Астрономия при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

§ 2. Обучение основам астрономии при Петре I. Деятельность Л. Ф. Магницкого.

В Московском государстве до времени царя Алексея Михайловича обучение астрономии, удовлетворяя практическим потребностям, в том числе построению карты растущего государства, не имело систематического характера, но в очень элементарном виде, несомненно, входило в круг обучения.

В период царствования Алексея Михайловича были предприняты робкие шаги по ознакомлению русских с основами астрономии. Более решительные меры в этом направлении осуществил Пётр I. Проводя реформу России, Пётр I принимал меры к подготовке как широко образованных, так и специально обученных людей.

14 января (25 января н. ст.) 1701 г. Пётр I учредил школу "Математических и навигацких хитростно искусств учения", и эту дату надо считать началом узаконенного систематического обучения астрономии в русской школе. 23 июня 1701 г. особым указом Пётр I распорядился поместить школу в "Сретенской" ("Сухаревой") башне. Навигацкая школа была расположена в верхнем (третьем) этаже основного здания, над которым находилась галерея для наблюдений; для наблюдений же служила и сама башня (рис. 1 и 2).


Рис 1. Сухарева башня в
Москве в начале XIX в.
(по экспонату Музея
истории и реконструкции
Москвы).
. Рис. 2. Разрез Сухаревой башни
(реконструкция). (По материалам
Музея Академии архитектуры.)

Я.В. Брюс.
(1670-1735)

Это была первая в России учебная астрономическая обсерватория, в которой проводил свои научные наблюдения близкий сподвижник Петра - Я. В. Брюс. Для практических занятий по астрономии имелись инструменты, вполне отвечавшие целям научной и педагогической работы: телескопы, секторы, квадранты, приборы для определения времени по звёздам Большой и Малой Медведиц, большой звёздный глобус, сделанный для царя Алексея Михайловича. Эти инструменты частью выписывались из-за границы, частью же изготовлялись в специальной мастерской при школе русскими мастерами. Навигацкая школа выпускала не только моряков - часть кончивших школу назначалась учителями "цифирных" школ. В 1715 г. морские (старшие) классы были переведены в Петербург и получили название "Морская академия", а младшие ещё оставались в Москве. В постановке преподавания основ астрономии в России огромное значение имела деятельность замечательного русского учителя Л.Ф. Магницкого.

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) 1 получил образование в Славяно-греко-латинской академии и, имея склонность к математическим наукам, изучил по имевшимся в то время книгам математику и астрономию. Он ознакомился с книгами, излагавшими гелиоцентрическую систему мира, и с результатами современных ему астрономических исследований. Магницкий видел необходимость создания русского, понятного школьникам учебника, к составлению которого он приступил в 1694 г. и закончил его в 1700 г.

Магницкий, как видно из титульного листа, "ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякого чина и возраста людей" составил учебник, в который были включены не только арифметика, начала алгебры и геометрии, но и основы практической астрономии. Магницкий был автором первого русского учебника астрономии и с законным основанием в предисловии к своей книге написал, что в ней "разум весь собрал и чин Природной русской, а не немчин" 2 . Учебник Л. Ф. Магницкого вышел из печати 11 января 1703 г. под заглавием "Арифметика, сиречь наука числительная".

Изложение астрономии начинается в предисловии ко второй части ("второй книге") определением содержания предмета астрономии и объяснением её практического значения для "инженеров", "кораблеходцев" и "ратоборцев". Разъяснив основные положения сферической астрономии, автор даёт описание методов определения широт и долгот и надлежащие таблицы. Указывая на шарообразность Земли и "сферовидность" неба, Магницкий не высказывает собственного мнения о системе мира, ограничиваясь изложением взглядов "отцов церкви".

Таково в немногих словах содержание и порядок изложения этого первого русского оригинального учебника сферической и практической астрономии. Можно думать, что Магницкий соблюдал ту осторожность перед церковными кругами, которой придерживался первое время и сам Пётр I. В издании звёздной карты 1707 г. были по углам равномерно изображены четыре системы мира (до Коперника включительно), в переводе книги Гюйгенса "Космотеорос", в которой была изложена система Коперника, было помещено предисловие примиренческого содержания, также с изложением взглядов "отцов церкви". Все эти издания выходили под наблюдением Петра I или фактически редактировались им самим. Пётр I был сторонником системы Коперника, но, по-видимому, считал преждевременным явно пропагандировать гелиоцентризм. Л. Ф. Магницкий был передовым педагогом и методистом, которого должно считать первым автором учебника и первым методистом по астрономии.

По своим убеждениям Л. Ф. Магницкий принадлежал к той части русской интеллигенции, которая, признавая необходимость практических реформ, в то же время стремилась сохранить старорусский уклад мысли в области идеологии. Отсюда некоторая половинчатость Магницкого, бывшего прогрессивным деятелем в области просвещения и вместе с тем яростно выступавшего против одного писца, обвинённого в отходе от догматов православия.

Учебник Магницкого был издан вторым изданием и имел широкое распространение. Известно, что М. В. Ломоносов учился по этому учебнику, принёс его в своей котомке из Архангельска в Москву, хранил до конца дней своих и считал "вратами своей учёности".

По образцу навигацкой школы были организованы школы артиллерийская и инженерная.

1 Ни в одном из источников о Магницком нет ни его портрета, ни указания на существование такового.
2 Немчин - иностранец

РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I К С О Д Е Р Ж А Н И Ю

№ слайда 1

РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I К С О Д Е Р Ж А Н И Ю

С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. АннотацияНемного о Петре IВведениеПервый угломерный инстр

№ слайда 2

А Н Н О Т А Ц И Я В России начали интересоваться астрономией в середине 17 века.

№ слайда 3

Немного о Петре I Петр I Алексеевич (Великий) (30.05.1672 – 28.01.1725) . В 1696

№ слайда 4

Немного о Петре I Петр I Алексеевич (Великий) (30.05.1672 – 28.01.1725) . В 1696 году после смерти Иоанна V, стал единодержавным царём. Характерными чертами Петра были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремлённость, любознательность и большая работоспособность. Пётр, не получив должного образования, учился всю жизнь. Вместе с тем был вспыльчив и жесток. В 1697 году царь снарядил “Великое посольство” в Европу и сам присоединился к нему под именем Петра Михайлова. Во время пребывания в Европе Пётр осматривал фабрики, библиотеки, слушал лекции в университетов. В 1698 году царь спешно вернулся в Россию. Во время своего царствования Пётр I провёл крупные реформы направленные на преодоление отставания России от Европы. Портрет Петра I

Преобразования Петра коснулись всех сфер общественной жизни. Царь создал регуляр

№ слайда 5

Преобразования Петра коснулись всех сфер общественной жизни. Царь создал регулярную армию и флот. Основой устройства вооружённых сил являлась рекрутская повинность, введённая в 1705 году. Глубокие реформы были проведены Петром в области культуры и просвещения: появилась светская литература, были открыты медико-хирургическая, инженерные и артиллерийские школы, Морская академия. Для учёбы и практического освоения наук молодых россиян отправляли за границу. В 1700 году в России был введён новый календарь с началом года 1 января. Здоровье Императора было подорвано тяжёлым трудом и многими излишествами. 28 Января 1725 года в результате запущенной болезни Пётр скончался. Он похоронен в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Портрет Петра I

ВВЕДЕНИЕ В России начали интересоваться астрономией в середине 17 века. Началось

№ слайда 6

Первый угломерный инструмент В 1688г. юный Петр заинтересовался инструментом, с

№ слайда 7

Первый угломерный инструмент В 1688г. юный Петр заинтересовался инструментом, с помощью которого можно было измерять расстояния до предметов, не приближаясь к ним. Такой инструмент ему привез Я.Ф.Долгорукий из Франции, но в Кремле никто не умел им пользоваться. Впоследствии нашли в Москве одного голландца по имени Франц Тиммерман, который умел пользоваться данным прибором. Позже этого голландца Петр назначил царским учителем.Астрономический угловой инструмент. Первая половина XVIII в.

Роль

№ слайда 8

Астрономическая обсерваторияСухаревской башниВ 1699 году в Москве по указу Петра

№ слайда 9

Астрономическая обсерваторияСухаревской башниВ 1699 году в Москве по указу Петра была открыта Школа математических и навигационных наук – первая школа в России, где впервые начала преподаваться астрономия.Для нее в 1692 – 1695 годах была специально построена Сухарева башня. Архитектура здания являлась весьма своеобразной: она напоминала адмиралтейский корабль тех времен. Сюда из колокольни Ивана Великого был перенесен академический звездный глобус, а так же в школу была передана первая карта звездного неба на русском языке, Сухарева башня в Москве

Отпечатанная по указанию царя в Амстердаме в 1699 году. Карта имела накладную се

№ слайда 10

Роль астрономиив навигации Широко известно, что в 1715 году была основана Морска

№ слайда 11

Роль астрономиив навигации Широко известно, что в 1715 году была основана Морская академия. Когда настала пора составлять первые географические карты России выяснилось, что выпускники той самой академии хоть и со старанием применяли полученные знания, но видимых и впечатляющих результатов от этого не было. На основе астрономических наблюдений воспитанники навигационной школы могли определить только широту мест, а долготу высчитывали приблизительно, по корабельному лагу. Пассажный инструмент. XVIII в.

Определить долготу местности из астрономических наблюдений они не умели! Осознав

№ слайда 12

Определить долготу местности из астрономических наблюдений они не умели! Осознав это, Петр снова поехал за границу. Он посетил Францию и Данию, где процветало мореплавание. В Копенгагенской обсерватории Петр наблюдал прохождение звезд через меридиан для определения их положения с помощью редкого пассажного инструмента. Пассажный инструмент. XVIII в.

Вклад Жозефа Делиляв

№ слайда 13

Вклад Жозефа Делиляв "русскую" астрономиюВ июне 1717 года Петр поехал в Париж, где посетил Сорбонну, Королевскую библиотеку, Парижскую обсерваторию. Здесь он прежде всего хотел познакомиться с королевским географом Гийомом Делилем (1675 – 1726). После знакомства Г.Делиль отказал Петру в том, чтобы ехать в Россию работать, но зато познакомил императора со своим братом – Жозефом Николя Делилем, астрономом, физиком, историком. Встреча с Петром перевернула всю жизнь Делиля. Встречаясь с императором, он снабжал его списками книг и инструментами, Жозеф Николя Делиль

Высказывал свои мысли о том , какие шаги нужно предпринять для развития астроном

№ слайда 14

Петербургская обсерваторияВ 1727 году Жозеф Делиль основал при Петербургской Ака

№ слайда 15

Петербургская обсерваторияВ 1727 году Жозеф Делиль основал при Петербургской Академии наук Астрономическую обсерваторию и Географический департамент (1735 г.). Петербургская обсерватория по своему оснащению оборудованием, продуманности работ и полученным результатам в XVIII веке была одной из лучших в Европе.Но главное, Делиль создал петербургскую астрономическую школу высококлассных наблюдателей-астрометристов – первую научную школу в России. Кунсткамера в ПетербургеПроект академич. обсерватории в Башне Кунсткамеры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Россия в начале XVIII века не имевшая ни одной карты с градусной сетк

№ слайда 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Россия в начале XVIII века не имевшая ни одной карты с градусной сеткой, к середине столетия располагала картами, построенными на таком большом числе астрономически надежно определенных пунктов, какого не имела ни одна страна мира, даже Франция, которая первой в Европе начала проведение градусных измерений. Домашняя обсерватория в саду одного из домов Петербурга

Автор работыМашурова Татьянаученица 11 классаСредней школы № 13 им. И.Б.Катунина

№ слайда 18

Автор работыМашурова Татьянаученица 11 классаСредней школы № 13 им. И.Б.Катунина

В середине XVII в. волна интереса к астрономии наконец докатилась и до России. В 1650 г. царю Алексею Михайловичу подарили огромный звёздный глобус, который смогли поместить только в основании колокольни Ивана Великого.

В 1662 г. своды царской столовой были украшены огромной картиной, изображавшей геоцентрическую систему мира Птолемея. Каждая планета была изображена со своими эпициклами. Орбиты Солнца, Луны и планет среди знаков Зодиака отсвечивали золотом. Одна из копий картины предназначалась для обучения семилетнего Петра.

С системой мира Коперника Пётр, по-видимому, познакомился по русскому переводу "Космографии" голландца Виллема Янсзона Блау (1645 г.). Перевод, оставшийся в рукописи, излагал на равных системы Птолемея и Коперника, но с большей симпатией к гелиоцентризму.

Об открытиях астрономов XVII в. 11-летний Пётр мог узнать из "Селенографии" Яна Гевелия в русском переводе. Об этом свидетельствует пометка, сохранившаяся в описи книг царя Фёдора Алексеевича.

В 1688 г. юный Пётр узнал об инструменте, с помощью которого можно было измерять расстояния до предметов, не приближаясь к ним. Он приказал достать такой инструмент. Яков Фёдорович Долгорукий купил его во Франции, однако пользоваться им никто в Кремле не умел. Но нашли знатока. В Москве на Кукуе (в Немецкой слободе) жил голландец Франц Тиммерман, который только что определил долготу Москвы относительно Гринвичского меридиана.

Тиммерман был доставлен ко двору и показал 16-летнему Петру, как пользоваться "загадочным" теодолитом, а также обучил его угловому измерению высот светил с помощью астролябии (в то время основного инструмента моряков). Пётр пришёл в восторг и приказал назначить Тиммермана царским учителем. Тиммерман преподавал будущему императору математику, фортификацию. Пётр узнал, как важна астрономия для картографии и мореплавания. Вместе с Тиммерманом Пётр нашёл в сарае у боярина Никиты Романова старый ботик, ставший "дедушкой" русского флота.

В 1697-1698 гг. для изучения кораблестроения и других наук Пётр отрядил в Европу "Великое посольство", в составе которого и сам, избегая помпезных встреч и приёмов, поехал инкогнито, под именем "волонтёра Петра Михайлова". Его сопровождала свита сподвижников, начинавших службу у него ещё в "потешных" войсках. Якову Вилимовичу Брюсу (1670-1735) Пётр поручил подбирать для России учёных и преподавателей, закупать различные инструменты и книги.

Первой страной, куда прибыло "Великое посольство", стала Голландия. Там необычные послы учились строить корабли. В Голландии, где не было и нет ни одного монумента царственным особам, стоит памятник русскому корабельному плотнику "Петру Михайлову". В свободное время они знакомились с университетом, библиотеками, музеями, встречались с учёными. Здесь Антони ван Левенгук (1632-1723) демонстрировал Петру микроскоп.

В Англии царь хотел изучить научно разработанные кораблестроение и кораблевождение. Он посетил Лондонское королевское общество, побывал в университетах Оксфорда и Кембриджа. Несколько раз он ездил в Тауэр, где размещался Монетный двор. Его директором тогда был Ньютон. Пётр детально ознакомился с особенностями проведённой им перечеканки монет и осуществил такую же реформу в России.

Царь трижды в сопровождении Брюса посетил Гринвичскую обсерваторию, беседовал с Джоном Флемсти-дом о его лунной теории и провёл наблюдения Луны, о чём 9 марта 1688 г. в журнале Гринвичской обсерватории была сделана запись.

В Гринвиче Пётр встретился и с Эдмундом Галлеем - тогда помощником Флемстида. Царь настойчиво звал его работать в Россию - организовать там школу для моряков и обучить их астрономии. Галлей отклонил это предложение и рекомендовал вместо себя шотландца А. Д. Форварсона (1675-1739). Он приехал в Москву и проработал в России до конца своих дней. Пётр был весьма доволен посещением Англии.

В 1699 г. в Москве по указу царя начала работать Школа математических и навигацких наук - первая школа в России, где в числе других дисциплин преподавалась астрономия.

Для неё в 1692-1695 гг. была специально выстроена Сухарева башня. Её архитектура напоминала адмиралтейский корабль тех времён. По приказу Петра сюда перенесли огромный звёздный глобус, что стоял на колокольне Ивана Великого. Передали в школу и первую карту звёздного неба на русском языке, отпечатанную по указанию царя в 1699 г. в Амстердаме. Карта была снабжена накладными координатными сетками для того, чтобы производить навигационные расчёты.

Брюс организовал в Сухаревой башне обсерваторию, оснастил её инструментами и сам обучал наблюдениям. Он издал карту звёздного неба и выпускал знаменитые "брюсовы" календари (1709-1715 гг.). Брюс также перевёл книгу Христиана Гюйгенса "Космотеорос" (1698 г.), излагавшую систему Коперника и теорию тяготения Ньютона. В русском переводе она называлась "Книгой мирозрения" и долго служила учебником как в школах, так и в университете, образованном при Петербургской Академии наук (1725 г.).

Одним из учителей навигацкой школы был Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739), автор знаменитой "Арифметики. " (1703 г.), которую Ломоносов называл "вратами своей учёности". Она представляла собой краткий учебник, в котором излагались основы физико-математических наук, и одновременно задачник. В "Арифметике" описаны способы определения географических широт. Определение долгот не затрагивалось.

А. Д. Форварсон по поручению Петра занимался предвычислениями затмений, составлял астрономические календари, готовил учебные пособия по астрономии и математике.

Пётр научился у Брюса определять долготу места методом наблюдения солнечных затмений. Это было сложнее, чем делать то же самое по затмениям Луны. Он поручил Брюсу сообщать ему о предстоящих затмениях и лично наблюдал солнечные затмения 22 марта 1699 г., 1 мая 1705 г. и, возможно, другие.

Пришла пора начать составление географических карт России, изучать моря. И тут выяснилось, что, хотя воспитанники навигацкой школы и основанной в 1715 г. Морской академии со старанием применяли полученные знания, точность их измерений была неудовлетворительной. На основе астрономических наблюдений они могли определить только широту мест, а долготу высчитывали приблизительно, по корабельному лагу. Определить долготу мест из астрономических наблюдений они не умели! Форварсон и "навигацкие" учителя оказались не на высоте.

Осознав это, Пётр снова поехал за границу. Он задумал посетить Данию и Францию, где уже действовали первые государственные обсерватории и процветало мореплавание. В Копенгагенской обсерватории Пётр наблюдал прохождение звёзд через меридиан для определения их положения с помощью редкого тогда и наиболее точного пассажного инструмента.

В июне 1717 г. Пётр со свитой приехал в Париж. Там он прежде всего захотел познакомиться с королевским географом Гийомом Делилем (1675-1726). "Царь заходил повидать его запросто, чтобы сделать ему некоторые замечания о Московии, - писал академик Бернар Фонтенёль, - а ещё более, чтобы узнать от него лучше, чем у всех остальных, о своей собственной империи". Французские карты "Московии" были лучше российских. Но и Пётр преподнёс русскую карту Каспийского моря Парижской академии наук, которая была "совсем иного вида, нежели прежние карты, географами об оном изданные. Она принята была с отменным удовольствием и с чрезвычайным почтением, и тот час царь Пётр был признан почтеннейшим и знаменитейшим Парижской академии членом".

В Париже Пётр посетил Сорбонну, Королевскую библиотеку, Коллеж Мазарини и Парижскую обсерваторию, где он беседовал с её директором Жаком Кассини и Гийомом Делилем.

Гийом Делиль отказался поменять короля Людовика XV на царя Петра I и познакомил его с братом - Жозефом Николя Делилем, астрономом, физиком, географом и историком науки. С Петром он встретился в один из трудных периодов своей жизни. Жозеф Делиль в то время был почти единственным во Франции ньютонианцем. В начале XVIII в. учение Ньютона было признано только на Британских островах. Во Франции безраздельно царило картезианство - учение Декарта. Научные планы Дели-ля было невозможно осуществить у него на родине.

Встреча с Петром перевернула всю жизнь Делиля. Встречаясь с императором в Париже, снабжая его списками книг и инструментов, которые следовало купить, Делиль высказывал и свои соображения о том, что нужно было бы делать в России по астрономии, геодезии, картографии и физике. Планы Делиля и он сам так понравились Петру, что царь сразу же пригласил француза поработать в России.

Пётр и потом неоднократно повторял своё приглашение Делилю, но тот решил ехать лишь после того, как царь лично одобрил его программу научных работ в России. Делиль приехал в Петербург в 1726 г., увы, уже при Екатерине I, которая повторила приглашение своего покойного супруга. "Делиль привёз в обширное Русское государство науку о звёздах во всём её объёме", - писал о его переезде историк Фуши.

Выбор Петра был верным. "Выполняя предначертания Петра Великого", как любил повторять Делиль, он в 1727 г. основал при Петербургской Академии наук Астрономическую обсерваторию и Географический департамент (1735 г.). Петербургская обсерватория по богатству оборудования, продуманности работ и полученным результатам в XVIII в. была одной из лучших в Европе. Но главное, Делиль создал петербургскую астрономическую школу высококлассных наблюдателей-астрометристов - первую научную школу России.

Делиль ввёл в практику российских астрономов, геодезистов и штурманов астрономические наблюдения с использованием наиболее точных для своего времени методов. Результатом этого явился "Атлас Российский", изданный в 1745 г.

"Медалюкс" - это сеть медицинских центров, специалисты которых оказывают медицинские услуги широкого профиля, куда входят: - стоматологические услуги (металлокерамика, протезирование зубов, лечение); - эндокринологические услуги; - услуги гастроэнтеролога и дерматолога; - услуги косметолога (лазерное омоложение, мезотерапия, аппаратная косметология, пиллинги и т.д.) и гинеколога (лечение гинекологических заболеваний и ведение беременности; - консультации и работа с психологом; - услуги невролога и терапевта, уролога; - прием анализов; - УЗИ разных органов; - услуги ЛОРа; - КТГ и ЭКГ. Центры "Медалюкс" находятся в Кузьминках (м.Кузьминки, улица Маршала Чуйкова, 12) и на Рязанском проспекте (м

С начала года в России вступил в силу новый закон, который обязывает всех перевозчиков страховать свою гражданскую ответственность относительно причинения вреда жизни, здоровья или имущества пассажиров

Что такое социальная сеть? Это тематический ресурс, основной задачей которого является помощь пользователям в поиске старых и новых друзей, а также общении с другими пользователями

РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №1
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №2
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №3
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №4
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №5
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №6
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №7
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №8
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №9
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №10
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №11
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №12
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №13
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №14
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №15
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №16
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №17
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I, слайд №18

Вы можете ознакомиться и скачать РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I. Презентация содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

 РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ПЕТРА I

Слайд 1

 Портрет Петра I Петр I Алексеевич (Великий) (30.05.1672 – 28.01.1725) . В 1696 году после смерти Иоанна V, стал единодержавным царём. Характерными чертами Петра были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремлённость, любознательность и большая работоспособность. Пётр, не получив должного образования, учился всю жизнь. Вместе с тем был вспыльчив и жесток. В 1697 году царь снарядил “Великое посольство” в Европу и сам присоединился к нему под именем Петра Михайлова. Во время пребывания в Европе Пётр осматривал фабрики, библиотеки, слушал лекции в университетов. В 1698 году царь спешно вернулся в Россию. Во время своего царствования Пётр I провёл крупные реформы направленные на преодоление отставания России от Европы.

Слайд 4

Портрет Петра I Петр I Алексеевич (Великий) (30.05.1672 – 28.01.1725) . В 1696 году после смерти Иоанна V, стал единодержавным царём. Характерными чертами Петра были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремлённость, любознательность и большая работоспособность. Пётр, не получив должного образования, учился всю жизнь. Вместе с тем был вспыльчив и жесток. В 1697 году царь снарядил “Великое посольство” в Европу и сам присоединился к нему под именем Петра Михайлова. Во время пребывания в Европе Пётр осматривал фабрики, библиотеки, слушал лекции в университетов. В 1698 году царь спешно вернулся в Россию. Во время своего царствования Пётр I провёл крупные реформы направленные на преодоление отставания России от Европы.

 Портрет Петра I Преобразования Петра коснулись всех сфер общественной жизни. Царь создал регулярную армию и флот. Основой устройства вооружённых сил являлась рекрутская повинность, введённая в 1705 году. Глубокие реформы были проведены Петром в области культуры и просвещения: появилась светская литература, были открыты медико-хирургическая, инженерные и артиллерийские школы, Морская академия. Для учёбы и практического освоения наук молодых россиян отправляли за границу. В 1700 году в России был введён новый календарь с началом года 1 января. Здоровье Императора было подорвано тяжёлым трудом и многими излишествами. 28 Января 1725 года в результате запущенной болезни Пётр скончался. Он похоронен в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Слайд 5

Портрет Петра I Преобразования Петра коснулись всех сфер общественной жизни. Царь создал регулярную армию и флот. Основой устройства вооружённых сил являлась рекрутская повинность, введённая в 1705 году. Глубокие реформы были проведены Петром в области культуры и просвещения: появилась светская литература, были открыты медико-хирургическая, инженерные и артиллерийские школы, Морская академия. Для учёбы и практического освоения наук молодых россиян отправляли за границу. В 1700 году в России был введён новый календарь с началом года 1 января. Здоровье Императора было подорвано тяжёлым трудом и многими излишествами. 28 Января 1725 года в результате запущенной болезни Пётр скончался. Он похоронен в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

 Астрономический угловой инструмент. Первая половина XVIII в. В 1688г. юный Петр заинтересовался инструментом, с помощью которого можно было измерять расстояния до предметов, не приближаясь к ним. Такой инструмент ему привез Я.Ф.Долгорукий из Франции, но в Кремле никто не умел им пользоваться. Впоследствии нашли в Москве одного голландца по имени Франц Тиммерман, который умел пользоваться данным прибором. Позже этого голландца Петр назначил царским учителем.

Слайд 7

Астрономический угловой инструмент. Первая половина XVIII в. В 1688г. юный Петр заинтересовался инструментом, с помощью которого можно было измерять расстояния до предметов, не приближаясь к ним. Такой инструмент ему привез Я.Ф.Долгорукий из Франции, но в Кремле никто не умел им пользоваться. Впоследствии нашли в Москве одного голландца по имени Франц Тиммерман, который умел пользоваться данным прибором. Позже этого голландца Петр назначил царским учителем.

 Сухарева башня в Москве В 1699 году в Москве по указу Петра была открыта Школа математических и навигационных наук – первая школа в России, где впервые начала преподаваться астрономия. Для нее в 1692 – 1695 годах была специально построена Сухарева башня. Архитектура здания являлась весьма своеобразной: она напоминала адмиралтейский корабль тех времен. Сюда из колокольни Ивана Великого был перенесен академический звездный глобус, а так же в школу была передана первая карта звездного неба на русском языке,

Слайд 9

Сухарева башня в Москве В 1699 году в Москве по указу Петра была открыта Школа математических и навигационных наук – первая школа в России, где впервые начала преподаваться астрономия. Для нее в 1692 – 1695 годах была специально построена Сухарева башня. Архитектура здания являлась весьма своеобразной: она напоминала адмиралтейский корабль тех времен. Сюда из колокольни Ивана Великого был перенесен академический звездный глобус, а так же в школу была передана первая карта звездного неба на русском языке,

 Широко известно, что в 1715 году была основана Морская академия. Когда настала пора составлять первые географические карты России выяснилось, что выпускники той самой академии хоть и со старанием применяли полученные знания, но видимых и впечатляющих результатов от этого не было. На основе астрономических наблюдений воспитанники навигационной школы могли определить только широту мест, а долготу высчитывали приблизительно, по корабельному лагу. Широко известно, что в 1715 году была основана Морская академия. Когда настала пора составлять первые географические карты России выяснилось, что выпускники той самой академии хоть и со старанием применяли полученные знания, но видимых и впечатляющих результатов от этого не было. На основе астрономических наблюдений воспитанники навигационной школы могли определить только широту мест, а долготу высчитывали приблизительно, по корабельному лагу.

Слайд 11

Широко известно, что в 1715 году была основана Морская академия. Когда настала пора составлять первые географические карты России выяснилось, что выпускники той самой академии хоть и со старанием применяли полученные знания, но видимых и впечатляющих результатов от этого не было. На основе астрономических наблюдений воспитанники навигационной школы могли определить только широту мест, а долготу высчитывали приблизительно, по корабельному лагу. Широко известно, что в 1715 году была основана Морская академия. Когда настала пора составлять первые географические карты России выяснилось, что выпускники той самой академии хоть и со старанием применяли полученные знания, но видимых и впечатляющих результатов от этого не было. На основе астрономических наблюдений воспитанники навигационной школы могли определить только широту мест, а долготу высчитывали приблизительно, по корабельному лагу.

 Определить долготу местности из астрономических наблюдений они не умели! Определить долготу местности из астрономических наблюдений они не умели! Осознав это, Петр снова поехал за границу. Он посетил Францию и Данию, где процветало мореплавание. В Копенгагенской обсерватории Петр наблюдал прохождение звезд через меридиан для определения их положения с помощью редкого пассажного инструмента.

Слайд 12

Определить долготу местности из астрономических наблюдений они не умели! Определить долготу местности из астрономических наблюдений они не умели! Осознав это, Петр снова поехал за границу. Он посетил Францию и Данию, где процветало мореплавание. В Копенгагенской обсерватории Петр наблюдал прохождение звезд через меридиан для определения их положения с помощью редкого пассажного инструмента.

 Жозеф Николя Делиль В июне 1717 года Петр поехал в Париж, где посетил Сорбонну, Королевскую библиотеку, Парижскую обсерваторию. Здесь он прежде всего хотел познакомиться с королевским географом Гийомом Делилем (1675 – 1726). После знакомства Г.Делиль отказал Петру в том, чтобы ехать в Россию работать, но зато познакомил императора со своим братом – Жозефом Николя Делилем, астрономом, физиком, историком. Встреча с Петром перевернула всю жизнь Делиля. Встречаясь с императором, он снабжал его списками книг и инструментами,

Слайд 13

Жозеф Николя Делиль В июне 1717 года Петр поехал в Париж, где посетил Сорбонну, Королевскую библиотеку, Парижскую обсерваторию. Здесь он прежде всего хотел познакомиться с королевским географом Гийомом Делилем (1675 – 1726). После знакомства Г.Делиль отказал Петру в том, чтобы ехать в Россию работать, но зато познакомил императора со своим братом – Жозефом Николя Делилем, астрономом, физиком, историком. Встреча с Петром перевернула всю жизнь Делиля. Встречаясь с императором, он снабжал его списками книг и инструментами,

 Кунсткамера в Петербурге В 1727 году Жозеф Делиль основал при Петербургской Академии наук Астрономическую обсерваторию и Географический департамент (1735 г.). Петербургская обсерватория по своему оснащению оборудованием, продуманности работ и полученным результатам в XVIII веке была одной из лучших в Европе. Но главное, Делиль создал петербургскую астрономическую школу высококлассных наблюдателей-астрометристов – первую научную школу в России.

Слайд 15

Кунсткамера в Петербурге В 1727 году Жозеф Делиль основал при Петербургской Академии наук Астрономическую обсерваторию и Географический департамент (1735 г.). Петербургская обсерватория по своему оснащению оборудованием, продуманности работ и полученным результатам в XVIII веке была одной из лучших в Европе. Но главное, Делиль создал петербургскую астрономическую школу высококлассных наблюдателей-астрометристов – первую научную школу в России.

 Россия в начале XVIII века не имевшая ни одной карты с градусной сеткой, к середине столетия располагала картами, построенными на таком большом числе астрономически надежно определенных пунктов, какого не имела ни одна страна мира, даже Франция, которая первой в Европе начала проведение градусных измерений. Россия в начале XVIII века не имевшая ни одной карты с градусной сеткой, к середине столетия располагала картами, построенными на таком большом числе астрономически надежно определенных пунктов, какого не имела ни одна страна мира, даже Франция, которая первой в Европе начала проведение градусных измерений.

Слайд 16

Россия в начале XVIII века не имевшая ни одной карты с градусной сеткой, к середине столетия располагала картами, построенными на таком большом числе астрономически надежно определенных пунктов, какого не имела ни одна страна мира, даже Франция, которая первой в Европе начала проведение градусных измерений. Россия в начале XVIII века не имевшая ни одной карты с градусной сеткой, к середине столетия располагала картами, построенными на таком большом числе астрономически надежно определенных пунктов, какого не имела ни одна страна мира, даже Франция, которая первой в Европе начала проведение градусных измерений.

 Машурова Татьяна Машурова Татьяна ученица 11 класса Средней школы № 13 им. И.Б.Катунина

Слайд 18

Читайте также: