Аудит расчетных операций кратко

Обновлено: 13.05.2024

Целью аудита банковских операций является выражение мнения независимого оценщика, отраженного в аудиторском заключении, составленному по результатам всестороннего анализа финансовой отчетности кредитного учреждения.

При осуществлении контроля операций на расчетных счетах кредитных учреждений, аудитор руководствуется положениями:

Аудитор производит арифметическую сверку данных каждого счета банка с информацией в первичных документах. Далее независимый оценщик приступает к исследованию вопроса о наличии юридических уставных документов на организации, заключившие договор банковского обслуживания.

• Правильности отражения операций на расчетных счетах, в том числе валютных и корреспондентских, в выписках;

Важное значение при проведении аудита расчетных счетов банка уделяются фактам безакцептного списания денежных средств. Проверяется наличие основания для подобных операций, которым может являться решение суда, соответствующего договора между контрагентами, в силу закона.

Приказ Министерства Финансов РФ от 27 ноября 2006 года № 154н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” содержит рекомендации по установлению курсов купли - продажи валюты. Проверке аудитором подлежит документация по оформлению валютных расчетных счетов банков на предмет соответствия требованиям законодательства и отраслевым стандартам Банка России.

Нарушения, выявленные в отношении операций по банковским счетам, фиксируются в рабочем отчете аудитора, а затем - в аудиторском заключении.

Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений при осуществлении расчетных операций и поэтому требуют постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

Цель аудита расчетных операций- оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

Для того, чтобы наметить направления проверки, области углубленно­го контроля, аудиторам необходимо получить предварительное представ­ление о состоянии расчетов на предприятии. Поэтому они должны уста­новить: наличие на предприятии необходимой нормативной базы; пере­чень применяемых первичных документов, порядок их заполнения; со­стояние аналитического учета и технологии обработки первичных доку­ментов по учету расчетных операций; как организован внутренний кон­троль расчетных операций.

При проверке расчетов применяются приемы фактического и доку­ментального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, а также устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. Проверку состояния расчетов рекомен­дуется начинать с выяснения соответствия данных регистров по учету расчетов записям по счетам Главной книги.

Затем осуществляется инвентаризация расчетов или анализ результа­тов инвентаризации, если они имеются к моменту проверки. При этом нужно установить: нет ли пропуска сроков исковой давности по расчетам с дебиторами и кредиторами, причины и виновные лица в пропуске та­ких сроков; тождество расчетов с банками, подразделениями предпри­ятия, бюджетом; правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, а также сумм других задолженностей; правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм задолженности по недостачам и ме­ры, принятые к их изысканию; достоверность предъявленных к дебито­рам претензий, подтверждаются ли претензии договорными обязательст­вами, предъявлены ли иски на взыскание этих задолженностей в судеб­ном порядке и др.

Изучение информации о результатах инвентаризации расчетов позво­лит аудиторам сосредоточить внимание на тщательной проверке тех рас­четных операций, где выявлено отсутствие внутреннего контроля, уста­новлены расхождения, ошибки и имеются сомнения в законности или реальности операций.

Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений при осуществлении расчетных операций и поэтому требуют постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

Цель аудита расчетных операций- оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

Для того, чтобы наметить направления проверки, области углубленно­го контроля, аудиторам необходимо получить предварительное представ­ление о состоянии расчетов на предприятии. Поэтому они должны уста­новить: наличие на предприятии необходимой нормативной базы; пере­чень применяемых первичных документов, порядок их заполнения; со­стояние аналитического учета и технологии обработки первичных доку­ментов по учету расчетных операций; как организован внутренний кон­троль расчетных операций.




При проверке расчетов применяются приемы фактического и доку­ментального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, а также устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. Проверку состояния расчетов рекомен­дуется начинать с выяснения соответствия данных регистров по учету расчетов записям по счетам Главной книги.

Затем осуществляется инвентаризация расчетов или анализ результа­тов инвентаризации, если они имеются к моменту проверки. При этом нужно установить: нет ли пропуска сроков исковой давности по расчетам с дебиторами и кредиторами, причины и виновные лица в пропуске та­ких сроков; тождество расчетов с банками, подразделениями предпри­ятия, бюджетом; правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, а также сумм других задолженностей; правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм задолженности по недостачам и ме­ры, принятые к их изысканию; достоверность предъявленных к дебито­рам претензий, подтверждаются ли претензии договорными обязательст­вами, предъявлены ли иски на взыскание этих задолженностей в судеб­ном порядке и др.

Изучение информации о результатах инвентаризации расчетов позво­лит аудиторам сосредоточить внимание на тщательной проверке тех рас­четных операций, где выявлено отсутствие внутреннего контроля, уста­новлены расхождения, ошибки и имеются сомнения в законности или реальности операций.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Аудит операций с дебиторами и кредиторами предполагает проверку всей системы взаиморасчетов. Выполняется процедура для установления достоверности всех значений расчетов. Аудитор должен также определить, соответствуют ли операции существующим законам.

Нормативное обоснование

В рамках своей работы аудитор должен опираться на следующие нормативные акты:

Аудитор обязан знать все нужные нормативные акты, которые регулируют деятельность компании.

Источники получения информации

Сведения о расчетах с контрагентами аудитор получает из этих источников:

  • Внутренние акты компании, касающиеся учета.
  • Соглашения с контрагентами.
  • Первичка.
  • Учетные регистры.
  • Отчетность.
  • Дополнительные бумаги: разъяснения управленческого состава, экспертные заключения, итоги проведенных проверок, предыдущие заключения аудиторов.
  • Счета бухучета, на которых фиксируются расчеты. В это счета 60, 62, 76. Также могут использоваться дополнительные счета, информация из которых использовалась в отчетности. В частности, это могут быть счета 08, 19, 20, 23 и другие.

Аудитор имеет право запрашивать дополнительную информацию у руководства компании, у ее сотрудников.

Как провести оценку дебиторской и кредиторской задолженности в системе управления финансовым состоянием экономического субъекта?

Составление плана аудита расчетов

Перед проведением аудита требуется составить план проверки. При его формировании нужно принять во внимание следующие аспекты:

  • Степень риска.
  • Существенность недочетов.
  • Масштабы предстоящего аудита и время, отведенное на процедуру.
  • Степень влияния расчетов на компанию и учет.
  • Наличие внутреннего аудита.
  • Сроки, в течение которых должно быть предоставлено аудиторское заключение.

Программа часто составляется в виде тестов инструментов контроля расчетов.

Что именно проверяет аудитор расчетов

Аудиторская проверка расчетов предполагает системный характер. Специалист должен удостовериться в правильности всех проведенных операций. Рассмотрим подробнее все аспекты аудита.

Наличие соглашений с дебиторами и кредиторами

Любые расчеты с контрагентами осуществляются на основании договоров. В статье 161 ГК РФ указано, что любая сделка подтверждается соглашением в письменной форме. В договоре должны содержаться существенные условия:

  • Предмет соглашения.
  • Условия исполнения договора.
  • Условия, существенные хотя бы для одной из сторон соглашения.

Если в договоре будет отсутствовать хотя бы одно существенное условие, документ законным не будет. Источником получения информации в данном случае является соглашение с дебитором или кредитором. Специалист может в ходе своей проверки обнаружить следующие недочеты:

  • Содержание соглашения не соответствует законам (к примеру, отсутствуют существенные условия, подпись).
  • Расчеты вовсе не подтверждаются договорами.

Внимание! Информация, изложенная в договоре, не должна противоречить сведениям, на основании которых ведется учет.

Своевременное отражение сумм долга

Для отражения сумм задолженности используется счет 60. Долг принимается к учету на основании расчетных документов. Если поставка является неотфактурованной, задолженность будет отражена на основании сведений, указанных в договоре. Счет 60 используется также для фиксации авансов, предоставленных контрагентом (поставщики, исполнители). Долг компании за отпущенные ценности, исполненные работы отражается на счете 62.

Своевременность отражения сумм долга можно проверить по следующим документам:

  • Карточки и ведомости по счетам 60 и 62.
  • Счета-фактуры.
  • Книга приобретений и книга продаж.
  • Соглашения о купле-продаже, оказании услуг.

Специалист может обнаружить эти типичные ошибки:

  • Несоответствие выставленных и полученных документов.
  • Отражение долга, не подтвержденного соглашением, в учете.

Среди аудиторских инструментов можно отметить просмотр и сравнение документации, опросы, подтверждающие запросы от контрагентов.

Верность отражения сумм по претензиям

Претензии отражаются на счете 76/2. Имеются в виду суммы претензий, возникшие по следующим основаниям:

  • Ошибки и несоответствие стоимости условиям соглашения.
  • Несоответствие качества ценностей стандартам.
  • Несоответствие работ поставленному техническому заданию.
  • Недостача ценностей.
  • Претензии банковским учреждениям по суммам, которые были списаны со счета по ошибке.

Претензия также может быть выставлена по штрафам, суммам возмещения убытка. Нужная аудитору информация извлекается из карточек по счету 76/2, писем с претензиями, соглашений с контрагентами.

Верность отражения перемены лица, которое является дебитором

Задолженность может быть передана дебитором третьему лицу. Долг может передаваться и кредитором по соглашению цессии. В последнем случае продажа задолженности отражается на счете 91. Возникшая из-за цессии разница списывается со счета 91 на счет 99. Если долг был передан третьему лицу дебитором, изменения отражаются на счете 62. Информация извлекается специалистом из этих документов:

  • Ведомости по счетам 60 и 62.
  • Соглашения о цессии, уступке прав требования.
  • Согласие кредиторов на перемену дебитора.
  • Извещение о том, что задолженность переведена на третье лицо.

В рамках процедуры специалист может пользоваться такими инструментами, как опросы, сравнение различных бумаг.

Верность списания долгов

Задолженность признается уплаченной и списывается со счетов в следующих обстоятельствах:

  • Погашение долга дебитором в полном объеме.
  • Взаимозачет требований.
  • Дебитор и кредитор являются одним и тем же лицом.
  • Компания-дебитор была ликвидирована.
  • Задолженность была прощена.

Долг может быть списан со счетов в следующих случаях:

  • Истек срок исковой давности (как правило, он составляет 3 года).
  • Долг взыскать невозможно (к примеру, дебитор признан пропавшим).

Специалист извлекает сведения из этих источников:

  • Ведомости по счетам 60.
  • Карточка счета 007.
  • Письма от контрагентов.

Типичными ошибками является отсутствие списания по истечении срока исковой давности.

Результаты аудиторской проверки

Результаты проверки фиксируются в аудиторском заключении. В этом документе должны быть указаны эти сведения:

  • Наименование компании.
  • ФИО аудитора.
  • Время, на протяжении которого проводился аудит.
  • Проверенные аспекты деятельности компании.
  • Обнаруженные ошибки.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.

ВАЖНО! Аудит расчетов с кредиторами и дебиторами может быть не только внешним, но и внутренним. Во первом случае нанимается сторонний специалист, во втором – сотрудник самой компании.







Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10_9_2) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/36.0.1944.0 Safari/537.36

Галина Кардашян

Достоверность ведения учета в компании необходимо периодически проверять. Но не всегда требуется такое трудоемкое мероприятие как комплексный аудит всей бухгалтерии. Нередко производится только проверка каких-либо отдельных важных участков. Работа с наличными деньгами, несомненно, относится к таким значимым разделам учета. Рассмотрим, как производится аудиторская проверка кассовых операций.

Цель и задачи аудита кассовых операций

Любой аудит — это проверка соответствия того или иного процесса установленным нормам. Аудит кассовых операций — не исключение. Но кроме того, необходимо учитывать специфику участка — работу с наличными деньгами.

Проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций решает следующие задачи:

  • контроль за сохранностью денег и других ценностей;
  • проверка оформления первички по работе с наличностью;
  • проверка учета кассовых операций;
  • отслеживание инвентаризаций;
  • контроль за использованием контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • проверка соблюдения лимитов.

Проверка работы с наличностью может проводиться как специалистами самого предприятия, так и сотрудниками внешних компаний.

Обязательный аудит именно кассовых операций в общем случае законом не предусмотрен. Но если компания подпадает под общие критерии для обязательного аудита (ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), то проверяющие, конечно, не обойдут своим вниманием и кассовые документы.

Методы проверки кассовых операций

Т.к. речь идет о работе с ценностями, то в первую очередь необходимо провести их инвентаризацию. При анализе бухгалтерских документов применяются сплошной, выборочный или комбинированный методы.

Из-за важности данного участка аудит кассовых операций и денежных документов чаще всего производится путем сплошной проверки.

Но если объем работы очень большой, то может использоваться и комбинированный метод. В этом случае сплошь проверяются только отдельные периоды, например, те, по которым имеется информация о возможных нарушениях.

Порядок проведения проверки

Любая проверка начинается с составления плана аудита. На этом этапе оценивается объем работы, выбираются применяемые методики и составляется блок-схема аудита.

Порядок проведения аудита кассы состоит из следующих этапов:

  1. Инвентаризация.
    Процедура проверки на этом этапе также включает контроль условий хранения ценностей. Здесь нужно отметить, что порядок хранения денег на каждом предприятии определяется руководителем. Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У не содержит общих требований к оборудованию кассы. Поэтому производится проверка соответствия кассового помещения внутренним регламентам организации.
  2. Проверка общих внутренних документов компании, регламентирующих работу с наличными.
    К ним относятся, например, правила хранения ценностей в кассе, упомянутые в предыдущем пункте. Также в организации обязательно должна быть должностная инструкция кассира и договор с ним, предусматривающий полную материальную ответственность.
  3. Проверка первички.
    Здесь контролируется соблюдение форм применяемых бланков и корректность их заполнения. На сегодня большинство форм первички организации могут разрабатывать сами. Но к кассовым документам это не относится — их нужно заполнять в строгом соответствии с указанием № 3210-У. ИП могут не придерживаться требований ЦБ РФ. Но на практике ИП часто все равно работают с наличностью на общих основаниях, т.к. это упрощает контроль за движением денег.
  4. Проверка бухучета.
    Все данные первички должны быть в точности перенесены на учетные регистры, а сальдо по счетам — соответствовать фактическому наличию средств в кассе. Также необходимо проверить и соблюдение лимита остатка денежных средств. Его предприятия рассчитывает самостоятельно, в соответствии с приложением к указанию № 3210-У. ИП имеют право не устанавливать лимит кассы.

Важно!

Индивидуальные предприниматели могут накапливать денежные средства в кассе без ограничений (п. 2 Указания № 3210-У). Вместе с тем, если малое предприятие не воспользуется таким правом и установит лимит, то оно будет обязано его соблюдать (Письмо Банка России от 08.12.2014 № 29-1-1-6/9698).

Какие нарушения могут быть выявлены при проверке кассовых операций

По итогам ревизии составляют акт проверки кассовых операций, в котором могут быть отражены следующие нарушения:

Штрафы за кассовые нарушения предусмотрены ст. 15.1 КоАП РФ и составляют от 4 до 5 тыс. руб. для должностных лиц и от 40 до 50 тыс. руб. — для организаций.

Отдельно предусмотрены наказания за нарушения, связанные с применением ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ). Здесь установлены как фиксированные штрафы, так и санкции, привязанные к сумме расчета.

Максимально с должностного лица может быть взыскано 10 тыс. руб. или 50% от незаконного расчета, с организации — 40 тыс. руб. или 100% суммы расчета.

Как избежать проблем при работе с наличностью

Касса — это весьма сложный участок бухучета и для ее безошибочного ведения необходима работа профессионалов высокого уровня.

А если таких специалистов в компании нет, то логично воспользоваться услугами консалтинговой фирмы.

Передача кассовых операций на аутсорсинг появилась на российском рынке относительно недавно.

Как и любой другой вид аутсорсинга, она позволяет снизить расходы и повысить эффективность бизнеса.

В большинстве случаев передача на аутсорсинг отдельных разделов учета позволяет добиться существенной экономии. Поэтому, если грамотно обосновать выгоду для руководства компании, то оно примет предложение о такой форме ведения бухгалтерии.

Для принятия объективного решения уточните наши цены , а лучше — запросите развернутое коммерческое предложение.

В частности, кроме прямой экономии, передача учета в руки профессионалов приводит и к снижению налоговых рисков.

Читайте также: