Архитектура древней ассирии кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура Древней Ассирии и Нововавилонского царства

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

В 20-17 вв. до н.э. большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилона ("Врата бога"), расположенного на пересечении важных торговых путей. Определённые новшества прослеживаются в архитектуре дворцов и зиккуратов. Так, 5 ступенчатый зиккурат в Чога-Замбиль (12 в. до н.э.) включал в себя арки, переходы и нетипичные для Двуречья подземные сводчатые помещения, служившие, как считает ряд исследователей, жильём в жаркие летние месяцы. Дворец правителя Зимрилима имеет многоцветные настенные росписи, что указывает на явные следы влияния египетского искусства.

Около 14 в. до н.э. на первый план выходит Ассирия, расположенная на севере Двуречья, Это было государство, которое вело широкую захватническую политику. Поэтому всё ассирийское искусство носило военно-дворцовый характер. Города Ассирии представляли собой крепости, обнесённые массивной каменной стеной и рвом. Стены и ворота фланкировались многими башнями, некоторые города - Дур-Шаррукин, Ниневия, были строго распланированы.

Частные дома строились из сырцового кирпича, с плоскими крышами. В храмовой архитектуре большую роль играл зиккурат, обычно семиэтажный и более лёгких пропорций чем южные храмы, Зиккурат ставился так, чтобы он не доминировал над царским дворцом. Собственно ассирийским новшеством является тип укреплённого дворца, дворца-цитадели, лучше всего представленный дворцом царя Саргона 2 в Ду р-Шаррукине. Дворец занимал площадь в 10 га при общей территории города в 18 га, и был возведён на платформе высотой 14 м. К платформе с 2 сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы. Всего в дворце около 200 помещений — жилые и парадные комнаты, хозяйственные помещения и др. Помещения были узкими, длинными и высокими, изнутри покрывались глазурованными кирпичами и стенными росписями, балочные перекрытия делались из кедра. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков — шеду, которые часто служили опорами арок.

В 7 в. до н.э., после гибели Ассирии под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское царство. Город Вавилон в это время представлял собой вытянутый прямоугольник площадью ок. 10 км2, обнесённый 4 кольцами стен. Стены имели высоту около 12 м и ширину около 7 м, были облицованы цветным кирпичом в виде орнаментов и цветных окантовок. Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни и 8 ворот.

Город был пересечён системой длинных прямых улиц — "дорог процессий", которые вели к центральным храмам. Застройка вблизи дорог велась стихийно, но некоторые кварталы были распланированы. Основной улицей была "дорога процессий" богини Иштар, тянувшаяся почти через весь город и соединявшая главный храмовый комплекс бога-покровителя Мардука (Эсагиле) с наиболее важными северными воротами - "воротами Иштар". Эти ворота представляли собой 4 попарно размещённые друг за другом башни с арочными проходами и зубчатыми верхушками. Стены ворот украшали изображения фантастических животных и комбинации орнаментальных полос.

Возле Нижнего храма, где хранилась золотая статуя бога Мардука, размещалась храмовая башня -семиэтажный зиккурат Этеменанки ("Дом основания небес и земли", Вавилонская башня), высотой 90 м. Ярусы зиккурата имели разные цвета: верхний ярус - храм Мардука, был облицован синим глазурованным кирпичом и по углам был увенчан золотыми рогами — знаками плодородия. Внутри храма не было ни статуй, ни рельефов, только позолоченные стол и ложе, которые обозначали место обитания бога. Всего в Вавилоне было 53 храма.

Из светской архитектуры особый интересе представляет дворец, построенный царём Навуходоносором 2 для жены привезённой из Мидии, называемый "Висячие сады Семирамиды". Сохранились лишь подвалы дворца. Он представлял собой неправильный 4-угольник 55 х 60 м., стены которого несли тяжесть висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть состояла из столбов и стен перекрытых сводами, соединённых с системой колодцев и водостоков. Сад орошался при помощи водоподъёмного колеса.

Архитектура Нововавилонского царства переняла все достижения предыдущего периода, из кривых линий в ней допускалось только применение полуокружности арки. Вероятно под влиянием Ассирии вводится применение глазурованного кирпича в качестве облицовочного материала (цветные изразцы с изображением фантастических животных облицованы "ворота Иштар" и другие сооружения).

Еще около 2300 г. до н. э. был построен храм Иштар в Ассуре. Он очень прост и связан по происхождению с небольшим жилым домом. Его план до некоторой степени напоминает даже мегарон (см. том II), но расположение входа иное. Начиная со 2-го тысячелетия небольшие ассирийские храмики получают ориентацию в длину, что еще больше сближает их с мегароном. Это новшество, может быть, введено касситами, которые извне вторглись в страну и достигли наибольшей силы в XV веке до н. э. Замечателен храм бога неба Ану и его сына Адада в Ассуре (рис. 128), построенный около 1100 г. до н. э. (он перестроен в IX веке до н. э.). Храм Ану-Адад состоит из двух параллельных и ориентированных в глубину залов; к каждому из них примыкает зиккурат. Общая форма сооружения напоминает хеттское хилани и двубашенные лицевые стороны сирийских церквей (см. том II).

Наиболее грандиозным ансамблем в архитектуре Вавилона и Ассирии является дворец ассирийского царя Саргона в теперешнем Хорсабаде, в древнем Дур-Шаррукине (рис. 129–133). С ним по величественности может сравниться только священный участок в Уре. Дворец построен около 707 г. до н. э. На примере дворца Саргона становится особенно ясным, что вся древняя архитектура Месопотамии составляет одно целое, причем каждое последующее государство, организованное в Месопотамии, продолжает архитектурную традицию предыдущего государства.

Дур-Шаррукин — большой город, построенный царем Саргоном одновременно с дворцом. Это загородная резиденция монарха, расположенная в нескольких десятках километров от столицы. Тип такой резиденции перешел потом в эллинистическую и римскую архитектуру. Такой загородной резиденцией была в Риме вилла Адриана, первоначально окруженная целым городом (см. том II). Позднее этот тип перешел в Европу. Версаль послужил образцом для всех европейских стран, и в том числе для Царского Села под Петербургом. Дур-Шаррукин представляет собой неправильный квадрат, размером приблизительно 1760?1685 м. Город был окружен с четырех сторон стенами толщиной в 23 м, высотой тоже около 23 м (во время раскопок стены имели высоту от 14 до 23 м). На высоте 1,10 м стены сложены из камня, выше — из необожженного кирпича. Стены имели 167 башен; следов рва, которым окружен, например. Вавилон, не найдено. Дворец встроен в одну из стен так, что приблизительно половина его выступает из уровня стен внутрь города, другая половина — наружу; вместе с ним выступают наружу и крепостные стены города, защищающие одновременно и город, и дворец. По Геродоту, стены города имели семь ворот, из которых только одни находились на стороне дворца. Одни из этих семи ворот служили для прохода, другие — для проезда. Внутри города были мощеные улицы шириной до 12 м. Площадь дворца составляет около 10 га. Высокая терраса, на которой стоит дворец, содержит около 1 300 000 м 3 земли: Всего откопано 186 залов дворца; первоначально их было больше.


Рис. 128. Реконструкция храма Ану-Адад в Ассуре


Рис. 129. План Дур-Шаррукина


Рис. 130. План дворца в Дур-Шаррукине


Рис. 131. Реконструкция дворца в Дур-Шаррукине


Рис. 132. Реконструкция главного входа дворца в Дур-Шаррукине


Рис. 133. Реконструкция внутреннего вида одного из храмиков дворца в Дур-Шаррукине

Назначение отдельных помещений не всегда может быть точно установлено, но назначение главных групп помещений выяснено достаточно. Главная часть дворца группирует вокруг двух больших дворов наиболее роскошные залы, рассчитанные на официальные приемы: ко всему этому комплексу ведет роскошный главный вход и парадная лестница со стороны города. С противоположной стороны, на западной части террасы, помещается отдельно стоящий павильон — по-видимому, летнее жилье царя. В юго-западной части дворца, в углу, обращенном к городу, расположены три небольших придворных храмика и зиккурат. Наконец, третья часть дворца — службы, занимающие юго-восточный угод террасы со стороны города. К службам ведет длинный пандус, по которому въезжали колесницы, а также телеги многочисленных поставщиков. Зиккурат дворца Саргона — один из лучше всего сохранившихся зиккуратов Месопотамии. Его квадратный нижний ярус занимает площадь около 42 м 2 . Сохранились четыре яруса зиккурата, из которых каждый имел высоту около 6 м. Предполагают, что всего ярусов было семь. Подъем пандуса, который шел по спирали вокруг зиккурата, составляет внизу башни 0,04 м на 1 м, для седьмого яруса этот подъем составлял, по-видимому, не более 0,07 м на 1 м. Летнее жилье царя, отдельно стоящий павильон; построено в форме-хеттского бит-хилани (см. главу об архитектуре хеттов). В развалинах дворца были найдены четыре фигуры меньше человеческого роста, на которые были поставлены круглые столбы, вероятно деревянные. Неизвестно, где они стояли.

Военный характер ассирийского государства отразился не только в укреплениях дворца, но и в том, что дворец был рассчитан на торжественные приемы иностранных послов, которых нужно было поразить блеском царской резиденции, чтобы дать им повышенное представление о несокрушимой мощи ассирийского царя. Пестро разряженные делегации иностранцев верхом подъезжали к городу, пораженные великолепием и сказочностью его общего вида. Потом они въезжали в городские ворота и ехали ко дворцу по городским улицам. При этом они все время видели дворец, возвышающийся над низкими домами города и представлявшийся им с самых различных точек зрения. Вероятно, их вели так, чтобы они проделали возможно более длинный путь по городу. Наконец послы подъезжали вплотную к террасе дворца и оказывались около отвесной четырнадцатиметровой стены террасы. Подъем на террасу происходил по обращенной к городу величественной двухмаршевой лестнице, которая рассчитана на то, чтобы по ней въезжали верхом. На большой верхней площадке перед главным входом послы слезали со своих лошадей, и тут, по-видимому, их принимала выходившая им навстречу из дворца депутация. Потом по залам, чередующимся с дворами, их вели в приемные помещения. При прохождении через дворы взорам послов представлялся возвышающийся над крышами помещений дворца зиккурат, который был виден последовательно с различных точек зрения. Послов поражала также картина главного входа в виде пролета, завершенного полуциркульной аркой, по сторонам которого поставлены две башни и стены делают симметрические уступы вглубь. По сторонам входного пролета стоят крылатые быки, охраняющие вход. Эти быки, религиозно-символическое значение которых не подлежит никакому сомнению, очень характерны для восточно-деспотической дворцовой архитектуры: Они показывают, что в Ассирии даже дворец имел религиозно-символическое истолкование. Божественные крылатые звери спустились на землю и охраняют царя. Архитектура дворца Саргона благодаря этому тоже изобразительна и символична. Священные быки были поставлены и во многих других местах внутри дворца.

Дворец Саргона в целом асимметричен, но отдельные его части оформлены симметрично. Расположение больших дворов и зиккурата, сдвинутого в сторону, производит в общем впечатление, что отдельные части дворца свободно разбросаны по платформе. Так, асимметрична и лицевая сторона дворца, обращенная к городу: лестница и главный вход несколько сдвинуты в сторону. Но сам вход и лестница строго симметричны. В целом главный вход с симметрично поставленными по сторонам его башнями напоминает отчасти композицию входа в египетский храм с двумя пилонами-башнями по сторонам прохода между ними (см. главу об египетской архитектуре). Дворец Саргона имеет сильно подчеркнутый наружный объем, который особенно выделяется благодаря постаменту-террасе, зиккурату и четкому ограничению дворца крепостными стенами и башнями. Снаружи образуется довольно сложная композиция массивных блоков, смыкающихся в одно целое вместе с террасой, городской стеной и ее башнями.

Для внутренности дворца очень характерна разбивка ее на отдельные сравнительно небольшие замкнутые помещения, что связано главным образом с перекрытием внутренних помещений цилиндрическими сводами и неумением выкладывать пересекающиеся своды. Пространство каждого внутреннего помещения просто и ясно, оно четко ограничено четырьмя стенами и сводом. Внутренние пространства дворца в Хорсабаде сохранили до известной степени пещерный характер, хотя они и выложены из кирпича высоко над поверхностью земли. Их пещерность обусловлена главным образом отсутствием отверстий, кроме дверей, и толщиной стен и сводов. Внутри видна только поверхность единого, неразложенного массива, который начинается от пола по одну сторону зрителя, поднимается, непосредственно начинает загибаться над его головой и по другую его сторону опять опускается до пересечения с полом. Дифференциация этого массива на с гены и покрытие отсутствуют вовсе. И снаружи и внутри поверхность с ген в некоторых местах обработана валиками из кирпича, вставленными в стену, так что крайние наружные точки этих валиков лежат в плоскости стен.

Симметрическая обработка отдельных частей дворца, четкое оформление внутренних пространств, анфилады помещений, образовавшиеся особенно в парадных частях дворцового комплекса, крылатые быки, наконец, рельефы, тянущиеся лентообразно и покрытые длинными однообразными изображениями людей, шагающих, точно в процессиях. — все это оформляло торжественный и напыщенный ритуал, который господствовал в жизни дворца. Внутри его держали себя несвободно, ходили медленно, в натянутой, точно культовой, позе, размеренным шагом, сопровождая эти движения условными позами и жестами. Торжественные официальные приемы были настоящими священнодействиями. Эти процессии изображены на рельефах.

Вопрос 2. Ассирийская держава

Вопрос 2. Ассирийская держава Формирование Ассирии относится так же к началу II тысячелетия до н. э. Она располагалась чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная

Глава III Ассирийская цивилизация

Глава III Ассирийская цивилизация Наблюдая ясное небо во время прекрасных ночей на Востоке, ассирийцы открывают первые законы астрономииБассейны Тигра и Евфрата. — Между двумя пустынями Ирана и Сирии расстилается плодородная равнина, орошаемая двумя реками Тигром и

1. Конницы: скифская и ассирийская[32]

1. Конницы: скифская и ассирийская[32] Совершенно невозможно точно определить время, когда впервые вошла в употребление конница в настоящем значении этого слова. Во время Троянской войны или, по крайней мере, когда Гомер писал об этой войне, она была грекам совершенно

Ассирийская армия

Ассирийская армия Созываемая каждый год в течение многих столетий, перебрасываемая от увенчанных снегами гор Армении и Ирана до болот Персидского залива и горячих песков Египта, неутомимая и почти всегда победоносная армия была главным инструментом для демонстрации

ВАВИЛОНИЯ В XII—VII ВВ. ДО Н. Э. И АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА

ВАВИЛОНИЯ В XII—VII ВВ. ДО Н. Э. И АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА В конце XIII в. до н. э. начинается упадок Вавилонии. Столетие спустя эламский царь Шутрук-Наххунте I решил, что настал час расплаты с давним врагом и, напав на Вавилонию, разграбил города Эшнунна, Сиппар, Опис и наложил на них

Глава V. Тиглатпаласар III и ассирийская армия классического периода

Глава V. Тиглатпаласар III и ассирийская армия классического периода Как отмечено историками, в создании Новоассирийской империи можно проследить две стадии. Первая стадия (ранняя Новоассирийская держава) проходила под руководством уже знакомых нам Ашшур-нацир-апала II и

Ассирийская литература

Ассирийская литература По утверждению историков и писателей древности культура Вавилона была выше ниневийской. Если вавилоняне создавали свою литературу в значительной мере на шумерских образцах, переводили их на свой язык, пополняли новыми элементами, то ассирийские

§ 4.3. Ассирийская держава

§ 4.3. Ассирийская держава Во II–I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов — Ассирия, — ставшее первой в мировой истории наднациональной империей. Имперский строй

Глава 3. Ассирийская держава

Глава 3. Ассирийская держава Господствующий класс Ассирии с X в. до н. э. начинает новую серию завоевательных походов. Эти войны позволили Ассирии в той или иной форме подчинить себе большинство государств Ближнего Востока, впервые за всю историю в пределах одного

2. Ассирийская держава в период наибольшего могущества

2. Ассирийская держава в период наибольшего могущества Ассирийское общество во второй половине VIII в. до н. э В Ассирийском государстве с приходом к власти Тиглатпаласара III (Тукультиапалэшарра, 745–727) начались изменения. Качественно изменились отношения Ассирийского

Скифская и ассирийская конница

Скифская и ассирийская конница Невозможно установить период, когда впервые начали использовать конницу в современном значении этого слова. Однако она не была известна в Греции во время Троянской войны (традиционные даты осады Трои 1194–1184 гг. до н. э.) или когда о ней

Ассирийская военная держава[38]

Ассирийская военная держава[38] Что мы знаем о государстве, столицу которого мы описали? Оно простиралось (в VII в. до н. э.) от гор Малой Азии до долины Нила, от Средиземного моря до Персидского залива и центрального Ирана. Им неограниченно правил царь, живший в Ниневии,

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Ассирия - древнее государство в Северном Междуречье. Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет, начиная с 24 века до н. э. и до её уничтожения в 12 веке до н. э. Мидией и Вавилонией.

Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия существовало с начала 2 тысячелетия примерно до 612 года до н. э., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии. Цари Ассирии сосредоточили в своих руках почти всю полноту власти - они одновременно занимали должность верховного жреца и военного вождя. Царскими советниками были привилегированные военачальники (управляющие провинциями, обязательно служившие в армии и платившие царю дань). Земледелием занимались рабы и зависимые работники.

Захватнические военные походы ассирийцы начали со второй половины 8 века до н. э., в результате чего образовалась огромная империя. Ассирийцы захватили всю Месопотамию, Палестину и Кипр, а также Египет, который потеряли спустя 15 лет. На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов). (приложение 6)

Особенности архитектуры Ассирии определили более суровый климат, чем в южной части Двуречья, горы, богатые камнем, лесом, рудой. Военный уклад сложившегося здесь во 2 тысяче до н. э. государства также сказался на характере строительства - ассирийцы возводили крепости, дворцы, мосты, строили прочные каменные дороги. Благодаря успешным военным походам Ассирия становится к 7 веку до н. э. огромной державой, включавшей и территории Двуречья.

Архитектурные типы, выработанные в покоренных областях, становятся достоянием ассирийского зодчества, обогащая арсенал строительных и художественных приемов, сложившихся в самой Ассирии. Так, из архитектуры хеттов и сирийцев был заимствован опыт крепостного строительства с возведением основания стен из огромных каменных блоков, надстроенных стенами и башнями из сырцового кирпича; высокие каменные цоколи зданий (ортостаты) украшались скульптурным рельефом; ниши главных входов превращаются в портик, встроенный между двумя башнями. Из архитектуры Двуречья была воспринята монументальная образность высоких платформ и зиккуратов.

Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин. Дур-Шаррукин был построен ассирийским царем Саргоном II за короткий срок с 711 по 707 годов до н. э., и это отразилось на регулярности его планировки. Дур-Шаррукин был объявлен Саргоном II столицей Ассирии, поэтому строительство этого города велось быстрыми темпами при участии большого числа рабов и строительных рабочих. (приложение 7)

Дворец был возведен на платформе высотой 14 метров вровень с крепостными стенами, охватывающими территорию прилегающего города размером 1730×1685 метров. Более 200 помещений дворца окружали парадные дворы. Главная улица города подходила к воротам дворца, монументально оформленным в виде арки, по бокам которой располагались крылатые быки и изображения героев Гильгамеша и Энкиду.(приложение 8) Внутри дворец Саргона был украшен алебастровыми раскрашенными рельефными изображениями военных походов этого царя, который сумел подчинить себе за короткий срок огромные территории и такие государства, как Египет, Иерусалим, финикийские города и Сирию.(приложение 9) В состав дворца входил зиккурат высотой 40 метров со спиральным пандусом и большой сад, орошение которого осуществлялось системой водоподъемных устройств. Стены дворцов и залов были оштукатурены и украшены алебастровыми панелями с рельефами, полы вымощены орнаментированными керамическими и каменными плитами. Залы перекрывались кедровыми балками, небольшие помещения имели сводчатые и купольные покрытия.




В планировке Дур-Шаррукина можно обнаружить модульное построение, модуль здесь имел размер 61 метров. Стороны города, равные 1800 и 1650 метров, делились в соответствии с этим модулем на 30 и 27 модулей; кратны модулям и расстояния между воротами и углами города. (приложение 10)

Столицей Ассирии становится Ниневия, город, соперничавший с Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов. К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей столицы Ассирии 9-7 веков. до н.э. Ниневии, так как в 612 году до н.э. она была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала (приложение11,12), который был раскопан экспедицией П. Э. Ботта в 1842 году. Найденные остатки Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не позволяют с достоверностью судить об очертаниях города и расположении его главных улиц.

Экономика Ассирии была подорвана войнами и грандиозным строительством. Вавилон же, несмотря на то, что и был разрушен до основания и затоплен в 689 году до н. э, отстраивается и достигает прежнего величия. В союзе с мидийцами вавилоняне уничтожили Ассирийскую империю, а столицу Ассирии Ниневию сравняли с землей.

Ассирия - древнее государство в Северном Междуречье. Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет, начиная с 24 века до н. э. и до её уничтожения в 12 веке до н. э. Мидией и Вавилонией.

Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия существовало с начала 2 тысячелетия примерно до 612 года до н. э., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии. Цари Ассирии сосредоточили в своих руках почти всю полноту власти - они одновременно занимали должность верховного жреца и военного вождя. Царскими советниками были привилегированные военачальники (управляющие провинциями, обязательно служившие в армии и платившие царю дань). Земледелием занимались рабы и зависимые работники.

Захватнические военные походы ассирийцы начали со второй половины 8 века до н. э., в результате чего образовалась огромная империя. Ассирийцы захватили всю Месопотамию, Палестину и Кипр, а также Египет, который потеряли спустя 15 лет. На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов). (приложение 6)

Особенности архитектуры Ассирии определили более суровый климат, чем в южной части Двуречья, горы, богатые камнем, лесом, рудой. Военный уклад сложившегося здесь во 2 тысяче до н. э. государства также сказался на характере строительства - ассирийцы возводили крепости, дворцы, мосты, строили прочные каменные дороги. Благодаря успешным военным походам Ассирия становится к 7 веку до н. э. огромной державой, включавшей и территории Двуречья.

Архитектурные типы, выработанные в покоренных областях, становятся достоянием ассирийского зодчества, обогащая арсенал строительных и художественных приемов, сложившихся в самой Ассирии. Так, из архитектуры хеттов и сирийцев был заимствован опыт крепостного строительства с возведением основания стен из огромных каменных блоков, надстроенных стенами и башнями из сырцового кирпича; высокие каменные цоколи зданий (ортостаты) украшались скульптурным рельефом; ниши главных входов превращаются в портик, встроенный между двумя башнями. Из архитектуры Двуречья была воспринята монументальная образность высоких платформ и зиккуратов.

Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин. Дур-Шаррукин был построен ассирийским царем Саргоном II за короткий срок с 711 по 707 годов до н. э., и это отразилось на регулярности его планировки. Дур-Шаррукин был объявлен Саргоном II столицей Ассирии, поэтому строительство этого города велось быстрыми темпами при участии большого числа рабов и строительных рабочих. (приложение 7)

Дворец был возведен на платформе высотой 14 метров вровень с крепостными стенами, охватывающими территорию прилегающего города размером 1730×1685 метров. Более 200 помещений дворца окружали парадные дворы. Главная улица города подходила к воротам дворца, монументально оформленным в виде арки, по бокам которой располагались крылатые быки и изображения героев Гильгамеша и Энкиду.(приложение 8) Внутри дворец Саргона был украшен алебастровыми раскрашенными рельефными изображениями военных походов этого царя, который сумел подчинить себе за короткий срок огромные территории и такие государства, как Египет, Иерусалим, финикийские города и Сирию.(приложение 9) В состав дворца входил зиккурат высотой 40 метров со спиральным пандусом и большой сад, орошение которого осуществлялось системой водоподъемных устройств. Стены дворцов и залов были оштукатурены и украшены алебастровыми панелями с рельефами, полы вымощены орнаментированными керамическими и каменными плитами. Залы перекрывались кедровыми балками, небольшие помещения имели сводчатые и купольные покрытия.

В планировке Дур-Шаррукина можно обнаружить модульное построение, модуль здесь имел размер 61 метров. Стороны города, равные 1800 и 1650 метров, делились в соответствии с этим модулем на 30 и 27 модулей; кратны модулям и расстояния между воротами и углами города. (приложение 10)

Столицей Ассирии становится Ниневия, город, соперничавший с Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов. К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей столицы Ассирии 9-7 веков. до н.э. Ниневии, так как в 612 году до н.э. она была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала (приложение11,12), который был раскопан экспедицией П. Э. Ботта в 1842 году. Найденные остатки Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не позволяют с достоверностью судить об очертаниях города и расположении его главных улиц.

Экономика Ассирии была подорвана войнами и грандиозным строительством. Вавилон же, несмотря на то, что и был разрушен до основания и затоплен в 689 году до н. э, отстраивается и достигает прежнего величия. В союзе с мидийцами вавилоняне уничтожили Ассирийскую империю, а столицу Ассирии Ниневию сравняли с землей.


Военный характер Ассирийского государства наложил определенный отпечаток на характер зодчества. В градостроительстве широкое распространение получают города-крепости и укрепленные дворцы; в изобразительном искусстве преобладает военная тематика.

В ассирийской архитектуре прежде всего ощущаются следы хурритско-малоазийского влияния (в середине II тысячелетия до н. э. Ассирия находилась в политической зависимости от хурритского государства Митанни), а также влияния Южного Двуречья, культура которого сыграла решающую роль в сложении ассирийского искусства.

Дур-Шаррукин. Бит-хилани, 712—707 гг. до н. э.

Внутренние противоречия и постоянные раздоры между государствами Месопотамии снижали их обороноспособность в борьбе с соседями: хеттами, урартами, со все новыми кочевыми племенами, появлявшимися то с гор, то из пустыни. Особенно тревожным был конец II тысячелетия.

Первая же половина I тысячелетия отмечена невиданным ранее усилением сначала Ассирии, потом новым расцветом Вавилона. В обоих появляется множество архитектурных памятников, которые отражают высокий, хотя и кратковременный подъем деспотий, использовавших в культуре и в архитектуре тысячелетнюю традицию древнейшей Месопотамии и отчасти вклад своих соседей

Близость архитектуры Ассирии и Нового Вавилона позволяет рассматривать их вместе, несмотря на известные различия, основанные на различиях в социальных условиях, в климате и геологических условиях.

Ассирия простиралась по среднему течению реки Тигр. Почва здесь менее благодатна, чем в южном Двуречье. Климат континентальный, с засушливым летом и довольно суровой зимой; окружающие долину предгорья богаты рудами, лесом и камнем, которыми Ассирия снабжала юг. Исконное население — хурритские (субарейские) племена; позже сюда проникает большое количество семитов — сначала аккадян, потом арамейцев. На рубеже III и II тысячелетий здесь зарождается государство со смешанным населением, тесно связанное с шумеро-аккадским югом, то самостоятельное, то подчиненное Вавилонии или другим соседям.

Различные племена, населявшие Ассирию, постепенно слились в единый ассирийский народ, и здесь с течением времени сложилось ярко выраженное военно-бюрократическое государство с разветвленным и сложным аппаратом чиновничества, с постоянной армией, стоявшей на высоком уровне военного искусства, с конницей, осадными приспособлениями, со специальными отрядами строителей и т.п.

Изображение купольных построек на рельефах дворца Синахериба в Ниневии, конец VIII — начало VII вв. до н. э.

Изображение купольных построек на рельефах дворца Синахериба в Ниневии, конец VIII — начало VII вв. до н. э.

Развитие страны шло неравномерно; нередко за блестящими военными успехами, обогащавшими верхушку общества, следовал глубокий упадок, вызванный истощением страны после непомерного напряжения в непрерывных войнах. Периоды расцвета страны, сопровождавшиеся усилением строительства, приходятся на XIV—XII вв. и особенно на VIII—VII вв. до н. э., когда в результате деятельности Тиглатпалассара III создалась великая ассирийская держава.

Связанная с Двуречьем экономически, а также культурной и религиозной традицией, влиявшими на весь уклад жизни, Ассирия, естественно, воспринимает оттуда и типы сооружений, и архитектурные формы. Высокие террасы, возводившиеся на юге для защиты зданий от наводнений, возводятся и в Ассирии, становясь здесь, однако, в первую очередь средством придания архитектурным сооружениям недоступности и величия. Ступенчатые башни-зиккураты распространяются и в Ассирии, но со слегка измененными формами.

Ассирийцы использовали также строительный опыт и своих соседей, и военных соперников — хеттов и урартов, живших в более близких им условиях в смысле климата и добычи строительных материалов, чем шумеры и аккадийцы. От них ассирийцы научились обработке и применению камня, в частности сооружению каменного цоколя, плиты которого украшались рельефами.

У хеттов базальтовые или гранитные ортостаты, обращенные наружу, сохраняли значение конструктивного элемента; у ассирийцев же — это лишь тонкие, чисто декоративные алебастровые плиты (обычно 20 см в толщину при высоте 1—2 м и длине 2—4 м), которыми украшалась нижняя часть стен как на фасаде, так и внутри дворцовых зданий. Их поверхность сплошь заполнялась рельефами, изображавшими военные походы и царскую охоту.

Камень применялся, однако, очень скупо — лишь для фундаментов, вымосток и облицовок. Основным материалом оставался сырец в виде плоских квадратных кирпичей. Используя элементы сложившейся в соседних странах архитектуры, ассирийцы, располагавшие неизмеримо большими экономическими возможностями и огромным количеством рабов, развили их и придали своим сооружениям грандиозный характер.

Читайте также: