Армин молер консервативная революция в германии 1918 1932 кратко

Обновлено: 05.07.2024

УДК 930:94 (430).085 ББК 66.1(0)

© А. В. Васильченко, перевод с немецкого, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

А. В. Васильченко, кандидат исторических наук

Если научная работа на протяжении пятидесяти лет, претерпев пять изданий, до сих пор остается актуальной, это уже само по себе весьма примечательно. Во времена, когда публикации недолговечны, а у академических проектов имеется четкая конъюнктура, подобные явления являются приятными исключениями из общих правил. Не хочу сказать, что автор использовал сведения, которые не устарели до сегодняшнего дня и не нуждаются в дополнении. Но у неисчезающего спроса на эту работу есть собственные причины.

этого не в последнюю очередь кроется в том, что для второго издания в 1972 году была заново переработана библиография, которая в очередной раз была расширена для третьего издания в 1989 году, но даже в данном случае автор не видел в этом возможно допустимое раскрытие темы. Я решился на новое издание, чтобы поделиться с заинтересованными читателями заново собранными материалом.

Эта книга сопровождала меня на протяжении всей моей зрелой жизни. Можно сказать, что я оказался в пожизненном плену у темы своего диссертационного исследования. У этого были не только интеллектуальные причины, но и политические основания, хотя было бы правильнее сказать — мировоззренческие предпосылки. Я никогда не делал тайны из того, что в своей работе не только хотел содействовать познанию и постижению этого исторического феномена. Речь шла о том, чтобы способствовать усвоению всего богатого духовного наследия правых интеллектуалов. Мне кажется, что до сих пор никто не смог опровергнуть, что Консервативная революция и по сей день остается самой актуальной формой консерватизма. Несмотря на то, что интерес к этой работе по-прежнему велик, поскольку она была доступна для студентов в виде сокращенной брошюры, к моему великому сожалению Немецкое издательское общество после выхода четвертого тиража книги изъяло ее из своей программы. Поэтому весьма отрадно, что издательство Леопольда Штекера (Грац) озаботилось этим вопросом, и в будущем будет заниматься моей книгой.

Армии Молер

В то же самое время двойственный характер этой работы: научный и одновременно ангажированный — предопределил методы её последующих переработок. Часть материала должна была расширяться и по возможности улучшаться. Но в то же самое время речи не могло быть о том, чтобы изменить идейное содержание книги — это было бы одной из тех уловок, которые автор порицал у других и не мог позволить себе самому. Поэтому те места, в которых автор предпринимает не-

Мюнхен, 5 сентября 1971 года Армии Молер

те силы не могут быт олицетворением того, что с нетерпением ожидалось с окончанием XIX века.

Поскольку речь идет лишь о первом подходе к материалу, автор посчитал делом научной чести оставить каркасную структуру 2 . В итоге в данной книге можно обнаружить не только результаты и выводы, но также легко выявить пути, следуя которым автор пришел к этим заключениям. Конечно же, от этого пострадает литературная цельность работы, но это — та жертва, которую стоит принести во имя предмета исследования 3 .

1 января 1950 года.

Армии Молер.

1. ПРОБЛЕМАТИКА

1.4. Ответственность за национал-социализм

До XIX века на Западе христианство было тем средоточием, которое определяло любую интеллектуальную деятельность. Даже самые жесткие противники христианства в своих построениях ориентировались на заданное им с самого начала направление. Различные сферы реальности многообразные авторы подвергали исследованиям, стремились их постичь, а мышление, чувства и желания в ходе этого процесса не перетекали друг в друга, как это происходит сегодня. Например, философия знала, какие области были доступны для познания и при помощи каких средств. Также она знала, что должна была отдать на откуп теологии или другим предметам. Подобное разделение сфер деятельности сопровождалось дискуссией, которая велась с прошлым: каждый философ должен был быть противником прежних построений, созданных его предшественниками, он критически оценивал каждое понятие, что означало поступательное, ступенчатое развитие.

Однако в течение XIX века происходит стремительное отвержение христианства. Оно ещё остается в политической реальности, но это весьма инертная реальность. В то же самое время оно утратило положение в пространстве, где принимаются принципиальные решения, и не смогло вернуть его даже через мощные всплески предания и попытки возрождения (неотомизм и диалектическая теология) — христианство рассматривалось лишь как одно из воззрений. Этот процесс разложения ускоряется благодаря распаду античного наследия, которое способствовало на протяжении веков развитию христианских форм. Таким образом, элементы прежнего воззрения продолжают своё существование, однако они обособлены, а место, отведенное под средоточие духовной жизни, пребывает в хаосе. Старый уклад Запада как созданный через единение античности, христианства и новых исторических импульсов, приданных великим переселением народов, терпит крушение. Однако новое единение, новая спайка ещё не была ясно обозначена.

1.8. Нехудожественная литература

1.9. Характер изменений

2. МАТЕРИАЛ

Представители одного фланга полагали, что могли бы добиться своих целей в рамках второй империи, следуя путем реформ. Они пытаются цепляться за политическое детище Бисмарка, пока то окончательно не рухнуло. Другой фланг пытался ускорить свершение этого приговора. Для представителей этого лагеря империя Вильгельма II — это не первый шаг на пути преобразований, а принципиально ошибочный шаг. Они полагают, что цели можно достигнуть, начав решительно и бесцеремонно всё с начала.

Подобной раздробленности способствует ряд обстоятельств, которые в итоге привели к возникновению двух направлений антисемитизма. Более аристократичное воплотилось в фигуре Макса Либермана фон Зон-ненберга, который использовал антисемитизм для того, чтобы привлечь массы к старой консервативной партии. А было также более демократичное направление, выросшее снизу. Последнее находило своих приверженцев, прежде всего в среде сельских и мелких городских предпринимателей, которые оказывались стиснутыми между пролетариатом и крупной индустриальной буржуазией. В евреях эти люди видели причину упадка, тем самым идентифицируя себя с общественными слоями, пребывавшими в бедственном положении.

2.3. Война

люди. В первую очередь это касается павших на войнах; став незримо присутствующими мучениками, они превращаются в образцы для поведения и поступков.

Подобный подход — это не просто выступление против вильгельмизма. Это отношение, ставящее под сомнение любые достижения, а также выявленная тоска по Возрождению через изведение.

2.4. Веймарская республика

В задачи этой книги не входит исследование бессилия Веймарской республики. Отметим лишь, что она не воспринимается всерьез её консервативнореволюционными противниками, при всём том, что они её активно атакуют. Характерно, что Веймарское государство воспринимается некоторыми консервативными революционерами в качестве последнего отрога вильгельмизма.

2.5. Новый революционный тип

Первые пять лет в истории Веймарской республики были временем гражданской войны. Новое слабое республиканское государство вооруженным путем восемнадцать раз пытались свергнуть левые силы (самые важные выступления: Союз Спартака в 1919 году,

При этом слабость государства предопределила тактику его выживания — оно сталкивает между собой противников. Таким образом, дело доходит до фарса. Например, формально социалистическое правительство во время Капповского путча, организованного правыми активистами, санкционирует всеобщую забастовку. Однако затем для подавления забастовок в Руре, участники которых симпатизировали коммунистам, за отсутствием собственных боеспособных частей использует военизированные формирования, которые открыто симпатизировали правым путчистам.

Гражданско-буржуазная субстанция, которая могла выступать опорой Веймарской республики, в последующие годы медленно, но неуклонно изнашивается, дробится и разлагается. При этом даже не самой важной предпосылкой было то, что в результате инфляции оказались разорены средние слои. Если бюргера лишить его прошлого уровня жизни, он в душе останется бюргером, то есть воспользуется первой же возможностью, чтобы восстановить его прошлое состояние. Это всего лишь потеря позиции в привычной иерархии, что может быть в любое время исправлено благодаря изменению экономической ситуации в стране. Сама же иерархия при этом остается неприкосновенной.

Вокруг этого костяка собираются способные носить оружие люди; они готовы начать боевые действия, которые по своему характеру весьма запутаны и представляют нечто среднее между национальной войной и гражданской войной.

2.6. Черный рейхсвер и суды Фемы

Размежевание консервативных революционеров и старо-консерваторов происходит, прежде всего, после провала капповского путча. Попытка путча, связанная с именем генерального земельного директора Вольфганга Каппа, проходила с 13 по 17 марта в Берлине. Именно в силу своей образцовой неудачи она делает очевидными давно уже напрашивавшиеся решения. Данная попытка вооруженного переворота наглядно продемонстрировала, что нет никакой возможности вернуть к жизни немецкое государство довоенного образца. Еще до своего крушения вторая империя прогнулась изнутри. Это также вынесло окончательный приговор монархии. Принимавшие участие в этой авантюре консервативно-революционные группы отныне проводят четкую границу между собой и монархически ориентированными старыми консерваторами. После капповсокого путча монархизм будет в немецком политическом каталоге всего лишь романтической моделью, не подающих никаких признаков жизни. Если однажды монархия рухнула, то она просто не могла быть учреждена вновь как другая форма господства.

В целом политические убийства в эти годы были едва ли не главным средством борьбы, к которому прибегали противники республики. Убийства видных политиков Эрцбергера (1921 год) и Ратенау (1922 год), совершенные молодыми офицерами, были ярко выраженными анти-республиканскими актами. Но другие акции, предпринятые правыми активистами — убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург (1919 год) и Курта Эйснера (1919 год) — были встречены возмущением с левой стороны.

События, которые проложили путь национал-социализму, находятся по ту сторону Веймарской республики. Как окончательно сформировавшееся явление он может быть идентифицирован лишь несколько лет спустя после событий 30 июня 1934 года. До этого момента он — лишь узелок возможностей, причем, возможностей, которыми могли воспользоваться разные политические группы. Тот, кто упрощает ситуацию, низводит её до примитивных пропагандистских моделей национал-социалистов или их противников, не может постигнуть суть событий 1933 и 1934 годов. В отличие от коммунизма у национал-социализма нет четких очертаний (они не появились вплоть до его заката), которые могли бы трактоваться как четко определенные, совершенно недвусмысленно трактующиеся догмы.

До того момента, когда в ноябре 1923 года Гитлер предпринял попытку путча, НСДАП была только одной из многочисленных группировок. Эта партия была всего лишь инициатором вооруженного переворота. Она уже испортила отношения с большинством других участвующих в процессе сил, что привело к символьному развенчанию Гитлера и Людендорфа. На время пребывания Гитлера в тюрьме партия еще пыталась наладить контакты с другими группировками и организовать сотрудничество. Однако всё это заканчивается в декабре 1924 года, когда Гитлер выходит на свободу. Отныне НСДАП идет собственным путем. Это становится отчетливым очень рано, когда партия отказалась делить с кем-либо власть; все её попутчики могут быть лишь подчиненными, но не равноправными партнерами.

На выборах в рейхстаг, прошедших в сентябре 1930 года, НСДАП добивается при минимальном росте партийных рядов настолько выгодного положения, что может в корне изменить отношение к себе. Именно по этим причинам у многих консервативнореволюционных устремлений в отношении НСДАП был личный, почти частный характер (это не касается ценности данных личностных решений). Действительно, не хватает решительного разграничения с точки зрения высших идеалов, что стало бы обязательным для всех. Вместо этого происходит длинная цепь отдельных потрясений, которая тянется от 9 ноября 1923 года до 20 июля 1944 года.

30 января 1933 года национал-социалисты начинают захват государственной власти, который завершился, когда в августе 1934 года ушел из жизни президент Гинденбург. И отнюдь не случайно генерал Шляйхер стал жертвой во время событий 30 июня 1934 года, когда национал-социализм характерным для него кровавым способом решил зачистить собственный лагерь от неугодных элементов.

2.9. Объективные возможности классификации

А. В. Васильченко, кандидат исторических наук

Если научная работа на протяжении пятидесяти лет, претерпев пять изданий, до сих пор остается актуальной, это уже само по себе весьма примечательно. Во времена, когда публикации недолговечны, а у академических проектов имеется четкая конъюнктура, подобные явления являются приятными исключениями из общих правил. Не хочу сказать, что автор использовал сведения, которые не устарели до сегодняшнего дня и не нуждаются в дополнении. Но у неисчезающего спроса на эту работу есть собственные причины.

этого не в последнюю очередь кроется в том, что для второго издания в 1972 году была заново переработана библиография, которая в очередной раз была расширена для третьего издания в 1989 году, но даже в данном случае автор не видел в этом возможно допустимое раскрытие темы. Я решился на новое издание, чтобы поделиться с заинтересованными читателями заново собранными материалом.

Эта книга сопровождала меня на протяжении всей моей зрелой жизни. Можно сказать, что я оказался в пожизненном плену у темы своего диссертационного исследования. У этого были не только интеллектуальные причины, но и политические основания, хотя было бы правильнее сказать — мировоззренческие предпосылки. Я никогда не делал тайны из того, что в своей работе не только хотел содействовать познанию и постижению этого исторического феномена. Речь шла о том, чтобы способствовать усвоению всего богатого духовного наследия правых интеллектуалов. Мне кажется, что до сих пор никто не смог опровергнуть, что Консервативная революция и по сей день остается самой актуальной формой консерватизма. Несмотря на то, что интерес к этой работе по-прежнему велик, поскольку она была доступна для студентов в виде сокращенной брошюры, к моему великому сожалению Немецкое издательское общество после выхода четвертого тиража книги изъяло ее из своей программы. Поэтому весьма отрадно, что издательство Леопольда Штекера (Грац) озаботилось этим вопросом, и в будущем будет заниматься моей книгой.

В то же самое время двойственный характер этой работы: научный и одновременно ангажированный — предопределил методы её последующих переработок. Часть материала должна была расширяться и по возможности улучшаться. Но в то же самое время речи не могло быть о том, чтобы изменить идейное содержание книги — это было бы одной из тех уловок, которые автор порицал у других и не мог позволить себе самому. Поэтому те места, в которых автор предпринимает не-

Армин Молер (1920—2003) — швейцарский философ, политолог и публицист, один из ведущих мыслителей движения новых правых.

Армин Молер

Консервативная революция в Германии, 1918—1932[1]

Сопоставление несопоставимого?

Подбирая для пяти групп названия, мы старались придерживаться истории. Эти термины не являются нашим изобретением — мы применяем обозначения, употреблявшиеся в ту эпоху, о которой говорим, несколько расширяя их смысл — до уровня совокупного наименования целой группы. Поскольку принципом выбора названий не была какая-то единая сквозная теория, обозначения пяти групп расположены как бы на разном уровне. У них, однако, есть то преимущество, что они приносят с собой некоторый особый исторический аромат.

Начать с движения фёлькиш можно даже в силу его мировоззрения. Ибо, как бы различны ни были авторы этой группы, их объединяет то, что чарующий их образ истории относится ко временам, намного более древним, нежели тот, на который ориентированы все прочие группы. Фёлькиш взывают непосредственно к самим истокам.

Странные новообразования возникали, главным образом, благодаря полнейшей свободе в создании производных слов. Автодидактическое этимологизирование является важнейшим вспомогательным средством, которое фёлькиш стараются использовать в качестве перекидного мостика между историей и истоками, заполняя тем самым никем не занятое пространство. С помощью этого мостика один из авторов пытается доказать, что все романские языки являются лишь немецкими диалектами[9], тогда как другой автор с его же помощью выводит немецкие племена из двенадцати племен израильских[10].

Один из авторов изображает ветхозаветное представление о рае как украденный элемент исконно германской традиции, перенося подлинный рай в Мекленбург. Все это изображается на карте, где Иордан втекает в Эльбу, а остров Рюген вместе с Узедомом и Воллином оказываются островами Блаженных[11]. Напротив, другой автор доказывает, что Асгард и Мидгард находились на Рейне, где-то между Руром и Вуппером[12].

Но как обстоит дело с построением запутанных систем, в котором постоянно упрекали фёлькиш все прочие группы? То, что в таких туманных системах недостатка не было, показывают уже хотя бы те немногие примеры, которые приводились в этом отрывке[19]. У этих устремленных к истоку авторов пропасть между ними самими и их целью была неизмеримо больше, чем у авторов любой из остальных групп. Оттого еще большим становился вакуум, в котором развязная игра воображения разворачивалась беспрепятственно и по собственным законам.

Однако все эти черты, придающие движению фёлькиш несколько гротескный характер, не должны нас соблазнять и побуждать к недооценке разворачивающихся в нем духовных процессов. То, что массы в значительной степени вышли из-под влияния церкви, уже стало фактом естественным и разумеющимся. Однако то, что в самом сердце Европы неожиданно возникли религиозные общины со значительным числом приверженцев, находящихся вне доминирующих конфессий, — это один из удивительных признаков междуцарствия[20], в котором все мы сейчас пребываем.

Действительности мало соответствует такой подход к фёлькиш, при котором все это движение пытаются рассматривать как плод разгоряченной фантазии странноватых профессорских умов. Конечно же, именно профессора, вместе с их помощниками, а также учителями высших и сельских школ, и составляют основную часть адептов фёлькиш-религии. Однако их в высшей степени бумажные порождения никогда бы не возымели такого успеха, если бы почва к тому уже не была подготовлена.

Один из католических наблюдателей за попытками создать фёлькиш-религию, францисканский священник Эрхард Шлунд, высказался по этому поводу очень осторожно:

Перевод с немецкого Андрея Кондратьева

[8] Например Фридрих Меркеншлагер или до него — Артур Меллер ван ден Брук.

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРОБЛЕМАТИКА

1.4. Ответственность за национал-социализм

1.8. Нехудожественная литература

1.9. Характер изменений

2. МАТЕРИАЛ

2.3. Война

2.4. Веймарская республика

2.5. Новый революционный тип

2.6. Черный рейхсвер и суды Фемы

2.9. Объективные возможности классификации

2.10. Возможности классификации в рамках идеологии

3. ОБРАЗЦЫ

3.2. Линия и шар

3.3. Ницше и междуцарствие

3.5. Нигилизм

3.8. От возвращения к политике

3.9. Консервативный — реакционный — революционный

3.10. Отношение к христианству

3.11. Расщепление и напряженность

3.13. Парадоксальность консервативной теории

4. ПЯТЬ ГРУПП

4.1. Соединение несовместимого

4.5. Восток

4.6. От народа к движению

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

1. Schwierskolt H.-J. Arthur Moeller van der Brück und der revolutionäre Nationalismus in der Weimarer Republik. Gott.–В.–Fr./M., 1962;

2. Somheimer K. Der Tatkreis. – Von Weimar zu Hitler 1930–1933, hrsg. von G.Jasper, Köln–Berlin, 1968;

3. Klemperer K. von. Germany’s New Conservatism. Its History and Dilemma in the Twentieth Century. Princeton–New Jersey, 2 ed. 1968;

4. Konservatismus – Eine deutsche Bilanz. Münch., 1971;

5. Göldel D. Moeller van der Brück (1876–1925). Un nationaliste contre la revolution. Fr./M.– Bern, 1984;

6. Greiffenhagen M. Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland. Fr/M., 1986;

7. Kondylis P. Konservatismus. Geschichticher Gehalt und Untergang. Klett – Cotta – Stuttg., 1986;

8. Lenk K. Deutscher Konservatismus. Fr/M.–Y., 1989;

9. Breuer S. Anatomie der konservativen Revolution. Darmstadt, 1993.

Читайте также: