Атомистическая школа демокрита кратко

Обновлено: 08.07.2024

Атомизм – это философская концепция, рассматривающая бытие как совокупность атомов – мельчайших, неделимых, вечных и бесчисленных частиц, из которых состоит все сущее.

Зарождение атомистического учения

Атомизм Демокрита основывается на тех противоречиях которые возникли в более ранних онтологических учениях элейской и милетской школ, а именно обоснования разнообразия мира и возможности движения, при условии его единства, а также соблюдении принципа сохранения вещества (ничто не может возникнуть из ничего, равно как и исчезнуть), который был выдвинут Парменидом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее .

Необходимость разрешения этих противоречий выступает той движущей силой, которая способствовала зарождению атомистической теории.

Онтология атомизма

Атомизм полностью материалистическое учение, как и все досократовские концепции. В его основе лежит представление о двух субстанциях из которых состоит весь мир, это:

Атомы рассматриваются Демокритом как мельчайшие элементы материи. Существует бесконечное множество атомов, которые неразрушимы, неделимы, вечны, имеют различную форму и размер, а также способны к движению. Различные части мира состоят из атомов разной природы – так земные недра составлены наиболее большими и грубыми частицами, в то время как тонкие материи, такие как воздух или, например, душа наоборот самыми маленькими и тонкими. Разнообразие атомов обосновывает разнообразие окружающего мира, снимая необходимость в бесконечных метаморфозах вещества у элиатов, или преобразований стихий одной в другую у ионийцев.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом несмотря на разнообразие мира и их постоянное движение, мир не является набором отдельных и независимых друг от друга объектов, а является единой субстанцией, поскольку атомы, лежащие в основе всего выполняют роль объединения мира в целостную структуру.

Согласно представлениям Демокрита атомы двигались в пустоте из некоторой точки, сталкиваясь и притягиваясь друг к другу, затем стали образовывать вихри, из которых в последствии сформировалась Земля, Солнце, планеты и звезды.

Поскольку из атомов состоит все, то даже такие тонкие материи, как человеческая душа имеют атомарное строение и материалистическую природу. Согласно представлениям Демокрита, жизнь, как способность к росту, активности и восприятию окружающего мира, порождается наличием в структуре объекта особых психических атомов. Душевная жизнь человека, несмотря на всю ее внешнюю сложность и разнообразие детерминирована механическим атомарным взаимодействием, в частности давлением атомов среды на органы чувств, которое запускает дальнейшее движение атомов души в теле. Смерть человека, как и любого другого живого существа, связывается Демокритом с потерей психических атомов. Душа разрушается и умирает, а вместе с ней и тело перестает быть живым. Даже боги не лишены данной участи, они также состоят из атомов и смертны, как и все объекты, вечно лишь само бытие, состоящее из вечных атомов.

Гносеология атомизма

В своей концепции Демокрит рассматривает не только сущность бытия, но и способы его познания. Он выделяет два основных пути:

  • чувственное познание,
  • рациональное познание.

Демокрит полагал, что истины, т.е. знания о свойствах и качествах самих атомов, а не предметов, которые их них состоят, можно получить лишь благодаря рациональному обобщению разрозненных чувственных знаний. Ставя различные опыты и сопоставляя их между собой можно выявить то, что неподвластно ни разуму, ни органам чувств. Это путь индуктивной логики.

Наиболее древней из известных, является милетская школа. Она получила своё название от города Милет, который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь, не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого. В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения. Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном. Пифагорейская школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Он тоже искал единую сущность природы и считал, что это число. В подтверждение этого он говорил, что всё можно сосчитать и измерить. Кратко говоря, утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других. Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики. Наиболее известные представители Элейской школы: Ксенофан Колофонский (основатель), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Самосский. Одной из заслуг этой школы является противопоставление мыслительного восприятия мира и чувственного. Они отмечали, что главная роль в процессе познания принадлежит мышлению, а чувственное восприятие является неустойчивым и изменчивым. Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия: непрерывность; неизменность; нераздельность; одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке. Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.

Атомистическая теория Демокрита, ее смысл и история.

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего, будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты, в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) количества частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости необращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.

Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положение атомической системы — существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок учения Демокрита является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.




Атомы — малые тела, не имеющие качеств, пустота же — метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме, порядку и положению. Такое разделение и лежит в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них, следовательно, не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Свойства горько, сладко и т.д. существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания.

Иначе говоря, от предметов иссекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза.

При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо.

Атомическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Натурфилософские идеи первых философских школ

Наиболее древней из известных, является милетская школа. Она получила своё название от города Милет, который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь, не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого. В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения. Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном. Пифагорейская школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Он тоже искал единую сущность природы и считал, что это число. В подтверждение этого он говорил, что всё можно сосчитать и измерить. Кратко говоря, утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других. Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики. Наиболее известные представители Элейской школы: Ксенофан Колофонский (основатель), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Самосский. Одной из заслуг этой школы является противопоставление мыслительного восприятия мира и чувственного. Они отмечали, что главная роль в процессе познания принадлежит мышлению, а чувственное восприятие является неустойчивым и изменчивым. Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия: непрерывность; неизменность; нераздельность; одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке. Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.

Атомистическая теория Демокрита, ее смысл и история.

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего, будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты, в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) количества частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости необращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.

Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положение атомической системы — существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок учения Демокрита является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

Атомы — малые тела, не имеющие качеств, пустота же — метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме, порядку и положению. Такое разделение и лежит в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них, следовательно, не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Свойства горько, сладко и т.д. существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания.

Иначе говоря, от предметов иссекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза.

При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо.

Атомическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.



Демокрит, атомизм и биографию которого мы рассмотрим, - известный греческий философ времен античности. Годы его жизни - 460-371 до н. э. Именно он первым понял, что мир не имеет конца и что он является скоплением атомов - мельчайших частиц, из которых состоит и каждая песчинка на нашей планете, и каждая звезда на небе.

Родина Демокрита, личные качества философа

Демокрит родился во Фракии, в древнегреческом городе Абдере. Этот место в Греции считалось не просто глухой провинцией, но даже городом глупцов. Однако нарицательное "абдерит", в переводе означающее "глупец", "простофиля", "простак", стало именем собственным одного из выдающихся умов древности, Демокрита. Из многочисленных легенд и свидетельств мы узнаем, что Абдерит был "смеющимся философом".

демокрит атомизм

Ему казалось несерьезным все, что делалось всерьез. Сохранившиеся рассказы о нем свидетельствуют, что Демокриту была свойственна глубокая житейская мудрость, обширные познания, наблюдательность.

Знакомство с достижениями философов

Дамасипп, его отец, был одним из наиболее богатых горожан. Поэтому Демокрит получил хорошее образование для своего времени. Учителями будущего философа были персидские мудрецы, которые жили в Абдере, когда там пребывал Ксеркс, персидский царь. Однако настоящим учителем Демокрита является Левкипп, глава местной философской школы. Именно благодаря ему и познакомился с трудами греческих философов Демокрит. Атомизм его основан на тщательном изучении достижений его предшественников. Исследованием работ греческих философов его образование не ограничилось. Демокрит, атомизм которого будет рассмотрен чуть ниже, хотел познакомиться с достижениями мировой мысли, поэтому отправился в путешествие.

Первое путешествие Демокрита

атомизм демокрита

Преподавание, основные сочинения

Возвратившись в Абдеру, он начал преподавать философию, а также создавать собственные сочинения. Диоген Лаэртский позже составил каталог трудов Демокрита. В него включены названия более 70 работ. Среди них главное место занимают следующие сочинения: "О логике, или Мерило", "Малый диакосмос", "Великий диакосмос". Просто удивительна широта интересов этого философа. Не было области знаний, которую он оставил бы без внимания.

Философ Демокрит, как известно, пользовался большой славой в своем городе еще при жизни. В благодарность за его заслуги жители Абдеры поставили ему бронзовую статую. Кроме того, рассказывали, что он был одним из самых известных ораторов своего времени. Известно, что Демокрит занимался филологией, создал руководство по красноречию.

Второе путешествие

Через некоторое время он решил совершить еще одно путешествие, на сей раз в Афины. В то время здесь трудились самые знаменитые философы Греции. Диоген рассказывал, что Демокрит встречался с Сократом и Анаксагором. Однако они не разделили его взглядов. Ведь существование богов категорически отрицал Демокрит. Атомизм его совершенно не согласуется с божествами в общепринятом смысле.

атомизм демокрита основные положения

"Великий диакосмос"

Возвратившись в родной город, философ создал труд "Великий диакосмос". В этом произведении изложена концепция устройства мира. Демокрит считал, что все предметы состоят из атомов, мельчайших частиц. Пока их было мало, они свободно двигались. Постепенно атомы стали притягиваться друг к другу, как птицы собираются в стаи - журавли с журавлями, голуби с голубями. Так появилась Земля.

Атомизм Демокрита: основные положения

Два вида свойств явлений различал Демокрит. Одни - "вещи в себе" - образ, величина, твердость, движение, масса. Другие свойства явлений связаны с различными органами чувств человека - запах, звук, яркость, цвет. Согласно философу, движениями атомов можно объяснить все, что происходит в нашем мире. На этом утверждении строится атомизм Демокрита. Кратко расскажем об основных идеях философа, которые следуют из этой мысли.

теория атомизма демокрита

Демокрит считал, что атомы находятся в постоянном движении, постоянно то разъединяющем, то соединяющем их. Процесс разъединений и соединений приводит к исчезновению и появлению отдельных предметов. В результате их взаимодействия получается все разнообразие существующего. Неподвижная земля - центр вселенной. По форме она является плоским цилиндром, который окружен воздухом. В этом воздухе движутся различные небесные тела. Философ считал эти тела массами вещества, которые находятся в раскаленном состоянии и увлечены в высоту быстрым круговым движением. Они состоят из вещества, подобного земному. Атомами огня проникнуты все части вселенной. Они гладкие, круглые и очень мелкие. Эти атомы выполняют важную роль - оживляют вселенную. В человеке их особенно много.

Конечно, мы охарактеризовали атомизм Демокрита кратко. Говорить о нем можно долго, но нам нужно рассказать и об остальных достижениях этого философа.

Человек в трудах Демокрита

Следует отметить, что именно человек является главным предметом исследований древнегреческого философа. Он доказывал, что устройство нашего организма очень целесообразно. Вместилищем мышления является мозг, вместилищем страстей - сердце. Однако тело, по мнению Демокрита, лишь "сосуд души". Философ считал самой важной обязанностью каждого человека заботу о своем душевном развитии.

Демокрит утверждал, что изменчивый мир явлений - призрачный мир. Изучение его явлений не может привести людей к истинному знанию. Демокрит, признавая призрачным чувственный мир, считал, подобно Гераклиту, что человек должен сохранять душевное спокойствие, какими бы ни были обстоятельства. Тот, кто может отличать существенное от случайного, подлинное от призрачного, счастья ищет не в чувственных наслаждениях, а прежде всего в том, чтобы дать правильный ход своей душевной жизни.

атомизм демокрита кратко

По Демокриту, целью нашего существования является счастье. Однако оно заключается не в наслаждениях и внешних благах, а в неизменном спокойствии души, в довольстве. Это достигается чистотой дел и мыслей, воздержанностью, умственным образованием. Согласно Демокриту, счастье каждого из нас зависит от того, как он себя ведет. Боги дают нам лишь хорошее, только собственным безрассудством человек превращает его в дурное. Применение к делам частной и общественной жизни этих мыслей составляет основу нравственной философии Демокрита.

Божественные силы в учении Демокрита

Естественно, что богам не было места в мире, каким этот мыслитель представлял его себе. Атомизм Деомкрита отвергает возможность их существования. Философ полагал, что люди сами придумали их, что они являются воплощениями человеческих свойств и явлений природы. Зевса, например, Демокрит отождествлял с Солнцем, а Афина, как считал он, - олицетворение разума.

Согласно его учению, божественные силы - это силы человеческого разума и природы. А божества, созданные религией, или призраки, олицетворившие представления людей о силах природы, или духи ("демоны"), - смертные существа.

Математические работы

Этот философ, как свидетельствуют античные источники, написал немало и математических работ. К сожалению, только несколько фрагментов дошло до нашего времени. В них содержатся формулы объема ряда фигур, например, пирамиды и конуса, выведенные им.

демокрит и философия атомизма

Социальные проблемы, рассматриваемые Демокритом

Много задумывался и о социальных проблемах Демокрит. И философия атомизма, кратко изложенная выше, и другие его идеи впоследствии были восприняты многими мыслителями. Например, самой лучшей формой устройства государства, согласно этому философу, является государство-полис. Демокрит видел цель жизни человека в достижении эвтюмии - особого состояния, при котором люди не испытывают страстей и не боятся ничего.

Разносторонние интересы Демокрита

Последовательностью выводов, проницательностью ума, обширностью знаний Демокрит превосходил практически всех философов, как прежних, так и его современников. Весьма разносторонней была его деятельность. Он создал трактаты по естествознанию, математике, эстетике, естественным наукам, техническим искусствам, грамматике.

античный атомизм демокрита

Влияние на других мыслителей

Демокрит и философия атомизма в частности сильно повлияли на развитие естествознания. Об этом влиянии у нас есть лишь смутные сведения, поскольку многие его труды погибли. Однако можно считать, что как натуралист Демокрит был величайшим из предшественников Аристотеля. Последний очень многим был ему обязан и говорил о его работах с глубоким уважением.

Как мы уже сказали, многие сочинения мыслителя были утрачены впоследствии, нам известно о них только по сочинениям других философов, разделявших или оспаривавших его взгляды. Известно, что античный атомизм Демокрита и воззрения этого философа сильно повлияли на Тита Лукреция Кара. Кроме того, Лейбниц и Галилео Галилей, которые считаются основоположниками новой концепции земного устройства, опирались на его труды. Более того, создатель атомной физики Нильс Бор однажды заметил, что устройство атома, предложенное им, целиком следует из работ античного философа. Теория атомизма Демокрита, таким образом, намного пережила ее создателя.

Коллеги мыслителя Демокрита в большей степени тяготели к определенному течению философской мысли, изредка отвлекаясь на сопутствующие теории. Жизненная установка Абдерского философа была абсолютно противоположной – мудрец пытался разобраться во многих загадочных явлениях, высказывал весомое мнение о противоборствующих дисциплинах, интересовался широким спектром наук. Поэтому философия Демокрита представляет собой ценный вклад в развитие древнегреческого общества, является основой для последующих мировых интеллектуальных концепций.

Жизненный путь мудреца

фото 694

Говоря о биографии античных философов, следует помнить, что достоверные факты об их жизни, дошедшие до нашего времени, практически сведены к нулю. Речь идет о тысячелетиях древней истории, когда не было ультрасовременных устройств, способных сохранить важную информацию (которая к тому же на тот момент, не была таковой). Делать выводы мы можем на основании баек, пересказов, легенд, которые в какой-то степени интерпретируют действительность. Биография Демокрита не исключение.

В конечном итоге состояние семьи было растрачено, за что в древней Греции полагалось судебное разбирательство. Мыслитель предстал пред судом, произнес оправдательную речь и был помилован, судья посчитал, что отцовские деньги были израсходованы не напрасно.

Демокрит прожил солидную жизнь, умер 104 летним старцем.

Атомистический материализм глазами Демокрита

Принцип отсутствия достаточного основания – изономия

Демокрит в своем атомистическом учении опирался на методологический принцип изономию, то есть отсутствие достаточного основания. Подробнее формулировка сводится к следующему – любое возможное явление уже когда-нибудь было или когда-нибудь будет, потому что нет логической доказанности того, что любое явление существовало в установленной форме, а не какой-либо другой. Из демокритского атомизма вытекает следующий вывод: если конкретное тело имеет возможность существовать в различных формах — эти формы реальны. Изономия Демокрита предполагает:

  • Атомы обладают немыслимо разными размерами и формами;
  • Каждая космическая точка вакуума равноправна по отношению к другой;
  • Космическое движение атомов имеет разностороннее направление и скорость.

Последнее правило изономии означает – движение самостоятельное необъяснимое явление, только его изменения подлежат объяснению.

фото 695

Демокрита считают приверженцем теории множественности миров. Концепция подразумевает бесконечное их количество и величину; тенденцию роста, остановку и уменьшение; различную плотность миров в различных местах великой пустоты; наличие светил, их отсутствие или множественность; отсутствие животного, растительного миров.

Так как наша планета и есть центр вселенной, то ей нет необходимости в передвижении. Хотя в предыдущей теории Демокрит полагал, что она находилась в движении, но по определенным причинам остановила свой путь.

Космолог предположил наличие у Земли центробежной силы, препятствующей обрушению на нее небесных тел. Научный взгляд мыслителя рассматривал связь между удалением небесных объектов от Земли и замедлением их скорости.

Именно Демокрит высказал предположение — Млечный Путь есть не что иное, как скопление огромного количества микроскопических звезд, находящихся в такой близости друг к другу, что образуют собой единое свечение.

Этика Демокрита

Философы древней Греция по-особенному относились к этике, каждый останавливался на собственной излюбленной добродетели. Для Абдерского мыслителя ею стало чувство меры. Мера отображает манеру поведения личности, основывающуюся на его внутреннем потенциале. Удовлетворение, измеряемое мерой, перестает быть чувственным ощущением, перерастает в благо.

Мыслитель полагал: для достижения обществом гармонии, личность должна испытывать эвтюмию – состояние безмятежного, лишенного крайностей расположения души. Идея эвтюмии способствует чувственным наслаждениям, превозносит благостную умиротворенность.

Еще греческий философ считал – важным аспектом обретения счастья является мудрость. Мудрость можно достичь только путем приобретения знаний. Злоба, ненависть, прочие пороки плодятся в незнании.

Демокрит и его теория атомов

Атомистический материализм древнего ученого-атомиста исходит из его теории атомов, которая поразительно отображает умозаключения материалистов ХХ века.

Способность античного мыслителя построить теорию о строении элементарных частиц, не имея возможности подтвердить ее научными исследованиями, вызывает восхищение. Насколько талантлив, гениален был этот человек. Живя тысячи лет назад, он практически безошибочно проникнул в одну из трудно обосновываемых загадок мироздания. Атом, молекула, находясь в беспрерывном беспорядочном движении внутри космического пространства, способствуют образованию ураганных вихрей, материальных тел. Разность их свойств объясняется форменным, размерным разнообразием. Демокрит выдвинул теорию (не имея эмпирически возможной доказуемости) об изменениях в человеческом организме при воздействии на него атомарных излучений.

Атеизм, значение души

В древности объяснение загадочных явлений люди отводили божественному участию, неспроста олимпийские Боги прославились на цивилизованный мир. К тому же конкретная сфера человеческой деятельности ассоциировалась с определенным мифологическим героем. Для Демокрита такие легенды носили субъективный характер. Будучи образованным материалистом, он с легкостью развенчивал подобные недоразумения, объясняя их неосведомленностью, пристрастием к легкому объяснению сложных вопросов. Убийственным аргументом учения было сходство небожителей с простыми людьми, из чего следует искусственность созданных божеств.

фото 696

Атараксическая философия Демокрита

Ранее описано, что древнегреческий мудрец проявлял интерес ко многим областям человеческой деятельности, медицина не стала исключением.

Понятие атараксии было животрепещущим для философа. Атараксия определяется, как психическое состояние личности, отличающееся абсолютным бесстрашием на фоне эмоциональной встряски. Такое состояние души Демокрит относил к приобретению человеком мудрости, опыта. Его можно добиться с помощью стремления к самосовершенствованию, проникновению в загадки мироздания. Философские античные школы заинтересовались атараксической философской мыслью мыслителя (эпикурейская, скептическая, стоическая школы).

Но Демокрит предлагает не только учиться, познавать, самосовершенствоваться, но и думать. Он сопоставляет мыслительный процесс со знанием, где первый все-таки главенствует.

Атараксия философа аргументированно объясняет закономерность событий. Учит пользоваться умением молчать, которое приоритетно над говорливостью. Перечисленные догмы справедливы.

Читайте также: