Архитектура среднего царства кратко

Обновлено: 04.07.2024

С конца V династии уже наметился процесс распада централизованной деспотии Египта. Земельная знать приобретала все большую самостоятельность, Египет распался на множество областей (номов), вновь объединенных лишь в правление XI — XII династий. Рос средний торговый слой горожан, политический центр переместился в Средний Египет, крупную роль начал играть город Фивы.

Территориальная раздробленность, отсутствие столь абсолютной единой регламентации, в условиях большей, чем в Древнем царстве, социальной дифференциации, привели в искусстве к поискам относительно индивидуального. Наметилась локализация художественных школ, на смену религиозно-догматаческому характеру литературы появилась своеобразная форма повести и философского трактата. В изобразительном искусстве поиски индивидуального стиля ярче всего сказались в скульптурном портрете. Поразительной выразительности достиг портрет, особенно в целой серии дошедших до нас статуй Сезостриса III и Аменемхета III. Этот психологический натурализм портрета оказался, однако, тем единственно новым, что отметило искусство Среднего царства.

Реконструкция поминального храма фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри
Реконструкция поминального храма фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри

Мы не боимся утверждать, что именно в зодчестве не было найдено ничего принципиально нового, равноценного стилистическому спецификуму архитектуры Древнего или Нового царств. Как на важнейший памятник указывают обыкновенно на поминальный храм фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри, доступный для изучения лишь по реконструкции.

Но ни с точки зрения архитектоники массы, ни с точки зрения пространственного разрешения, ни, наконец, построения архитектурного ансамбля в целом — здесь не было дано ничего кардинально нового. Храм был расположен на прямоугольной террасе, окруженной галереей, состоявшей из двух: рядов четырехгранных столбов, несущих антаблемент. В центре террасы на квадратном цоколе — пирамида. Вторая, внутренняя галерея состояла из протодорийских восьмигранных колонн. Мотив пирамиды на цоколе, лишь с несколько иными пропорциями, варьирует в общем композицию центральной части в солнечных храмах V династии.

То же нужно сказать и в отношении пространственного разрешения подобной композиции в прямоугольном дворе. Новы лишь отдельные элементы, в частности — в такой массе данные так называемые протодорийские колонны. Колонны эти обычно шестнадцатигранные, но в эпоху Нового царства встречаются и с восемнадцатью и даже двадцатью четырьмя гранями. Зарождение их обычно относят к рассматриваемому периоду, хотя каннелированные колонны зала близ пирамиды Джосера позволяют, возможно, ее генезис отодвинуть уже к началу Древнего царстца. Наиболее оригинальное использование протодорийской колонны встречаем мы в гробницах Ермополя, Сиута, Эль-Берше, Бени-Гассана и других мест. Гробницы эти, принадлежавшие разным Монархам и разбросанные в их владениях, высекались в скалах. Наружный портик здесь украшают обычно две протодорийские колонны с атаками и массивным, покоящимся на них архитравом.

Интересно здесь отметить тип гражданской архитектуры. Руины частного дома близ Фаюма, около пирамиды Сезостриса II (начало II тысячелетия до н. э.) позволяют реконструировать план дома. Обширный открытый двор, заканчивающийся в глубине колоннадой, ведет в первый, поперечно расположенный зал для гостей. Второй зал вытянут в глубину. Это — покои владельца и его столовая. Этот второй зал окружают и другие строго геометризированные пространственные компартименты: двор гарема, кухня и другие службы. Если припомнить разобранный нами выше план поминального храма Хефрена, то связь в нем гражданского и храмового зодчества станет несомненной.

Несомненна, далее, и преемственность дворцовой архитектуры XVIII — XX династий от разобранного нами плана дома Среднего царства. Наружный вид дворцов периода Нового царства был прост и лаконичен в своих геометризированных формах. Гостевой и следующий за ним залы были выше остальных. Через простенки разной высоты перекрытий вливался свет сверху. Окна балконов снаружи фланкировали пальмовидные и лотосообразные малые колонки, о чем свидетельствуют изображения в гробницах телль-эль-амарнской поры (XIV в. до н. э.).

И здесь, следовательно, отмечаемое и Шуази использование одних и тех же архитектурных элементов в храмовом и гражданском зодчестве бросается в глаза, с одной, однако, оговоркой. Растительная колонна в храмовой архитектуре при всей ее декоративности никогда в то же время не теряла своей подчеркнутой конструктивной функции.

Наиболее декоративные колонны V династии или же колонны Аменхотепа III в Луксоре в то же время и очень монументальны. Колонны же в дворцовой архитектуре (насколько, правда, позволяют судить лишь памятники изобразительного искусства), — скорее пилястры, притом использованные в чисто декоративных целях.

О характере живописи и обильной фаянсовой декорации дворцового зодчества можно судить лишь по сохранившимся фрагментам. Связь этого также в высокой мере декоративного искусства с искусством крито-микенских росписей неоднократно отмечалась в специальной литературе (особенно для периода Телль-эль-Амарны: 70 — 60-е гг. XIV в. до н. э.). Наиболее роскошным, по крайней мере по своей декорировке, был дворец Аменхотепа III близ Фив, а далее и дворцы Аменхотепа IV в Амарне и фиванские дворцы Рамсесов II и III.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура эпохи Среднего и Нового царств Древнего Египта

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Начало эпохи Среднего царства ознаменовалось рядом успешных захватнических войн Египта, которые принесли большое количество рабов и новые территории. Для защиты города обносятся толстыми стенами из сырцового кирпича до 8 м. толщиной.

Интенсивная строительная деятельность фараонов Среднего царства сопровождалась сокращением масштабов собственно самих зданий и ансамблей.

Фараон 9 династии Ментухотеп 1 возводит свой заупокойный храм на скальных террасах на западном берегу Нила напротив Фив. Это был новый тип погребальных сооружений, в котором архитекторы Среднего царства, продолжая традиции и учитывая возросшую роль заупокойных храмов, сочетали тип скальной гробницы с традиционной формой пирамиды.


Формируется тип прискальных ступенчатых ансамблей. На платформе размещены несколько террас храма, окруженью колоннадами, к верхней из которых ведёт специальный пандус. Сверху храмовый комплекс увенчивала пирамида. Вместо традиционной протяжённости планировки по горизонтали (т.е. рядом) здесь архитектор располагает оба сооружения вертикально, совмещая их в единой конструкции. Все сооружения храмового комплекса непосредственно примыкали одно к другому, определяя общее направление к святилищу, вырубленному в скале. Посаженные правильными рядами аллеи сикомор оживляли архитектуру, дублируя вертикальный ритм колоннад.

Фараоны продолжали строительство пирамид, но они уступали древним и по размерам и по конструкции - например, сооружённые из кирпича-сырца пирамиды фараонов Сенусета 1 и Сенусета 2 вообще не сохранились.

В архитектуре этого периода впервые появляется такое конструктивное решение, как оформление входа в виде 2 массивных башен-пилонов - в дальнейшем этот приём будет закреплён в канонической системе планировки древнеегипетских храмов.

После изгнания гиксосов и освобождения страны наступает эпоха Нового царства. Традицию скальных ступенчатых ансамблей продолжил храм царицы Хапшепсут в Дейр-эль-Бахри (1480 г. до н.э.).


Композиция храмового комплекса удачно вписана в природное горное окружение и отличается осевым развитием композиции. Более чем километровая аллея сфинксов вела к первому двору. Рассекая первый ярус пополам, специальный пандус, поднимаясь на второй двор-террасу, в глубине которой ещё один пандус, ведёт к третьему двору, окруженному колоннадой. Святилище, замыкающее план храма, вырублено в толще скалы.

С целью упрочнения государственной власти потребовалось введение единого общегосударственного культа. Эта роль была уготована фиванскому солнечному богу Амону. Новый культ определил и характер религиозных церемоний: процессии связанные с ритуалом перенесения в храм святой ладьи обусловили последовательность расположения основных помещений храма по продольной оси. Таким образом, формируется классическая планировочная схема храма Нового царства. Классический пример - Храм Хонсу (12 в. до н.э.).

Помимо строительных проблем, архитекторы решали задачи пространственной композиции, вписывая храмовые комплексы в окружающий ландшафт. При этом существенное значение имело местоположение их относительно Нила, от которого к пилонам вели аллеи сфинксов.

1. Особенности градостроительства эпохи Среднего царства. Планировка города Кахуна (XIX в. до н. э.).

2. Наземные культовые постройки:

- пирамиды эпохи Среднего царства;

- Лабиринт – заупокойный храм и дворец Аменемхета III в Фаюме (1800 г. до н. э.)

3. Культ бога Осириса. Скальные гробницы.

4. Заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (кон. III тыс. до н. э.).

Контрольные вопросы и задания

В последнем столетии III тысячелетия до н. э. египетское государство переживало тяжелый экономический и политический кризис. Ряд неурожайных лет, голод, гражданские смуты, вторжения кочевников в Северный Египет привели к нарушению графика ирригационных работ и к истощению земли. Значительно подорожали каменные строительные материалы. Их все чаще стали заменять кирпичом-сырцом. А это в Египте всегда было признаком экономической нестабильности. Произошло усиление власти номархов (правителей областей) и жрецов. К концу правления фараона Пепи (Пиопи) II Древнее царство (мемфисская династия) прекратило сое существование.

Состав египетского общества в период Среднего цар­ства расширяется и усложняется. Усиливается влияние местных правителей и жречества за счет некоторого ограничения власти фараона, хотя государство остается в своей основе централизованной деспотией. Пи­рамиды с их заупокойными храмами, служа­щие наглядным символом этой деспотической власти, продолжают строиться и в Среднем царстве, но их масштабы уже далеко не те, что в период подъема Древнего царства. Усиление­ роли жречества в политической жизни страны сопровождается развертыванием храмового строительства. Местная ари­стократия и жречество строят себе монумен­тальные скальные гробницы – тип погребения, известный, впрочем, уже со времен Древнего царства. Рост городов и социально-имуще­ственное расслоение населения находят отражение в дифференциации жилищной архи­тектуры, в формировании архитектурного типа египетской жилой усадьбы и различных вари­антов городской застройки, начиная от богатых жилых домов и кончая рабочими посел­ками с их минимальными жилыми ячейками.

В Среднем царстве был создан ряд архитек­турных форм и композиционных приемов, по­лучивших широкое применение и дальнейшее развитие в храмовой архитектуре Нового цар­ства, например ворота в форме двойных башен (пилоны) и поднятие потолка над средними проходами в колонных (гипостилъных) залах ради устройства окон в просветах между двумя уровнями перекрытия (так называемый базиликальный разрез здания).

Уже в Среднем царстве встречается так на­зываемая гаторическая колонна, получив­шая особенно широкое распространение в Позднем Египте. Она имеет вид стилизованного женского музыкального инструмента – систра, состоявшего из несколь­ких стержней, продетых сквозь изогнутую ме­таллическую полосу, насаженную на ручку с украшением в виде головы женщины с ушами коровы – богини Гатор (Хатхор). В состав колонны, напоминающей систр, входят ствол, соответствующий ручке этого инстру­мента, и высокая капитель в виде головы Гатор, над которой поднимаются выкружка и кубическое навершие.




Характерной чертой многих сооруже­ний Среднего царства является широкое при­менение колоннад, в частности колоннад, вы­несенных на наружный фасад архитектурного сооружения. Плохая сохранность памятников Среднего царства не дает, однако, возможности представить себе с достаточной отчетливостью и полнотой общую картину развития архитек­туры этого периода.

Среднее царство – один из периодов подъ­ема хозяйственной жизни древнего Египта – время значительного роста египетских городов, городской жизни и культуры, а также период острейшей социальной борьбы, выливающейся в конце Среднего царства в форму крупных восстаний крестьян, ремесленников и рабов. Внутренние социальные противоречия облегчи­ли проникновение в Египет кочевников-гиксосов, положивших конец Среднему царству.

  1. Особенности градостроительства эпохи Среднего царства. Планировка города Кахуна (XIX в. до н. э.).

Развитие провинций сопровождалось строительством временных поселений, в которых жили строители и ремесленники. Город Кахун (XIX век до н. э.) был построен в пустыне по приказу Синусерта II. Он был предназначен для рабочих, возводивших пирамиду для этого фараона. Пирамида размещалась в юго-восточной части города. Рядом с ней располагались кварталы строителей, торговцев и обслуживающего персонала.

Этот город имел в плане форму прямоугольника 380×260 метров, общую площадь – порядка 10 га. В планировке улиц сохранилась традиционная регулярная планировка. Были найдены также следы ливневой канализации. Все улицы города были ориентированы по сторонам света. Однако в целом градостроительная схема, создаваемая по единому плану, отличается сухостью и однообразием. Все дома выходили на узкие улицы глухими стенами. Город был окружен по периметру высокой кирпичной стеной. Стены также отделяли основную территорию города, расположенную в его восточной части, от квартала рабов и бедноты (западная часть). В случае мятежа стража, заняв стену, могла держать восставших под контролем и расстреливать их сверху из тяжелых луков.

Но и богатые дома Кахуна также совершенно однотипны. Это связа­но, по видимому, с тем, что Какун был но­вым городом, созданным по единому общему плану. В каждом доме имелся ряд всевозможных поме­щений: комнат, портиков, открытых дворов и т. д., разбитых на группы соответственно их назначению. Дома-усадьбы богачей располагались в самой престижной, северо-восточной части города. Каждый из них насчитывает до 70 комнат и коридоров. Габариты застройки в среднем составляли 60×45 метров, что в пятьдесят раз превышало площадь жилища среднего ремесленника.

1. Особенности градостроительства эпохи Среднего царства. Планировка города Кахуна (XIX в. до н. э.).

2. Наземные культовые постройки:

- пирамиды эпохи Среднего царства;

- Лабиринт – заупокойный храм и дворец Аменемхета III в Фаюме (1800 г. до н. э.)

3. Культ бога Осириса. Скальные гробницы.

4. Заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (кон. III тыс. до н. э.).

Контрольные вопросы и задания

В последнем столетии III тысячелетия до н. э. египетское государство переживало тяжелый экономический и политический кризис. Ряд неурожайных лет, голод, гражданские смуты, вторжения кочевников в Северный Египет привели к нарушению графика ирригационных работ и к истощению земли. Значительно подорожали каменные строительные материалы. Их все чаще стали заменять кирпичом-сырцом. А это в Египте всегда было признаком экономической нестабильности. Произошло усиление власти номархов (правителей областей) и жрецов. К концу правления фараона Пепи (Пиопи) II Древнее царство (мемфисская династия) прекратило сое существование.

Состав египетского общества в период Среднего цар­ства расширяется и усложняется. Усиливается влияние местных правителей и жречества за счет некоторого ограничения власти фараона, хотя государство остается в своей основе централизованной деспотией. Пи­рамиды с их заупокойными храмами, служа­щие наглядным символом этой деспотической власти, продолжают строиться и в Среднем царстве, но их масштабы уже далеко не те, что в период подъема Древнего царства. Усиление­ роли жречества в политической жизни страны сопровождается развертыванием храмового строительства. Местная ари­стократия и жречество строят себе монумен­тальные скальные гробницы – тип погребения, известный, впрочем, уже со времен Древнего царства. Рост городов и социально-имуще­ственное расслоение населения находят отражение в дифференциации жилищной архи­тектуры, в формировании архитектурного типа египетской жилой усадьбы и различных вари­антов городской застройки, начиная от богатых жилых домов и кончая рабочими посел­ками с их минимальными жилыми ячейками.

В Среднем царстве был создан ряд архитек­турных форм и композиционных приемов, по­лучивших широкое применение и дальнейшее развитие в храмовой архитектуре Нового цар­ства, например ворота в форме двойных башен (пилоны) и поднятие потолка над средними проходами в колонных (гипостилъных) залах ради устройства окон в просветах между двумя уровнями перекрытия (так называемый базиликальный разрез здания).

Уже в Среднем царстве встречается так на­зываемая гаторическая колонна, получив­шая особенно широкое распространение в Позднем Египте. Она имеет вид стилизованного женского музыкального инструмента – систра, состоявшего из несколь­ких стержней, продетых сквозь изогнутую ме­таллическую полосу, насаженную на ручку с украшением в виде головы женщины с ушами коровы – богини Гатор (Хатхор). В состав колонны, напоминающей систр, входят ствол, соответствующий ручке этого инстру­мента, и высокая капитель в виде головы Гатор, над которой поднимаются выкружка и кубическое навершие.

Характерной чертой многих сооруже­ний Среднего царства является широкое при­менение колоннад, в частности колоннад, вы­несенных на наружный фасад архитектурного сооружения. Плохая сохранность памятников Среднего царства не дает, однако, возможности представить себе с достаточной отчетливостью и полнотой общую картину развития архитек­туры этого периода.

Среднее царство – один из периодов подъ­ема хозяйственной жизни древнего Египта – время значительного роста египетских городов, городской жизни и культуры, а также период острейшей социальной борьбы, выливающейся в конце Среднего царства в форму крупных восстаний крестьян, ремесленников и рабов. Внутренние социальные противоречия облегчи­ли проникновение в Египет кочевников-гиксосов, положивших конец Среднему царству.

  1. Особенности градостроительства эпохи Среднего царства. Планировка города Кахуна (XIX в. до н. э.).

Развитие провинций сопровождалось строительством временных поселений, в которых жили строители и ремесленники. Город Кахун (XIX век до н. э.) был построен в пустыне по приказу Синусерта II. Он был предназначен для рабочих, возводивших пирамиду для этого фараона. Пирамида размещалась в юго-восточной части города. Рядом с ней располагались кварталы строителей, торговцев и обслуживающего персонала.

Этот город имел в плане форму прямоугольника 380×260 метров, общую площадь – порядка 10 га. В планировке улиц сохранилась традиционная регулярная планировка. Были найдены также следы ливневой канализации. Все улицы города были ориентированы по сторонам света. Однако в целом градостроительная схема, создаваемая по единому плану, отличается сухостью и однообразием. Все дома выходили на узкие улицы глухими стенами. Город был окружен по периметру высокой кирпичной стеной. Стены также отделяли основную территорию города, расположенную в его восточной части, от квартала рабов и бедноты (западная часть). В случае мятежа стража, заняв стену, могла держать восставших под контролем и расстреливать их сверху из тяжелых луков.

Но и богатые дома Кахуна также совершенно однотипны. Это связа­но, по видимому, с тем, что Какун был но­вым городом, созданным по единому общему плану. В каждом доме имелся ряд всевозможных поме­щений: комнат, портиков, открытых дворов и т. д., разбитых на группы соответственно их назначению. Дома-усадьбы богачей располагались в самой престижной, северо-восточной части города. Каждый из них насчитывает до 70 комнат и коридоров. Габариты застройки в среднем составляли 60×45 метров, что в пятьдесят раз превышало площадь жилища среднего ремесленника.

Заупокойный комплекс Ментухотепа I в Деир-эль-Бахари.

В наше время был реконструирован известнейший храм Египетской архитектуры эпохи Среднего царства. Он назывался Ментухотепов и находился в городе Дейр-эль-Бахри. Этот величественный храм, был построен примерно в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Строителями его были ментухотепы, которые правили поселениями и городами. Проще считались властью. Они очень быстро вошли в роль фараонов и старались, как могли вернуть былое величие монархии Египта.
Храм Ментунхотепов во многом определяет основные направления в развитии архитектуры данного периода. Так же, его появление дало толчок, для развития эпохи Нового царства. Храм был выстроен из известняка, который был бело-желтого цвета. Такое сочетание, очень красиво смотрелось на фоне окружающей местности. Храм стоял возле темно-красной скалы, которая была высотой около 150метров и называлась Ливийским нагорьем. Рядом находилась река Нил и возле ее разлива присутствовала пристань. От нее к самому храму была создана необычной красоты аллея. Длина аллеи составляла, около 1200метров, и была ограждена стенами.
Вдоль всей аллеи были посажены различные деревья, на одинаковом расстоянии. Между деревьями, тоже на одинаковом расстоянии присутствовали статуи фараона, которые были разукрашены в удивительные цвета. Проходя всю аллею, человек попадал в сад, в котором были посажены священные деревья. Они придавали всей архитектуре, очень величественный и уникальный вид. В боковых частях сада находились два бассейна. Храм имел в своем строении несколько частей, на которые нужно было всходить по лестницам. Гробница фараона располагалась ровно в центре скального фундамента пирамиды. Над ней были высечены в скале имена самого фараона. На стенах присутствовало большое количество наскальной живописи и рисунков в стиле той эпохи. В большей части там обозначались сцены войны и царской охоты.
Для правящего ментухотепа, в построении всего храма был особый замысел. Он хотел соединить вместе два вида погребения: пирамиды фараонов в Древнем царстве и скальные гробницы фифанских номархов.

Читайте также: