Русский утопический социализм кратко

Обновлено: 28.06.2024

Шестидесятые годы отмечены появлением новых моментов в идейном содержании общественных движений. Этот период изобилует радикальными программами и не менее радикальными общественными акциями. В условиях пореформенной России идеи социализма — вначале сен-симонистского и фурьеристского, а затем и марксистского — впервые обрели относительно широкую и заинтересованную поддержку среди части интеллигенции, составленной из так называемых разночинцев — студентов, литераторов, молодых офицеров и других государственных служащих, как правило, недворянского происхождения, но были и примечательные исключения. Особенно заметен слой выходцев из семей священнослужителей (например, Чернышевский и Добролюбов), которых отличала жертвенная устремленность к защите униженных и обездоленных в сочетании с радикальной оппозицией помещичьему и бюрократическому произволу.

Социализм Герцена народнический и вместе с тем индивидуалистический — так оценивает взгляды Герцена Н. А. Бердяев. Его вера в крестьянскую общину во многом объясняется тем, что русский мужик, даже в крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет в себе личное начало с общинным. Правда, он не делает при этом различения между личностью и индивидом, между человеком и гражданином, однако хорошо чувствует и передает опасность мещанства, торжествующего и угрожающего образованному меньшинству. Первый русский западник пережил глубокое разочарование в западном мещанстве, и это склонило его к сочувствию анархизму, а не демократии.

Таким образом, внутриобщинное регулирование самодостаточно, в нем гораздо больше разумности, нежели в правительственной регламентации, поскольку оно вырабатывалось поколениями на основе правового обычая или соглашения.

Выход из такого положения один — в обеспечении союза и братства между людьми. Люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес, сообща пользоваться силами природы и средствами наук. В земледелии братство это должно выразиться в переходе земли в общинное пользование, а в промышленности — в переходе фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике или на этом заводе.

После первых шагов по осуществлению крестьянской реформы Чернышевский приходит к выводу о неспособности самодержавно-бюрократической организации к реформированию и начинает ориентироваться на крестьянскую революцию. В прокламациях к крестьянам, в обращении к русским конституционалистам у него представлен широкий комплекс предложений и рекомендаций относительно необходимых перемен в устройстве общества и государства: свободная от бюрократического гнета и опеки крестьянская община, местное представительное управление и самоуправление, самостоятельный и праведный суд, ограничение царского самовластия, управление на основе законов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

46 РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН)

46 РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН) Александр Иванович Герцен (1812–1870) – один из родоначальников концепции русского социализма. Герцен критиковал учение славянофилов. Он пришел к мысли, что русская деревенская

Знать надо русский, а не то хуже будет!

Знать надо русский, а не то хуже будет! На своем родном перекрестке останавливаю автомобиль. Проезд на красный сигнал светофора. Джигит, понимаешь ли! Жигуленок нагружен фруктами так, что брюхом по асфальту вот-вот чертить начнет. Ящиками заставлено все свободное

Знать надо русский, а не то хуже будет. Окончание

Знать надо русский, а не то хуже будет. Окончание За рулем сидит человек неизвестной национальности. Мне неизвестной.Подхожу к машине:— Здравствуйте!— Моя по твоя не понимай!— Совсем никак?— Переводчика дай!Маленькое пояснение. Если водитель плохо говорит на русском,

48. Ранний социализм. Пути русского социализма (А. И. Герцен, П. М. Лавров, П. Н. Ткачев, В. И. Ленин)

Русский ресторан Как это было

Русский ресторан Как это было Вскоре я уже знал, что большое число русских приехали в Афины в конце восьмидесятых. В основном это были коммерсанты-теневики, которые, получив возможность покинуть страну, уехали за рубеж вместе с нажитыми капиталами. За ними потянулся

§ 6. Право было нарушено, но два братских народа — русский и украинский — продолжали дружить в рамках Союза ССР (60-80 годы)

§ 6. Право было нарушено, но два братских народа — русский и украинский — продолжали дружить в рамках Союза ССР (60-80 годы) В связи с продлением срока аренды Черноморским флотом части территории Крыма на 25 лет возникают вопросы: если в Соглашении о продлении срока аренды

10. Французский социализм

10. Французский социализм XVIII век в Европе намного превзошел два предшествовавших ему столетия по количеству и уровню появившейся в этот век социалистической литературы разного рода. Из работ, носящих собственно теоретический характер, несомненно выделяются вышедшие во

8. Русский анархизм

8. Русский анархизм Русский анархизм представлен несколькими именами широкой европейской известности, среди которых в первую очередь следует назвать М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого. Русский анархизм во многом разделял идеи современных им европейских

В 40-е гг. XIX в. в России появляется теория коренного переустройства жизни страны. Её основателями и пропагандистами выступали люди, которых одни называли революционными демократами, другие – народными социалистами, третьи – социалистами-утопистами. Их идеи были глубоко враждебны существовавшему общественному строю. Они являлись сторонниками революции и полного изменения всего устройства государства, выступая против идеализации прошлого страны, беспощадно громя славянофилов. Критиковали они и западников за их преклонение перед порядками буржуазной Европы, однако они не являлись главной мишенью их пафосной критики.

Подобные сказочные теории, так манившие воображение людей, возникали потом постоянно. Некоторым казалось, что достаточно придумать справедливую форму организации жизни людей, и будут ликвидированы несправедливость, угнетение, бедность. Подобные теории начали распространяться в России с 40-х гг. XIX в., а во второй половине XIX в. они сделались необычайно популярными. Большую роль в пропаганде этих идей и сыграли три вышеупомянутых персонажа отечественной истории.

Другим известным представителем революционного направления общественной мысли являлся А. И. Герцен, происходивший из семьи богатого помещика. В детские и юношеские годы он много учился, получил хорошее образование. В 1833 г. окончил физико-математическое отделение Московского университета.




Чернышевский считал, что общинный строй, не знающий частной собственности и имущественного неравенства, станет основой будущего социалистического устройства в стране. Он резко выступал против самодержавного государства, не переставая критиковал царское правительство за его политику вообще и в крестьянском вопросе в частности. Власти его арестовывали, ссылали в Сибирь, где он находился несколько лет. Последние годы жизни провел в Саратове, где и умер.

В 40-е гг. XIX в. в России появляется теория коренного переустройства жизни страны. Её основателями и пропагандистами выступали люди, которых одни называли революционными демократами, другие – народными социалистами, третьи – социалистами-утопистами. Их идеи были глубоко враждебны существовавшему общественному строю. Они являлись сторонниками революции и полного изменения всего устройства государства, выступая против идеализации прошлого страны, беспощадно громя славянофилов. Критиковали они и западников за их преклонение перед порядками буржуазной Европы, однако они не являлись главной мишенью их пафосной критики.

Подобные сказочные теории, так манившие воображение людей, возникали потом постоянно. Некоторым казалось, что достаточно придумать справедливую форму организации жизни людей, и будут ликвидированы несправедливость, угнетение, бедность. Подобные теории начали распространяться в России с 40-х гг. XIX в., а во второй половине XIX в. они сделались необычайно популярными. Большую роль в пропаганде этих идей и сыграли три вышеупомянутых персонажа отечественной истории.

Другим известным представителем революционного направления общественной мысли являлся А. И. Герцен, происходивший из семьи богатого помещика. В детские и юношеские годы он много учился, получил хорошее образование. В 1833 г. окончил физико-математическое отделение Московского университета.

Чернышевский считал, что общинный строй, не знающий частной собственности и имущественного неравенства, станет основой будущего социалистического устройства в стране. Он резко выступал против самодержавного государства, не переставая критиковал царское правительство за его политику вообще и в крестьянском вопросе в частности. Власти его арестовывали, ссылали в Сибирь, где он находился несколько лет. Последние годы жизни провел в Саратове, где и умер.


В 30 - 40-х гг. ХIX в. в русской общественной мысли можно выделить следующие направления:
1) охранительное (консерваторы);
2) либерально-оппозиционное (западничество и славянофильство);
3) революционно-демократическое.

Консерваторы. Охранительное направление русской общественной мысли.

Са­мо­дер­жа­вие - опо­ра и га­ран­т со­хра­не­ния рос­сий­ской го­су­дар­ствен­но­сти, ее мо­гу­ще­ства и ве­ли­чия.

Пра­во­сла­вие - ос­но­ва ду­хов­ной жизни на­ро­да, его нрав­ствен­ной чи­сто­ты и устой­чи­во­сти.

На­род­ность - есте­ствен­ный союз пра­во­слав­но­го рос­сий­ско­го на­ро­да с са­мо­дер­жав­ным мо­нар­хом.

Западники и славянофилы. Либерально - оппозиционное направление русской общественной мысли.

И.С. Тургенев, В.С. Соловьев,

В.Г. Белинский, А.И. Герцен,

Братья Иван и Константин Аксаковы

Братья Пётр и Иван Киреевские

Европеизации России, Россия и Европа - части одного культурно - исторического целого

Два направления:

-либеральное (за мирное решение вопросов)

-отмена крепостного права

- реформирование сверху, были против революционных потрясений

Революционно-демократическое направление.

Русский утопический социализм.

Круж­ков­ский пе­ри­од ру­бе­жа 1820–1830-х гг.

Раз­ви­тие ра­ди­каль­но­го на­прав­ле­ния в 1840-х гг.

Выступал в защиту личности и её свободы, за демократические порядки в обществе. Основной движущей силой истории считал народ, хотя признавал роль великих деятелей. Враждебно относился к само­державию, крепостному праву, к реакционной идеологии господствовавших классов.

А.И.Герцен изложил концепцию русского социализма: самобытный путь России к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Кре­стьян­ская об­щи­на, где от­сут­ству­ет част­ная соб­ствен­ность на землю и со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ный дух кол­лек­ти­виз­ма, яв­ля­ет­ся ос­нов­ной ячей­кой бу­ду­ще­го со­ци­а­ли­сти­че­ско­го об­ще­ства.

Причины :

- слабое развитие капитализм

- отсутствие рабочего класса

- наличие сельской поземельной общины

Всё это позволит России миновать капитализм.

Начало деятельности кружка- 1845 г.

Лидеры: М.Б.Буташевич-Птерашевский, Н. Спеш­нев, А. Ха­ны­ков,

Н. Момбе­ли и Н. Гри­го­рьев,Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин

Состав: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты.

С 1849- начало создания тайной организации.

Выступали за свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод.

Цель: подготовка вооружённого крестьянского восстания.

Итоги:

-деятельность кружка прекращена

Таким образом, в период правления Николая I активизировалась общественная мысль, разные её течения и направления, что было вызвано выступлением декабристов и расправой над ними. Прогрессивные слои общества искали пути дальнейшего развития России. Одни объединялись в кружки, думали о будущем России, искали пути её развития, другие (петрашевцы, например) готовили вооружённое вступлении.

Идеи данного периода были рассмотрены следующими поколениями, некоторые из них были положены в основу народничества.

Возникновение революционно-демократического движения. В 1840-е годы в России появляется еще одна теория коренного переустройства жизни страны. Ее основателями и пропагандистами выступили люди, которых одни называли революционными демократами, другие — народными социалистами, третьи — социалистами-утопистами. Они не принимали самую суть государственного устройства страны, считали, что требуется полностью его изменить, и являлись сторонниками радикального, революционного переустройства общества.

Они беспощадно громили славянофилов и жестко критиковали западников. Им казалось, что идеальное государственное устройство в России следует утвердить на принципах, распространенных в русской деревне, в мире крестьянской общины. Там не было деления по имущественному признаку, вся земля (основная собственность) принадлежала всем (миру), а отношения между членами общины регулировались не столько государственными законами, сколько традициями и обычаями.

Известными деятелями этого направления общественной мысли являлись литературный критик В. Г. Белинский, писатель и философ А. И. Герцен, писатель и публицист Н. Г. Чернышевский.

Подобные сказочные теории, так манившие воображение людей, возникали постоянно. Некоторым казалось, что достаточно придумать справедливую форму устройства человеческого общества, провести ее в жизнь, и тотчас исчезнут несправедливость, угнетение и бедность. Эти теории получили название утопического социализма.

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский. Виссарион Григорьевич Белинский (1811 —1848) родился в семье флотского лекаря. Окончил начальное училище в городе Чамбаре (Пензенская губерния), а затем учился в пензенской гимназии, но курса не кончил. В 1829—1832 годах обучался на словесном (филологическом) отделении Московского университета, откуда был отчислен за неуспеваемость. Потом зарабатывал на жизнь домашними уроками и сотрудничал в московских и петербургских журналах. Писал он и литературные произведения (драмы, повести и рассказы), которые успеха не имели.

Известность Белинский получил как обозреватель литературной и художественной жизни страны. Его беспощадное перо клеймило и разоблачало, воздавало хвалу одним и возносило хулу на других. Его критические статьи отличались необыкновенной эмоциональностью.

Белинский стал родоначальником того направления в российской общественной мысли, которое обычно называют революционно-демократическим.

Революционные демократы считали, что жизнь в России полна жестокостей и несправедливостей, что ее надо коренным образом менять, что народ должен сам решить свою судьбу и установить справедливый А. И. Герцен общественный строй.

А. И. Герцен

А. И. Герцен. Александр Иванович Герцен (1812—1870) был сыном богатого русского помещика. Герцен и его друг Н. П. Огарев постоянно размышляли о своем будущем и о будущем России.

Голоса из России. Лондон. 1856 г

Голоса из России. Лондон. 1856 г.

Н. Г. Чернышевский

Н. Г. Чернышевский

Особенно активную публицистическую деятельность Чернышевский развернул в период подготовки и проведения Крестьянской реформы 1861 года.

Убежденный, что народ мудр и сам найдет форму политического устройства своего государства, Чернышевский ратовал за крестьянскую революцию.

Чернышевский считал, что общинный строй, не знающий частной собственности и имущественного неравенства, станет основой будущего социалистического устройства страны.

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского на Мытной площади в Петербурге

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского на Мытной площади в Петербурге

Революционеры-демократы показали себя талантливыми критиками политического и общественного строя России. Но их предложения по переустройству жизни через соединение крестьянской общины с социализмом носили утопический характер.

Не зная в подлинности крестьянского уклада жизни, они видели в нем лишь то, что хотели видеть: имущественное равенство крестьян, их взаимопомощь, отсутствие у них группового эгоизма. На самом деле такой общины, никогда не существовало и не могло существовать.

Община не позволяла выдвинуться наиболее трудолюбивым и предприимчивым. Здесь действительно не было частной собственности на землю, которая считалась общим владением всех жителей деревни (или нескольких деревень), составлявших общину. Земля регулярно перераспределялась в соответствии с количеством членов той или иной семьи. Это неизбежно подрывало стимулы к производительному труду.

Зачем улучшать землеобработку, обустраивать тот или иной участок земли, если он со временем перейдет к другому человеку? Именно общинная организация жизни являлась одной из главных причин бедности крестьян. Зачем производить много продукции, если придется делиться с теми, кто не захотел усердно трудиться на поле, не сумел вырастить хороший урожай или не успел его собрать?

Новые, более производительные, приемы и методы ведения сельскохозяйственного производства плохо приживались в русской деревне. И в середине XIX века здесь были в ходу все тот же инвентарь и те же приемы ведения хозяйства, которые применялись за 100, 200, а то и более лет до того.

Община мешала появлению больших и крепких индивидуальных сельских хозяев. Она поддерживала слабых, убогих и ставила преграды сильным и способным. Между тем революционные демократы видели в ней фундамент нового общественного устройства.

Читайте также: