Архитектура италии 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Самыми древними архитектурными сооружениями, которые были обнаружены в Италии, являются доисторические жилые помещения из камня, о происхождении которых сегодня известно очень мало. Страны Востока, Рим оказали свое влияние на архитектуру Византии. В основе многих зданий того времени лежала схема базилики или греческого креста. Восточные традиции, отличавшиеся богатством декора, наиболее ярко проявились при строительстве базилик Святого Марка в Венеции и Сан-Витпале в Равенне.
Начиная примерно с 18 века, готика внесла оживление в романский стиль, а, в конце концов, и сменила его. Главной особенностью готической архитектуры являются стрельчатая арка, крестовые своды, окно - розочка, стиль характеризуется созданием обширных интерьеров. В эпоху Ренессанса в архитектуре наблюдалось возрождение классических форм и идеалов.
На смену чистоте линий и форм Ренессанса пришла вычурность барокко, усложненные, театральные и в высшей степени декоративные элементы, которые служили выражением самоуверенного оптимизма. На короткое время в итальянской архитектуре 19 века появился модерн. К этому стилю относятся крытые стеклянные галереи в Милане и Неаполе.
В современной архитектуре Италии находят отражение процветающего сегодня итальянского дизайна. Так, творчество знаменитого архитектора Ренцо Пьяно – автора проекта Центра Помпиду в Париже, дает новый толчок для развития архитектурной традиции, которая насчитывает уже более 3000 лет.

В середине XVIII столетия в зодчестве Италии начинается поворот от барокко к классицизму. Признаки коренных изменений в мышлении архитекторов появляются сперва в теоретических трудах и сказываются на практике лишь к концу века. Этот временный разрыв между теорией и практикой, которые на протяжении трех веков развивались в Италии в неразрывной связи, показывает, с одной стороны, сузившиеся экономические возможности, приведшие к резкому сокращению строительной деятельности в стране, а с другой, — своеобразные истоки итальянского классицизма, значительно отличавшиеся от классицизма абсолютистской Франции и Англии.

* Francesco, Conte Algarotti. Saggio sopra l’architettura. Livorno, 1764; Lettere sopra l’architettura. Livorno, 1765.

* См., например, Т. Qallicini. Trattato sopra gli errori degli architetti, трактат, написанный еще в 1621 г. (!), но опубликованный лишь в 1767 г., когда критика барочной архитектуры стала отвечать веяниям времени; А. Visеntini. Osservazioni, 1771; G. Passe ri Discorso della ragione dell’architettura, 1772.

В архитектуре Италии, как уже говорилось, возникновение новых тенденций классицизма можно отметить еще в 1740-х годах в римских произведениях А. Галилеи. Характерные черты классицизма — спокойная, уравновешенная композиция и строгое, тектонически оправданное применение ордеров — проявились и в новых музейных помещениях Ватикана, особенно в корпусе музея Пио Клементино (1774, арх. М. А. Симонетти), перегородившего возведенный Браманте двор Бельведера.

Одним из наиболее значительных представителей классицизма в итальянской архитектуре был Джузеппе Пьермарини (1734—1808). Он был сперва учеником, а затем (с 1765) помощником Ванвителли на постройке дворца в Казерте и позднее в Милане. В Милане Пьермарини возвел палаццо Реале (с 1769), Бельджойозо (1781) и здание театра Ла Скала (1776—1778, рис. 65). Он строил также в Мантуе и Монце.

Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Фонтан Треви, 1732—1762 гг., Н. Сальви
Классицизм в архитектуре Италии. Милан. Театр Ла Скала, 1776—1778 гг., Дж. Пьермарини
Рис. 64. Мотив театральной декорации. Бибиена Рис. 65. Милан. Театр Ла Скала, 1776—1778 гг., Дж. Пьермарини

В Турине улица По и площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле) были обнесены портиками. На другой стороне реки Ф. Бонсиньоре возвел церковь Гран Мадре ди Дио (1818—1831), классицизирующий вариант композиции римского Пантеона (рис. 66). Форму ротонды, но с монументальной полуциркульной в плане колоннадой, раскрытой к королевскому дворцу, получила церковь Санти Франческо э Паоло в Неаполе (1817—1846, арх. П. Бьянки, рис. 67).

Другая неаполитанская постройка этого времени — театр Сан Карло, начатый еще Фугой и Медрано, но отстроенный после пожара 1816 г. арх. Никколини, которому принадлежит монументальный пятиарочный фасад, увенчанный портиком (рис. 68).

Классицизм в архитектуре Италии. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818—1831 гг., Ф. Бонсиньоре. План площади
Классицизм в архитектуре Италии. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818—1831 гг., Ф. Бонсиньоре. Общий вид в сторону реки
Рис. 66. Турин. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818—1831 гг., Ф. Бонсиньоре. План площади, общий вид в сторону реки
Классицизм в архитектуре Италии. Неаполь. Церковь Санти Франческо э Паоло, 1817- 1846 гг., П. Бьянки
Классицизм в архитектуре Италии. Неаполь. Театр Сан Карло. Фасад, после 1816 г., А. Никколини
Рис. 67. Неаполь. Церковь Санти Франческо э Паоло, 1817- 1846 гг., П. Бьянки Рис. 68. Неаполь. Театр Сан Карло. Фасад, после 1816 г., А. Никколини

Памятником классицизма в Милане является церковь Сан Карло Борромео, завершенная большим барабаном и куполом (1836—1847, арх. К. Амати).

В эту пору монументальный антикизирующий облик придается все новым сооружениям, даже таким чисто утилитарным, как резервуары в Ливорно (П. Поччанти).

Наиболее значительное по своим художественным достоинствам градостроительное мероприятие связано с именем Дж. Валадье, который закончил пл. дель Пополо.

Джузеппе Валадье (1762, Рим — 1839, Рим) учился у отца — ювелира Луиджи Валадье и в Академии ди Сан Лука в Риме. Ездил в Северную Италию (1781), Францию (1785), Сицилию (1798— 1800). С 1814 г. назначен главным архитектором Ватикана и Рима, преподавал в Академии ди Сан Лука (1821—1837), участвовал в археологических работах и публикациях. Издал учебник по архитектуре в пяти книгах. Главная работа: реконструкция площади дель Пополо и терраса Пинчо в Риме (1816—1820). Реставрационные работы: арка Тита в Риме, арка в Римини.

Новая овальная форма придала площади дель Пополо ярко выраженную поперечную (по отношению к лучевым улицам) ось и резко изменила ее характер; из динамического пункта схождения (или расхождения) нескольких улиц площадь превратилась в гармонически завершенное, вполне уравновешенное открытое пространство, доминирующее над вливающимися в нее улицами. Низкие парапеты полукруглых рамп четко ограничили пространство площади, однако не замыкали ее. Вместе с тем была оформлена и поднимающаяся над площадью, раскрытая на город терраса Пинчо, а затем разбиты регулярные сады над ней (рис. 69).

Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: вид на площадь с подъёма на Пинчо
Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: вид в сторону Корсо на церкви Санта Марка ди Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (с 1662 г.). К. Райнальди, Л. Бернини, К. Фонтана
Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: вид на Порта дель Пополо
Рис. 69. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: 1 — вид на площадь с подъёма на Пинчо; 2 — вид в сторону Корсо на церкви Санта Марка ди Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (с 1662 г.). К. Райнальди, Л. Бернини, К. Фонтана; 3 — вид на Порта дель Пополо; 4 — план площади
Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: план площади

Во Флоренции градостроительные работы развернулись в годы кратковременного превращения ее в итальянскую столицу (1865—1868). В этот период архитектор Поджи создал площадь Кавур, полукольцо магистралей на месте городских укреплений и проложил извивающуюся по холмам Виале деи Колли.

Все эти преобразования явились лишь преддверием более серьезных изменений в городской застройке, последовавших во 2-й половине XIX в. вместе с развитием промышленности, быстрым притоком в города населения, нуждавшегося в массовом жилище, с появлением механизированного транспорта, прокладкой инженерных сетей и совершенствованием всего городского благоустройства.

Значительные изменения, которые происходили в искусстве Италии в XIX веке, были вызваны к жизни великими событиями. В период с 1799 по 1870 год в Италии произошло множество буржуазных революций, а также вторжение в страну армией Наполеона. Однако именно в этот период политика, культура и искусство были особенно тесно связаны между собой.

Италия в XIX веке вернулась на международную арену с такими художественными течениями, как романтизм, стиль Либерти и дивизионизм.

Одним из главных течений итальянского искусства XIX века является Романтизм. Романтизм рассматривает музыку и искусство как Божественные дары, способные выражать чувства и интимную религиозность. Природа рассматривается как место, где можно созреть свой духовный опыт, поэтому в картинах XIX века часто встречаются пейзажи мрачных и тёплых цветов.

В Италии стиль Либерти стал особенно известен после выставки декоративного искусства в Турине 1902 года. В этом стиле большое значение имеют архитектура и декоративно прикладное искусство: художники отвергают все, что является результатом промышленной цикличности, которая выпускается серийно или напоминает классическое прошлое, и позволяют себе криволинейные и очень творческие формы. Экстерьер и интерьер зданий не имеют прямых контуров, стены округляются, в качестве украшения используются различные материалы (от кованого железа до резной лепнины), а также техники различного рода.

XIX столетие в Италии отличилось глубокой цельностью историко-культурных процессов. Изображение современной действительности все больше приходило на смену прошлого, отвергались традиционные каноны в зодчестве и живописи. Логика этого ускоренного развития была предопределена всей насыщенной историей Италии в эту эпоху, открывшей новый этап ее судьбы, в котором обозначились перспективы приближающегося ХХ века.

Как ни странно, но итальянский архитектурный стиль появился в Великобритании. Вдохновением для него стали фермерские постройки из кирпича, с типичными квадратными башенками и черепичными крышами. Так проявилась реакция архитекторов на строгий формализм, который был доминирующим течением того времени. Постепенно стиль обосновался в Америке, а к 1830-ым годам местные зодчие адаптировали его под свои взгляды. Благодаря этому направлению, архитекторы получили возможность творить в более свободной манере, чем того требовали жесткие рамки предыдущих направлений. Именно в англоязычных странах итальянский архитектурный стиль получил наибольшую популярность, и уже оттуда он перекочевал в другие места.

Итальянский стиль в архитектуре

Итальянский стиль в архитектуре

  • — История возникновения
  • — Характерные черты стиля
  • — Строительные материалы
  • — Дома в итальянском стиле — фото

Архитектурное направление с южным колоритом развивалось не только в Великобритании, различные формы и вариации итальянского стиля использовались еще продолжительное время на севере Европы и в Британских колониях. Во второй половине девятнадцатого века он приобрел популярность в США, распространяемый Александром Джексоном Дэвисом. Невзирая на помпезные черты, дома в итальянском стиле стали достоянием разных слоев населения. Модные веяния того времени не обошли стороной и общественные здания – в итальянском стиле стали оформляться вокзалы, школы, библиотеки и других публичные постройки.

Характерные черты и особенности

Итальянский архитектурный стиль

Хотя итальянский архитектурный стиль и сформировался в Британии, он стал собирательным образом, в котором воплотились черты, характерные для разных областей страны. Облик домов может варьироваться в стилевых рамках, но есть нечто общее, что их объединяет:

Итальянский стиль

Отличительной чертой дизайна стало умиротворение солнечного полуострова. Итальянцы обладают ярким темпераментом, а стиль характерен традиционностью и сдержанностью. Здесь явно прослеживается влияние чопорных англичан. Они, как любители соблюдать традиции, сохранили эту концепцию и в своем новом архитектурном направлении. В результате получился симбиоз итальянского темперамента и английского постоянства. Здесь чувствуется дыхание античности и непритязательность кантри, сочетание монументальности и простоты, это и является главным отличием той вариации стиля, которая получила наибольшее распространение в мире.
Любовь к внутренним дворикам трансформировалась в большие лоджии-террасы, с арочными пролетами, большими окнами-дверями и декоративными перилами. Толстые внешние стены из камня подчеркивают ощущение сельской повседневности. Планировка домов стандартная, европейская, но вот внешний вид разительно отличается от них. Сразу бросается в глаза цвет фасадов. Палитра оттенков богата и разнообразна: шоколадный, винный, персиковый, желтый, фиолетовый, тирамису.
Каждый из цветов может варьироваться в рамках своих оттеночных и тоновых градаций. Часто используется сочетание двух разных фактур и оттенков (например, кирпич и штукатурка).

Строительные материалы

Кирпичные и каменные колонны часто сочетаются с гладкими однотонными стенами, а кладка может состоять из нескольких цветов. Вынесенные наружу трубы печного отопления обязательно украшены декоративными башенками. Часть фасада может быть облицована камнем, или стены покрываются им полностью.
Изначально строения целиком возводились из известняка или скальных пород, сейчас, есть более легкие способы строительства и последующего декорирования.
Итальянский стиль в архитектуре вариативен и демократичен, в некоторой степени эклектичен, и, тем не менее, всегда современен. Сочетание простоты и определенной доли роскоши делают его непохожим на другие архитектурные направления, и всегда узнаваемым.
Локальные цвета фасадов и конструктивные особенности выделяют дома в итальянском стиле среди прочих построек. А для большего погружения в атмосферу такие виллы дополняются гравийными подъездными дорожками, оливковыми деревьями и характерным ландшафтным дизайном на участке. Данный стиль наполнен умиротворением и уютом, оставаясь при этом ярким и узнаваемым.

Читайте также: