Атеизм история возникновения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Противопоставление атеизма теизму имеет смысл только в том случае, если под теизмом имеется в виду вера в Бога, а не разновидность религиозно-философского направления.

  • по феноменологическому и социологическому основанию - атеизм индивидуально-личностный и атеизм групповой или коллективный;
  • по принадлежности к теоретической или практической деятельности - атеизм теоретический (по преимуществу философский) и атеизм практический (выражающийся в отрицании Бога и Церкви в действиях одного человека или группы и т. н. государственный атеизм, с его законодательной системой и правовой практикой); в свою очередь практический атеизм может быть разделен на пассивный (отсутствие веры, отрицание бытия Бога) и активный (борьба с верой, религией и Церковью).

Парадокс теоретического атеизма заключается в том, что, ставя религиозный вопрос, существует ли Бог, он пытается найти ответ в философии, неспособной вне отношения к религии разрешить эту проблему. Исключением является собственно религиозная философия, опирающаяся на веру в Бога и опыт религиозной жизни.

Древнегреческий атеизм

Священное Писание и раннехристианская литература

Средние века

Эпоха Возрождения

Взаимные обвинения в безбожии католиков и протестантов, продолжавшиеся длительное время в связи с Реформацией, объяснимы конфессиональной враждой и не имели под собой строгого теоретического обоснования.

Новое время

В новоевропейской философии XVII-XVIII веков, проникнутой идеями рационализма и ориентированной на научное (эмпирическое) познание законов природы, идеалом которого становится механико-математическое естествознание, наиболее близкими к атеизму оказываются пантеизм, деизм и материализм. Традиции пантеизма продолжает Б. Спиноза (1632-1677), философ, прослывший атеистом в общественном мнении своей эпохи, несмотря на то, что учение о Deus sive natura (Боге или природе) было главным в его философии. Этому представлению об атеизме Спинозы в немалой степени содействовали, с одной стороны, его разрыв с традиционным иудаизмом, а с другой - его отрицание Боговоплощения, неприятие Иисуса Христа как воплотившегося Слова (с. 629-631), толкование Библии в качестве литературно-исторического памятника.

Эпоха Просвещения

XIX век

XX век

Атеизм в России

Теоретический атеизм в России в силу особенностей ее религ. и исторического пути получает распространение лишь в XIX веке. Истоки большинства атеистических учений в России берут свое начало в европейской философии XVIII-XIX вв. Сначала французские просветители и энциклопедисты, затем Прудон, Фейербах и Маркс, последовательно сменяя друг друга, становятся властителями дум оппозиционно настроенной интеллигенции в России, а через нее приобретают известность в самых различных слоях общества. Для нескольких поколений русских революционеров до появления марксизма особое значение в социальных науках имели воззрения Р. Оуэна, Ш. Фурье и Прудона, в философии - антропологическое учение Фейербаха, вульгарный материализм и позитивизм. Основные идеи Фейербаха - понимание человека из природы и объяснение религии из чувства зависимости человека от мира - в русской обличительной философской и публицистической литературе воспроизводились в разных вариациях и, как правило, связаны с завуалированной критикой религии, христианской этики и христианских представлений о человеке и его отношении к Богу.

  1. в продумывании до крайних пределов той или иной атеистической концепции, независимо от радикальности следующих из нее выводов и отрицаний;
  2. в превращении атеизма в целостное мировоззрение и жизнепонимание, в некую разновидность веры;
  3. в немедленном практическом применении на деле этой веры.

Возможно, этими обстоятельствами объясняются весьма условные границы между теоретическим и практическим атеизмом в России и почти неизбежная трансформация теоретической позиции в политическую.

История атеизма в России, если иметь в виду его активные формы, тесно переплетена с историей политической борьбы, атеистическая составляющая присутствует во всех политических движениях, поставивших своей целью низвержение монархии.

Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889), родившийся в семье священника, какое-то время сочетал искреннюю веру в Бога с любовью к сочинениям Фурье и Оуэна; затем увлекся чтением Фейербаха, из которого знал наизусть целые страницы. Автор большого количества социально-политических и экономических работ, Чернышевский не оставил специальных сочинений, посвященных обоснованию атеизма, о его атеизме можно судить на основании его общей материалистической концепции природы, учения о человеке и обществе, в которых отсутствует какое-либо упоминание Бога, а сами теории свидетельствуют о том, что, согласно убеждениям Чернышевского, нет никакой иной реальности, кроме существующего во времени мира.

Проблема атеизма в русской религиозно-философской и богословской литературе XIX-XX веков

Октябрьский переворот и последовавшая за ним социальная катастрофа вновь заставили обратиться к теме атеизма, в частности к вопросу о его роли в этих событиях.

Атеизм в СССР

В СССР атеизм стал не только государственной идеологией, но и составной частью политической практики. Можно выделить следующие направления в развитии атеизма в СССР: 1) продолжение теоретического обоснования атеизма; 2) создание правовой базы для ограничения деятельности (в некоторые периоды - вплоть до ликвидации) религиозных организаций; 3) конкретные мероприятия государства и атеистической части общества по борьбе с религией и религиозными организациями. Главная особенность советского государственного атеизма - партийное руководство всей атеистической работой [51].

Атеизм в постсоветской России

Весьма объективны исследования группы С. Филатова, Д. Фурмана (1990-1992) и российско-финской группы [53], осуществлявших специализированные социологические исследования в рамках Всемирной программы изучения ценностей [54]. По данным исследований 1990-1992 гг., атеистов в 1990 г. было 16%, в 1991 г.- 11, в 1992 г.- 8%. По данным исследования 1996 г., атеистами именовали себя 6% опрошенных, причем среди атеистов 70% - мужчины. Большинство атеистов - люди в возрасте от 40 до 60 лет. Опросы также продемонстрировали, что в ценностных суждениях атеистов присутствует оттенок релятивизма, граничащего с гедонистическим аморализмом. Так, если с утверждением, что есть абсолютные критерии добра и зла, согласились только 35% атеистов, то с противоположным утверждением, что добро и зло зависят от обстоятельств, согласились 54%. С утверждением, что цель жизни - получить от нее все самое лучшее, оказались согласны 43% атеистов [55].

Значительная часть атеистических интернет-проектов - экстремистской антицерковной и антихристианской направленности, часть которых открыто исповедует сатанизм.

События 1990-х годов показали, что в условиях формирования в России гражданского общества атеизм мимикрирует, приобретая новые формы и стремясь легализоваться как общественная сила.

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 137 млн. атеистов, что составляет около 2% от населения планеты [57].

Цитатник

Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному. Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире [58].

Литература

  • Wilamowitz-Möllendorf U., von. Ein Bruchstück aus des Schrift Porphiyrius geg. die Christen // ZNW. 1900. Bd. 1; СДХА.
  • ФРГФ. Ч. 1;
  • Маковельский А. О. Софисты. Баку, 1940-1941. Вып. 1-2;
  • Цицерон Марк Туллий. О природе богов // он же. Философские соч. М., 1985;
  • Секст Эмпирик. Против ученых // Соч.: В 2 т. М., 1976. Т. 2;
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 19862;
  • Эпикур. Письмо к Менекею // Лукреций. О природе вещей. М.; Л., 1947. Т. 2;
  • Пиндар, Вакхилид. Оды: Фрагменты / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1980;
  • Эсхил. Трагедии / Пер. С. Апта. М., 1978;
  • Софокл. Драмы / Пер. Ф. Ф. Зелинского. М., 1990;
  • Платон. Законы // Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4;
  • Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соч. СПб., 1913. Т. 9
  • Анонимные атеистические трактаты: Бич веры. Мысли Спинозы. О трех обманщиках. М., 1969;
  • Бруно Д. Диалоги. М., 1949;
  • он же. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914;
  • Помпонацци П. Трактаты о бессмертии души. М., 1990;
  • Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954;
  • Свободомыслие и атеизм в древности, в Средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986.
  • Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 2;
  • Английские материалисты XVIII в.: В 3 т. М., 1967-1968;
  • Бейль П. Исторический и критический словарь: В 2 т. М., 1968;
  • Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 19962;
  • Вольтер Ф. М. Бог и люди: В 2 т. М.,1961;
  • он же. Философский словарь // Философские соч. М., 1988;
  • Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1913;
  • Ламетри Ж. Человек-машина // Соч. М., 1976;
  • Дидро Д. О достаточности естественной религии // Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 2;
  • Гельвеций К. А. Соч.: В 2 т. М., 1973-1974;
  • Французские просветители о религии: Сб. М., 1960;
  • Гольбах П. А. Избр. произв.: В 2 т. М., 1963.
  • Штраус Д. Жизнь Иисуса. М., 1992;
  • Bauer B. Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker. Zürich, 1841-1842. Bd. 1-3;
  • idem. Das entdeckte Christentum. Zürich, 1843;
  • Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. СПб., 1910;
  • Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М., 1909;
  • Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Философия религии: В 2 т. М., 1977. Т. 2;
  • Фейербах Л. История философии Нового времени // История философии: В 3 т. М., 1967;
  • он же. Избр. философские произв.: В 2 т. М., 1955. Т. 2;
  • Штирнер М. Единственный и его собственность. СПб., 1906;
  • Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви: Сб. М., 1971;
  • Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 1;
  • он же. Воля к власти // ПСС. М., 1912. Т. 9;
  • Прудон П. Ж. Что такое собственность? М., 1919.
  • Рассел Б. Почему я не христианин? М., 1987;
  • Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344;
  • Камю А. Бунтующий человек. М., 1990;
  • Фрейд З. Избранное. Л., 1969. Т. 1;
  • он же. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993;
  • Фромм Э. Догмат о Христе. М., 1998;
  • он же. Психоанализ и религия // Сумерки богов. С. 143-221;
  • Древс А. Миф о Христе. М., 1923-1924;
  • он же. Происхождение христианства. М., 1930;
  • Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994;
  • Bloch E. Gesamtausgabe. Fr./M. 1968. Bd. 14: Atheismus im Christentum.
  • Пестель П. И. Русская Правда: 2 ред. // Восстание декабристов: Док-ты. М., 1958. Т. 7;
  • Барятинский А. П. О боге // Избр. социально-политические и философские произв. декабристов. М., 1951. Т. 2. С. 437-440;
  • Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1960. Т. 20. Кн. 1;
  • он же. Об атеизме, религии и церкви. М., 1976;
  • Огарев Н. П. Избр. социально-политические произв. М., 1952-1956. Т. 1-2;
  • Бакунин М. А. Собр. соч. и писем. М., 1934-1935. Т. 1-4;
  • он же. Бог и Государство. Пг., 1919;
  • Белинский В. Г. ПСС. М., 1953-1959. Т. 1-13;
  • Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1955;
  • Чернышевский Н. Г. Избр. философские соч. М., 1938;
  • Добролюбов Н. А. О религии и церкви. М., 1960;
  • Писарев Д. И. ПСС: В 6 т. СПб., 1894;
  • Д. И. Писарев об атеизме, религии и церкви. М., 1984;
  • Ткачев П. Н. Соч.: В 2 т. М., 1975-1976;
  • Лавров П. Л. Философия и социология: Избр. произв.: В 2 т. М., 1965;
  • Плеханов Г. В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. М., 1977;
  • Луначарский А. В. Об атеизме и религии: Сб. М., 1972;
  • Ленин В. И. О религии и церкви: Сб. М., 1966;
  • он же. Об атеизме, религии и церкви. М., 1969;
  • Деятели Октября о религии и церкви. М., 1968.
  • Прокопович Ф. Рассуждение о бессмертии. М., 1784;
  • Гогоцкий С. С. Философский Лексикон: В 4 т. М., 1857. Т. 1. С. 215-219;
  • Достоевский Ф. М. ПСС: В 30 т. Л., 1976;
  • Кудрявцев-Платонов В. Д. Соч. Серг. П., 1893-1894. Т. 2;
  • Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1911-1914;
  • Страхов Н. Н. Письма о нигилизме // Борьба с Западом в нашей литературе: В 3 кн. СПб., 1890. Кн. 2;
  • Гиляров-Платонов Н. П. Откуда нигилизм? М., 1904;
  • Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. М., 1898. Ч. 1;
  • Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории. М., 1906;
  • Кожевников В. Отношение социализма к религии вообще и к христианству в частности. М., 1908;
  • он же. Религия человекобожия у Фейербаха и Конта. Серг. П., 1913;
  • Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 1;
  • Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. П., 1991;
  • он же. Два Града. М., 1911. Т. 1-2;
  • Вехи: Сб. ст. о рус. интеллигенции. М., 1909;
  • Из глубины: Сб. ст. о рус. революции. М.; Пг., 1918;
  • Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1918;
  • Введенский А. И. Судьба веры в Бога и борьба с атеизмом // Мысль. Пг., 1922. № 2;
  • Бердяев Н. А. Философия неравенства. П., 1970;
  • он же. Истоки и смысл русского коммунизма. П., 1955;
  • он же. Истина и Откровение. СПб., 1996;
  • Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. П., 1981.
  • Ланге А. История материализма. СПб., 1881-1883. Т. 1-2;
  • Корсунский И. Н. Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания Древней Греции. Х., 1890;
  • Рихтер Р. Скептицизм в философии. СПб., 1910. Т. 1;
  • Шпет Г. Очерк развития русской философии. Пг., 1922;
  • Mauthner F. Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande: In 4 Bd. Stuttg.; B., 1920-1923;
  • Маутнер Ф. Атеизм в эпоху Великой Французской революции. Л.; М., 1924;
  • Lubac H. de. Le drame de l'Humanisme athée. P., 1945;
  • Heidegger M. Nietzsche: Pfullingen, 1961. Bd. 1-2;
  • Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // Полн. собр. статей. П., 1967. Т. 1;
  • Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века: Пер. с англ. П., 1974;
  • Кюнг Г. Существует ли Бог?: Пер. с нем. Б. м., 1982;
  • Langthaler R. Kritischer Rationalismus: Eine Unters. zu Aufklärung u. Religionskritik in der Gegenwart. Fr./M.; N. Y., 1987;
  • Зеньковский В. В. История русской философии. П., 1989. Т. 1-2;
  • Scepticism and Irreligion in the Seventeenth and Eighteenth Centuries / Ed. R. H. Popkin, A. Vanderjagt. Leiden, N. Y., 1993.
  • Религия и политика в посткоммунистической России / Отв. ред. Л. Митрохин. М., 1994;
  • Каариайнен К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие: (Эволюция российской религиозности) // ВФ. 1997. № 6;
  • Гинзбург В. Разум и Вера // Вестн. РАН. 1999. Т. 69. № 6. С. 546-552;
  • Козлова М. Теология в светских вузах? // НГ-религия. 2000. 7 марта;
  • Общественное мнение-2000. М., 2000;
  • Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.; СПб., 2000;
  • Элбакян Е. С., Медведко С. В. Верующие в России: Социально-экономическая ситуация и отношение к рыночным реформам;
  • Перестало ли РГО быть приверженным светскому гуманизму?: (Из материалов семинара РГО 27-29 июля 2001 г.);
  • Гуманизм и/или атеизм: (Из материалов семинара РГО 27-29 июля 2001 г.);
  • Журавский А. В. Проблемы и перспективы светского теологического образования в России

Использованные материалы

[4] Diels. B 4; см. также А 23

[5] IX 1. 58; см.: Epicurus. Epist. ad Menoeceum. 123

[6] De civ. Dei. VI 7

[8] De vera religione. I 1

[9] Wilamowitz-Möllendorf. Ein Bruchstück. S. 101

[11] Legat. pro Christian. 10. 1

[12] Ad Autol. III 7-8

[14] Ad nationes I 10

[16] De incarn. Verbi 14

[17] Or. contr. gent. 46

[19] Соч. Т. 2. С. 93, 354

[28] Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. М., 1955-19812. Т. 1. С. 98; Т. 20. С. 639

[31] Воля к власти. С. 13

[37] Бог и Государство. С. 19

[38] Бог и Государство. С. 21

[39] Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 424-425

[40] Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 389

[41] Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 496

[45] Два Града. Т. 1. С. 10

[46] Два Града. Т. 1. С. 67

[47] Два Града. Т. 1. С. 100

[51] См.: Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // ПЭ. Т. РПЦ. С. 179-190

[52] Элбакян, Медведко. Верующие в России

[53] Академия Финляндии и РАН, 1996

[54] World Values Survey

[55] Каариайнен, Фурман. Верующие, атеисты и прочие

[56] Здравый смысл. 2000. № 16

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Сущность учения атеистов заключается в отрицании Божества, в отрицании возможности бытия совершенного Разума, а следовательно, и влияния Его на жизнь природы и человека. Вся вселенная, согласно этому учению, есть только материя, движение и форма. Она вечна и бесконечна, явления в ней строго подчинены определенным законам, которые как таковые и исключают всякое сверхъестественное вмешательство.

Сущность учения атеистов заключается в отрицании Божества, в отрицании возможности бытия совершенного Разума, а следовательно, и влияния Его на жизнь природы и человека. Вся вселенная, согласно этому учению, есть только материя, движение и форма. Она вечна и бесконечна, явления в ней строго подчинены определенным законам, которые как таковые и исключают всякое сверхъестественное вмешательство.


Атеизм

священномученик протоиерей Михаил Чельцов

Среди треволнений и несчастий текущей жизни русского народа у нас все сильней и сильней развивается неверие, самый грубый и принципиальный атеизм. Если почти все влияния Запада были для нас благодетельны, то влияние атеистов нужно отнести к явлениям самым гибельным и нежелательным. Недаром так упорно не поддается народная масса переделке ее жизни на началах учения атеистов. В данном случае сопротивление низших классов благодетельно для простодушного мужика. Лучше заблуждаться бессознательно, чем сознательно совершать великие ошибки.

атеизм. Плакат

Сущность учения атеистов заключается в отрицании Божества, в отрицании возможности бытия совершенного Разума, а следовательно, и влияния Его на жизнь природы и человека. Вся вселенная, согласно этому учению, есть только материя, движение и форма. Она вечна и бесконечна, явления в ней строго подчинены определенным законам, которые как таковые и исключают всякое сверхъестественное вмешательство.

Атеизм зародился в глубокой древности. Он появился, надо полагать, как следствие упадка общественной нравственности. Чем человек нравственно выше, тем более он религиозен, тем впечатлительнее он к проявлениям Божественного Разума. Ведь Бог не только служит предметом познания ума, он еще та цель, к которой мы должны стремиться. А поэтому понятно, что, если мы становимся выше в нравственном отношении, мы ближе к Богу и что, совершая дурные поступки, то есть становясь безнравственными, мы удаляемся от Бога и, быть может, даже его отрицаем. Итак, атеизм зародился на почве нравственной испорченности. Зарождается он и теперь в каждом человеке, коль скоро тот забывает о своих нравственных обязанностях. Постоянные удовольствия, часто не совсем невинные, превращение забот о материальном благосостоянии в прихоти и пр.- все это не дает нам возможности глубже вникнуть в те истины, которые даны нам в Евангелии, исключает возможность стать истинными последователями Христа. Мы замыкаемся в круг исполнения требований нашей физической природы и в конце концов начинаем отрицать Бога. Таково истинное происхождение атеизма в истории и сознании отдельного человека.

Если верить Пфенигсдорфу, 92 процента естествоиспытателей принадлежат к числу верующих, 6 процентов — индифферентны в делах религии и только 2 процента — атеисты.

Аетизм

Иногда говорят, что появление особенно большого числа атеистов в XVII-XX столетиях есть реакция средневековому католицизму. Тем хуже для неверующих ученых! Они не правы, потому что свое справедливое озлобление против гнета папского деспотизма делают неосновательным, перенося его на всю вообще церковь, игнорируя ее благодетельное влияние на жизнь человека. Словом, атеизм, как можно видеть из вышесказанного, есть явление противоестественное, болезненное и силой стремящееся переделать на своих уродливых началах человеческую науку и жизнь. Накануне появления на Земле Божественного Учителя было так много атеистов, что они оказывали колоссальное влияние на общественную жизнь Рима и Греции и вели ее к скорейшему разрушению. Лучшие люди тогдашнего времени, как Цицерон, Сенека и др., резко восставали против них и осуждали неосновательные убеждения Лукреция, Петрония и всех прочих родоначальников современного атеизма. Да и вообще, в древности атеизм вызывал сильную нравственную и религиозную оппозицию со стороны истинных философов и ученых. Но что не могли сделать отдельные люди, то сделало христианство, против чего безуспешно боролись языческие философы, то окончательно было побеждено христианскими философами и апологетами. Вплоть до XVI-XVII столетий не могла двигаться дальше человеческая мысль, и она была обречена на застой в Западной Европе благодаря злоупотреблениям силой Католической Церкви, на Востоке благодаря всеобщему народному невежеству. Не мог, разумеется, получить дальнейшего развития и атеизм. Но с XVII-XVIII столетий, когда орудие пап для реакции самостоятельному мышлению достаточно притупилось, атеизм, получив громадную поддержку в естественных науках, достигает в своем развитии удивительных размеров. Гоббс, Толанд, Ламетри, Кондорсе, Гольбах, Фейербах, Молешотт, Бюхнер, Карл Фогт, Штирнер, Швейцер, Ришпэн и многие другие — вот защитники материализма, пантеизма и сенсуализма, то есть, говоря вообще, атеизма.

Но ни один из них не дал более или менее основательных доводов в защиту исповедуемой ими веры в управление Вселенной одними естественными законами, без приведения последних в действие какой-нибудь силою свыше. Ни один из них не мог уничтожить противоречия между идеями, лежащими в основе человеческого существа и новыми взглядами на человека как на простой механизм, как на нечто, одушевленное в той же мере, что и обыкновенное неорганическое вещество. Эти ученые оказали самое пагубное влияние на развитие науки и на жизнь человека.

Атеизм легко решает

Принцип удовольствия видоизменяется еще в принцип личной пользы, коль скоро человек входит в соприкосновение с другими людьми. Но этот видоизмененный принцип удовольствия еще менее основателен для того, чтобы быть признанным как здоровая основа человеческих отношений. Один согласно требованию своей физической природы стремится к одному, другой к другому. Один берет взятки, другой, с точки зрения того же атеизма, признает полезным для себя не взяточничество, а незаконное достижение известной карьеры и старается помешать ему, третий… Не распространяясь дальше, скажем, что атеизм ведет к дикой борьбе всех против всех. Это ясно, как божий день.

Будет, да, будет новая земля и новый совершенный человек, будет счастье и жизнь непорочная.

И над этой новой землей возвысится свод лазурного светлого неба и Солнце любви осветит людей дыханьем божественной правды. Все человечество будет хвалить, как один человек, своего Всеблагого и исполненного вечной любви Творца и Мудрого Промыслителя.

(Из записок А. Лосева. Новочеркасск, 16-17 июня 1909 г .)

25 июня 1909 года, ст. Каменская

Публикация А.А. Тахо-Годи

Статьи об атеизме:

Что же после всего этого есть религия? Религия — это жизнь человека высшими идеальными сторонами своего существа по образу жизни божественной, в целях достижения счастья в мире чрез отображение в природе сущности Божества и чрез собственное личное Богоуподобление.

Давая такое определение религии, мы, как это ясно само собой, религию рассматриваем как общечеловеческое явление, как требование души человеческой. Но как же с этим помирить наблюдаемый в жизни атеизм, безбожие многих? Наличность его не разрушает ли понятия о религии, как о присущей человеку внутренней необходимой потребности?

Различные понимания атеизма и атеизм в собственном смысле слова

  1. Атеистом мы называем человека, совершенно отрицающего истину бытия Божия.
  2. Атеистами же называем очень часто и тех, у которых замечаем коренное извращение богопознания, превратное в самом существе своем воззрение на природу Бога и на Его отношения к миру и человеку. Поэтому под атеизм подводят иногда дуализм, пантеизм и даже деизм.
  3. Безбожниками называют язычников и людей, близких по своим воззрениям к ним.
  4. Очень нередко безбожниками называют даже протестантов и всех протестантствующих сектантов за непочитание ими Богоматери и святых.
  5. Если поклонники истинной религии и обладающие истинным богопознанием называют безбожниками врагов истинной религии, отступников от неё, а также не правомыслящих, то бывали случаи, что и, наоборот, люди с возвышенными и чистыми понятиями о Боге были обвиняемы в безбожии со стороны тех, которые сами имели иные, ложные понятия о Боге, ложную религию. Так, греки в классическую эпоху обвиняли в безбожии тех философов, которые признавали сказания о богах и народную религию вымыслом поэтов. Сократ, Платон, Анаксагор подвергались обвинению в безбожии со стороны своих современников-греков, несмотря на то что они провозглашали истину бытия единого Бога.
  6. Наконец, к безбожию очень нередко относится скептицизм как абсолютный, так и относительный. Первый, отрицая совершенно всякую возможность что-либо знать, конечно, тем самым отрицает и возможность религии. Второй, относительный, допуская возможность только опытного познания, отрицает возможность познания чего-либо из сверхчувственного мира (так называемый агностицизм). Обязываемый сущностью своего мировоззрения о Боге утверждать, что Он не может о чем-либо знать, он невольно как-то внутренне-побудительно, хотя и молчаливо, соглашается с теми, кто отрицает бытие Божие.

Все эти подразделения суть собственно виды одного безбожия, так называемого теоретического.

  • Различные корни атеизма. Реальность и тайна. Ценность материи. Опыт Без -Божия. Теодицея.

митрополит Антоний (Блум)

Возможно, вам также будет интересно:

Я знаю, что философия не является наукой, а по сути своей представляет лишь созерцание мира, но стоит помнить, что математика и астрономия, вышли именно из этой дисциплины. Поэтому к рассуждениям древних философов мы обязаны отнестись серьёзно.

При зарождении цивилизации всё было очень странно: первые атеистические школы появились в религиозном учении - индуизме. Самая популярная школа материализма Чарвака была основана в VI веке до н. э. Она относится к школе философии. (До нас не дошли тексты этого учения.)

Эти идеи стали развиваться дальше и получили широкое распространение в Древней Греции. Самым первым атеистом, полностью отвергавшем мистическое, считается греческий поэт Диагор , живший в V в до н. э. Критий , афинский государственный деятель, говорил о религии, как о человеческом изобретении для заключения человека в рамки морали .

Ксенофан первым выдвинул идею о том, что люди создали Богов по своему образу и подобию. И да, он тоже жил в Древней Греции.

Первым, кто пострадал за атеизм, стал Сократ . Его обвиняли в антирелигиозной пропаганде, и, хотя сам философ отрицал обвинения, его в итоге умертвили.

В конечном итоге, мы можем похвалить Древнюю Грецию за такой весомый вклад в будущее цивилизации. В Алопеке, Адире и Колофоне родилось ещё много философов, отрицавших наличие души и жизнь после смерти.

Удивительно, но человечество не всегда следовало законам эволюции. Казалось бы, в Древней Греции было столько философ, выступающих против церкви, что идея отрицания Бога должна активно развиваться и дальше.

Но появилось христианство, очень жесткая религия, которая терпеть не может инакомыслие . И Средневековье надолго погрузилось в тьму невежества, ведь быть атеистом в то время значило, что скоро тебе поджарят пятки.

Такое высокое положение христианства объяснялось наличием огромного количества земель в наличии у священников. Цари целыми гектарами задабривали служителей культа, дабы те поддерживали их правление.

Развитие атеизма продолжилось в эпоху Просвещения, когда понадобились подлинные знания о природе, чтобы правильно торговать, развивать мореплавание и промышленность. Видные критики церкви в то время: Бонавентюр Деперье , Франсуа Рабле , Никколо Макиавелли и Леонардо да Винчи .

Далее ситуация становилась всё проще: религия распадалась сама в себе. Новое время - эпоха межконфессиональных споров, время возникновения новых законов и аскетичных сект, по типу кальвинистов . Споры между церквями дали толчок к развитию теологической теории, что подстегнуло изучение Библии, а позже и её критике.

Кальвинисты (началом кальвинизма считают 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге.)

Кальвинисты (началом кальвинизма считают 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге.)

Начался кризис церкви!

В то время, в Англии и Франции, где кризис веры наблюдался сильнее всего, появилось много видных интеллектуалов, например: Томас Гоббс , Джон Толанд , барон Гольбах , Дэвид Юм . Они открыто выступали в поддержу атеистической идеи, высмеивали христианство, создавали новые философские учения.

Пришла новая эпоха.

В дальнейшем атеизм как направление общественной мысли только развивался. И притом, свободомыслием увлекались не только обычные люди, но и политики, особенно социалисты.

Но советская власть не скидывала попов с колоколен, это делал народ, уставший от наглости и безнаказанности церкви в годы Российской империи.

В современном мире наблюдается падение интереса к религии, особенно среди интеллигенции и работников технической сферы. А сама вера подточила клыки, стала терпимее к людям нетрадиционной ориентации и теперь не зарится на заводы и земли.

Однако ситуация не везде так хороша, как в Европе. Христианство , ислам и буддизм всё ещё имеют огромной влияние на человечество, на правительства и целые народы. Поэтому нам есть, куда стремиться.

Остаётся надеяться, что научный прогресс всё-таки вытолкнет церковь на обочину истории. Хотя, если посмотреть, сколько людей увлекаются гороскопом и верят в плоскую Землю, то весь оптимизм насчёт будущего развеивается.

Кто такие атеисты на самом деле, знают не все, хотя слово старинное и очень популярное. Чаще всего за атеистов принимают людей, которые находятся в конфронтации с официальной религией, без учёта их взглядов на сверхъестественное. Однако это не совсем так — понятие атеизм более широкое, оно определяет стиль жизни и мышление человека.

Вера атеиста

Атеисты верят в научные методы и исследования

Во что верят атеисты

Атеисты — это люди, отрицающие существование души и любых нематериальных существ. Атеисты не верят не только в существование Бога, но и убеждены, что все религии на Земле имеют исключительно человеческое происхождение.
Атеисты верят в следующее:

В настоящее время существует несколько предпосылок для распространения атеизма:

  • люди не знакомы с религией и её сутью из-за отсутствия интереса к данной теме;
  • люди считают, что наличие или отсутствие веры никак не влияет на течение самой жизни.

Атеизм в мире

В 2012 году в отчете Международного гуманистического и этического союза, направленного в ООН, была затронута серьёзная тема — ущемление человеческих прав атеистов в 7 странах мира. В отчете говорилось о том, что именно в этих странах атеизм карался по закону и наказанием за него могла быть смертная казнь. В других странах атеистам грозили тюремные сроки, либо их политическая, семейная или социальная жизнь парализовалась. Все страны, в которых смертная казнь была закреплена на законодательном уровне, исповедуют ислам.

В Мавритании на основании Конституции 1991 года гражданами страны признаются исключительно мусульмане, поэтому не мусульмане или атеисты не могут претендовать на её гражданство, а отказавшиеся от ислама — теряют его. В законодательстве Мавритании есть даже статья, предусматривающая конфискацию имущества в пользу государства за вероотступничество, причём перед тем, как применить её, закон даёт 3 дня на возможность возврата в ислам.

Мечеть в Мавритании

Верующие сидят около мечети в Нуакшоте

В Пакистане смертная казнь может назначаться за богохульство ислама и как указывается в отчете Международного гуманистического и этического союза, это часто используется для устранения конкурентов по бизнесу или просто неугодных кому-то людей. Даже получить паспорт можно только приверженцам ислама, так как в подаваемом заявлении есть соответствующая графа и без её заполнения паспорт делать не будут. В 1990 году в третьем по величине городе Пакистана — Фейсламабаде — были разрушены все христианские церкви.

Афганистан не запрещает исповедовать другую веру, но за отступничество от ислама наказывает смертной казнью через повешение.

В Судане проживает около 40 млн человек, из которых около 39 млн исповедуют ислам, а 1 млн – христианство. В этой стране приветствуется обращение в ислам, а выход из него – карается либо большим тюремным сроком, либо смертной казнью. Богохульство других религий в Судане приветствуется, а ислама наказывается 100 ударами плетью и полугодичным тюремным сроком. Мужчины Судана могут жениться на женщине христианской или иудаистской веры, а женщины имеют право взять в мужья только мусульманина. Атеистов в Судане не признают.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В 2012 году в Судане около 0.5 млн человек были лишены гражданства из-за того, что исповедовали не ислам, также им были направлены требования покинуть страну до определенного срока. В 2014 году в Омдурмане, во втором по величине городе Судана, без всяких предупреждений власти снесли здание христианской общины.

Кто такие агностики и атеисты

Бертран Рассел

Математик Бертран Рассел был агностиком

Интересные факты

  • В Римской империи тех, кто не верил в языческих богов, принимали за атеистов.
  • Многие считают, что первым атеистическим государством был СССР, однако это неверно — первое место принадлежит Франции конца XVIII века.
  • Энтони Флю, философ и атеист, в конце жизни признался, что вполне возможно он ошибался по поводу атеизма. По его мнению, молекула ДНК настолько совершена, что не могла возникнуть сама по себе — она явно имеет творца.
  • Китай, Швеция и Эстония на сегодняшний день являются самыми атеистическими странами.
  • Ученые подсчитали, что к 2060 году количество атеистов в мире сократится как минимум на 3 % и связано это с ростом населения в Африке, где их численность незначительна.

История атеизма

Карл Маркс

Карл Маркс старался объяснить атеизм с научной точки зрения

В XX веке атеизм приобрел большую популярность во многих странах, а особенно в СССР, где активно поддерживался государством. СССР не ограничивался одной лишь пропагандой: в 1920-х — 1930-х годах проходили массовые аресты и уголовное преследование духовенства.

Куда после смерти попадают атеисты и агностики

Все верующие знают, что жизнь после смерти есть, ведь душа не умирает вместе с телом, а покинув физическую оболочку, продолжает существовать. Если человек вел праведную жизнь, то его душа попадет в рай, если грешил — в ад.

Иисус приглашает верующего проследовать в рай

Душа верующего человека после смерти попадает в рай

А что в таком случае происходит с душой атеиста и агностика? Ведь среди них есть как плохие люди, так и хорошие.

Если обратиться к текстам Священного писания, то ответ однозначный — те, кто знал об Иисусе, но отказался поверить ему, попадут в ад. В Евангелие от Иоанна сказано, что верующий в Него не судится, а неверующий — уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Священное писание также говорит о том, что неверующих ждут нескончаемые мучения. Получается, что души атеистов и агностиков попадут в ад.

Классификация атеизма

Часто верующие считают, что все атеисты агрессивно настроены по отношению к религии, но это не совсем так. Существует несколько классификаций атеизма которые показывают, что есть атеисты, спокойно относящиеся к иной точке зрения:

  • Классификация Энтони Флю. Позитивный (сильный) атеист твердо и до конца отстаивает свою точку зрения — Бога, рая, ада и всего сверхъестественного нет. Негативный (слабый) атеист считает, что Бога, жизни после смерти нет, но отстаивать своё убеждение он не будет;
  • Американский философ Джордж Смит классифицировал атеизм на явный и неявный. По его мнению, люди, считающие существование Бога ложью, относятся к явным атеистам, а те, кто не верит в Бога и не утверждает, что только это единственная существующая правда — к неявным.
  • Стихийный и научный атеизм. Первый основан на чём-либо, отличном от науки, например, на отсутствии интереса, а второй на естествознании, то есть на научном методе.

Предлагаем посмотреть интересное видео про атеизм, в котором затронуты такие вопросы как:

обязательно ли атеист должен быть материалистом, если атеизм так хорош, то почему в мире много верующих и как атеисты относятся к верующим.

История атеизма. Ключевые фигуры, термины.

Многие думают, что атеизм возник недавно. Но на самом деле религиозное неверие имеет долгую и увлекательную историю. Подобно тому, как изучающий христианство хотел бы узнать о нескольких довольно значительных событиях, произошедших 2000 лет назад, тому, кто хочет лучше понять атеизм, также необходимо знать, чем был атеизм последние 30 веков или около того.

Люди склонны считать определенные времена и места совершенно одинаковыми в своих убеждениях. Индия до краев полна индуистами. Все греки поклонялись богам Олимпа. Все в средневековой Европе были христианами. Верно?

Более пристальный взгляд показывает, что все эти утверждения вводят в заблуждение. Каждое место и время в истории человечества включает в себя множество различных верований, включая атеизм.

Это не значит, что все точки зрения имеют одинаковый шанс высказаться. Религия в целом и религия большинства в частности, как правило, привлекают внимание и пишут историю, особенно до конца 18 века.

Добавьте к этому тот факт, что атеизм часто карался тюремным заключением или смертью. И вы поймете, почему атеисты в определенное время и в определенных местах были склонны скрываться .

атеизм часто карался тюремным заключением или смертью

Но голоса есть, в том числе некоторые из далекого прошлого и в культурах как в Европе, так и за ее пределами. Нить атеизма в античном и средневековом мире – это история, о которой мало кто знает. Даже атеисты обычно не знают об этой части своей истории.

Атеизм и просвещение

К началу 18 века неверие в Европе набирало обороты. Секретные документы, бросающие вызов религиозным убеждениям, циркулировали 50 лет, всего на несколько шагов впереди цензоров. Французские прихожане, просматривая документы своего католического священника, умершего в 1729 году, нашли копии книги, написанной для них священником, в которой рассказывалось, как сильно он ненавидел и не верил религии, которой учил их 40 лет.

К концу века философы Франции, Германии и Англии открыто оспаривали религиозную власть и идеи. И устанавливали современные концепции прав человека и свободы личности.

Атеизм и просвещение

Все это завершилось, к лучшему или худшему, во Французской революции. Когда за коротким флиртом с атеистическим государством последовали Культ Высшего Существа и Царство террора, после чего атеизм ненадолго вернулся в подполье.

Атеизм в 19 веке

Идея о том, что Бога на самом деле не существует, никогда полностью не уходила. Даже когда кто-то вроде Наполеона на какое-то время закрыл ее. Он всегда существовал под поверхностью. И иногда выстреливал через кого-то, кто просто не мог заставить себя замолчать.

Поэт Перси Шелли оказался одним из таких людей, его выгнали из Оксфорда в 1811 году за выражение атеистического мнения. Затем первые феминистки Англии и Соединенных Штатов ясно дали понять, что считают религию камнем преткновения на пути защиты прав женщин.

Наука действительно дала толчек атеизму в 19 веке. Уделяя пристальное внимание миру природы, Дарвин превратился из обучаемого служителя в агностика. И решил сложную проблему, которая не позволяла многим людям отпустить Бога.

Атеизм в 19 веке

Как однажды сказал биолог Ричард Докинз, атеизм мог быть возможен и до Дарвина. Но Дарвин сделал возможным быть “интеллектуально развитым атеистом”. Но шквал активности после смерти Дарвина пытался скрыть его потерю веры. Включая некоторые выборочные факты из его автобиографии и ложную историю обращения на смертном одре, придуманную британским евангелистом.

Вслед за Дарвином в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве наступил золотой век свободомыслия.

Атеизм в 20 веке

Атеизм не гарантирует хорошего поведения, так же как и религия. И “абсолютная власть развращает абсолютно” становится трагически уместным выражением в 20-м веке.

Существует множество примеров коррупции и безнравственности на позициях неконтролируемой власти. Как со стороны атеистов (таких как Мао Цзэдун в Китае, Иосиф Сталин в СССР и Пол Пота в Камбодже). Так и со стороны теистов (таких как Адольф Гитлер в Германии, Франсиско Франко).

отделение церкви от государства

Ключевые фигуры в истории атеизма

История атеизма полна значимых фигур. Людей, которые мыслили вне религиозных рамок своего времени. И часто использовали свое красноречие и интеллект, чтобы убедить других поступать так же.

Некоторые также проявили себя как моральные или интеллектуальные герои в великих проблемах своего времени. В этом списке представлены некоторые из крупнейших и лучших имен в истории атеизма.

  • Эпикур
    греческий философ. Чувствовал, что страх перед богами – величайшее препятствие на пути к человеческому счастью. И что человеческое счастье – это хорошо.
  • Лукреций
    римский философ, который описал (и предпочел) мир без богов. А затем написал об этом стихотворение из 7400 строк.
  • Джинасена
    индийский ученый девятого века. Который выступал против теории разумного замысла еще до того, как у нее появилось название.
  • Ибн ар-Раванди
    исламский философ девятого века, который вслух назвал Мухаммеда лжецом.
  • Чанг Цай
    Китайский философ одиннадцатого века, который сказал, что у небес нет разума. И если бы у нас у самих был разум, мы бы это заметили.
  • Жан Меслье
    французский католический священник-атеист восемнадцатого века. Да, вы правильно прочитали.
  • Эрнестина Луиза Роза
    отважная социальная реформаторша девятнадцатого века, суфражистка, феминистка, атеистка.
  • Бертран Рассел
    чрезвычайно важный философ-атеист двадцатого века, чайник.
  • Мадлин Мюррей О’Хейр
    представитель американских атеистов. Была истцом в судебном процессе, который положил конец организованным чтениям Библии в государственных школах США.

советский антирелигиозный плакат

Термины, обозначения религиозных сомнений

Атеизм и другие виды религиозных сомнений переполнены ярлыками и терминами. Некоторые из них более важны, чем другие. Некоторые нейтральны или позитивны. Другие используются (даже атеистами) для унижения. Следующий список включает в себя все основные термины – хорошие, плохие и уродливые.

  • Атеист: Не верит в существование бога или богов.
  • Агностик: Не уверен, существует ли бог или боги.
  • Свободомыслящий: Придерживается мнений, основанных на независимых рассуждениях. Без чрезмерного влияния авторитета, доктрин или традиций.
  • Скептик: Воздерживается от суждения до получения фактических доказательств.
  • Гуманист: Фокусируется на этом естественном мире и этой жизни.
  • Секулярист: Раньше означал кого-то, кто хотел отделить церковь от государства. Теперь относится к человеку, который живет без религии.
  • Антитеист: Верит, что религия отравляет все и молится (надеется) о будущем без нее.
  • Апатеист: Ему все равно, есть Бог или нет. Раздражен даже самим вопросом.
  • Приспособленец: Атеист, который ищет точки соприкосновения с религиозным.
  • Деист: Верит в творца. Но не верит в Бога.
  • Пантеист: Верит, что Вселенная и Бог – одно и то же, но не во всем.

Писатель-фантаст Исаак Азимов называл Библию

Атеизм и Библия

Писатель-фантаст Исаак Азимов называл Библию “самой могущественной силой атеизма из когда-либо существовавших”. И многие атеисты соглашаются с этим.

Большинство атеистов согласны с тем, что в Библии есть действительно великолепные отрывки. Мало кто нашел более красноречивую дань любви, чем в первом письме Павла к коринфянам. Поэтому его читают на многих свадьбах.

23-й псалом непревзойден в своем поэтическом выражении мира и принятия перед лицом смерти. А Нагорная проповедь превращает лучшие этические принципы христианства в то, что справедливо называют моральной сущностью веры.

Однако в Библии есть и плохие вещи

и нет лучшего способа увидеть, чем читать Библию и судить самому.

Возможно, вы не захотите читать все это целиком. Но просто начните с двух книг: Бытия и Матфея. Вероятно, 80 процентов религиозных упоминаний, которые вы услышите в культуре, берут свое начало в одной из этих двух книг. От политических речей до фигур речи и рождественских гимнов.

На чтение книги Бытие у вас уйдет три часа, а на Матфея – еще меньше. И прежде чем вам понадобится перерыв, в середине книги Бытия, вы познакомитесь с историями двух отцов и их детей. Оба отца проявляют поразительную жестокость по отношению к своим детям. И вот что удивительно, оба сразу получают похвалу от Бога и вознаграждение. Хуже того, Бог дал прямое указание на одно из этих жестоких действий.

И продолжив изучать Ветхий Завет, вы заметите, что эта работа сначала инструктирует свой народ не убивать. А затем прямо приказывает им убивать соседние народы десятками тысяч, включая каждого ребенка и младенца.

прочитав Библию, вы поймете, почему ее чтение является важным для людей, которые сомневаются

В Евангелии от Матфея вы можете найти историю о смертной женщине, оплодотворенной богом. Столь же увлекательную и убедительной, как если бы вы читали ее в греческом мифе о Данаи и Персее.

И при всей красоте и нравственной поэзии остальной части Евангелия от Матфея. Это история, где Иисус вводит мир в ад, с некоторым удовлетворением говоря о вечном “плаче и скрежете зубов” тех людей, которые не последуют его учениям.

Но пожалуй, хватит примеров. Возможно, прочитав Библию, вы поймете, почему ее чтение является важным для людей, которые сомневаются. Или отвергают религиозные убеждения или наоборот ищут в ней утверждение своей веры. Примеры вокруг нас.

Читайте также: