Архитектура руси 9 12 века кратко

Обновлено: 07.07.2024






Архитектура - это душа народа, воплощенная в камне.

Древнерусская архитектура начиная с Х и до конца XVII века была тесно связана с церковью и православием. Первые христианские храмы начали появляться на Руси еще в X в., а первым русским городом, который принял крещение, стал Киев. Русь имела традиционный материал – дерево. Сначала практически все постройки были деревянными. Однако из-за многочисленных пожаров сгорали тысячи деревянных зданий, возведённых русскими. В это время также начинает закладываться каменное строительство.

Таким образом, монументальная архитектура - это наиболее сохранившийся вид Древнерусского искусства, объектами которого были различные дворцы, оборонительные сооружения и, конечно же, церкви.

История архитектуры Древней Руси с X по XII века

В первый период, который проходил в X - XII вв. зодчество на Руси за основу взяло архитектурный стиль Византии, в связи с этим самые древние русские постройки напоминали византийские храмы. Первые храмы на территории Древней Руси были построены специально приглашенными, византийскими архитекторами. Архитектуру Древней Руси наиболее ярко представляют такие архитектурные постройки, как Десятинная Церковь (не сохранилась до нашего времени, так как была разрушена во время нашествия татаро-монгол) и Киевский Собор Святой Софии, Борисоглебский Собор в Чернигове, Софийский Собор в Великом Новгороде, и другие.

Сразу после крещения Руси князь Владимир пригласил византийских мастеров для создания 25-главой церкви Успения Богородицы (Десятинная). До постройки Софийского собора она являлась главным храмом Киева.

Десятинная церковь. Реконструкция Н. В. Холостенко

Собор Святой Софии в Киеве — знаменитый храм древней Руси, построенный в 1037 г. В своей конструкции собор имеет 5 продольных проходов (не­фов) и 12 крестообразных столбов, на которые опираются своды. Своды киевской Софии увенчаны 13 главами, которые ритмично возвышаются к небу. В плане здания они образуют фигуру креста, в центре которого возвышается большой купол. Такая конструкция храмов получила название крестово-купольной. Она была перенята у Византии.

Практически все сооружения не смогли дойти до нас в первозданном виде из-за многочисленных татаро-монгольских нашествий. То, что мы сейчас можем наблюдать - это лишь современные реконструкции.

Второй период (вторая половина XII в. - начало XIII в.)

Особенности архитектуры древней Руси в этот период:

  • Одноглавые кубические храмы.
  • Строгое декоративное оформление.
  • В основе лежит крестово-купольный храм.

Владимирский успенский собор был построен при Юрии Долгоруком около 1150 года в Галиче.

Успенский собор во Владимире.

Всем известная церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г., считается высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

К сожалению, из-за того, что многие постройки были разрушены, точно сказать о том, какой характер носили внецерковные постройки практически невозможно. Однако и исторически верно восстановленные Золотые Ворота в Киеве, и Владимирские Золотые Ворота показывают то, что тенденции светской архитектуры полностью совпадали с развитием церковного зодчества.

Золотые ворота.

Третий период (вторая половина XIII в. - начало XV в.)

Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на мысах или на островах. Так же в этот период появляется храм нового образца - восьмискатный храм. Ярким представителем этого типа является Новгородская церковь Спаса на Ильине.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

Со временем Москва постепенно превращалась в крупный политический центр. Это привело к развитию архитектуры Московского княжества. Московская школа сформировалась к концу XVI века.

Подъем зодчества в Москве приходится на период правления Ивана III — конец XV века. В 1475 - 1479 годах был построен Московский Успенский собор, архитектором которого стал итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.

Московский Успенский собор.

В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424 в Андрониковой монастыре - Спасский собор. Внешне эти церкви сильно различаются, но, несмотря на это, в церквях Московского княжества есть нечто общее - им свойственны четкость и пропорциональность, стройность, динамичность. Многие зодчие делали упор на пирамидальную композицию храма.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

Стиль архитектуры

За несколько столетий выработался общий стиль архитектуры древней Руси:

  • Пирамидальность конструкции.
  • Вертикальность форм.
  • Особый национальный тип купола, напоминающая форму лука.
  • Купол покрывался золотом.
  • Многоглавие (традиционно закрепилось пятиглавие).
  • Белый цвет храма.

Архитектурные школы

На протяжении истории Древней Руси создавались различные архитектурные школы такие как Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская и Московская архитектурные школы.

Византия, мир христианства сильно повлияли на развитие архитектуры Древней Руси. Под этим влиянием на Русь пришел строительный опыт, который помог сформировать свои традиции. Русь переняла множество архитектурных традиций, однако в скором времени выработала собственный стиль, который ярко проявился в самых знаменитых памятниках древнерусской архитектуры.

Первые постройки из камня были заложены в период правления князя Владимира Великого. Нигде в Европе в это время искусство не было столь развито, как в Византии, поэтому она имела огромное влияние на искусство всего мира и, конечно же, Древней Руси.

Заключение

Однако в полной мере понять и насладиться архитектурой Древней Руси нам не удастся, так как из-за многочисленных набегов монголо-татар и других многочисленных войн большинство архитектурных памятников было разрушено. Так что сейчас мы сможем увидеть лишь реконструкции.

Архитектуру называют душой народа воплощенной в камне. Архитектура Руси долгое время представляла собой только деревянные здания. Дерево недолговечный материал, поэтому, до наших дней дошли только традиции деревянного древнерусского зодчества.

Объекты из кирпича и камня стали строить после принятия христианства. В 989 году в Киев по просьбе князя Владимира прибыли греческие зодчие и начали постройку первой церкви из кирпича. Церковь Успения Святой Богородицы называли Десятинной, из-за того, что князь делил свою прибыль на десять частей и одну из них отдавал на строительство. Храм был построен в соответствии с византийскими канонами: здание состояло из 3-х нефов – вытянутых помещений, 3-х апсидов – выступов примыкающих к основному зданию, 6-ти столбов и 3-х галерей. Церковь была построена из плинфы – небольшого обожженного кирпича. Внутреннее убранство было богато украшено мрамором, фресками и мозаикой.


Особенности храмового строительства Киевской Руси

В XI веке, во времена правления Мстислава и Ярослава, началось возведение грандиозного сооружения – Софийского собора. Собор состоял из пяти нефов, пяти апсидов и окружался двумя галереями. Строительство основывалось на архитектурных правилах Византии. Композиция храма была составлена из уступов, постепенно возвышающихся по направлению к куполу. Любопытно, что у собора было 13 глав, это считалось характерной чертой славянской дохристианской композиции. Многоглавость храмов сыграла в будущем большую роль, она стала одной из главных черт русской архитектуры. Внутри, храм поражал роскошью золота, огромных по занимаемой площади мозаик и фресок. Софийский Собор задумывался как главный памятник архитектурного искусства Киевской Руси, провозглашающий власть новой религии и государства.

В 1158 году князь Андрей Боголюбский занялся постройкой городских укреплений города Владимира. Главным элементом укрепления задумывались Золотые ворота – громадная башня из камня с аркой и небольшой церковью наверху. Попасть в ворота можно было, только преодолев ров с водой, по опускающемуся подвесному мосту.

Постепенно Киев утрачивает свое значение, и храмы строятся уже в других городах. В начале XII века был построен Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, отличающейся загадочной красотой. Владимирские зодчие увлеклись поиском новых форм строительства. Прекрасные результаты этого поиска можно увидеть в белокаменном Георгиевском Соборе. Храм был скромных размеров, с четырьмя столпами и одной головой. Несмотря на размер, здание казалось сказочным, благодаря необычно заостренным формам верхушек и богатой резьбе стен.

Преобладающие черты русского зодчества Киевской Руси

Новгородская архитектура в период Киевской Руси отличалась от владимирской. Здесь предпочитали строить из грубых плит серого известняка и кирпича, придавая храмам округлые формы.

Историкам до сих пор неизвестно, по какой причине строители Северо-восточной части Руси не использовали более дешевый и удобный материал – плинфу. Вместо этого они брали труднообрабатываемый известняк.

Храмы, возводившиеся далеко за пределами Южной Руси, имели больше оригинальных черт русской архитектуры. У местных мастеров появлялись свои необычные приемы и методы, используемые при строительстве.

Основные черты архитектуры Киевской Руси – это строительство по уставам константинопольских учителей. Не все храмы штукатурились, многие оставались первозданного розового цвета: именно такой получалась смесь раствора и плинфы. На стенах обычно присутствовали греческие узоры – меандры. После принятия новой религии устанавливается базовый тип культовых сооружений – крестовокупольный. Византийские архитектурные черты в руках русских строителей в период Киевской Руси сформировали особый стиль, безошибочно узнаваемый сегодня.

Значение архитектуры и живописи Киевской Руси для дальнейшего развития Древнерусского искусства было поистине неоценимым. В это время создаются ансамбли городов с новыми княжескими центрами и необычными типами сооружений, а также вырабатываются характерные приемы строительства каменной архитектуры.

Совершенствуется мастерство строителей. Местные архитекторы и художники работают в тесном творческом контакте с византийскими инженерами, а также наиболее талантливыми мастерами стран Востока и Запада. Художественная культура Киевского государства приобрела в X — XI веках мировое значение.

искусство киевской руси

Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусская архитектура , в первую очередь, особенности построек в Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной основой, на которой формировалось украинское зодчество.

искусство киевской руси

искусство киевской руси

Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией. Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе создать произведения искусства, обладающие большой художественной и исторической ценностью.

искусство киевской руси

Церковь Богородицы ( Десятинная) в Киеве.

искусство киевской руси

искусство киевской руси

Древнерусские архитектурные памятники.

Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор в Чернигове, построенный примерно в 1036 году во времена правления князя Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции собора лежит сложная крестово — купольная система.

искусство киевской руси

искусство киевской руси

Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.

искусство киевской руси

Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную жизнь страны.

На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве. Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип шистистолпного трехкупольного храма. В простой крестово — купольной системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в сооружении Киевской Софии.

искусство киевской руси

По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в следующих числовых значениях:

  • ширина = 20 метров;
  • длина = 30 метров;
  • высота = 50 метров.

Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий. Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа , в традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь Богородицы.

искусство киевской руси

Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для удельных княжеств. Формируются самостоятельные школы и направления. Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и разрабатывают новые приемы строительства. Однако при этом остается незыблемым тип постройки церковных зданий.

искусство киевской руси

Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах. Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших дней первоначальная форма Кириловской церкви, возведенной в 1150 году. В архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.

искусство киевской руси

Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика изображений — это картины Страшного Суда.

искусство киевской руси

На колоннах изображены воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере живописи — линейности.

Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились изображения героев древнерусского фольклора.

искусство киевской руси

В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В 20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая отличается некоторыми характерными местными особенностями. В оформлении фасадов широко используется керамика .

искусство киевской руси

Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно выделить следующие:

  • Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.
  • Штукатурка фасадов поделена на квадраты.
  • Высокая декоративность оформления фасадов зданий.

Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки были спрятаны похоронные книги. Архитектура Борисоглебского собора по своим характерным особенностям близка Кириловской церкви. Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом. Подобная традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.

искусство киевской руси

Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.

искусство киевской руси

В Успенском соборе Елецкого монастыря, который был построен в середине XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об определенной близости к Киевской школе.

искусство киевской руси

Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в экстерьере Полоцкого Спасского собора, который был построен в середине XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции, которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной деревянной архитектуры.

искусство киевской руси

С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе которой лежали принципы белокаменного строительства.

искусство киевской руси

Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона.

искусство киевской руси

Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме. Эту церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия, украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во Львове и в Холме.

искусство киевской руси

Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению способствовало также расширение круга заказчиков. В свою очередь масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и художественный облик. Внимание зодчих переключается на экстерьер сооружений. При этом здания приобретают центристский башенный характер с нарастающим кверху объемом. В то же время фасады декорируются роскошно и вычурно.

искусство древней руси

Виды древнерусского искусства.

Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси, главное место занимали следующие:

  • Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного содержания, которые имели важное культовое значение.
  • Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро украшенных рисунками талантливых художников.
  • Декоративно — прикладное искусство, которое отражало народные традиции и широко использовалось для создания различных бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого.

искусство киевской руси

искусство киевской руси

искусство киевской руси

Изображение Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и достоинства.

искусство киевской руси

Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем. Художественные средства оформления литературных произведений были близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры можно назвать следующие:

евангелие

искусство киевской руси

На стенах галерей храма Софии Киевской изображен музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.


Десятинная церковь в Киеве

Первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 г.

Разрушена в 1240 во время набега Батыя.

По легенде она рухнула под весом народа, набившегося в неё и спасавшегося от монголов.


Построены Ярославом Мудрым в 1019-1026 в честь победы над печенегами. Построен из плинфы- широкого обожжённого кирпича, применяемого в строительстве в Византии и на Руси в 10-13вв.

Название получили от Золотых ворот в Константинополе. Предназначались для церемониального въезда


Собор построен в центре Киева в 1037г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами.

Крестово-купольный храм. Построен византийскими и киевскими мастерами.


Собор построен в 1045-1050 Ярославом Мудрым.

В 1929 г. закрыт, открыт снова только в 1991 и освящён лично патриархом


Собор построен Юрием Долгоруким в 1129г. в честь своего небесного покровителя- Георгия Победоносца. Юрий- в крещении Георгий.

В 18 и 19 вв. храм пристраивался.


До возвышения Москвы был главным храмом Владимиро- Суздальского княжества.

Фрески Успенского собора писал Андрей Рублёв.


Построены в 1164 князем Андреем Боголюбским.

Это были самые парадные ворота в 12-13 веках.


Церковь построена в 1165г. Андреем Боголюбским во Владимиро- Суздальском княжестве.

Читайте также: