Архитектура после второй мировой войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

В начале ХХ в. велись поиски новых архитектурных форм на основе сочетания достижений техники с классическими принципами.
Говоря об основных характеристиках архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново.
Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей.

Техно архитектура базировалась на использовании новых материалов (например, высокопрочного железа, чугуна), благодаря которым структуру здания можно было вытягивать на любую высоту. В строительстве начали использовать армированный бетон. Первоначально к зданиям из металла, чугуна и стали не относились как к архитектурным сооружениям, так как считалось, что эти материалы не несут в себе творческого, художественного начала, и поэтому не являются эстетичными. А чтобы здания выглядели таковыми, их декорировали колоннами, пилястрами, разными классическими элементами.

Блобитектура (блобизм) – движение в архитектуре, когда здания имеют амебную форму. В 1995 году архитектор Грег Линн в своих экспериментах в компьютерном дизайне ввел понятие БЛОБы для создания сложных объектов в компьютере.

Критический регионализм – это подход в архитектуре, стремящийся восполнить потерю смысла и места в модерне путем использования контекстуальных условий.

Регионализм – это направление современного американского искусства 30-х годов, когда люди, устав от высоких технологий города, обратились к деревне. Это направление чем-то схоже с вернакулярной архитектурой.

Сберегающий дизайн либо экодизайн, зеленый дизайн, дизайн для окружающей среды – это искусство создавать объекты, которые соответствуют принципам экономического, социального и экологического сбережения и поддержания. Это проектирование от малых объектов повседневного использования до проектирования зданий, городов и земной поверхности. Распространяется на архитектуру, ландшафтную архитектуру, инжиниринг, индустриальный дизайн и дизайн интерьера. Анализ всего жизненного энергетического цикла создаваемого объекта позволяет определить влияние данного объекта на окружающую среду. Главное внимание отводится материалам, использованию производственных технологий, которые требуют меньше энергии, использованию изделий, имеющих высокое качество и долголетие, с тем чтобы можно было их реже менять. Основной принцип: изделия, процессы и системы должны быть спроектированы таким образом, чтобы их можно было использовать и в дальнейшем в коммерческой жизни.

Без сомнения, существует ещё много других направлений в архитектуре, но рассмотрены основные стили и тенденции в архитектуре 20 века, кратко охарактеризованы.

Принципы жилищного строительства базировались на методах свободной застройки крупными жилыми образованиями, включающими здания предприятий повседневного обслуживания, применении полносборных индустриальных методов домостроения. Здания получили наилучшие условия инсоляции и аэрации. Строго соблюдались требования озеленения и благоустройства. Т.е. удалось использовать преимущества архитектуры модернизма – ее рационалистичность, использование новой строительной техники и строгое соблюдение требований гигиены жилища.

Строительная техника переживает революцию. Более широко используется возможности современных материалов: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических плёнок и прочее.

С. Базируется на эстетизации конструктивной формы и занимает промежуточное положение между конструкствизмом 20-х и хай-теком 80-90-х годов. Гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры.


Архитектор Оскар Нимейер из Бразилии. Его произведение – здание национального конгресса в Бразилии.


В основе творчества метаболистов лежит понимание конструкции, как живого организма. Данное здание состоит из 16 железобетонных башен, 5 м в диаметре, где размещались: лифты, лестницы и каналы инженерного оборудования. К башне подвешены рабочие помещения. Вертикали башен имеют различную высоту, а горизонтали расположены ассиметрично. Между заполненными ячейками зияют пустоты. Все это создает эффект незавершенности. Здание как бы растет и усложняется. Пример: Район Де Франц в Париже.

Середина 50-х годов архитектура запада это пёстрый разнообразный мир. Например: в Англии зародилось направление –Брутализм. Главным содержанием является строительство, где восставляются на показ конструктивная основа сооружения, но господствующим того времени стало –новое Барокко.

Криволинейные формы и конструкции принцип, которого заимствован из мира живой природы. Пример Аэровокзал в Нью-Йорке, где здание напоминал форму морского ската. Архитектор Эро Сааринен.

Развитие историзма шло двумя путями:

1. Углубленное овладение отечественными традициями и их избирательное применение. В России – неорусский стиль работах Щусева, неоклассицизм и неоампир в работах Фомина и Щуко, ренессанс а работах Жолтовского.

2. Энциклопедическое овладение языком архитектурных форм различных эпох и народов для применения их в проектировании в соответствии с замыслом заказчика. Пример – Музей изобразительных искусств им. Пушкина(арх.Клейн)

По окончании Второй мировой войны историзм неоклассицизма оказался в общественном мнении дискредитирован, поскольку воспринимался как стиль архитектуры побежденных стран с тоталитарным режимом – Германии и Италии. Советская архитектура послевоенного времени, напротив, отличается ориентацией на историзм. Как и после Отечественной войны 1812 года архитектурный язык ампира воспринимался как единственно достойное средство отражения триумфа победы. Примеры: площада и улицы Петербурга, Москвы, Волгограда, ансамбль МГУ и остальных высотных зданий, шлюзы Волго-Донского канала и станции московского метро.

Конец 60-х годов 20 века – время переоценки всех ценностей. Подвергается сомнению современная архитектура с её идеалами функционализма и порядка. Искусство 70-х – 90-х годов 20 века получило названиеПостмодернизм.

Постмодернизму присуще возрождение исторических архитектурных систем и декора всех видов ( кладка, облицовка, рельеф, росписи …), возрождение активного силуэта зданий ( завершение фронтонами, мансардами…) с отказом от плоских крыш. Соответственно восстанавливаются принципы исторического построения композиции – симметрия, пропорциональность, перспектива. Пример: офис фирмы АТТ в Нью-Йорке. В США постмодернизм носит игровой , театрализованный характер, иногда с чертами китча и бутафории.

В Европе здания более строги, т.к. новые сооружения строятся в окружении прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных форм.

Хай тек – эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 20-е годы 20века. Представляет собой современную модернизацию техницизма, обновление языка архитектуры под влиянием технического процесса.

Ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, активно включает в композицию зданий элементы инженерного оборудования.

Однако, знаковым произведением стало здание Центра Искусств им.Ж.Помпиду в Париже (1972-79). На фасад вынесены различно окрашенные трубопроводы. Окончательное визуальное разрушение нанесло диагональное размещение прозрачной трубы с эскалатором. Сооружение вызывает ассоциацию с вывернутым наизнанку живым организмом.

К концу 90годов становится главенствующим второе направление, когда несущие конструкции играют ведущую роль в решении фасадов и интерьеров здания. – Здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

В 20-е годы символизм был связан с поэтизацией техники. Поэтизировались формы и образы механизмов, пароходов и летательных аппаратов. Клуб Русакова в Москве арх.Мельникова ассоциируется с гигантским механизмом, а план с фрагмнтом шестерни. В проекте памятника 111 Интернационалу арх.Татлина внутри гигантской (400м) спиральной башни располагались друг над другом четыре объема: кубический – законодательные органы Коминтерна, врвщающийся со скоростью один оборот в год, объем в виде усеченной пирамиды – исполнительные органы (один оборот в месяц), цилиндрический объем - секретариат (один оборот в неделю) и венчающий полусферический объем.

Архитектура конца века.

В архитектуре жилища многоэтажные комплексы уступили место более соответствующей интимности низкой (в 2-4 этажа) застройке, с замкнутыми дворовыми пространствами. Изменился силуэт застройки – плоские крыши сменились скатными, ленточные окна – замкнутыми, а аскетичная белая архитектура – многоцветной.

В эстетическом отношении архитектура плюралистична. Мирно сосуществуют различные направления при преобладании неомодернизма.

Послевоенное восстановление и строительство городов и поселков страны потребовали выполнения огромного объема проектно-планировочных работ, их научного обоснования, разработки проектов и схем районной планировки, для чего в 1943 г. был создан Комитет по делам архитектуры.

Реконструкция и формирование нового архитектурного облика городов шли быстрыми темпами. Уже в первой половине 1950-х гг. разрушенные населенные пункты были почти полностью восстановлены. Началось восстановление Днепрогэса и других крупных промышленных комплексов. Выразительность архитектуры этого периода была основана на теме построения счастливого будущего социалистического общества. Так же как в других странах с тоталитарным режимом, таких как Италия и Германия, в Советском Союзе архитектура стала инструментом насаждаемой идеологии и являлась основным выразителем общественных идеалов и устремлений. Перед зодчими стояла задача с помощью архитектуры создать образ страны- победительницы и убедить народ в скором восстановлении экономики всей страны.

Здания были призваны демонстрировать размах, величественность и масштабность советских достижений и побед. Сталинская архитектура появилась практически во всех городах страны и изменила их облик на многие годы вперед. Использование этого стиля можно отметить и в архитектуре общественных и административных зданий, в сооружениях НИИ, на судоходных каналах, морских и речных портах и прочих объектах.

Большое внимание было уделено новому генеральному плану Сталинграда (Волгограда) архитекторов Алабяна и Симбирцева, предложивших объединить промышленные районы в определенную систему и ввести в центральный ансамбль площадь Павших борцов, Аллею Героев и пропилеи с гигантской лестницей к Волге. Под руководством Щусева был разработан новый городской центр с площадью, объединившей старую и новую часть города, тем самым воплотив идею слияния новой застройки с дореволюционными зданиями.

Для проектов этих монументальных зданий характерны пирамидально нарастающие к центру объемы корпусов, увеличивающихся по высоте по мере их приближения от более низких примыкающих зданий к доминирующей центральной башне.

Строились советские небоскребы из дорогостоящих материалов, с применением стальных каркасов, гранитной отделкой фасадов и интерьеров. Каждый уникальный дом стоил нескольких обычных многоэтажек той же кубатуры.

Высотки украшены скульптурными группами и барельефами с геральдическими композициями и изображениями трудящихся людей. При оформлении общественных интерьеров, вестибюлей и лестниц использовалась лепнина, а также такие дорогие материалы, как мрамор, бронза, ценные породы дерева и позолота.

После смерти И. В. Сталина монументальная помпезность и излишнее нефункциональное украшательство подверглось критике новой советской власти во главе с Н. С. Хрущевым.

Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны с меж­дународным стилем архитекторов из США соперничали самобытные

*Миля — единица длины, равная 1609 метрам.

школы зодчества в Италии, Сканди­навских странах, Мексике, Брази­лии, Японии.

Архитекторы-постмодернисты жертвуют логикой и «чистотой


Эро Сааринен.

Аэровокзал компании TWA. 1960—1962 гг.

Нью-Йорк.


Эро Сааринен.

Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны с меж­дународным стилем архитекторов из США соперничали самобытные

*Миля — единица длины, равная 1609 метрам.

школы зодчества в Италии, Сканди­навских странах, Мексике, Брази­лии, Японии.




Читайте также: