Аристотель евдемова этика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) считают вы–сшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возмож–ным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.

Существует мнение, по которому этические сочинения Аристотеля были отредактированы после смерти его сыновья–ми, Никомахом и Евдемом. Основой этического учения Ари–стотеля служит психология.

Этика должна изучать индивидуальное поведение челове–ка, его отношения с другими людьми, поэтому она является прежде всего социально-политической этикой, т. е. областью знаний, которая исследует нравственные задачи государства и гражданина, проблемы воспитания граждан и заботы об об–щем благе людей. Таким образом, этика Аристотеля занимала среднее положение между его психологией и политикой.

По мнению Аристотеля, философия наиболее теоретиче–ская из наук, так как она изучает то, что наиболее достойно постижения, – первоначала и причины, только благодаря им, на их базе можно познать все остальное.

Таким образом, по Аристотелю, наука тем ценнее, чем больше она созерцательна. Она отдана познанию, поиску ис–тины, тем самым представляет собой наивысший вид творче–ской деятельности. Только в процессе данной деятельности человек получает возможность подойти ближе к спокойному счастью, к истинному блаженству, которое дано только богам Для античных философов познанием стало отношение чело–века к миру, установление связи с первоначалом. Познание всеобщего и является нахождением за многообразием предме–тов и явлений их общего принципа, начала.

Таким образом, практическая сфера жизни и разнообраз–ные виды производительной деятельности человека невоз–можны без мышления, поэтому они включаются в сферу нау–ки, хотя это не науки в строгом смысле слова.

Аристотель утверждает, что творчество и поступки – это не одно и то же. Поступки неразрывно связаны с человеком, с его деятельностью, со свободным выбором, с общими моральны–ми и правовыми нормами граждан, а творчество направлено на создание произведений искусства.

Нравственная деятельность человека направлена на него самого, на развитие его способностей, его духовно-нравствен–ных сил, на улучшение его жизни, на осуществление смысла жизни и назначения. В сфере деятельности, которая связана со свободой воли, человек сообразует поведение и образ жиз–ни со своим нравственным идеалом, с взглядами и понятиями о должном и сущем, добре и зле. Этим философ и определил предмет науки, которую он назвал этикой.

Таким образом, заслуги Аристотеля в развитии этики очень велики: он дал имя этой науке, ему принадлежит первый эти–ческий труд, он впервые поставил вопрос о самостоятельности этики, построил свою теорию морали. Для его этического уче–ния характерны логический анализ, единство метода рацио–нального осмысления проблем и их эмпирического подтвер–ждения, социальная направленность этического мышления, прикладное, практическое значение.

Говоря об этическом аспекте проблемы взаимоотношений человека и общества, Аристотель пытался найти пути их гар–монического взаимодействия в рациональном ограничении личностью всех своих эгоистических потребностей, ориенти–руя его на общественное благо. Социальная гармония, считал философ, не должна подавлять личных интересов.

Нравственность личности, которая опирается на разум и волю, должна приводить цели и желания, потребности в со–ответствие с интересами всего государства. Аристотель тем са–мым приходит к идее, что источник самой морали необходимо искать в государственных отношениях.

Отдавая дань сложившейся традиции, высшим благом Аристотель также считал счастье. Но мыслитель внес в это по–нятие много новых оттенков. Счастье, по Аристотелю, – это особое состояние удовлетворенности, которое получает чело–век от совершенной им добродетельной деятельности. Мораль и счастье должны быть связаны между собой. Аристотель утверждал, что высшего удовлетворения жизнью человек мо–жет достичь, только совершая моральные поступки. Главными условиями на пути к счастью он считал: нравственное и ин–теллектуальное совершенствование, дружбу, здоровье и нали–чие внешних благ, активную гражданскую позицию. В отли–чие от Платона, Аристотель отрицал врожденный характер добродетелей человека, что дало ему возможность говорить о вопросах нравственного воспитания. Добродетель напря–мую связана с общественно значимым действием и имеет нор–мативный характер. Нравственные качества человека – это не то, что дано ему от природы, а то, что должно быть воспитано в нем обществом. Так как мораль базируется на разуме и воле, то можно выделить добродетели дианоэтические и этические. Аристотель при этом предложил конкретный подход к опреде–лению меры добродетели. В частности, мужество, по мнению философа, зависит от того, о ком мы будем вести речь, – о младенце или атлете. А также Аристотель обосновал идею о том, что каждая добродетель – это середина между двумя крайностями (мужество, таким образом, это середина между трусостью и отвагой).

Учение о дружбе Аристотеля является первым опытом постановки и решения проблемы общения. Огромное значе–ние для дальнейшего развития этики имели также и другие идеи Аристотеля. В частности, Аристотель в своем учении развил темы о свободе выбора и ответственности в морали, о единстве этики и политики и др. Многие положения Ари–стотеля оказались даже несвоевременными, не были доста–точно адекватно осознаны современниками, но получили раз–витие в более поздние времена.

Как и в Ε. Ν., в Е. Е. учение о счастье рассматривается как составная часть учения о благе (в Е.Е. исходным пунктом рассуждения выступает понятие счастья, а в Е. N. - блага), которое понимается как практически достижимая цель. Развивая свое учение о благе, Аристотель в обеих этиках критикует учение о трансцендентном Благе Платона. Добродетель понимается как устойчивое душевное качество (ἕξις, διάθεσις); два вида добродетели, нравственные и мыслительные, выводятся из структуры души, состоящей из разумной и повинующейся разуму частей; нравственные добродетели трактуются как середины между двумя пороками; условием возможности нравственного поступка является его добровольность. В обеих этиках имеется анализ отдельных нравственных добродетелей, при этом в Е.Е. II добродетели и пороки сведены в наглядную таблицу (в три столбца: избыток, недостаток, середина).

Следствием сомнений в аутентичности Ε. Ε. явилось то, что в Античности и Средневековье не было составлено ни одного комментария к ее тексту.

Текст: Eudemii Rhodii Ethica, adiecto De Virtutibus et Vitiis Libello. Rec. F. Susemihl. Lpz., 1884 (repr.: Amst, 1967); Aristotelis Ethica Eudemia. Rec. R. R.Walzer, J. M. Mingay. Oxf., 1991. Переводы: Aristoteles. Eudemische Ethik. Übers, und komm. v. F. Dirlmeier. В., 19692; Aristotle's Eudemian Ethics I, II and VIII. Transi, with a Comm. by M. Woods. Oxf., 1982. Аристотель. Евдемова этика в 8 кн. Пер. Т. В. Васильевой, Т. А. Миллер, М. А. Солодовой. М., 2005.

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция . П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин . 2008 .

Этика Аристотеля – это высший этап развития античной этики. Это вряд ли стало бы возможным, если бы ученик Платона не превзошел собственного учителя и сделал выбор в пользу истины.

Аристотель считается автором трех известных сочинений по этике:

Но вопрос об авторстве Аристотеля остается открытым. Также существует мнение, что после смерти Аристотеля его сыновья отредактировали многие труды автора. Основа этического учения Аристотеля – это психологическая наука.

Этика призвана изучать индивидуальное поведение человека, а также механизмы его взаимодействия с людьми. Поэтому этика всегда имеет социальный оттенок и исследует нравственные проблемы государства, гражданина, проблемы воспитания человека и заботы об общечеловеческом благе.

Аристотель о науках и этике

Таким образом, можно сделать вывод о том, что этика Аристотеля занимала среднее положение между психологией и политикой. Аристотель впервые смог классифицировать науки исферы познания.

Все науки он разделил на три группы:

Самой теоретической наукой Аристотель называл философию. Она изучает то, что максимально достойно постижения, а именно причины и первоначала.

Считается, что для Аристотеля наука ценна собственной созерцательностью. Наука отдается познанию и поиску истины.

Наука – это сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

Наука является наивысшим видом творческой деятельности. Только в процессе научной деятельности человек получает возможность найти спокойное счастье и истинное блаженство. Античные философы говорят о том, что познание есть отношение человека к миру, а также установление связи с первоначалом.

Готовые работы на аналогичную тему

Познание – это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

Первоначало – это изначальная сущность.

Суть этического учения Аристотеля

Этический идеал – это совершенство в отношениях между людьми.

Аристотель говорил о том, что всякое рассуждение направлено на творчество и деятельность. Это означает, что через мышление человек достигает правильного выбора и включается в систему нравственного идеала.

Тем самым практическая сфера жизни и разнообразные виды производственной деятельности невозможны без мышления, этического компонента. Аристотель говорил о том, что творческая деятельность не тождественна поступкам. Поступки связываются с деятельностью человека и свободным выбором, общими морально – правовыми нормами, а творчество направляется на созидание произведений искусства.

Заслуги Аристотеля в области этики довольно велики. Он дал этой науке имя и создал первый этический труд. Также он впервые поставил вопрос о самостоятельности этики, выдвинул оригинальную теорию морали, которая признавалась современниками, но не была воспринята правильно в полной мере.

Для этического учения, по Аристотелю, характерен логический анализ, единство метода рационального проблемного осмысления и эмпирического подтверждения проблем, социальной направленности этического мышления, практического, прикладного значения.

Говоря об этическом аспекте проблеме взаимоотношений человека и общества, Аристотель пытался найти пути гармоничного взаимодействия в рациональном ограничении личностью всех уникальных эгоистичных потребностей. Личность ориентируется на общественное благо. Философ говорил, что социальная гармония не может подавлять личные интересы и внутренний мир личности.

Нравственность личности опирается на волю и разум, поэтому она приводит желания и цели в соответствие с государственными интересами.

Нравственность – это добровольное исполнение человеком тех или иных обязательств и норм нравственного закона (Закона Божьего) без внешнего оценивающего.

Высшим благом по Аристотелю называли счастье. Мыслитель внес в это понятие много новых оттенков. Счастье по Аристотелю есть особое состояние удовлетворенности, которое человек может получить в результате совершенной добродетели или морального поступка.

Среди главных условий на пути, к счастью, Аристотель выделял: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье, дружбу, наличие внешних благ, активную позицию гражданина.

При этом Аристотель отрицал врожденный характер добродетели человека, что открыло перед ним возможность говорить о вопросах нравственного воспитания. Добродетель в данном случае напрямую связана с общественно значимыми действиями.

Аристотель предлагал конкретный подход к определению меры добродетели. В частности, мужество, по мнению, автора зависит от того, о ком мы будем вести речь, от личности человека. Особенное место в системе этики Аристотеля занимает учение об общении. Также Аристотель говорил о проблеме морального выбора и ответственности морали. Многие положения этики Аристотеля оказались неправильно воспринятыми современниками.

Этика Аристотеля – это высший этап развития античной этики. Это вряд ли стало бы возможным, если бы ученик Платона не превзошел собственного учителя и сделал выбор в пользу истины.

Аристотель считается автором трех известных сочинений по этике:

Но вопрос об авторстве Аристотеля остается открытым. Также существует мнение, что после смерти Аристотеля его сыновья отредактировали многие труды автора. Основа этического учения Аристотеля – это психологическая наука.

Этика призвана изучать индивидуальное поведение человека, а также механизмы его взаимодействия с людьми. Поэтому этика всегда имеет социальный оттенок и исследует нравственные проблемы государства, гражданина, проблемы воспитания человека и заботы об общечеловеческом благе.

Аристотель о науках и этике

Таким образом, можно сделать вывод о том, что этика Аристотеля занимала среднее положение между психологией и политикой. Аристотель впервые смог классифицировать науки исферы познания.

Все науки он разделил на три группы:

Самой теоретической наукой Аристотель называл философию. Она изучает то, что максимально достойно постижения, а именно причины и первоначала.

Считается, что для Аристотеля наука ценна собственной созерцательностью. Наука отдается познанию и поиску истины.

Наука – это сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

Наука является наивысшим видом творческой деятельности. Только в процессе научной деятельности человек получает возможность найти спокойное счастье и истинное блаженство. Античные философы говорят о том, что познание есть отношение человека к миру, а также установление связи с первоначалом.

Готовые работы на аналогичную тему

Познание – это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

Первоначало – это изначальная сущность.

Суть этического учения Аристотеля

Этический идеал – это совершенство в отношениях между людьми.

Аристотель говорил о том, что всякое рассуждение направлено на творчество и деятельность. Это означает, что через мышление человек достигает правильного выбора и включается в систему нравственного идеала.

Тем самым практическая сфера жизни и разнообразные виды производственной деятельности невозможны без мышления, этического компонента. Аристотель говорил о том, что творческая деятельность не тождественна поступкам. Поступки связываются с деятельностью человека и свободным выбором, общими морально – правовыми нормами, а творчество направляется на созидание произведений искусства.

Заслуги Аристотеля в области этики довольно велики. Он дал этой науке имя и создал первый этический труд. Также он впервые поставил вопрос о самостоятельности этики, выдвинул оригинальную теорию морали, которая признавалась современниками, но не была воспринята правильно в полной мере.

Для этического учения, по Аристотелю, характерен логический анализ, единство метода рационального проблемного осмысления и эмпирического подтверждения проблем, социальной направленности этического мышления, практического, прикладного значения.

Говоря об этическом аспекте проблеме взаимоотношений человека и общества, Аристотель пытался найти пути гармоничного взаимодействия в рациональном ограничении личностью всех уникальных эгоистичных потребностей. Личность ориентируется на общественное благо. Философ говорил, что социальная гармония не может подавлять личные интересы и внутренний мир личности.

Нравственность личности опирается на волю и разум, поэтому она приводит желания и цели в соответствие с государственными интересами.

Нравственность – это добровольное исполнение человеком тех или иных обязательств и норм нравственного закона (Закона Божьего) без внешнего оценивающего.

Высшим благом по Аристотелю называли счастье. Мыслитель внес в это понятие много новых оттенков. Счастье по Аристотелю есть особое состояние удовлетворенности, которое человек может получить в результате совершенной добродетели или морального поступка.

Среди главных условий на пути, к счастью, Аристотель выделял: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье, дружбу, наличие внешних благ, активную позицию гражданина.

При этом Аристотель отрицал врожденный характер добродетели человека, что открыло перед ним возможность говорить о вопросах нравственного воспитания. Добродетель в данном случае напрямую связана с общественно значимыми действиями.

Аристотель предлагал конкретный подход к определению меры добродетели. В частности, мужество, по мнению, автора зависит от того, о ком мы будем вести речь, от личности человека. Особенное место в системе этики Аристотеля занимает учение об общении. Также Аристотель говорил о проблеме морального выбора и ответственности морали. Многие положения этики Аристотеля оказались неправильно воспринятыми современниками.

Читайте также: