собственными силами сделать человеческое естество угодным Богу (в ориг.: благочестивым) и тем самым презирающие страдания и заслуги Христа.

Далее мы учим, что Бог Сын вочеловечился, будучи рожден от непорочной девы Марии. Два естества, Божественное и человеческое нераздельно соединены тем самым в одном Лице: Един Христос, истинный Бог и истинный человек, истинно рожденный, страдавший, распятый, умерший и погребенный; Он Жертва, принесенная не только за первородный грех, но и за все иные грехи, умилостививший гнев Божий; сей Христос сошел в царство смерти (в ориг.: во ад), и воистину воскрес в третий день из мертвых, и вознесся на небеса, и сидит одесную Отца, Его же царствию над всеми тварями не будет конца; Он освящает, очищает, укрепляет и утешает Духом Святым всех, кто в Него верует; Он Податель жизни и всяческих даров и благ, Он Защитник и Оградитель от диавола и греха; и, как сказано в Апостольском символе веры, сей Господь Христос грядет судить живых и мертвых.

Далее мы учим, что прощение грехов и оправдание перед Богом недостижимо нашими заслугами, делами и умилостивляющими (в ориг.: удовлетворяющими) Бога действиями. Напротив, мы получаем прощение грехов и оправдание перед Богом ради Христа по благодати через веру, если мы веруем, что Христос пострадал за нас, и что Его ради нам прощаются грехи наши, даруются праведность и жизнь вечная. Эту веру Бог принимает и вменяет в праведность перед Ним, как сказано в 3-й и 4-й главах Послания апостола Павла к Римлянам (подробно см. Рим. 3:21 и 4:5).

Дабы мы обрели эту веру, Бог установил проповедническое служение, дал Евангелие и Таинства. Через эти средства Бог дарует Духа Святого, Который пробуждает веру у слушающих Евангелие, где и когда Он возжелает. Евангелие учит, что Бог милостив к нам по заслугам Христа, а не по нашим заслугам, если мы в это веруем. Мы отвергаем перекрещенцев и других, утверждающих, что мы стяжаем Духа Святого без внешнего Слова Евангелия , посредством собственных трудов, собственных мыслей и усилий (в ориг.: дел).

О Крещении мы учим, что оно необходимо и что через него даруется благодать. Следует также крестить детей, которые в Крещении поручаются Богу и принимаются Им (в ориг.: становятся богоугодными). Поэтому мы отвергаем перекрещенцев, учащих, что Крещение детей неправильно.

О Вечере Господней мы учим, что истинное Тело и истинная Кровь Христа воистину присутствуют во святом Причастии под видом хлеба и вина, в нем преподаются и принимаются. Посему нами отвергаются противоположные учения.

Об употреблении Таинств мы учим, что Таинства установлены не только как внешние знаки, по которым можно распознавать христиан, а как знамения и свидетельства божественной воли относительно нас. Таинства призваны пробуждать и укреплять нашу веру. Посему они предполагают наличие веры и правильно употребляются лишь в том случае, если они принимаются с верой, а вера, в свою очередь, укрепляется ими.

О церковном служении (в ориг.: о церковном управлении) мы учим, что никто в Церкви не должен публично учить или проповедовать или преподавать Таинства, не будучи призванным к тому в законном порядке.

О церковных порядках, установленных людьми, у нас учат, что надлежит сохранять те из них, которые можно соблюсти без греха и которые служат поддержанию мира и добропорядка в Церкви, как то: определенные дни отдыха, праздничные дни и тому подобное. Но при этом подчеркивается, что не следует отягчать совесть верующих утверждением, будто все это необходимо для спасения. Кроме того мы учим, что все постановления (в ориг.: положения) и традиции, установленные людьми с целью умилостивить Бога и заслужить благодать, противоречат Евангелию и учению о вере во Христа. Посему монашеские обеты и иные предписания относительно постной пищи, постных дней и т. д., с помощью соблюдения которых люди рассчитывают заслужить благодать и искупить свои грехи, бесполезны и противоречат Евангелию.

О государственном и общественном порядке (в ориг.: о полиции и светском управлении) мы учим, что всякая власть в мире, государственное юридическое устройство и законы – от Бога и являются установленным добропорядком. Христиане могут без греха возлагать на себя государственную ответственность (в ориг.: власть), быть князьями и судьями, соответственно императорским и другим действующим законам, выносить приговоры, наказывать преступников мечом, вести законные войны и сражаться в них, возбуждать судебные процессы, покупать и продавать, приносить необходимую присягу, владеть собственностью, вступать в брак и т. д. Тем самым осуждаются анабаптисты, отвергающие все вышеперечисленное как нехристианское. Также отвергаются те, кто учит, что христианское совершенство заключается в оставлении дома и двора, жены и детей, в отречении от всего этого, а ведь истинное совершенство – это праведный страх Божий и благочестивая вера в Бога. Ибо Евангелие учит не внешнему, преходящему, а внутреннему и праведности сердца. Оно не упраздняет мирскую власть, государственное устройство и брак, а желает сохранения всего этого как истинного порядка Божия, дабы в этих сферах жизни (в ориг.: сословиях, состояниях) проявлялась христианская любовь и творились праведные добрые дела, каждым, в области его призвания. Поэтому христиане обязаны повиноваться во всем властям, их предписаниям и законам, но не впадая при этом в грех. Если же предписаниям правящих невозможно следовать, не возлагая на себя из-за этого греха, должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. (Деян 5:29).

Также мы учим, что Господь наш Иисус Христос явится в день Страшного суда дабы судить и воскресить мертвых, даровать верующим и избранным жизнь вечную и вечное блаженство, а безбожников и бесов осудить на ад, на вечное наказание. Поэтому отвергаются перекрещенцы, учащие, что бесы и осужденные не будут терпеть вечных мук и страданий. Также осуждаются здесь и некоторые жидовствующие учения, появившиеся в наши дни, согласно которым до воскресения мертвых истинно святые и благочестивые люди создадут земное царство и уничтожат всех безбожников.

Эти артикулы представляют собой в общих чертах краткое изложение того вероучения, которое проповедуется и преподается в наших общинах (в ориг.: церквах) как для истинно христианского наставления и утешения совести, так и для исправления верующих. Ведь нам бы не хотелось подвергать опасности свою собственную душу и совесть перед Богом, злоупотребляя Словом и Именем Божиим или передать в наследство нашим детям и потомкам иное учение, чем то, которое соответствует чистому Слову Божию и христианской истине. Поскольку же это учение ясно основывается на Священном Писании и, кроме того, насколько это явствует из творений отцов Церкви, не противоречит вселенской и даже римской Церкви, мы предполагаем, что наши противники не могут не согласиться с нами по вышеприведенным артикулам. Поэтому те, кто пытается исключать, отвергать или избегать наших проповедников как еретиков, действуют весьма недружелюбно, жестоко и противно христианскому единству и любви. Ведь причина этого не может заключаться ни в какой заповеди Божией либо в Священном Писании. Расхождения (в ориг.: заблуждения) и споры возникают прежде всего из-за некоторых традиций и злоупотреблений. Поскольку же в главных артикулах нет недостатков, они достаточно обоснованы и это наше исповедание является богоугодным и христианским, епископам надлежало бы, действуя по справедливости, быть более снисходительными даже в том случае, если бы мы слишком мало придерживались традиции. К тому же, мы по правде говоря, надеемся, что нам удастся привести веские причины и основания, ввиду которых нам пришлось изменить некоторые традиции и отменить злоупотребления. Вторая часть. Артикулы о спорных моментах касательно упраздненных злоупотреблений Таким образом в вопросах веры мы не учим в наших общинах (в ориг.: церквах) ничему, что бы противоречило Священному Писанию либо было бы направлено против вселенской христианской Церкви. По сути, были отменены лишь некоторые злоупотребления, распространившиеся отчасти со временем сами по себе, а отчасти введенные насильно. Поэтому мы считаем необходимым перечис лить эти злоупотребления и изложить причины, по которым эти изменения были допущены. Ваше императорское Величество смогут увидеть отсюда, что при этом мы вовсе не действовали не по-христиански или святотатственно, а были вынуждены по заповеди Божией, которая выше всяких преданий, допустить эти изменения.

О МЕССЕ Наших единомышленников несправедливо упрекают в том, что они якобы отменили мессу. Но это очевидно, что месса служится у нас с большим благоговением и с большей серьезностью чем у наших противников – мы говорим это, не желая превозносить себя. Кроме того, людям вновь и вновь добросовестно разъясняется, для чего было установлено святое Таинство, и чему оно должно служить, а именно: во утешение смущенной совести. Тем самым мы поощряем людей к участию в Причастии и в мессе. Впрочем, в богослужебном порядке приходской мессы не было предпринято никаких существенных изменений, разве что в некоторых местах немецкие песнопения поются наряду с латинскими, дабы тем самым наставлять народ Божий и просвещать его. Ибо все, происходящее в богослужении, должно в первую очередь служить обучению народа тому, что он должен знать о Христе. (. ) Вместе с тем мы отвергли отвратное заблуждение, согласно которому Господь наш Христос якобы – как учили – смертью Своей искупил лишь первородный грех и установил мессу как жертву за другие грехи. Тем самым месса была превращена в жертву за живых и мертвых, дабы ею снимать грехи и умилостивлять Бога. (. ) Поэтому, вне всякого сомнения, было необходимо поучать людей, дабы все знали, как правильно употреблять Таинство. Во-первых, Священное Писание свидетельсвует во многих местах, что нет иной жертвы за первородный грех и за все другие грехи кроме смерти Христа. Ибо в Послании к Евреям сказано: Христос раз и навсегда принес Себя в жертву и тем самым искупил все грехи. (. ) Во-вторых, апостол Павел учит, что мы обретаем благодать Божию через веру, а не через добрые дела. В противоположность этому явным злоупотреблением мессой служит предположение, будто этим делом можно заслужить благодать, ведь известно, что мессу используют как средство избавления от грехов и получения от Бога благодати и всех благ. И священник может якобы достигнуть этого не только для самого себя, но и для всего мира и для других людей, живых и мертвых. В-третьих, святое Таинство было установлено не для того, чтобы приносить жертву за грехи, – ибо ведь эта Жертва уже была принесена, – а для того, чтобы пробуждать веру и утешать совесть. Так, через Таинство человек узнает, что через Христа ему обещана благодать и оставление грехов. Посему это Таинство предполагает наличие веры, его употребление без веры – тщетно. Следовательно, месса не есть жертва, позволяющая снять грехи с других людей, живых и мертвых, она должна быть общим Причастием, в ходе которого священник и все другие принимают Таинство лично для себя. Посему мы придерживаемся следующего порядка: в праздничные, а также иные дни, когда есть желающие подойти к Причастию, месса совершается и (Таинство) преподается тем, кто этого желает. Тем самым месса употребляется у нас правильно, по древнему церковному обычаю. (. )

Раньше учили, проповедовали и писали, что предписания относительно еды и тому подобные установленные людьми обычаи (в ориг.: предания) служат получению благодати и искуплению грехов. По этой причине постоянно измышлялись все новые и новые правила постов, новые церемонии, новые постановления и тому подобное. За их соблюдением следили так упорно и неумолимо, будто они есть обязательное служение Богу, посредством которого обретается благодать и как будто их несоблюдение есть тяжкий грех. Отсюда в Церкви было совершено много вредных ошибок. Во-первых, этим были затемнены благодать Христова и учение о вере, со всей серьезностью проповедуемое нам в Евангелии. Оно решительно настаивает на необходимости высоко чтить заслуги Христа, а также указывает, что вера во Христа должна ставиться выше всех добрых дел. (. ) Во-вторых, такие предания затемнили также и Божию заповедь, ибо они были поставлены выше Божией заповеди. Они одни считались проявлением христианской жизни: если кто-либо определенным образом служил богослужение, молился, постился и одевался, то это и называлось духовной христианской жизнью. Одновременно иные необходимые добрые дела оценивались как светские и бездуховные, в частности дела, совершаемые каждым в меру своего призвания: отец должен трудиться, чтобы прокормить жену и детей и воспитывать их в страхе Божием; мать должна рожать детей и ухаживать за ними; князь и все, облеченные властью (в ориг.: начальство) должны управлять землей и людьми и т. д. Такие Богом заповеданные дела считались светскими и несовершенными, в то время как соблюдение церковных обычаев торжественно объявлялось совершенным, святым делом. Посему такие обычаи и создавались без конца и без меры. В третьих, такие обычаи стали тяжелым бременем для совести. Ибо было совершенно невозможно соблюдать все эти обычаи, и, тем не менее, люди считали, что это было важно для Бога. (. ) Поэтому мы учим, что соблюдением установленных людьми обычаев нельзя ни заслужить благодати, ни умилостивить Бога, ни искупить грехи. Поэтому их нельзя выдавать за необходимое служение Богу. (. ) Ну а обвинение в адрес наших проповедников, что они якобы, подобно Ивиану (IV век), запрещают самодисциплину и аскетику (в ориг.: самобичевание и смирение), легко опровергнуть их трудами. Ибо они всегда проповедовали о святом Кресте, и о том, что христиане обязаны нести страдания и что в этом и состоит правильная, серьезная, а не выдуманная аскетика. Далее мы учим, что каждый обязан с помощью телесных трудов, таких как пост и другие, вести такую жизнь, которая сделала бы его неуязвимым для греха. Но он должен делать эти дела не для того, чтобы заслужить себе благодать. Эти телесные труды должны совершаться не по определенным дням, а постоянно. (. ) Также наши единомышленники придерживаются многих религиозных предписаний и обычаев, как, к примеру, последования мессы, определенных песнопений, праздников и т. д., служащих поддержанию порядка в Церкви. При этом верующим разъясняют, что такое внешнее служение Богу не оправдывает человека перед Богом и что, не отягчая свою совесть, можно быть уверенным в том, что его опущение, если оно не ведет к соблазну, не есть грех (. )

(. ) всякое служение Богу, выдуманное и установленное людьми без Божией заповеди и повеления, с целью обретения Божественного оправдания и благодати, противно Богу и противоречит святому Евангелию и повелению Божию. (. ) Но ведь, как известно, монахи учили и проповедовали, что созданные людьми духовные упражнения искупают грех и способствуют обретению Божественной благодати и оправдания. Но ведь это есть не что иное, как умаление славы благодати Христовой и отрицание праведности по вере. Отсюда же следует, что такие укоренившиеся обеты были лишь ложным, ненадлежащим служением Богу. Также и по этой причине они ни к чему не обязывают. Ибо безбожный обет, совершенный вопреки заповеди Божией, не обязателен и не действителен; подобно и церковные законы учат, что присяга не должна обязывать совершать грех. (. ) Можно также прочесть много примеров того, как иные оставляют своих жен, детей или также общественное служение (в ориг.: управление) и уходят в монастыри. Это они называют удалиться от мира и искать жизнь более угодную Богу, чем жизнь других людей. Ведь все эти люди не могли знать, что Богу надлежит служить по заповедям, данным Им, а не по заповедям, придуманным людьми. Праведный и совершенный образ жизни опирается на заповеди Божии; опасен же образ жизни, не опирающийся на заповеди Божии. (. ) Итак, мы видим, сколько безбожных убеждений и заблуждений связаны с монашескими обетами, они, якобы, оправдывают и делают праведными перед Богом, они якобы и есть образец христианского совершенства. (. ) Но они представляют собой излишние дела, которые человек не обязан делать перед Богом. Поскольку все это ложно, бесполезно и выдумано от себя, монашеские обеты следует считать ненужными, все это делает их необязательными.

Это и есть важнейшие артикулы по спорным вопросам. (. ) Мы лишь перечислили все то, что сочли необходимым привести и отметить здесь, чтобы тем самым можно было бы лучше распознать, что у нас не было введено ничего нового – ни в учение, ни в церковный порядок (в ориг.: в церемонии), что противоречило бы Священному Писанию или вселенской христианской Церкви. Ибо общеизвестно, что нам с большим трудом и с Божией помощью, – мы подчеркиваем это, не желая превозносить себя, – удалось предотвратить проникновение в наши общины (в ориг.: церкви), укрепление и распространение в них какого-нибудь нового безбожного учения. (. )

Источник: Сборник песнопений Евангелическо-лютеранской Церкви Предварительное издание. Санкт-Петербург, 2005. С. 686-704.

[лат. Confessio Augustana, от лат. названия г. Аугсбурга -Augustae Vindelicorum, нем. Augsburgische Konfession, в рус. лютеран. обиходе - Августана], основной вероисповедный документ для лютеран. С 1580 г. входит в Книгу согласия наряду с Апостольским, Никео-Константинопольским (с Filioque) и Афанасиевым Символами веры.

На артикул 15 о церковных праздниках и постах Патриарх Иеремия отвечает пространными цитатами из сочинений ранних отцов Церкви, поясняющими, что праздники есть постоянное напоминание о жизни Христа на земле и отрицать их ценность - ошибка. Он соглашается с артикулом 16, где говорится о повиновении христиан гражданским властям, а также с артикулом 17 о Втором пришествии Христа как Судии, когда грешники будут наказаны вечными муками, а праведники награждены вечной жизнью. Но Патриарх не согласен с артикулом 18, в к-ром лютеране излагают свою концепцию ограниченной свободной воли, и отвечает цитатой из сочинения свт. Иоанна Златоуста: только те, кто свободно изъявляет желание быть спасенным, могут быть спасены. Артикул 19, утверждающий, что Бог не есть причина зла в этом мире, не вызывает у Патриарха возражений, но он недоумевает по поводу положений артикула 20, где лютеране отрицают мон-ри и братства, праздники и паломничества. Ведь эти добрые дела делаются для Господа и во исполнение Его заповедей. Артикул 21, посвященный поклонению святым, Патриарх считает противоречащим Свящ. Писанию. Он согласен, что истинное поклонение подобает лишь одному Богу, но святые, а более всего Богородица, могут законно и с большой пользой быть призываемы в молитвах, также можно просить молиться за нас архангелов и ангелов.

Патриарх Иеремия заканчивает письмо приложением дополнительной главы, где подробно пишет об использовании в Евхаристии только квасного хлеба, о браке белого духовенства и безбрачии черного, о важности литургии, о покаянии как истинном таинстве и особо отмечает важность и необходимость института монашества. Патриарх заканчивает свой ответ словами о том, что если лютеране согласны всем сердцем последовать за правосл. учением, изложенным им, то он готов будет принять их в общение.

Летом 1576 г. ответ Патриарха достиг Германии и Осиандер и Крузий составили 2-е послание, где остановились на тех доктринальных положениях, к-рые вызвали протест у Патриарха, не касаясь, правда, таких вопросов, как монашество, литургия и употребление квасного хлеба. Они сосредоточили свои объяснения на том, что их взгляд на оправдание верой мало чем отличается от т. зр. Патриарха. Кроме того, они пространно разъяснили лютеран. взгляд на Евхаристию и еще раз подчеркнули, что принимают только 2 таинства и не согласны с практикой призывания в молитвах святых. Письмо было отправлено в июне 1577 г., но когда оно точно достигло К-поля, неизвестно.

В ответе Патриарха Иеремии, отправленном в мае 1579 г., помимо дальнейшего раскрытия правосл. учения содержалось жесткое указание на то, что нек-рые доктрины лютеранства абсолютно неприемлемы для правосл. Церкви, среди них: учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (filioque), лютеран. взгляд на оправдание верой и на свободу воли, отрицание того, что таинств - семь, отказ от почитания святых. Патриарх упомянул также, что уважение должно оказываться иконам и мощам.

Ист.: Die Bekenntnisschriften der Evangelisch-Lutherischen Kirche / hrsg. Heinrich Bornkamm. Gött., 1952; Grane L. The Augsburg Confession: A Commentary. Minneapolis, 1987; Die Augsburgische Konfession - Аугсбургское вероисповедание / Предисл. Г. Гассмана. Эрланген, 1988; Одной лишь верою: Аугсбургское исповедание и Апология. Лахти, Финляндия, 1997; Книга Согласия: Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Duncanville, 1998.

Лит.: Ястребов М. Учение Аугсбургского исповедания и его Апологии о первородном грехе. Киев, 1877; Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Каз., 1910.

Ист.: Acta et Scripta Theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopolitani D. Heremiae. Wittenberg, 1548; Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы лютеранам / Пер. архим. Нила. М., 1866; Καρμίρης Ι. Τὰ Δογματικὰ καὶ Συμβολικὰ Μνημεῖα τῆς ̓Ορθοδόξου καθολικῆς ̓Εκκλησίας. ̓Αθῆναι, 1952. Τ. 1. Σ. 437-503; Wort und Mysterium: Der Briefwechsel über Glauben und Kirche 1573 bis 1581 zwischen den Tübingen Theologen und dem Patriarchen von Konstantinopel. Wittenberg, 1958.

Читайте также: