Аттитюды и реальное поведение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Объектом для установки может быть все, на что реагирует человек: любой символ, фраза, лозунг, лицо, учреждение, идея. Можно иметь установки в отношении определенной профессии, Организации Объединенных Наций, политической партии, книги, национального меньшинства, марки стирального порошка, блондинок и т.д. Когда что-то нравится или не нравится, одобряется или не одобряется, можно сказать, что в отношении этого объекта существует положительная или отрицательная установка.

Работа содержит 1 файл

соц.психология.doc

Дать характеристику понятию "аттитюд".

Объектом для установки может быть все, на что реагирует человек: любой символ, фраза, лозунг, лицо, учреждение, идея. Можно иметь установки в отношении определенной профессии, Организации Объединенных Наций, политической партии, книги, национального меньшинства, марки стирального порошка, блондинок и т.д. Когда что-то нравится или не нравится, одобряется или не одобряется, можно сказать, что в отношении этого объекта существует положительная или отрицательная установка.

Новорожденный ребенок имеет установки лишь относительно тех стимулов, на которые существует врожденная реакция – удовольствие или боль. Все прочие установки он приобретает так же, как осваивает язык или любой другой навык. Однако, если степень освоения определенного навыка зависит от унаследованной предрасположенности или интеллекта, то в отношении установок, напротив, не существует наследственных или интеллектуальных ограничений.

Как показывают психологические исследования, наши симпатии и антипатии, наши установки приобретаются не столько в результате контактов с психологическими объектами, сколько в результатах контактов с группами, в которых уже сформировалась сильные положительные или отрицательные реакции на эти объекты. У ребенка, родившегося в семье, где плохо относятся к иностранцам или, например, к животным, гораздо меньше шансов стать интернационалистом или защитником живой природы, когда он вырастет. Мы приобретаем или даже впитываем установки тех, с кем тесно связаны.

Как определить, какова установка человека в отношении какого-либо явления? В исследованиях общественного мнения обычно используется довольно простой подход: людям задаются вопросы, составленные так, чтобы выяснить их взгляды на данный предмет. Если опрашиваемый дает благоприятную оценку явления, считается, что у него положительная установка.

Однако в конфликтных ситуациях люди часто не склонны открыто выражать свою позицию и отвечают, что еще не решили или не знают ответа. Только когда социальная атмосфера не оказывает прямого давления, принуждая к конформизму, можно ожидать, что информация об установке будет получена простым опросом.

Другой подход к выявлению установки заключается в наблюдении за поведением индивида. Этот подход также имеет ограничения. Во многих ситуациях человек может вести себя так, чтобы скрыть свое истинное отношение. Например, чтобы порадовать хозяйку дома, человек, которому не нравится рыба, на званом обеде предпочтет это не демонстрировать. Установка – лишь один из многочисленных факторов, определяющих поведение, и не всегда самый сильный. Если мы стремимся предсказать поведение человека, нужно принимать во внимание все возможные факторы воздействия. Аналогично, желая понять установку на основании наблюдений за поведением, нужно всегда учитывать возможность ошибочной интерпретации просто потому, что поведение человека может определяться не его чувствами, а воздействием среды или чем-то иным.

Измерение установки. Не все установки выражены одинаково сильно. Недостатком обоих методов выявления установки – и метода прямого опроса, и метода наблюдения – является отсутствие оценки степени чувств, вызываемых у человека данным психологическим объектом. В лучшем случае можно получить приблизительное разделение на тех, кто воспринимает его положительно, отрицательно или не имеет определенного отношения. Однако те, у кого отношение положительное или отрицательное, вряд ли одинаково хорошо или одинаково плохо относятся к объекту. Иногда бывает полезно разделить установки на упомянутые три категории, но часто требуется более подробная классификация. Для решения этой проблемы психологами были разработаны тесты, или шкалы, установки.

Утверждения, включаемые в шкалу, должны быть тщательно отобраны и ясно сформулированы. Частью шкалы может стать любое недвусмысленное суждение, касающееся данного психологического объекта, но некоторые оказываются более полезными, чем другие.

Первым шагом при составлении шкалы является создание массива утверждений – от 100 до 300 – так или иначе отражающих отношение к явлению или предмету. Из этого массива в соответствии с определенными критериями отбирается 15–25 суждений.

Для каждого утверждения должно наблюдаться резкое различие в частоте согласия или несогласия с ним лиц, чья положительная или отрицательная установка заранее известна. Констатация факта, по которому существует почти единодушное мнение, также бесполезна для выявления установки. Никто не станет спорить с тем, что у кошки четыре лапы. Но утверждение, что кошки – прекрасные домашние животные, хотя и выглядит очевидным, гораздо чаще найдет поддержку у тех, кто любит кошек, чем у тех, кто их не любит. Не подходят для шкал по выявлению установки и двусмысленные утверждения.

Методы конструирования шкал. При конструировании шкалы для выявления установки используются оценочные и опросные приемы.

При использовании оценочного метода группе лиц предлагается определить степень благоприятности или неблагоприятности большого массива утверждений. Требуется оценить каждое суждение по девятибалльной шкале или разбить все предложенные утверждения на девять категорий – от наименее до наиболее благоприятных. При этом для каждого утверждения получают два показателя: один из них характеризует типичное, или усредненное, мнение группы; второй обозначает разброс, или дисперсию, индивидуальных оценок. Утверждения, для которых дисперсия велика, в шкалу не включаются.

Из остающихся выбирают 15–20 суждений относительно равномерно расположенных вдоль оси оценок от очень положительных до очень отрицательных; при этом предпочтение отдается тем утверждениям, которые имеют относительно небольшую дисперсию.

При опросном методе конструирования шкалы исходный набор суждений раздают большой группе респондентов, предлагая с ними либо согласиться, либо не согласиться. Для каждого члена группы подсчитывается общий балл. Полученные значения для случайной выборки испытуемых распределяются довольно симметрично; можно выделить подгруппы с высокими и низкими баллами. Для шкалы отбираются те утверждения, по которым расхождения между этими двумя подгруппами наибольшие. Как правило, шкалы, созданные подобным методом, содержат 10–25 суждений.

Измерение установок с использованием шкал дало в руки социальных психологов ценный исследовательский инструмент. Можно изучать, как образование, пропаганда, реклама, жизненный опыт порождают или изменяют определенные установки. Можно выявлять распределение определенных установок в различных социальных группах. Можно найти связь между разными установками, например, узнать, сочетается ли, и если да, то при каких условиях, религиозный радикализм с политическим радикализмом и т.п.

Аттитюд и реальное поведение.

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию.

С момента своего возникновения понятие аттитюда все время привлекалось для объяснения социального поведения. Поскольку аттитюды рассматриваются как предрасположенность к исполнению определенных видов поведения, естественно предположить, что они направляют и, в известном смысле, детерминируют социальные действия. Расовые предрассудки (негативные аттитюды по отношению к расовым или этническим группам) несут ответственность за дискриминационное поведение, политические действия вытекают из либеральных или консервативных аттитюдов, а многие виды поведения в сфере половых и семейных отношений объясняются религиозной принадлежностью. В качестве общего правила предполагается, что позитивные аттитюды будут вызывать благоприятные действия в отношении объекта аттитюда, тогда как негативные аттитюды будут вызывать неблагоприятные действия.

Исследование отдельных случаев, казалось, подтверждали гипотезу о тесной связи между аттитюда и поведением. И действительно, предположение о том, что аттитюды могут использоваться для прогнозирования и объяснения социальных действий, не встречало серьезных возражений вплоть до конца 1960-х гг. Однако к этому времени появились многочисленные свидетельства того, что предполагаемая устойчивая связь между вербальным выражением аттитюда и открытым поведением не отвечает фактическому положению дел. В хорошо проконтролированных исследований не удалось обнаружить связи между расовыми аттитюдами и такими действиями, как предпочтение в приеме представителей определенной расовой группы в отеле или ресторане, конформизм по отношению к их мнениям или действиям или распространение пригласительных билетов только среди представителей этой группы. В числе многих других отрицательных данных приводились доказательства того, что аттитюды, касающиеся обмана, не могут предсказать реального поведения, целью которого является обман, что аттитюды в отношении другого человека оказывались не связанными с сотрудничеством или соперничеством с этим человеком и что аттитюды по отношению к работе имели мало общего с прогулами, опозданиями или увольнениями.

Под давлением этих отрицательных фактов социальной психологи были вынуждены пересмотреть взгляды на природу аттитюда и его связь с социальным поведением. Обновленному пониманию способствовал возврат пониманию аттитюда как ненаблюдаемого, гипотетического конструкта, который должен выводиться на основе измеряемых реакций на объект аттитюда.

Отдельно взятые виды поведения, однако, могут предсказываться на основе аттитюдов, касающихся этих видов, — например, аттитюд по отношению к употреблению марихуаны (в отличие от глобальных аттитюдов по отношению к этой контркультуре), аттитюд по отношению к посещению церковных служб (в противоположность аттитюдов, касающимся самой церкви) или аттитюд по отношению к сдаче крови (вместо глобальных аттитюдов, связанных с альтруизмом). Однако множатся свидетельства, что тенденции к реагированию, отражаемые в аттитюдах по отношению к специфическим действиям, могут изменяться в результате ситуационных требований или непредвиденных событий. Кроме того, обнаружено, что люди различаются по степени своей подверженности влиянию таких внешних факторов. Таким образом, даже если аттитюды по отношению к определенным действиям могут вызывать корреспондирующие поведенческие намерения, то, в какой степени намерения реализуются в действительности, опосредуется ситуационными факторами и индивидуальными различиями. Тем не менее в отсутствие непредвиденных событий поведенческие аттитюды и намерения, как правило, оказываются довольно точными предикторами последующих действий.

Как уже говорилось, первые дефиниции аттитьюда

рассматривали его в качестве готовности (диспозиции)

В них он описывал результаты сопоставлений аттитьюдов по отношению к обслуживанию китайцев в различных американских гостиницах и ресторанах с реальными действиями обслуживающего персонала в отношении двух

китайцев, с которыми автор путешествовал по Америке. Выводы Р. Лапьера указывали на то, что вопреки следствиям общепринятых дефиниций аттитьюда как готовности к действию измерения аттитьюдов не совпадали с аналогичными по смыслу реальными действиями. Со времени публикации этой статьи прошло почти полвека,

и неудивительно, что за этот период появился целый ряд критических замечаний в адрес методики и выводов автора. Некоторые критики считают, что его результаты вообще не относятся к проблеме соотношения между аттитьюдами и реальным поведением.34 Но эти недостатки не помешали работе Лапьера привлечь внимание к рассогласованиям между аттитьюдами и поведением и стать отправной точкой для целого направления исследований, посвященных аттитьюдно-поведенческим соотношениям.

Описанные факты, которые в свете общепринятого представления об аттитьюде как готовности к действию, выглядели парадоксально, породили значительное число теоретических истолкований.36 Недостаток места не позволяет нам рассмотреть все эти объяснения; мы упомянем лишь те, которые близки к нашей точке зрения.

83 LaPiere R. Attitudes vs actions. — Social Forces, 1934, vol. 13, p. 230-237.

34 Dillehay Я. С On the irrelevance of the classical negative

evidence concerning the effect of attitudes on behavior. — American

Psychologist, 1973, vol. 28, p. 887—891.

35 Wicker A. W. Attitudes versus actions: the relationship of

verbal and overt behavioral responses to attitude objects. — In: Attitudes and behavior/ Ed. by K. Thomas. Harmondsworth, 1971,

36 Классификация этих объяснений была изложена нами ранее. См.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л. 1979, с. 120—126.

На основе предшествующего анализа аттитьюдов можно заключить, что в собственном смысле парадоксальными являются лишь те аттитьюдно-поведенческие рассогласования, в которых участвуют поведенческие аттитьюды или сложные аттитьюды, имеющие поведенческий компонент: ведь только эти аттитьюды действительно содержат диспозицию к действию.

Попыткой понять соотношение между аттитьюдом к действию и реальным действием (точнее, намерением его совершить) является модель, которая развивается в исследованиях М. Фишбайна, И. Айзена и их сотрудников.37 Эти авторы показали, что прогноз поведенческих намерений заметно улучшается, если в дополнение к измерениям аттитьюда к действию использовать еще и показатель воспринимаемой субъектом социальной полезности данного действия. М. Фишбайн сформулировал эту позицию в виде следующего уравнения:


где BI — поведенческое намерение, Aact — аттитьюд к действию, NBi — требование к субъекту или нормативное предписание совершить данное действие со стороны i-го человека или группы, Мсi — потребность подчиняться i-тому требованию, w1 и w0 — коэффициенты.38

В уравнениях множественной регрессии, связывающих

намерения с аттитьюдами к действию и воспринимаемыми требованиями, второе слагаемое имеет весьма заметные коэффициенты.

При этом веса аттитьюда и показателя «социального

a. когнитивный компонент (осознание),

b. аффективный компонент (оценку)

c. конативный, или поведенческий компонент (поведение в отношении социального объекта).

Что касается когнитивной составляющей, то нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когнции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты. Пример установочной системы представлен на рис. 1.

Рис.1. Установочная систем (Зимбардо, Ляйппе. М., 2000)

Функции установки

Понятием установка определяется один из самых важных психологических механизмов включения индивида в социальную систему; аттитюд функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры. Разными авторами выделяются четыре ключевые функции (имеющие определенное сходство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта).

1.Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).

Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.

Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.

Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

Итак, социальные установки задают направление мыслям и действиям людей по отношению к конкретному объекту или ситуации, они помогают человеку устанавливать и поддерживать, социальною идентичность, организуют представления человека об окружающем мире, позволяют ему реализовать себя. Аттитюды, активно задействованы как в процессе регуляции социального поведения, так и в процессе социального познания. В целом можно сказать, что аттитюд, выполняя все перечисленные функции, адаптирует человека к окружающей социальной среде и защищает его от негативных воздействий или неопределенности.

Соотношение социальных установок и реального поведения

Впервые несоответствие между установкой и реальным поведением человека было установлено в экспериментах Р. Лапьера в 1934 г. Он путешествовал с двумя студентами-китайцами по США, поселяясь во многих отелях и везде встречая нормальный прием.

Однако когда после путешествия он вновь обратился к владельцам отелей с письменной просьбой принять его со студентами китайцами, то в 52% случаев он получил отказ (что свидетельствовал о существовании негативных установок, которые тем не менее в реальном поведении не проявлялись.

Проблема несоответствия социальных установок и реального поведения является одной из центральных в исследованиях аттитюдов.

Реальное поведение - это наши практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами.

Если совпадают этические знания и нравственное поведение, то это свидетельствует о высокой нравственной культуре личности.

Читайте также: