Атомизм демокрита философские воззрения элеатов и школы пифагора кратко

Обновлено: 04.07.2024

Демокри́т Абдерский родился ок. 460 до н. э., Абдеры. Дата смерти — ок. 370 до н. э.. Древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Биография
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

Согласно Лукиану, Демокрит прожил 104 года.

Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена,

… никто [из признающих существование пустоты, то есть атомистов] не сможет сказать, почему [тело], приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное.
По существу, это четкая констатация принципа инерции — основы всей современной физики. Галилей, которому часто приписывают открытие инерции, достаточно ясно осознавал, что корни этого принципа уходят в античный атомизм.
Космология
Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит — сторонник концепции множественности миров. Как описывает взгляды атомистов Ипполит,

Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна большие, чем у нас, в третьих — их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом — идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги.
Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.
Этика
Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера — это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.

Древние люди, наблюдая небесные явления, как, например, гром и молнию, перуны и соединения звезд, затмения солнца и луны, были поражены ужасом, полагая, что боги суть виновники этих явлений.
Однако в другом месте тот же Секст пишет:

Будучи сыном своего времени, Демокрит не отрицал существования богов. Боги, как и все прочие вещи, состоят из атомов и потому не бессмертны, но это — очень устойчивые соединения атомов, недоступные нашим органам чувств. Однако при желании боги дают о себе знать образами, которые чаще всего воспринимаются нами во сне. Эти образы могут приносить нам вред или пользу, иногда они разговаривают с нами и предсказывают будущее.

Вклад в другие науки
Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.
Сочинения и доксография
В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и других.

Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита — своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.

Память
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Демокрита кратеру на видимой стороне Луны.

Основные представители античной философии: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит, элеаты (Парменид, Зенон), атомисты (Демокрит, Эпикур), софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель.

Первые философы противопоставили мифологической картине мира космологические теории, построенные на рациональном причинном объяснении явлений материального мира. Они перешли от мифологической картины мира к рациональной, от Мифа к Логосу. Главная задача -- уяснение сути окружающего мира, элементом которого выступает и человек. Первая историческая форма философии – натурфилософия (философия природы, умозрительное истолкование природы, взятой в ее целостности). Античная философия в целом носит космологически---онтологический характер.

Первая античная школа – Милетская -- возникла в Ионии (малоазиатская часть Эллады) в Милете на рубеже 7-6 веков до н.э. Решающей проблемой натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – стала проблема архэ, то есть начала, которое является субстанциальной основой всех явлений природы. В качестве единой первичной материи они берут природные стихии: Фалес – воду; Анаксимен –воздух; Анаксимандр - апейрон.

Основные черты Милетской школы:

1. наивные материалисты, потому что: а) первоначало мыслилось как конкретная физическая стихия, нечто единичное чувственно воспринимаемое; б) сводили идеальное к материальному и противопоставляли свое учение мифологии. Еще не было основного вопроса философии.

2. стихийные диалектики. Говорили об изменчивости и подвижности бытия, но:

а) развивали диалектику, не осознавая этого: не было научного метода;

б) рассматривая природу в целостности и единстве, не могли, в силу неразвитости науки, раскрыть конкретную и реальную взаимосвязь явлений;

в) представляли развитие как циклическое изменение.

3.гилозоисты: космос – одушевлен, души рассеяны в природе. Явления мира подчиняются некоторому закону, а не произвольной воле богов.

4.были одновременно и учеными: Фалес был геометром. Определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение.

Анаксимандр создал геоцентрическую модель космоса, изготовил солнечные часы, карты. Анаксимен – астроном.

Логос правит миром через гармонию противоположностей.

Диалектика у Гераклита есть концепция непрерывного изменения, которое мыслится в пределах космоса и в основном является круговоротом стихий – огня, воздуха, воды и земли (через 360 поколений все сгорает в мировом пожаре, чтобы повториться вновь). Обращая внимание на источник изменений, он оставлял в тени проблему поступательности развития, и его мысль была сосредоточена на повторяемости, круговороте. Развитие реализуется в сравнительно немногих формах, и когда эти формы исчерпаны, природа исчезает в пламени (влияние мифологии). Главное в учении Гераклита – идея о диалектическом единстве и борьбе противоположностей, о противоречивой природе всех явлений.

Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Представители: Парменид, Зенон.

Формирование античной философии завершается у элеатов.

Общая характеристика:

1.Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления.

2.Если у милетцев субстанция физична, у пифагорейцев математична, то у элеатов субстанция философична, ибо она -- бытие. Парменид вводит соответствующий греческий термин.

3.Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности.

4.Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Несовпадение явления и сущности.

5.Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

Парменид сформулировал понятие чистого бытия (это то, что объединяет мир), отрицая возможность небытия. Основные положения его учения:

А) существует лишь то, что мыслимо и выразимо в словах.

Б) существует только бытие, небытия нет. Небытие не существует, так как оно не мыслимо, ибо мысль о небытии делает его бытием.

В) бытие едино, поскольку делить его могло бы только небытие, а его нет;

бытие неизменно, поскольку всякое изменение предполагает, что нечто исчезает в небытии и появляется из небытия, которого нет;

бытие неподвижно, поскольку небытие (пустота) отсутствует, то двигаться некуда. Понимание Бытия как неизменного и неподвижного дает первое сугубо метафизическую картину мира в истории философии.

Зенон выдвигает свои знаменитые апории (тупики) – Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела. Если есть движение, то его надо осмыслить, выразить в логике понятий. Изменение – видимость; существует лишь то, что можно логически доказать непротиворечивым образом. Исходя из своей метафизической установки, он считал, что если анализ понятий приводит к противоречию, то эти понятия ложны. Зенон верно подметил диалектику в понятии движения, но, будучи метафизиком, разорвал это понятие на две части и противопоставил их друг другу. Согласно диалектике, движение есть единство противоречий, пространство и время и прерывны и непрерывны, делимы и неделимы. Движение есть реальный процесс и конечный результат. В диалектике – А и не-А; в метафизике – А или не-А .

Атомистический материализм Демокрита и Эпикура

Основная идея Демокрита (5-4 вв. до н.э.) состоит в признании двух субстанций – атомов (неделимы, неизменны, вечны, бескачественны) и пустоты. Двигаясь в пустоте, бескачественные атомы комбинируются в различные тела. Различия сложных тел между собой обусловлены различной формой атомов, порядком их соединения и положением в пространстве.

Заслуга: 1. обнаружение атомарного, элементарного, которое не нуждается в объяснении, выступает как неизменное. Атом в химии, ген в биологии, математическая точка в механике.

2. формирование понятия причинности. Не архэ, а причина. Попытка объяснить мир как цепочку причинных связей. Все происходящее совершается согласно естественной необходимости, которую он понимал как причинность, отрицая случайность. Фаталистическая тенденция.

Дальнейшее развитие атомистика получила у Эпикура, который внес новые идеи.

1. признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. (Демокрит признавал два вида движения: падение по прямой и столкновение атомов).

Значение: а)попытка найти внутренний источник движения материи. Эпикур показал, что самопроизвольное отклонение атомов не есть нечто внешнее для атомов, а является проявлением их сущности;

б)признание элемента случайного во взаимодействии атомов, что отрицает фатализм, неумолимую необходимость, делает человека свободным от законов рока

2.мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное- по их тяжести (весу). Древние атомисты смутно предвосхитили идею атомного веса.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.

Милекская школа

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Пифагорейская школа

Планеты вращаются вокруг центрального огня, обращенные к нему всегда одной и той же стороной, отчего жители земли, напр., не видят центрального огня. Наше полушарие воспринимает свет и теплоту центрального огня через посредство солнечного диска, который лишь отражает его лучи, не будучи самостоятельным источником тепла и света.

Своеобразно пифагорейское учение о гармонии сфер: прозрачные сферы, к которым прикреплены планеты, разделяются между собой промежутками, которые относятся друг к другу как музыкальные интервалы; небесные тела звучат в своём движении, и если мы не различаем их созвучия, то только потому, что оно слышится непрестанно. (источник)

Элейская школа

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс.

Это греческая философская школа, основанная около 540 до н.э. Ксенофаном в южно-италийском г. Элее, отсюда ее название. Знаменитейшим представителем этой школы был Парменид. Элеаты (представители данной школы) в большинстве случаев принадлежали к аристократической партии. В их учении противопоставляется истинное содержание мышления иллюзорности чувств; бытие и сознание они отождествляли. Элеаты отрицали реальное существование какого либо движения, изменения и множества, которые являются лишь обманом чувств. Существует лишь (материально мыслимое) единственное и неподвижное вечное бытие. Утверждения о вечности, несотворимости и неуничтожимости бытия свидетельствовали о материалистических тенденциях Элеатов. Тем не менее они способствовали прежде всего развитию идеалистической философии.

Атомистическая школа

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.

Милекская школа

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Пифагорейская школа

Планеты вращаются вокруг центрального огня, обращенные к нему всегда одной и той же стороной, отчего жители земли, напр., не видят центрального огня. Наше полушарие воспринимает свет и теплоту центрального огня через посредство солнечного диска, который лишь отражает его лучи, не будучи самостоятельным источником тепла и света.

Своеобразно пифагорейское учение о гармонии сфер: прозрачные сферы, к которым прикреплены планеты, разделяются между собой промежутками, которые относятся друг к другу как музыкальные интервалы; небесные тела звучат в своём движении, и если мы не различаем их созвучия, то только потому, что оно слышится непрестанно. (источник)

Элейская школа

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс.

Это греческая философская школа, основанная около 540 до н.э. Ксенофаном в южно-италийском г. Элее, отсюда ее название. Знаменитейшим представителем этой школы был Парменид. Элеаты (представители данной школы) в большинстве случаев принадлежали к аристократической партии. В их учении противопоставляется истинное содержание мышления иллюзорности чувств; бытие и сознание они отождествляли. Элеаты отрицали реальное существование какого либо движения, изменения и множества, которые являются лишь обманом чувств. Существует лишь (материально мыслимое) единственное и неподвижное вечное бытие. Утверждения о вечности, несотворимости и неуничтожимости бытия свидетельствовали о материалистических тенденциях Элеатов. Тем не менее они способствовали прежде всего развитию идеалистической философии.

Атомистическая школа

Читайте также: