Аспекты изучения предложения кратко

Обновлено: 09.07.2024

Аспекты изучения предложения в синтаксисе. Формальная, коммуникативная и смысловая организация простого предложения

Во всех современных синтаксических концепциях предложение понимается как центральный объект синтаксиса. Учение о предложении занимает такое положение в синтаксической теории со времен появления первых синтаксических трудов (в России с конца XVIII – начала XIX века). Но понимание предложения за это время существенно изменилось.

Современную науку отличает взгляд на предложение как на многоаспектное явление, как на комплекс нескольких относительно независимых (хотя и взаимосвязанных) систем. Широкое распространение получило положение о том, что применительно к предложению очевидна необходимость различать конструктивный (формальный) и коммуникативный аспекты. Рассмотренное в первом аспекте предложение автономно и самодостаточно, все его свойства объясняются изнутри. Рассмотренное во втором аспекте предложение выступает не само по себе, а как часть текста, т.е. в том лингвистическом и экстралингвистическом контексте, в котором оно существует. Например, предложение Иван Иванович приехал обладает определенным устройством: оно организуется соединением на основе взаимозависи­мости двух обязательных компонентов - формы именительного падежа существительного и спрягае­мой формы глагола, - каждый из которых обладает потенциальной способностью к распространению (ср.: Наш Иван Иванович вчера приехал из Киева). Для выяснения формальной организации этого предложения нет необходимости анализировать и учитывать еще что-то, кроме самого предложения. Это конструктивный аспект предложения.

Отвечая на каждый из поставленных вопросов, наше предложение определенным образом приспо­сабливается к своему коммуникативному заданию: заключенная в нем вещественная информация преобразуется в актуальную, что достигается опре­деленной иерархизацией смысла предложения и вы­ражается тем, что в предложении закрепляется тот или иной порядок слов и место фразового ударения (интонационного центра). Так, при ответе на первый вопрос актуально содержание глагольного компонен­та предложения и потому обычен такой порядок слов: форма именительного падежа существительно­го - спрягаемая форма глагола (Что слышно об Иване Ивановиче? - Иван Иванович приехал); при ответе на второй вопрос наиболее значимо содержание именного компонента и потому обычен следующий порядок слов: спрягаемая форма глаго­ла - форма именительного падежа существительно­го (Кто приехал? - Приехал Иван Иванович), причем фразовое ударение в обоих случаях на по­следней словоформе в составе предложения; при от­вете на третий вопрос актуальная значимость обоих компонентов одинакова, а порядок слов и место фра­зового ударения те же, что и во втором случае.

Описанное построение предложений свойственно речи экспрессивно и стилистически нейтральной. В экспрессивно окрашенной речи порядок слов может быть обратным, но это обязательно сопровождается переносом фразового ударения на первый компонент предложения: ср.: Что слышно об Иване Иванови­че? - Приехал Иван Иванович; Кто приехал? - Иван Иванович приехал; Что нового? - Иван Иванович приехал.

Коммуникативная организация предложения не­зависима от его формальной организации. Она опре­деляется речевым контекстом, возникающим в этом контексте коммуникативным заданием, в соот­ветствии с которым предложение характеризует тот или иной порядок слов и то или иное место фразово­го ударения. Поэтому одно и то же предложение, обладающее определенной организацией, при функ­ционировании в разных речевых ситуациях с раз­ными коммуникативными заданиями образует несколько коммуникативных единиц, различающихся актуальной информацией, т.е. тем или иным изме­нением их вещественного содержания в соответствии с коммуникативным заданием, а также наличием или отсутствием экспрессивно-стилистической окрас­ки. Эти коммуникативные единицы различаются и по форме: порядком слов и местом фразового ударения. Двухкомпонентное нераспространенное пред­ложение Иван Иванович приехал образует шесть коммуникативных единиц, из которых две омонимичны: 1) Что слышно об Иване Ивановиче? - Иван Иванович приехал; 2) Что слышно об Иване Ивановиче? - Приехал Иван Иванович; 3) Кто приехал? - Приехал Иван Иванович; 4) Кто при­ехал? - Иван Иванович приехал; 5) Что нового? - Приехал Иван Иванович; 6) Что нового? - Иван Иванович приехал.

Каждая пара предложений (1-2, 3-4, 5-6) со­ответствует одному и тому же коммуникативному заданию; нечетное и четное предложения каждой пары отличаются друг от друга только отсутствием или наличием экспрессивно-стилистической окрас­ки. 1-е и 2-е предложения (вместе взятые) отличают­ся от 3-го и 4-го, 5-го и 6-го (равно как и наоборот) тем, что они отвечают на разные вопросы, т.е. реа­лизуют разные коммуникативные задания. При этом для реализации коммуникативного задания 3-го и 5-го - с одной стороны, 4-го и 6-го предложений - с другой, используется один и тот же порядок слов и то же место фразового ударения, так что образующиеся в соответствии с этими коммуникативными заданиями синтаксические построения омонимичны; различие их актуального содержания выясняется только при обращении к речевой ситуации, в кото­рой они употреблены.

Итак, у предложения есть своя формальная ор­ганизация, которая не зависит от окружения пред­ложения в речи: предложение сохраняет свое устройство в любых условиях функционирования. Вместе с тем у предложения есть и коммуника­тивная организация, которая зависит от окружения предложения в речи.

Формальная организация предложения в известных границах определяет его значение, тип ин­формативного содержания - его смысловую ор­ганизацию. Так, в предложениях Иван Иванович приехал (нераспространенное) и Наш Иван Ивано­вич вчера приехал из Киева (распространенное), не­смотря на различие в объеме информации, содер­жится одно и то же обобщенное значение: действова­телю (агенсу) приписывается активное целенаправ­ленное действие. На формирование этого значения влияет формальная организация предложения: со­единение в его составе именно данных форм - формы именительного падежа существительного со спрягаемой формой глагола действительного залога.

Связь смысловой организации предложения с формальной осложнена тем, что в смысловой орга­низации активно участвует лексическое наполнение предложения. Так, в нашем примере значение аген­са у подлежащего и активного целенаправленного действия у сказуемого поддерживается лексическим наполнением: существительное обозначает лицо, глагол - сознательное действие (ср. другое значение у предложений с той же формальной организацией, но принципиально иным лексическим наполнением: Идёт дождь; Пришла трудная пора).

Сложность соотношения между смысловой орга­низацией предложения и другими его сторонами да­ет основание выделить смысловую организацию как особую сторону устройства предложения.

Таким образом, предложение - явление слож­ное; организация его имеет три стороны: формаль­ную, смысловую и коммуникативную. Каждая из этих сторон организации предложения составляет особый объект синтаксиса как науки.

В 20-40-е годы нашего века в трудах ученых-славистов нача­лось выделение формальной и коммуникативной организации предложения как особых объектов изучения. Наибольшее развитие учение о предложении как коммуникативной единице получило в пражской лингвистической школе, прежде всего у чешского сла­виста В. Матезиуса, которого справедливо считают создателем коммуникативного, или актуального, синтаксиса. Позднее как особый научный объект была выделена смысловая организация предложения.

Разные стороны организации предложения отно­сительно автономны и потому могут быть асиммет­ричны. Их асимметрия применительно к отдельным предложениям проявляется в разных видах несоот­ветствия их членения в плане формальной, смысло­вой и коммуникативной организации. Укажем неко­торые ее проявления.

Предложения Все почувствовали усталость; Детьми овладела скука; Меня охватил страх и по­добные формально трехкомпонентны, а в смысловом плане двухкомпонентны: в них сообщается об опре­деленном состоянии субъекта (ср. возможность пере­дать это содержание формально двухкомпонентными предложениями: Все устали; Дети заскучали; Я испугался).

Одни и те же словоформы могут играть суще­ственно различные роли в разных сторонах органи­зации предложения. Так, в приведенных примерах сказуемое, являющееся центром формальной органи­зации предложения, само по себе не составляет от­дельного компонента его смысловой организации, а функционирует лишь как часть комплексного обо­значения состояния.

Применительно к языковой системе асимметрич­ность построения предложения проявляется в том, что, с одной стороны, предложения одних и тех же формальных классов бывают неоднородны по смыс­ловой организации (ср.: Иван Иванович приехал. - Дождь идёт; Все почувствовали усталость. - Студенты пишут курсовые работы), а с другой - один и тот же тип смысловой организации имеют предложения разных формальных классов, способ­ные передавать одно и то же содержание (ср.: Ему грустно. - Он грустен. - Он грустит. - Он в грусти).

В системе языка существует тенденция к сим­метрии между разными сторонами организации предложения, и потому их симметричное соотношение является преобладающим, но явления асиммет­рии не только принципиально возможны, но и пред­ставлены в речи достаточно часто.

Усложнение понимания предложения привело к развитию новых подходов к его изучению. Наряду с грамматической структурой началось и изучение семантической структуры предложения (его типичных значений, "глубинного смысла"). При выделении разных аспектов изучения предложения особенно существенным представляются коммуникативно-синтаксический и конструктивно-синтаксический аспекты.

При коммуникативно-синтаксическом подходе предложение рассматривается как функционирующая единица, используемая в процессе общения. Для говорящего и слушающего важно правильно выявить и воспринять основное в предложении, то, ради чего оно создается. Но правильное восприятие главного, основного в предложении определяется не только строением предложения, а и окружающим текстом, т. е. тем, что было сказано раньше, и всей обстановкой, ситуацией общения

Семантический аспект: семантическая структура предложения (пропозиция, модус и диктум).

Содержание конкретных предложений может быть обобщено и представлено в виде семантической структуры, которая отражает объективную структуру ситуации, т.е. события. Модель ситуации, отражаемая в предложении, называется пропозицией. Пропозиция, или диктум, - это объективно сообщаемое. Модус - это та часть значения предложения, которая выражает отношение говорящего к сообщаемому, т.е. к пропозиции. Например: Я хочу, чтобы лето не кончалось; Я полагаю, собираюсь, намереваюсь и т.п. Другими словами, модус - это субъективное начало в значении предложения, идущее от "я" говорящего.

Коммуникативный аспект: актуальное членение предложения (тема и рема) и способы актуализации коммуникативного центра высказывания.

Синтаксический разбор простого предложения. Правила

1. Найдите грамматическую основу предложения; установите,

что оно простое.

2. Назовите тип предложения

по цели высказывания

( повествовательное, вопросительное или побудительное );

по интонации ( восклицательное или невосклицательное );

по наличию второстепенных членов

( распространённое или нераспространённое ).

3. Укажите, если в предложении есть однородные члены, обращения.

4. Разберите предложение по членам.

Вечером я зашла в магазин и купила книгу.

(Повеств., невоскл., распр., с однородными сказуемыми.)

Конструктивно-синтаксический аспект

Актуальное членение предложения раскрывает особенности предложения как речевой единицы. Но предложение не только речевая, а и языковая единица (см. с. 56). Отсюда необходимость выявить принципы устройства этой единицы, т. е. принципы ее структурной организации. Это и составляет задачу конструктивно-синтаксического аспекта изучения предложения.

Понятие о простом предложении и его видах

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные,когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое: Белеетпарусодинокий в тумане моря голубом!(Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член. Например: Сижуза решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными.Распространеннымназывается предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: сладкапечаль моя ! (Бунин). Нераспространеннымсчитается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста,безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полныхпредложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы(Л. Толстой), а в неполныхотсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, азимою телегу(пословица); Чаю? — Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.

Предложение может выражать мысль-вопрос, мысль-побуждение и иметь эмоциональную окрашенность. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:

  • Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии:
    • Повествовательное утвердительное — содержит утверждение: Я выйду на улицу часов в одиннадцать.
    • Повествовательное отрицательное — содержит отрицание: Я не буду долго собираться.
    • Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?
    • Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)
    • Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

    Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

      • Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?
      • Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

      Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.

      Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным.

      Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе — односоставным.

      Односоставные предложения делятся на следующие типы:

      Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным. Неполным предложением является предложение, в котором отсутствуют формально необходимые главные или второстепенные члены предложения, значение которых ясно из контекста или ситуации [5] . Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? — Очень я тебя любила. — И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

      Типы неполных предложений:

      • Контекстуально-неполные — отсутствует член предложения, названный в предшествующем тексте [6] : Правда правдой остается, а молва себе молвой.
      • Ситуативно-неполные — в которых не назван член, ясный по ситуации [6] : Я надену это синее. Вам с лимоном или с вареньем?

      Выделите из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

      I. Начальная форма словосочетания (по начальной форме стержневого слова).

      II. Синтаксические отношения между словами (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, восполняющие, комплексные).

      III. Структурный тип и структурная схема (способ выражения стержневого и зависимого слова).

      IV. Тип по спаянности компонентов (свободное/несвободное: синтаксически несвободное, фразеологически связанное).

      V. Вид и разновидности подчинительной связи:

      1) вид связи: согласование, управление, примыкание;

      2) способ выражения зависимого слова;

      3) способ выражения стержневого слова;

      4) степень связи: сильная, слабая;

      5) средства связи: предлоги, союзы, форма зависимого слова, интонация;

      6) порядок компонентов: прямой, обратный.

      2. Формальная, коммуникативная и смысловая организация предложения:

      А) формальная организация предложения;

      Б) смысловая организация предложения;

      5. Грамматические средства выражения предикативности:

      Предложение соотносительно с логическим суждением, но не тождественно ему. Каждое суждение выражается в форме предложения, но не каждое предложение является суждением.

      Понятие предложения в академических грамматиках и в вузовских учебниках

      Учение о предложении занимает такое положение в синтаксической теории уже давно, со времени появления-первых теоретических синтаксических трудов (в России с конца XVIII — начала XIX вв.). Но понимание предложения за это время существенно изменилось.

      История русского синтаксиса знает несколько теорий предложения.

      1) Определение предложения через логику.

      Представителем этого направления был Фёдор Иванович Буслаев. Он определял предложение как суждение, выраженное словами. Он считал, что все логические связи и категории находят свое отражение вязыке.

      2) Определение предложения в психологическом плане.

      Представитель второго направления Александр Афанасьевич Потебня отвергал представление о предложении как об эквиваленте логического суждения и утверждал, что предложение есть выражение в словах психологического суждения. Основным признаком предложения А.А.Потебня считал наличие внем глагола в личной форме.

      3) Формально-грамматический аспект изучения предложения.

      Основоположник его Филипп Фёдорович Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания.

      Предикативность как основное грамматическое значение предложения

      Соотношение разных сторон устройства предложения




      В) коммуникативная организация предложения.

      Предложение как основная единица синтаксиса. Аспекты изучения предложения

      План

      Предложение как основная синтаксическая единица. Аспекты изучения предложения

      Лекции 6-8

      Схема анализа словосочетания

      Выделите из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

      I. Начальная форма словосочетания (по начальной форме стержневого слова).

      II. Синтаксические отношения между словами (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, восполняющие, комплексные).

      III. Структурный тип и структурная схема (способ выражения стержневого и зависимого слова).

      IV. Тип по спаянности компонентов (свободное/несвободное: синтаксически несвободное, фразеологически связанное).

      V. Вид и разновидности подчинительной связи:

      1) вид связи: согласование, управление, примыкание;

      2) способ выражения зависимого слова;

      3) способ выражения стержневого слова;

      4) степень связи: сильная, слабая;

      5) средства связи: предлоги, союзы, форма зависимого слова, интонация;

      6) порядок компонентов: прямой, обратный.

      2. Формальная, коммуникативная и смысловая организация предложения:

      А) формальная организация предложения;

      Б) смысловая организация предложения;

      5. Грамматические средства выражения предикативности:

      Предложение соотносительно с логическим суждением, но не тождественно ему. Каждое суждение выражается в форме предложения, но не каждое предложение является суждением.

      Понятие предложения в академических грамматиках и в вузовских учебниках

      Учение о предложении занимает такое положение в синтаксической теории уже давно, со времени появления-первых теоретических синтаксических трудов (в России с конца XVIII — начала XIX вв.). Но понимание предложения за это время существенно изменилось.

      История русского синтаксиса знает несколько теорий предложения.

      1) Определение предложения через логику.

      Представителем этого направления был Фёдор Иванович Буслаев. Он определял предложение как суждение, выраженное словами. Он считал, что все логические связи и категории находят свое отражение вязыке.

      2) Определение предложения в психологическом плане.

      Представитель второго направления Александр Афанасьевич Потебня отвергал представление о предложении как об эквиваленте логического суждения и утверждал, что предложение есть выражение в словах психологического суждения. Основным признаком предложения А.А.Потебня считал наличие внем глагола в личной форме.

      3) Формально-грамматический аспект изучения предложения.

      Основоположник его Филипп Фёдорович Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания.

      Предложение формируется под влиянием языковой личности, которая определяет содержание и структуру, отбирает языковой материал, интерпретирует теоретические положения в соответствии с целями и задачами описания. Происходит синтезирование аспектных характеристик в процессе формирования предложения. Выбор аспектов исследования, несомненно, зависит от целей и задач самого исследования, а также от свойств изучаемого объекта. Для полипредикативных сложных предложений характерна полипропозитивность, т.е. способность отражать несколько событий. Описываемые факты действительности, преломляемые в нашем сознании, находят выражение в определенных языковых единицах, в том числе и в ПСП. Появляются новые задачи их изучения, а с ними и новые подходы, новые направления, новые концепции, дополняющие друг друга. У каждого направления формируется своя система понятий, терминов.

      Наряду с интеграцией аспектов исследования имеет место и их дифференциация, позволяющая более глубоко изучить предложения, но в то же время обнаруживающая ограниченность одноаспектного подхода к исследованию объекта. Для получения максимальных результатов необходимо грамотно сочетать дифференцированное и интегрированное изучение предложения, так как только комплексное исследование дает наиболее эффективные результаты, позволяет выявить существенные признаки предложения в их взаимосвязи.

      Для русского традиционного синтаксиса характерно многоаспектное изучение предложения как высшей синтаксической диницы. Но совершенно очевидно, что для любого описания редложения базовыми являются взаимосвязанные структурный семантический аспекты.

      Со структурно-семантическим аспектом связан логический, так как обусловливает выявление структурных и семантических свойств предложения, количество и характер компонентов структурной схемы предложения – носителей языковой семантики. По мнению В.Г. Адмони, в основе всех аспектов лежит логико-грамматическое членение предложения, в наименьшей мере зависящее от условий контекста и ситуации 1 .

      Коммуникативный аспект предложения имеет особое значение. Предложение формируется в процессе акта коммуникации. Мысль облекается в форму, создается структура предложения.

      Структурные признаки предложения создают основу для выявления и описания семантических, коммуникативных и текстообразующих потенций.

      Сочетание структурного, семантического и коммуникативного аспектов способствует всестороннему анализу предложения, которое непосредственно участвует в формировании текста, обладает текстообразующей функцией, а поэтому его необходимо изучать и в текстовом аспекте.

      Читайте также: