Архитектура при екатерине 2 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Екатерина Вторая — создательница Российской Академии художеств. Академия была учреждена в Москве в 1757 г. графом И. Шуваловым еще в царствование Елизаветы Петровны, но ее превращение в подлинно учебное и научное учреждение связано с екатерининским временем. Дабы исторически утвердить этот факт, в 1764 г. состоялось официальное открытие Академии художеств в Петербурге.

Одним из первых зданий в стиле раннего классицизма являлся дворец графа К. Г. Разумовского), построенный в 1762-1766 годах А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко. Торжественность дворца подчеркивал парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную. Творчеством двух замечательных мастеров раннего классицизма отмечены также здание Императорской академии художеств (1764-1788 годы); Валлен-Деламот возводит Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа (1764-1775 годы, Дворцовая наб., 36), откуда берёт своё начало знаменитый музей.

Ярким примером строгого классицизма служит величественный Таврический дворец (И. Е. Старов, 1783—1789 гг.). Барочные Анфиладные залы заменены центральными парадными залами. Параллельно фасаду вытянута Большая галерея, дополнительную чёткость которой подчёркивают парные колонны ионического ордера.

Екатерина II: архитектура просвещенного абсолютизма

При Екатерине II государство развивает интеллектуальные и духовные качества человека, а архитектура ему в этом помогает. Рассмотрим, как Петербург стал инструментом просвещения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.








Санкт-Петербург при Екатерине II — это новый этап Просвещения, новая концепция государства и человека — и, следовательно, новая архитектура.

Давайте выясним, чем эпоха Екатерины отличалась от предыдущей 👇

📚 Начинается эпоха просвещенного абсолютизма. Это не только просвещенный, то есть образованный монарх на троне, но и просвещение как основная цель власти. Предпочтительный метод правления — убеждение, развитие, образование, а не насилие. Все в государстве, включая архитектуру, нужно для того, чтобы люди становились лучше, разумнее, благороднее.

✍️ Идея государства, которое развивает интеллектуальные и духовные качества человека, наполняется конкретным содержанием. Это справедливый суд, образование, воспитание, искусство, долг, справедливость, милосердие — и другие ценности, которые должны утверждаться. Все искусства, в том числе архитектура, доносят и развивают эти ценности, воспитывают их в людях.

🏫 В чем роль архитектуры? Это уже не инструмент для решения конкретных задач, как при Петре, и не декорация для сцены, как при Елизавете. Просвещенный монарх строит учреждения для просвещения людей и заботе об их нравственном облике. Предпочтительным стилем архитектуры становится рациональный классицизм — сначала французский, а потом английский. А уже благодаря этим учреждениям и стилю возвышенные люди будут законопослушны и предприимчивы.

🛀 На этом фоне совершенно по-новому осознается роль частной жизни. Благодаря философам Просвещения, особенно Жан-Жаку Руссо, формируется концепция индивидуальности: у человека, в том числе у монарха, есть частная жизнь — и она тоже интересна, наполнена смыслом, важными интеллектуальными и духовными событиями. Екатерина как частное лицо была интеллектуалом, писала басни, пьесы, либретто к операм, переписывалась с европейскими философами.








1. План Санкт-Петербурга, 1776
2. Старо-Калинкин мост, Санкт-Петербург, 1786–1788
3. Дом Сафонова (Невский проспект, 8)
4. Дом Веймара (Невский проспект, 10)
5. Фрагмент Панорамы Невского проспекта (дома 8 и 10). Литография И. А. Иванова с рис. В. С. Садовникова, 1830–е годы
6. Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы, застроенных Жаном-Батистом Валлен-Деламотом
7. Арка Новой Голландии, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот, 1779–1787

При Екатерине II продолжилось развитие Санкт-Петербурга. Давайте посмотрим, как изменился подход к градостроительству.

💼 Создается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Екатерина как бы говорит, что Санкт-Петербург — хоть и важный город, но не единственный. Позже эта же комиссия разработает больше 200 планов для губернских и уездных городов — мы об этом еще поговорим. Архитектор Андрей Квасов разрабатывает генеральный план Петербурга. Этот план города 1769 года — последний в 18 веке. Таким образом, признается, что город сформирован и больше расти не должен, а должен меняться в качестве.

📏 Систематизируется то, что уже сделано. Появляется больше постоянных мостов, активно используются типовые проекты, оформляются площади. Возникают регламенты застройки — ширины улиц, высота застройки. Например, главные здания в центре должны были быть не ниже 10 саженей (21 метра). Образцовые чертежи для строительства зданий обновляют ближе к классицизму.

🏛 Классицизм не только транслирует ценности рационального мышления и ясной, осознанной жизни. Из-за его строгости внутри классицизма возможно больше регистров и интонаций (как ни странно). В елизаветинском барокко трудно сделать обычный дом, а не дворец, а в классицизме — пожалуйста. Можно даже промышленное здание (такое, как Новая Голландия). Город постепенно получает уже не только отдельные яркие акценты, но и ровный фон для них.

🌲 Снова о частной жизни. Ее ценности особенно хорошо проявляются в парке. От регулярной французской планировки переходят к английской, ландшафтной: холмы, речки, деревья, редкие павильоны живописно стоят на опушках. Это совершенно искусственный ландшафт, он только имитирует природу. Парк — культурный антипод классицистического города, как будуар — антипод парадной залы. Они и разные, и при этом тесно связанные.






1. Академия Художеств, Санкт-Петербург, арх. Александр Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот, 1764–1788
2. Академия художеств, план здания
3. Мраморный дворец, Санкт-Петербург, арх. Антонио Ринальди, 1768–1785
4. Московский императорский воспитательный дом, Москва, 1764–1781
5. Сенат, Москва, арх. Матвей Казаков, 1776–1787

Теперь обратимся к архитектурному стилю при Екатерине II. Императрица, восхищенная французской культурой мысли, приветствует появление в России французской версии классицизма.

🎨 Хороший пример — Академия художеств. Спроектирована Александром Кокориновым и французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Кокоринов стал первым ректором Академии художеств. А Валлен-Деламот был родственником и учеником Жака-Франсуа Блонделя, одного из крупнейших архитекторов французского классицизма. В Академии сложный план из двух простых фигур, которые дают интересные внутренние дворы. В классах много солнца, особенно в круглом классе-коридоре. Фасады — ясный и простой ордер, и только в центральном ризолите акцент, там овальный зал.

🧩 Мраморный дворец. Антонио Ринальди спроектировал здание строгих форм. По сравнению с барочными дворцами фасад практически плоский, боковые и центральная части только немного выдаются вперед. Крупный ордер объединяет два верхних этажа, превращая их в единую сущность. Сравните с дворцами Растрелли, который четко выделял каждый горизонтальный слой. Самый главный эффект — не цвет, как в барокко, а материал — несколько видов мрамора.

👥 Здания с отчетливой функцией просвещения: Сенат в Московском Кремле Матвея Казакова (тоже сложный план, совмещающий рабочие кабинеты чиновников и зал заседаний, символически важная часть здания) и Воспитательный дом, интернат для сирот и брошенных детей.






Чтобы лучше понимать, как идеи Просвещения изменили архитектуру, давайте посмотрим, как они влияли на цивилизацию не в политическом, а в общекультурном смысле.

Для этого отметим несколько важных тенденций 👇

🌳 Один из способов раскрыть в себе лучшие природные качества, посчитало цивилизованное общество, гулять в английском парке. В отличие от французских парков с ровными аллеями и подстриженными деревьями, они имитируют реальную природу. Весь пейзаж придуман, деревья, холмы, реки созданы искусственно, но это искусственное пространство создает среду для естественного человека. А парковая архитектура напоминает о присутствии человека среди природы.

🗿 Меняется отношение к истории. В 18 веке открываются Помпеи и Геркуланум, Пальмира и другие восточные эллинистические памятники. Европейцы получили возможность попасть в Афины и своими глазами увидеть Парфенон. Оказалось, что представление о древнегреческой культуре, полученное по римским копиям, было весьма неточным. Разгорается целый спор о том, кто лучше — греки или римляне. Люди начинают больше размышлять об истории, давать новые оценки событиям прошлого. В 1755 году страшное землетрясение почти полностью уничтожает Лиссабон — событие, которое заставляет многих разочароваться в возможностях разума.











1. Китайский дворец, арх. Антонио Ринальди, Санкт-Петербург, 1762–1768
2. Китайская деревня, арх. Антонио Ринальди и Чарльз Камерон, Царское Село, конец 18 века
3. Китайская деревня, план
4. Александровский дворец, арх. Джакомо Кваренги, Царское Село, 1792–1796
5. Александровский дворец в разное время года
6. Генеральный план Гатчинского парка
7. Гатчинский дворец в 1944 году
8. Карпин мост в Гатчинском парке
9. Петровский путевой дворец, арх. Матвей Казаков, Москва, 1776–1780
10. Руина Большого Царицынского дворца. Открытка начала 20 века

Чем больше классицизм через стиль и функциональность определяет жизнь человека, тем больше хочется чего-то другого. Интерес к частному, индивидуальному расширяет культурный диапазон — и пространство архитектуры.

Растет интерес к архитектурной экзотике 👇

🧧 Китайская деревня в Александровском парке. Ринальди и Камерон создали более близкую к классицизму архитектуру. Китайские элементы реализуются более тщательно, чем в Китайском дворце — но это все еще воображаемый Китай. В целом Китайская деревня показывает интерес не только к экзотическому стилю, но и к образу жизни, культуре.

🏛 Александровский дворец. Вариация на тему виллы Палладио с центральным домом и крыльями. Обратите внимание, что часть этого дома — двор за торжественной колоннадой коринфского ордера. Несмотря на крупный размер (еще бы, это ведь императорский дворец, а не усадьба), здание не кажется слишком крупным для своего окружения и прекрасно смотрится в любое время года.

🌳 Гатчинский парк и Гатчинский дворец. Дворец напоминает то ли английский средневековый замок, то ли итальянскую виллу эпохи маньеризма, а привычные черты классической архитектуры (колонны, пилястры) найти уже трудно. План Гатчинского парка (как и Александровского) выражает идею английского ландшафтного парка. Редкие архитектурные объекты — мост, ротонда, грот — призваны подчеркнуть контраст, конфликт истории и природы. Это была одна из любимых тем позднего классицизма и романтизма.

🔷 Местный вариант экзотики и переплетения культур — псевдоготика. В ней сочетаются готические элементы — стрельчатые окна, арки — и элементы древнерусской архитектуры, узорочья, нарышкинского барокко. Этот стиль развивали в Москве Матвей Казаков и Василий Баженов. Но приглядитесь к Петровскому путевому дворцу или к Царицыно — и увидите классицистическую структуру фасада с четкими горизонталями карнизов и вертикальными осями окон и колонн.










Постепенно Екатерина II охладевала к французской культуре, а случившаяся Великая французская революция поставила последнюю точку. Одновременно Англия с ее экономическими успехами все больше нравилась императрице и многим дворянам, и интеллектуалам тоже.

Вот к чему это привело 👇

🏛 Растет интерес к английскому классицизму — палладианству. Палладио — архитектор эпохи Ренессанса, который выработал гибкую и строгую систему, основанную на античном наследии. Он отработал эту систему на виллах, но постепенно она выросла в целую программу для разных типов зданий — во многом благодаря англичанам. Архитектура в стиле палладианства появляется в России.

✨ Камеронова галерея. Проект англичанина Чарльза Камерона в Екатерининском парке Царского Села. Здание состоит из двух частей. Нижняя, тяжелая и грузная, представляет историю. Верхняя, легкая, с очень легким ордером, как бы напоминающим греческую архитектуру в ярком солнце — это современная цивилизация.

☦️ Софийский собор. Постройка Камерона и Ивана Старова в городке София, рядом с Царским Селом. Здание сочетает сразу три программы. Ее прообраз — вилла Ротонда. В плане она напоминает пятиглавый православный храм. А плоские купола отсылают к Собору Св. Софии в Константинополе. Собор иллюстрирует греческий проект Екатерины: Россия должна освободить Константинополь от Турции и вернуть туда православие — а также упрочить свое положение на Черном море.

🏦 Ассигнационный банк, Джакомо Кваренги. В России по примеру Англии вводятся бумажные деньги. Банк — важнейшая для развития экономики, торговли, производства институция, для которой нужна сложная архитектура. Поэтому получается очень крупное здание. Кваренги решает сложную задачу: фасады по-разному выходят на Садовую улицу и на канал Грибоедова. На узкую улицу — воротами, красивой оградой, завершениями полукруга. А на канал — обратной стороной полукруга, масштабной композицией, хорошо видной издалека.

👤 Главный российский палладианец — Николай Львов. Это один из интереснейших людей своего времени, достойный отдельного разговора. Он дворянин, который занимается архитектурой, потому что ему это интересно, а не ради денег. Львов изобретал новые строительные технологии, переводил Палладио — а еще много путешествовал, писал стихи, рисовал. При этом был настоящим англоманом и аристократом — и много строил в родном Торжке. В духе Просвещения он считал, что забота о родных землях — его долг. Увы, многие его постройки там — в ужасном состоянии.


Екатерина Великая и архитектура Москвы

Уроженка Пруссии София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, взявшая себе при крещении имя Екатерина, взошла на российский престол в 1762 году после дворцового переворота, в ходе которого был свергнут ее непопулярный муж Петр III. Екатерина оставалась на троне 34 года. За это время Россия окончательно вошла в число великих европейских держав.

Становление империи нашло отражение и в архитектуре. Конец XVIII - начало XIX века – это время расцвета русского классицизма, ориентирующегося на образцы античного искусства. Императрица уделяла много времени новым архитектурным идеям и строительству, с энтузиазмом затевала новые, разорительные для казны, проекты. Об этом она писала и сама: "Стройка — дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем больше строишь, тем больше хочется строить. Это — болезнь, как запой…"

В 1775 году был утвержден проект планировки Москвы, он намечал общую перспективу развития центра города с созданием вокруг Кремля системы площадей, расположенных полукольцом вдоль р. Неглинной и к востоку от нее. Получала новое осмысление кольцевая планировочная структура города. На центральных площадях и разрывах бульваров, в местах их пересечения с радиальными улицами, предполагалось строительство больших и представительных зданий. Кроме того, Екатерина II повелела снести все крепостные сооружения Белого города, а на их месте, уподобляя Москву Парижу, устроить бульвары. Причем при Екатерине II был устроен только Тверской бульвар, самый старый на сегодня и самый протяженный на Бульварном кольце. Его начали застраивать дворянскими особняками в духе классицизма, и вскоре место стало чрезвычайно популярным у московского дворянства.


Старая Москва. Аллеи Тверского бульвара были местом гулянья знати. В конце аллеи видны церкви Страстного монастыря, снесенного в 1920-х годах. Из домов по правой стороне сохранился дом фаворита Екатерины II И.Н. Римского-Корсакова, у которого бывал Пушкин. Источник: ИТАР-ТАСС

Сооружения эпохи Екатерины II в Москве легко определить по так называемому классическому стилю, вернее, подражанию античности в духе ренессанса. Это здания с колоннами на фасаде, барельефами с изображениями античных фигур в греческих гиматиях или римских тогах, статуи античного характера, портики. Самыми выдающимися представителями московской архитектуры в эпоху Екатерины II были Василий Баженов и Матвей Казаков.

Баженов, учившийся в Петербурге и за рубежом, получивший звание академика, долгое время был любимцем Екатерины. Она даже доверила ему амбициозный проект – возведение Большого Кремлевского дворца, который предполагал реконструкцию старого Кремля и Красной площади. В помощники Василий Баженов взял архитектора Матвея Казакова. Проект предполагал частичное разрушение средневековой крепости, а также монастырских и приказных зданий. За пару лет успели разобрать часть кремлевской стены и Тайницкую башню, но по приказу императрицы перестройку прекратили, что стало ударом для архитекторов, потративших на проект 7 лет. Причины называют разные: финансовый дефицит, осознание императрицей масштабности разрушений и работ, потеря интереса к проекту и пр. Спустя почти 10 лет часть разрушенного восстановили. По одной из версий, для этого использовали кирпич, оставшийся после разрушения построек, который вопреки традиции не успели растащить горожане. Едва оправившемуся от удара судьбы Баженову императрица поручает новый масштабный проект – дворец под Москвой.


Царицыно (1776- 1796)

В 1775 году императрица покупает поместье под названием Черная грязь на юге Москвы. По одной из версий, здесь она проводит лето в быстро возведенном деревянном дворце со своим морганатическим супругом князем Григорием Потемкиным после тайного венчания с ним в Москве. Считают, что именно фаворит подсказал императрице более звучное новое название – Царицыно – и подал идею строительства здесь дворцово-паркового ансамбля.

Императрица поручила зодчему Василию Баженову создать проект подмосковной увеселительной резиденции в "мавританском" или "готическом" вкусе, и чтобы парк обустраивался как пейзажный. Ансамбль в псевдоготическом стиле был одобрен и заложен, но вместо трех лет, за которые Баженов планировал закончить работу, стройка растянулась на десятилетие. Архитектор буквально выпрашивал деньги на продолжение стройки, на зарплату рабочим, и даже вкладывал собственные средства, брал кредиты. Но однажды Екатерина нагрянула с визитом и после беглого осмотра вынесла суровый вердикт: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Екатерина приказала "учинить изрядные поломки" и представить новый проект главного дворца.

Сложно представить, что такой опытный архитектор, как Баженов, просчитался в пропорциях. Маловероятно также, что зодчий осмелился бы противоречить пожеланиям самой Екатерины и изменил одобренные ею размеры. Скорее всего, вердикт императрицы — "здесь невозможно жить" — был только предлогом для отстранения Баженова. По одной из версий, Баженов, принадлежавший к масонам, обильно использовал в декоре царицынских построек масонскую символику, которую многократно пытались расшифровать, но без какого-либо достоверного результата. Именно принадлежность Баженова к масонам и его тайные контакты с наследником Павлом, которого императрица не допускала к управлению государством, могли стать причинами монаршего гнева. Вероятно, Екатерина узрела в этом зачатки заговора и решила пресечь его на корню.


Завершать начатый ансамбль поручили Матвею Казакову, к моменту смерти императрицы во дворце шли отделочные работы. В общей сложности резиденция, которая так и не стала жилой, создавалась 20 лет, чтобы впоследствии стать заброшенной и никому не нужной.

Внук императрицы Александр I сделал царицынский парк доступным для гуляний, а в начале XIX века он становится популярным местом отдыха благодаря ученику Баженова и Казакова – Ивану Еготову. Он завершил формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки ("Миловида", "Нерастанкино", "Храм Цереры"), обустроены аллеи, дорожки и мостики; на царицынских прудах были оформлены искусственные острова. Оранжереи стали высокодоходной частью царицынского хозяйства; экзотические фрукты и декоративные растения, выращенные в Царицыне, славились на всю Москву.

В середине XIX века Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии, перейдя в государственную. Ради получения с земель прибыли их начали сдавать в аренду, и вскоре Царицыно стало очень популярным местом у дачников. В разные годы тут жили Ф. Достоевский, Ф. Тютчев, А. Чехов, И. Бунин, А. Белый, П. Чайковский и другие деятели искусства.

Чего только не было в зданиях ансамбля в XX веке: там располагались чайные домики и коммунальные квартиры, сельский клуб и кинотеатр, заседали органы советской власти и принимал посетителей "Ленинский музей садово-огородного района" и пр.

Лишь в 1993 году "Царицыно" стало музеем-заповедником, а в 1997 году претерпело реставрацию, вызвавшую неоднозначную реакцию горожан.


Дом Пашкова. Источник: ИТАР-ТАСС

Пашков дом (1784– 1786)

Работал Баженов и для частных обеспеченных заказчиков, но после обрушившегося на архитектора монаршего гнева многие из них стали утаивать, кому принадлежат проекты их домов, чтобы не навлечь неприятности и на себя. Об авторстве можно догадываться лишь по стилю построек. Так, Баженову приписывают проект красивейшего здания Москвы – дома Пашкова на Моховой улице, построенного для преуспевающего торговца землей и недвижимостью Петра Пашкова.

В каком-то смысле этот дом – протест: он стоит на высоком Ваганьковском холме напротив Кремля. Это было первое светское здание в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади. В екатерининские времена, окруженный соразмерной, не подавляющей его застройкой, оттеняемый зелеными газонами, на которых били фонтаны и где разгуливали павлины, дом выглядел очень впечатляюще. По некоторым данным, изначально здание было оранжевого цвета, но его перекрасили с приходом к власти императора Павла. Также монарх приказал снять с купола венчавшую его статую Минервы (или Марса – аллегорию царствования и побед его нелюбимой матери).

С середины XIX века в доме располагались учебные заведения и музеи, а с 1861 года начался его библиотечный период. В читальном зале библиотеки занимались Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Короленко, А. Чехов, Д. Менделеев, К. Циолковский и многие другие.

Здание, пережившее несколько войн и революцию, едва не погибло уже в мирное время: при строительстве станции метро "Боровицкая" в 1986 году фундамент дома просел, потрескались его перекрытия, и здание оказалось на грани разрушения. Долгие годы дом находился на реконструкции. Сейчас он принадлежит Российской государственной библиотеке.

Существует легенда, что в глубинах Ваганьковского холма под Пашковым домом может быть спрятана легендарная Библиотека Ивана Грозного, поскольку на этом месте в прежние времена находился опричный двор царя. В ходе исследований под зданием бывшего книгохранилища был обнаружен уникальный археологический объект — огромный выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной до 30 метров, по стенам которого вились остатки винтовой лестницы. По мнению исследователей, это сооружение является входом в подземные системы древней Москвы. Но дальше "копать" не стали.

Помимо дома Пашкова примеры городских дворянских усадеб Баженова – это, предположительно, дом Румянцева на Маросейке (ныне посольство Белоруссии) и дом Юшкова на Мясницкой (сейчас Российская академия живописи, ваяния и зодчества).


Здание МГУ имени Ломоносова М.В. на улице Моховой. Фото: ИТАР-ТАСС

Матвей Казаков в отличие от Баженова пользовался расположением императрицы до ее смерти, выполняя различные заказы: Петровский замок, здание Сената в Московском Кремле, старое здание МГУ на Моховой. Что касается частных заказов архитектора, то многие его постройки дошли до нас в сильно измененном виде, пострадав либо в пожаре 1812 года, либо перестроенные под нужды новых владельцев. Среди них дом на Воздвиженке генерал-поручика Талызина, где сейчас размещается Музей русской архитектуры им. Щусева, дома графа Орлова на улице Герцена, ныне там исторический факультет Университета, а также дворец генерал-губернатора графа Чернышева, сегодня это здание московской мэрии.

Здание Сената в Московском Кремле (1776—1787)

Для сооружения здания Сенатского дворца была отведена территория между Арсеналом и двумя монастырями - Чудовым и Вознесенским. Поскольку форма земельного участка была достаточно необычной, здание также пришлось строить нестандартным - в форме равнобедренного треугольника. Архитекторским ноу-хау Казакова стал купол диаметром 24,7 метра над главным залом, выложенный лишь из одного слоя кирпича. Его коллеги, а также первые лица государства усомнились в прочности сооружения. Тогда Казаков взобрался на купол и провел на нем полчаса, при этом притоптывая и подпрыгивая. Когда архитектор спустился, коллеги встретили его овациями. Императрица была в восторге и наградила Казакова очередным чином, перстнем со своей руки, а жене архитектора пожаловала свои перчатки.


Здание Сената в Московском Кремле. Фото: ИТАР-ТАСС

Изначально здание предназначалось для проведения собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов оно было предоставлено Сенату. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие. В первые годы советской власти в Сенатском дворце находился рабочий кабинет Ленина, а на крыше здания для него построили террасу — принимать солнечные ванны. Здесь же находилась впоследствии квартира Сталина. При нем на стенах появилось все то, что потом назовут сталинским ампиром. В Сенате также есть изумительной красоты сад, появившийся при Ельцине. Поливать его не надо, потому что все, что здесь есть, — из цветного стекла работы мастеров-стеклодувов. В настоящее время в здании Сената находится рабочая резиденция Президента России.

Колонный зал (конец XVIII века)

Из частных проектов Казакова до нас дошел дом на углу Большой Дмитровки и Охотного ряда, построенный не позднее 1775 года для генерал-фельдмаршала Долгорукого-Крымского – ныне Дом союзов. После смерти владельца Казакову пришлось перестраивать свое творение под нужды новых хозяев: дом был куплен московским дворянским собранием для проведения балов и приемов. Так, на месте внутреннего двора был построен двусветный Колонный зал с мраморной статуей Екатерины II.

Зал Благородного собрания, где провинциальные и столичные помещики подыскивали подходящие партии для своих дочерей, не раз появляется на страницах классической русской литературы — в том числе в "Войне и мире" (первый бал Наташи Ростовой) и в "Евгении Онегине".


Колонный Зал Дома Союзов. Фото: ИТАР-ТАСС

За несколько столетий сам дом изменился до неузнаваемости, но Колонный зал, который является одним из шедевров русской архитектуры, дошел до нас почти нетронутым. По выразительности пространственного решения, по своим акустическим качествам он принадлежит к числу наиболее выдающихся залов мира. Акустика здания позволяет проводить все концерты в Колонном зале в живом исполнении под живой оркестр. Его стены внимали звукам авторских выступлений Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, К. Сен-Санса, Р. Штрауса, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, С. М. Ляпунова. Здесь звучали проникновенная игра К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, неповторимое пение Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой.

Кроме того, Колонному залу доводилось быть и местом прощания с усопшими. Здесь в последний путь провожали "вождя пролетариата" Ленина, а затем "вождя народов" Сталина.

Петровский путевой дворец Казакова (1776-1782)

Дворец, построенный в 1782 году и располагающийся ныне на Ленинградском проспекте рядом с м. Динамо, строился как путевой на въезде в Москву со стороны Петербурга. Проект Матвея Казакова является образцом русской неоготической архитектуры. Первоначально самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, задумывался как резиденция для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нем после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Сама Екатерина останавливалась во дворце всего лишь однажды. После нее во Дворце побывали все российские императоры. Петровский Путевой Дворец становился их последней ступенькой по дороге на престол: здесь они останавливались перед тем, как прибыть на венчание на царство — церемонию, которая всегда совершалась в Москве.


Петровский путевой дворец. Фото: ИТАР-ТАСС

Во время Отечественной войны 1812 года после начала пожара в Москве и поспешного отвода французских частей Наполеон некоторое время держал ставку в Путевом дворце. Французский император провел в нем 4 дня, наблюдая за тем, как горит город. Говорят, что у Наполеона даже обгорели волосы, когда он смотрел на пламя из окна. Есть легенда, что архитектор Казаков, бывший во время пожара Москвы в Твери, узнав, что его любимый город уничтожен огнем, умер от расстройства.

Восстановительные работы во дворце начались только при Николае I, а после революции 1917 года дворец переходил из рук в руки: здесь располагались музей Красной авиации, а позднее — Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во дворце началась полномасштабная реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас в здании находятся гостиница, ресторан, бассейн, сауна, пресс-центр. Музей Москвы устраивает в Петровский дворец платные экскурсии.


Русская культура при Екатерине II вступила в пору своего расцвета, а самое главное, европеизированная культура вышла за пределы дворцов императорской четы и ближайших сподвижников. Петербург постепенно приобретал державный вид имперской столицы, европейские здания появились в Москве и некоторых других городах. Наконец, очагами новой культуры стали дворянские усадьбы, например, имения Шереметевых в Кускове и Останкине, недалеко от Москвы, или роскошная резиденция Кирилла Разумовского в Батурине на Украине. Можно сказать, что XVIII век был веком освоения верхами русского общества культурных ценностей Европы, и этот процесс был уже близок к завершению.

Главной основой высокой культуры в эпоху Екатерины II была философия Просвещения, а господствующим стилем в искусстве был классицизм. Для классицизма характерно четкое разграничение возвышенного и низкого, цивилизованного и варварского. Образцом возвышенности и цивилизованности считалась Античность, которой следовало подражать. Ей противопоставлялось все варварское: народное, дикое, необузданное, неблагонравное — достойное, в лучшем случае, снисходительной усмешки.

Архитектура [ ]

Деление на цивилизованное и варварское ярче всего проявилось в архитектуре. В 1760-е годы в Италии начались раскопки древнеримского города Помпеи, которые потрясли образованных европейцев и вызвали взрыв интереса к античной культуре. Буквально все виды искусства — от архитектуры до декоративно-прикладного искусства отреагировали на новую моду на Античность. Так возник классицизм с его простотой, строгостью и симметрией, который быстро полюбился Екатерине II, всерьез обеспокоенной включением своей новой родины в круг цивилизованных стран.

Русская императрица ненавидела пышное барокко, хотя при этом любила растреллиево Царское Село. В 1779 году она пригласила в Россию англичанина Чарльза Камерона и назначила своим придворным архитектором. Он переработал для нее в классицистическом духе интерьеры дворца в Царском селе и возвел неподалеку Камеронову галерею. Эта двухъярусная постройка четко отразила миропонимание классицизма: нижний ярус из неотесанных камней — современность, а верхний ярус с белыми колоннами и античными бюстами, по которому любила прогуливаться императрица — высокая античность.

17Agatov

60219.660x371

59325

Maxresdefault

09-13 MJ 02 2012 Zimenko 0

Помимо Камерона в России работало несколько других иностранных мастеров. Но во второй половине XVIII века иностранцы уже начали испытывать конкуренцию со стороны русских. Одним из первых выпускников Академии художеств был сын провинциального дьячка Василий Баженов. Находясь в довольно сложных отношениях с Екатериной II, Баженов исполнял, главным образом, частные заказы, среди которых хорошо известен дом Пашкова в Москве. Его ученик и почитатель Матвей Казаков построил в Москве комплекс зданий Московского университета и здание Московского дворянского собрания.

На это движение к античности откликалось дворянство, которое начало строить свои усадьбы в стиле классицизма. Барские дома нередко были по-прежнему деревянными, но обязательно снабжались античным портиком с колоннами. Даже в провинциальных поместьях все чаще звучала классическая музыка, читались иностранные романы или философские трактаты, а иногда в руки дворянам попадали и произведения русских авторов.

Литература и театр [ ]

Основателем поэтической традиции в России был Ломоносов, а его дело продолжил в своих одах Гавриил Державин, воспевавший победы и успехи Екатерины II. Впрочем этот же поэт начал отход от возвышенного пафоса и заложил основы более интимной поэзии и таких жанров, как элегия и лирическое стихотворение.

Живопись [ ]

В живописи второй половины XVIII века царствовали два жанра — парадный портрет и историческая сцена. Заказчики предпочитали итальянскую природу как более возвышенную и одухотворенную унылым русским пейзажам, и поэтому этот жанр практически не развивался в России XVIII века. К концу столетия стали появляться изображения крестьян, написанные, впрочем, более из этнографического интереса, чем из желания вызвать к ним сочувствие.

Читайте также: