Ассортимент дизельного топлива кратко

Обновлено: 04.07.2024

В зависимости от условий применения по ГОСТ 305-82 установлены следующие марки дизельного топлива: Л (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое). На автомобильном транспорте используются дизельные топлива всех марок.

Дизельные топлива получают при переработке нефти, при этом разрешается добавка присадок. Гарантийный срок хранения – 5 лет.

По общему содержанию серы каждая марка топлива делится на две подгруппы: в топливах 1-й подгруппы её должно быть не более 0,2 %, а в топливах 2-й подгруппы – 0,4 % для марки "А" и 0,5 % для марки "Л" и "3".

Дизельные топлива с содержанием серы более 0,2 % применяют только при условии, что в двигателе применяется масло с противокоррозионной присадкой (например, нафтенат цинка 0,3 %).

Согласно новой форме условного обозначения топлив, содержание серы обязательно указывается в их маркировке при поставке и на всех документах, включая паспорт. К марке летнего топлива добавляются цифры, соответствующие содержанию серы (в % масс.) и температуре вспышки (в 0 С), например, Л-0,2-40; к марке зимнего – содержание серы (% масс.), например, А-0,4. У зимнего дизельного топлива с температурой застывания не выше – 45 0 С цетановое число должно быть не менее 40.

Топливо марки Л можно применять при температуре окружающего воздуха 0 0 С и выше, марки З – при -20 0 С и выше, марки А – при -50 0 С и выше.

На дизельное топливо потребителю выдается паспорт, в котором наиболее важными величинами являются: цетановое число, вязкость при 20 0 С, температура помутнения и застывания, содержание серы и фактических смол.

- летнее ДЭК-Л, для применения при температуре –5 0 С и выше;

- зимнее ДЭК-З, для применения при температуре – 25 0 С и выше;

- летнее с присадкой ДЭКП-Л, для применения при температуре –5 0 С и выше;

- зимнее ДЭКП-З, для применения при температуре – 15 0 С и выше.

В летние топлива вводят антидымную присадку (ЭФАП-Б или Лубризол - 8288), в зимние – антидымную и депрессорную. Это снижает показатели дымности и токсичности отработавших газов на 30-35 %.

Основными показателями качества, ответственными за экологические последствия выбросов отработавших газов дизелей, являются:

- массовая доля серы;

- массовая доля ароматических углеводородов, связанная с цетановым числом дизельного топлива;

- фракционный состав, характеризующий пределы выкипания топлива.

В табл. 3 приведены действующие, а также перспективные отечественные и зарубежные требования к дизельным топливам по ряду экологических показателей. Отечественные дизельные топлива по ГОСТ 305-82 не соответствуют европейским нормам EN-590 по содержанию серы и имеют в среднем несколько меньшее цетановое число.

Дизельные топлива предназначены для быстроходных дизельных (с воспламенением от сжатия), некоторых типов газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Изготавливаются на основе летних марок с содержанием серы 0,2% и 0,5% с добавкой депрессорных присадок, снижающих температуру фильтруемости.

Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях. Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход топлива в них на 25—30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях. В то же время дизели отличаются большей сложностью в изготовлении, большими габаритами. По экономичности и надежности работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными двигателями.

Ассортимент, свойства и применение дизельного топлива.

ДАЭЧ (арктическое экологически чистое) - с низким содер­жанием серы (не более 0,05% - 1 вид и не более 0,1% - II вид) и ароматических углеводородов (5-10%).

ДЛЭЧ (летнее экологически чистое) - с низким содержанием серы (не более 0,05% -1 вид и не более 0,1% - II вид).

ДЛЭЧ-В - с ограниченным содержанием ароматических уг­леводородов.

УФС (утяжеленный фракционный состав) - с более высокой (на 20-30 С) температурой конца кипения, позволяющей увеличить ресурс на 5-8%.

ДЛЭ, ДЗЭ (экспортные) - с низким содержанием серы (до 0,2%). По требованию покупателя нормируется дизельный индекс и прозрачность при 100°С.

РФС (расширенный фракционный состав) - с вовлечением бензиновых фракций, температурой выкипания в пределах 60-400°С, позволяющей увеличить ресурс на 30%, низкой вязкостью и температурой вспышки.

Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:

цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;

фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;

вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыление в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;

низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;

степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;

температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;

наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и метал­лов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.

Свойства

Цетановое число — основной показатель воспламеняемости дизельного топлива. Оно определяет запуск двигателя, жесткость рабочего процесса (скорость нарастания давления), расход топлива и дымность отработавших газов. Чем выше цетановое число топлива, тем ниже скорость нарастания давления и тем менее жестко работает двигатель. Однако с повышением цетанового числа топлива сверх оптимального, обеспечивающего работу двигателя с допустимой жесткостью (менее 0,5 МПа/ °ПВК*) ухудшается его экономичность в среднем на 0,2—0,3 % и дымность отработавших газов на единицу цетанового числа повышается на 1—1,5 единицы Картриджа.

Чем выше цетановое число топлива, тем быстрее произойдут процессы предварительного окисления его в камере сгорания, тем скорее воспламенится смесь и запустится двигатель.

Цетановое число, равное процентному содержанию цетана (н-гексадекана) в смеси его с сульфаметилнафталином, эквивалент­ной по самовоспламеняемости испытуемому топливу, определяет условия запуска двигателя, скорость нарастания давления, расход топлива и дымность.

Цетановое число определяют экспериментально по ГОСТ 3122, сравнивая самовоспламеняемость испытуемого топлива с эта­лонным, а также по расчетным формулам.

При определении воспламеняемости используют также цетановый индекс и дизельный индекс, которые находятся расчетным путем (ASTM D 976).

Оптимальным цетановым числом является 40-50. Превыше­ние оптимума приводит к увеличению расхода топлива за счет уменьшения полноты сгорания, а занижение - к жесткой работе двигателя.

Коксуемость - показатель коксовых отложений при сгорании нефтепродуктов. Коксуемость определяется по методам ГОСТ 8852, ГОСТ 19932, ASTM D 189, JP 13, DIN 51551, ISO 6615, сущность которых заключается в сжигании нефтепродукта в специальных аппаратах и определении массы коксового остатка в % от массы испытуемого нефтепродукта (для дизельных топлив - массы 10%-ного остатка).

Коэффициент фильтруемости определяется по ГОСТ 19006 по изменению пропускной способности фильтра при последова­тельном пропускании через него определенных количеств топлива.

Ассортимент, качество и состав дизельных топлив

Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348—89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с содержанием серы до 0,05 % (вид I) и до 0,1 % (вид II). ,

С учетом ужесточающихся требований по содержанию аромати­ческих углеводородов введена норма по этому показателю: для топлива марки ДЛЭЧ-В — не более 20 %, для топлива марки ДЗЭЧ — не более 10 % (табл. 1.35). Экологически чистые топлива вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.

Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.

Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Стандарт предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов. Общими для дизельных топлив являются требования по температуре вспышки

— не ниже 55 о С, коксуемости 10 %-ного остатка — не более 0,30 %, зольности — не более 0,01 %, содержанию воды — не более 200 ррm, механических примесей — не более 24 ррm, коррозии медной пластинки — класс 1, устойчивости к окислению - не более 25 г осадка/м 3 .

Для районов с умеренным климатом изготовляют 6 марок дизель­ного топлива: А, В, С, D, Е и F с предельной температурой фильтруемости +5, 0, -5, -10, -15 и -20 °С соответственно.

Для районов с холодным климатом предусмотрен выпуск пяти классов дизельного топлива с низкотемпературными свойствами.


Ассортимент дизельных топлив

В соответствии с ГОСТ 305—82 в нашей стране выпускаются следующие марки дизельного топлива: Л (летнее), 3 (зимнее) и А (арктическое). Эти топлива (табл. 5) предназначены для использования на всех моделях быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Каждая марка топлива делится на две подгруппы: с содержанием серы, не более: 0,2% для всех марок первой подгруппы; 0,4% для марки А или 0,5% для марки Л и 3 второй подгруппы.

Топливо Л предназначено для дизелей, эксплуатирующихся при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше. Дизельное топливо марки 3 выпускается двух видов: с температурой застывания не выше —35 °С и —45 °С. Первое топливо предназначено для использования в умеренной климатической зоне при температуре окружающего воздуха —20 °С и выше, второе — в холодной климатической зоне с температурой воздуха —30 °С и выше. Температура застывания арктического дизельного топлива не превышает —55 °С. Оно предназначено для дизелей, работающих в суровых условиях севера и Сибири при температуре воздуха —50 °С и выше.

При обозначении летнего дизельного топлива к его марке (Л) добавляются цифры, обозначающие содержание в нем серы и температуру вспышки, например, летнее топливо с содержанием серы 0,2% и температурой вспышки 40 °С имеет обозначение Л-0, 2-40 ГОСТ 305—82. В условное обозначение зимнего топлива входят марка и цифры, соответствующие массовой доле серы и температуре застывания. Например, зимнее топливо с массовой долей серы до 0,5% и температурой застывания —45 °С имеет обозначение 3-0,5 минус 45 ГОСТ 305—82. При обозначении арктического топлива к его марке (А) добавляется только цифра, указывающая содержание серы, например А-0,4 ГОСТ 305—82.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Топлива всех марок не должны содержать сероводород, водорастворимые кислоты и щелочи, механические примеси, воду и выдерживать испытание на медную пластинку.

По согласованию с потребителем также может вырабатываться топливо марки 3 с температурой застывания —35 °С с применением депрессорной присадки.

Это топливо по остальным показателям соответствует топливу марки Л и может применяться при температуре воздуха не ниже —15 °С.

Для дизельных топлив, получаемых из сахалинских и некоторых других нефтей, установлена более высокая норма плотности: марка Л — не более 875, марок 3 и А — не более 860 кг/м . В топливах, вырабатываемых из бакинских нефтей, разрешено некоторое увеличение зольности и концентрации фактических смол: соответственно не более 0,02% и 60 мг/100 см3.

При выпуске дизельных топлив всех марок с государственным Знаком качества они должны обеспечивать следующие показатели: массовая доля серы, %, не более— 0,2; фактические смолы, мг/100 см3, не более — 25; йодное число, г йода/100, не более — 5; зольность, %, не более — 0,008; коксуемость 10%-ного остатка, %, не более — 0,2; коэффициент фильтруемости, не более — 2,0.

После пятилетнего хранения в дизельных топливах всех марок допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива.

В связи с растущей дизелизацией автомобильного парка и увеличением потребности автотракторной техники в дизельном топливе остро стоит вопрос о ресурсах для его производства. Существенное расширение ресурсов дизельного топлива может быть достигнуто прежде всего за счет углубления его отбора от нефти с повышением конца кипения на 25…30 °С. Такое топливо получило название дизельного топлива утяжеленного фракционного состава ( УФС ). Разработанное в нашей стране топливо УФС предназначено для обеспечения эксплуатации автотракторной техники в летний период и отличается от топлива Л главным образом более высокими температурами застывания и помутнения. Из-за наличия тяжелых фракций при использовании топлива УФС наблюдается некоторое увеличение его расхода (на 2…3%), повышение нага-рообразования и снижение ресурса работы фильтрующих элементов.

Вторым направлением увеличения ресурсов дизельных топлив является добавление легких бензиновых фракций. Такие топлива называются топливами широкого фракционного состава ( ШФС ). Бензин может добавляться и в утяжеленное дизельное топливо, в этом случае оно получило название топлива расширенного фракционного состава ( РФС ). Топливо РФС содержит до 10% бензиновых фракций прямой перегонки и вторичных процессов, фракционный состав топлива РФС по температуре выкипания 50 и 90% аналогичен топливу УФС , однако в этом случае из-за наличия бензиновых фракций дополнительно лимитируется 10%-ная точка перегонки. Кроме того, топливо РФС имеет более низкие нормы по цетановому числу (42 вместо 45), вязкости и температуре вспышки.

Для быстроходных дизелей наземной и судовой техники производятся дизельные топлива следующих марок ( ГОСТ 305—82): Л — летнее, 3 — зимнее, А — арктическое.’ Основное отличие данных марок заключается в различных низкотемпературных свойствах, вязкости и испаряемости. По содержанию серы топлива делят на два вида: I — с содержанием серы не более 0,2%, II —с содержанием серы от 0,2 до 0,5%.

Дизельное топливо летнее применяется при температуре воздуха 0 °C и выше, зимнее — при температуре от 0 °C до —20 °C, арктическое — при температуре от —50 °C и выше.

Переход с зимних марок топлива на летние осуществляется в период наступившей или ожидаемой по долгосрочному прогнозу устойчивой положительной температуры. Летние марки топлива в южных районах используются всесезонно. В северных и северо-восточных районах в летний период применяется зимнее дизельное топливо, а в зимний — арктическое. При использовании дизельного топлива с содержанием серы более 0,2% необходимо применять моторные масла с большим содержанием щелочных присадок (высокое значение щелочного числа) для предупреждения повышенного износа деталей двигателя продуктами сгорания сернистых соединений.


Таблица 1.
Основные показатели дизельных топлив

Широкая дизелизация автотракторной техники требует значительного увеличения выпуска дизельных топлив. Как известно, сырьевая база дизельных топлив более ограничена по сравнению с сырьевой базой бензинов. Поэтому было бы целесообразным расширить сырьевую базу дизельных топлив за счет выпуска и широкого применения топлива широкого фракционного состава ( ШФС ), представляющего собой 40% тяжелого низкооктанового бензина и 60% дизельного топлива. Это позволит увеличить выход дизельного топлива из нефти с 18—23 до 48—52%.

С целью расширения сырьевой базы дизельных топлив в качестве добавки возможно использование газовых конденсатов. Свойства газовых конденсатов не одинаковы и зависят от компонентного и фракционного состава. Свойства некоторых газовых конденсатов приведены в табл. 28.


Таблица 2.
Свойства газовых конденсатов Средней Азии

Данные газовые конденсаты можно использовать для арктических и зимних марок дизельных топлив. Некоторые газовые конденсаты могут применяться в качестве добавок к бензинам, в зависимости от состава и свойств конденсатов.

Что такое дизельное топливо: состав, производство, характеристики и применение

К самым востребованным нефтепродуктам относится дизельное топливо (ДТ, дизтопливо). Применяется в качестве горючего во многих сферах. Ввиду экономичного расхода по спросу не уступает, а иногда даже превосходит бензин. В связи с этим предлагаем подробнее изучить, что такое дизельное топливо, из чего и как его производят, а также марки и сферы применения.

Состав дизельного топлива

Если рассматривать, из чего делают дизельное топливо, то однозначно можно сказать – из нефти. В составе продукта смесь углеводородов:

Дополнительно дизтопливо может содержать смолы, соединения серы, вода, механические примеси, а также красители (кроме зеленого и голубого) и вещества-метки. Допускается добавление присадок, но не металлосодержащих (не касается антистатических). Конкретный химический состав зависит от ряда факторов:

  • места добычи нефти;
  • температуры перегонки;
  • добавленных присадок, меняющих характеристики и состав.

На что влияет состав дизельного топлива

Содержание углеводородов и других веществ влияет на свойства и особенности применения дизтоплива:

  • Стойкость к низким температурам. Максимальные показатели принадлежат зимнему и арктическому дизтопливу. Чтобы этого добиться, в состав добавляют тяжелые углеводороды.
  • Износ двигателя. Происходит быстрее, если в составе больше нафтеновых углеводородов, смол и других примесей.
  • Испаряемость. Чем больше смолистых примесей, тем хуже испаряется дизтопливо и сложнее происходит воспламенение.
  • Вязкость. Определяет возможность использовать дизтопливо при отрицательной температуре. Чем больше парафиновых углеводородов, тем быстрее кристаллизуется (застывает) топливо: летнее – при -10 °C, а густеет уже при -5 °C. Чтобы снизить температуру застывания, дизель подвергают депарафинизации – очищению от парафинов. Чем их меньше, тем более сильные холода может выдержать нефтепродукт.
  • Цетановое число. Определяет степень воспламеняемости горючего в цилиндре. Чем больше парафинов, тем выше цетановое число и больше показатель воспламеняемости.

Технология производства дизельного топлива

Дизтопливо – это вязкая жидкость цвета, который зависит от количества смол в составе. Оттенок может быть от желтого до светло-коричневого. Горючее получают путем перегонки нефти. Сырье нагревают до нужной температуры, и из него выкипают определенные фракции, не только дизельные.

Газойлевые и керосиновые фракции – то, из чего преимущественно состоит дизельное топливо. Для них характерны высокие температуры кипения – 180-360 °C. Для каждой марки дизтоплива установлены температурные значения выкипания:

  • 50% перегоняется при температуре не выше 280 °C для летней, межсезонной и зимней марки, не выше 255 °C – для арктической;
  • 95% по объему перегоняется при температуре не выше 360 °C для всех марок дизтоплива.

Указанные температуры характеризуют фракционный состав дизельного топлива, установленный п. 5.2 ГОСТ 305-2013. Фракции определяют в соответствии с ГОСТ ISO 3405-2013. Не допускается, чтобы температуре перегонки была ниже 200 °C и выше 360 °C. Знать фракционный состав важно, поскольку это помогает определить, насколько качественно будет сгорать топливо, какой будет токсичность отработанных газов и степень дымности.

Установка для производства дизельного топлива


Установка для производства дизельного топлива

Если говорить о том, как получается дизельное топливо, то можно выделить следующие основные этапы:

  • В ректификационных колоннах нефть делят на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и мазут. Колонны представляют собой аппараты для разделения жидких смесей, компоненты которых кипят при разной температуре.
  • Дизельную фракцию подвергают вторичной переработке, чтобы добиться нужного химического состава и структуры углеводородов. С помощью каталитического (высокотемпературного) или гидрокрекинга горючее очищают от избытка серы.
  • Прямогонные фракции совмещают с теми, что прошли гидроочистку, что позволяет соблюсти требования ГОСТа. В дизельное топливо высокого класса дополнительно вводят депрессорные и антидымные присадки.

Как работают ректификационные колонны


Как работают ректификационные колонны

Здесь нужно сказать, что такое гидродизельное топливо. Оно представляет собой гомогенизированную (однородную) водотопливную эмульсию (ВТЭ), применение которой помогает уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ NO и CO и повысить коэффициент сжигания топлива.

Какие виды дизельного топлива существуют

Дизтопливо классифицируется по сезону, когда его рекомендовано использовать. Разница заключается в максимальной температуре, до которой применение нефтепродукта не приводит к засорению топливной системы из-за кристаллизации. Если говорить о том, какие марки дизельного топлива выпускает наша промышленность, то это будут:

  • Летнее дизельное топливо (Л). Предназначено для использования при температуре от -5 °C и выше.
  • Межсезонное (Е). Используется при температуре окружающего воздуха от -15 °C и выше.
  • Зимнее (З). Рекомендовано для применения при температуре до -25 °C и до -35 °C (в зависимости от реальной температуры фильтруемости, о которой пойдет речь ниже).
  • Арктическое (А). Применяется при температуре от -45 °C и выше, оптимально для использования в суровом климате.

Зимнее дизтопливо можно получить путем добавления в летнее специальных депрессорных присадок, которые снижают температуру застывания и незначительно влияют на температуру предельной фильтруемости. Самый дорогой способ получения арктического топлива – депарафинизация летнего, т. е. очищение от парафинов, выступающих причиной кристаллизации при низкой температуре окружающей среды.

Какие виды дизельного топлива бывают по экологичности:

  • Евро 3. Устаревший стандарт ДТ, бывший актуальным до 2006 года. Сегодня вытеснен с производства, поскольку не удовлетворяет новым требованиям.
  • Евро 4. Все ввозимые в Россию транспортные средства с 2013 года должны соответствовать минимум стандарту Евро 4. Но нужно учитывать, что в ближайшем будущем международное сообщество намерено отказаться и от этого стандарта.
  • Евро 5. Действует с 2009 года, считается обязательным для всех дизельных автомобилей, выпускаемых мировой промышленностью с 2010 года. В России этот стандарт тоже действует как в отношении ввозимого транспорта, так и в отечественном автомобилестроении.
  • Евро 6. Новый стандарт, введенный в Европе с 2015 года. В соответствии с ним были созданы новая схема рециркуляции выхлопов EGR, система селекции газов SCR и сажевые фильтры. За счет этого в выхлопах содержатся только вода и безвредные газы. На территории России стандарт пока не действует.

Дополнительно дизтопливо классифицируется на экологические классы, зависящие от содержания серы:

  • К2 – не более 500 мг/кг;
  • К3 – не более 350 мг/кг (вид I);
  • К4 – не более 50 мг/кг (вид II);
  • К5 – менее 10 мг/кг (вид III).

Основные характеристики дизельного топлива

Теперь ответим на вопрос, чем характеризуется дизельное топливо. К главным параметрам горючего относятся:

  • цетановое число;
  • плотность;
  • вязкость;
  • температура вспышки;
  • массовая доля серы;
  • зольность;
  • кислотность;
  • содержание воды;
  • предельная температура фильтруемости.

Цетановое число

Если для бензина основная характеристика – октановое число, то для дизельного топлива – цетановое. В бензиновом двигателе воспламенение происходит от искры, а в дизеле – от силы сжатия. Оба числа отражают, насколько быстро топливовоздушная смесь воспламеняется в цилиндрах двигателя. По-простому это задержка по времени между поступлением смеси в цилиндры и ее зажиганием от сжатия.

Как цетановое число определяет степень воспламеняемости


Как цетановое число определяет степень воспламеняемости

Плотность

Показатель плотности определяет объем топлива в генераторе. При достаточной плотности горючее способствует большему выделению тепловой энергии. Нормативные значения для дизтоплива при 15 °C составляют не более:

  • 863,4 кг/м3 – для летнего и межсезонного дизтоплива;
  • 843,4 кг/м3 – для зимнего;
  • 833,5 кг/м3 – для арктического.

Кинематическая вязкость

Под вязкостью понимают способность топлива противостоять перемещению одного слоя относительно другого. В технических характеристиках обычно указывается кинематическая вязкость. От нее зависит то, насколько результативным будет распыление топлива. Если вязкость превысит установленную норму, то горючее будет распыляться некачественно. В результате повышается риск преждевременного износа и увеличенного истирания деталей.

Значения вязкости при 20 °C для разных видов дизельного топлива по ГОСТ 305-2013:

Температура вспышки в закрытом тигле

Безопасность использования дизтоплива определяется температурой вспышки. В соответствии с ГОСТ 305-2013 она ограничивается следующими значениями:

  • Для дизелей общего назначения – 40 °C для всех марок дизтоплива.
  • Для тепловозных, судовых и газотурбинных двигателей – 62 °C для летнего и межсезонного дизельного топлива, 40 °C – для зимнего, 35 °C – для арктического.

Массовая доля серы

Содержание серы в разных видах нефтепродуктах сегодня строго нормируется. Это связано с усиленной борьбой за экологию. Сера опасна для окружающей среды, а также приводит к образованию коррозии, повышенному нагару и износу внутренних элементов двигателя и топливной системы.

Массовая доля сернистых соединений ограничивается 2000 мг/кг. Но при производстве дизтоплива нужно учитывать, что при слишком низком уровне серы горючее теряет свои смазочные свойства. В таком случае в состав топлива обязательно добавляются специальные смазывающие присадки.

Зольность

При сгорании топлива образуется зола, содержащая минеральные вещества. Попадая в места между трущимися деталями, она вызывает усиленный износ. Особую опасность представляет кварц, приводящий к абразивному износу прецизионных элементов топливного насоса и форсунок. По этой причине уровень зольности тоже ограничивают. Для дизтоплива она составляет не более 0,01%.

Кислотность

По ГОСТ 305-2013 кислотность KOH на 100 см3 составляет не более 5 мг. Это важно, поскольку кислоты приводят к коррозии деталей двигателя и топливной системы. Подобный процесс вызывают минеральные кислоты и щелочи, используемые при производстве дизтоплива. Их нельзя удалить полностью, поэтому количество подобных веществ ограничивают.

Содержание воды

Вода в составе дизельного топлива содержится во взвешенном состоянии и в виде эмульсии. Капельки заполняют поры хлопчатобумажных фильтров, прекращая доступ топлива к насосу. При снижении температуры до уровня ниже 0 °C вода замерзает, и мелкие кусочки льда тоже забивают фильтры и топливопроводы.

В связи с этим максимальное содержание воды по ГОСТ 305-2013 составляет 200 мг/кг. Превышение этого показателя приводит к тому, что вода отслаивается и собирается в нижней части, поскольку имеет более высокую плотность. Из-за образования водяной пробки в магистрали блокируется работа двигателя.

Предельная температура фильтруемости

Предельная температура фильтруемости определяется в соответствии с ГОСТ 22254-92 и ГОСТ EN 116-2013. По ГОСТ 305-2013 показатель составляет:

  • не выше -5 °C – для летней марки;
  • не выше -15 °C – для межсезонной;
  • не выше -25 °C (по ГОСТ 22254-92) и -35 °C (по ГОСТ EN 116-2013) – для зимней;
  • не выше -45 °C – для арктической.

Как определяют предельную температуру фильтруемости


Как определяют предельную температуру фильтруемости

Для районов с умеренным климатом установлена классификация дизтоплива на сорта с разной предельной температурой фильтруемости:

  • А (+5 °С),
  • B (0 °С),
  • C (-5 °С),
  • D (-10 °С),
  • E (-15 °С),
  • F (-20 °С).

Таким образом, говорят про дизельное топливо сорта F и что это такое, можно сказать, что это горючее с предельной температурой фильтруемости -20 °C. К летним маркам относятся A, B, C, D, к межсезонным – E и F.

Для районов с холодным климатом горючее разделяется на другие классы, различающиеся температурой помутнения и предельной температурой фильтруемости. К зимним маркам относятся классы 0-3, к арктическим – 4.

Читайте также: