Архитектура второй половины 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во второй половине двадцатого века новаторский дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал. Городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе чистого рационального функционализма, создающими ощущение уныния, монотонности и однообразия. В 70-е годы в США, как реакция на это, появились огромные здания, по своим масштабам превосходящие стеклянные небоскребы в стиле Мис ван дер Роэ. Их масштаб никак не соотносился с человеческим телом, и был больше похожим на какой-то космический уровень. Гладкая стеклянная поверхность зданий не имела поэтажного горизонтального членения, выявленного снаружи, как это было в небоскребах Миса, а всем своим "телом" отражала небо и окружающее пространство, вступая с ним в иррациональное взаимодействие.

Подобное здание Тихоокеанского центра дизайна в Лос-Анжелесе, построенное Цезарем Пелли в 1971-76 годах, стоит совершенно вне городского контекста и устанавливает свои собственные стандарты масштаба. Это огромное здание из голубого стекла местные жители называют "голубым китом". Оно стоит среди хаоса безликого окружения как антимонумент и, несмотря на свои гигантские размеры, производит впечатление выброшенного на мель морского чудовища с блестящей мокрой голубой кожей, которое непонятным образом попало в человеческий мир. Когда надоедают формалистические холодные постройки "белого модернизма", скупые формы "минимальной архитектуры" функционализма, культ техники и конструкций "хай-тек", некоторые архитекторы делают попытку изменить формальный язык архитектуры, вернув в него формы из прошлых веков, исключенные из практики орнамент, цвет и прочие "лишние" элементы. Но было бы неверно ограничивать суть нового движения одним лишь ностальгическим обращением к историческим формами прошлого, хотя оно сыграло большую роль в сложении нового стиля, названного его теоретиками постмодернизмом. Главное, что попытались архитекторы постмодернизма вернуть в архитектуру, – это изгнанную из нее много десятилетий назад образность, делающую ее не просто процессом создания пространственных структур, а видом искусства.

Архитектура постмодернизма Музей прикладного искусства


Музей прикладного искусства, Роберт Майер, 1980-1985 США, Атланта

Архитектура постмодернизма Пьяцца Италия


Пьяцца д'Италия Чарльз Мур, 1975-1980 США, Новый Орлеан

Архитектура постмодернизма Здание центра связи


Здание центра связи и почты Канада, Торонто

Архитекторы постмодернизма попытались внести в архитектуру еще и другие законы, кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм – выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Еще одно качество, которое отличает архитектуру постмодернизма, особенно в европейских странах – это осознанное желание увязать новые постройки с историческим городским окружением, не испортив его новыми включениями, почувствовать городской контекст будущих построек. Иногда это направление постмодернизма называется контекстуализмом. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации.

В этом смысле характерным примером может служить вызвавшая сенсацию в 1977 году постройка Чарльза Мура – Пьяцца д'Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков – создать материальное воплощение ностальгии – архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Сама постановка задачи здесь предопределила и сделала оправданным использование эклектичных форм ради создания художественного образа-ассоциации. Другим примером постмодернистского непрямолинейного трактования форм и образов архитектуры прошлого может служить проект здания Американской телеграфно-телефонной кампании (АТТ) в Нью-Йорке, выполненный знаменитым американским архитектором Филиппом Джонсоном в 1978 году, работавшим раньше в интернациональном стиле вместе с Мисом.

Архитектура постмодернизма Музей изящных искусств


Музей изящных искусств, Роберт Майер США, Джорджия

Принципы жилищного строительства базировались на методах свободной застройки крупными жилыми образованиями, включающими здания предприятий повседневного обслуживания, применении полносборных индустриальных методов домостроения. Здания получили наилучшие условия инсоляции и аэрации. Строго соблюдались требования озеленения и благоустройства. Т.е. удалось использовать преимущества архитектуры модернизма – ее рационалистичность, использование новой строительной техники и строгое соблюдение требований гигиены жилища.

Строительная техника переживает революцию. Более широко используется возможности современных материалов: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических плёнок и прочее.

С. Базируется на эстетизации конструктивной формы и занимает промежуточное положение между конструкствизмом 20-х и хай-теком 80-90-х годов. Гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры.


Архитектор Оскар Нимейер из Бразилии. Его произведение – здание национального конгресса в Бразилии.


В основе творчества метаболистов лежит понимание конструкции, как живого организма. Данное здание состоит из 16 железобетонных башен, 5 м в диаметре, где размещались: лифты, лестницы и каналы инженерного оборудования. К башне подвешены рабочие помещения. Вертикали башен имеют различную высоту, а горизонтали расположены ассиметрично. Между заполненными ячейками зияют пустоты. Все это создает эффект незавершенности. Здание как бы растет и усложняется. Пример: Район Де Франц в Париже.

Середина 50-х годов архитектура запада это пёстрый разнообразный мир. Например: в Англии зародилось направление –Брутализм. Главным содержанием является строительство, где восставляются на показ конструктивная основа сооружения, но господствующим того времени стало –новое Барокко.

Криволинейные формы и конструкции принцип, которого заимствован из мира живой природы. Пример Аэровокзал в Нью-Йорке, где здание напоминал форму морского ската. Архитектор Эро Сааринен.

Развитие историзма шло двумя путями:

1. Углубленное овладение отечественными традициями и их избирательное применение. В России – неорусский стиль работах Щусева, неоклассицизм и неоампир в работах Фомина и Щуко, ренессанс а работах Жолтовского.

2. Энциклопедическое овладение языком архитектурных форм различных эпох и народов для применения их в проектировании в соответствии с замыслом заказчика. Пример – Музей изобразительных искусств им. Пушкина(арх.Клейн)

По окончании Второй мировой войны историзм неоклассицизма оказался в общественном мнении дискредитирован, поскольку воспринимался как стиль архитектуры побежденных стран с тоталитарным режимом – Германии и Италии. Советская архитектура послевоенного времени, напротив, отличается ориентацией на историзм. Как и после Отечественной войны 1812 года архитектурный язык ампира воспринимался как единственно достойное средство отражения триумфа победы. Примеры: площада и улицы Петербурга, Москвы, Волгограда, ансамбль МГУ и остальных высотных зданий, шлюзы Волго-Донского канала и станции московского метро.

Конец 60-х годов 20 века – время переоценки всех ценностей. Подвергается сомнению современная архитектура с её идеалами функционализма и порядка. Искусство 70-х – 90-х годов 20 века получило названиеПостмодернизм.

Постмодернизму присуще возрождение исторических архитектурных систем и декора всех видов ( кладка, облицовка, рельеф, росписи …), возрождение активного силуэта зданий ( завершение фронтонами, мансардами…) с отказом от плоских крыш. Соответственно восстанавливаются принципы исторического построения композиции – симметрия, пропорциональность, перспектива. Пример: офис фирмы АТТ в Нью-Йорке. В США постмодернизм носит игровой , театрализованный характер, иногда с чертами китча и бутафории.

В Европе здания более строги, т.к. новые сооружения строятся в окружении прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных форм.

Хай тек – эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 20-е годы 20века. Представляет собой современную модернизацию техницизма, обновление языка архитектуры под влиянием технического процесса.

Ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, активно включает в композицию зданий элементы инженерного оборудования.

Однако, знаковым произведением стало здание Центра Искусств им.Ж.Помпиду в Париже (1972-79). На фасад вынесены различно окрашенные трубопроводы. Окончательное визуальное разрушение нанесло диагональное размещение прозрачной трубы с эскалатором. Сооружение вызывает ассоциацию с вывернутым наизнанку живым организмом.

К концу 90годов становится главенствующим второе направление, когда несущие конструкции играют ведущую роль в решении фасадов и интерьеров здания. – Здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

В 20-е годы символизм был связан с поэтизацией техники. Поэтизировались формы и образы механизмов, пароходов и летательных аппаратов. Клуб Русакова в Москве арх.Мельникова ассоциируется с гигантским механизмом, а план с фрагмнтом шестерни. В проекте памятника 111 Интернационалу арх.Татлина внутри гигантской (400м) спиральной башни располагались друг над другом четыре объема: кубический – законодательные органы Коминтерна, врвщающийся со скоростью один оборот в год, объем в виде усеченной пирамиды – исполнительные органы (один оборот в месяц), цилиндрический объем - секретариат (один оборот в неделю) и венчающий полусферический объем.

Архитектура конца века.

В архитектуре жилища многоэтажные комплексы уступили место более соответствующей интимности низкой (в 2-4 этажа) застройке, с замкнутыми дворовыми пространствами. Изменился силуэт застройки – плоские крыши сменились скатными, ленточные окна – замкнутыми, а аскетичная белая архитектура – многоцветной.

В эстетическом отношении архитектура плюралистична. Мирно сосуществуют различные направления при преобладании неомодернизма.

В начале ХХ в. велись поиски новых архитектурных форм на основе сочетания достижений техники с классическими принципами.
Говоря об основных характеристиках архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново.
Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей.

Техно архитектура базировалась на использовании новых материалов (например, высокопрочного железа, чугуна), благодаря которым структуру здания можно было вытягивать на любую высоту. В строительстве начали использовать армированный бетон. Первоначально к зданиям из металла, чугуна и стали не относились как к архитектурным сооружениям, так как считалось, что эти материалы не несут в себе творческого, художественного начала, и поэтому не являются эстетичными. А чтобы здания выглядели таковыми, их декорировали колоннами, пилястрами, разными классическими элементами.

Блобитектура (блобизм) – движение в архитектуре, когда здания имеют амебную форму. В 1995 году архитектор Грег Линн в своих экспериментах в компьютерном дизайне ввел понятие БЛОБы для создания сложных объектов в компьютере.

Критический регионализм – это подход в архитектуре, стремящийся восполнить потерю смысла и места в модерне путем использования контекстуальных условий.

Регионализм – это направление современного американского искусства 30-х годов, когда люди, устав от высоких технологий города, обратились к деревне. Это направление чем-то схоже с вернакулярной архитектурой.

Сберегающий дизайн либо экодизайн, зеленый дизайн, дизайн для окружающей среды – это искусство создавать объекты, которые соответствуют принципам экономического, социального и экологического сбережения и поддержания. Это проектирование от малых объектов повседневного использования до проектирования зданий, городов и земной поверхности. Распространяется на архитектуру, ландшафтную архитектуру, инжиниринг, индустриальный дизайн и дизайн интерьера. Анализ всего жизненного энергетического цикла создаваемого объекта позволяет определить влияние данного объекта на окружающую среду. Главное внимание отводится материалам, использованию производственных технологий, которые требуют меньше энергии, использованию изделий, имеющих высокое качество и долголетие, с тем чтобы можно было их реже менять. Основной принцип: изделия, процессы и системы должны быть спроектированы таким образом, чтобы их можно было использовать и в дальнейшем в коммерческой жизни.

Без сомнения, существует ещё много других направлений в архитектуре, но рассмотрены основные стили и тенденции в архитектуре 20 века, кратко охарактеризованы.

Вы здесь: Home Мировая художественная культура Русское изобразительное искусство и архитектура Изобразительное искусство и архитектура советского периода Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

В начале второй половины XX в. сталинская архитектура стала терять свою актуальность.

Архитектура второй половины XX века и современная

По инициативе Н.С. Хрущёва в 1961 г. был построен Государственный Кремлёвский дворец. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер и др. Дворец предназначался для проведения съездов КПСС, театральных постановок, концертов и др.
Кремлёвский дворец съездов создан в стиле советского модернизма, в строгой прямоугольной форме. В нём насчитывается более 800 помещений. В центральной части здания находится зрительный зал на 6000 мест, его сцена, балкон и партер организуют единое архитектурное пространство. Зал декорирован вертикальными деревянными рейками, форма и крепление которых служат лучшему отражению звука. Специальная техника позволяет осуществлять перевод на 12 языков. К основному залу примыкает банкетный, второй по размеру, из него открывается вид на Московский Кремль. Вокруг двух центральных пространств здания расположены остальные помещения: фойе, подсобные, артистические и технические комнаты.
По проекту Н.В. Никитина в конце 60-х годов XX в. была сооружена Останкинская телебашня в Москве.

Останкинская телебашня на фоне 22-этажных домов
Высота башни 540,1 м, это 10-е по высоте сооружение в мире.
С 1965 по 1979 г. проходило строительство Белого дома в Москве.

Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

Спальный район Бусиново в Москве
Спальные районы городов достаточно удалены от центра, где обычно располагаются офисы и места культурного досуга, но и цены на жильё в них ниже. Дома в спальных районах в основном являются типовыми многоэтажными панельными. Предусмотрена минимальная инфраструктура (магазины, школы, детские сады, поликлиники, система общественного транспорта и т.д.).

К Летней Олимпиаде 1980 г. в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине были построены или реконструированы спортивные и прочие здания.

Архитектура второй половины XX века и современная

Велотрек в Крылатском (Москва)

Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

Современная архитектура

Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

Новосибирский технопарк (Новосибирск)

Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

Архитектура второй половины XX века и современная

В этом же стиле построен Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке (Москва), 2002 г.

Архитектура второй половины XX века и современная

В начале XXI в. резко стал изменяться архитектурный облик городов России, в том числе небольших районных центров и сел.

Читайте также: