Аристотель о государстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Великий философ древней Греции, мыслитель и энциклопедист Аристотель является основоположником логики и политической науки.

Он был рожден в Стагире (Фракия), его отцом был придворный врач македонского царя Аминты III. В возрасте 17 лет Аристотель поступает в академию Платона. Там он сначала обучается, а потом преподает. В общей сложности в стенах этого учебного заведения он проводит около 20 лет.

После того как умер Платон Аристотель странствует по разным местам своей страны. В конце 340-х гг. ему поступило приглашение от македонского царя Филиппа с просьбой стать воспитателем его сына, который в будущем стал Александром Македонским. В возрасте 50 лет Аристотель вернулся в Афины и открыл собственную философскую школу – Ликей (Лицей), в котором преподает до конца жизни.

Политико-правовое учение не являлось самостоятельной формой знания. Оно представляло собой составную часть его философии, прежде всего, этики. Аристотель отверг наивный идеализм, который рассматривался его учителем Платоном в учении о мире идей и вещей. Он выделил 4 базовых начала мира:

Понятие политической доктрины Аристотеля

Политическая доктрина Аристотеля — это целостное учение о политике, включая ее содержание и назначение в обществе. Он определял политику в качестве области объединения всех граждан в сообщество в качестве цивилизованной формы общности. Их цель состояла не в благе одного человека, а в народном и государственном благе.

Государство состоит из граждан, являющихся его основными элементами. Граждане это те, кто принимает участие в суде, в управлении. По Аристотелю они несут военную службу и служат богам. По этой причине в число граждан в то время не включали рабов и варваров, не развитых духовно и не способных к политическому общению.

Воззрения Аристотеля отличались от позиции Платона. Первый относил к возникновению государства положение, что оно является продуктом естественного развития. Человек — политическое существо, он формирует для общения соответствующие формы совместной жизни.

Первая форма такого общежития представлена семьей, где существовали отношения 3 типов:

  • господские (власть домовладыки);
  • супружеские (власть мужа над женой);
  • родительские (власть отца над детьми).

По мере того, как растут потребности и совершенствуется обмен несколько семей формируют селение. Несколько селений составляют государство. Можно сказать, что Аристотель перенес отношения патриархальной семьи на государство. Он определял государственную власть как продолжение власти главы. На этой основе была создана патриархальная теория государства.

Особенности политической доктрины

  • количественная (количество правящих: один, меньшинство, большинство);
  • качественная, включая цели правления;
  • имущественная (власть, принадлежащая бедным или богатым).

По первым двум критериям можно выделить 3 правильные формы:

  • монархия (власть царя);
  • аристократия;
  • политик.

Существуют и 3 неправильные формы:

  • тирания;
  • олигархия;
  • демократия.

Третий критерий привел всю совокупность форм правления к двум: олигархия (власть принадлежит богатым) и демократия (власть принадлежит неимущим). Аристотель сформулировал различия этих 2 форм. Он считал, что демократия представляет собой такой строй, при котором большинство свободных и неимущих обладают верховной властью. Олигархия же представлена таким строем, в котором власть находится в руках благородных и богатых людей, которые составляют меньшинство.

Аристотель полагал, что государство представляет собой самую совершенную форму жизни. Оно предназначено для службы общему благу, являясь воплощением справедливости. Тем не менее, философ не все существующие формы рассматривал в качестве способных в равной степени справедливо распределять блага в соответствии с достоинством людей. Возможность для всякого человека благоденствовать и быть счастливым обеспечивается только правильными формами.

Более предпочтительной формой является аристократия. Здесь власть находится в руках немногих лиц, которые обладают личным достоинством. Аристократическая форма предусмотрена при наличии 2 условий только там, где народ ценит личное достоинство, при этом оно присуще благородным.

В отличие от Платона, который описал идеальный строй, возможный лишь в прошлом (золотом веке), Аристотель стал прагматиком. Он основывался на опыте государственного устройства 158 городов (полисов), различая 2 государственные формы: абсолютно наилучшую и реально возможную.

Все граждане страны должны принимать участие в общественных трапезах, средства на которые поступали из земельного общественного фонда. Философ хотел разделить землю в идеальном государстве на общественную и частную. Общественные земли он желал делить на 2 части. Доходы с первой из них должны идти на покрытие издержек, которые связаны с религиозными жертвоприношениями, со второй доход шел на общественные трапезы.

Но Аристотель, который был прагматиком, понимал, что идеальное государство неосуществимо.

Реально возможна форма правления, обеспечивающая политическую стабильность и надлежащее равенство. Она должна обладать умеренностью, преодолевать крайности и недостатки олигархии и демократии. Также для нее должен быть характерен смешанный характер, который способен соединить их добродетели. Данная форма была названа политией (республикой), в состав признаков которой необходимо включить:

  • собственность средних размеров, которая дает возможность гарантировать самодостаточность семей, ослабляя противоречия между бедностью и богатством;
  • преобладание среднего класса, обладающего средним достатком;
  • социальная основа власти в качестве собственников земли (одновременно с этим земледельцы, ремесленники и все торговое сословие были исключены из числа граждан, так как были заняты физическим трудом и не имели возможность развивать в себе добродетель);
  • политическая власть, которая сосредоточена в руках воинов, приобретающих оружие за свой счет. Для них характерны полные гражданские права (свободно рожденные лица, которые не обладали богатством или добродетелью, не могли быть допущены к занятию высших должностей. Аристотель соглашался предусмотреть для них право участвовать в совещаниях и судах, но при условии, что у народа как массы не будет решающих голосов).
  • надлежащее распределение благ, обеспечивающее стабильность в полисе (его достижение происходит при соблюдении принципа политической справедливости).

Принцип справедливости состоит в 2 видах:

С помощью равенства по достоинству обеспечивается абсолютное неравенство. Это характерно для олигархии.

Заметим, что Аристотель не разделил непреодолимой преградой правильные и неправильные формы, развивая концепцию круговорота или перехода одной формы в другую. Так, по его мнению, олигархия при подчинении одному лицу может стать тиранией, а при ослаблении демократией. Полития способна переходить в олигархию, а тирания становится демократией, при этом власть царя вырождается в аристократию (политию).

По аналогии с Сократом и Платоном, Аристотель приравнивал закон и право, так как они призваны олицетворять политическую справедливость, которая необходима для обеспечения надлежащего распределения благ, формирующего стабильность и устойчивость страны.

В состав политической справедливости у Аристотеля было включено 2 вида:

  • распределяющая, где в процессе распределении благ и власти измерителем было человеческое достоинство;
  • уравнивающая, которая определяется не с помощью достоинства человека, а его вкладом в общее благо, а равной мерой оценки к неравным людям. Часто данная всеобщая мера в отношении имущественных споров представлена деньгами.
  • естественное;
  • условное (волеустановленное).

Автор в трактате утверждал, что естественное право везде обладает одинаковым значением и не зависит от признания (непризнания). Условное право изначально могло существовать без значительного различия, но поскольку оно определено, то безразличие прекращается.

Естественное и условное право не тождественны, но включены в состав политики, являясь мерой политической справедливости. Политическая справедливость у Аристотеля проявляется только между свободными и равными гражданами, принадлежащим к одному полису в качестве формы общения.

Аристотель не стал сводить все право к условному, то есть к тому, которое установили люди с помощью закона и всеобщих соглашений. Волеустановленное право представляет собой равную меру, установление которой происходит с целью регулирования отношений людей на основании их взаимного согласия. Данную меру закрепляет закон (писаное право) и обычаи (неписаное право). Аристотель уменьшал правовую силу законов, которые принимало народное собрание. Он считал демократию неправильной формой, увеличивая значение законов, которые были основаны на обычаях, как более справедливых. Тем не менее, любой закон должен вступать в соответствие с требованиями политической справедливости. Лишь правильные формы государства обладают правовым характером, так как они могут обеспечивать возможность достижения всеобщего блага.

Естественное право представляет собой систему общих представлений и требований, максимально полно отражающих природную склонность человека общаться, проживать совместно для достижения счастливой жизни. Для счастья каждого свободного гражданина необходимо наличие своего, надлежащего ему. Для этого важна равная мера за равное. Предписания этого характера нигде не были доказаны специально. Их формирование происходит в соответствии с политической природой человека, а их действию подчинена семья, отношения собственности, борьба с варварами и др. Естественное право, таким образом, представляет собой право человеческого разума.

Человек является прирожденным политическим существом и инстинктивно стремится к совместному жительству. Человек по природе стремится к общежитию. Это приводит к возникновению сначала семьи, затем союза семей (селения), а несколько селений образуют государство, как наивысшая форма человеческого общения. Сущность государства – политическое общение людей, соединившихся для достижения общего блага, ради целей возможно лучшего существования. Государство создается не для совместной войны, не для торговых операций, а для того, чтобы жить счастливо.

Управление государством должно быть также общим.

Поскольку истинная цель государства – общее благо, формы, в которых это начало реализуется, Аристотель называет правильными. Те, в которых имеются в виду выгоды одних правителей, являются неправильными или извращенными. Правительство тогда хорошо, когда печется об общем благе, плохо тогда, когда заботится о себе.

И те и другие формы разделяются на несколько видов по составу верховной власти. Эта власть может принадлежать либо одному лицу, либо немногим, либо большинству граждан. Отсюда 3 правильных формы правления:

1) Монархия (царство)

Власть одного, при котором имеется ввиду общая польза

Господство немногих, лучших, правящих в общих интересах

Власть большинства, осуществляемая к общему благу

Каждой из правильных форм соответствует извращенная (неправильная):

Власть одного, осуществляемая в его личных интересах

Власть богатых, пренебрегающих интересами бедных

Власть бедного большинства, игнорируя интересы богатых

В 7-8 главах своей книги Аристотель дает очерк совершенного государства. Наилучшее государство – государство, в котором счастливы все его граждане, т.е. интересы государства и граждан здесь совпадают. В отличие от Платона, он убежден, что нельзя сделать государство счастливым, если не все его граждане являются счастливыми.

Совершенное государственное устройство возможно лишь при благоприятной внешней обстановке и соответствующих природно-климатических условиях:

1) Должно быть не слишком большим и не слишком малым; в первом трудно установить порядок; второе – не имеет достаточно средств для существования. Должно быть самодостаточным. Государство должно быть легкообозримым. Это необходимо и для справедливого правосудия и для избрания должностных лиц.

Эллинская народность занимает серединное положение.

Граждане в совершенном государстве должны полностью посвящать себя в политической жизни и добродетели. Гражданство не дается земледельцам и ремесленникам, так как их деятельность не направлена на служение добродетели. Хотя земля принадлежит только гражданам, но обрабатываться она должна рабами и метеками. Занятие земледелием запрещается гражданам. Их исключительное занятие или призвание – служение государству. Служение государству включает:

a. Защиту Отечества

b. Заботу о законодательстве

d. Отправление религиозного культа




В него входят граждане, которые утомились за время службы и нуждаются в отдыхе

Необходимо, чтобы граждане были воспитаны в добродетели. Аристотель разработал систему воспитания духовного, нравственного.

Соединение молодых негативно сказывается на деторождении. Поэтому девушкам подходит более всего в 18 летнем возрасте, а мужчинам в 37. При заключении браков в данном возрасте физические силы в самом расцвете у обоих партнеров. Дети слишком молодых родителей – слабые, в основном девушки и низкие. Дети перезрелые – слабые, с умственными проблемами.

Разумно отстранять от ушей и глаз детей все то, что не соответствует достоинству человека, да и вообще исключить сквернословие среди граждан.

Наилучшее государство Аристотеля представляет собой Аристократию: господство немногих, равных между собой, над бесправной массой земледельцев, ремесленников, рабов; исключается строгое равенство всех тех, кто занимается физическим трудом.

Полития – средний государственный строй. Здесь во всем господствует средний элемент. В нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, в правлении – средний класс. Встречается полития редко и у немногих, но из всех когда-либо реально существовавших устройств такое государство отвечает идеи политической справедливости. Очевидно, возлагая надежды на Александра, Аристотель смотрел на политию, как на будущий строй греческих полисов.

Считая данную форму правления действительной, Аристотель не отвергает и другие. Он дает советы относительно устройства каждой политической формы, указывая на причины падения правительств и на средства их поддержания. Главной причиной падения правительств Аристотель называл стремление к равенству, поэтому демократия, например, прочнее олигархии, так как здесь народ имеет против себя только меньшинство, а богатым в олигархии опасность угрожает с 2 сторон – и от народа, и от членов собственного сословия. Он называет и другие причины:

· Презрение к правителям

· Чрезмерное превосходство одного лица над другими

Все эти причины действуют различно в разных формах правления. Отсюда и различие в средствах, необходимых для поддержания того или иного правления. Аристотелем они рассматриваются применительно к каждой форме правления. Наиболее неустойчивые формы:

1) Олигархия должна по возможности облегаться в демократическую форму

Олигархии следует заботиться о благе народа. В олигархии особенно важно соблюдать правила, благодаря которым должности не должны делаться средством обогащения. На том же основании здесь полезно предоставлять низшим классам, ибо этим удовлетворяется отчасти честолюбие последних

2) Тирания поддерживается 2 противоположными способами.

I способ – нравственное унижение подданных, возбуждение среди них взаимного недоверия

II способ – возможное приближение к царству, т.е. к правильной форме единовластия. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств.

Аристотель после анализа причин политических переворотов заключил, что лучше всего умеренные формы власти. Придерживается излюбленного принципа золотой середины (сейчас идет игра в подбор крайних слов к среднему). Благо политическое всегда лежит посередине между 2 крайностей.

Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя, и естественные, признаваемые всеми народами, даже если между ними нет никакой связи и соглашениями. Эти общие, неписанные законы, Аристотель называет правдой или справедливостью. Ими восполняется неполнота писанных законов. Неполнота последних может быть, как ненамеренная, так и намеренная. 1 имеет место тогда, когда что-либо ускользает от внимания законодателя. 2 – когда нельзя дать в законах предписание относительно данного случая. В этих случаях положительных закон должен восполняться естественным (аналогия права). Писанный закон Аристотель разделяет на 2 вида:

1) Законы, предписывающие, что надлежит делать в отношении к обществу

2) Законы, определяющие, что должно делать в отношении к отдельным его членам

Таким образом, намечается деление права на частное и публичное, которое в более четкой форме будет проведено Пульпианом в Римском праве.

Человек является прирожденным политическим существом и инстинктивно стремится к совместному жительству. Человек по природе стремится к общежитию. Это приводит к возникновению сначала семьи, затем союза семей (селения), а несколько селений образуют государство, как наивысшая форма человеческого общения. Сущность государства – политическое общение людей, соединившихся для достижения общего блага, ради целей возможно лучшего существования. Государство создается не для совместной войны, не для торговых операций, а для того, чтобы жить счастливо.

Управление государством должно быть также общим.

Поскольку истинная цель государства – общее благо, формы, в которых это начало реализуется, Аристотель называет правильными. Те, в которых имеются в виду выгоды одних правителей, являются неправильными или извращенными. Правительство тогда хорошо, когда печется об общем благе, плохо тогда, когда заботится о себе.

И те и другие формы разделяются на несколько видов по составу верховной власти. Эта власть может принадлежать либо одному лицу, либо немногим, либо большинству граждан. Отсюда 3 правильных формы правления:

1) Монархия (царство)

Власть одного, при котором имеется ввиду общая польза

Господство немногих, лучших, правящих в общих интересах

Власть большинства, осуществляемая к общему благу

Каждой из правильных форм соответствует извращенная (неправильная):

Власть одного, осуществляемая в его личных интересах

Власть богатых, пренебрегающих интересами бедных

Власть бедного большинства, игнорируя интересы богатых

В 7-8 главах своей книги Аристотель дает очерк совершенного государства. Наилучшее государство – государство, в котором счастливы все его граждане, т.е. интересы государства и граждан здесь совпадают. В отличие от Платона, он убежден, что нельзя сделать государство счастливым, если не все его граждане являются счастливыми.

Совершенное государственное устройство возможно лишь при благоприятной внешней обстановке и соответствующих природно-климатических условиях:

1) Должно быть не слишком большим и не слишком малым; в первом трудно установить порядок; второе – не имеет достаточно средств для существования. Должно быть самодостаточным. Государство должно быть легкообозримым. Это необходимо и для справедливого правосудия и для избрания должностных лиц.

Эллинская народность занимает серединное положение.

Граждане в совершенном государстве должны полностью посвящать себя в политической жизни и добродетели. Гражданство не дается земледельцам и ремесленникам, так как их деятельность не направлена на служение добродетели. Хотя земля принадлежит только гражданам, но обрабатываться она должна рабами и метеками. Занятие земледелием запрещается гражданам. Их исключительное занятие или призвание – служение государству. Служение государству включает:

a. Защиту Отечества

b. Заботу о законодательстве

d. Отправление религиозного культа

В него входят граждане, которые утомились за время службы и нуждаются в отдыхе

Необходимо, чтобы граждане были воспитаны в добродетели. Аристотель разработал систему воспитания духовного, нравственного.

Соединение молодых негативно сказывается на деторождении. Поэтому девушкам подходит более всего в 18 летнем возрасте, а мужчинам в 37. При заключении браков в данном возрасте физические силы в самом расцвете у обоих партнеров. Дети слишком молодых родителей – слабые, в основном девушки и низкие. Дети перезрелые – слабые, с умственными проблемами.

Разумно отстранять от ушей и глаз детей все то, что не соответствует достоинству человека, да и вообще исключить сквернословие среди граждан.

Наилучшее государство Аристотеля представляет собой Аристократию: господство немногих, равных между собой, над бесправной массой земледельцев, ремесленников, рабов; исключается строгое равенство всех тех, кто занимается физическим трудом.

Полития – средний государственный строй. Здесь во всем господствует средний элемент. В нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, в правлении – средний класс. Встречается полития редко и у немногих, но из всех когда-либо реально существовавших устройств такое государство отвечает идеи политической справедливости. Очевидно, возлагая надежды на Александра, Аристотель смотрел на политию, как на будущий строй греческих полисов.

Считая данную форму правления действительной, Аристотель не отвергает и другие. Он дает советы относительно устройства каждой политической формы, указывая на причины падения правительств и на средства их поддержания. Главной причиной падения правительств Аристотель называл стремление к равенству, поэтому демократия, например, прочнее олигархии, так как здесь народ имеет против себя только меньшинство, а богатым в олигархии опасность угрожает с 2 сторон – и от народа, и от членов собственного сословия. Он называет и другие причины:

· Презрение к правителям

· Чрезмерное превосходство одного лица над другими

Все эти причины действуют различно в разных формах правления. Отсюда и различие в средствах, необходимых для поддержания того или иного правления. Аристотелем они рассматриваются применительно к каждой форме правления. Наиболее неустойчивые формы:

1) Олигархия должна по возможности облегаться в демократическую форму

Олигархии следует заботиться о благе народа. В олигархии особенно важно соблюдать правила, благодаря которым должности не должны делаться средством обогащения. На том же основании здесь полезно предоставлять низшим классам, ибо этим удовлетворяется отчасти честолюбие последних

2) Тирания поддерживается 2 противоположными способами.

I способ – нравственное унижение подданных, возбуждение среди них взаимного недоверия

II способ – возможное приближение к царству, т.е. к правильной форме единовластия. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств.

Аристотель после анализа причин политических переворотов заключил, что лучше всего умеренные формы власти. Придерживается излюбленного принципа золотой середины (сейчас идет игра в подбор крайних слов к среднему). Благо политическое всегда лежит посередине между 2 крайностей.

Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя, и естественные, признаваемые всеми народами, даже если между ними нет никакой связи и соглашениями. Эти общие, неписанные законы, Аристотель называет правдой или справедливостью. Ими восполняется неполнота писанных законов. Неполнота последних может быть, как ненамеренная, так и намеренная. 1 имеет место тогда, когда что-либо ускользает от внимания законодателя. 2 – когда нельзя дать в законах предписание относительно данного случая. В этих случаях положительных закон должен восполняться естественным (аналогия права). Писанный закон Аристотель разделяет на 2 вида:

1) Законы, предписывающие, что надлежит делать в отношении к обществу

2) Законы, определяющие, что должно делать в отношении к отдельным его членам

Таким образом, намечается деление права на частное и публичное, которое в более четкой форме будет проведено Пульпианом в Римском праве.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

18. Идеальное государство Платона

18. Идеальное государство Платона Платон (427–347 до н. э.) происходил из знатного афинского рода, был учеником Сократа, после его казни в 399 г. до н. э. покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию, а вернувшись, основал в пригороде Афин в одной

21. Политико-правовые воззрения Аристотеля

34. Правовое государство

34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа

Партия и государство

Партия и государство Самым принципиальным отличием нового правогосударственного уклада были совершенно особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации, согласно которым вся деятельность и институты

18. Российское государство — федеративное государство

18. Российское государство — федеративное государство Российское государство состоит из нескольких равноправных субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 8 автономных округов, 1 автономной области и 2 городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).Каждый

Государство – это Я

Государство – это Я Исторически во многих монархиях источником закона считался монарх, даже если закон вырабатывался коллегиально или социально, в результате серьезного общественного обсуждения. Разумные монархи предпочитали избегать единоличного решения –

Автор даёт определение понятию "государство". Он называет государство политическим общением. Затем Аристотель показывает разницу между царем, домохозяином и господином.

Мужчина и женщина должны жить вместе, потому что они не могут существовать по отдельности.

Аристотель уверен, что греки должны быть главными и управлять рабами, т.е. он оправдывает рабство.

Под селением писатель подразумевает общение нескольких семей. Общество, которое состоит из нескольких таких селений, называется государством. Но, у власти должен находится царь.

Речь дана только человеку. Этим он отличается от животных. Только люди могут понимать и распознавать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Человеку дана природой умственная и нравственная сила. Он должен жить, соблюдая законы. Если человек теряет добродетель, он превращается в самое низкое существо.

О домохозяйстве и рабстве

Устройство семьи играет важную роль. Во главе должен находится муж. В семье существует три вида отношений: господское, брачное и отцовское.

Господин имеет власть над рабом, но она не должна быть основана на насилии. Раб полностью принадлежит своему хозяину.

Все живые существа состоят из души и тела. Домашние животные важнее диких. Точно так же и мужчина стоит выше, чем женщина. Она должна ему подчиняться.

Аристотель сравнивает рабов и домашних животных: и одни, и вторые приносят пользу своим физическим трудом. Свободные же люди не могут работать физически, а должны заниматься политикой и управлением.

Существуют дебаты по поводу того, справедливо ли делать рабами людей, захваченных в плен на войне.

Об искусстве наживать состояние

Аристотель думает, что искусство наживать состояние и ведение домохозяйства это ни одно и тоже.

Он считает, что ленивые люди ведут кочевой образ жизни и ничего не выращивают.

Военное искусство является способом наживания состояния.

Мелкую торговлю автор относит лишь к способу выживания человека, а не приобретения им богатств. Люди обменивались излишками своего производства. После появления денег, возникла торговля, которая позволила нажить состояние.

Аристотель рассуждает о ценности денег и приходит к выводу, что сами по себе деньги ничего не стоят. Важна пища, одежда и другие необходимые для жизни вещи. Если же наступит время, когда за деньги нельзя будет все это купить, то даже самый богатый человек умрёт с голоду. В пример он приводит короля Мидаса с его золотым касанием. Автор приходит к выводу, что нажива противна природе.

Далее философ учит, как надо правильно обходиться с рабами: быть справедливым и давать назидания рабам.

Книга 2

Разбор политических проектов Платона

Чтобы дела в государстве шли хорошо, необходимо участие всех его граждан. В книге Платона есть мнение Сократа о том, что все должно быть общим: жена, дети и собственность. Аристотель рассуждает о единстве и множестве в государстве. Существующий сейчас порядок в стране он находит более подходящим для людей.

Далее следуют мысли о собственности людей: должна она быть общей или нет. В государстве Сократа имеется много несоответствий и сложностей.

Сократ предлагает разделить людей на два сословия.

Затем Аристотель приводит примеры из "Законов". В этой книге он находит много несоответствий.

Разбор проектов Фалея и Гипподама

Эти проекты более практичные, они исходят из реалий жизни. Гипподам разделял население государства на три части: ремесленников, земледельцев и воинов.

Далее идёт описание ещё нескольких проектов государств с их плюсами и минусами.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Аристотель - Политика. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В пьесе речь идет о браке между сыном бригадира Иваном и дочерью советника Софьей. Оба молодых людей жениться друг на друге категорически не хотят. Софья обладала возвышенными качествами и идеалами

Повествование в произведении ведется от имени главного героя, солдата, входящего в один из расчет противотанковых орудий, Лозняка.

Мышиный царь устроил своим придворным во дворце грандиозный пир. Царила приятная домашняя обстановка, к столу подавались разнообразные изыски и велась непринужденная беседа

В первой части книги читатель знакомится с главным героем - Уинстоном. Ему 39 лет, он партийный работник, живет в Лондоне, в Океании - в стране, где все находится под постоянным контролем и вниманием Старшего брата

Все начинается с рассказа, где живет девушка по имени Февронья. Когда она начинает петь, то все птицы слетаются из разных мест к ней для того чтобы не только подпеть ей, но и послушать ее чудный, тонкий и очень красивый голосок.

Читайте также: