Российско абхазские отношения после распада ссср и до настоящего времени кратко

Обновлено: 19.05.2024

В юридической науке общепризнанно, что государственность – это особый признак, которым отмечено историческое развитие страны, нации, сумевшей создать собственное или восстановить утраченное в силу различных причин свое государство [2, с. 68]. Последняя часть данной дефиниции во всей полноте отражает исторический путь становления, утраты и восстановления государственности абхазов.

Согласно Конституции СССР 1977 года входящие в состав СССР автономные республики сохраняли признаки государств: имели свои конституции, высшие органы государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти. При этом необходимо отметить и то обстоятельство, что, согласно этой конституции, автономные республики обладали исключительным суверенитетом на свою территорию.Следовательно, Абхазия в этот период обладала суверенитетом, как административным, так и территориальным, хотя и ограниченным тем, что вопросы внешней политики были изъяты даже не в пользу Грузии, а входили в компетенцию СССР, который решал все международные вопросы за союзные и автономные республики [3, с. 105].

Верховный Совет Абхазской ССР, осознавая неправомочность действий Грузии, принял 25 августа 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете Абхазии и постановление о правовых гарантиях защиты безопасности Абхазии.

Согласно Декларации о государственном суверенитете Абхазии от 25 августа 1990 г., Верховный Совет Абхазской Советской Социалистической Республики, выражая волю всего народа республики и реализуя неотъемлемое право абхазской нации на самоопределение, сознавая историческую ответственность за судьбу Абхазии, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих Союз Советских Социалистических Республик, действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами, стремясь создать демократическое правовое государство, торжественно провозгласил государственный суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики [4, с. 182]. Абхазская Советская Социалистическая Республика – суверенное социалистическое государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в определении своей судьбы. Суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики распространяется на всю территорию Абхазской ССР. Абхазская Советская Социалистическая Республика обладает всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов прав, добровольно переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР на основании заключенных с ними договоров (ст. 1).

В феврале 1992 г. грузинские власти отменили действие Конституции Грузинской ССР 1978 г. и объявили о возвращении к досоветской Конституции Грузинской Демократической Республики 1921 г., согласно которой Абхазия односторонне введена в ее состав и "является неотъемлемой частью Грузии с правом автономного управления в местных делах", при этом как субъект государственно-правовых отношений не значится.

Согласно проекту Договора об основах взаимоотношений между двумя республиками, Абхазия и Грузия определялись в качестве независимых государств. В то же время государственное объединение этих республик предполагало установление федеративных отношений. Так, ст. 3 проекта предусматривала: Республика Абхазия добровольно объединяется с Республикой Грузия и обладает на своей территории всей полнотой законодательной, исполнительно и судебной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены Конституциями Грузии и Абхазии к ведению Республики Грузия. В качестве законодательной инициативы проект Договора был внесен в повестку дня сессии Верховного Совета Абхазии, его обсуждение должно было состояться на заседании парламента 14 августа 1992 г. [1, с. 155].

Однако именно в этот день 14 августа 1992 года началось вторжение грузинских войск на территорию Республики Абхазия с целью ликвидации абхазской государственности и уничтожение абхазского народа как этнос. Для этого Грузия обрушила на Абхазию всю мощь своего военного потенциала, включая боевую авиацию и бронетанковые войска. В течение более тринадцати месяцев народ Абхазии подвергался истреблению, ликвидировались памятники культуры народа, была полностью уничтожена и разграблена вся экономическая инфраструктура республики. Таким образом, Абхазия была поставлена в условия, когда единственной возможностью самосохранения стало вооруженное сопротивление агрессору.

Мировой опыт государственного строительства выявил ряд важнейших факторов легитимного формирования и существования государств. К ним относятся наличие непосредственной связи народа с территорией проживания, т. е. право народа на данную территорию, стремление народа к политическому самоопределению, т. е. к формированию публичной власти, способность народа обеспечить функционирование государства. Все эти факторы реальны в отношении Абхазского государства [3, с. 141].

Сегодня восстановлена историческая справедливость, абхазский народ реализовал свое право на самоопределение. Республика Абхазия, являясь субъектом международного права, восстановила свой суверенитет как государство, образованное в результате распада Советского Союза, на основании исторически принадлежащей ей территорией и коренным населением – абхазами, проживающими на этой земле.

Список литературы

1. Барциц И.Н. Государственное (конституционное) право Республики Абхазия: монография: в 2-х т.- М.: Изд-во РАГС, 2009. Т 1. Развитие абхазской государственности. Основы конституционного строя Республики Абхазия. – 418 с.

2. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993. – 158 с.

3. Шамба Т.М., Непрошин А.Ю. Абхазия: Правовые основы государственности и суверенитета. Издание 2-е переработанное. М.: Изд-во РГТЭУ, 2004. – 171 с.

4. Шанава Т.А., Возба С.З. Документы по политической истории Абхазии. Выпуск №2. Конституции Абхазии. XX век. АНА. Абхазский институт гуманитарных исследований им. И.Д. Гулиа. – Сухум: Дом печати, 2015. – 192 с.

Абхазия вошла в зону турбулентности. Сложности в отношениях России с Республикой Абхазия начались не сегодня. Но, пожалуй, впервые за много лет эти проблемы приняли публичный характер.

У российских журналистов и целого ряда экспертов вызывает недоумение, как могут сочетаться многомиллиардные вложения со стороны России в восстановление абхазской экономики, социальной сферы и ужасающая разруха, безработица, которую может наблюдать любой посетивший Абхазию.

Как могут сочетаться заверения в преданности и дружбе с Россией на официальном уровне и в личном общении с ростом антироссийских настроений в социальных сетях Абхазии?

Говоря о российских военных базах в Абхазии, возникает другой вопрос: а от кого нас защищает Абхазия с нашими базами? От Турции? Но они не собираются на нас нападать. И сама Абхазия полна и турецкими коммерсантами, и образовательными программами, и иным присутствием. От Грузии? Но это уж совсем фантастический вариант. Тем более что не так уж и сильно побиты горшки между жителями Абхазии и современной Грузией. Во-первых, далеко не все абхазы по паспорту — это абхазы. Среди них есть и грузины. Причем во властных структурах тоже. Во-вторых, Грузия реализовывает программы по бесплатному образованию для абхазской молодежи, оказанию довольно качественной медицинской помощи, доплачивает педагогам в Гальском районе. И по данным соцопросов, значительная часть абхазской молодежи отнюдь не против сближения с Грузией.

В последний месяц произошло много событий на площадке российско-абхазского диалога и в самой Абхазии. После череды визитов президента Аслана Бжания в Россию стало ясно, что бесконтрольных и безразмерных вливаний денежных средств в Абхазию уже не будет. Что необходимо принять предложения российской стороны и обеспечить заинтересованность российских инвесторов во вхождении в Абхазию. Что граждане России должны получить права на приобретение недвижимости и полноправное с местным населением участие в бизнесе.

Резко негативную реакцию у абхазского населения вызвала инициатива российских официальных структур об обязательной сдаче теста российскими туристами на коронавирус при въезде и выезде в Абхазию из России. Да, это не бесплатно. Но это общее требование для загранпоездок. И главная причина отсутствия большого количества желающих отдыхать в Абхазии совсем не в этом тестировании. А в низком сервисе. А открывшийся для российских туристов Египет и ряд других стран вполне могут сорвать и в этом году сезон в Абхазии. Силой туда туристов на загонишь. А второго провального турсезона экономика Абхазии уже просто не выдержит.

Неизвестно, насколько это сплотит страну. А вот оказать негативное влияние на межэтнические отношения может. Честно говоря, все это напоминает игры в солдатиков. А вот времени у Абхазии, чтобы определиться, как и в каком формате, а главное, с кем она дальше будет существовать, не так много.

Что касается России, то нужна серьезная экспертная и общественная дискуссия на предмет, что дает нашему государству признание Абхазии, являющееся сейчас одним из серьезных камней преткновения в развитии отношений с Грузией. Переговоры между Россией и Грузией по поводу восстановления дипломатических отношений, пусть в формате народной дипломатии или встреч на полях во время официальных мероприятий, никогда не утихали. А на фоне ухудшения российско-абхазского диалога российско-грузинские контакты не могли не активизироваться.

Дискуссии о том, как восстановить дипломатические отношения между Россией и Грузией, идут и на общественных форумах, и на экспертных встречах. Один из вариантов такой: в случае если Грузия признает Михаила Саакашвили военным преступником, Россия пойдет на восстановление дипломатических отношений с Тбилиси. Военные базы можно переформатировать в миротворческие — такой опыт был. Но что тогда делать с той частью населения, которая не приемлет подобный вариант? Насколько велика эта часть? Пока нет даже статистических данных по этому поводу. Но анализ абхазских соцсетей говорит о том, что далеко не факт, что общество, даже в случае проведения референдума, будет едино по этому вопросу.

И говоря о ситуации в Абхазии, нельзя игнорировать и такой мощный фактор, как армянское население этой страны. Назвать армян Абхазии диаспорой нельзя, поскольку, по неофициальным данным, армяне по количеству находятся на первом месте. Это фактически государствообразующая нация. Официальные источники скромно отводят армянам второе место по численности, а абхазов ставят на первое. Но вряд ли это соответствует действительности. Не менее важно то, что армяне Абхазии тесно связаны экономическими, социальными, родственными связями с краснодарскими армянами. Прежде всего с армянами, проживающими в Сочи. Совместный экономический потенциал используется не только для развития бизнес-проектов, но и для поддержки и выдвижения абхазских политиков, включая президентов.

Армянское лобби влияет на принимаемые в отношении Абхазии решения в российских коридорах власти. Это тоже правда. На поставки гуманитарной помощи, в том числе в условиях пандемии. Гагры, которые являются пограничным районом с Россией, это фактически продолжение Большого Сочи, где армяне играют немаловажную роль в экономике, политике и общественной жизни. Именно благодаря армянам Абхазия имеет большой или малый, но внутренний, собственный потенциал развития. Сейчас любые упоминания о представлении армянам статуса даже культурной автономии в составе Абхазии вызывают почему-то аллергию у абхазских властей. Вспомним, какую негативную реакцию у титульного населения Абхазии вызвало предложение принять карабахских армян — беженцев. Дескать, придут и отберут последнее. А может, в этой модели есть рациональное зерно?

И уж совсем неправильно, когда армянские дети в Абхазии ощущают такие проблемы, как нехватку учебников родного языка. Это должна быть межгосударственная гуманитарная программа. Хотя Армения и не признает Абхазию. Так или иначе, сейчас Абхазия находится на перепутье. И хотелось бы, чтобы абхазы сами выбрали для себя оптимальный вариант дальнейшего развития. Учитывая при этом и то непреодолимое обстоятельство, что восстановление дипломатических отношений России с Грузией рано или поздно произойдет. А православная Грузия для России не менее важна, чем Абхазия.


Отношения Абхазии и России (русский: Российско-абхазские отношения ) это двусторонние отношения между Республика Абхазия и Российская Федерация. Россия признала Абхазию 26 августа 2008 г. после Август 2008 Война в Южной Осетии. Абхазия и Россия созданы дипломатические отношения 9 сентября 2008 г. [1]

Содержание

Российское признание Абхазии

Файл: Послание Дмитрия Медведева от 26 августа 2008 г. по Абхазии и Южной Осетии.ogv

"> Воспроизвести медиа

Президент России Дмитрий Медведев объявляя о подписании указов о признании независимости Абхазии и Южной Осетии (на русском языке) Стенограмма на английском языке.

Российское признание было осуждено Европейский Союз, Соединенные Штаты, НАТО, [10] Парламентская ассамблея Совета Европы, [11] среди прочего, некоторые призывают Россию отказаться от своего признания. Многие российские политики высокого уровня, в том числе Президент России Дмитрий Медведев, [12] премьер-министр Владимир Путин, Заместитель премьер-министра Сергей Иванов, [13] Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, [11] Министр иностранных дел Сергей Лавров, Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин [14] и Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, [10] отвергли критику и заявили, что признание Абхазии Россией необратимо. В интервью Вести В августе 2009 года Сергей Лавров заявил, что признание Россией Абхазии и Южной Осетии не планировалось, когда началась война 2008 года. [15]

В результате признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией 29 августа 2008 г., [16] и заявил, что рассматривает Южную Осетию и Абхазию как оккупированные территории. [17]


Ситуация с Абхазией вызывает моё изумление, начиная с 1992-го года.

Хронология грузино-абхазского конфликта. Справка

Традиционно христианские равнинные Россия и Грузия были союзниками против нехристианских горных Чечни и Абхазии. Причём, этот конфликт, в принципе, не разрешим без изменения менталитета горных народов (например, превращения их в равнинный народ). Исторически, численность их населения регулировалось внутриусобной резней и во время разбойничьих набегов на равнинных жителей.

Даже выплата дани лишь отсрочит и ухудшит ситуацию из-за высокой рождаемости этих народов и малого количества ресурсов в местах их проживания.

Так что же получила Россия в результате своей помощи Абхазии?

1. 100 тысяч абхазов с помощью России выгнали из Абхазии 200 тысяч грузин и 50 тысяч русских.

2. В Абхазии не действуют российские законы, поэтому она стала территорией международной преступности.

3. Абхазия приняла закон, по которому любой из миллиона зарубежных абхазов может стать её гражданином. В том числе любой из полумиллиона турецких, большинство из которых мусульмане. Сейчас Абхазия постепенно превращается в мусульманский протурецкий анклав между Россией и Грузией недалеко от Чечни и Дагестана.

4. При этом Россия всё это финансирует и держит открытой границу с Абхазией. Спецслужбы всего мира рукоплещут.

Меня всё время интересовал вопрос, а зачем Россия туда полезла? Причём, полезла ещё при Горбачёве и позволила создать и вооружить чеченские банды, которые потом выгнали сотни тысяч русских из Чечни, опираясь на помощь обиженной Грузии.

Разговоры о защите братского народа или стратегических портах не убеждают, ибо проблемы русских в других республиках или, например, судьба Крыма и Севастополя Ельцина в это же время не волновали и он их сдал, не трепыхаясь.

Отжатую у грузин собственность захапали, в основном, абхазы, да и не так её было много, чтобы объяснить происходящее (в Крыму, например, её больше).

На настоящий момент у меня есть только два объяснения.

1. У побережья Абхазии есть месторождение нефти на 100 млрд долларов с себестоимостью добычи около 100 долларов за баррель. Поэтому, война трёх восьмёрок началась после превышения нефтяными ценами 100 долларов за баррель. То есть, в войну Россию втянуло нефтегазовое лобби.

Читайте также: