Архитектура в англии 16 17 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Готика зародилась во Франции, а уже затем перекинулась через Ла-Манш и стала развиваться на берегах Туманного Альбиона. За свою многовековую историю английская готическая архитектура прошла три этапа развития, и имеет собственные конструктивные особенности. Заглянем в глубь веков и рассмотрим популярные сооружения Англии, возведённые в этом величественном и изысканном архитектурном стиле. Для лучшего восприятия разделим обзор на две категории — культовые сооружения и гражданские здания.

Этапы развития и особенности готического стиля в Англии

Для начала рассмотрим основные вехи развития этого уникального архитектурного стиля на берегах Британии, а также обозначим его основные национальные особенности.

1. Ранняя английская готическая архитектура

В Англии готические сооружения начинают появляться в конце XIII столетия, и многие элементы были заимствованы в соседней Франции.

2. Украшенная готика

В середине XIV века в Англии зарождается новый стиль, названный украшенная, или декоративная готика. Увеличивается число декоративных элементов, меняется форма и размеры окон.

Это было уже детище английских зодчих, создававших на базе классической готики свои архитектурные, пышно украшенные, шедевры.

3. Перпендикулярная готика

В XV столетии меняется расположение декоративных элементов готических сооружений, в них начинают преобладать перпендикулярные линии.

Появляются веерные своды, как в Глостерском соборе, арки сводов дополняются новыми элементами. Нововведения английских архитекторов использовали как в религиозной, так и в светской архитектуре.

4. Неоготика

Особый стиль, зародившийся в Англии в XVIII столетии, стал новым направлением в архитектуре.

Зародилась благодаря тому, что англичане разочаровались во французских ценностях и идеалах, и создали собственный стиль. Особый расцвет неоготики пришёлся на Викторианскую эпоху, в которую и появились настоящие шедевры, представляющие этот уникальный стиль.

Чем же отличалась французская готика можно посмотреть в интересной статье на topcafe.su об удивительной готической архитектуре Франции .

Гражданские сооружения

На Британских островах нет величественных готических ратуш и колоколен, сохранившихся на просторах Франции, но и в Англии на рыночных площадях, в облике гостиниц, госпиталей и бывших приютах для бедняков легко узнаются готические мотивы.

А вот по некоторым зданиям Оксфорда и Кембриджа можно проследить историю развития английской готики.

1. Королевская часовня Кембриджа

Архитектурная гордость прославленного учебного заведения Англии выстроена в стиле перпендикулярной готики. Король Генрих VI лично определил место, где будет возведена часовня, и утвердил проект.

Начали строить часовню в 1444 году. В строительные работы вмешалась война Алой и Белой розы, и завершили строительство уже при Генрихе VIII в 1515 году.

Университетская часовня по размерам воистину королевская, ведь её длина 88 м, а высота величественных сводов достигает 29 м. Витражи считаются лучшими произведениями искусства британских островов XVI столетия.

2. Вестминстерский дворец

Величественный Королевский дворец в стиле неоготики возвышается над водами Темзы в самом сердце английской столицы. А возвели его в середине XIX столетия, с 1840 по 1860 год.

Исконное место, где возводили резиденции королей, а первый замок построил здесь в начале XI века Кнуд Великий. Состоит из трех башен, самой доминантной из которых является башня Виктории. Везде расположены характерные для неоготики арки и стрельчатые резные окна.

Сейчас в памятнике английской архитектуры заседает национальный парламент.

3. Виндзорский замок

Самый большой и один из красивейших замков мира является загородной резиденцией британских монархов. А возвели его в двух архитектурных стилях — новой готики и традиционном романском стиле.

Вот уже 900 лет величественное сооружение является символом королевской власти. Подвергаясь перестройке и неоднократным реставрациям, оно сохранило основные архитектурные конструкции в первоначальном виде.

Замок имеет славную историю, а его стены выступают молчаливыми свидетелями важнейших событий многовековой британской истории.

4. Вокзал Сент-Панкрас

Сегодня бо́льшую часть вычурного неоготического здания в самом сердце Лондона занимает гостиница, а вокзал уютно разместился за вычурным фасадом. Примечательно, что здание возвышается на 5 м от уровня улицы.

Автором проекта строительства уникального здания выступил Джордж Гилберт Скотт. А воплотил идею в жизнь инженер Уильям Гилберт Барлоу. Сегодня вокзал — важный транспортный узел в железнодорожной системе страны.

Советуем посмотреть на topcafe.su увлекательную статью о 20 самых красивых ж/д вокзалах мира .

5. Биг Бен и Тауэрский мост

Часовая башня Вестминстерского дворца была возведена в неоготическом стиле в 1859 году архитектором Огастесом Пьюджином . Со временем башня стала туристическим символом Лондона.

Вместе с Тауэрским мостом это самая узнаваемая достопримечательность Англии. Мост , открытый для движения в 1894 году, также выстроен с элементами неоготики, характерной для Британии Викторианской эпохи.

Если считать со шпилем, то высота величественной постройки равна 96 м. Примечательно, что башня Елизаветы (Биг Бен) имеет отклонение от основной оси на 43 см.

Готика религиозных сооружений

Этот архитектурный стиль в первую очередь использовался при возведении церквей. По подсчётам историков и археологов в Англии в период господства этого стиля возвели более 10 тысяч церквей, но лучше историю развития готики в Англии можно проследить на великолепных соборах и монастырских церквях Туманного Альбиона.

1. Вестминстерское аббатство

Красивейшую средневековую церковь, освящённую в честь особо почитаемого на берегах Темзы апостола Петра, возвели в период с 1245 по 1269 год. Личное указание о начале строительства отдал король Генрих III, а следил за работами и принимал участие в возведении придворный зодчий Генри Рейнский.

Традиционное место коронации британских монархов выстроили в готическом стиле с двумя монументальными квадратными башнями. На фасаде разместили ажурные арки и характерное для этого стиля витражное окно-розетку.

Церковь неоднократно перестраивалась, и теперешний вид приобрела в 1745 году в правление Георга III. Но, несмотря на все перестройки и реставрации, сохранила свой готический облик.

2. Солсберийский собор

Величественный храм в городе Солсбери возводили в течение 100 лет с 1220 по 1320 год, а освятили в честь Святой Девы Марии. В последний год возвели знаменитый шпиль собора, уходящий в небо на 123 м.

Именно уникальный шпиль делает готический собор самым высоким средневековым зданием на просторах Англии. Внутри остались леса с балками, датированными 1240 годом, а на балках маркировка в виде арабских цифр.

Ещё один уникальный артефакт, это часы на фасаде, начавшие отсчитывать время в 1386 году. Они считаются древнейшим работающим механизмом в истории человечества.

3. Кентерберийский собор

Ссылаясь на записи Беды Достопочтенного, собор был основан в 603 году, а история его строительства растянулась на многие века. Началось возведение в 1070 и завершилось в 1834 г.

В 1174 к основному зданию пристроили Троицкую капеллу. С первых месяцев строительства стали видны его готические очертания, а в XV столетии был перестроен неф, ставший примером английской перпендикулярной готики. В это же время надстроили величественную центральную башню.

В XVII веке сооружение пережило ещё одну грандиозную перестройку. Северо-западная башня, построенная в романском стиле, могла обрушиться. Её разобрали, и возвели новую, но уже в стиле готики.

4. Уэлский собор

Собор, выстроенный в стиле ранней английской готики, был возведён в городке Уэлс, графства Сомерсет. Расположен он в живописнейшем месте, среди зелёных лугов.

Строили его с 1175 по 1490 год, а Джон Харви назвал это культовое сооружение первым классическим готическим собором Европы. Возведённое здание освятили в честь Андрея Первозванного, и со временем Уэлский собор стал главным храмом диоцеза.

Алек Клифтон, описывая его архитектурные особенности, назвал его самым поэтическим зданием Англии. По отзывам историков архитектуры и туристов это один из самых красивых соборов не только Англии, но и Европы.

5. Собор в Эксетере

Храм в Эксетере яркий образец декоративной, или украшенной готики, которая пришла на смену архитектурным элементам ранней готики. Строгие формы готических зданий стали украшаться вычурными декоративными элементами.

Начали возводить культовое сооружение в начале XII столетия, а к 1400 строительство здания было завершено. По всему периметру свода столбы окружили пучком небольших колонок, а над капителями соорудили декоративные украшения в виде цветов.

Отметим, что храм имеет самый длинный непрерывный свод, а из инноваций того времени на фасаде установили астрономические часы.

Это была лишь часть готических сооружений Соединённого королевства. Мы решили сильно не утомлять вас большим количеством информации, но если вам интересно, можете посмотреть полную версию этой статьи со множеством готичесских сооружений.

Заключение

Представленные здания и соборы подтверждают, что английская готика в архитектуре имеет свой особый колорит. Она развивалась по общеевропейским законам, но на почве национальных, чисто английских архитектурных традиций. Редакция ТопКафе ждёт от вас интересных комментариев по теме статьи.

Архитектурный классицизм – это возвращение к античным традициям в зодчестве. Античный ордер в классицизме является эталоном гармоничности, строгости и монументальности.

Классицизм в Англии просуществовал до середины XVIII века. Успех стиля был во многом предопределен, поскольку архитектура барокко и рококо к моменту появления классицизма перенасытила вкусы европейских интеллектуалов.

В начале XVII века появилось новое архитектурное направление – палладианизм. Своим появлением оно обязано английскому архитектору Иниго Джонсу, получившему профессиональный опыт в Италии.

Среди наиболее влиятельных архитекторов Англии этого периода можно выделить:

  • Кристофера Рэна;
  • Уильяма Кента;
  • Джона Вэнброу;
  • Иниго Джонса.

Особенность английской архитектуры XVII века и первой половины XVIII века заключается в ренессансно-классицистическом оттенке стиля. При этом специалисты отмечают наличие всё еще уверенных черт барокко. В таких странах, как Германия, Франция, Испания и Бельгия барокко на тот момент только достигало предела своих формальных возможностей. В Англии же был силен палладианский классицизм. Интересно, что в английской архитектуре XVII – начала XVIII века практически нет памятников, которые бы можно было назвать явно барочными. Все они в большей или меньшей степени классицистичны.

Одним из ведущих архитекторов конца XVII – начала XVIII века в Англии был Кристофер Рэн. Влияние его деятельности на архитектуру страны очень велико. Восстановительные работы после пожара в Лондоне в 1666 году, а также реставрация Стюартов повлияли на карьеру Кристофера Рэна в Англии. В этот период он был ключевой фигурой в английской архитектуре. Он занимается реконструкцией собора Святого Павла и некоторых лондонских религиозных сооружений. Также он работает над проектом Королевского госпиталя в Гринвиче, дворца Уайтхолл и Хэмптон-корта. Архитекторы Николас Хоксмур и Джон Вэнброу создали сооружения, которые специалисты относят к числу самых оригинальных и мощных объектов английской архитектуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Собор Святого Павла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Второй, не менее важный, Георгиевский архитектурный стиль, называемый неоклассицизмом, получил широкое распространение в середине XVIII столетия. Надо сказать, что к концу века, а также во время правления короля Георга IV, развиваются и другие архитектурные стили (например, готическое Возрождение и стиль регентства). Георгиевская эра характеризуется также зенитом дизайнерских домов в Британии. Даже в наши дни можно увидеть целые кварталы симметричных и однородных домов в Лондоне. Фасады этих зданий украшены классическими пилястрами, дверьми и окнами на фронтонах, а также изящной лепниной.

Интерьеры

Интерьеры данного периода дают общую картину перехода от ренессанса к классицизму. Сохраняются деревянные панели, потолки со сложными рисунками, однако, все сильнее начинают проявляться черты ордерности. В интерьерах начинают применяться пилястры, карнизы и новые орнаменты в стиле классицизма.

Что касается признаков барокко, то они наблюдались во второй половине XVII – XVIII вв. в интерьерах Кристофера Рэна. Правда все эти черты были ограничены чисто декоративными элементами – гирляндами и прочими элементами, которые накладывались на ясную тектоническую основу.

Для английских домов весьма были характерны величественные холлы. Характерный образец был создан Джоном Вэнброу в Кэстл-Ховарде. Холл увенчивался куполом на парусе свода, он являлся центром поистине театральной композиции. Две огромные аркады открылись с обеих сторон на лестничные пролеты, галереи второго яруса начинаются за колоннами, а широкие дверные проемы ведут в гостиные, откуда зритель может попасть в сад.

Помимо архитектуры и дизайна, георгиевская эра принесла человечеству большие достижения в декоративном искусстве. Эстетические и технические успехи прослеживались в гончарных изделиях, а также украшениях из драгоценных материалов.

Мебель также оформлялась по-новому. Обшивка была вытеснена деревянными панелями, такой метод также считался более предпочтительным для покрытия внутренних поверхностей стен. В жилых домах интерьеры имели весьма гармоничные пропорции. Интерьеры выполнялись в спокойных тонах. Штукатурные украшения, нередко применяемые в оформлении, были заимствованы из римских интерьеров.

Огораживание изменило социальный облик английской деревни. Именно в этотпериод вомногих сельских местечках и деревнях возникли шерстяные, суконные, а также хлопчатобумажные и шелковые мануфактуры. Свободные от цеховых обязательств, не ограниченные никакими градостроительными предписаниями, эти сельские поселения стали быстро расти и многие из них впоследствии превратились в города (Манчестер, Лидс, Шеффилд, Бирмингем и др.). В результате огораживания увеличилось население и старых городов, среди которых резко выделялся своими размерами Лондон. Благодаря удачному географическому размещению на перекрестке сухопутных дорог меридионального направления с Темзой, Лондон быстро рос - в XV в. он насчитывал 50 тыс., а в XVI в. - 80 тыс. жителей.

В XV-XVI вв. в Лондоне сосредоточилась международная торговля. Возникли многочисленные купеческие компании, среди которых наибольшую известность приобрели: Московская, основанная в 1555 г., Левантийская-в 1581 г., Ост-Индская-в 1600 г. и многие другие. К этому же времени относится быстрый рост Вестминстера, где находилась королевская резиденция, и оплота английской торгово-финансовой буржуазии - Лондонского Сити.

В отличие от городов континентальной Европы, города Англии развивались без каких-либо преднамеренно выработанных планировочных замыслов. Основное внимание архитекторов и заказчиков было сосредоточено на жилищном строительстве. К этому времени окончательно выработался классический тип английского жилого дома с его планировкой внутренних жилых помещений, подчиненной законам целесообразности. Таким образом, в Англии в период развития централизованного государства жилищная проблема стояла на первом месте и заслоняла собой все остальные стороны градостроительной деятельности.

Желание Т.Мора противопоставить стихийно протекавшему процессу урбанизации Англии организованный образец развития повлекло за собой принципы регулярного градостроительного искусства, которые особенно сильно сказались в планировке и застройке главного города Утопии - Амауроте, в котором нетрудно было узнать преображенный и упорядоченный Лондон. Прямоугольный в плане, город Амаурот, площадь которого определялась Мором в две на две с небольшим мили, представлял собой образец регулярного градостроительного искусства с сильно выраженной функциональной основой плана. Весьма примечательно, что Томас Мор тоже отдал дань актуальной проблеме этого времени - жилищу. На страницах своего трактата он рисует совершенно новый тип городского каменного дома с плоской кровлей. Это и был тот самый тип городской застройки, который пытался профессионально осмыслить в следующем столетии архитектор Иниго Джонс.




Из перечисленных выше работ наибольшее градостроительное значение имели дворцовый комплекс и первые регулярные площади Лондона - Ковент-гарден и Линкольн-Инн-Филд. Королевский дворец проектировался на берегу Темзы, по-соседству с Вестминстерским аббатством. Он представлял собой грандиозное прямоугольное сооружение размером 350 х 226 м, состоявшее из системы дворов, окруженных дворцовыми зданиями. Дворец имел четыре входа, среди которых главным был вход, обращенный к реке. Несмотря на высокое архитектурное и градостроительное

качество проекта, онне был осуществлен, за исключением небольшого зала Банкэтинг-хауз, построенного наулице Уайтхолл.

Другой не менее важной постройкой Иниго Джонса была площадь Ковент-гарден,получившая прямоугольную в плане форму. Однуиз ее сторонзанимала церковь, построенная Иниго Джонсом в ордерных формах. Остальные стороны окружили единообразные здания с расположенными в нижнем этаже аркадами. Следует отметить некоторое сходство площади Ковент-гарден с современной ей площадью Вогезов в Париже. Площадь Линкольн-Инн-Филд,так же прямоугольная в плане, была расположена северо-восточнее Ковент-гарденской и была значительно крупнее неё.Главным зданием этой площади, построенным в палладианских формах по проекту Иниго Джонса, был дворец графа Линдсей.

Ордерная архитектура, привнесенная Иниго Джонсом, полностью расцвела в Англии лишь после буржуазной революции XVII в. в творчестве крупнейшего архитектора этого времени - К.Рена(1632-1723 гг.). Апологетом этой архитектуры был также знаток искусств эрудит Джон Ивлин.

После Большого пожара 1666 г. Лондон полностью превратился в пепелище. Пожар практически уничтожил вседеревянные жилые постройки в Сити. Сильно пострадали и каменные жилые дома и церкви. Вскоре последовали проекты реконструкции города, созданные К.Реном, Д.Ивлином и Р.Хуком. Из этих трех проектов наиболее / заслуживавшим внимания был проект крупного ученого, математика, астронома КристофераРена. Следует отметить, что К.Рен много путешествовал по Европе и был знаком с передовыми градостроительными работами своего времени: реконструкцией уличной системы Рима и созданием грандиозных композиций в Версале и Париже. Это привело Рена к идее создания регулярной планировочной композиции плана Лондона. Его проект заключался в создании двух лучевых улиц, которые, начинаясь у западных ворот Сити на обширной соборной площади, направлялись к востоку. Одна из них, параллельная Темзе, доходила до крепости Тауэр, другая пересекала город и оканчивалась у северо-восточных городских ворот. В центре Сити предполагалась обширная овальная площадь, на которой должно было находиться монументальное здание биржи и банков. Эта площадь служила центром для многочисленных расходившихся от нее улиц. Прямоугольная планировка улиц в районе, примыкавшем к собору св. Павла, и более живописная в районе биржевой площади, объединялись в единое композиционное целое не только двухлучьем, но и парадной набережной, устройство которой также было намечено в проекте Рена.

Однако проект Рена не был осуществлен, т.к. лондонские домовладельцы не пожелали поступиться своими участками для реализации грандиозного планировочного замысла. Они предпочли остаться на своих местах, и через несколько лет город был полностью восстановлен, а уличная система Лондона сохранила свой средневековый характер. И лишь стройный объём собора св. Павла, построенный К.Реном на месте одноименного старого здания, и многочисленные церкви со шпилевидными завершениями, созданные тем же архитектором, внесли определенный порядок в стихийно сложившуюся центральную часть города.

Огораживание изменило социальный облик английской деревни. Именно в этотпериод вомногих сельских местечках и деревнях возникли шерстяные, суконные, а также хлопчатобумажные и шелковые мануфактуры. Свободные от цеховых обязательств, не ограниченные никакими градостроительными предписаниями, эти сельские поселения стали быстро расти и многие из них впоследствии превратились в города (Манчестер, Лидс, Шеффилд, Бирмингем и др.). В результате огораживания увеличилось население и старых городов, среди которых резко выделялся своими размерами Лондон. Благодаря удачному географическому размещению на перекрестке сухопутных дорог меридионального направления с Темзой, Лондон быстро рос - в XV в. он насчитывал 50 тыс., а в XVI в. - 80 тыс. жителей.

В XV-XVI вв. в Лондоне сосредоточилась международная торговля. Возникли многочисленные купеческие компании, среди которых наибольшую известность приобрели: Московская, основанная в 1555 г., Левантийская-в 1581 г., Ост-Индская-в 1600 г. и многие другие. К этому же времени относится быстрый рост Вестминстера, где находилась королевская резиденция, и оплота английской торгово-финансовой буржуазии - Лондонского Сити.

В отличие от городов континентальной Европы, города Англии развивались без каких-либо преднамеренно выработанных планировочных замыслов. Основное внимание архитекторов и заказчиков было сосредоточено на жилищном строительстве. К этому времени окончательно выработался классический тип английского жилого дома с его планировкой внутренних жилых помещений, подчиненной законам целесообразности. Таким образом, в Англии в период развития централизованного государства жилищная проблема стояла на первом месте и заслоняла собой все остальные стороны градостроительной деятельности.

Желание Т.Мора противопоставить стихийно протекавшему процессу урбанизации Англии организованный образец развития повлекло за собой принципы регулярного градостроительного искусства, которые особенно сильно сказались в планировке и застройке главного города Утопии - Амауроте, в котором нетрудно было узнать преображенный и упорядоченный Лондон. Прямоугольный в плане, город Амаурот, площадь которого определялась Мором в две на две с небольшим мили, представлял собой образец регулярного градостроительного искусства с сильно выраженной функциональной основой плана. Весьма примечательно, что Томас Мор тоже отдал дань актуальной проблеме этого времени - жилищу. На страницах своего трактата он рисует совершенно новый тип городского каменного дома с плоской кровлей. Это и был тот самый тип городской застройки, который пытался профессионально осмыслить в следующем столетии архитектор Иниго Джонс.

Из перечисленных выше работ наибольшее градостроительное значение имели дворцовый комплекс и первые регулярные площади Лондона - Ковент-гарден и Линкольн-Инн-Филд. Королевский дворец проектировался на берегу Темзы, по-соседству с Вестминстерским аббатством. Он представлял собой грандиозное прямоугольное сооружение размером 350 х 226 м, состоявшее из системы дворов, окруженных дворцовыми зданиями. Дворец имел четыре входа, среди которых главным был вход, обращенный к реке. Несмотря на высокое архитектурное и градостроительное

качество проекта, онне был осуществлен, за исключением небольшого зала Банкэтинг-хауз, построенного наулице Уайтхолл.

Другой не менее важной постройкой Иниго Джонса была площадь Ковент-гарден,получившая прямоугольную в плане форму. Однуиз ее сторонзанимала церковь, построенная Иниго Джонсом в ордерных формах. Остальные стороны окружили единообразные здания с расположенными в нижнем этаже аркадами. Следует отметить некоторое сходство площади Ковент-гарден с современной ей площадью Вогезов в Париже. Площадь Линкольн-Инн-Филд,так же прямоугольная в плане, была расположена северо-восточнее Ковент-гарденской и была значительно крупнее неё.Главным зданием этой площади, построенным в палладианских формах по проекту Иниго Джонса, был дворец графа Линдсей.

Ордерная архитектура, привнесенная Иниго Джонсом, полностью расцвела в Англии лишь после буржуазной революции XVII в. в творчестве крупнейшего архитектора этого времени - К.Рена(1632-1723 гг.). Апологетом этой архитектуры был также знаток искусств эрудит Джон Ивлин.

После Большого пожара 1666 г. Лондон полностью превратился в пепелище. Пожар практически уничтожил вседеревянные жилые постройки в Сити. Сильно пострадали и каменные жилые дома и церкви. Вскоре последовали проекты реконструкции города, созданные К.Реном, Д.Ивлином и Р.Хуком. Из этих трех проектов наиболее / заслуживавшим внимания был проект крупного ученого, математика, астронома КристофераРена. Следует отметить, что К.Рен много путешествовал по Европе и был знаком с передовыми градостроительными работами своего времени: реконструкцией уличной системы Рима и созданием грандиозных композиций в Версале и Париже. Это привело Рена к идее создания регулярной планировочной композиции плана Лондона. Его проект заключался в создании двух лучевых улиц, которые, начинаясь у западных ворот Сити на обширной соборной площади, направлялись к востоку. Одна из них, параллельная Темзе, доходила до крепости Тауэр, другая пересекала город и оканчивалась у северо-восточных городских ворот. В центре Сити предполагалась обширная овальная площадь, на которой должно было находиться монументальное здание биржи и банков. Эта площадь служила центром для многочисленных расходившихся от нее улиц. Прямоугольная планировка улиц в районе, примыкавшем к собору св. Павла, и более живописная в районе биржевой площади, объединялись в единое композиционное целое не только двухлучьем, но и парадной набережной, устройство которой также было намечено в проекте Рена.

Однако проект Рена не был осуществлен, т.к. лондонские домовладельцы не пожелали поступиться своими участками для реализации грандиозного планировочного замысла. Они предпочли остаться на своих местах, и через несколько лет город был полностью восстановлен, а уличная система Лондона сохранила свой средневековый характер. И лишь стройный объём собора св. Павла, построенный К.Реном на месте одноименного старого здания, и многочисленные церкви со шпилевидными завершениями, созданные тем же архитектором, внесли определенный порядок в стихийно сложившуюся центральную часть города.

Наиболее крупные явления английской архитектуры рассматриваемого периода относятся к последнему тридцатилетию 17 века. Продолжателем классика английского зодчества Иниго Джонса явился Кристофер Рен (1632—1723), остававшийся ведущим мастером английской архитектуры также на протяжении первой четверти 18 века.

Рен получил очень широкое образование: до того как он всецело обратился к архитектуре, он занимался математикой и астрономией. Совершив в 1665 г. поездку во Францию, он познакомился с Жюлем Ардуэном-Мансаром и другими французскими зодчими и с их работами, а также с Бернини, привезшим в Париж проект Лувра.

Собор св. Павла в Лондоне, строившийся Реном на протяжении тридцати шести лет (1675— 1710), стал величайшим культовым сооружением протестантского мира (длиной он превосходит Кельнский собор, высотой купольной части — флорентийский собор Санга Мария дель Фьоре). Римскому католическому собору св. Петра, строившемуся многими архитекторами на протяжении полутора веков с лишним, как бы намеренно был противопоставлен лондонский протестантский собор, сооруженный одним мастером в один строительный период, всего за три с половиной десятилетия. Первый составленный Реном проект с центрическим планом в форме равностороннего креста с притвором был отвергнут консервативным духовенством. Второй, осуществленный проект имел более традиционную вытянутую форму с разделенным столбами и арками на три нефа главным помещением и с просторным подкупольным пространством на пересечении нефов с трансептом.

Математические познания Рена пригодились ему в трудной задаче возведения купола, решенной им блестяще, с расчетом тонким и глубоким. Конструкция опирающегося на восемь столбов тройного купола сложна и необычна: над внутренней кирпичной оболочкой полусферической формы расположен кирпичный же усеченный конус, который несет венчающие собор фонарь и крест, а также третью, деревянную, крытую свинцом наружную оболочку купола.

Эффектен внешний вид собора. Два марша широких ступеней подводят с запада к шести парам коринфских колонн входного портика, над которыми расположены еще четыре пары колонн с композитными капителями, несущие фронтон со скульптурной группой в тимпане. Более скромные полукруглые портики поставлены по обоим концам трансепта. По сторонам главного фасада воздвигнуты стройные башни (одна для колоколов, другая для часов), за ними, над средокрестием собора, высится огромный величественный купол. Окруженный колоннами барабан купола кажется особенно мощным потому, что каждый четвертый интерколумний колоннады (так называемой Каменной галереи) заложен камнем. Над полусферой самого купола вторая, так называемая Золотая галерея образует обход вокруг фонаря с крестом. Возвышающаяся над Лондоном группа купола и башен — несомненно, самая удачная часть собора, основной массив которого было трудно воспринять целиком, так как он оставался скрытым беспорядочной городской застройкой (сильно разрушенной бомбардировками во время второй мировой войны).

Творческая индивидуальность Рена обнаруживается не менее ярко и в таких его. работах, как, например, лондонские приходские церкви. Изумляет разнообразие и остроумие квадратных, прямоугольных, овальных планов этих построек, обычно небольших размеров, сама конфигурация которых часто объяснялась мастерским использованием тесных, неудобных участков, отводимых для их строительства. Исключительно разнообразна архитектура самих церквей и их колоколен, то близких по формам к готике, то строго классических. Достаточно назвать оригинальную по композиции внутреннего пространства купольную церковь Сент Стивен (1672—1679) или же церковь Сент Мэри ле Боу (1671—1680) с ее замечательной по красоте силуэта стройной колокольней.

Из гражданских сооружений Рена одно из самых блестящих — новые части дворца Хэмптон-корт. В 1689—1694 гг. им были выстроены корпуса вокруг так называемого двора с фонтаном и фасад, выходящий в парк. В этой оригинальной по замыслу работе архитектор показал высокое мастерство, строгий вкус и умение эффективно использовать материалы — кирпич и белый портландский камень.

Плодовитый мастер, Рен строил не только дворцы и церкви. Им был окончательно разработан план Гринвичского госпиталя (первоначальный замысел которого принадлежит, по-видимому, Иниго Джонсу), а также сооружен другой госпиталь в Челси. Он обстраивал район Темпл в Лондоне, выстроил ратушу в Виндзоре. В Кембридже ему принадлежит здание библиотеки Колледжа Троицы (Тринити-колледж), прототипом которой послужила библиотека св. Марка в Венеции. В Оксфорде, где Рен преподавал в молодости астрономию, им выстроен так называемый Шелдоновский театр — большое круглое помещение для лекций и докладов, в котором использованы мотивы архитектуры древнеримского театра Марцелла; там же он выстроил библиотеку в Куинс-колледже и обстроил внутренний двор в Тринити-колледже. Использованные в этих постройках мотивы венецианского и римского зодчества получили у Рена оригинальное истолкование и вошли в историю английской архитектуры как создания национального гения.

В отличие от Иниго Джонса Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы. Как истинный гуманист, Рен работал для просвещения и народа, он строил не только церкви, но и госпитали, библиотеки, не только дворцы, но и скромные жилые дома. Рен пошел по пути, предуказанному Джонсом, но, в отличие от Джонса, впитавшего в Италии дух эпохи Возрождения, в классицизме Рена, пережившего эпоху пуританства, более явственно выражено рассудочное начало.

В английской архитектуре 18 в. большое значение имело вновь пробудившееся увлечение творчеством Палладио. К 1742 г. вышли уже три издания архитектурного трактата Палладио. С середины века начинается публикация самостоятельных исследований по античной архитектуре. Роберт Вуд в 1753—1757 гг. издал увраж, посвященный развалинам Пальмиры и Баальбека, Роберт Адам опубликовал в 1764 г. зарисовки и обмеры дворца Диоклетиана в Сплите в Далмации. Все эти издания способствовали развитию теории архитектуры и воздействовали на архитектурную практику того времени. Новые идеи нашли свое отражение в крупных градостроительных мероприятиях, например в планировке и застройке города Бата (1725—1780), площади которого представляют собой наиболее законченные классицистические ансамбли Англии. Архитекторы 18 в.— это уже в большинстве случаев профессионалы и теоретики.

Джон Ванбру (1664—1726) занимает промежуточное положение между разносторонне одаренными и образованными мастерами 17 столетия и узкими специалистами 18 века. Блестящий офицер, придворный остроумец, модный драматург, он и в архитектуре оставался одаренным дилетантом.

Главные и самые крупные его работы — это выстроенные в первые годы 18 в. дворцы Хоуард (1699—1712) и Бленхейм (1705—1724).

Николас Хоксмур (1661—1736) был более скромным, но более достойным продолжателем Рена. Он вел строительство лондонских церквей, из которых наиболее интересна церковь Сент Мэри Вулнос (1716—1719) с фасадом, украшенным рустом, и окруженной колоннами прямоугольной в плане колокольней, завершенной двумя башенками с балюстрадой. Хоксмур работал после своего учителя в Оксфорде, где выстроил новый корпус Куинс-колледжа с монументальным дворовым фасадом и своеобразным входом (1710—1719). Наконец, еще при жизни Рена и после его смерти Хоксмур в 1705—1715 гг. продолжал строительство Гринвичского госпиталя. Расположенный на берегу Темзы, этот один из самых значительных и по размерам и по художественным достоинствам памятников английской архитектуры принял при Хоксмуре окончательный вид.

Большой комплекс госпиталя, где теперь расположено военно-морское училище, состоит из четырех корпусов, образующих прямоугольные дворы с просторной площадью между передними корпусами, обращенными к реке портиками фасадов. Широкие ступени, по обе стороны которых расположены величественные купольные постройки, ведут на вторую площадь между второй парой дворов. Хоксмур достойно завершил сооружение, начатое Джонсом и продолженное Реном.

Самая зрелая работа архитектора — скупой по формам безордерный фасад казарм конногвардейского полка (Хорз-Гардс, 1742—1751) в Лондоне.

Архитектор и теоретик архитектуры Джеймс Гиббс (1682—1765) — наиболее яркая индивидуальность в английской архитектуре первой половины 18 века. Пройдя школу у Филиппе Ювары в Турине, он также усвоил ордерную и пропорциональную систему Палладио. Наиболее значительная из его построек и по масштабу и по художественным достоинствам — так называемая Редклиффовская библиотека в Оксфорде (1737—1749), исключительное по своеобразию центрическое сооружение, состоящее из шестнадцатигранного цоколя, цилиндрической основной части и купола. Массивный рустованный цоколь прорезан большими арочными дверными и оконными проемами; круглая часть расчленена парными трехчетвертными колоннами на шестнадцать простенков с двумя ярусами чередующихся окон и ниш. Над балюстрадой, завершающей основной цилиндрический объем, вздымается увенчанный фонарем купол. Вполне выражающая свое назначение, строгая и монументальная университетская библиотека занимает, бесспорно, одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры.

Своеобразны и лондонские церкви Гиббса, строительство которых он продолжал вслед за Реном и Хоксмуром,— двухэтажная церковь Сент Мэри ле Стрэнд (1714—1717) с полукруглым портиком входа и стройной колокольней и церковь Сент Мартин ин-де Филдс (1721—1726) с импозантным коринфским портиком.

Уильям Чемберс (1723—1796) был последовательным представителем палладианства в Англии во второй половине 18 в., когда менее значительные английские архитекторы уже отказались от безуспешных попыток приспособить планы вилл Палладио к условиям английского климата и требованиям английского комфорта.

Пройденному этапу английской архитектуры Чемберс подвел итоги в своем архитектурном трактате и крупнейшей своей постройке, известной под названием Сомерсет-хауз в Лондоне (1776—1786). Это монументальное здание, сооруженное на аркадах субструкций, выходит своими рустованными фасадами на Стрэнд и на набережную Темзы (обращенный к реке фасад достроен позже, в 19 столетии). В помещениях Сомерсет-хауза в 1780 г. разместилась Королевская Академия.

Последний палладианец, Чемберс был первым представителем академического направления в английской архитектуре.

Но Сомерсет-хауз, в особенности фасад с трехарочным въездом со Стрэнда и величественный двор здания, достойно завершает большую и блестящую эпоху в истории английской архитектуры.

Характерный образец творчества Адама — замок Кедлстон-холл (1765—1770), выстроенный и отделанный им внутри по составленному другими архитекторами палладианскому плану (с полукруглыми крыльями, примыкающими к центральному зданию). Но расположенные по главной оси самые большие парадные помещений замка принадлежат, несомненно, Адаму. Замысел большого холла, где за несущими лепной потолок коринфскими колоннами из искусственного мрамора стоят в нишах стен античные статуи, и перекрытого куполом салона, стены которого расчленены нишами и табернаклями, навеян, вероятно, античными памятниками, с которыми Адам ознакомился во время поездки в Далмацию, где он изучал дворец Диоклетиана в Сплите. В еще большей степени отвечали новым изысканным вкусам приемы отделки других, меньших по размерам помещений — лепнина потолков и стен, украшения каминов. Изящный фасад клуба Будль в Лондоне (1765) дает представление о том, как Адам решал внешний облик здания.

Читайте также: